Краткая историческая справка
Начиналась Чебоксарско-Чувашская епархия с христианской миссии, положенной первым казанским архиепископом святителем Гурием в 1555г. Благодаря его апостольским трудам народы Поволжья – татары, чуваши, мордва, марийцы и удмурты - были просвещены светом христианской веры. Однако после кончины святителя Гурия и его сподвижников, святителей Германа и Варсонофия, дело христианского просвещения инородцев Поволжья стало сильно ослабевать и даже приобрело формальный характер. Язычники – чуваши активно принимали христианство и затем также в массовом количестве отпадали от него.
Читать далее...
Из истории посещения Епархии Святейшими Московскими Патриархами
Не будет преувеличением тот факт, что в Чувашии как и во всей России особое отношение к Предстоятелю Русской Православной Церкви. Конечно, патриарший авторитет связан с самим саном, поскольку в лице своего Первосвятителя русские люди видят образец апостольского служения и евангельской любви. В церковном восприятии «Великий Господин» является еще и «Отцом». Патриарх – отец для миллионов верующих, для всей паствы.
Читать далее...
История монастырей и их храмов
Монастыри на территории России были ориентированы, как правило, на деятельность миссионерскую, аскетическую, подвижническую, на хозяйственную с большими торговыми оборотами, развитыми промыслами или земледелием на сотнях десятин земли. Чаще всего перечисленные виды деятельности сочетались в одном и том же монастыре. В Казанской губернии монастыри открывались с целью миссионерства и колонизации. В последующие годы они вобрали в себя все, что было характерно для остальных монастырей России.
Читать далее...
Устройство храмов и архитектурные стили
Если хотите познакомиться с культурой и историей города, села и деревни, вы должны обойти их церкви, так считали в конце XIX в. представители российской интеллигенции и в какой-то мере они были правы. Но прежде чем говорить об архитектурных достоинствах возведенных на территории Чувашии культовых православных сооружений, надо отметить их главную предназначенность, религиозно-проповедническую, религиозно-обрядовую сторону. Церкви, соборы, храмы, монастыри, часовни резко отличались от бытовых сооружений своей архитектурной композицией, внутренним убранством, все это было направлено на обслуживание культовых действий и утверждение веры.
Читать далее...
Особо чтимые чудотворные иконы и колокола церквей
Уже отмечалось наличие различных архитектурных стилей и времен в интерьерах церквей,иконостасов и икон. В некоторых церквах Чувашии имелись так называемые чтимые и «чудотворные» иконы. Имена мастеров икон и иконостасов нам неизвестны, но их произведения являются высокохудожественными. Также остались неизвестными художники, которые расписывали внутренние стены храмов.
К особо чтимым иконам в Введенском соборе города Чебоксары относятся четыре.
Читать далее...
Соборные церкви
Соборным храмом, или собором, обычно назывались кафедральные церкви в епархиальных городах или главные городские храмы вообще, а также храмы некоторых селений и больших монастырей. В Чувашии к соборам относились храмы:
Читать далее...
Приходские церкви
К приходским церквам относились те, которые в городах, селах и деревнях принадлежали населению, входящему в данный церковный округ, имеющему средства для содержания церквей и причта. Основная масса церквей относилась к этому виду православных построек. В 1826 г. были приняты правила открытия прихода и строительства церквей в городах, селах и деревнях, «по которым строительство храмов должно было быть обоснованным с подробным изложением цели»
Читать далее...
Молитвенные дома
В некоторых селениях, удаленных от приходской церкви или взамен сгоревшей, разрешалось строить молитвенные дома для совершения литургии на переносном антиминсе
Читать далее...
Домовые церкви
В Чебоксарах и Алатыре были так называемые домовые церкви. Обычно они принадлежали лицам высшего сословия, домовые церкви открывались во дворцах, в домах помещиков. Открывались они при государственных учреждениях, духовных академиях, семинариях и духовных училищах.
Читать далее...
Церкви-школы
Во второй половине XIX в. в ряде чувашских сел появились церкви-школы. Так, в деревне Средние Шатькасы Шатракасинского прихода в 1891 г. была построена церковь-школа. В деревне Алдиярово Цивильского уезда Норвашинского прихода (числом 945 душ и почти столько же женского пола, расстояние от приходской церкви 9 верст, с наличием 12 домов язычников)было решено построить церковь-школу в 1892 г. Через год школа-церковь была возведена.
Читать далее...
Церкви при больницах
Для призрения (заботы) немощных при монастырских, приходских церквах устраивались больницы либо при некоторых больницах специально отводились помещения для храма.
Читать далее...
Церкви при кладбищах
Еще к одному из типов церквей относятся храмы, построенные на кладбищах. Управление, хозяйство и администрация на кладбищах были в ведении местного Духовного начальства, требующего от духовенства содержать кладбища в благоустроенном и опрятном виде.
Читать далее...
Часовни
Кроме церквей, на территории Чувашии на протяжении XVII—XX вв. возводились и часовни. В Чебоксарах было построено 6 часовен, в Ала-тыре — 3, Мариинском Посаде — 2, Цивильске — 2, во всей сельской местности — 63 часовни. Из общего числа 13 часовен были построены в XIX в., 9 — в начале XX в., годы постройки остальных часовен не указаны. История появления часовен такова: на Руси в XI—XII вв. на дорогах устанавливались для путников кресты; чтобы защитить их от дождя, над крестом сооружали небольшие навесы, затем стали возводить стены, таким образом появились небольшие здания, которые снаружи стали приобретать вид небольшого храма. Часовни строились на кладбищах, на источниках, в честь каких-нибудь исторических событий.
Кроме церквей, на территории Чувашии на протяжении XVII—XX вв. возводились и часовни. В Чебоксарах было построено 6 часовен, в Ала-тыре — 3, Мариинском Посаде — 2, Цивильске — 2, во всей сельской местности — 63 часовни. Из общего числа 13 часовен были построены в XIX в., 9 — в начале XX в., годы постройки остальных часовен не указаны. История появления часовен такова: на Руси в XI—XII вв. на дорогах устанавливались для путников кресты; чтобы защитить их от дождя, над крестом сооружали небольшие навесы, затем стали возводить стены, таким образом появились небольшие здания, которые снаружи стали приобретать вид небольшого храма. Часовни строились на кладбищах, на источниках, в честь каких-нибудь исторических событий.
В селе Ишаки Козьмодемьянского уезда часовня была построена над источником в честь явления чудотворной иконы. В селе Тябердино-Салагаево Цивильского уезда часовня была возведена в память Августейшего семейства при крушении поезда на станции Борки в 1888 г. В селе Подгорные Тимяши часовня сооружена в честь празднования 900-летия Крещения Руси. В ряде чувашских селений часовни возводились на месте ранее существовавших церквей. Строились они только с дозволения епархиального архиерея, без его воли построенная часовня считалась недействительной. Строгие правила в отношении сооружения часовен были установлены при Петре I. По указу от 1722 г. запрещалось строительство часовен близ церквей, на торжищах, в селах. В XIX в. Синод разрешил строительство часовен. В с. Засурье Козьмодемьянского уезда в 1881 г. была построена церковь-часовня на средства дворянина П. Зубова.
На чьи же средства строились церкви? Строительство церквей в епархиях впрямую зависело от наличия средств. Статистические данные показывают: в городах Чувашии 12 церквей построены на средства прихожан, 9 — на средства пожертвовате-лей и 12 церквей — на средства неустановленных лиц. В сельской местности построены на средства прихожан — 184, пожертвователей — 41, из средств казны — 3, на средства Департамента Уделов — 9, совместно прихожанами и пожертвовате-лями — 6, на средства неустановленных лиц — 19
церквей.
В 1839 г. жители деревни Алгаши решили собрать деньги на постройку новой церкви (взамен сгоревшей) по проекту архитектора Медичи, постройка обошлась в 11035 руб. Мирской сход постановил собрать эту сумму с крестьян в 3 года.
В селе Абызово Ядринского уезда церковь строилась на протяжении 1856—1858 гг. В документе от 1857 г. сообщается, что приостановлено строительство из-за отсутствия распоряжения Казанской Палаты Государственного имущества о дозволении вырубки леса и выдачи ссуды прихожанам. Было решено собрать на постройку церкви деньги за 4 года по 1 руб. с души, всего 11539 руб.
В селе Сыреси Алатырского уезда церковь пришла в совершенную ветхость, прихожане решили построить новую, на каменном фундаменте. План и смету составил архитектор Абакумов, прихожанам строительство по этому проекту обошлось бы в 5821 руб. Старший архитектор Департамента Рязанов признал этот проект неудовлетворительным и сам составил новый рисунок церкви, смета которой была снижена до 5816 руб. Департамент Уделов утвердил проект Рязанова и разрешил удельным крестьянам в 1858 г. построить вместо ветхой церкви новую. Сумму на строительство собрать с 1151 души в течение 6 лет: по 84 копейки в год.
В селе Шемурша Шигалинского Приказа из-за ветхости имевшейся прихожане в 1848 г. решили построить новую церковь, на каменном фундаменте, крытую железом, вокруг устроить ограду, для чего употребить годный строительный материал старой церкви. План был разработан архитектором Мейером, и сумма составляла 4204 руб. Прихожа-
не составили мирской приговор, по которому с 1410 душ собиралось по 3 руб. Подрядчик учитель уездного училища П. Лонбич со всеми его материалами взялся за строительство церкви с уступкой против
сметы на 100 руб.
В 40-е годы XIX в. в Симбирском и Буинском уездах в 9 чувашских деревнях было решено построить православные церкви за счет Департамента Уделов. По представленной смете и плану фасадов церквей, составленных архитектором Мейером на каждую постройку, выделялось 11139 руб.; на все 9 церквей — 100000 руб. Церкви в назначенный срок были выстроены в 9 деревнях: Сойгино, Новые Айбеси и др.
На средства пожертвователей в русских селениях было выстроено 18 церквей, в чувашских — 9, в селениях с чувашско-русским и другими народами — 6 церквей. 14 церквей построены на средства купцов, 9 — на средства помещиков, 6 церквей на средства крестьян, графские — 2, дворян — 1, военных — 1, совместно прихожанами и купцами — 2, прихожанами и лицами духовного звания — 2, прихожанами и почетной гражданкой — 1 церковь. Сумму затраченной на строительство церквей от пожертвователей по существующим источникам установить невозможно и о произведенных расходах можно судить по страховой оценке, произве-
денной в 1915 г. соответственно курсу рубля в начале XX в. Например, в чувашской деревне Юман-лых Ядринского уезда храм построен на средства Тетюшского купца Серебрякова в 1901 г., им покрыты были все расходы. Страховая оценка в 1915 г. — 5000 руб.
Постройка церкви Свв. апостолов Петра и Павла в селе Порецкое Алатырского уезда графу Салтыкову по страховой оценке обошлась бы в 8000 руб, церковь построена на средства графа в 1811 г.
Церковь в селе Сиявы Алатырского уезда, построенная в 1825 г. на средства помещицы Мятлее-вой, оценена в 12000 руб.
Покровская церковь в Чебоксарах, выстроенная на средства купцов Полубоярова и Колокольнико-ва, оценена также в 12000 руб.
Церковь села Абашево Чебоксарского уезда, построенная на средства крестьян Ефимова и Ефремова в 1846 г., оценена по страховке в 11400 руб.
Самая дорогая по страховочной оценке на территории Чувашии была церковь в селе Ишаки — 50000 руб.
Для сравнения: знаменитый храм Христа Спаси-
теля в Москве строился с 1833 по 1880 гг. Было затрачено 620 миллионов рублей.
На Исаакиевский собор, который строился на протяжении 1818—1858 гг., было затрачено 36 миллионов руб. (курс рубля XIX в.).
Чтобы проследить динамику строительства церквей современной Чувашии, надо иметь ввиду все территориальные изменения, которые произошли после 1917 г. В состав Чувашии вошли территории, принадлежавшие ранее другим уездам Казанской, Симбирской и Нижегородской губерний, соответственно и православные приходы со всеми церквами и монастырями. Из Ардатовского уезда — 1 церковь, Алатырского — 44, остальные церкви второго и третьего округа в количестве 51 остались в составе Ульяновской области, из Буинского уезда — 30 церквей, Козьмодемьянского — 20, Курмышского — 20 церквей, Тетюшского — 10. В то же время Татарской и Марийской республикам отошли церкви из Чебоксарского уезда: селений — Звениговский затон, Сидельниково, Помьялы, Липша, Кок-шайскос, Красный Яр, Йеменцы, Помары, Сизине-ры; из Цивильского уезда — Большое Тябердино, Мальково, Старое Тябердино.
Первые церкви были построены на территории Чувашии в конце XVII в. (в Чебоксарах и Алатыре), но они не сохранились и самая ранняя датировка в строительстве храмов относится к Введенскому кафедральному собору (1651 —1653 гг.) в городе Чебоксары.
Анализ статистических данных о времени строительства церквей показывает: 5 церквей датируются XVII в., 76 построены на протяжении XVIII в., 144 церкви — в XIX в. и 68 построены в первые два десятилетия XX в., притом надо учитывать, что в 26 селениях церкви были построены в XVII—XVIII вв., но по причине ветхости были снесены или по причине пожара сгорели, взамен их были построены новые в XIX — начале XX вв.