Выше приведенный указ 1736 года уже сказал, что в этом году в Заводах был храм во имя Святых Апостолов Петра и Павла и что он тогда был ограблен татарами. Однако в последующих бумагах не видно того, чтобы Заводский храм подвергся тогда такому оскорблению, какое причинено было врагами Христова имени Спеваковскому храму. Местное предание сообщает следующие особенности об участи Заводской церкви того времени: а) Одно татарское ядро пробило северную страну храма близ клироса, пролетело сквозь царские двери и ударило в южную стену алтаря, но здесь остановилось. Знак ядра поныне виден на стене храма. б) По местному преданию, татары увели тогда в плен Заводского священника. И это предание оправдывается письменными документами. Духовное Правление в 1739 году в ведомости о праздных местах показывало, что храм в Заводах без священника, и в указе 1737 года называло Спеваковского священника Григория священником Петропавловской, то есть Заводской церкви. в) Предание сохраняет память и о том, что татары увели тогда с Заводов многих в плен. В помянутой ведомости 1739 года о праздых местах сказано, что в Заводах храм не только без священника, но и без прихожан. Между тем в ведомости за 1732 год, после отделения в 1726 году значительного числа дворов к Спеваковскому храму, при Заводском храме показано 132 двора. Какое же ужасающее число исповедников имени Христова попалось в плен к врагам имени Христова!
После этого нападения татар, слобода Заводы, как видно, долго не могла оправиться. По ведомости за 1749 год показано при Заводском храме только 35 дворов. Страшный грабёж напугал черкасов. К тому же и без того здесь было не привольное житьё. На другой стороне Донца, на стороне татарской, там, где ныне находятся Заводские хутора, на возвышенном месте, есть глубокая котловина. Здесь, ещё на памяти стариков Заводских, татары содержали лошадей для разъездов.
Котловина устроена на средине одного из 5 курганов, расположенных на правой стороне Донца, параллельно с рекою. Котловина в 3 верстах от Заводов, глубиною до 5 сажень. Курган её, как и другие 4, шириною до 40 сажень. Точно так же напротив Спеваковки, на той же правой стороне Донца, расположены параллельно с рекою 7 курганов, но меньшей величины; самый большой, называемый Острою могилою, 30 сажень в ширину, а прочие 16 сажень. Это – наблюдательные посты, обращавшиеся иногда татарами во вред Спеваковцам и жителям Заводов. Казаки также пользовались котловинами курганов для наблюдения за татарами.
При недостатке корма или съестных припасов, они нападали на Спеваковку и Заводы, грабили всё, что попадалось под руки, и уводили жителей в плен.
По такому положению Заводов очень естественно, что черкасы с самого начала поселения своего на этих местах построили крепость. Её составляли: земляной вал, с острогом из дубовых деревьев, с 4 башнями, со рвом и чугунными пушками; по берегу Донца на несколько вёрст стояли рогатки.
Это тем более нужно было, что при нынешней слободе Заводах добывали соль в соляных озёрах, почему и местечко иначе называли «Государевы солёные заводы». При близости грабителей – татар, неизбежно было сколько-нибудь обезопасить покой и жизнь добывавших и покупавших соль от наглости грабителей-злодеев. Ныне от бывшей Заводской крепости остаются едва заметные ряды брёвен в земле, почти уже согнивших. Ныне уже и соляных озёр, из которых прежде добывалась соль: они засыпаны песками, и Донец переменил своё течение. Это и не могло быть иначе. В старые времена, по обоим бегерам Донца рос дремучий лес. Леса истреблены и открылись сыпучие пески, переносимые, подобно волнам, с одного места на другое. Ныне не вдали от слободы Заводов находятся значительные озёра, из которых одно называется Липняги, но все они не соляные; в них водится много вкусной рыбы. Оскудение соли в бывших соляных колодезях имело своим следствием и перемены в населении Заводов. При Бироне вздумали взять здешние колодези в полное заведывание казны, тогда как до того времени Черкасы добывали и продавали соль с платою незначительной пошлины; вызваны были однодворцы из Белгорода, и соляные рабочие из Славянска и Бахмута, - употреблено много денег и труда на воображаемое улучшение колодезей. Но опыт скоро доказал, что доход Заводов был слишком незначительный, почему всё было брошено, рабочие возвратились в прежние места, а однодворцы в 1759 году переселены на реку Айдар, где они образовали слободку Заводовку, или Спеваковку. Земли, по старинному праву, остались во владении Черкасов.
Guldenstad, Reise durch Russland, Th. 2, S. 293. Этот путешественник, бывший в Заводах в 1774 году, уже нашёл соляные колодези сухими: но ещё видел остатки соляных колодезей и собрал сведения о том, как добывали здесь соль. Вот описание его: «Место, где добывали соль, лежит в углу, образуемом правою стороною устья Емельяновки и левою стороною Донца, во 100 шагах от устья, при подошве песчаной возвышенности. Весною оно занимается водою, а теперь при самой подошве возвышенности стоит болото, котрого вода на вкус мало солоновата, но которое называют солёным озером. Окружающая почва – глинистая и желтоватая. Соль добывали не из этого озера, а из источника, который выкопан в 100 шагах от озера и в 200 от берега Емельяновки. Сруб колодезя осыпан землёю, вышиною в сажень, чтобы весенняя вода не затопляла колодезя. Из этого колодезя добывали соль и жёлобами проводили её чрез Емельяновку в соловарню. Кроме этого колодезя, самого богатого, были ещё 6 других во 100 шагах от того. Ямы четырёх я ещё видел; три находятся между главным колодезем и правым берегом Емельяновки, а четвёртыё на левом берегу Емельяновки. Теперь все они высохли и заброшены». S. 293, 294.
Нынешний храм Заводов, освящённый в честь Святых Апостолов Петра и Павла в 1724 году, построен, как говорят, по словесному распоряжению Петра I, данному в 1721 году; в 1722 году подписался «Заводской поп Антон Фёдоров», а в деле 1726 года подписался «Заводской Петропавловской Церкви поп Савва».
Метрики храма начинаются с 1729 года.
Число прихожан: в 1730 году 205 муж., 172 жен.; в 1750 году 70 муж., 70 жен.; в 1770 году 249 муж., 251 жен.; в 1790 году 303 муж., 288 жен.; в 1810 году 574 муж., 558 жен.; в 1830 году 763 муж., 678 жен.; в 1850 году 436 муж., 438 жен. душ.