Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Старый верблюд не подведет (арабская)

Истории населённых пунктов Цивильского уезда Казанской губернии. (https://forum.na-svyazi.ru)

Назад

 

Краеведом Л. И. Ивановым по документам выяснено, что в XVI—XVII веках чувашами, переселившимися с Арской дороги Казанского уезда, были основаны деревни Старые Шигали (ныне дер. Анчиккасы Цивильского района), Дальние Шигали (ныне село Шигали Канашского района), Ближние Шигали (ныне дер. Ямбахтино Вурнарского района), селения Ближние Сормы (ныне Канашского района), Старая Сорма на речке Кувагале (такая деревня существовала на территории Канашского района, теперь ее нет), Большие Мамыши (ныне Чебоксарского района), Татмыш-Ягутли (ныне слилась с селом Янгличи Канашского района), Яндоба-Сорма (ныне село Яндоба Аликовского района), Нижне-Вута Яндоба (существовала на территории Канашского района), Чагаси, Вутабоси. Кибечи, Девлизерово, Ухманы (ныне все — Канашского района).

Таким образом, историко-топонимические предания в основном реально характеризуют начавшийся после присоединения Чувашии к России прогрессивный процесс расширения запашки. С установлением мирной жизни, устойчивого государственного управления и рентно-налогового порядка раскрепостились творческие силы чувашского народа, стала расти его численность, и он на основной территории своего обитания, в северных и центральных районах Чувашии, начал и десятилетиями вел напряженную деятельность по расчистке лесных участков под пашню и луга, основывая на этих участках, сообразуясь с интересами хозяйственной практичности, дочерние селения—выселки (околотки). Расчистка леса под пашню или луг производилась на территории общины путем выжига (подсечно-огневым способом), корчевки засохших на корню деревьев или даже свежих пней. Под поселения обычно занимали места у речек. Предания сообщают об обстоятельствах образования выселков. В большинстве случаев выселялись отдельные родственные семьи (обычно три-четыре семьи), предварительно расчистив лес с согласия общины. Из ряда преданий следует, что преимущественные возможности для выделения в выселки имели зажиточные, многосемейные крестьяне. В других же преданиях, напротив, подчеркивается, что выселки образованы бедными крестьянами из-за угнетения их в материнском селении богатеями. Рассмотренные нами предания указывают, в какой местности возникло новое поселение, из какой материнской деревни вышли основатели выселка, кто был первопоселенцем, какие трудности преодолевали основатели дочерних селений. Изредка в выселок принимались крестьяне из другой общины. В ходе выделения выселков часть материнских селений прекратила существование. Из-за естественных неудобств, расположения поселения на возвышенной местности, где оно часто поражалось молнией, вблизи больших дорог, где жителей постоянно тревожили проезжающие чиновники и воинские команды, из-за захватов земель помещиками или для основания города, частых разорений жителей разбойниками и ворами, эпидемий чумы или холеры некоторые материнские и дочерние селения оставляли старые места расположения и переезжали на несколько километров в сторону.

Возникновение выселков приводило к образованию сложных общин. В некоторых преданиях рассказывается о социальных конфликтах между богатеями и рядовыми общинниками, властями и крестьянами в ходе основания дочерних селений и перемещения деревень. Предания сохранили имена основателей выселков, причем нередко по ним давались названия новым поселениям. Давность возникновения выселка) предания обычно указывают столетиями, полустолетнями. Лишь о появлении выселков в последние сто лет указывается конкретная дата. Образование за три столетия около тысячи населенных пунктов в северной и центральной Чувашии имело в развитии производительных сил края огромное прогрессивное значение.
Почти все рассмотренные топонимические предания относятся к реальным, фактографичным. Среди них есть и фабульные повествования, но редки многосюжетные рассказы., Немало преданий содержит фольклорные мотивы об основании селений братьями (часто — тремя), о том, что место для поселения было выбрано вслед за коровой, быком, редко курицей, на месте падения пущенной стрелы, что о новом поселении жители других деревень узнавали по щепкам, плывущим по речке и т. п. Такие мотивы в основном относятся к выселкам, возникшим в более отдаленные времена. Причем эти мотивы встречаются в записях, сделанных во всех районах северной и центральной Чувашии, то есть они имели повсеместное распространение.
Предания об освоении чувашскими крестьянами новых площадей пахотных земель, возникновении дочерних селений, перемещении деревень являлись составной частью народных исторических знаний, одним из действенных средств народной педагогики, служили целям духовного, трудового и патриотического воспитания подрастающих поколений.

 Предание сообщает, что дер. Имбюрти (Ёмпурт Туда), что в Цивильском районе, образована переселенцами из дер. Второй Тойзи. Первым выселился богатый чуваш, который поставил на новом месте большой дом из семи покоев. У него было семь жен, и каждая жила в отдельном покое, каждая имела лучинник для освещения ночью своей комнаты. От большого дома богача исходит и наг звание деревни: Ём пурт означает Мйн пурт— «Большой дом»*.
* По-видимому, такое объяснение правильно. И в слове ёжу ём означает, вероятно, «великий», пу — «князь», т. е. великий князь, царь».
Сей богатый чуваш имел пивной котел золотых монет, который был им зарыт. Об этом узнали воры. Однажды днем, нарядившись в одежду путешественников, зашли к богатею в дом. Хозяин и все его домочадцы были в то время в поле на жнитве. Как только зашли в дом воры, пришла домой одна из жен богатея варить похлебку для работников. Воры стали допытывать се и уговаривать ее показать место хранения денег мужа. Та не знала места и не смогла выдать спрятанных денег. Но ковар-.ная жена богатея обещала ворам пустить их ночью в покой мужа. Как только воры постучались ночью в дверь, она пустила их в дом. Воры тут же схватили богатея и стали пытать его, подводя зажженные лучины к нижней части, и требовать припрятанные деньги и остальное богатство. Старик молчал и тайну свою не открыл до смерти. Клад его остался неизвестным до наших дней".

В дер. Имбюрти (ныне Цивильского района), как сообщает предание, были коштаны, которые держали в подчинении жителей не только своей деревни, но и входивших в одну сложную общину селений Чирши и Опнеры. Никто не мог прекословить им и не подчиняться. Коштаны главенствовали при использовании полей, источников воды, лесов и лугов, при переделах земли. Три деревни подчинялись имбюртским коштанам. Из-за этих коштанов соседние селения стали называть имбюртцев хозяевами земли (дёр худисем). И на жертвоприношениях киреметю, и на уйчюке всегда верховодили коштаны

  история д. Большое Яниково (ранее относилась к Цивильскому уезду)? Знаю, что деревня древняя и вот еще : "Из Шихабылова выделились Большие и Малые Чаки, а также дер. Большое Яниково, которая, как повествует предание, основана служилым чувашом Яником. Он имел заслуги перед царем, за что был награжден целым возом денег и наделен большими участками земли (один из участков, расположенный на территории современного Янтиковского района, позднее был им заброшен). Из Большого Яникова выделилась дер. Малое Яниково."

Материнской деревней для всех д.Кошек яв-ся Кошки Куликеева(Тарваш,
Тенсер,Тавашкасси).Остальные дочерние д-ни (Сырмапус,Старак,Кушка,Энешкасси
Кушка).Все они расположены в Цивильском р-не. Кстати, прадед И.Я.Яковлева
(чув.просвет-ля) яв-ся выходцем тех деревень Кошки. Красноармейскому близко не подходит.Вы сами родом из Цивильска? А я - из д. Искеево-Яндуши (Янтуш).

"В росписи Цивильского уезда 1670 г. упоминается деревня Искеева (вероятно, по-чувашски Искей) в Тугаевской волости Янчюриной сотне Янибяковой. Там же упоминается еще и другая деревня Искеева - Яшкитовой пятидесятни Сюрбеевской волости.
Впоследствии тугаевское Искеево стало Искеево-Яндушами - вероятно, оно выселок сюрбеевского Искеева? И поначалу именовалось по материнской деревне, а уже потом обзавелось вдобавок и своим особым именем?
Но не понятно, что стало с сюрбеевским Искеево."

По поводу происхождения названия Мамино!
"Мамина деревня" - это выдуманная кем-то сказка!!! Ещё в 1580-х г. после взятия Казани образовались эти русские деревни:Мамино,Улешево,Старосельская,
Исламово,Каловская,Рындино. А дер-ню Мамино (позже сельцо,село) основал помещик И.Мамин со своими привезёнными крепостными. Соответственно,название деревне дали его фамилию.
В книге Ю.В.Гусарова "Цивильский затворник" (200 экз.) есть пара неточностей.
Но его вины здесь нет. Эта сказка ещё до него в народе ходила.

Из истории деревни Нижние Кунаши
Нижние Кунаши (Сталино с 1935 по 28.12.1961)- деревня Михайловского сельского поселения; в составе ОПХ «Колос» ГНУ ЧНИСХ РАСХН до 09.11.2002 г. Расположена на правом берегу реки Цивиль. Жители -чуваши, до 1866 государственные крестьяне; занимались земледелием, животноводством. В 1939 образован колхоз «Сталинцы». В составе Чуратчикской волости Цивильского уезда в 19 в.-1927 год , Цивильского района- с 01.10.1927,сельсовет Нижнекунашский с 01.10.1927, Татарско-Кунашский с 04.01.1929 года .С 1991 года по 17.11.2005 год в составе Ивановской сельской администрации.

Из воспоминаний Ивановой Т.И ,жительницы д.Нижние Кунаши .
Деревня Нижние Кунаши расположена на правом берегу реки Цивиль. До революции здесь было 70 домов, деревня делилась на две общины:
1.Община Атыково – 40 домов.
2.Община Янгорчина – 27 домов.

В деревне проживало 346 человек , из них: д.Атыково -226 человек, д.Янгорчино – 120 человек.

Земельный надел на 176 человек, из них: д. Атыково -110 человек, д.Янгорчино – 60 человек.

После революции объединились. И деревню называли Нижние Кунаши. Первым сельским председателем был Гаврил Моисеев, секретарем – Арсентий Яковлев.

В 1913 году была построена Нижне Кунашская начальная школа усилиями братьев Ивановых Павла и Григория Ивановичей.

В первых порах там работал только один учитель – Сильвестр Мефодьевич, который жил в квартире при школе.

Затем школа стала семилетней .

В годы репрессий братьев Ивановых арестовали, они больше не вернулись. Их сестры Анастасия и Анна тоже работали учителями в этой школе в сороковых годах. Впоследствии Анна Ивановна Токсина уехала в Чебоксары и стала известной певицей Чувашии.

В сороковых - пятидесятых годах директором школы была Александрова Екатерина Александровна. Учителями работали Иванова Тамара Ивановна, Александрова Ирина Александровна, Захарова Антонина Сергеевна, Дмитриев Александр Дмитриевич.

Немного позже директором школы стал Михайлов Лев Михайлович. Пионервожатой работала Арсентьева Светлана Владимировна, библиотекарем работала Михайлова Луиза Ивановна. Все они из нашей деревни.

Мамалаево в одно время было даже волостным центром. Это указано в ревизской сказке 1811 или 1834 года - сейчас не могу уточнить, записи не под рукой. Встречался материал, где утверждалось, что эта материнская деревня в итоге распалась на 4 околотка. Один из них дал жизнь сегодняшней деревне Таушкасы Цивильского района.
Одноименная деревня есть и в Чебоксарском районе, но она произошла в результате распада на Таушкасы и Ердово исчезнувшей деревни Пихчурино. Там же указано, что соседние Шишкенеры образовали выходцы из Синьял. В результате можно утверждать, что Мамалаево действительно дало жизнь четырем новым деревням - Синьялы, Оттекасы, Сятры и Таушкасы Цивильского района.
Вторые Сятры и Шишкенеры возникли уже в результате последующего деления.

 


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов