Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Хронологико-историческое описание церквей, епархии Херсонской

Назад

 

Эпоха 1-ая, до учреждения епархий Славянской и Херсонской

1752 год

Города Ново-Миргорода, соборная св. Николаевская каменная церковь, Бобринецкого уезда.

Новомиргород был одним из первых и главных шанцов Сербов, вошедших в Россию под начальством генерала Ивана Хорвата, и поселившихся за Днепром, с наименованием «Новою-Сербией», в той части земли, которая им отведена была. Прибытие Сербов в Россию последовало в 1751 году, следовательно и начало Ново-Миргородской церкви, ныне Соборной, по всей вероятности должно относиться к 1752 году. Через многие годы церковь хотя различным и подлежала поправкам, однако вид ее и до селе остается прежний. В ней погребен генерал-аншеф Текелий, скончавшийся в 1792 году. Сия церковь была и кафедральной Екатеринославских архиереев до перехода из Новомиргорода в Екатеринослав, т.е с 1797 года по июль 1804 года. В 1823 году пристроены к ней два придела: во имя св. Апостола Петра и Павла и во имя Рождества Богородицы.

 

1753 год

Села Малой-ВыскиС. Предтеченская, деревянная Бобринецкого уезда

Церковь сия, современная Ново-Миргороду, обветшала и упразднена, а вместо старой помещицею княгиней Екатериной Кудашевой построена в 1794 году, на другом удобнейшем месте, новая во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

1754 год

Села ЛипняжкиУспенская, деревянная Бобринецкого уезда.

О сей церкви в 1798 году доносимо было, что фундамент под ней, по давности, пришел уже в крайнюю ветхость Посему вместе с сим просимо был дозволение сделать новы каменный фундамент.

Посада Петриковкисв. Николаевская, деревянная Бобринецкого уезда.

Селение это теперь именуется «Новой Прагой» и принадлежит ведомству военного поселения 2-го резервного кавалерийского корпуса; в нем помещается штаб 2-ой кавалерийской дивизии.

 

1755 год

Города ЕлисаветградаУспенская, что на Подоле, прежде деревянная, ныне же каменная.

Церковь сия была однопрестольная, куплена и перевезена на подол Елисаветградской крепости, из слободы Федоровки в 1755 году. Обветшала и вместо оной в 1774 году заложена, по благословлению преосвященного Иова, епископа Переяславского, новая трехпрестольная, также деревянная во имя Успения Пресвятой Богородицы, св. Христова Николая и св. Великомученицы Варвары, которая освящена в 1781 году, по благословлению Никифора епископа Славянского и Херсонского. В 1788 году, во время бывшего в Елисаветграде пожара, она сгорела, и вместо нее сооружена настоящая пятипрестольная, каменная, иждивением, полковника Красноглазова.

Села Петро-ВеровкиПреображенская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Села АврамовкиТрех-Святительская, деревянная Бобринецкого уезда.

По новости заводимых тогда слобод и по малости жителей, церковь сия сооружена из старой, купленной церкви. Почему еще в 1782 году, она пришла в ветхость и заменена теперь новою.

Села ГоловковкиТроицкая, деревянная, Бобринецкого уезда.

Церковь сия вовсе обветшала; почему в 1784 году общество Головковское испросило позволение построить новую, которая и была заложена упомянутого года.

Города Елисаветграда, крепостная св. Троицкая, деревянная.

Церковь сия уже не существует: она была построена на подобие простых покоев, по указу правительствующего сената, коштом Государевым из Сербской суммы; впрочем, по первенству своему тогда в крепости св. Елисаветы, именовалась до 1784 года «Соборную».

Села ГрузскагоПокрова Пресвятой Богородицы, деревянная, Бобринецкого уезда.

Церковь сия получила свое основание в то время, когда простиралась сюда епархия Переяславская; почему и антиминс в нее выдан Переяславским епископом Иоанном Козловским.

Села Кечковки, Успенская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Церковь сия обветшала уже и упразднена, а на место ее под тем же именем , но на другом удобнейшем месте, по благословлению Гавриила, митрополита Екатеринославского, заложена в 1794 году другая.

Села ОвнянкиПокровскаяАлександрийского уезда.

Известно, что Овнянка, была Казачьей слободой, при начале бытия крепости св. Елисаветы, в 1755 году уже существовала. Теперь тут в 1805 году выстроена церковь каменная.

Шанца СемлецкогоАрхиепископа Гавриила, деревянная Бобринецкого уезда.

1756 год

Села Тишковки (по прежнему слободы), Покрова Пресвятой БогородицыБобринецкого уезда.

Села Вершина-КамянкиНиколаевская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Село сие находилось в 1756 году в числе слобод, подчиненный крепости св.Елисаветы. Она тогда новонаселенной слободой козачьего полка, в коем было 90 семейств, как было видно из дела о производстве в оную слободу во второго священника, дьячка той же слободы Максима Иванова.

 

1757 год

Села Диковки или Сомбор, Богоявления Господнего, деревянная, Бобринецкого уезда.

Города ЕлисаветградаВладимирской Божъей Матери, греческая, деревянная.

Церковь сия о трех престолах: средний во имя Владимирский Божьей Матери, с правой стороны придел во имя св. Великомученицы Екатерины, а с левой во имя Праведного Симеона Сербского, нового муроточца. Греческой слывет потому, что первые основатели ее были греки, в доказательство чего в церкви и доныне имеется старый иконостас, в котором иконы с греческим подписанием; к тому и весь круг церковных книгна греческом языке. Для главной части церкви строится ныне новый иконостас.

Села ФедваряПетро-Павловская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Церковь сия начата в 1757 году, но храмозданная для оной грамота получена от преосвященного Гервасия, Епископа Переяславского, в 1761 году. Федвар был шанцем гусарского Хорватого полка, 13-й роты, и назывался кроме того еще и Лесничим. Говорят, что в местечке сем были жители еще в 1703 году; а межу густым лесом, тут находившимся, имели пристань тут разбойники. Сие правдоподобно, ибо около церкви в саду священника есть и доныне весьма старые плодовитые деревья, между коими в глубокой балке видна яма, почитаемая за разбойничью пещеру.

Села ДобрянкиРождество-Богородицкая церковь, деревянная, Бобринецкого уезда.

Заселено в 1753 г.

Села Панчева, которое звалось Ольховаткой, деревянная, Бобринецкого уезда.

 

1758 год.

Села КалниболотскагоВознесения Господнего, деревянная Бобринецкого уезда.

Село сие составляло шанец Гусарского Хорватого полка, 5-ой роты. На освещение сей церкви благословительная грамота дана от преосвященного Гервасия, епископа Переяславского. Первый священник при шанце был Сумеон Григорьев, который, до построения сей церкви, находился области Турецкой в городе Очакове, при церкви св. Спиридона. Отсюда, по причине великой подати, наложенной Турками, выбыл в Россию и находился в новопоселяемой козачьей слободе Ново-Архангельской, а потом в 1785 году перешел по благославлению епископа Гервасия, в Калниболтский шанец, с тем, чтобы старанием своим привести в совершенство новозаложенную там церковь. Принадлежало 5-й роте Черного гусарского полка.

 

1759 год

Села КалнишскогоТрех-СвятительскаяБобринецкого уезда.

Калниш был шанец Гусарского Хорватого полка, 10-й роты, и назывался иначе «трех-буерачным». В сказанном 1759 году началось дело о построении тут церкви. А кончена она и освящена после, по благословлению епископа Гервасия.

Села СентовСошествия Святого Духа, деревянная Бобринецкого уезда.

Церковь сия освящена в сказанном 1759 году, но священник в Сентах нгаходился уже в 1755 году. Сентов, основанный в 1754 году Шанец гусарского Хорватова полка, 11-й роты, иначе называемый Могильным. Церковь, по неусмотрению, сначала заложена была в неудобном месте. В следствие чего через год перенесена на другое в тех же Сентах место. Где окончена и освящена.

Села Камяно-ПотоцкогоПреображения Господня, деревянная, Бобринецкого уезда.

В сказанном 1759 году церковь сия починилась, следовательно начало ее было прежде. Она потом сгорела, и вместо ее, под тем же наименованием, построена новая в 1798 года.

1760 год.

Посада ОльвиополяВеликомученицы Варвары, деревянная, Бобринецкого уезда.

Ольвиополь прежде именовался слободой Орликом, потом «Екатерининским шанцем». Первая церковь сожжена татарами, при нападении их на слободу и на все места, ей прикосновенные. Вместо сожженной церкви, обыватели построили в 1774 году часовню, в которой иконостас и антиминс с 1775 года находился из походной Запорожского войска церкви. Часовню сию в 1781 году обыватели разсудили приподнять, подвысить и обратить таким образом в надлежащую церковь с тем наименованием. На сие имя дано 1781 года 2 декабря пастырское благословление от Никифора, архиепископа Славянского.

 

1761 год

Посада св. Георгия, Успения Пресвятой Богородицы, деревянная.

При сей церкви имеются старинные: евангелие и крест. На евангелии подпись: «1740 года октября 1-го дня сооружено Евангелие серебром с позолотою, до храму Успения Пресвятой Богородицы, у Крылов, старанием пресвитера иерея Димитрия Петрова, а коштом запорожских Козаков куреня Менскаго, положено сорок восемь рублей. А монах Филадельф, бывшей того же куреня, положил сорок рублей, и того всего кошту восемьдесят восемь рублей. Надано во вечность за отпущение грехов своих». На кресте надпись: «Сооружен крест сей в Крылове, ко Храму Пресвятыя Богородицы, старанием иерея Димитрия Петрова, и коштом козака К.М. Иоанном Сукуром во вечность подано за отпущение грехов своих 1770 года». Ново-георгиевск, прежде именуем был Крыловым и существовал до прихода Сербов.

Села Ново-ГеоргиевкиВоскресенскаяАлександрийского уезда.

Села Кукуловки, Михайловская, деревянная Бобринецкого уезда.

Села МулаватогоУспения Пресвятой БогородицыТираспольского уезда.

Построена с дозволения митрополита Даниила. Теперь на ее месте выстроена другая с 1808 года.

Села Криваго Рогасв. Николаевская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Села Надлехска или Надляхскасв. Николаевская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Надляхск называется сим именем потому, что место его граничило с Польшей, а как простой народ поляков называл ляхами: то оттого селение именовалось Надляхск.

Села ИванковецПокрова Пресвятой Богородицы, деревянная Бобринецкого уезда.

Села Красносельясв. Симеоновская, деревянная Александрийского уезда.

1765 год

Села ГлинскагоМихаило-Архангельская, деревянная, Бобринецкого уезда.

В каком именно году заложена сия церковь, не известно; а по словам старожилов значится она заложенной в 1765 году при священнике Иакове Ингульском и при старшем прихожанине майоре Петре Марьяновиче, о трех верхах с четырьмя щитами. Достроена и освящена в 1772 году. Ныне сия церковь упразднена по причине построения новой Михаило-Архангельской каменной, заложенной в 1814 году, а освященной в 1822 году. Глинск заселен до Сербов.

1766 год

Села Лелековкисв. Троицкая, деревянная, Бобринецкого уезда.

Время построения сей церкви означается вырезанными буквами на дубовых косяках церковных дверей, к тому же и самый вид церкви свидетельствует о ее давности.Село Лелековкой называется, говорят, потому, жил тут первоначально козак из запорожцев, по прозванию Лелека.

Села Большой-ВыскиПреображения Господня, деревянная, Бобринецкого уезда.

Ныне этой церкви уже нет, а существует вместо оной новая каменная. Учреждения села полагают около 1760 года.

 

1767 год

Села Анновки, Предтеченская, деревянная, Бобринецкого уезда.

1768 год

Села ДороцкогоМихайловская, деревянная, Тираспольского уезда

Селение сие существовало при владении турков Очаковской землей; здесь жили Молдаване, у которых и церкви были плетневые. Существующая церковь заложена по благославлению Митрополита Даниила

1770 год

Села Магалысв. Михайловская, деревянная, Тираспольского уезда

Заложена по дозволению преосвященного Даниила. Теперь здесь, вместо оной, с 1806 года каменная.

1771 год

Села Погребовсв. Михайловская, каменная, Тираспольского уезда

Построена по благословлению Митрополита Даниила. Теперь существует с 1819 года другая каменная.

1772 год.

Села Кучиеркисв. Михайловская, каменная, Тираспольского уезда

Построена по благословлению Митрополита Даниила. Теперь вместо сей церкви существует с 1823 года каменная.

Посада Ново-Украинки, прежде ЗверевкиВеликомученика Георгия, деревянная, Бобринецкого уезда.

Сооружена тщанием Молдавского гусарского полка полковника Зверева.

Села КалантаевкиПокрова Пресвятой Богородицы, деревянная, Бобринецкого уезда.

На потире, имеющимся при сей церкви, значится «сооружил потир сей раб Божий Алексей Космин житель села Калантаева, до храму Пр. Богородицы в Калантаеве, и вручил оный пресвитеру Покровскому Симеону Петрову, в церковь для литургописания Божественной литургии в 117 году, а по случаю, якого не дай Боже, тревоги либо чого иншого: то щоб нам его взять к себе ви дамой для сохранна».

Села СпасовкиМихайловская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Она уже другая и сооружена по прошению капитана Спаского, прописывавшего, что «село Спаское состоит у Кисляковой балки, впадающей в реку Буг, от Херсона находится в 75 верстах, на каком расстоянии нигде церквей, кроме Херсона нет.

Села Тернавкисв. Николаевская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Построена прихожанами, разобрана за выстройкой в 1836 году новой каменной.

Села АндреевкиПокровская, деревянная, Бобринецкого уезда.

1773 год

Села Богоявленского, Богявления Господня, деревянная, Бобринецкого уезда.

Начало ея неизвестно, а бытие с1773 года доказывается метричною, при сей церкви находящейся, книгой. Церкви сей уже не находится, вместо ее построена в1 791 году другая деревянная.

Села Деликовасв. МихайловскаяТираспольского уезда.

Селение сие существовало еще при владении турок и жили в нем Молдаване. Сия Церковь в вышеозначенном году заложена, по благословлению Митрополита Даниила.

Села БуторАрхангела Михаила, каменная Тираспольского уезда.

Заложена по благословлению Митрополита Иоакима. Теперь сей церкви нет; но с 1826 года стоит другая каменная и на другом месте, по той причине, что берег подмывается Днестром, и притом множество оказалось хлебных ям, бывших еще при Турецком владении.

Села АджамкиПреображения Господня, деревянная Бобринецкого уезда.

Церковь сия не первая здесь, построена по благославлению Иова, Епископа Переяславского, вместо сожженной Татарами, и также именовавшейся Преображенской.

Села Васильевкисв. ВасилияАлександрийского уезда.

Села Ольшанкисв. Иоанновская, деревянная Бобринецкого уезда.

Села Попельнастогосв. Иоанна Богослова, деревянная Бобринецкого уезда.

1774 год

Села Оситняжкисв. Николаевская, деревянная, Бобринецкого уезда.

Построена по благословлению преосвященного Иова, Епископа Переяславского и Бориспольского, помещиком той слободы премьер-майором Василием Лбовым.

Города Ананьевасв. Николая, деревянная Ананьевского уезда.

До построения сей церкви была вероятно еще здесь другая, ибо Ананьев существовал и при владении Турков. Из местечка переименован в город в 1834 году, и нане в нем построена церковь новая каменная, живут малороссияне и молдаване.

Эпоха 2-ая, с учреждения епархий Славянской и Херсонской

1775 год

Села Елисаветградкисв. Михайловская, деревянная Бобринецкого уезда.

Церковь сия в 1807 году по неизвестной причине сгорела; вместо оной, из остатков после пожара колокольни, построена другая, которая ныне, тщанием местного священника, совокупно с воинским начальством, приведена в вид довольно боголепный. Село омновано Михайлом Дымом, гораздо раньше построения первой церкви; оттого и называлось Михайловским. От Дыма село перешло во владение князя Потемкина, а Потемкин водворил в нем казаков, почему Елисаветградка и называлась иначе "Михайловскою казацкою станицею". Ныне Елисаветградка состоит под военным поселением.

Села Суботницкаго, Сретенская, деревянная Бобринецкого уезда.

Церковь сия есть третья в селе Суботницком. Первая, как пишется в подлинных актах, была построена лет за 20 пред сказанною, что выходит около 1755 года, она сгорела. Почему вместо оной быда сооружена другая церковь, также Сретенская, которая в 1769 году разграблена и сожжена татарами. В следствие сего построена третья, коей начало тоже относится , по всей вероятности к 1775 году. Село это с начала оседлости, быв Елисаветградской провинции, принадлежало Хорватову полку, переименованному после в Чорный Гусарский полк.

Села КраснопольскагоДимитриевская, каменная Александрийскаго уезда.

Построена по ходатайству помещика Ивана Календы. До выстройки же храма , находился в Краснополье молитвенный дом, освященный во имя Великомученика Димитрия.

1776 год

Села ЗнаменкиБогородицкая, деревянная Бобринецкого уезда.

Села Ново-АрхангельскаМихайловская, деревянная Бобринецкого уезда.

Построена прихожанами Сербской нации. Прежде этой церкви находилась тут другая Великомученицы Варвары, которой начало неизвестно.

Села ПавлишаСретенскаяБобринецкого уезда.

Города Ново-МиргородаРождество-Богородичная. Сия церковь была деревянная, упразднена в 1823 году, находилась среди крепости, срытой в том же году. Церковь перевезена в с. Буличево-Петровку.

Села ЦыбулеваАрхангело-Михайловская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Поселено до сербов.

1777 год

Села ВершацкагоБогородицкая, деревянная Бобринецкаго уезда.

Церковь сия построена вместо сгоревшей тут таковой же деревянной. Следовательно, она здесь не первая, а потому и обселение места должно относить к раннему времени.

Местечка КрыловаПокровская, деревянная о 5 верхах.

Сия церковь уже упразднена. Когда же было ее начало неизвестно. Находившиеся при сей церкви два Евангелия, перенесенныя в Успенскую церковь, свидетельствуют о ее древности. На одном из них написан год 1697, а на другом - 1730-й.

Села МартоношаГеоргиевская, деревянная Бобринецкого уезда.

По ветхости она была перестроена в 1797 году.

Села УспенскагоУспенская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села ПетриковкиГеоргиевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

1778 год

Села Северинки, Николаевская, Александрийскаго уезда.

Основано генералом Уваловым.

Города Ново-МиргородаМихайловская, деревянная Бобринецкаго уезда.

По поступлении города Ново-Миргорода в состав военного поселения, за выводом разночинцев ея прихожан, в 1825 году уничтожена. Материал ея послужил к основанию церкви в с. Грузском.

Села Долевой-КамянкиМихайловская, деревянная Бобринцкаго уезда.

Материал ее послужил к основанию церкви в с. Грузском.

Села Черного-Ташлыка, Варваринская, деревянная Бобринецкого уезда.

Сооружена прихожанами, переселившиммися из Молдавии.

Села ИвановкиЦаре-Константиновская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Основана по прошению секунд-майора Константина Иванова, и сына его, Венгерскаго гусарскаго полка капитана, Илии Иванова. Дело началось с 1777 года.

Села Орловой-балкиАндреевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Построена сия церковь по прошению генерал-майора Андрея Медера и польскаго полковника Ивана Шервенскаго, коие слободу сию заселили людьми, выведенными из Малороссии, Польши и др. наций.

Села ЯкимовкиИокима и АнныБобринецкаго уезда.

Села МаксимовкиАрсениевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Основана по прошению секунд-майора Максима Чорбы и его поселян., кои именовались в деле о постройке церкви, начавшемся в 1777 году, "новопоселенными".

Села ЧерниковкиНиколаевскаяБобринецкаго уезда.

1779 год

Села Новгородки (прежде Куцовки), Троицкая, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Гарагановки, Николаевская, каменная Одесскаго уезда.

Прежде сей церкви, при Турецком еще владении, была тут другая плетневая, крытая камышем, которой впрочем начало неизвестно. Жили одни Молдаване, кои и теперь тут между малороссиянами находятся, имея церковь каменную в 1802 году построенную.

Села Верблюжки, Успенская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Село Верблюжка поселено по обе стороны речки Верблюжки. По неудобству ходить в Успенскую церковь, на левом берегу речки находящуюся, там из жителей, которых домы на правом берегу, по прошению их, позволено было построить на том же правом берегу другую каменную Николаевскую церковь, которая действительно заложена в 1807 году.

Села ГалагановкиИоанновская, деревянная Бобринецкаго уезда.

 

1780 год

Села Пещаного-бродаПредтеченская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Село сие был шанец, называмый Пещано-бродским, который, как явствует из дела о построении церкви, начал обселяться в 1870 г. (???), и имел тогда в себе душ обоего пола 631, по большей части волохов.

Села ПантасиевкиМихайловская, деревянная Александрийскаго уезда.

Церковь Пантасиевская заложена в 1780 г. , а дело по ней, по донесению секунд-майора Пантасия, началось с 1779 года, из которого видно, что слобода заселена большею частью жителями Волошский и Сербской нации.

Города ХерсонаГреческая Софийская, каменная.

Заложена во имя священномучеников епипскопствовавшим в Херсоне, и в св. Софии, 1780 г. июня 16-го дня, Никифором, архиепископом Славянским и Херсонско-Таврическим, а окончена и освящена тогож года Ноября 10-го дня. Построение церкви началось по просьбе находящихся в Херсоне греков, коим способствовал и относился о постройке ея к архипастырю генерал-поручик, флота генерал-цейхместер, строитель Херсона Ганнибал. В сей церкви в олтаре погребен 18 мая 1791 года, Кирилл Амиклонский, Греческий епископ.

Села ЯсскиГеоргиевская, каменная Одесскаго уезда.

В Яссках, еще при турках жили молдоване, и имели церковь, вероятно деревянную. Ныне в 1832 году построена тут каменная, живут те же молдоване, частию малороссияне.

Села АндрусовкиГеоргиевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

На гробнице для св. даров, при сей церкви сохраняющейся, имеется надпись "1752 года месяца марта 1-го сия гробница сооружена до храма св. Великомученика Георгия в с. Андрусовку коштом церковным, за иерея Петра Петрова и за ктитора Клепачевскаго Василия". Из сего вытекает, что начало Андрусовки гораздо ранее даже 1752 года.

Села БандуровкиПокровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Заложена в 1778 году и построена подполковником Чеботаевым.

Города Дубоссар, соборная Успенская, Ананьевскаго уезда.

Построена по благословлению преосвященного митрополита Проевлава. Ныне, вместо сей церкви, существует здесь другая каменная, в 1809 году построенная.

Села МироновкиСимеоновская, деревянная Бобринецкаго уезда.

1781 год

Новой ПрагиПретеченская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Церковь сия основана по благославлению преосвященного Киевскаго митрополита Тимофея Щербицкаго, между 1748 и 1757 годом, но обветшала, почему и перестроена была в 1788 году, по благославлению Евгения епископа Славянскаго. Село сие называлось тогда Петриковским шанцем, которого обыватели, испрашивая себе сборную книгу, приписывали себе между прочим недостаток свой "повреждению в то время, зловредною саранчею".

Местечка Трикрат, Михайловская, каменная Бобринецкаго уезда.

Основана и сооружена по прошению ротмистра Скаржинскаго на данной ему земле, которая была заселена людьми "выведенными из-за границы", как пишет в самом прошении г. Скаржинскаго. Село "Трикрат" прозвано от того, что оно три раза было опустошено Запорожцами. Церковь сия впрочем уже обветшала и упразднена, а на место оной в 1794 году сооружена нынешняя каменная.

Села Белозерки, Рождества Предтечи, каменная Херсонскаго уезда.

Основана и сооружена по прошению генерал-поручика Ивана Абрамовича Ганнибала, строителя города Херсона на отведенной ему земле под слободу. Из дела видно, что обыватели перешли сюда для поселения из Польской области, правславного впрочем исповедания. Церковь освящена в 1782 году.

Села ТягинкиНиколаевская, каменная Херсонскаго уезда.

Первая церковь заложена в сем году но по ветхости упразднена, и в 1807 году заложена ныне существующая.

Села БелецковкиНиколаевская, деревянная Александрийскаго уезда.

Села ПетровкиВознесенская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Церковь сия освящена 1781 года сентября 3 -го числа. Ныне она упразднена.

Села Ново-Георгиевки, Георгиевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Основана и заложена действительно в 1781 году, но освящена в 1786 году, по причине немалой по сему предмету переписки между начальствами духовным и военно-гражданским. Переписка началась в 1779 году, и из оной видно, что "местечко сие насилено первоначально Арнаутами.ю прибывшими из-за границы в Россию в 1775 году, но благоволению к ним князя Потемкина, в честь коего они соорудить разсудили каменный храмво имя святителя Григория Великия Армении.

Посада КрюковаПокровская, двухпрестольная, деревянная Александрийскаго уезда.

Села Комисаровки, Николаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Основание сего села должно отнести гораздо к раньшему времени, чем построение церкви. Имя свое заимствует оно от речки Комисаровки, тут протекающей, а речка, говорят от какого-то польскаго комисара, в ней будто бы утопшего.

1782 год

Города Херсона, Екатерининская, соборная каменная.

Строитель города Херсона генерал-поручик Иван Абрамович Ганибал относился в 1781 году по предмету построения сей церкви к архиепископу Никифору в следующих словах: "Я в скором времени намерен в крепости начать каменную соборную церковь во имя Великомученицы Екатерины, в честь славного имени Великия нашей Екатерины, знаменитой сооружительницей города Херсона. Предварив о сем ваше высокопреосвященство, покорнейше прошу архипастырскаго на сие Вашего благословления". На сем обращении собственноручно его преосвященство августа 7 дня написать соизволил: "На заложении в городе Херсоне каменной соборной церкви, во имянование св. Великомученицы Екатерины грамоту изготовя, представить нам к подписанию". В следствие чего, Екатерининская церковь и начата постройкою в 1782 году, а окончена и освящена в 1806 году. Над западными вратами ея сделана следующая надпись: "Спасителю рода человеческаго Екатерина II посвящает". Но доколе Екатерининская церковь строилась, в крепости существовала Михайло-Архангельская, деревянная, коея начало должно отнести к 1779 году, тому самому времени, когда началось строение самой крепости. Сия-же Михайловская, по освящении каменной Екатерининской, перенесена была на форштат города Херсона, и была употребляема до выстройки на сем форштате Успенской, нынешней соборной церкви.

Слободы Спасской, Преображенская, каменная Бобринецкаго уезда.

Села Николаевки, Иоанновская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Города Ново-Миргорода, Петро-Павловская, деревянная.

Построена была коштом генерала Текелия, а в 1820 году уничтожена.

Города Берислава, Воскресенская, деревянная Херсонскаго уезда.

Перенесена из села Переволочного, знаменитого тем, что тут после Полтавской битвыпереходил Шведский король Карл XII. Церковь дубовая, находится и поныне в том самом виде, в каком была прежде. На одной иконе иконостаса, было надписано имя вкладчика, но надпись стерлась, означенный же литерами 1776 год остается еще виден. Есть также надпись и на дверях при входе в церковь такая: "Благословлением бога отца, поспешением Сына и действием Св. Духа начася здатись Св. храм Воскресения Христова, благословлением преосвященного Варлаама Ванатовича, руклположением пречестного отца Андрея протопопа Кобилятскаго, старанием Иоанна Лаврентиевича Чечерина и Никиты Сидоровича Шинкеева, июля 25-го дня", но года неозначено. Должно догадываться, что это было между 1722 и 1730 годами, когда священствовал Архиепископ Варлаам между означенными годами.

Села Кисляковки (прежде Спасскаго), Преображенская, каменная Херсонскаго уезда.

Заложена в сем году, а 1806 г. по ветхости упразднена. Опять возстановлена в 1810 г.

Села Краснополья, Семеновская, деревянная Бобринецкаго уезда.

1783 год

Села Марьяновки, Рождество-Богородичная, деревянная Бобринецкаго уезда.

Слободы Баратовки, Успенская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Кагарлиновки, Свято-Духовская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Слободы Зубовки, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Ульяновки, Богородицкая, деревянная Бобринецкаго уезда.

Церковь сия устроена вместо бывшей до нее деревянной, того же наименования., с переносом из Баратовки в д. Ульяновку. Посему и называется ныне Ульяновкой.

Села Ясеноватки, Иоанно-Богословская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Балацкова, Петро-Павловская, каменная Херсонскаго уезда.

Грамота на построение церкви дана 15 мая 1783 года, но окончена и освящена в декабре 1788 года.

1784 год

Села Петроваго, Николаевская, деревянная Александрийскаго уезда.

Села Злынки, Богородицкая, деревянная Бобринецкаго уезда.

Устроена из часовни, по обращении прихожан из раскола в православие.

Села Байдаковки, Николаевская, деревянная Александрийскаго уезда.

1785 год

Села Войновки, Стефановская, деревянная Александрийскаго уезда.

Заложена 16 октября 1783 года, кончена в сем году 16 июля.

Села Компанеевки, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Марьинскаго, Преображеская, деревянная Херсонскаго уезда.

Села Шестерни, Рождество-Богородицкая, каменная Бобринецкаго уезда.

Та самая и ныне существует с поправкою и приделкою некоторых частей.

Села Грушевки, Николаевская, деревянная Херсонскаго уезда.

Города Херсона, соборная Успенская, каменная.

Церква сия постройкою начата по прошению купцов и мещан города Херсона, от лица которых относился к преосвященному Никифору, архиепископа Славянскаго, 11 марта 1785 года, из благополучнаго города Херсона и строитель онаго. Под словом благополучный город разумелось здесь бывшее тогда в Херсоне, и прекратившееся моровое поветрие. Но как на форштате Херсонском уже была выстроена церковь Софиевская, то преосвященный Никифор, желая, дабы сия церковь с ея священнослужителями, не осталась без надлежащего содержания, на постройку Успенской церкви, с пределами к оной, сначала не соглашался. Но убежденный настоятельными просьбами тех же купцов и мещан города Херсона, преподал на то архипастырское свое благославление. В 1798 году протоиереем Саражиновичем донесено было его Высокопреосвященству митрополиту Гавриилу, что церковь строением окончена и к освящению готова, а церковь Михайловская деревянная, пришла в крайнюю ветхость. По сим обстоятельствам последовало тогда же от преосвященнаго разрешение освятить новую церковь.

Села Плетенаго-Ташлыка, Николаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Из дела о построении сей церкви явствует, что "первоначальные жители сего казеннаго селения суть все Волошской нации. греческаго исповедания, кои прибыли сюда из прежних своих мест во время войны России с Турцией". Следовательно и обселение их здесь должно отнести к раньшему времени.

Села Веселаго Кута, Михайловская, Бобринецкаго уезда.

Село уже не существует, по переводе жителей в другое место.

Села Поповичевки, Николаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Стецевки, Николаевская, Бобринецкаго уезда.

При сей церкви имеется потир с надписью на нем: "Сей келег сооружен до храму Святителя Христова Николая коштом церковным, а старанием иерея Иоанна Петрова в село Стецевку 1778 года февраля 26 дня". Нынешняя церковь освящена 1788 года.

1786 год

Местечка Ново-Петровскаго, Николаевская, деревянная Херсонскаго уезда

Церковь сия основана при первом обселении сего местечка обывателями, кои писались "Ново-вербованными казачьего полка поселянами". Церкви сей положено только основание при первом обселении сего местечка обывателями, но окончательное достроение ея, с некоторыми исправлениями, произошло позднее и именно в 1780 году, когда преосвященный архиепископ Никифор, обозревая епархию свою, сам заметил необходимость церкви в местечке Ново-Петровском "по великому недостатку православных храмов в том крае". В следствие чего церковь, по приведении ея в лучший вид, 18-го числа августа и освящена, что видно из подлиннаго по сему предмету дела.

Села Ново-Григорьевки, Григория Великия Армении, каменная Херсонскаго уезда.

Села Дмитровки, Успенская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Церковь сия не первая в этом селении, но построена вместо прежде тут бывшей Успенской, которая обветшала. Следовательно начало селения надлежит отнести ко времени раньшему.

Сила ДицовкиНиколаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Косовки, Николаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Прежде сей церкви была тут другая деревянная, коиея основание неизвестно.

Города Ново-Миргорода, Ильинская, каменная Бобринецкаго уезда.

Построена иждивением купца Николая Гаджия.

Села Никольскаго, Троицкая, каменная Херсонскаго уезда.

Заложена в сем году, но освящена на 1788 году.

Села Синюхина Брода, Михайловская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Гуровки, Покровская, деревянная Бобринецкго уезда.

Эта церковь не первая, но построена вместо бывшей тут деревянной и обветшавшей, коией начало неизвестно.

Села Сухого-Ташлыка, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Основана по благославлению Амвросия, архиепископа Екатеринославскаго и по грамоте его, выданной в 1787 году февраля 5 дня, с поводу донесения поселянскаго общества упомянутаго селения, из котораго видно, что "они были все нации волошской и жительствовали в Сухо-Ташлыком селении с начала их выхода в Россию", который последовал раньше сказанного 1787 года. Церковь сия ныне уничтожена, за выстройкой в 1815 году каменной.

Села Шамовки, Богородицкая, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Матвеевка, Петро-Павловская, каменная Херсонскаго уезда.

Села Покровки, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Церковь сия при самой постройке сгорела, и потому на том же месте и в тоже именование заложена тут в 1788 году другая.

Села Коротека, Покровская, каменная Бобринецкаго уезда

Эпоха 3-тья, с переименования Славянской епархии в Екатеринославскую

 

1787 год

 

Бизюкова монастыря, священно-мученика Григория Великия Армении, каменная.

Дело основания и построение сей церкви происходило таким образом: 1782 года сентября в 30 день, Севской епархии, Софрониевской пустыни игумен Феодосий, явясь к преосвщенному архиепископу Никифору, подал ему донесение, в котором изложил, что епархии Славянской, в Кизикерменском уезде близ реки Днепра, по повелению князя Г. А. Потемкина, отведено ему для скотоводства и рыбной ловли три тысячи десятин земли, и что он на сей земле построил, принадлежащее Софрониевской пустыни, подворье. По сим обстоятельствам просил он, дабы как для монашествующих, так и для светских послушников, живущих на подворье, для рыболовства, позволено было построить там деревянную церковь, во имя св. священномученика Григория Великия Армении. В подкрепление просьбы, Феодосий поднес преосвященному от князя Потемкина письмо, которое писано 5 сентября 1781 года и заключалось в следующих выражениях: "Преосвященнейший Владыко, милостивый мой архипастырь! вручитель сего, отец игумен Феодосий будет иметь нужду в милостивом Вашем вспоможении. а потому покорнейше вашего преосвященства прошу , принять его в милость и благоволения Ваше, как человека достойного. Всякое благодеяние, показанное ему, прииму с истинным признанием, не переставая иметь честь быть с истинным почтением и нелестною преданностью, милостивый мой архипастырь, вашего преосвященства покорнейшим слугою. Князь Потемкин. P.S. Я приказал отвести в Новороссийской губернии землю для монастыря его, на которой желает он основать пустыню, а как сие зависит от соизволения Вашего, то покорнейше вашего преосвященства прошу дать Ваше на то позволение. Князь Потемкин".

Ходатайство сие не могло быть не уважено. По оному в самом скором времени, именно октября 1-го дня 1782 года, вручена была игумену Феодосию благословительная грамота на заложение упомянутой церкви от преосвященного Никифора, с тем, чтобы просил он нового благословления на освящение церкви, по построении оной. Декабря 6-го дня 1782 года церковь сия действительно заложена, а июня 12-го дня 1783 года окончена. Игумен Феодосий, донося о том преосвященному, просил новаго архипастырскаго благословления, с антиминсом, на освящении новоустроенной церкви. И в том проситель удовлетворен, выдачей ему святительской грамоты и антиминса, в принятии которых Феодосий, 1783 года июня 13 дня, сам росписался. Полагать можно, что церковь в это время была освящена, впрочем не надолго. Ибо в 1784 году, с дозволения уже святейшего Синода, по прошению игумена, им игуменом основана на подворье, в тоже наименование, новая каменная церковь, которая в 1786 году постройкою окончена, а 1787 года мая 18 дня, по благославлению Амвросия, архиепископа Екатеринославскаго, на антиминсе, выданном от преосвященного Никифора архиепископа для деревянной церкви, освящена соборне самим игуменом Феодосием. Сия-то первая церковь существует теперь в Бизюковом монастыре и есть в нем главная. А куда девалась первая деревянная и по какому поводу она так скоро уничтожилась, в делах свидетельства не встречается. Говорят только, что она, сооружена была, якобы на высоком месте, "городок" называемом, которое действительно находится при монастыре и окружена глубокой балкой или оврагом, который, по его глубине, "пропастным называют", отчего и самому монастырю простые люди дают такое же название. Так как восход на такое место весьма затруднителен, то построение церкви на нем игумену Феодосию вдруг не полюбилось, и он немедленно расположился, основать и построить другую церковь каменную, существующую теперь.

Села Светло-польскаго, Димитриевская, деревянная Александрийскаго уезда.

Села Тимофеевка, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Анновки, Предтеченская, Бобринецкаго уезда.

Села Табурища, Михайловская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Церковь сия не есть первоначальная, но прежде оной была другая того же именования, как явствует из находящихся при ней метрических книг с 1774 года. Селение существовало до прихода сербов и было населено малороссиянами.

Села Онофриевская, Предтеченская, каменная Александрийскаго уезда.

Построена кригс-комисаром Михаилом Комбурлеем, вместо имевшейся тут уже старой деревянной церкви, во имя чудотворца св. Спиридония, которая в 1794 году была перевезена в другую слободу, того же помещика, именуемою Ивановкой.

Города Елисаветграда, Покровская, деревянная.

О сей церкви писал кн. Потемкин архиепископу Амвросию: "Преосвященнейший владыко, милостивый государь и архипастырь. Ваше высокопреосвященство благословя здешних старообрядцев на построение церкви во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. снабдить их изволили на то и граматою. Но как сей долженствует быть во имя Преображения Господня, в знак собственнаго их преобразования: помянутую грамоту при сем сопровождая, покорнейше прошу пожаловать другую уже с наименованием уже храма Преображения Господня нашего и прислать оную ко мне, пребывающему с истинным к Вам почтением и преданностью. Вашего Высокопреосвященства, милостиваго государя и архипастыря покорнейший слуга князь Потемкин-Таврический. Января 29 дня 1778 года Елисаветград".

Села Высоко-Буерак, Екатерининская, деревянная Бобринецкаго уезда.

1788 год

Города Елисаветграда, Преображенская, деревянная.

Села Леслиево-Петровской, Петропавловская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Коротюка, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Каменоватки, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Мигеи, Петро-Павловская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Построена помещиком Скаржинским.

Села Копаней, Царе-Константиновская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Федоровки, Георгиевская, деревянная Александрийскаго уезда.

Села Жолтаго, Ананиевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Омеловаго, Петро-Павловская, каменная Херсонскаго уезда.

Начата постройкой в сем году, но окончена в марте 1800 года.

1789 год

 

Села Михальчей, Николаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Чегелеевки, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Сооружена вместо бывшей тут старой, которая тоже именовалась Покровской. Следовательно обселение места относится к раньшему времени.

Села Коржева, Успенская, каменная Тираспольскаго уезда.

Теперь сей церкви нет уже. но существует с 1806 года другая каменная.

Села Спеи, Николаевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Прежде сей церкви была другая плетеная. Селение существовало еще при владении турков и жили Молдаване.

Села Перерытаго, Михайловская, каменная Тираспольскаго уезда.

Села Троицкаго, Троицкая, Бобринецкаго уезда.

1790 год

Слободы Соколовки, Бобринецкаго уезда.

В деле о построении сей церкви прописывается ясно. ято "государственная слобода Соколовка обселена гораздо раньше основания церкви, именно в 1776 году".

Села Отбедова, Рождество-Богородицкая, деревянная Херсонскаго уезда.

Села Станислава, Николаевская, каменная Хероснкаго уезда.

Прежде сей церкви была в местечке этом часовня, при которой по благославлению преосвященнаго Никифора, архиепископа Славянскаго, впредь до построения церкви, находился временный священник. Жители, намереваясь просить построить церковь, писали в своем прошению к преосвященному, "что означенное место населено бывшими Запорожскими казаками и выходцами из-за границы в России в 1774 году". первая церковь в 1811 году сгорела, а на место ея существует с 1818 года настоящая.

Михайловки, казачей станицы, Успенская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Зеленаго, Петро-Павловская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Слободы Николаевки, Николаевская, деревянная Александрийскаго уезда.

Построена по прошению помещика Ивана Федоровича Красовскаго. Сия церковь от громового удара сгорела, и помещик Красовский в 1799 году входил с просьбою о дозволении построить новую.

Села Терновки, Параскиевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Прежде сей церкви была тут еще при владении турков другая, тогожь наименования плетневая, молдаванами поставленная, но упразднена за построением нынешней запорожскими казаками, жившими тут до высылки их в Черноморье

Села Елисаветградки, Успенская, каменная Бобринецкаго уезда.

Когда сия церковь основывалась и строилась, тогда село именовалось станцией Михайловской.

Города Николаева, соборная Григория Великия Армении, каменная.

За олтарем у сей церкви погребен бригадир Фалеев, много способствовавший к построению сей церкви и города.

Села Гоян, Николаевская, Тираспольскаго уезда.

До ней была другая плетневая церковь. Селение существовало при владении Турков и жили Модаване.

Села Малаешт, Михайловская, каменная Тираспольскаго уезда.

Прежде сей церкви была здесь другая плетневая. Селение существовало при владении Турков и жили Модаване.

Посада Ново-Украиновки, Варваринская, деревянная Бобринцкаго уезда.

Села Калаглеи, Николаевская, Одесскаго уезда.

Сей церкви нет уже, а вместо оной существует с 1802 года каменная. Первую, т.е. в 1790 г. основанную, построили из плетня Молдоване, после Очаковской якобы войны сюда возвратившиеся. Молдаване и ныне тут живут, частию также Великороссияне и Малороссияне

Города Овидиополя, соборная Николаевская, каменная Одесскаго уезда.

Церкви этой теперь нет здесь, места ея означается только каменным столбом. Впрочем, как здесь жили православные молдаване еще при турецком владении, то верно, что в Овидиополе, названным именем в позднейшее время, находились и другия церкви. Вместо сих с 1823 года существует только одна каменная.

Села Градениц, Рождество-Богородицкая, каменная Одесскаго уезда.

Около 1790 г. поселились в граденицы запорожские казаки. когда они ушли на Кубань, то их места заняли Малороссияне, которые теперь, с некотором числом молдован, живут здесь, имея церковь каменную Рождество-Богородицкую, построенную в 1823 году.

Села Шибки, Николаевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Сей церкви теперь нет, а находится вместо оной, с 1820 года другая каменная.

Села Лунга, Николаевская, Тираспольскаго уезда.

Села Токмазеи, Михайловская, Тираспольскаго уезда.

Села Роги, Рождество-Богородицкая, Тираспольскаго уезда.

Близ сего села, именно не более как в 2-х верстах от него находился, ныне упраздненный Роговский монастырь. Он стоял на левом берегу реки Днепра, от города Дубоссар в 5 верстах вверх по реке. В каком году основан неизвестно. однако жители Роговские и Муловатские сказывают, что устроин монастырь при праотцах их, следовательно не раньше как за 100 лет до настоящего времени, или немного более. Находился он на крутом берегу Днестра, в каменной скале, где была и церковь во имя Св. Симеона Столпника, празднуемаго 1 -го сентября, и имелось несколько келий. Церковь и келии и теперь действительно в пустоте находятся, на стенах их изсечены кресты, старинной формы, четырехконечные и шестиконечные, с подножиями. Длина церкви - 21, а ширина - 6 аршин, разделена на 3 части: трапезу, собственно церковь и олтарь, в коем на стенах, кроме выдолбленных впадин, ничего особенного нет. Церковь сия и кельи от поверхности Днестровской воды не менее как саженей на 15, а может быть и 20. В последствие времени монастырь сей перенесен был к малой воде реки, где была также деревянная церковь и такия же келии ссадами, огородами, хорошим фонтаном и с сажелками для рыбы. Сказывают, что вниз перенесен монастырь потому, что сквозь каменный свод церкви, в горе, стала проникать вода, которая действительно и теперь каплет. Уверяют, что сия вода была целительна. Вся гора и утес, среди котораго основан монастырь, покрывались разного рода черным лесом: дубом, кленом, берестом, орешником. Теперь лесу нет, но растет из тех же деревьев кустарник, который, покрывая все место, делает вид разнообразный. Сверху, где келии и церковь, смотреть вних прелестно, особливо чрез реку Днестр на правый берег оной, где и сады и поля обработаны надлежащим порядком, а дальше идут возвышенные места Бессарабии, по коим разсеяны стада. Внизу, куда монастырь с горы был перенесен, строений уже никаких нет, ни садов, ни огородов, а признаки и следы всего того еще сохраняются. По оным водили нас села Рогов жители, добродушные молдаване, которые сохраняют немало еще обычаев отеческих, особенно почтительны и уважительны к старшим, привержены к церквам Божьим и любят свое духовенство. Жители хотя и отзываются о себе живут скудно, но владеют весьма выгодными землями и достаточное имеют скотоводство. Говорят по-молдавски, но знают и по-русски. Служба совершается на обоих языках. Желательно было бы, чтобы они оставили свою кукурузу, а сеяли рожь и больше пшеницы, как пищи более здоровой и питательной, заводили между собой ремесленников, плотников, кузнецов, место коих ныне занимают у них цыгане. еще желательно было бы, дабы были они около домов своих по опрятнее. При том-же монастыре течет хороший светлый ключ с свежею водой, котороая падала прежде в особый прудок, наполненный рыбой, но ныне все это пусто

Села Дубоваго, Михайловская, каменная Тираспольскаго уезда.

Города Елисаветграда, Знаменская, деревянная.

Села Чобручи, Покровская, каменная Тираспольскаго уезда.

Прежде сей церкви была тут часовня плетневая, крытая камышом, выстроенная раскольниками, Некрасовцами, неизвестно когда, при Турецком впрочем еще владении. А по выходе Некрасовцев обращена часовня в православную церковь, в которой и производилось богослужение до 1809 года, в сем же году построена нынешняя каменная.

1791 год

Села Братскаго, Николаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Хотя сия церковь значится построенной в 1791 году, но село существовало уже в 1788 году. Церковь здесь строится ныне каменная, старанием помещика генерал-майора Ильи Живковича.

Города Вознесенска, Петро-Павловская, каменная.

Город Вознесенск, или местечко. где ныне находится Вознесенск, именовалось прежде "Бугскаго козачьего полка станицею Соколы", и обселено было воинскими поселянами около 1755 года. Церкви еще не было у них в то время, а имелась одна часовня, при которой хотя и состоял священник Григорий Кащенков, но в часовне литургии совершаемой не было. В 1792 году архиепископ Амвросий, по прошению общества воинских поселян, соизволил выдать в сказанную часовню антиминс, с дозволением служит обедни, в следствие чего часовня преобразовалась в церковь. Ныне построена тут новая лучшая, которая освящена в 1846 года.

Села Беш-Байрак, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Раньше сей церкви, именно с 1789 года , в слободе Беш-байраках существовала часовня, построенная, по дозволению преосвященного Амвросия, владельцем сказанной слободы, в которой т.е. часовне отправлялись утренния и вечерния молитвы.

Села Пасицелы, Ниолаевская, деревянная Ананьевскаго уезда.

Церковь сия в 1791 году только починялась. Следовательно основание ея относится к раннему времени, например, к 1788 году, как должно заключить из находившегося здесь антиминса, с подписью преосвященнаго архиепископа Амвросия. Близ села Пасицел находился, упраздненный Пасицельский монастырь. Надлежит представить обширный круг земли, в котором площадь усеяна или разделена на разные холмы и пригорки, покрытые отчасти лесом дубовым и ясеневым, в промежутках которого блистает свежая зелень и трава. Это местоположение бывшего Пасицельскаго монастыря. Среди всего сего пространства, усеянного холмами и пригорками, находится впадина, постепенно понижающаяся. Дерева кленовыя, дубовыя, берестовыя растут тут в изобилии. Есть и плодоносные сливы, яблони, вишни и груши. Среди сего то место, где находился Пасицельский монастырь, начало коего обывателям неизвестно, говорят только, что он был и при вледении всеми этими местами Турков. Остатков и развалин сего монастыря нет, есть только ямки, где была церковь и небольшие кельи. Церковь при турках сама была убогая, плетневая, а потом другая дереевянная, которая, по уппразднении монастыря, продана в селение Поноры, где и ныне существует. Келии также были плетневыя, которых впрочем нет и следу. За монастырем был источник с самою свежею водой, из которого можно бы сделать отличный фонтан. Ныне сей источник сохраняется в виде нечистого колодца, в котром глубины, как сказывают, сажень до семи. Так ли? Неизвестно, но опустив самый длинный шест туда, мы не могли достать дна. Весь сей колодез наполнен водою доверху. На месте сонастыр Пасицельскаго есть теперь одна хата, где живет из Молдаван поселянин, занимающийся тканием холста для крестьянскаго употребления, а больше никаких строений нет. При селе Пасицелах и при прочих ему смежных, начинается, так называемый. Черного моря Тилигул, который здесь вовсе сух и безводен, но прежде изобилен был. не только водою. но и красною морскою рыбою, так что многие стекались к нему для промысла, в том числе и запорожцы. От старожилов села Пасицел лично слышал, что прежде, например лет 30 назад, на Тилигуле были в немалом количестве и рыбные заводы, коих теперь тут нет.

Села Короткаго, Покровская, каменная Тираспольскаго уезда.

Построена Запорожским полковником Бурмасом, плетневая, камышем крытая и существовала до 1814 года. В сем году заложена нынешняя каменная, жители при ней Молдаване, Малороссияне и часть была прежде раскольников Некрасовцев.

Села Ясиноваго, Покровская, каменная Тираспольскаго уезда.

Села Вале-Гоцулуя, Николаевская, каменная Ананьевскаго уезда.

Прежде сей церкви были тут еще две, одна после другой, и уничтожены. Селение существовало еще при турках и жили тут Молдаване.

1792 год

Села Широкаго, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Когда основана неизвестно, но освящена действительно 1792 года. Ее теперь уже нет, а существует другая, каменная, построенная в 1833 году.

Города Бобринца, Николаевская, деревянная.

Заложена по благославлению викарного епскопа Иова, управлявшего тогда Екатеринославской епархией. Бобринец с 1833 года назначен уездным городом. До заложения же церкви и до устроения оной, с 1786 года вечерни, утрени и часы отправлялись в доме., на сию потребность от прочих отдаленном.

Села АджамкиПокровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Здесь жили прежде поселенные пикинеры. Теперь тут же щедротами Государя Императора сооружена другая, новая пятиглавая церковь, по случаю начатия войны 1828 года с Турцией.

Села Федоровки, Георгиевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Федоровка была станицею Бугских казаков. В ней до 1792 года находилась часовня, в сем-же году обращенная во временную церковь. С 1812 года церковь в Федоровке существует каменная, селение принадлежит новороссийскому военному поселению и именуется "Новой Одессой".

Села Касперо-Николаевки, Димитриевская, каменная Херсонскаго уезда.

Ныне тут существует вновь построенная в 1817 году каменная церковь. Живут отчасти Молдаване, коих сюда переселение относится ко времени присоединения Очаковской области.

Села ТроицкогоТроицкая, каменная Ананьевскаго уезда.

В Троицком живут ныне Великороссияне и Малороссияне, которые сказывают, "что еще в 1786 году здесь застали пустырь, который потом заселили". Ныне в Троицком церковь каменная, построенная в 1818 году.

Села Паркан, Николаевская, каменная Тираспольскаго уезда.

О дозволении построить сию церковь, с помощью вкладов, в 1792 году просил просил архиепископа Амвросия житель сего села Евстратий Винтул, которому в том и не было отказано. С тем вместе определен был и священник, некто Добрилов, который дос его времени состоял священником в одном из селений Бендерскаго округа. Но как селении осталось после войны в Турецком владении, то сей священник и просил о переводе его в нововозводимое "против Бендер", как писал он местечко Парканы. Ныне по ведомостям значится, церковь в Парканах существующей с 1826 года.

Села Березовки, Иосифовская, деревянная Александрийскаго уезда.

Села Ремеровки, Иоанно-Предтеченская, деревянная Тираспольскаго уезда.

Церковь сия была плетневая, вместо которой в 1820 году построена новая. Селение основалась по завоевании Очаковской области и жилели его Молдаване.

Слободы Гидирим, Богородицкая, деревянная Тираспольскаго уезда.

Села Перелет, Михайловская, деревянная Ананьевскаго уезда.

Сии церкви в 1791 и 1792 году, с дозволения Преосвященнаго Гавриила, за крайней их ветхостью, были починяемы. Следовательно основание их должно отнести к раньшему времени. В Перелетской церкви есть антиминс с подписью преосвященнаго Иоакима.

Села Флор, Николаевская, плетневая Ананьевскаго уезда.

За крайней ветхостью и переводом жителей церковь закрыта.

Села Окон, Успенская, деревянная Тираспольскаго уезда.

Плетневая и самая ветхая, вместо которой, в 1840 году, владельцем села построена новая каменная, с применением к византийскому вкусу. Что касается до обселения, то оно существовало еще раньше первой церкви. Замечательны здесь водяные ключи, в коих из глубины, никому неизвестной, вода поднимается вверх, видом они подобны окнам, отчего село и называется Окны или Окошки.

Села Дойбановки, Михайловская, каменная Тираспольскаго уезда.

До сей церкви была другая плетневая. Селение существовало еще при владении Турков и жили молдаване.

Села Бирзул, Иоанно-Богословская, деревянная Ананьевскаго уезда.

Плетневая, до которой была другая деревянная и на другом месте, того же наименования, построенная еще при владении турков, жители были молдаване каковые и теперь тут. Ныне церковь в Бирзулах с 1823 года каменная.

Села Малаешт, Николаевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Когда церковь построена неизвестно, другой однако прежде не было. Селение существует со времени завоевания Очаковской области, живут здесь Молдаване.

Сила Глиннаго, Николаевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Построена тщанием Запорожца Тулицы, плетневая, крытая камышом, вместо которой в 1802 году сооружена другая каменная. Жили тут Запорожцы и Молдаване, из коих последние и ныне тут находятся с частию малороссиян.

Села Слободзеи, Михайловская, каменная Тираспольскаго уезда.

Прежде сей церкви находилась другая древнейшая, коея начало неизвестно, основанная же в 1792 году, сооружена Запорожскими козаками, потом переведенными на Кубань, между которыми полковник и судья войсковой головатый устроил своим коштом немалое число церковной серебрянной утвари, имеющейся до сих пор в церкви, с надписями: "От судьи Головатого, 1793 года". Теперь и этой церкви уже нет, а построена новая каменная 1809 года. Слободзея в старину, сказывают, называлась "Руфа".

Села Незавертайловки, каменная Тираспольскаго уезда.

Церковь сия построена тщанием болгарина Чоны, была плетневая, крытая камышем и существовала до 1814 года, в котором заложена нынешняя каменная. Жители при ней Молдаване, Малороссияне и часть была прежде раскольников Некрасовцев.

Села Андреевки, Успенская.

Основана по прошению помещика, дворянскаго предводителя, капитана Емельяна Сочеванова, освящена в 1798 году по благославлению митрополита Гавриила.

Села ГолтыНиколаевская, каменная Бобринецкаго уезда.

Прежде основания сей церкви здесь была другая, построенная, на время, из плетня.

Села Воскресенскаго, Воскресенская, каменная Херсонскаго уезда.

Прежде сей церкви была другая Покровская, которая поставлена была только на время, она скоро развалилась. По всему вместо оной заложена в 1792 году другая, также деревянная, котороая освящена в 1798 году. Теперь вместо сказанныъх церквей, находится с 1815 года в Воскресенске церковь каменная.

Села Кошарки, св. Апостола Марка, плетневая Тираспольскаго уезда.

Села СуклеиНиколаевская, каменная Одесскаго уезда.

Города Очакова, Николаевская, каменная Одесскаго уезда.

Турецкая мечеть преобразована в сию церковь. От многолюдного и торгового города, после штурма в 1788 году, теперь мало, что замечательного осталось. Прежде имелась здесь и Греческая, тоже Николаевская церковь.

Села Ново-Григорьевки, Георгиевская, каменная Бобринецкаго уезда.

Слободы Гвоздовки, Михайловская, деревянная Тираспольскаго уезда.

1793 год

Села Коренихи, Николаевская, каменная Одесскаго уезда

Прежде сей церкви не было никакой другой, ни даже молитвенного дома. Селение заводилось и обселялось в тоже самое время, как начиналась и строилась церковь адмиралом Николаем Семеновичем Мордвиновым.

Села Овсяниковки, Николаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Ингульской-Камянки, Николаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Макарихи, Предтеченская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Основана и сооружена помещиком, польским шляхтичем Градовским.

Села Кантакузовки, Иоанно-Предтеченская, каменная Ананьевскаго уезда.

Село поселено на пожалованной земле, вышедшими из Молдавии, Иваном и Николаевм князьями Кантакузинами, которыми и построена сия церковь.

Села Ново-Покровки, Покровская, каменная Одесскаго уезда.

Сооружена помещиком действительным статским советником Курисом, вместо существовавшего тут молитвенного дома. Селение основалось по завоевании Очаковской области, и жители были военно- рабочие люди, именовавшиеся погонцами. а в 1797 году по отдаче сего места упомянутому Курису, погонцы отсюда вышли и поселились малороссияне.

Села Седневки, Ильинская, каменная Бобринецкаго уезда.

Прежде была тут часовня, которая и обращена в церковь, по прошению предводителя дворянства Емельяна Седнева, который был помещик и усредитель села сего.

Села Анастасьевки, Анастасьевская, деревянная Тираспольскаго уезда.

Церковь сия сгорела, теперь построена другая каменная помещиком Гаюсом.

Села Васильевки, Васильевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Села Захарьевки, Успенская, каменная Тираспольскаго уезда.

Села Осиповки, Иосифовская, каменная Тираспольскаго уезда.

Основаны сии три церкви по дозволению, данному от митрополита Гавриила 1793 года октября в 25 день, помещиком князем Василием Аргутинским-Долгоруким, "во вновь населяемых деревнях", как сказано в деле о построении сих церквей, живут малороссияне и молдаванею

Села Александровки, Покровская, каменная Тираспольскаго уезда.

Сооружена собственным коштом обывателя села Александровки Василием Маламы с пособием ему от общества.

Села Аникеевка, Предтеченская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Миланки, Богородицкая, деревянная Ананьевскаго уезда.

Села Теи, Параскиевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Село сие Молдаванами обзаведенное, разграблено было татарами, и церковь в нем сожжена. По сему теперь здесь церковь новая, и жители поселились вновь.

Села Гиржева, Георгиевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Построена помещиком Гиржевым. Село современно основанию церкви, расположенном на возвышенном довольно красивом месте, из которого течет изобильный поток ключевой воды. Живут здесь малороссияне.

Села Гвоздовки, Михайловская, каменная Тираспольскаго уезда.

Села Бобрика, Рождество-Богородицкая, каменная Ананьевскаго уезда.

Села Криваго Озера, Параскевиевская, каменная Ананьевскаго уезда.

Села Сироваго, Михайловская, деревянная Ананьевскаго уезда.

Села Кумаров, Дмитриевская, каменная Ананьевскаго уезда.

Все сии 5 церквей построены по усердию правителя Екатеринославскаго наместничества Василия Васильевича Каховскаго

Села Хмелеваго, Николаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Церковь сия по ветхости упразднена, а вместо оной выстроена каменная, коштом помещика майора Николая Акацатова.

Села Вознесенскаго, Петро-Павловская, каменная Бобринецкаго уезда.

Села Пересадовки, Михайловская, каменная Бобринецкаго уезда.

Села Якимовки, Иоакима и Анны, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Липецкаго, Михайловская, каменная Ананьевскаго уезда.

Прежде сей церкви была, еще при владении турков, другая деревянная, о которой рассказывают следующее: Когда Турки, по взятии Русскими Очакова, увидели свою неблагонадежность удержать за собой и область Очаковскую, они сами жгли и истребляли все селения в ней находившиеся. Такой участи подверглось и село Липецкое , оно все сгорело, кроме церкви, которая осталась в целости, а после за ветхостью упразднена. Теперь в Липецком нет ни той уцелевшей от разорения церкви, не последовавшей за ней, а состоит с 1806 года уже третья новая каменная.

Села Ташина, Адриано-Наталиевская, каменная Одесскаго уезда.

Ташино обселено Молдаванами, гораздо прежде церкви, и было известно под названием "Грибова", по имени полковника Адриана Грибова.

Села Эрделиевки, Григорьевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Любомирки, Покровская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Города Николаева, Рождество-Богородицкая, каменная Херсонскаго уезда.

Церковь сия в Николаеве вторая после Соборной, что во имя Григория Великия Армении, коея начало и основание должно отнести к 1790 г. Ибо в сем году князь Потемкин-Таврический так писал к Амвросию, архиепископу Екатеринославскому: "Преосвященнейший владыко, милостивый государь и пастырь мой! Находящагося в Кременчуге протопопа Евфимия Савурскаго ваше преосвященство покорнейше прошу определить в нововозводимый на Ингуле город Николаев, которому и приказать, там явиться к статскому советнику и кавалеру Фалееву. Пребываю впрочем с истинным почтением и преданностью. Вашего преосвященства, милостиваго государя и архипастыря покорнейшим слугою князь Потемкин-Таврический. 25 апреля 1790 г. Яссы". Он же князь Потемкин, от 25 дня июля 1789 года, относился к преосвященному: " В высочайшем Ея Императорскаго Величества мне рескрипте от 6 дня сего месяца, за собственноручным Ея Величества подписанием между прочим изображено: монастырь на Витовке, что близ устья Ингула, повелеваем устроить, под названием Спасо-Николаевскаго, присвояя ему степень бывшего Симонова монастыря, а архимандриту энкольпион и служение Киево-Печерской Лавры, но с зависимостью от архиепископа Екатеринославскаго, и в сие звание архимандрита, произвесть находящагося при армии игумена Моисея. Впрочем весьма полезным находим, что при том монастыре, на основании уже прежде данного Вами поведения, учреждено было бы общество послушническое из инвалидов офицеров и солдат. Я имею честь предложить вашему преосвященству с тем, чтоб зависящее от Вас исполнить, и отца игумена Моисея.ю во архимандрита посвятить изволили. Прочаго я не умедлю произвесть в действо. Имею честь с истинным почтением и преданностию, князь Потемкин, Ольвиополь". Воля сия Монархини, по случаю кончины князя Потемкина, не исполнилась, и на устье Ингула монастыря никогда не было.

Села Овсяниковки, Николаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Поповки, Петро-Павловская, деревянная Александрийскаго уезда.

Села Бузиновки, Михайловская, каменная Одесскаго уезда.

Основание села современно началу церкви.Жители первые малороссияне, потом Молдаване, Немцы и армяне.

Села Ананьевскаго или Журавки, Богородицкая, каменная Одесскаго уезда.

Заложено по прошению помещицы Ольги Струковой, вместо состоявшей уже тут деревянной.

Села Ахмечетки, Иоанно-Богословская, каменная Ананьевскаго уезда.

Села Бобрика, Богородицкая, деревянная Ананьевскаго уезда.

Села Беляков, Михайловская.

Сия церковь не первая, но до нея существовала другая того же наименования.

Села Алексеевки, Предтеченская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Гандрабур, Михайловская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Лисанева-Душинкевичевой, Варваринская, деревянная Александрийскаго уезда.

Начата строением в 1792 году.

Села Александровки, Григорьевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Основана полковницею Варварою Текелиевой, докончена ея дочерью Александрою Куракиной. Селение само началось гораздо прежде церкви.

1795 год

Села Тузл, Иосифовская, каменная Одесскаго уезда.

Был тут прежде молитвенный дом, в котором совершалась и литургия. Следовательно основание Тузл относится к раньшему времени. Имя свое заимствует оно от соляного озера, которое при нем находится. Обселил его первоначально Белорусами вице-адмирал Иосиф де-Рибас.

Села Шмитова-Петровскаго, Петро-Павловская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Построена майором Шмитом.

Села Николаевки-Винтуловой, Иоанно-Богословская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Закрыта 1840 года.

Села Величковки, Никлаевская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Александровки, Богородицкая, деревянная Бобринецкаго уезда.

Города Одессы, Екатерининская.

Церковь сия есть первоначальная в Одессе, которой однако теперь нет, да и не была окончена. Дело о построения ея началось с отношения к преосвященному митрополиту Гавриилу от вице-адмирала Иосифа де-Рибаса, который от 25 июля 1795 года уведомя преосвященнаго, "что по высочайшему повелению вновь создается город Одесса, просил его, дабы благословил основать и церковь. с определением к ней Нижегородскаго полка священника Евдокима Сергеева, с диаканом и прочими священнослужителями". На сие последовала 17 августа сказанного года удовлетворительная резолюция, с выдачей священнику подвижнаго антиминса, который получен им 1795 года августа 20 дня. Впрочем, церковь сия не приведена была к окончанию, но была доведена, как говорят, до окошек, тем и кончилась. Место ея было близ нынешнего Сабанеева моста.

Села Куликова-Поля, Димитриевская, каменная Ананьевскаго уезда.

Обращена из молитвенного дома в церковь. по прошению помещика капитана Чернова.

Села Петриковки, Космо-Дамиановская, деревянная Бобринецкаго уезда.

Села Григорьевки, Николаевская, каменная Тираспольскаго уезда.

Село современно основанию церкви, живут Малороссияне по Высочайшему указу Государя Императора, по силе котораго, и благославления архипастырскаго на учреждение церкви испрашивал дюк де-Ришелье.

Села Николаевки, Михайловская, каменная Бобринецкаго уезда.

Село сие основано из Молдаван различнаго звания, вышедших из Молдавии, коих впрочем ныне здесь мало и село состоит из мелких разночинцеы.

Города Одессы, Преображенская, ныне кафедральная соборная, каменная.

Заложена в сказанном 1795 году, вместо деревянной Николаевской, на первый раз состроенной. Окончено постройкой в 1808 году трех-престольной, ао Имя Преображения Господня, Чудотворца Николая, и Св. Спиридония, под наблюдением инженер-полковника Глухова. В соборе хранятся: 1) икона Божией Матери, писанная "в давния времена в риме для острова Родоса, с котораго перенесена на остров Мальту, откуда статский советник Фродинг получив оную, по усердию своему в собор доставил, 4 августа 1816 года. 2) Высочайше пожалованное Турецкое знамя, во время пребывания Государя Императора в Одессе в 1828 году, при следующем рескрипте на имя Новороссийскаго и Бессарабскаго генерал-губернатора: "Граф Михаил Семенович! Сего дня получил я донесение вице-адмирала Грейга от 13 минувшего мая, с рейды крепости Анапской, в коем он извещает о взятии, отряженнаго от нашего флота крейсерами, четырех турецких судов с 940 рядовыми и офицерами, плывшими из Трапезунта на подкрепление гарнизона Анапскаго. Их оружие и 6 знамен достались в добычу победителям. Получив сие известие во время пребывания моего в Одессе, я жалую городу одно из взятых у неприятеля знамен для хранения в здешнем соборном храме. да будет оно навсегда напоминанием о сем первом успехе нашего оружия в войне праведной, за честь и истинные пользы России предприятой. Пребываю к Вам благосклонный. Николай. Одесса. Мая 18 дня 1828 года". При соборе каменная колокольня окончена постройкою в 1837 году, а шпиль желанный сделан в 1841 году. В числе колоколов имеется один в 1000 пудов., вылитый 1834 году из Турецких пушек, взятых в последнюю турецкую войну.

Села Байтал, Рождество-Богородичная, деревянная Ананьевскаго уезда.

Одна и та же со времени основания, с некоторыми только поправками. Байтале, толкуют, на турецком языке означает "водопой", потому что речка Тилигул тут действительно была обильна водой. Теперь состояние ея сильно переминилось, ттак как и самый залив Тилигульский, бывший прежде немаловажным пристанищем рыболовнаго промысла.ю ныне тем нимало не славится. живут в Байтале в ровном числе Малороссияне и Молдаване.

Села Мошорина, Кресто-Воздвиженская, каменная Бобринецкаго уезда.

Села Ивановки, Иоанно-Богословская, каменная Бобринецкаго уезда.

Села Ново-Воронцовки, что была Николаевка, Николаевская, каменная.

Освящена по благословлению митрополита Гавриила, дана протопопу Иоанну Богдановичу, 16 октября. За ветхостью первой, заложена в 1829 году ныне существующая.


Источник: http://rodovoyegnezdo.narod.ru/Kherson/gavriil_1.htm
Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов