Географическое описание городов Царевококшайска и Кокшайска с их уездами является составной частью ведомости, составленной в 1767 году Царевококшайской воеводской канцелярией. Ведомость представляет собой большой лист бумаги и при сгибе может быть сложен на 4 листа обычного формата. Она разделена на несколько граф с заполненными текстами и завершается географическим описанием. Подлинник ведомости хранится в фонде «Карты, планы, чертежи» Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге (РГИА, ф. 1399, оп. 1, д. 417, л. 1).
Согласно названия документа, ведомость была составлена с целью учета и расписания штата гражданских и воинских чинов Царевококшайской воеводской канцелярии, различных видов денежных сборов с податного населения и денежных расходов; численности селений и ревизских душ мужского пола в уездах и городах по данным третьей ревизии 1762-1764 годов; определения характера жилых строений (деревянные или каменные) в Царевококшайске и Кокшайске с указанием числа дворов, улиц и переулков, а также количества церквей и священнослужителей в сельской и городской местностях.
Специфика документа, составленного в канцелярии по приказу воеводы Матвея Матова, отразилась и на расположении материала, помещенного внутри различных граф, содержание которых сводится к следующему.
В первой графе под заголовком «Какие чины в Царевококшайской воеводской канцелярии при делах находятца» приводится перечень штатных гражданских чинов, состоявших из самого воеводы, воеводского товарища (помощника воеводы), секретаря, 3 канцеляристов, 4 подканцеляристов, 4 копиистов и сторожа общей численностью в 15 человек. Далее расписаны военные чины, представленные подпорутчиком, 2 капралами, сержантом, барабанщиком и 24 рядовыми солдатами общей численностью в 29 человек. Таким образом, штат Царевококшайской воеводской канцелярии в 1767 г. состоял из 44 человек приказных людей, гражданских и воинских чинов во главе с воеводой, призванного осуществлять всю полноту власти в городе и уезде. [106]
Одним из основных и важнейших в деятельности воеводы являлся своевременный сбор и отправка денежных средств. Судя по материалам второй графы, ежегодно с подведомственного податного населения требовалось собирать окладные и неокладные денежные сборы на общую сумму в размере 26836 руб. 76 коп. При этом основная сумма поступлений приходилась на окладные сборы, взимавшиеся с питейных, конских откупов, торговых бань, оброчных лавок, пивоявочных,
{следующие две строки – явно опечатанные, но как надо, из них не поймешь. Воспроизвожу как есть, с делением на строки. OCR}
сов, «с утячьих перевесов, рыбных ловель, оброчных земель и поко-
сов, «с утячьих перевесов, с росчистного лесу, с кузниц», домовых бань,
«вновь прибыльных» переоброчных мельниц, земель, покосов, мест ловли диких уток, росчистных участков земель, подушных денег и с них накладных, 1,5-рублевый оброк в казну с экономических крестьян. Всего по Царевококшайску и его уезду казенные окладные сборы составляли 13959 руб. 47 коп. Из этой суммы основная масса поступлений приходилась на подушные деньги в размере 10505 руб. 10 коп. Окладные сборы по Кокшайску и его уезду были более скромными и составляли 7137 руб. 96 коп.
По сравнению с окладными сборами неокладные были значительно меньших размеров — 5739 руб. 33 коп. Они взимались с печатных пошлин, приводных, отдаточных дел, гербовых бумаг, выданных паспортов, сыскных, явочных и челобитных дел, процентов с векселей, вновь положенных при письме крепостей (документов), новоположенных с гербовой бумаги, вычетных денег с жалованья на госпитали и продажи соли. Всего неокладные сборы по Царевококшайску и его уезду составляли 3619 руб. 33 коп., в том числе от продажи соли — 3438 руб. Ежегодная выручка от проданной соли в Кокшайске должна была составлять сумму в размере 2120 руб.
Собранные казенные деньги на основе ранее принятых указов и распоряжений должны были распределяться следующим образом. Основная масса окладных денег отсылалась в Свияжакую провинциальную канцелярию. Деньги, собранные с бывших монастырских крестьян Мироносицкой пустыми в размере 259 руб. 30 коп. направлялись в государственную коллегию Экономии. Часть денег на сумму 253 руб. 74 коп. оставлялась на жалованье гражданским и военным чинам Царевококшайской воеводской канцелярии и «на мелочные» канцелярские расходы. Из неокладных сборов царевококшайским чиновникам дополнительно еще оставлялось 116 руб. 40 коп. Другая, небольшая сумма в 64 руб. 92 коп. отправлялась в Свияжскую провинциальную канцелярию. А основная часть неокладных сборов, полученных от продажи соли в Царевококшайске и Кокшайске, должна была отсылаться в низовую Соляную контору и Казанский губернский магистрат.
Следующая графа содержит материал, показывающий, с кого надлежало собирать подушные деньги. Эти сборы производились с ревизских душ мужского пола податных сословий, главным образом крестьян. Всего было зафиксировано 10372 ревизских душ, проживавших в Царевококшайске, Кокшайске и их уездах. Конкретно, в Царевококшайске подушные деньги в размере 1 руб. 20 коп. взимались ежегодно с каждой из 136 душ муж. пола посадских людей (торговцев и ремесленников). По 1 руб. 70 коп. собирали с 67 ревизских душ «содержащих ландмилицию» и по 70 коп. с остальных 26 человек. В общей сложности подушные деньги в Царевококшайске платили 229 человек. В Царевококшайском уезде с русского сельского населения подушные деньги собирались с экономических крестьян Подмонастырской слободы и починка Ежево со 173 ревизских душ по 2 руб. 20 коп., с дворцовых крестьян Царевококшайской дворцовой волости (21 селение [107] — 1746 душ муж. пола) по 70 коп.; помещичьих крестьян (1 селение — 16 душ муж. пола) по 70 коп.; государственных (бывших ясачных марийцев и русских) крестьян, проживавших в 9 селах и 93 деревнях Царевококшайского уезда общей численностью в 5299 душ муж. пола — по 1 руб. 70 коп. Заметим, что владельческие крепостные крестьяне помимо казенных подушных податей обязаны были платить оброк и выполнять барщину в пользу своих владельцев. Всего же по Царевококшайску и его уезду насчитывалось 7373 ревизских душ мужского пола.
В Кокшайском уезде основная масса крестьянства в лице русских экономических, помещичьих крестьян и чувашей проживала в Правобережье Волги. Здесь в селе Сундыре с 6 деревнями, принадлежавшими до 1764 г. Крутицкому архиерейскому дому, числилось 1150 душ муж. пола; в 1 селе и 8 деревнях — 582 ревизских душ крепостных помещиков. Остальные 1267 душ муж. пола были представлены чувашскими и марийскими крестьянами. Заметим, что в ведомости указано всего 1 село и 2 деревни с проживавшим в них марийским и чувашским населением, хотя их было значительно больше.
Важную информацию содержит графа с отметкой «В городех Царевококшайске и Кокшайске церквей и обывательских всякого звания людей, дворов каменных и деревянных, також улиц и переулков» с указанием их числа. В ней отмечается, что в 1767 г. в Царевококшайске имелось 5 церквей, в том числе Соборная каменная и 4 приходских (3 каменных и 1 деревянная). Всего в городе насчитывалось 204 двора, в том числе 2 каменных дома принадлежали купцу И. А. Пчелину. В предместье в черту города входила еще дворцовая деревня Вараксина с 32 дворами. Таким образом, всего насчитывалось 236 дворов. Город был разделен на 4 улицы и 9 переулков. Имелась вододействовавшая мукомольная мельница, располагавшаяся на реке Малой Кокшаге. В городе в деревянных домах размещались воеводская канцелярия, магистрат и монастырское подворье. Деревянными были и строения жителей. Население было представлено русскими. Они относились к различным сословиям. Ведомость зафиксировала следующие деревянные строения: 1 двор воеводы, 3 двора канцелярских служителей, 9 дворов «поповских», 3 двора причетников (младших членов церковного притча), 72 купеческих двора, в том числе 2 каменные, 20 дворов солдатских и 95 дворов разночинцев города из числа содержащих ландмилицию, дворцовых, бывших ясачных и монастырских крестьян.
В Кокшайске имелась деревянная церковь, дворы бывшей воеводской канцелярии и последнего воеводы, 4 двора канцелярских служителей, двор священника и 30 дворов разночинцев (солдат и бывших ясачных крестьян). Всего отмечено 35 деревянных дворов.
Ведомость отмечает также наличие в Царевококшайском уезде 10 церквей, в том числе 2 каменных и 8 деревянных. Соответственно в Кокшайском уезде зафиксировано 4 церкви, из них 3 каменных и 1 деревянная.
Но наиболее ценным и содержательным в составленной ведомости является географическое описание, публикуемое здесь в приложении. В нем дается подробное топографическое описание города Царевококшайска 1, состав его жителей и месторасположение, даются денные сведения о сроках проведения ярмарок 24-25 августа и около Мироносицкой пустыни 26-27 числа того же месяца, а также еженедельных базарных торгах, проводимых в Царевококшайске по пятницам и воскресеньям. Немало места отведено торго-ремесленным занятиям. Подчеркивается развитие товарного хмелеводства в городе и уезде, получившего заметный размах 2. Приводится перечень товаров и география торговых связей Царевококшайска с различными городами и ярмарками 3. Упоминается первая вододействовавшая лесопильная мельница в крае, построенная в 1766 г. царевококшайским купцом И. А. Пчелиным 4.
Заслуживают внимания данные об основных хозяйственных занятиях крестьян, хотя оценка, данная воеводой относительно «лености» и «пьянства» простого народа, носят весьма пристрастный и субъективный характер 5. Здесь же даны сведения о составе возделываемых сельскохозяйственных культур и урожайности зерновых, развитии домашнего животноводства.
Впервые подробно описан животный и растительный мир в бассейне рек Малой и Большой Кокшаг, перечислены основные сухопутные дороги, связывавшие Царевококшайск с другими городами — Казанью, Яранском, Царевосанчураком, Козьмодемьянском, Кокшайском с указанием расстояния до них.
Особо отмечается, что Кокшайск и его уезд были переданы в административное подчинение Царевококшайской воеводской канцелярии, что было связано с начавшейся областной реформой, реализованной указом казанского губернатора А. Н. Квашнина-Самарина от 3 февраля 1765 г. 6 Даны также сведения о географическом расположении Кокшайска, расстояниях от него до ближайших городов и до села Сундыря, где еженедельно по пятницам и воскресеньям проводилась торговля.
В заключительной части дается описание Мироносицкой пустыни 7 и приводятся некоторые сведения о ней.
В целом, географическое описание 1767 года является одним из важных источников по истории Марий Эл XVIII века. Документ публикуется со всеми особенностями подлинника согласно правилам издания исторических источников.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1767 г., октября 13. — Географическое описание городов Царевококшайска и Кокшайска с их уездами.
Географическое описание городов Царевококшайска и Кокшайска с уездами.
Город Царевококшайок герба 8 и описания 9 никакого не имеет. А по оказыванию старожилов прежде были две крепости, огражденных деревянными стенами: одна называлась кремль 10, окружностью двести восемдесят пять сажень 11 с четырмя башнями, а подле стены был канал шириною в четыре сажени с небольшим валом; другая стена сочиняла наружную крепость с шестью башнями и с таким же каналом окружностью пятьсот восемьдесят пять сажень. А между крепостми было восемдесят пять сажень. А ныне оных стен и башен ничего нету, которая, по оказыванию тех же старожилов, лет тому с восемдесят, а в котором году, сказать не упомнят, как те горадовыя стены с башнями, так и обывательское строение все выгорело 12 накануне святыя Пасхи. А пожар учинился в церкви Живоночальной Троицы, стоящей в наружной крепости. А каналы и ныне еще видны, только в некоторых местах по нискости места заплыли.
Оной город стоит на берегу реки Нижней Кокшати 13 на правой стороне, а жилье по обе стороны, на которой город и с форштатом 14 с небольшим на версту 15, а по другую сторону реки небольшая слобода 16. А на которой стороне город, то к форштату примкнула Дворцовая слобода ж, называемая Вараксина.
В нем бывает в году одна ярманка, то есть августа двадцать четвертого и двадцать пятое число. На оную приезжают купцы чебоксарския, яранские и царевосанчурские. Товары привозят шелковыя, бумажные, москотинныя 17 и протчия разныя небольшим числом. А больше съезжаютца крестьян дворцовыя и ясашныя и черемиса с холстами, с протчими товарами и съестными припасами. А потом все отъезжают оного ж города в уезд к называемой Мироносицкой пустыни 18 от города в пятнадцати верстах, где тож ярмонка бывает два дня.
В городе ж обыкновенной торг живет 19 в каждой недели два дни, то есть в воскресение и пятницу.
У купечества промысел медом, воском, юхтовым 20 красным товаром, лесом и саженными дровами, а по болышой части хмелем. Отправляют мед, воск, юхтовой товар в Москву и к Санкт-Петербургскому порту; лес и дрова — в Казань и далее вниз, а некоторыя и до Астрахани; хмель — к Соли Камской, тож Сибирской и Оренбургской губерней по разным ярмонкам, ибо хмельников как в городе, так и в уезде у всех жителей разведено весьма множественное число, и оныя, оставляя и полевую хлебную работу, а убирают те хмели.
Ремесло в городе кожевенное, сапожное и то небольшое, а протчих художников 21 очинь мало.
Купечество в своих капиталах поосредственное. А между тем есть изрядныя пропитани имеют от торгов, от пашенных земель, котория земли нанимают в уезде у черемис в годы и наемными ж людми пашут, хлеб сеют и сена косят. И на тех землях многия имеют скотныя дворы и хмельники свои, а на угодных местах хмелницы. Оному ж купечеству можно честь приписать о хорошем рачении в создании божьих церквей, которыя построены каменныя и внутри некоторых святыя образа живописные, иконостасы хорошей резьбы и с позолотами, также ризницы. Между протчими есть парчевыя и протчая [110] утварь — все изрядно зделано. Оное ж купечество платье носят немецкое и обхождения изряднова.
В уезде рудных земель, а в городе и в уезде же фабрик никаких не имеетца, кроме одной, состоящей от города в двадцати верстах на предписанной реке Нижней Кокшаге пильной мельницы 22, которая пилит тес ныне на четыре рамы, а учреждение 23 делаетца на двенадцать рам, а содержатель оной — царевококшайский купец Пчелин.
Оной город стоит от Волги на луговой стороне в шестидесят верстах.
По рекам, протекающим Царевококшайским и Кокшайским уездами Верхнею 24 и Нижнею Кокшагами, кроме лесных и дровяных плотов, да и то в разлитие вешней воды, никакия суда не ходят. Вершина Верхней Кокшаги Яранского уезду Ошминской волости близ деревни Аракнура, а вшадает в Волгу в одной версте выше города Кокшайска.
Вершина ж Нижней Кокшаге Царевококшайского уезду в Какшамучинской волости от города Царевококшайска в шестидесяти верстах; в Волгу ж впадает ниже города Кокшайска в трех верстах. А всего течении оной на сто на десять верст. Во оных же и в протчих реках, тако ж и в имеющихся в уезде небольших озерах ловитца рыба: лещи, щуки, окуни, язи, голавли, плотва, налими, лени 25 и караси.
Оныя ж реки замерзают в октябре и в ноябре, проходят в марте и апреле месяцах. Вешние наводнени бывают очень велики и розлив оных рек из берегов случаетца на обе стороны больши версты.
Пограничныя города: Казань, Яранск, Царевосанчурск, Кузмодемьянск, Кокшайск. Границы в уезде разделяют по большим трактам: с Казанским — от города Царевококшайска в пятидесяти одной версте при речке Сузонгер; с Яранским — от города Царевококшайска в шестидесяти четырех верстах при реке Лум; с Царевосанчурском — от города Царевококшайска в тритцети трех верстах оного ж Царевококшайского уезду при деревне Мозярской; с Кузмодемьянским — в сорока одной версте при реке Верхней Кокшаге; с Кокшайским — от города Царевококшайска в сорока пяти верстах при озере Таире. Разстояние от Царевококшайска до смежных городов: до Казани — сто тритцать верст, до Царевосанчурска — пятьдесят восемь верст, до Кузмодемьянска — девяносто верст, до Кокшайска — шездесят одна верста.
В Царевококшайском уезде хлеб сеетца: рожь, пшеница, ячмень, овес. А гороху, конопель и гречи сеют очень мало. Плод приносит в доброй урожаи втроя и четверо 26.
В городе и уезде скот содержитца: лошади, коровы, овцы, козы; свиньи не весьма в большом количестве.
По лесам звери: медведи, волки, лисицы, розсомахи, олени, зайцы, куницы, горностаи, ласточки 27, белки, а временем набегают лоси и рыси; в водах — бобры, норки и выдры; птицы — журавли, гуси, утки, бекасы, большия и малыя луговицы, дрозды, скворцы, тетеревы, ряпчики, кречеты, соколы, беркуты, ястреба и протчия обыкновенныя птицы.
В городе и уезде знатных и высоких гор нет, а больше плоския, ниския и лесныя места; между тем древа: дуб, вяс, илим, клен, береза, сосны, ель, пихта, можжевельник, жимолость, шиповник и протчия.
По лесам и по лугам родятца ягоды: земляника, клубника, черная и красная смородина, малина, брусника, клюква, ежевика. Съестные грибы: грузди, рыжики, волвенки. В уезде жило 28 очень ретко, а особливо болшими трактами верст по шестидесят жила нет.
К Царевококшайску соединен город Кокшайск и с уездом 29. Оной стоит на берегу Волги на луговой стороне, ограждения и валу никакова нет. Описания не отыскано. В нем одна церковь деревянная. Обыватели жительствуют розночинцы, отставные солдаты и бывшие приказные служители, ясашные приписныя к волостям крестьяне. А всех тритцать пять дворов. Оной уезд лежит по обе стороны реки Волги, граничит с Казанским, Цывилским, Чебоксарским и Царевококшайскими уездами. Разстояния от смежных до оного городов: от Казани — восемдесят верст, от Свияжска — шездесят верст, от Цывилска — тритцать верст, от Чебоксар — тритцать верст, от Царевококшайска — шездесят одна верста. Купечества и торгов в Кокшайске не имеетца.
Оного уезду Экономического ведомства село Сундырь 30 разстоянием от Кокшайска в нагорной стороне на берегу Волги в пяти верстах. В нем две церкви каменныя. Обывательских в трех посадах двести тритцать пять дворов. Во оном селе бывают торги в каждую неделю по воскресеньям и по пятницам; приезжают с хлебом, мясом и с протчими съестными припасами и принадлежащими до крестьянства потребностями.
В городах Царевококшайску и Кокшайску и в уездах жительствуют дворяня, духовные чины, военныя и приказныя служители, купечество, содержащие лантмилицию 31, дворцовые 32, экономические 33 и ясашные 34 крестьяня, чуваша и черемиса, но и оные все в христианском законе тож. И раскольников не имеетца. Подлой народ 35 к полевой и протчим работам веема ленив и нерадетелен, а больше привыклой к гульбе, а многия и к пьянству 36.
В Царевококшайском уезде от города в пятнатцети верстах имеетца пустыня, называемая Мироносицкая, в которой есть Чудотворный образ Богоматери з Женами Мироносицами резной, на малинной аспидной цене 37. Явилась во ста пятдесят пятом году 38 майя в первый день на том месте, где означенная пустынь построена. И в том же сто пятдесят пятом году оной образ взят был по указу в Москву блаженной и вечно достойной памяти к государю царю Алексею Михайловичу. А во ста пятдесят седмом году 39 сентября в первы день обратно от его величества с приложением ко оному образу бархатной низаной жемчугом срачицы и в церковь утварью прислан и з грамотою в провожани Галстунского Николаевского собора протопопа Ивана Степанова. А в грамоте повелено царевококшайскому воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову оной образ встретить з духовным собором 40 и со всеми градскими жителми за десеть верст от города. А потом и означенная пустынь сооружена. В ней церковь о дву апартаментах 41, ограда и кельи 42 каменныя. И по описанию от того образа многие чудеса исцелени бывали и ныне молебствуют.
Премьер-маиор и воевода Матвей Матов.
Российский государственный исторический архив, ф. 1399, оп. 1, д. 417, л. 1. — Подлинник.
1. Первое подробное описание города было составлено городничим П. Кафтанниковым в 1728 г. — См.: Айплатов Г. Н. Город Царевококшайск и его уезд в XVII-XVIII вв. // Страницы истории Марийского края. Йошкар-Ола, 1970. С. 25-26. Заметим, что герб города Царевококшайска был утвержден в 1781 г. — См.: История Марийского края в документах и материалах. Вып. 1. Йошкар-Ола, 1992. С. 311.
2. Подробнее см.: Иванов А. Г. Царевококшайск в XVIII веке // Из истории города Йошкар-Олы. Йошкар-Ола, 1987. С. 20-26.
3. См.: История Марийского края в документах и материалах. Вып. 1. С. 240-250, 338-342.
4. Подробнее о деятельности царевококшайских купцов Пчелиных см.: Иванов А. Г. Указ. соч. С. 27-41.
5. Более подробные сведения о хозяйственных занятиях крестьян Царевококшайского уезда приведены в ответах воеводы на вопросы Сенатской анкеты, поданной в августе 1767 г. — (см.: Марийский край в крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева. Док. и мат-лы. Йошкар-Ола, 1989. С. 12-14), а также в наказах марийских крестьян Царевококшайского уезда в Уложенную комиссию, составленных в апреле 1767 г. — (см.: Иванов А. Г. Марийцы Поволжья и Приуралья (по их наказам в Уложенную комиссию 1767-1768 гг.). Йошкар-Ола, 1993. С. 74-75).
6. См.: Енин Г. П. Документ о выводе Кокшайска из штата городов Казанской губернии // Марийский археографический вестник. Вып. 1. Йошкар-Ола, 1991. С. 55-59.
7. См.: Малов П. А. Мироносицкая пустынь Казанской епархии: история пустыни и современное ее состояние. Казань, 1896. — 139 с.; Спасский Н. Очерки по родиноведению. Казанская губерния. Казань, 1912. С. 295-296; Головина С. И. История Ежово-Мироносицкого монастыря. 1647-1790-е годы. Йошкар-Ола, 1992. — 60 с.
8. Герб города Царевококшайска утвержден в 1781 г.
9. Первое подробное описание города было составлено в 1728 г.
10. Кремль — здесь, внутренняя городская крепость, цитадель, где находилась администрация.
11. Сажень — мера длины, равная 2,15 м.
12. Речь идет о пожаре 1696 года, во время которого город «погорел без остатку».
13. Река Нижняя Кокшага — Малая Кокшага.
14. Форштат — предместье города.
15. Верста — мера длины, равная 1,07 км.
16. Имеется ввиду совр. Красноармейская слобода г. Йошкар-Олы.
17. Москотинные товары — «москательные» товары, т. е. химические вещества как предметы торговли (краски, клей и т. п.).
18. Мироносицкая пустынь — Ежово-Мироносицкий мужской монастырь.
19. Так в тексте. Следует читать «бывает».
20. Юхтовой товар — юфть, сорт кожи высшего качества обработки.
21. Так в тексте; нужно «художеств», т. е. ремесел.
22. Речь идет о первой вододействовавшей лесопильне, построенной в 1766 году на реке Малой Кокшаге купцом И. А. Пчелиным.
23. Имеется ввиду лесопильня.
24. Река Верхняя Кокшага — Большая Кокшага.
25. Так в тексте. Следует читать «лини».
26. Здесь: в благоприятные годы урожайность зерновых составляла «сам-3» и «сам-4», другими словами одно посеянное зерно давало соответственно 3 или 4 зерна.
27. Так в тексте. Имеется ввиду ласки.
28. Жило — поселение, деревня.
29. Город Кокшайск с уездом присоединен к Царевококшайску в 1765 году.
30. Село Сундырь — совр. Мариинский Посад (Марпосад) Чувашской Республики.
31. Содержащие ландмилицию — разновидность категории государственных крестьян, потомки бывших служилых людей.
32. Дворцовые крестьяне — владельческие русские крестьяне, являвшиеся крепостными царской семьи.
33. Экономические крестьяне — бывшие монастырские крестьяне, разновидность государственных крестьян.
34. Ясачные крестьяне — традиционное название одной из разновидностей государственных крестьян из числа марийцев, чуваш, русских и др.
35. Подлой народ — принятая среди дворян форма обращения к простому народу.
36. Данное утверждение представляется весьма пристрастным и отражает точку зрения крепостника-дворянина.
37. Цена — здесь, основа, дощечка.
38. Во (7)155 году — здесь, в 1647 году.
39. Во (7)157 году — здесь, в 1648 году.
40. Духовный собор — имеется ввиду священно- и церковнослужители.
41. Апартамент — здесь, имеется ввиду этаж.
42. Кельи — жилища монахов; помещения различного служебного или производственного назначения в монастыре.
Источник: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1760-1780/Carevokoksajsk/geogr_opis_1767.htm