Хотя Цивильск основан в царствование Федора Ивановича в 1589 году, чувашское предание относит его основание ко времени Ивана IV. Еще в конце XVIII века землемером К- С. Мильковичем было записано следующее предание о Цивильске: «...Первоначальные жители сих мест, известные под названием чуваш, уверяют, что по словесному преданию от их предков известно, в древности жил тут их чувашский князь, называемый Пулат, который, не пожелав быть под ведением города Чебоксар, уступить преимущество свое прочим князьям, ездить почасту во оной город и давать отчет, испросив позволение у царя Иоанна Васильевича, построил город, куда его величество повелел отправить воеводу и учредить там земское правление. Напоследок князь Пулат, выведя жителей из деревни Сюрбеевой, поселил их от города в 12 верстах. А прочие деревни Сюрбеевы, которые построению города не мешали, оставил на своих местах, и от них сей город на чувашском языке получил свое наименование Сюрбя хола, каковое удержал и поныне». Автору настоящей книги, уроженцу дер. Новое Сюрбеево, что В: 14 км от Цивильска, в детстве приходилось слышать от односельчанина Ф. П. Петрова, что на месте поселения наших предков, называвшемся Qepnij, был основан Цивильск, вследствие чего жители этого селения подались на юг. Несколько дворов осталось в дер. Новое Сюрбеево, остальные отправились в степь — на территорию нынешнего Комсомольского района, где имеются селения, также называемые Сюрбеево. Расставанье между остававшимися в дер. Новое Сюрбеево и уезжавшими в степь было очень трогательным, многие рыдали, а один из уезжавших, от сильного волнения, бросил свой войлочный колпак в овражек.
Есть предание о том, что Цивильск был поставлен в другом месте—то ли под дер. Вторые Тойзи, на левой стороне речки Шумаши, то ли западнее дер. Нюрши, около урочища Кун дут, то ли в поле Ката вёд под дер. Синьял-Убеево (ныне в Красноармейском районе). В городе, будто, была построена церковь, но ее колокол не зазвонил. Поэтому город перенесли в междуречье Большого и Малого Цивилей.
Из дер. Сиделево (ныне Канашского района) выселились Челкасы и Оженары. По преданию, как образовался выселок Оженары. У одного сиделевца стельная корова ушла в лес. Хозяин решил: где корова отелится, туда и перееду жить. Ее он обнаружил на поляне у Малого Цивиля. Там и поселился. За ним туда переселились и другие сиделевцы. Заселение выселка Оженары (он до 1859 года назывался выселком Подгорные Сидели) выяснил учитель-краевед Л. И. Иванов, который справедливо считает, что перечисленные в росписи 1671 года селения сотни Янибека Янчуры Тугаевской волости Цивильского уезда: Искеево, Сиделево, Хирпоси, Сиделево, еще Сиделево, другое Сиделево, другие Хирпоси, еще Хирпоси, Тугаево, Буртасы, хотя и располагались на расстоянии 80—90 км друг от друга, были родственными. Л. И. Иванов установил, что указанные в росписи четыре Сиделева— это Большое Сиделево, Подгорные Сидели, Новые Челкасы и Верхнее Сиделево, существовавшие в районе Хирпоси-—Кошлауши (на территории Вурнарского района). Пользуясь графическим планом выселка Подгорные Сидели 1794 года, Л. И. Иванов установил, что в селении было 10 гнезд, в которых жили родственные семьи. По преданиям оженарцев он выяснил, что одно гнездо составляли сиделевцы, жившие в поселении в первой половине XVIII века на правобережье Суры, под Порецком (Тугаевская волость со времени присоединения Чувашии к России имела здесь около 40 тысяч десятин земли, которая в середине XVIII века была захвачена владельцем Порецкой вотчины графом П. С. Салтыковым). Поселение под Порецком чувашами было брошено. В Подгорные Сидели чуваши прибыли во главе с Ярискавом. Переселенцы из дер. Большое Сиделево в выселке Подгорные Сидели составили особое гнездо, из которого позднее выделились два гнезда. Другое гнездо было заложено переселенцами из дер. Искеево (ныне дер. Искеево-Яндуши Цивильского района). Из этого гнезда также выделилось дочернее гнездо. Группа чувашей, переселившихся из дер. Кунаши, образовали свое гнездо, из которого выделилось дочернее гнездо. Вторая группа переселенцев из дер. Большое Сиделево во главе с Думиле обосновалась в особом гнезде. К 1970 году потомки каждого гнезда составили около 30 дворов. Из переселенцев из разных родственных селений состояли многие другие выселки49.
По преданиям прослеживается, что поселение Татмыши существовавшее на территории нынешнего Канашского района, разделилось на деревни Первые Татмыши (ныне село Ачакасы), Нижние Татмыши и Средние Татмыши. Позднее, во время раздела общинной земли жители Первых Татмышей (Ачакасов) поссорились, из-за чего некоторые дворы переселились в выселок Елмачи (ftаламачча), другие — в выселок Новые Ачакасы. Согласно одному из преданий, дер. Ачакасы образовалась еще при царе Иване Грозном, который, направляясь брать Казань, проходил мимо этой деревни. Чуваши, радуясь, восклицали: «Ху cap! Ху дар!»—то есть Хавала дар! (Гони войска!). Это место поныне именуется Худар. Мост, по которому проходили царские воины, называется Саркадди (Переправа войска).Первые жители Ачакасов прибыли из-под Цивильска и поселились в болотистой местности. Слово ачча проникло, вероятно, из татарского языка, в нем оно означает йудё «кислое». Однажды во время распределения земельных наделов жители деревни рассорились и разделились в три группы. Одна группа осталась в Ачакасах, другая в трех
верстах основала Новые Ачакасы, третьи в двух верстах от последних положили начало деревне Елмачи. Новые Ачакасы вначале были расположены в полуверсте от современного их места. Но там не размножался скот, и они переселились на нынешнее место.
Источник: https://forum.na-svyazi.ru/?showtopic=410382&st=45