Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.

Медико-статистическое описание Богодуховского и Ахтырского уездов.

Назад

 

Окружной врач Стомма

 

Из медико-статистического описания Ахтырского и Богодуховского уездов

Харьковской губернии, составленное в 1861 году

Состав земли и почвы

Верхние слои земли увеличены весенним и дождевым стоком вод в главные их приемники Ворсклу и Мерло почти повсеместно, особенно на севере, переполнены обрывами на 10 саженей глубины, стены которых представляют горизонтальное напластование новейших формаций. Разница та, что слои бывают неодинаковой толщины и числа. Только местами на берегах рек и речек выстоит гора или цепь возвышенностей правого берега, доходящих иногда до 15 сажень над уровнем прилежащих вод. Они состоят из глины красного цвета, изрезанной по поверхности различной глубины бороздками от струившейся сверху воды. Таков главный поверхностный состав земли обеих уездов, следует прибавить по сторонам рек, лежащий намывной песок и ил. Представив вертикальный разрез оной, будем иметь или чистую глину с примесью наверху чернозема или послойно: чернозем, глину серую или красную, песок, глину и самый глубокий слой глину зеленую, отличающуюся большой плотностью, а почему простолюдинами она употребляется на фундаменты печей и штукатурки, обмазывают же избы красною глиною. Кроме сказанного еще из глины выделывают кухонную посуду около Боромли, Краснополья, Ахтырки, Пожни, Краснокутска образцы которых как и самая глина на лицо находится в палате.

Камней годных на пользу человека в этой местности почти не находится, попадаются большей частью серые известняки, мергели, желтые и красные песчаники удобно растирающиеся между пальцами и рассыпающиеся сами по себе от действия внешних причин воды и воздуха, только в Ахтырском уезде на берегу Ворсклы около Журавков находится серый камень по твердости и блестящему излому могущий быть годным для мостовых и шоссе, а в Богодуховском на тою же рекою около Добренского из камня сделан фундамент под приходскую церковь, однако твердости уступающий первому. Для ясности, собранные все сорта местных камней препровождены в палату. Количество камней определить трудно, ибо месторождение составляют песчаные холмы и чернозем, почему с каждым годом вода смывая холмы открывает числом более, из коих некоторые доходят величиною до одной квадратной сажени.

Кроме камней во втором и третьем слои земли встречаются желваки и блестки глинистого железняка и остатки истлевших человеческих костей, если производить раскапывание по обрывам, другие же мне не попадали. Только случайно мог достать окаменелый кусок сосны из Лебединского уезда и окаменелую ветку с плодом каштана из меловых гор Старобельского уезда. Самый верхний слой или почва земли есть чернозем, толщиною доходящий до трех аршин, по цвету различный от большей или меньшей примеси песка или глины, чрез что, если преобладает заметный песок, то чернозем переходит в суглинок, составляя черноземно-песчанную почву. От смешения же глины является суглинок или чернозем суглинистая почва. Чистый чернозем содержит мелкие песчанно-глинистые частицы, до 15% черного клочковатого перегноя органических веществ и до 4,5% воды. Сравнительный вес его 2,1-2,25. Суглинок более всего оказывается севернее Ворсклы, на возвышенностях прилежащих Лебединскому и Сумскому уездах, по правому берегу рек около Люджи, Каменки, Дерновой, Поляновой, Пожни, Козеевки, Краснокутска. Супесок сопутствует течению рек, особенно развит в углу впадения Ворсклицы в Ворсклу, а по Мерлу между Краснокутским и Колонтаевым и составляет вторую параллель речную…

Гидрография

Главной рекой орошающей оба уезда составляет Ворскла. Она берет начало в Белгородском уезде Курской губернии из возвышенности делящей бассейны Дона и Днепра, протекает почти посередине Ахтырского уезда, принимая направление с северо-востока на юго-запад, захватывая часть Богодуховского уезда, в пять верстах от Ахтырки поворачивает на юг в Полтавскую губернию, где впадает в Днепр. Длина течения этой реки по уездам доходит до 110 верст на каковом пространстве принимает речки справа: Ворсклицу 30-ти верст, с Пожнею 26-ти и Дерновой-306, Боромлю 45 с Радомлей 14, Алешней 20-ти верст; слева: Второй Братеницей 20, Дальние Иваны 20, Рябина 27, с Купьевахою 15, Веселою 24, Селивановка 15, с Принцем 9, Ахтырка 20, Хухра 21, с Хуромлею 10, а в последнем впадает Мокрая Котелевка 10, с Среднею Котелевкою 25 и Сухою Котелевкою 7, Мерла 95 верст, разделяющая Богодуховский уезд на две половины и принимающая слева: Лозову 25, с Лапуховою 20, Мокрый Марчик 50, с Княжною 10, Грузскую 20, с Сухим Мерчиком 12, Колонтаев 25, Трухановку 10 и Коломак 24 версты… Русло как Ворсклы так и других рек глинистое иловатое только местами дно реки бывает песчаное, особенно более с левой стороны…

Ключей или криниц по течениям рек, притоков, расположению оврагов, находится в достаточном количестве. Она как главный источник образования речек, доставляет местным жителям самую чистую воду. Нет селения, где бы не было нескольких криниц – драгоценнейших даров природы, особенно весною, когда реки наполняются мутною водою, а при том в рабочее летнее время, всякий хлебопашец или прямо берет чистую ключевую воду или делает запас ее в боченках, только в степных местах, природы заставляет делать искусственным водохранилища, колодцы, по деревням же, криницы ежегодно по здешнему обычаю освещаются… Мытью белья, мочение конопли где кому угодно, стоки разных нечистот, делание платин по рекам без удобрения, устройство водопоев больному скоту как придется, вот причины почему криницы составляют почти единственный источник пользоваться человеку чистой водою. Проточные же рек и преимущественно служат устройству мельниц, сахарных и винокуренных заводов. Ключи, отличающиеся чистою водою и изобилием источника три: около Самотоевки, Люджи и Ахтырки. Первый из них снабжал прежде винокурню достаточным количеством воды, по течению своему оставляет железную ржавчину, а по временам выбрасывает корни камыша, вероятно занесенные землею, вода в них чиста, без запаха и вкуса. Из серных минеральных источников замечателен один около селения Мурафы, где в настоящее время устроено водолечебное заведение.

Климат

… Ветры восточные, не имея никаких преград, а еще более свободные пути по течению рек и самому наклонению земли, действуют разрушительно, своею продолжительностью иссушая почву летом и наводя зимою холод, подобно северным ветрам, сопряженным с метелью и вьюгами. Чем западнее местность, тем восточный ветер ощутительнее. Потому то хлебопашцам угрожает всегда опасность предвещающая засуху, если постоянно дует ветер с востока, даже прошлого года в августе он был причиною уничтожения огородовины, ярового хлеба не успевшего созреть и фруктов, подвергшихся гниению. Ранней же весенний восточный ветер, особенно юго-восточный, действует на природу благотворительно, ибо дни теплые, ясные с поморозью по ночам, перемешанные летним дождем, скоро ее оживляют, уничтожая снег и лед, доказательством чему служит март месяц сего года, при образовавшейся температуры от 2 до 6 градусов, после такой холодной и тяжелой зимы, когда 12 и 13 января мороз доходил до 31 градуса, западные и южные ветры приносят во всякое время года теплоту и сырость, чем они продолжительнее, тем сырости бывает больше, так что реки выступают из своих берегов и мельницы с сентября 1859 года на Ворскле вынуждены были приостановить свои работы, зато подобные майские ветры временно действующие, возвещают стране плодородие, оживляя силы простолюдинов, отчаивающихся при наступлении первых весенних восточных ветров, подобно случившемуся сего года, а вместе с теплотою доходящей выше +10 градусов покрывают поля и луга зеленью, насыщающую свежею и здоровою пищею домашний скот. Северный ветер, уменьшая температуры дает то ясные, то пасмурные и дождливые лета, а снеговые зимою, дни. Он ощутительнее в Ахтырском уезде по правый возвышенный берег Ворсклы, поддерживая долее зиму. В Богодуховском же, как защищенном с севера упомянутым рубежом и представляющим открытую гладкую более безлесную равнину не столь имеет сильное влияние, во всяком случае в декабре 1860 года был причиною при – 7 до 15 градусов обильное выпадение снега и частых сильных метелей, сделавшихся жертвою смерти и болезни многих проезжающих. Таковые метели еще бывают опасные в январе и феврале месяцах, когда погода сделается непостоянною сменяясь то снегом то дождем, при температуре 31 градуса. Впрочем, к счастью местности на морозах достигающие 30 градусов подобно ожидать 10-20 лет, как и случилось по сведениям в 1837, в 1848, в 1861 годах, однако насколько мороз парализует деятельность господ членом общества акклиматизации и любителей садоводства, помещиков Богодуховского уезда Н.А. Витинского и И.И. Каразина, настолько мешают разведению садов у крестьян, особенно славящихся в Козеевке. Кому не известен вкус посещающих эту местность прелестной козеевской сливянки! В этом же году морозы возвысили цену слив до 30 копеек, вместо 10 копеек. Целые плантации вишень, слив, грецкого ореха и других исчезли, смотря по местности и расположению оных. Так, на открытом и низменном месте прилежащим реки Мерла у господина Витинского деревья грецкого ореха частью вымерзли, между тем на гористой возвышенности у господина Каразина, но в овраге все остались живы, даже сладкий орех. Эта местность подвержена быстрым переходам состоянию окружающей атмосферы, в одни сутки может последовать – 7 градусов или до + 4, снег и дождь, но к несчастью местные жители смотрят на такую игру природы бессознательно, почему и подвержены особенно малолетние ослаблению организма и частой смерти от простуды. Нет человека не испытывавшего простуды, нет почти болезни прямо или последовательно зависящей от ней, почему полагаю, что наука акклиматизации растений, сберегающая от холода правильным окутыванием, совершение науки акклиматизации человека, служащей искоренением предрассудков и исправление нравственности относительно защиты от зловредного действия натуры. Весна как время появления тепла, заметно делается с 15 февраля своим непостоянством, то бывает теплее то холодно, с 15-го марта обыкновенно снег пропадает, реки вскрываются, а с 15-го апреля температура равняется + 10 до +15 сопровождаемая только холодными ночами. Иногда в мае появившейся холод бывает вреден садовым фруктам, отчего они частью опадают, а оставшиеся на деревьях делаются слабыми и подвергаются скорому гниению. Наибольшая температура февраля + 4, наименьшая – 10; марта + 10 и 0; апреля + 20 и 9. мая + 25 и + 8. Лето, если принять за начало появления грозы бывает с 1-го мая. Самый большой жар встречается в июле на солнце до 35 градусов, причем нет возможности оставаться долго на открытом месте, ибо сверх солнечной лучистой теплоты, приходится ощущать теплоту нагретой земли, следствием этого появляются местами бури и градобития, наводящие в одно мгновение потоки вод вредные растительности, но уже в августе теплота уменьшается при наступлении холодных ночей. Наибольшая температура июля 25 градусов наименьшая 15 июля 35 и 15 градусов, августа 30 и 8 градусов. Начало осени, если принимать прекращение грозы 1 сентября, обуславливается прохладою вечернею и ночей, причем в октябре уже появляются осенние туманы, а в первой половине ноября выпадает снег при теплоте ниже нуля градусов и непостоянстве погоды. Зима считая начало замерзания рек есть 15 ноября. Но так как этот климат отличается непостоянством, то бывает что весь ноябрь и половина декабря, а по сведениям и вся зима состоит из грязи, дождя и снега, как это было в 1842 году…

Естественные произведения

Растительность травяная: озимая рожь, пшеница, яровая пшеница, ячмень, овес, просо, гречиха, картофель, сахарная свекловица, конопля, лен, подсолнечник, мак, капуста, буряк, редька, морковь, репа, петрушка, пастернак, хрен, лук, чеснок, салат, помидор, укроп, огурцы, дыни, арбузы, тыквы, экстрагон, чернушка, чабер, мята, шалфей, иссоп, мелисса, майоран, аир, дагель, маун, душица, богородицкая трава, чистотел, буквица, полынь, божье ярево, деревей, горечавка, золототысячник, трилистник, дымянка, раковая шейка, завязалкорень, плакун, просвирняк, калачик, переступик, горький иссоп, мыльный корень, донник, вех, конский укроп, дурман.

Растительность древесная: дуб ранний и поздний, граб, клен, ясень, берест, вязь, береза, ольха, липа, осина, осокор, тополь, верба, ива, сосна, яблоня, груша, боярышник черноягодный, рябина, черемуха, боярышник красноягодный, орешник, крушина, бересклет, брусника, калина, лозник, дикая вишня, терн, мендалины, шиповник, таволга, заловник, брок, астрогант, жимолость, ягодник, бузина, черноплодная рябина, можжевельник, кедр, ель, лиственница, чинарь, ольха, орехи, бобовое американское дерево, каштан, шелковица, тополи, белая акация, желтая акация, слива, абрикосы, лоховник, бузок, барбарис.

Царство животных

Нетопырь, еж, крот, хорь, ласка, волк, лиса, белка, хомяк, крыса, мышь, суслик серый и пятнистый, заяц русак.

Птицы: ястреб, сыч, пугач, желка, дятел, камышинка, сойка, сорока, ворона, галка, ворон, воробей, щегол, чечетка, коноплянка, куриная куропатка, снегирь, жаворонок, журавль, орел, кобчик, грач, дятел, дрозд, шпак, трясихвостка, чижик, дрофа, чибис, дуппель, кулик, аист, бугай, водяная курочка, дергач, черок, крижель, травничок, чайка, кукушка, удод, соловей, иволга, горлица, лыска, перепелка.

Земноводные: черепаха, уж, гадюка, бесхвостая амфибия квакушка, зеленая лягушка, жаба.

Рыбы: окунь, карп, пескарь, линь, лещ, плотва красноперка, белест, щука, налим, вьюн.

Беспозвоночные: бабочки, жуки, букашки, черный жук, хрущ, пауки.

Домашние животные: лошади, буйвол, овцы, свиньи, козы, собаки, верблюды, ослы, утки, гуси, куры, индейки, голуби, фазаны, пчелы.

Жители

529685 десятин земли обеих уездов населяются 193025 жителей, из них казенных крестьян 57671 мужеска и 60285 женска, всего 117965. Происходя от двух поколений великорусы и малороссы вообще хорошего телосложения, рослы, лица правильные, почти все первые белокурые, вторые темнорусые брюнеты и блондины. Обе нации ко всему полезному восприимчивы и понятливы. Только первые оказываются более бодрыми, смелыми, расторопными против увялости и осторожности последних. Впрочем закоренелые предрассудки и старые привычки на всех одинаковые имеют влияния, доказательством этому служит образ жизни крестьян, ибо не только два поколения не слились относительно языка одежды и содержания, но даже почти не подвинулись вперед от старого ухода за естественными произведениями и промышленностью, а также и в исправлении нравственности. Виновником такого застоя, насколько составляет привычка к старому, настолько ежели не более образ действий путеводителей народа, ибо к несчастью эгоизм последних только заставляет заботится о пользе для собственной персоны с угнетением даже подчиненных, а следовательно бессовестность ближайшего представителя дает полную смелость народу предаваться не только закоснелым обычаям, но и гибельным порокам, как пьянству, воровству, обману. Может ли при том волостное начальство искоренять старое, когда ему жилось и живется хорошо, посещая вечерницы, праздники кукушку, купалу и другие? Может ли священник иметь влияние на нравственность прихожан, когда собою представляют глас вопиющего в пустыне, а контролем его действий, всякий? Может ли окружной врач добросовестно исполнять свою должность при разнообразии своих занятий распространяющихся на два округа, и чрезвычайно ограниченных средствах? Приходится сознаться, что по всем отраслям службы играет главную роль бюрократия, от которой крестьянам не бывает легче. Едва в последнее  время начали являться полезные нововведения и преобразования, исправляющие благосостояние быта крестьян и предвещающие великую им будущность, по врожденной восприимчивости славянских народов исполинскими шагами достигать совершенства.

Самый язык обоих наций с каждым годом делается чисто русским, причиною тому торговые сношения, соотношения близкие крестьян к помещикам, дворовые люди, чумакование, военная и гражданская служба, сельские училища, духовенство, так что в этой местности хотя наречие малоросское и имеет некоторую разницу, но со временем слова чет, постривай, бачить и др. выдут из употребления ибо в общежитейском разговоре они ежегодно уменьшаются, остаться может надолго только неправильный выговор русских слов, не мешающий полному образованию единства славянского. Корень языка у малороссов славянский, со смешанным произношениям русским и польским, куда вкрались многие слова татарские: бакша, сага, лачуга и другие.

Жилища вообще у всех из рубленного дерева, здоровые, обширные, построенные на один лад, состоят из сеней и избы с перегородкой или без оной, которая всегда обмазывается известкой, содержится чище у малороссов, зато просторнее у великороссов. В углу избы устроена кирпичная печь с выведенною таковою же трубою. Только не имущие, из разного рода деревьев, липы, осины, ольхи, дуба кое-как слепливают себе маленькое помещение с огромными щелями от неровности дерева и хворостяною трубою, обмазанной глиной, почему присовокуплены другие невыгоды жизни, бедные преимущественно подвергаются болезненности. Все избы снаружи покрываются глиною и известью, с крышами соломенными. Привычка освещать избы лучиною остается у великороссов, несмотря на трудность приобрести оную и по невыгоде от постоянной копоти, вообще прочие зажигают сало, а богачи свечи. Ночь семья проводит на печки, нарах, соломе, подослав свою одежду, а где есть подушку. Кровати и постели только существуют у зажиточных малороссов. Отапливаются избы дровами, хворостом, а редко соломою. Двор и помещение для скота огораживается хворостяным плетнем, а амбары и клуни строятся из дерева.

Одежда по своим особенностям редко отличает обе нации. Великорус летом одевается войлоковую конусовидную белую шапку, в короткий армык-зипун, в лаптях, с открытою шеею. Малоросс ходит в бараньей шапке, длинной свите и сапогах с платком на шее. Женщины первых замужние носят шапки или чепцы с гарусными кистями и золотыми мишурные галунами, а девушки приплетают красные к косам ленты, обшивают края юбки и рукавов красными полосами и в лаптях. Вторых на голове простые шитые чепцы и непременно красные или желтые сапоги-чоботы, а на шее огромное число бисера с монетами. Вообще малороссы не столь чистоплотны, даже проживающие на берегу реки не знают что такое купание, зато состоятельные отступают тот час от народных костюмов,  стараясь в выгодах подражать высшему классу людей. Между тем великорусы и при богатстве остаются при старом, чем отличаются от соотечественником других губерний. Дети малороссов до 14 лет носят большею частью родительское платье и часто попадается видеть мальчишек в отцовских больших сапогах, которые едва тянут. У великороссов делают детям платья по их росту. Относительно здоровья, хотя и великороссы не так по видимому кутают себя, однако исключая новорожденных пользуются лучшею против у малороссов крепостью сил, особенно оказывается важным приучать шею к разного рода климатическим условиям, оставляя открытую. Я не вид среди их одержимых горловою чехоткою и страдающих эпидимической жабою, между тем как у малороссов подобные болезни попадаются чаще других, конечно этому способствуют и другие условия жизни. Пища в обыкновенные дни очень скудная, у бедных состоит из борща с прибавлением если есть сало, тарани или постного масла, картофельного супа и каши. У состоятельных борщ варят с говядины, курицы или баранины, суп с лапшой, жаркое, колбаса, молодое свиное сало, варении, галушки, яйца. У великороссов основанием стола служат щи с говядиной, и квас из хлеба или диких яблок и груш, так же почти все упомянутое. Вообще малороссы едят очень мало, неоднократно приходилось видеть, как крестьяне при отбытии повинностей, по несколько дней пользуются одним сухим хлебом – поляницей, а бедные о выгодах стола никогда не заботятся, лишь бы было чем утолить голод. Скорее все семейство в праздничные дни напьется горилки, кусок сала составляет самое главное лакомство. Даже большею частию за неимением средств хозяева по целой недели питаются хлебом, чтобы в воскресный день было за что в шинке напиться. Не церковь служит по праздникам главным притоном народа, но шинки, ибо по их верованию не молитвы, но вероятно вино предает душевное спокойствие и радость во всяких жизненных кризисах. Почему считаю за главную принадлежность трапезы крестьян хлеб, сало, вино, последнее употребляется не только взрослыми, но дается и грудным ребенкам. Даже повитухи при трудных родах и после оных, для укрепления роженицы поят вином ее и себя, после чего еще компания старух гуляя на крестинах в следующий день провожает бабку до рая, т.е. до шинка, где окончательно упиваются. Отнеся сказанное к большей части народонаселения можно заключить, какова должна быть крепость физическая и нравственная подобных людей! Каков пример дают старшие новому поколению? Что может поддерживать более нищеты и праздность людей, как не пьянство? Может ли пристрастие к вину улучшится благосостояние народа? Однако откупщики наживая капиталы на счет ближних, задобряют представителей народа и дают возможность помещикам сбыть хлеб, перегнанный на вино по хорошим ценам, а следовательно никто на такой ход дела не жалуется.

Нравы и обычаи. Здешние жители вообще отличаются хлебосольством и рады помочь нуждающемуся, но незнакомый не раньше может получить хлеб и соль, как по угощению хозяев от себя вином. Насколько ласковое обращение обязывает малоросса, настолько строгость удерживает в повиновении великоросса, это у них развивается с колыбели. Родители у малороссов смотрят на детей своих более ласково, дают им полную свободу действий и сын достигший совершеннолетия, женившись, тот час требует от отца дележа усадебной земли, где строит жилище и заводит свое хозяйство, отчего дробление имущества удерживает их в бедности, а главною причиною такой привычки считаю быть невестки нежелающей подчиняться старшим, ибо жены бывают домашними управителями, и семейные ссоры, драки, всегда решаются последними. Впрочем встречаются случаи, где и жены подвергаются телесному наказанию мужей, но эти случаи остались достоянием людей высшего класса, без подражания простолюдинов. Старшие в семействе великорусов, без различия пола, смотрят на все свое поколение в доме, как на рабов, которые должны во всем беспрекословно повиноваться. Дети с малолетства обязаны приучиваться к промыслу домашнего хозяйства, и если отец занят устройством сохи, телеги, сын всегда присутствует, без воли родителя отлучится не имеет право, коль скоро отец отправляется воровать лес, сын вместе с ним, чрез это ловкость в действиях и промысле развивается у малолетних заблаговременно. До смерти старших, никто из членов семейства, даже устаревших осыпанных детьми, не имеет право отделиться, а это дает возможность обогатиться и поддерживать хозяйство в цветущем состоянии, даже при разделе великорус не считает необходимость селится на наследственной усадьбе, но переносится на край селения там где ему лучше. Казалось бы, селения великорусские должны отличаться богатством крестьян, но малоземельность, пьянство и праздность, приводят их в бедность и разорение. Ни один из них хотя бы находился в крайности и лишение в семействе, не отлучится, чтобы наняться кому во служение.

Годовые особенности у здешних жителей следующие. Под день первого января вечером молодежь ходит по хатам и под окнами щедровать, припевая: щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на весь вечер и пр. для сбора хлеба, блинов. Все собранное несут в шинок для попойки и взаимных увеселений на ночь, причем девки гадают о замужестве, а утром мальчики бросают к иконам в каждой избе хлебные зерна, приговаривая: роди Боже жито, пшеницы и всякую пашницу, будьте здоровы с праздником и Новым Годом, – за что получают прежнее вознаграждение. Оказавшиеся в этот день на деревьях иней составляет признак урожайного года. Шестого января в крещение Господня, коль которым запирается вода в Йордановом кресте составляет важным пособием в удержании людей по шинкам, размножение пчел и скота у хозяев, почему в большом уважении у шинкарей и пчеловодов. 2 февраля – сретение Господне, зима встречается с летом. Первое марта – Евдокии, суслик просыпается, вылезает из норки, свиснув три раза опять засыпает. 9 марта – сорок мучеников, прилетает в каждое чело сорок жаворонков, в память чего пекут крестьянки пироги, называемые жаворонками и в начале севбы хлеба на поле, хозяин их съедает при молитве сорока мучениками, прося об урожае. 17 марта Алексея человека Божия, называемого теплым, в этот день щука разбивает лед хвостом. 25 марта Благовещение каков день таков будет Воскресение Христово. 26 марта архангела Гавриила всякий родившийся урод и недолговечен. 23 апреля – Георгия, смело можно пускать скот на пастьбу. Под день Воскресения Христова ведьмы ходят всю ночь и учатся ведьмовать, а вступивши в эту должность отрекаются от Христа и при крестном ходе вокруг церкви, спешат поцеловать замок, запирающий церковь. Малороссы имеют средство узнать в эту ночь ведьму, помощью сыра, оставшегося при заговинах среди зубов, которого если держать при себе, ведьмы в сказанную ночь будут стараться отнять, а также кусок страстной свечи, чрез семь лет горящей в великий четверг, оставшейся если на светлый праздник зажженный и заутрени принести домой и посмотреть на чердак, тогда непременно увидишь домового и косматость его составляет признак благополучия в этом доме. На Вознесения Господня у великорусов чтят кукушку молодые девки и парни, заготовив закуску и вино идут в лес, сажают в рассоховатое дерево куклу, украшенную лентами, серьгами, перстнями, шнурками, поют около ей песни, едят, пьют, причем окунают куклу в воду, наподобие крещения ребенка, размениваются вещами на ней бывшими и чрез ветви дерева с куклою, по парно кумуются на шесть недель поцелуем. 24 июня рождество Иоанна Крестителя, день Ивана Купала – великорусы обходят подобно кукушке, только еще около воды зажигают костер через который прыгают, малороссы же украшают себя цветами, которые прячут на весь год, как лекарство от головной боли, а на гуляньи ограничиваются песнями и местами прыганьем через огонь, причем девушки гадают про будущих женихов. 20 июля святого пророка Ильи великорусы перестают купаться в реке, ибо в воде развиваются русалки, умершвляющие людей, а особенно детского возраста. 27 июля – святого Пантелеймона или Палия, празднуется в отвращения пожаров и несчастий. 6 сентября чудотворца Михаила, празднуется по случаю многих несчастий постигших в этот день работающих. 14 сентября на Воздвижение нельзя ходить в лес, где накопляются огромные клубы опасных змей, но собранные орехи полезны от ногтоеды. 5-6 декабря великорусы говорят Савушка на мосте, а Николушка при гвозде, в знак предвестника зимы. 25 декабря в Рождество Христово по вечерам молодежь колядует. После пения получает от хозяев съесные припасы и с ними отправляются для гуляния на всю ночь в шинок. Обычаи при обрядах рождении, свадьбе и похоронах и др. весьма различны. Так при крещении младенца бабка со многими церемониями и прибаутками обводит родильницу вокруг стола и почиет ею водкою, а отца новорожденного ребенка угощает ложкою каши, в которой намешено золы, соли, табаку – это все непременно должен скушать, конечно не без дурных последствий, после чего все оканчивается гуляньем. При свадьбах благословляют молодых на шубе обращенной шерстью кверху, после венца на другой день в знак целомудрия невесты провожают новобрачных в церковь за благословление, где голову невесты покрывает священник платком, которого по прибытии обратно молодых в дом, отец жениха снимает с головы через стол палкою и надевает на голову своей жены при пляске и увеселении, на сговорах девушка непременно должна стоять у печки и рукою трогать глину, причем сваты у малороссов приговаривают мы бачилы що сюды лысица побежала, вона стоит и при печке копает. При похоронах на выносе тела всю избу посыпают зерном, заперши крепко двери для будущего благополучия, на кладбище родные умершего прикладывают к груди горсть земли для облегчения сердечной скорби, а при входе в дом все бабы прикасаются обеими руками к камину, приговаривая: нихай в цей хатыни вся погана нечесть умре, – главное чтобы тем дать важность и повод выпить на счет умершего. В октябре наканун поминальной субботы хозяйки готовят всю ночь разного рода кушанья и с зарею уже семейство принимается за еду, запивая водкою, после чего женщины несут чаши яств к обедни в церковь для священника: печеный хлеб, начиненный сыром, паляницы, куры, яйца, яблоки, так что во время обедни женщины почти все остаются за дверью, а миски с зажженными свечами на яствах заполняют церковь. После светлого праздника в понедельник, поминают усопших на кладбище, где молитвы оканчиваются попойкой. Главным же развлечением молодежи в осенние и зимние ночи служат вечерницы, оживляющиеся в большие праздники попойкой, а как патриархальность старинных нравов значительно исчезает и любознательность тайн природы у молодежи развивается раньше совершеннолетия, то после этого не удивительно, если у нас с каждым годом увеличивается число незаконнорожденных, и люди отживая скорее свой век, при других благоприятных условиях делаются вялыми, болезненными, дряхлыми. Действительно, большая часть народонаселения, особенно бедных, подвергается этой катастрофе.

Образованность

Все нововведения, делаемые правительством для пользы крестьян, воспринимаются скорее малороссами, только следует убедить или вначале указать им осязательную пользу. У великорусов же по сие время в сельские училища гонят детей почти насильно, или подвергают наказанию родителей за не высылку оных. До 1859 г. на сельские училища не обращали должного внимания, юношество воспитываясь, более походило на попугаев, ибо развивалась у них память, а не понятие, только теперь стали приучать катехизис рассказывать своими словами, вводить новую азбуку для руководства. Но несмотря на сельские училища, как на первоначальное развитие нравственных и умственных способностей, нынешняя программа учения совершенно не соответствует надлежащей цели, за недостатком указателей, искоренять народные предрассудки, привычки, исправлять нравы и обычаи, а так же вселять молодежи любить труд и реальные познания. Семинаристы и духовенство по своему одностороннему взгляду на вещи, не могут быть дельными наставниками, гораздо лучше сделать преподавателями юношей, образованных из крестьян, как специалистов хозяйства, которые бы делали практическое применение, приучающее детей к полезному труду под видом забавы. Но так как круг деятельности наставника, кроме основных начал религии и хозяйства должен вселять новые понятия для воспроизведения более жизненного прогрессивного поколения, то за самое верное средство считаю завести приготовительное для наставников училище по изданным на этот предмет руководствам. Только таким путем можно искоренить знахарей и повитух, заживо зарывающих человека в землю, уничтожить ведьмы, купалы, кукушку, вечерницы, пьянство и пр. А покуда не настанет цветущее время для сельских училищ, никакие благонамеренные наставления не принесут надлежащей пользы. Помещик господин Каразин, занимаясь по вечерам 10 деревенскими мальчиками 8-19 лет, в течении месяца выучил их чтению, летом же и осенью все они работали в саду, копая ямки, делая рассаду, очистку деревьев, дорожек и пр. Следствием этой охотной забавы, каждый мальчик сделал то, на что нужно употребить взрослого и родители остаются благодарными, за приучение их детей к полезному. Этот живой факт доказывает, насколько мои предложения справедливы. Достойная полного одобрения действия начальства, отдавать мальчиков, преимущественно сирот, обучению разного рода ремеслам, 1860 году по двум округам среди государственных крестьян числилось таковых учеников 239 душ.

Промышленность

Хлебопашество по случаю большого народонаселения и старого способа обработки земли не развивается, ибо на душу приходится не более 2-х десятин. Из коих хлеб собранный едва ли дает возможность прокормить семейство, а для внесения податей требуется искать других источников, почему крестьяне ежегодно кроме домашних промыслов, отправляются на заработки в степные и другие места, так, в 1860 г. по двум округам выдано паспортов годовых 917, полугодовых 1826, кратковременных 11019, а всего 13762. Прошлого же года из обделанных 104195 десятин земли получено 203897 четвертей озимого и 244293 четверти ярового хлеба, кроме сего собрано картофеля 54481 четверть. Взявши число населения 117956 душ обоего пола, вычтя бывших в отлучке 917 человек, выходит земных произведений на душу 1 четверть 5 мер 7 гарнцов озимого, 2 четверти 5 гарнцов ярового, 3 меря и 5 гарнцов картофеля. Градобитие, сухая весна, дождливое лето, развитие червяков осенью, уничтожение зерна по магазинам разными насекомыми, появление саранчи – вот враги хлебопашца. Чрезвычайную бы пользу оказало заведение местами для сохранения хлебного зерна овинов, к нагреванию которых можно употреблять торф развитый по низменностям в довольно большом количестве никем не тронутый и солому.

Скотоводство ограничивается у малороссов хозяйственною потребностью, для возделывания полей только зажиточные хозяева занимающиеся чумачеством держат до сорока пар валов, на которых возят в Крым домашние деревянные изделия: колеса, повозки, сундуки, вилы, грабли и др. А привозят соль и рыбу не с большою выгодою, ибо подножный корм по дорогам для прокормления скота исчезает, а при том уже третий год в теплое время существует болезнь скота ящур и копытное, а также чума, истребившая особенно в 1859 году тысячи голов. Великорусы не держат валов, а лошадьми промышляют, нанимаясь на извоз вина и изделий сахарных заводов. По уездам числится у казенных крестьян крупного скота 46996, мелкого 84932, всего 131928 голов.

Овцеводство развито в довольно больших размерах среди помещиков торгующих шерстью, у крестьян имеются только для домашнего быта, впрочем идут в продажу одни кожи на шапки и тулупы, ежегодны в Ромны, Котельву отправляется до 15000 тулупов, а на всякой ярмарке малороссийских селений сбывается 100 шапок.

Свиньи составляют хозяйственную необходимость каждого, сало как главная пища и освещение служит богатому и бедному, почему жители всеми средствами стараются хорошо откармливать свиней, чтобы получить продукт известный всей России под именем малороссийского сала.

Гуси, курицы, утки больше служат для сбыта, только состоятельнейшими употребляются в пищу.

За огородами ухаживаются очень мало, чрез что получаемое огородовина бывает мелочная, а местами совершенно пропадает, так что деревенские крестьяне заимствуют ее у городских, где как и у великорусов содержится лучше в окрестностях же городов, больших селений, на огородах или бакшах сеят огурцы, тыквы, дыни, арбузы, подсолнечника.

Садоводство у крестьян в малом уважении, хотя по всем селения встречаются фруктовые деревья, но они одичалые и дают плохой плод, только славятся козеевские сливы, вообще крестьяне собирают для дома и на продажу лесные орехи, яблоки, а груши развитые здесь довольно в большом количестве.

Лесоводство с каждым годом упадает довольно значительно от неправильного истребления. Украшением обеих уездов составляют два бора сосновых на р. Ворскле в пяти верстах от Ахтырки и р. Мерло около Краснокутска, но и они редеют чрез раскражу и вырубку участков частных владельцев. Старее всех лес господина Витинского, содержащий 100-летние дубы, подвергшееся порчи от разрушительной природы, прочие леса кроме распродажи идут на винокурни, сахарные и селитренные заводы, выделывают разного рода хозяйственную посуду и припасы, на топку постройки, ограду и пр. – чрез истребление лесов замечательно иссушаются реки, теряется главный лесной материал, изменяется климат, местность лишается защиты от гибельных ветров.

Пчеловодство по всем селениям существует у некоторых более зажиточных крестьян, имеющих до тысячи колодок, некоторые пчелам обязаны своим благосостоянием, только последние два года немало повредили пчеловодству. Ухаживание за пчелами основывается на сведениях прежнего поколения. Всяких нововведений и усовершенствований не позволяющих пользоваться от пчел надлежащим образом, хотя местность к разведению оных чрезвычайно удобная.

Рыбная ловля производится на р. Ворскле и по прудам, на продажу идет речная, где некоторые крестьяне постоянно занимаются этим промыслом, ставя в отверстие перегороженной реки ятери и верши, а изредка употребляют волок и сак, куда болткою загоняют рыбу и раки.

Охотников по уткам на Ворскле, рыбаки угощают кореньями старого камыша, которые по снятию верхних слоев, имеют вкус чистого водянистого сахара, почти без древесины.

Летом простолюдины целыми толпами по болотам выдергивают корни рогозы, хотя безвкусны, но служат лакомством народу.

Болезни жителей

Описав подробно образ жизни крестьян не трудно понять насколько гигиенические условия для поддержания здоровья ими не соблюдаются. Почти половина населения исчезает от неблагоприятного образа жизни, грубых понятий в воспитании детей, почему первое в смертности поражает последних. Замечательно, что великорусы более хладнокровно смотрят на новорожденных по достижении года, процент потери уже у  них уменьшается сравнительно с малороссами, которые почти всю жизнь не обращают на себя должного внимания. Сколько имел случай убедиться повсеместно существует обычай, только что родившихся наблюдению малолетних, и они со старшими каждый праздник, не смотря на состояние погоды и здоровье детей, держат новорожденных почти целый день по улицам, составляя кружки милой беседы с соседями, а летом по неделе вывозят из дома при полевых работах, конечно без хорошего призрения, кроме сегодня поддержания и скорейшего распространения эпидемических болезней детей, служит обычай носить их в церковь для принятия святых тайн. В обоих нациях девочки умирают более, зато у великорусов мальчиков родится несравненно числительнее, почему остаток превалирующий составляют у них мальчики, по причине вероятно крепчайшего телосложения мужчин зависящего от лучшего содержания. …В январе и феврале месяцах прошлого года и летом, местами без всякой видимой причины спорадически появляется на взрослых обоего пола злокачественная сибирская язва, от которой нередко без пособия люди умирают, а так как она периодически оказывается ежегодно, то позволительно  счесть сибирскую язву за болезнь местную. Весною и осенью обыкновенно повсеместно существует перемежающаяся лихорадка, характера доброкачественного, в спорадической форме, от которой, некоторые священники лечат водою, смывающую чашу у обедни с дарами, а знахари заговаривают известными им изречениями – на подобие молитвы. Осенью с наступлением холода, при восточном ветре, в расположенных селениях по течению главных рек, особенно Ворсклы, жители всех возрастов эпидемически подвергаются ревматическому воспалению глаз и больному раз в день с пользою впрыскивают изо рта вино разведенное водою. В июне и июле, ежегодно, почти эпидемически развиваются различной степени понос, особенно у малолетних, от несвоевременного и несоразмерного употребления созревавших плодов и овощей, с удалением причины останавливающейся, а иногда без медицинского пособия, оканчивающийся неблагополучно. Корь и коклюш как непременные спутники детского возраста, эпидемически встречаются во все времена года, но всегда врозь, а этого года в ноябре дети Краснокутска и его окрестностей страдали обеими болезнями вместе, впрочем, при соблюдении гигиенических условий и сбережения от простуды, исход был выздоровление. Скарлатина появлялась прошлого года только в Мурафе. Венерическая болезнь среди крестьян мало развита, но и эта степень поддерживается чуматсвом и заработками. Достойна внимания, довольно часто поражающая людей желудочно-кишечного канала под видом хронического катара, сопряженная с нервными спазмами расстройством пищеварения кишечного отравления при общем истощении тела, оканчивающаяся несмотря на медицинское пособие, после долгого течения смертью. Причина как и самое свойство болезни темны, по неимению возможности в частной практике производить вскрытие мертвых тел, самую болезнь приходится встречать в одной Харьковской губернии.

От происшествий в 1860 году погибло 58 душ, именно умерших от разных несчастных случаев 28, утопленников 21, самоубийств 6 и умышленных убийств 3. При этом замечу, что некоторые несчастные случаи смерти относятся прямо к местности, ибо по нескольку ежегодно зарываются живыми в землю по оврагам, в которых необходимо брать глину для смазывания изб, лежащую иногда довольно глубоко, особенно зеленую, виновником такой смерти, полагаю, местные волостные начальства, не обращающие никакого внимания на раскапывание слоев вышележащих…


Источник: https://web.archive.org/web/20150405132747/http://otkudarodom.com.ua/ahtyrka_opisanie.html
Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов