О школах Лучшіе мѣстные (земскіе) дѣятели говорят , что хотя и «отпраздновали 50-лѣтіе мѣстныхъ учрежденій , но еще почти не притрагивались к мѣстной исторіи»... Сознавая глубокую справедливость этихъ словъ, в описании перваго по алфавиту прихода Казанскаго уѣзда рѣшаемся привести нѣкоторые матеріалы церковнаго архива по исторін народнаго образованія не только в приходѣ, но отчасти и внѣ его, дабы дать нѣчто в родѣ общаго обзора по уѣзду и не повторяться в других описаніяхъ. Как безпристрастно отмѣтили проф. Ключевскій, Демковъ, Капгеревъ и. нѣк. др., русское трудовое, практическое спасительное просвѣщеніе шло сначала из монастырей, а потом и от приходскихъ церквей. Такое же просвѣшеніе, по мѣрѣ надобности, было при существованіи храмов и в Алатахъ. При обиліи богатств природы и скромности потребностей прежде всего старались научиться читать божественное, душеспасительное от членовъ клира, келейницъ и даже на зарѣ земской школы от пчеловода Ивана Степаныча на пасѣкѣ Бажанова. Такъ что почти в каждой деревнѣ было по-нѣсколько человѣкъ, умѣющих читать, удовлетворявших духовные запросы населенія. До сего времени от них сохранились старо –печатныя книги, апокрифическія лицевыя сказанія и даже цвѣтникъ, изд. «типомъ в друкарни Его Королевскаго Величества в Вильнѣ, во академіи». Умѣющихъ писать было гораздо меньше. Такъ, в предбрачныхъ документахъ, начиная съ 1802 г., нѣсколько лѣтъ рукоприкладчиком за жениха, невѣсту и поручителей был Алатскій мѣщанин Никифоръ Парфеновъ. Лишь иногда встрѣчаются яранскіе, слободскіе купцы, казанскіе, Симбирскіе и муромскіе мѣщане в качествѣ рукоприкладчиковъ; въ 1807 г. встрѣчатся Графа Петра Андреевича Шувалова служители и в 1808 г. архіерейскаго хора пѣвчій. С 1809 г. стал подписываться села Алатъ крестьянскій сынъ Степан Тимоѳеевъ, торговавшій калачами, и он поперемѣнно с отставным солдатом Васильем Иконниковым доходы за рукоприкладства получал 40 лѣтъ.
Вступил было в соперничество с ними «Казанской Академіи информаторіи ученик Герасим Однооков , в риторикѣ и піитикѣ именовавшійся Кристалловымъ, а в философіи — Хрусталевым . Но при ревизіи в Консисторіи обыскной книги в 1826 г. было запрещено ученикам рукоприкладствовать. Поэтому иногда рукоприкладствовали крестьянскіе сыновья Василій Кузьминъ, Петр Алексѣевъ, Ипат Дмитріев и солдатскій сын Василій Никитин .
Затѣм начали встрѣчаться рукоприкладчики и из д. Малых Алатъ Егор Михайлов , Макар Михайловъ и нѣк. др., преимущественно из людей торговыхъ. Наступил 1861 годъ. Памятником от него осталось знаменательное обращеніе к духовенству Г. Министра Государствен ных Имуществ от 22 февраля за No 439. Судя по указу Консисторіи От 17 мая 1861 г. за J6 4073, в нем «изъяснено, что принимая мѣры и указывая способы к развитію между государственными поселянами нравственнаго и умственнаго образованія, онъ, Г. Министръ, постоянно обращал вниманіе ввѣреннаго ему управленія на распространеніе между ними религіозныхъ понятій, как главнаго для успѣха этого дѣла условія.
В виду этой же цѣли, онъ призналъ в послѣднее время нужным сдѣлать по вѣдомству Государственных Имуществ распоряженіе относительно приглашенія сельскаго духовенства к обученію дѣтей государственных крестьян молитвамъ, чтенію, письму и счету. Но эта, столь важная по значенію и послѣдствіямъ, мѣра можетъ принести действительную пользу лишь при полном содѣйствіи ей со стороны православнаго духовенства, в участіи котораго он не сомнѣвается, основываясь в данном случаѣ на полученных уже от нѣкоторыхъ Палат Государственныхъ Имуществ свѣдѣніяхъ. Вслѣдствіе того, руководствуясь увѣренностію в готовности Его Преосвященства Оказать М. Г. И. необходимую с Его стороны в предлежащем дѣлѣ помощь, онъ Г. Министръ, считает обязанностію предпроводить к нему копію с циркулярнаго по этому предмету предписанія Управляющим Палатами Г. И. В предписаніи сем Г. Министръ предписывает принять по предмету обученія крестьянских дѣтей слѣдующія мѣры:
1) пригласить священниковъ, діаконовъ, причетниковъ и их жен производить обученіе крестьяских дѣтей, как мальчиковъ, так и дѣвочекъ: молитвамъ, чтенію, письму и счету, а дѣвочек сверх того и свойственнымъ в крестьянскомъ быту рукодѣліямъ.
2) Обученіе производить или в собственныхъ домах священнослужителей, или в зданіяхъ по отводу крестьянъ.
3) Расходы по пріобрѣтенію самых необходимыхъ книгъ, какъ-то: букварей, молитвенниковъ, прописей и проч., а также учебныхъ принадлежностей относить, с разрѣшенія Управляющихъ Палатами, на остатки от училищных сумм по губерніи, оставляя буквари в собственность тѣхъ, которые окажутъ наиболѣе успѣховъ.
4) Предоставить крестьянским обществамъ, по добровольному их согласно, выраженному в приговорѣ, надлежащим образомъ утвержденномъ, назначить по своему усмотрѣнію мірскіе сборы для увеличенія средств к устройству и упроченію подобных первоначальяых школ и для выдачи усердным преподавателям вознагражденія, которое однако же не должно превышать двух рублей серебром на каждаго, дѣйствительно обучающагося мальчика или дѣвочку»... Его Высокопреосвященство предложил , «чтобы свяшенноцерковнослужителп и жены ихъ, желающіе обучать крестьянских дѣтей, как мальчиковъ, так и дѣвочекъ, не далѣе, какъ черезъ мѣсяц прислали отзывы с объясневіемъ, в собственных домахъ желают производить обученіе, или в зданіяхъ, отведенных .крестьянами»
В 1861 —62 уч. Году о. Ев. Н. Сосунцов открыл школу в своемъ домѣ. Потом она перешла в церковную сторожку, причетники, по неимѣнію азбукъ, буквы написали на потолкѣ. Чиновник особыхъ порученій Казанской Палаты Госуд. Имуществ Ловейко 2 марта 1862 г. за Л 1 » 271 прислалъ 25 экз. русской азбуки и примѣров чистописанія. В 1863 г. было 19 учеников Питомцы школы не помянули лихом церковную сторожку; краснорѣчивымъ свидѣтельством признательности перваго ученика, вышеупомянутаго 3. I. Бажанова, Адр. Петр. Гришина (Атасова) и нѣк. др. служить расширенный храм , а также усердіе к храму представителя от прихожан Мих. Петр. Миронова и др. По смерти о. Сосунцова школа перешла в дом Ос. Гавр. Бажанова при волостном Правленіи намѣстѣ, занимаемом теперь причтовымъ зданіемъ, а заниматься стал о. Протодьяконов . Сем. Ив. Ловейко часто навѣщалъ школу, испытывал познанія учеников и привозил цѣлые кульки гостинцевъ для учащихся.
Добрым словомъ поминаютъ «Ловейкина» не только бывшіе ученики, но, как упомянуто, цѣлая дер. М. Алаты за содѣйствіе их ходатаю Храмцову по дѣлу осушенія луговъ. Высочайше утвержденное 14 іюля 1864 г. положеніе о начальных народных училищах узаконило и упорядочило' существующая школы. Для завѣдыванія ими попечителем округа П. Д. Шестаковым 17 октября 1866 г. был открыт Казанскій Губернскій Училищный Совѣтъ в составѣ предсѣдателя архіепископа Аѳанасія (9 ноября 1866 г. уволен на покой), и. д. губернатора Ем. Андр. Розова, членов от земства профессоров A. M. Бутлерова и Арк. Ив. Якобія, директора Ос. Ант. Иышенпка и съ Высочайшаго соизволенія приглашеннаго знатока инородческаго просвѣщенія проф. Н. И. Ильминскаго и безвозмезд наго дѣлопроизводителя Н. В. Разумова (секретаря консисторіи).
В 1867 г. был организован и Уѣздный Училищный Совѣтъ в составѣ избраннаго Предсѣдателя о. М. М. Зефирова(потом проф. университета), представителей земства Священниковъ с. Каймаръ Ив. Ив. Арнольдова и Тарлаш Павла Ал. Дульцинскаго, Штатнаго смотрителя уѣзднаго училища и исправника (Ловейко). Послѣ священников Арнольдова и Дульцинскаго были избраны профессора Д. А. Корсаков и А. И. Якобій. Общій подъем духа, тѣсное единеніе лучших представителей дворянства и духовенства с выдающимся педагогом П. Д. Шестаковым и настойчивыя поощренія новаго Предсѣдателя Губернскаго Училищнаго Совѣта архіепископа Антонія (с 9 ноября 1866 г. до введенія новаго «Положенія об училищах» І874 г.) бстро двинули вперед учебное дѣло. Архіепископъ Антоній и губернатор Н. Я. Скарятин печатали при журналахъ Учил. Совѣта списки усердных и нерадивых наставников в «Извѣстіях по Казанской епархіи» и «Губернских Вѣдомостяхъ». Болѣе подробный свѣдѣнія см. в «Земской Недѣлѣ» за 1916 г. по поводу 50 лѣтія Губернск..и Уѣздн. Училищных Совѣтовъ.
В 1867 г. в журналѣ Учил. Совѣта отмѣчена Алатская школа, а в 1871 г. по особому усердію Губ. Уч. Совѣтом отмѣчен наставник ея отец Измайлов . Он безвозмездно занимался по всѣм предметам до 1878 г. С 1878 г. по 1897 г. учительствовали неполучавшіе дьяконскаго жалованья дьяконы К. А. Михайлов и М. П. Иванов со своими женами. До 1907 г. о. Измайлов состоял законоучителем и с 1891 по 1905 г. — попечителем училища. До 1 897 г. оно помѣщалось безплатно в его домѣ, потомъ — временно в домѣ крест. К. Ахманова и, наконец , в 1902 г. было построено настоящее зданіе. 5 сент. 1911 г. училище преобразовано в двухклассное, и опять часть учащихся стала помѣщаться на квартирѣ у старшины Мишанина. Кромѣ означенных лицъ, учительствовали Кузнецовъ, Чекинъ, Ураевскій, М. П. Якнева — Никитина, а теперь К. Г. Орлов , М. А. Иларіонов и А. Д. Дикунов . Изъ учащихся болѣе извѣстны покойные свящ. И. 0. Бажанов и Н. И. Молышвъ. Учащихся 53 м. 15 д При содѣйствіи о. Измайлова были открыты земскія училища въ приходѣ: Алань-Бексерское в 1887 г., Топкинское 1889 г. и Мало-Алатское 20 октября 1897 г. Первое помѣщается в прекрасном земском зданіи, постр. в 1903 г. послѣднее — в 1902 г., Топкинское пока помѣщается в наемном помѣщеніи. В Алань-Бексери учительствуетъ из 1 выпуска Казанской женской учительской школы А. П. Ефимова и Васильева, учащихся 54 м . 13 д., в Топкинѣ — В. С. Горбуновъ, 20 м. 4 д. и М. Алатах — муж и жена Патрушевы, 44 м. 30 д; Попечитель И. А. Бажанов .
Среди обезпеченных земских училищ прихода грустное чувство вызывает Мало-Починковская ц. — пр. школа, исторія. которой полна лишеній. Сначала она была открыта в д. Байчуги . Эта деревня находится в 15 в. От приходскаго храма, съ трех сторон окружена мусульманскими деревнями и находится в татарской Атнинской волости, с четвертой — находится гнѣздо бѣгунства — два Починка. Грамотных на 56 дв. Было 4 чел. Открыть школу было нелегко и еще труднѣе содержать что подробно выяснено в «Земской Недѣлѣ» за 1915 — 1916 г. по поводу 25-лѣтія перваго учителя М. А. Иларіонова. В 1898 г. Уѣздное Отдѣленіе исходатайствовало у Епарх. Совѣта 250 р. на постройку собственная зданія. Но, конечно этой суммы было недостаточно и потребовалась помощь населенія Байчуги. Послѣднее от кого-то узнало, что земство взимает с них сборы наравнѣ с другими, при постройкѣ земских зданій не требует от населения пособій; вслѣдствіе этого, не смотря на сочувствіе к школѣ, байчугинцы не дали пособія. Школа была перведена в сосѣдній М. Починокъ. В Байчуггь же был» открыто земское Училище и с 1900 г. начались занятія. В 1914 г. учит. В. Н. Скамницкій 35 м. 10 д. В Починкѣ было построено зданіе болѣе сносное, чѣмъ Байчугинская изба. Но особенно скрашивало жизнь школы теплое, участливое отношеніе к ней о. уѣзднаго Наблюдателя Е. Ѳ. Сосунцова. Как весеннее солнышко, он согрѣвал ее,вызывал радостъ ея, смягчал тя остную необезпеченность и нужду во всемъ, равно вызывалъ сочувствие земцев къ церк.— прих. школамъ. Благодаря такому ободренію, Иларіонов составлял с Починковцами как бы одну семью. Не смотря на то, что М. А. получал в Починкѣ всега только 10 р. в мѣсяцъ, он проучительствовал в ней 10 л. и награжден серебряной медалью. По смерти отца ему пришлось в 1907 году перейти в Алатское училище, вести домашнее хозяйство и обработывать свою землю. Но как будто лишенія он привез с собой, в декабрѣ 1914 г. получил вмѣстѣ с земскими учителями 300 р. добавочных за свыше 20-лѣтнюю службу, но.,, через 4 мѣсяца оказалось, чтоего 17-лѣтнія мытарства в ц.-пр. не зачитаются, и деньги потребовали обратно...
Мало- Починковская –школа стремилась смягчить эту горечь своего любимаго религіознаго пахаря-учителя, поднеся ему при празднований 25-лѣтія икону св. арх. Михаила, причем по порученію Отдѣленія свящ. А. К. Кулясов привѣтствовал его. Послѣ М.А. учительствует питомица 1 выпуска женской учит, школы Н. А. Раева, "учащихся 24 м., 3 д. Дочь В К. — Ант. Фл. Раева открыла в 1912 г. в д. Ѣирляхъ Частное училище, при сочувствіи населенія и чуткой отзывчивости и поддержкѣ А. Н. Боратынскаго; наемное помѣщеніе в 1914 г. не могло вмѣстить всѣх желающихъ учиться. Громадный ростъ земскаго школьнаго строительства поставил М. Починковскую школу опять в жалкое положеніе: среди земских дворцов она оказалась убогой лачужкой. Но при дороговизнѣ строительных матеріаловъ, рабочих рук и тщательности работ под указаніями выбранных в члены школьнаго попечительства крестьян М. Г. Балыкова и И. Т.Буканова полученных 450 р. на расширеніе и ремонт помѣщенія школы не хватило, и строители вошли в непріятные долги. Вообще весьма тернисты условія дѣятельности учащих и завѣдующих школами. 19 сентября 1914 г. чрез школу выдано родителям уча- щихся 1100 яблоней, 100 вишенъ, 430 куст, смородины и 430 к. малины. Попечитель врач Е. М. Калачниковъ.
Грамотность сохраняется болѣе среди занимающихся торговлей и ремеслами, среди занимающихся одним земледѣліемъ, кажется, никто не получает газет и журнал и ограничивались картинами и «численниками» на стѣнахъ и писаньем писем солдатамъ. Исключение составляет бывшій бѣгунскій «отец Николай» — кр-н М. Я. Ефимовъ- Панковъ, этот «не от міра сего человѣкъ», не смотря на затруднительность содержанія семьи и слабое здоровье, выписывает каждую новинку из народныхъ изданій, стараясь помочь внѣшкольному образованію народа.
В Алатахъ намѣчено открыть в будущем земскую мастерскую и высшее начальное училище. Не говоря уже про то, что нѣмцы гораздо болѣе надѣются на мирное завоеваніе Россіи благодаря темнотѣ ея населенія, чѣм на вооруженное, необходимость мастерской и высшаго училища видна из выше сказаннаго о прошлом Алатъ: изъ-за отдаленности от Казани (в 50 в.) здѣсь издавна создался центр Алатской «даруги» (округи) радіусом около 25 в., в 50 в. От существующих высших училищъ в Арскѣ и Казани, и в 32 в. от предположенных — в с. Ключахъ и Чепчугахъ, Казанск. у. и Моркахъ, Царевококшайск. у. Изъ-за непосильной дороговизны содержанія учащихся в Казани дѣтей, дороговизнѣ подвод и неудобства дорог полученіе дѣтьми сельскихъ жителей «средняго образованія становится невозможнымъ, Централизація просвѣщенія, кромѣ того, вредно обезличивает учащихся, отрывая их от жизни и природы. При составлены сѣти училищъ в 1915 г. школьный отдѣлъ Казанск. уѣздн. земск. Управы руководствовался количеством низших училищ в каждом раіонѣ высшаго училища, а к програничному пункту — Алатам отнес лишь школы одной своей части Алатской «округи», не принимая во вниманіе другую часть, находящуюся в Царевококшайск. у. и все окрестное татарское населеніе. Как уже было установлено трудами Перваго Общеземскаго Съѣзда по народному образованію в 1911 г., торговое и ремесленное населеніе убѣждается в обязательной пользѣ просвѣщенія гораздо скорѣе земледѣльческаго; вслѣдствіе этого занимающіеся всюду торговлей плохіе земледѣльцы окрестные татары сознают необходимость высшаго училища болѣе даже русскихъ, только опасаются руссификаціи; поэтому, напр., сосѣдній ахунъ, мѣстной историк X. М. Габяшевъ, участник всеросійскаго мусульманскаго съѣзда в 1914г. и член духовнаго собранія, в волостномъ попечительствѣ в 1915 г. заявлял о необходимости открытія высшаго училища, а для успокоенія недовѣрчивыхъ татаръ— особаго при нем татарскаго общежитія.
Православному духовенству вполнѣ достаточно трудов по упорядоченію своей приходской жизни, по борьбѣ с невѣріемъ, этимъ общим врагом всѣхъ религій; так что в интересах всего населенія желательно скорѣйшее удовлетвореніе запросов его путем открыгія в Алатах высшаго училища и земской .мастерской для объединенія их затѣм в среднее профессіональное учебное заведеніе ради подъема общаго развитія и благосостоянія здѣшняго края.
Источник: http://forum.vgd.ru/1855/83706/