В изучении истории ясачного марийского крестьянства второй половины XVI — первой четверти XVIII века имеются несомненные достижения. Вместе с тем до сих пор по этому периоду слабо представлены архивные документальные публикации, в том числе ценнейшие материалы писцовых, переписных и межевых книг XVII века, содержащие богатую и разнообразную информацию о состоянии марийской деревни, крестьянского двора, сельской общины; об основных хозяйственных занятиях, социальном положении ясачных марийцев в системе российского государственного феодализма и другие ценные сведения.
В Российском государственном архиве древних актов в Москве в делах фонда Казанской межевой конторы (ф. 1312) по земельным ”спорам” конца XVIII — начала XIX вв. сохранилось немало копий различных документов, в том числе из писцовых и межевых книг XVII века, относящиеся к уездам с марийским населением.
Публикуемые ниже документальные копии владенной выписи из писцовой и межевой книг Кокшайского уезда, написанные хорошим почерком конца XVIII века, являются приложениями к двум прошениям, поданными крестьянскими общинными поверенными, марийцами Николаем Алексеевым из д. Кокшамары и Тимофеем Даниловым из д. Сидельниково Чебоксарского уезда {До губернской реформы 1781 г. марийские селения Закокошайской и Чемуршинской волостей размещались в составе Кокшайского уезда. В настоящее время указанные в документе селения входят в состав Звениговского района Республики Марий Эл.} от имени всех ”черемис от новокрещен ясачных крестьян” в Казанскую губернскую межевую контору в начале марта 1797 года 1. Поводом к повторному обращению стало ”неправильное” размежевание границ земельных дач землемером поручиком Селивановым в 1793 году, в результате которого общинные земельные владения марийцев Закокшайской и Чемуршинской волостей заметно сокращались из-за передачи части их угодий экономическим русским крестьянам села Сундырь (совр. город Мариинский Посад Чувашской Республики) и ”в казенное ведомство для корабельного строения”. Между тем, поверенные этих марийских общин, опираясь на ”крепостные” свои владенные выписи {Подлинные владенные выписи после освидетельствования в Межевой конторе и снятия с них копий, были обратно возвращены марийским поверенным.} из писцовых и межевых книг 1686 года, упорно доказывали с 1794 года в межевой конторе, что ”всеми оными землями с принадлежавшими к ним угодьи, как упомянутые предки наши, а по них и мы, из давних лет до воспоследовавшего ныне Генерального в Казанской губернии земель размежевания и владение имели от всех прикосновенных дач бесспорно”. По настоянию марийских поверенных, в дальнейшем, межевая контора вынуждена была учинить, ”спорный отвод” этих земельных угодий.
Не вдаваясь во все подробности, связанные с разрешением земельного спора в начале XIX века, обратим основное внимание читателей на тексты впервые публикуемых здесь двух владенных выписей из писцовой и межевой книг Закокшайской и Чемуршинской волостей Кокшайского уезда второй половины XVII века.
Писцовое описание 1686 года в Кокшайском уезде, как и в соседних поволжских уездах, производилось во исполнение царского указа 1685 года о размежевании земель, подведомственных Приказу Казанского дворца 7. Из текста выписей видно, что ”черемисские земли и сенные покосы со всякими угодьи и их деревни” Закокшайской и [120] Чемуршинской волостей Кокшайского уезда ”писали и меряли и межевали” писцы стольник И.А. Грибоедов и подьячий Ф. Протопопов. Проведение ими всех необходимых работ и составление делопроизводственной писцовой документации по Закокшайской волости заняло срок с 15 по 25 августа 1686 года, а по Чемуршинской волости — с 26 августа по 20 сентября того же года. В связи с тем, что писцы не дали сразу необходимые выписи с писцовой книги на земельные владения, волостные сотники и другие выборные общинные ”мирские” лица обратились с просьбой о выдаче копий им с этих документов, что и было сделано в ноябре 1686 года на съезжем дворе, то есть в Кокшайской воеводской канцелярии.
Писцовая книга 1686 года содержит подробное описание марийских деревень Закокшайской и Чемуршинской волостей с указанием их названия, численности крестьянских дворов и проживавших в них различного возраста лиц мужского пола (сведения о женской половине отсутствуют); приводятся конкретные имена и фамилии дворовладельцев с указанием их принадлежности к определенной конфессии (основная масса марийцев, как видно, придерживалась языческих верований, лишь единицы были крещены в православную христианскую веру) и владеемой конкретной семьей ”дельными” деревьями в бортных ухожаях за своими ”знаменами”. Здесь обращает на себя внимание то, что писцы специально не оговаривали о принадлежности марийских крестьян этих двух волостей к ”ясачным” людям. Хотя, безусловно, очевидна принадлежность их к ясачным крестьянам, являвшимся разновидностью государственных крестьян и обязанным платить ренту-налог в пользу феодального государства. Судя по данным писцовой книги 1686 года, в этих волостях основная масса марийцев платила в казну 0,5 ясака с каждого крестьянского двора (в источнике ”полудвор”); незначительная часть вносила целый ясак (”двор”); имелись обедневшие ясачники (”бобыль”, ”подсоседник”) и ”пустые” дворы, владельцы которых в них отсутствовали по неизвестным причинам. Остается загадкой, почему ”дельные” деревья даются в описании ”безо пчел”.
Итоговые данные, приводимые писцами, содержат ценные сведения о количестве дворов, численности в них мужского населения, размерах земельных угодий (”пашни паханые и перелогу и лесом поросло”) с указанием качества плодородия почвы (в основном, ”худыя земли”) и сенных покосов (в ”копнах”) по каждому из деревень и двух волостей в целом. По нашим подсчетам, в среднем на 1 крестьянский двор в Закокшайской волости приходилось 1,4 десятин пашни (в одном поле), а в различных ее селениях колебалось от 0,7 до 1,6 дес. в одном поле. Соответственно в Чемуршинской волости она равнялась 1,2 дес. (в одном поле), а в различных селениях от 1,0 дес. до 1,3 дес. в одном поле. Размеры сенокосов на один крестьянский двор в четырех деревнях Закокшайской волости колебались от 10 до 22 копен (при среднем волостном показателе в 17 копен), а в пяти деревнях Чемуршинской — от 80 до 139 копен (при среднем волостном показателе в 90 копен). Несомненно, ”лесопольная” система земледелия с правильным трехпольным севооборотом и с лесным перелогом, в сочетании с получившим заметное развитие домашним животноводством, составляла основу хозяйственной деятельности ясачных марийцев этих двух волостей. Однако в условиях малоплодородна почвы {так – OCR} в лесной луговой стороне левобережья Волги, здесь весьма заметное развитие получили различные неземледельческие промыслы (деревообработка, лесное пчеловодство, охота, рыболовство). Не случайно, писцы оговорили, что помимо основных ясачных платежей, накладываемых казной в целом на крестьянскую общину (внутри общины ”мирские” власти раскладывали денежную и хлебную часть ясака на каждый крестьянский двор в зависимости от размеров надела, сенокосов, промыслов и имущественно-трудовой состоятельности в целом), — ”черемисе платить в казну великих государей оброки медвяные и куничные и за бобры и за рыбные ловли и за всякие угодья по-прежнему все сполна по прежним платежным книгам”.
В писцовой книге 1686 года приведены также данные межевой книги 1654 года, содержащие подробные описания границ общинных земельных угодий Закокшайской и Чемуршинской волостей с конкретными сведениями о рельефе местности и [121] топонимики. Здесь особо заслуживает упоминание приметной местности ”Пашкан керемет”, предания о которой и марийце Пашкане сохранились вплоть до XIX века, которые позволяют утверждать, что местные марийские крестьяне являлись потомками переселенцев из числа горных марийцев 3.
Завершаются выписи из писцовых книг ”знаменами” марийцев, то есть своеобразными подписями, которые также представляют интерес как один из видов малоизученных исторических источников.
Заметим, что с учетом потери из-за ”ветхости” начальных строк владенной выписи Закокшайской волости, первым документом публикуется текст материала Чемуршинской волости, сохранившийся в полном виде.
Комментарии
1. РГАДА, ф. 1312, оп. 2, д 1332, л. 3-4 об., 14-16.
2. ПСЗ. Т. II. СПб., 1830. № 111. С. 654-657; История Марийского края в документах и материалах Вып. 1. Эпоха феодализма. Сост. Г. Н. Айплатов и А. Г. Иванов. Йошкар-Ола, 1992. С. 167-173.
3. См.: Приволжские города и селения в Казанской губернии. Казань, 1892. С. 76-77; Древнее родовое предание о деревне Ныргында и ее людях, предки которых переселились с Большой Кокшаги после взятия Казани царем Грозным на далекую реку Каму. Запись и публ. В. Токмурзина // Марийская правда. 1991. — 27 апреля.
Текст воспроизведен по изданию: Владенные выписи ясачных марийцев Кокшайского уезда 1686 года // Марийский археографический вестник, № 7. 1997
Источник: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/1680-1700/Vladenn_vypisi_1686/pred1.htm