О причтѣ Успенской церкви с Алаты
Вслѣдствіе обширности прихода, причтъ сначала был четырехштатный, а потом послѣ построенія храмов в черемисских деревняхъ 2 округа, Царевококшайскаго уѣзда (остался только Уртемъ) и перечисленія Большого Починка въ. Сунгуровскій приходъ съ 1712 года при каменной церкви- двухштатный. Въ 1 706 г. при Казанской церкви было два «попа» , дьяконъ, дьячекъ, пономарь и просвирня. При Воскресенской — тоже два «попа», дьяконъ, а о другихъ — -запись попорчена. Въ ревизской сказкѣ 1795 г. говорится: «нынѣ въ наличности, какъ и въ прежнюю ревизію (1782 г.) написанныхъ, такъ и посдѣ оной поступившихъ статныхъ (штатныхъ) священниковъ 2, діаконъ 1 , дьячков 2, пономарь 1». Къ метрикамъ 1785 г. подписалось это штатное число членовъ причта. По ревизскимъ сказкамъ 1815 п 834 года повторяется то же ,ч то и в прежней, что находит подтверждение и въ клировыхъ вѣдомостяхъ. По Высочайше утвержденным 4 апрѣдя 1842 года штатам церковь села Алат была причислена къ 4 классу, и ради экономіи жалованья второй штатъ в 1850 году былъ закрытъ, такъ что въ ревизін 1850 и 1858 г. было по одному священнику, діакону, дьячку и пономарю, съ назначеніемъ имъ всего 292 р. жалованья въ годъ. При проѣздѣ по ревизіи черезъ с. Алаты архіепископа Антонія въ 1867 г. прихожане, указывая на дальность разстоянія нѣкоторыхъ деревень второй части, просили вновь открыть второй штатъ; Владыкой был опредѣленъ второй священникъ без назначенія ему казеннаго жалованья. По Высочайше утвержденному 16 апрѣля 1869 года журналу дьячек и пономарь были переименованы во псаломщики; съ 1873 года въ клировыхъ вѣдомостях отмѣчалось, что при церкви два священника и два псаломщика, но старые служаки- — дьячекъ Понятовъ и пономарь Нѣмков продолжали еще цѣлый годъ подписываться по прежнему, и лишь по руко- положевіи Понятова въ сане дьякона, онъ сталъ подписываться: «въ должности псаломщика діаконъ»... «Но такъ какъ прихожане въ обезпеченіе второго штата отказались не только от земельнаго надѣла, но даже не согласились на устройство церковныхъ домов для причта, а также и отъ найма для нихъ общественных квартир, то въ видахъ улучшенія матеріальнаго быта церковнаго причта, епархіальнымъ начальствомъ, по указу консисто- ріи отъ 18 октября 1878 года, за No 4360, положено второй штатъ временно закрыть, пока не установятся лучшія отношенія прихожанъ къ причту»... Это печальное явленіе объясняется, съ одной стороны, сильной зараженностью второй части прихода бѣгунствомъ, а съ другой — на необезпеченное второе мѣсто назначались штрафованные священники «стомаха ради»... «Въ февралѣ 1880 г. (по смерти архіеп. Антонія) управлявшему епархіей епископу Павлу, викарію Казанскому, благоугодно было вторую священническую вакансію вновь открыть»... Было назначено казеннаго жалованья по Высочайше утвержденному 17 января 1876 г. расписанію приходов и причтов настоятелю 160 р., помощнику Его 106 р., первому псаломщику 53 р. и второму — 40 р. въ годъ. На основаніи указа Св. Синода отъ 4 марта 1 885 г. за No 3 причт дополнен діакономъ безъ назначения жалованья . и лишь съ 1895 г. священники стали получать по 300 р!, діаконъ 150р. и псаломщики по 100 в год Во владѣнной записи, выданной крестьянам с. Алатъ, значилось 33 десятины пахотной и сѣнокосной земли перваго штата. «Поповы луга» были около села под Верезинской горой. Какъ видно изъ вышеприведенной выдержки из «Извѣстій по Казанск. епархіи» за 1880 г., во второй части отъ земельнаго надѣла отказались. По условию, заключенному с прихожанами 18 іюня 1846 г. и представленному въ Казанское Окружное Управленіе, причтъ получалъ по 2 п. 10 ф. чистой ржи съ вѣнца, а въ1876 г. по новому соглашенію были составлены волостнымъ правленіемъ приговора, утвержденные Уѣздной Земской Управой о замѣнѣ натуральной руги денежной по 90 к. съ вѣнца. Въ декабрѣ 1908 г. были составлены приговора о платѣ по 40 к. съ ревизской души, а также, благодаря земскому начальнику А. Н. Рыбушкину, Была отмежевана вблизи села хорошая земля въ обезпеченіе исправной платы руги, тѣмъ болѣе, что у о. Измайлова изъ-за' нея уже было судебное дѣло съ д. Алатбашъ. Но послѣ назначения А. Н. членом Губернскаго Присутствія, на основаніи тѣхъ же землеустроительныхъ законовъ, которыми руководился А. Н, въ 1912 году была отмежевана в один отруб земля от Алатскихъ, Мало-Алатскихъ и Алатбашскихъ нарѣзокъ за рѣкой Ашитомъ в 10 в. от села съ песчаной почвой; въ засушливые годы на отрубъ надвигается подвижной песокъ. Не хочется вѣрить, чтобы землеустроители при замѣнѣ хорошей земли плохой вдали руководились печальными пословицами: «что нам не мило, то попу въ кадило» и «что себѣ не гоже_, то тебе, Боже»...; скорѣе можно допустить, что у нихъ была цѣль побудить духовенство подумать о массѣ земли у прихожанъ, совершенно отбивающейся отъ рукъ и обращающейся в пустыню изъ-за передвижки съшучихъ песковъ. Только при этомъ упущено изъ виду, что изъ-за непредвидѣнныхъ треб духовенству неудобно отлучаться за 10 в., кромѣ того, эта земля, между прочим является тѣмъ, чѣмъ служит для земскихъ служащихъ и чиновниковъ независящее от усмотрѣнія населенія, по сравненію с Казенным пособіем духовенства, очень хорошее жалованье. Но церковный архив свидѣтельствует что когда назрѣвали культурныя нужды, а средств не было, тогда дѣлались подобные попытки. Алатское волостное правленіе 11 января 1849 г. за No 74 сообщало, что Казанскій Окружный Началъник 31 декабря 1848 г. за No 6281 препроводил предписаніе 1-го Департамента Сель скаго Хозяйства о приглашеніи сельскаго духовенства къ содѣйствію в улучшеніи сельскаго хозяйства у государственныхъ крестьянъ. Въ главѣ о школахъ увидимъ, что Г. Министръ Государственныхъ Имуществъ въ 1861 году просилъ духовенство заложить прочный фундамевт въ дѣлѣ Народнаго образованія. Послѣ величайшей міровой войны для завершенія исполинской борьбы с нѣмецкимъ засиліемъ потребуется громадный безкорыстный труд всѣхъ просвѣщенныхъ силъ русскаго 'народа, потому что на дорого стоющих инструкторовъ; не знающихъ особенностей мѣстных условій, не будет средствъ. Сознавая всю неотложность такой культурный деятельности, при удорожившемся содержаніи учащихся дѣтей, духовенство признательно преданному церкви волостному писарю О. И. Карпову, что онъ смягчалъ ту трагедію, которую отмѣтилъ Толстой въ раз сказѣ '«Отецъ Василій» и ослаблял происки демагоговъ противъ руги и вознагражденій. Духовенство прежде жило въ собственных домахъ, -которые передавались по наслѣдству сьновьям или зятьямъ. Такъ, напр., хотя бы по клировымъ за 1844 г. видно, что почти всѣ были въ родствѣ: «сватъ, шуринъ, дядя, племянникъ»... Высочайше утвержденнымъ 22 мая 1867 года мнѣніемъ Государств. Совѣта былъ отмѣненъ обычай закрѣпленія мѣстъ священноцерковнослужителей за ихъ дѣтьми. При ослабленіи наслѣдственной преем- ственности и частыхъ и перемѣщеніях оно стало жить на квартирахъ. Въ 1894 г. о. Измайловъ продал прихожанамъ свой двухъэтажный домъ для помѣщенія внизу второго священника и діакона, а въ 1896 г. был построенъ домъ и для псаломщиков на
Церковной землѣ, тоіъ и другой при общемъ дворѣ, что очень неудобно. Къ сожалѣнію, война замедлила стремленіе попечительства построить всѣмъ членами причта отдѣльные дома. Изъ духовенства, служившаго при прежнихъ церквахъ, извѣстны лишь слѣдующіе: по надписи на октоихѣ въ1685 г. «попъ Дмитрій Ѳедосѣевъ по реклому Зубаревъ».
Въ приходо-расходной ,книгѣ митрополита Тихона за 1706 годъ записано:
B пригороде Алатѣхь. Церковь Пресвятая Богородицы Казанскія с поповъ Ивана Еѳимова, Корнилія Іаковлева, дьякона Прокоѳья Ильина, дьячка Матѳѣя Ѳедорова, пономаря Панкрата Ермолаева, просвирни Мавры Никоновы дани и пошлины 4 руб. съ денгою, славленых и нищимъ 8 алт., полонныхъ съ 6 дворовъ 9 алт. Всего 4 руб. 17 алт. с денгою и взято апрѣля въ 3 день. Церковь Воскресенія Христова съ поповъ Василія Степанова, Алексѣя Иванова, съ дьякона... дани и пошлинъ 6 руб. 8 алт. Съ полу денгою, славленныхъ и нищимъ 12 алт. 3 ден., полон- ныхъ съ 4 дворовъ 6 алт. Всего 6 руб. 26 алт. Полчетверты денги взято апрѣля въ 3 день". При существующей каменной Успенской церкви извѣстны слѣдующіе священники: изъ указа Консисторіи отъ 10 іюня 1746 г. за No 880— священникъ Данила Симеоновъ. Этотъ указъ отобразилъ то время, когда слово «попъ» стало замѣняться «священникъ»; въ указѣ встрѣчается то и другое вперемежку. Изъ черновика покорнѣйшаго доношенія 1753 г. в Консисторію изъ Алатскаго духовнаго заказу видно, что къ его, зака- щика іерея Данилы Симеонова, Заказу принадлежало село Богоявленское Большіе Морки тожъ. Слѣдовательно, нынѣшнее 2 благочиніе Царевококшайскаго уѣзда входило въ составъ Алатскаго заказа. Вѣроятно, о. Данила былъ послѣдним закащикомъ; «умре въ 1786 г». 80 л. Какъ выше перечислены всѣ приходы 1 благочинія, такъ кстати, попутно, отмѣтим всѣхъ благочинныхъ, въ вѣдѣніи коихъ была Алатская церковь. С 1783 г. скрѣплялъ и свидѣтельствовалъ церковные документы «Арскаго духовнаго Правленія правитель Максимъ протопоп Богоявленскій» и «Благочинный Василій священникъ Вознесенскій», а съ 1787 г. «Благочинный Симеонъ священникъ Каймарскій», съ 1793 г. «Благочинный Сергій священникъ Казанскій», С 1800 г. «Благочинный Іоаннъ священникъ Ягодинскій (онъ же Иванъ Макаровъ)», по перемѣщеніи в 1816 г. «Іоаннъ протопопъ Воскресенскій, Бѣльскій» и, наконецъ, онъ сталъ подписываться с 1819 г. «протоіерей Іоаннъ Бѣльскій». Въ 1781 г. книга метрическая была выдана Данилѣ Семенову и Петру Родіонову. По ревизской сказкѣ о. Родіоновъ въ 1782 г. имѣлъ 30 л. и в 1795 г. скончался. На мѣсто умершаго о. Данилы въ1786г. отъ церкви Захаріи и Елизаветы города Казани перемѣщен священникъ Михаил Андреев , скончался 40 л. в 1796 г. Григорій Аѳанасьевъ с 1799 г., Алексѣй Васильевъ 1798 — 1805 г.
Андрей Никит. Воскресенскій. в клировых ведомостях за 1833—38 г. отмѣчено, что онъ окончил курс въ Казанской Духовной Академіи в 1800 г.; но в ревизской сказкѣ за 1815 г. малолѣтніе сыновья священника Трофима Аѳанасьева Михаил 11 л и Герасим 13 л., дьякона Ивана Иванова — Василій (Алатов ) 11 лет, бывшій потом здѣсь пономаремъ, значатся учащимися в академіи. С 1825 г. Воскресенскій принялъ должность благочиннаго от вышеупомянутаго протоіерея Иоанна Бельскаго. По народным сказаніямъ, о. Воскресенскій былъ человѣк резонный и строгій, но по временам предавался нетрезвости. Его раздражительная жена Елена Иванова, поссорившись с ним , просила Архіепископа Амвросія уволить мужа отъ отъ должности благочиннаго, что и было исполнено в 1829 г.
Должность благочиннаго о. Воскресенскій сдалъ опять Казанскому священнику, а именно Симеону Чернышеву. В 1845 г. был благочинным свящ. с. Кукмаръ Иоанн Яхонтов , В 1846 — 1847 — села Красной Горки Александр Стефанович , села Каймаръ, а потом гор. Казани свящ. Гавріил Ф. Мелановский в 1847 — 1867 г., В 1867 г. свящ. Н. Близновскій, 1868—1870 г. гор. Казани свящ. Симеонъ Красовскій и С 1870 г. — о. Іоанн Флегонтович Черкасов здѣсь до выдѣленія 3 округа и назначенія благочинныхъ о. Измайлова. О благочинныхъ 2 округа будетъ сказано въ описаніи села Шапшей. Сослуживцы о. Воскресенскаго, умершаго здѣсь 6 іюня 1839 г.: Трофимъ Аѳанасьевъ 1805—1816 г., Терентій Трофимовъ 1816 — 1827 г. и К. И. Фліоринскій 1827—1842 г., по рассказам старожилов , дѣятельный пастырь съ мягкимъ характеромъ. В то время, когда о. Воскресенскій ради отчетности писалъ въ исповѣдныхъ вѣдомостяхъ: «были всѣ, кромѣ малолѣтнихъ», о. Фліоринскій пытался разобраться въ отдѣльныхъ личностяхъ; былъ депутатом , в январѣ 1842 года перемѣщенъ въ село Кукморъ, Мамадышскаго уѣзда, Гавріилъ Ѳеод. Тимоновъ 1841 — 1843 г., Никаноръ Семенов. Кордуанскій 1842 — 1857 г.. Сергій Никол. Сизановъ съ 1843 г., а в 1850 г. при закрытии второго штата перемѣщенъ в с. Соловцово. Зятья о. Никанора: Евангелъ Никит. Сосунцовъ съ 1857 г., в 1864 г. 32 лѣтъ скончался. Василій Ив. Протодьяконовъ просвященствовал менѣе года и тоже умер молодымъ, Так что въ приходѣ создалось убѣжденіе, что священникамъ здѣсь не суждено долго служить, да и діаконы въ это время тоже скоро умирали, одинъ сгорѣлъ, а другой утонулъ. Дѣйствительно, только закащикъ Данила Семеновъ и благочинные о. Воскресенскій и бездѣтный Измайловъ долго жили и здѣсь положили свои кости. Бросалось въ глаза то, что почти всѣ священники сосѣдняго села Потонихи жили долго, въ Алатахъ— большинство скоро умирало, или уходило. Павелъ Львов. Измайловъ 14 сент. 1863 г. былъ рукоположенъ во священники с. Кобызева, Свіяжск. у., а 12 янв. 1865 г. перемѣщенъ въ Алаты, какъ знающій татарскій языкъ; по словамъ прихожанъ, его просили по приговорамъ. Хотя крещеныхъ татаръ ему и не удалось удержать отъ отпаденія, но зато онъ успѣшно боролся съ расколом , стремился создать хоръ, участвовалъ почти на всѣхъ епарх. съѣздахъ съ 1870 г. и на уѣздныхъ земскихъ собраніяхъ 1892 — 1904 г., при выдѣленіи 3 округа изъ 1 и 2 въ 1889 г. был назначен благочиннымъ и в 1911 г. сдал должность свящ. ' Н. Н. Филантропову. По случаю 35-лѣтія пастырскаго служенія представителем прихожан И. А. Бажановым был поднесен золотой с украшеніями наперсный крестъ. Съ1904 г.-— протоіерей. Въ свободное время занимался пчеловодством и другими отраслями сельскаго хозяйства. Вообще жизнь его была сплошным упорным трудом Мечталъ на свои сбереженія построить храм в д. М. Починок, но оцѣпенѣвшая рука не успѣла написать такого завѣщанія, исполненіе устной воли зависит теперь от его жены, написавшей соотвѣтотвующее духовное завѣщаніе. 13 фев-раля 1913 г. скончался и погребенъ за алтарем придѣла около о. Евангела Никитича. 10 авг. 1913 г. на его мѣсто Высокопреосвященнѣйпым Іаковомъ перемѣщенъ свящ. с. Ивановскаго Алексей Кулясов , причем церковнымъ старостой Веселовым были представлены Владыкѣ приговора отъ всѣхъ сельскихъ обществъ 1 части прихода о желаніи этого перемѣщенія. Член Предсъѣздной Коммис«іи и Уѣзднаго Отдѣленія Епарх. Училищн. Совѣта.
Источник: http://forum.vgd.ru/1855/83706/20.htm?a=stdforum_view&o=