Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

В своей семье какой расчет?

Известия По Казанской епархии за 1916 г № 3/4 ,7/8 , 11/12

Назад

 

Прихожане Успенской церкви в настоящее время всѣ русскіе.

Жители Алат в метрическихъ книгахъ за 18 столѣтіе писались купцами, мѣщанами и потомки стрѣльцовъ— пахотными солдатами; крестьяне д. Бексерь, повидимому, временно были архіерейскими, а потомъ вмѣстѣ съ остальными писались ясашными (оброчными), а потом — государственными, только д. Средних Алат (Курманаево)— помещичьими. Когда и кем были просвѣщѳны 'бывшіе прихожане из черемисъ и татаръ, не известно; исторія просвѣщенія черемис ждет такого же исследователя, как Н. В. Никольскій, авторъ труда «Христіанство среди чувашъ». Кончина как бы на перепутьѣ въ здѣшній край — въ Седміозерной пустыни митрополита Веніамина позволяетъ предполагать, что онъ имѣлъ здѣсь громадное вліяніе, да и многоклирный причтъ здѣсь до 1712 г. имѣлт, повидішому, миссіонерское значеніе. Изъ исповѣдных вѣдомостей видно, что во всѣхъ деревняхъ . был раскол . Два Починка, Бирли, Айша, Алатбагаъ, Гарь с Мазиковымъ, Царевококшайскаго уѣзда, составляли главный раіонъ бѣгуновъ-противостатейниковъ.

Но в 80-годахъ главные прнставодержатели изъ Малаго Починка и Бирлей переселились в столицу противостатейниковъ— Томск , а изъ д. Алатбашъ— на Новую Стройку гор. Казани. По милости Божіей, какъ въ Почннкѣ, такъ и д. Алатбашъ есть защитники православія. Въ каждой деревнѣ есть глубоко вѣрующіе люди, горячо преданные Церкви, есть и «паршивыя овцы», портя щія стадо, ибо «въ семьѣ не безъ урода» Но все таки отчасти чувствуются особенности каждой деревни. Алаты всегда соприкасались с интеллигенціей и раньше приходских деревень вступили в критическій общечеловѣческій переходный возрастъ. В Европѣ и даже в Россіи он связан с именем вольтерьянства. Только, кажется, геніальный М. В. Ломоносов не одобрял в России «полумное остроуміе». Но «симпатіи Екатерины II к Вольтеру и просвѣтительной литературе быстро создали моду на «вольтерьянство» в свѣтскихъ кругахъ. Модные щеголи «вмѣняли себѣ в стыд не быть одного мнѣнія с Вольтеромъ», и в свѣтскихъ гостиных даже «пожилые люди, не понимая ни Спинозы, ни Ламетри, ни Вольтера, щеголяли вольно- думствомъ». Потом эта мода перешла и в провинцію и... «раздавались насмѣшки над религіей, хулы на Бога, эпиграммы на Богородицу, от совершенных неучей». Поверхностное религіозиое свободомысліе и «свободоязычіе», насмѣшки надъ духовенст вомъ, неблагопристойный извращенія библейских сюжетовъ»... .как модная шляпка, как высокіе каблуки всюду затаскивались, гдѣ была, так называемая интеллигенція, особенно молодая, холоста!я, несемейная, задающая всѣм тонъ... Но время соблазнительности несоблюденія постовъ, легкомысленнаго отношенія к почитанию икон , к таинству брака и ко всему, чѣмъ крѣпка народная масса, в Алатахъ, кажется, пережито и миновало, осталось только свойственное молодежи «свободоязычіе» среди нѣкоторыхъ парней и уродовъ въ духовном отношеніи, болѣе же здоровое населеніе вошло в обычную крестьянскую норму; тѣмъ болѣе, что за послѣднее время семейныя должиостныя лица не за страхъ, а за совѣсть исполняют свои обязанности и подают добрые примѣры в религіозно-нравственном отношеніи.

Отрицательное отношеніе болѣе замѣтно лишь в Алатбашѣ. Большинство населенія Малых Алат ко всему относятся горячо: и к работѣ, и, до закрытія казенокъ и пивныхъ, к разгулу; они работаютъ сплеча, ругаются сгоряча и пили до упаду. Бексерь, Байчуга и Ст. Курманаево- — преимущественно простовато—равнодушны с рѣдкими яркими, рѣзкими исключеніями.Починка, Бирлей и отчасти Топкина коснулось разлагающее вліяніе бѣгунства, дѣйствуюшаго. Подобно алкоголизму и сифилису, что бросается в глаза еще в приходѣ сельца Ивановскаго и нѣк. др.

В Топкине всегда было значительное число незаконнорожденныхъ. Для острастки священники давали незаконнорожденным имена Иуда, Елконида и т. п., но прихожане Елкониду называли Елизаветой и т. д. Новое Курманаево предпріимчиво, но горѣлка все взяла; по запрещен»! ея овчинники и скорнячники стали поправляться. Почти во всѣхъ деревнях большинство пожилых сше строго блюдётъ посты, и некоторые даже понедѣлыінчаютъ. Пожившее на сторонѣ молодое поколѣніе начинает ѣсть скоромное в постные дни. Но вообще едва ли особенно ухудшилось религіозно-нравственное состояние, если не считать пронесшейся по всей Русской Земле за время между японской и великой міровой войной эпидеміи хулиганства. Вездѣ еще держится наслѣдіе татарщины и прочей кабалы, отмѣченное переписными книгами 17 и 18 вѣка: «Ванька, Васька»... Статистическія свѣдѣнія о движеніи народонаселенія показываютъ сильное дробленіе дворов (семей) из-за ослабленія родительскаго авторитета с 70 годов 19 столетия В рабочее время весной и лѣтомъ, по обычаю, в храмѣ бываетъ мало молящихся; а в зимнее, особенно в великій пост – очень много, конечно, если не задержитъ вьюга и распутица. Нѣкоторые опасаются причащаться — «не снесутъ» — могут прегрѣшить и послѣ принятія св. Таинъ; ради соблюденія себя в чнстотѣ 40 дней говѣютъ, главнымъ образомъ, на первой недѣлѣ великаго поста, отчасти на второй и на крестопоклонной, на прочих — мало, не смотря на чтеніе канона св. Андрея критскаго в четвертокъ и акаѳиста въ субботу пятой недѣли.

В храмѣ еще блюдется то благочиніе, про которое И. С. Аксаков сказал „Службы Божіи богато справлены, Иконъ подножія свѣчми уставлены, И стар, и млад войдетъ: Сперва помолится, Поклон земной кладет , Кругом поклонится"... Послѣ Пасхальной недѣли начинаются общественныя молебствия по приходу. Перед выгоном скота и началом пашни служат полевые молебны жители Алат и М. Алатъ. В Ивановъ день 8 мая бывает ход с иконами в Топкино и служатся молебны в иоляхъ, на ключах и по домамъ; на другой день — 9 мая — в сосѣднемъ Малом Починкѣ. В Вознесенье — в Бирляхъ. В Пятидесятницу — Посреди Межевой Ключъ, Старое Кур -манаево, Малые Ала'ты и Алатбашъ. В Духов день — Бексерь и в Петров дань — в самых дальних деревняхъ прихода — М. Починкѣ и Байчугѣ. Мѣстно чтимые праздники, в которые съѣзжаются гости: в Алатахъ, М. Алатахъ, Ср. Алатахъ (Ст. Курманаево), Алат башѣ, Межовомъ Ключѣ и Бексери — Богоявленіе, Троица и осенняя Казанская (22 октября); в Топкинѣ и Бирляхъ — Рождество Христово, кромѣ того, в первом еще Иванов день вешній, а во вторых — Вознесеніе Господне; в Малом Починкѣ и Байчугѣ — Петров день и Никола (9 мая, а в Байчугѣ — зимній) и Казанская — в первом)


Источник: http://forum.vgd.ru/1855/83706/20.htm?a=stdforum_view&o=


Яндекс.Метрика
© 2015-2025 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов