Согласно «Положения о губернских и земских учреждениях» 1 января 1864 года по всей России было введено земское самоуправление. Земские учреждения обязаны были на местном уровне решать основные жизненные интересы населения. В их компетенцию входило: заведование продовольственным делом, организация поземельного кредита для пропаганды агрономических знаний, развитие промышленности и торговли, здравоохранение, ветеринария, строительство и управление больниц, школ, дорог, просвещение и т.п. Одной из главнейших задач земства было оказание социальной помощи обездоленным, неимущим и не способным к труду слоям населения. Земским органам были переданы дела и учреждения бывших приказов общественного призрения, из которых главными были больницы и богадельни.
Строительство и содержание богаделен было одной из форм социальной помощи обездоленным слоям населения.
Вплоть до XVIII века государство не было в состоянии взять на себя призрение всех нуждающихся. Больные и престарелые, нуждающиеся содержались главным образом в богадельнях при монастырях и церквях, куда выделялась официальная десятина. В 1670 году был учрежден Приказ для строения богаделен.
Открытие и содержание богаделен в Казанской губернии начинается с момента присоеди-нения к России. Предназначались они для лиц христианского вероисповедания. Что же касается мусульман, содержание богаделен до завоевания Казанского ханства вовсе не было. Каждый мусульманин по предписанию Корана отчислял в пользу нуждающихся часть доходов (закят). Детей сирот, неимущих и престарелых людей брали под свое покровительство состоятельные мусульмане. Только в середине 90-х годов XIX века среди мусульман открывается первая мусульманская богадельня.
Как было выше отмечено, земским органам были переданы учреждения Приказа общественного призрения. В Казани Приказ общественного призрения существовал с 1782 года. Его целью было попечение и надзор школ, больниц, сиротских домов, дома умалишенных, работных домов и богаделен. На баланс земства были приняты следующие богоугодные заведения:1.Больница на 150 штатных и 25 запасных кроватей; 2. Богадельня на 90 мужчин и 60 женщин; 3. Дом умалишенных на 35 кроватей; 4. Фельдшерская школа на 80 пансионеров и 20 вольнослушателей и 5. Сиротский дом на 25 мальчиков и 40 девочек и без определения числа грудных детей-подкидышей.
Главной заботой земства стала забота и улучшение материальной обстановки как самих призреваемых, так и зданий, в которых они помещались.
Земская богадельня находилась в 1-й части города Казани на Мало-Покровской улице. Содер-жалась на общий капитал общественного призрения, на частные пожертвования и на получаемое призреваемыми от казны пособие и пенсии. Губернское земское собрание ежегодно выделяло на нужды богадельни от 6 до 10 тысячи рублей. Собственный капитал богадельни заключался в сумме, пожертвованной госпожой Чемесовой, который с наросшими на него процентами составлял 6400 рублей, 1500 рублей в процентных бумагах, пожертвованный действительным статским советником А.Г.Осокиным и 3624 рублей 25 копеек в разных процентных бумагах, пожертвованный губернским секретарем Дъяконовым.
В богадельню принимались увечные, престарелые и не имеющие пропитания лица всех сословий и вероисповедания. Не принимались только лица, приписанные к сельским и городским обществам. Богадельня была разделена на женское и мужское отделения. Перед поступлением в богадельню врач земской больницы проверял состояние каждого нуждающегося, а через полицию узнавали, действительно ли они не имеют родственников и средств пропитания. Частные лица и учреждения за содержание в богадельни призреваемого платили полную стоимость. С призреваемых, которые получали от государства пенсию выше, чем стоимость содержания, тоже взималась действительная стоимость содержания. Те призреваемые, которые получали пенсию в меньшем размере за содержание, стоимость удерживалась сполна. Остальные лица содержались бесплатно. Всех призреваемых бесплатно одевали, кормили и лечили. Денежное пособие богадельня никому не выдавала.
Количество призреваемых за 1880-1883 годы:
1877 | 1878 | 1879 | 1880 | 1881 | 1882 |
1883 |
|
Мужчин | 60 | 64 | 66 | 68 | 70 | 75 | 73 |
Женщин | 66 | 68 | 69 | 66 | 65 | 67 | 67 |
На 1892 год отмечалось увеличение числа нуждающихся в призрении женщин. Такой наплыв вызвал необходимость увеличить штат женских кроватей за счет мужских 10-ю койками. Кроме штатных призреваемых находились на призрении в богадельне еще 7 пансионерок, из них одна на проценты с капитала, пожертвованного членом благотворителем Казанского попечительного о бедных комитета; три на проценты с капитала, пожертвованного чиновником Дъяконовым; две на проценты с капитала, пожертвованного госпожой Чемесовой и одна на проценты с капитала, пожертвованного г. Осокиным.
По ревизии учреждений общественного призрения в 1913 году ревизионная комиссия оценила состояние богадельни и призреваемых вполне удовлетворительным.
80-е годы XIX века земцы поднимают вопрос о призрении лиц крестьянского сословия, так как согласно уставу Приказа общественного призрения в земскую богадельню крестьяне не принимались. Призрение крестьян оставалось обязанностью сельских обществ. Беспомощные, не способные к труду лица были «лишним ртом» для родственников и сельских обществ. Для них требовались не только материальные затраты, но особенный уход.
Первым этот вопрос поднимает Козмодемьянское уездное земство. Козмодемьянское уездное земское собрание в своем докладе губернскому земскому собранию просило ходатайствовать перед правительством об изменении устава общественного призрения и предоставить земству право принимать в земскую богадельню на бесплатное содержание крестьян. Губернское земское собрание выступило против возбуждения ходатайства перед правительством этого вопроса, аргументировав свой отказ тем, что вопрос о бесплатном призрении лиц крестьянского сословия уже был один раз отклонен в 1867 году; во-вторых, права бесплатного призрения в богадельне не имело ни одно сословие; в-третьих, земская богадельня и так была переполнена. Губернское земское собрание предложило уездным земствам подумать над тем, как решить эту проблему. Ставился вопрос о постройке новой центральной богадельни в городе Казани или же построить богадельни в пределах каждого уезда за счет уездных сборов. Предлагалось и вместо строительства богаделен выдавать нуждающимся денежное пособие. Уездным земствам было поручено собрать сведения о количестве нуждающихся в сельских местностях и представить пути решения этого вопроса.
Казанское уездное земское собрание пришло к заключению построить богадельню в пределах уезда. Решено было построить 2 богадельни - русскую и мусульманскую, желательно в сельской местности.
Чебоксарское уездное собрание тоже согласилось с устройством богаделен в каждом уезде за счет уездных сборов. По мнению Чебоксарского собрания, устройство центральной богадельни в городе Казани был бы удобен только некоторым уездам. Собрание считало, что инородцы Чебоксарского уезда ни в коем случае не согласятся на отправку в Казань.
Лаишевское уездное собрание согласилось с мнениями Казанского и Чебоксарского собраний. Считало, что устройство центральной богадельни и выдача денежного пособия нуждающимся было бы не целесообразно. Также Лаишевское собрание выступило против строительства богаделен в пределах каждого уезда, находя это обременительным для земства. Выходом из этой ситуации считало, возможным помещать нуждающихся в призрении в существующую в Лаишеве богадельню за счет земства.
Свияжское, Спасское и Мамадышское уездные собрания одобрили вариант устройства центральной богадельни в городе Казани. По их мнению, она должна была обойтись земству дешевле, чем постройка и содержание нескольких богаделен по уездам, так как каждая богадельня требовала строительства отдельного здания, ремонта, содержание обслуживающего персонала, страхование и т. п. Они предлагали из общего штата призреваемых назначить на каждый уезд определенное число мест, соответственно доле участия уездов в расходе по губернской раскладке.
Козмодемьянское, Ядринское, Цивильское и Тетюшское уездные собрания предлагали призреваемым выдавать денежное пособие.
Выслушав все стороны, Казанская губернская земская управа пришла к выводу, что строительство центральной богадельни в городе Казани нецелесообразно, мотивируя это решение тем, что оно потребует гораздо больше затрат. Она была против и выдачи денежных пособий нуждающимся, видя в этом невозможность контролировать количество нуждающихся и отток денег. На основании доклада управы губернское собрание постановило вопрос призрения нуждающихся, в том числе содержание богаделен полностью возложить на плечи уездных земств.
В 1886 году XXII очередное Казанское уездное земское собрание принимает решение о постройке в уезде 2-х богаделен, для призрения лиц крестьянского сословия. Для разработки этого вопроса Управа пригласила гласных купца А.Я.Сайдашева и крестьянина С..Иванова. В целях выяснения, в какой степени сельское население нуждается в общественном призрении, управа просила все волостные управления Казанского уезда доставить именные списки по селениям волости, отдельно для лиц мужского и женского пола. В итоге нуждающихся оказалось 168 человек. Православных 112 человек: 57 – мужчин и 55- женщин. Мусульман 56 человек: 37-мужчин и 19-женщин. [7,л.73об.]. Земством было выделено на строительство русской богадельни 600 рублей, а на мусульманскую богадельню 100 рублей, так как 500 рублей было пожертвовано гласным А.Я.Сайдашевым.
XXIII очередное уездное земское собрание в 1888 году постановило о постройке в городе Арске богадельни для сельского населения христианского вероисповедания. 23 февраля того же года Арская городская дума в своем заседании принимает решение о выделении для постройки богадельни участок, но при условии, что в богадельню будут приниматься и нуждающиеся жители города Арска. Дума выделяет участок рядом с земской больницей. Богадельня открылась в ноябре 1888 года. Для ее управления был создан попечительный совет и был принят устав этого совета. Богадельня содержалась за счет земства, которая ежегодно отпускала денег на содержание. Огромную роль в содержании богадельни сыграли и частные благотворители. Богатые землевладельцы, купцы и жители Арска делали пожертвования деньгами, вещами и продуктами. Член попечительного совета М.П. Дъяченко вместе с родственниками устраивала спектакли, а собранные деньги, хоть и немного, шли на нужды богадельни.
Первую мусульманскую богадельню было решено построить в центре татарской деревни. Удобным местом посчитали деревню Большие Менгеры. Но Больше-Менгерское общество наотрез отказывался выделять участок для постройки богадельни. Тщетны были усилия гласного И.Иванова и одного влиятельного мусульманина. Местное население с недоверием относилось к земским мерам призрения, видя в этом насильственное крещение.
Только в 1894 году крестьяне деревни Кутюк Кармышской волости Казанского уезда выделяют землю для строительства богадельни. Здесь тоже нашлись противники в лице местного муллы. Он распространял слухи о том, что по окончании постройки всех будут крестить. Это привело к волнениям среди народа, за что мулла был арестован на 2 недели. И все же первая мусульманская богадельня была открыта в деревне Кутюк в 1896 году. Рассчитана была на 15 человек. Здание богадельни было деревянное, одноэтажное, разделена на мужскую и женскую части, которые имели отдельные входы. Для хозяйственных нужд были построены погреб с сараем для дров, баня с прачечной и холодные отхожие места. Вся усадьба была огорожена забором. Богадельня находилась в ведении попечительного совета. Был утвержден на двух языках устав богадельни [приложение1]. Также как Арская, богадельня существовала на ежегодно ассигнуемые уездным земским собранием денег и на частные пожертвования. Огромную роль в строительстве богадельни сыграл татарский предприниматель и благотворитель А.Я. Сайдашев. В 1886 году, когда еще ставился вопрос о постройке мусульманской богадельни, он выделил 500 рублей на строительство. В последующие годы, несмотря на все финансовые трудности, он также помогал богадельне. Богатые татарские купцы и предприниматели систематически поддерживали богадельню. Мусульманская богадельня не стала популярной среди татарского населения.
Царевококшайское уездное земское собрание постановило в 1897 году о постройке бога-дельни для призрения неимущих к труду крестьян уезда. В 1898 году в селе Морках начинается строительство деревянного здания. Богадельня была рассчитана на 10 призреваемых: на 5 – мужчин и на 5- женщин. 1 апреля 1899 году богадельня официально была открыта. [8,л.70]. В честь открытия были приглашены член управы князь И.Я. Болховский и местные должностные лица. Вместе с призреваемыми был отслужен молебен. В день открытия в богадельню были приняты 2 мужчины и 3 женщины. Ежегодно земство отпускало на содержание богадельни от 600 до 1000 рублей. Делали пожертвования и частные лица.
Социальная помощь земства нуждающимся заключалась не только в строительстве и содержании богаделен. Земские учреждения выделяли помощь из своих средств различным благотворительным заведениям и обществам. В неурожайные годы обеспечивали население продовольствием, оказывали материальную помощь.
Земские учреждения как органы местного самоуправления проблеме социального призрения неимущих уделяли большое внимание. Россия после реформ 60-х годов XIX века вступает на новый этап развития. Рост капиталистических отношений, становление рыночной системы хозяйствования приводит к резкому расслоению общества на богатых и нищих. Возрастает число беспризорных, социально обездоленных людей. Число нуждающихся растет и среди мусульманского населения.
Огромную роль сыграло и то, что в земские учреждения пришли деятели с новыми гуманистическими взглядами на жизнь. Они поднимали самые острые социальные вопросы. Немаловажную роль сыграли благотворителикупцы, предприниматели, промышленники. Земцы неоднократно отмечали, что без частных пожертвований, земским органам не под силу было полностью обеспечить социально обездоленные массы.
Проблема обеспечения неимущих, не способных к труду людей актуальна и по сей день. С тех пор мир резко изменился, но проблемы остались почти те же, главная из которых, не хватка средств. Только государству не по силу в полной мере обеспечить всех нуждающихся. Богатый исторический опыт показывает, что без частной благотворительности не обойтись. Только взаимосвязанная работа государства и частных благотворителей даст возможность решить проблему социального обеспечения обездоленных.
Э.Р.Гайнетдинова,
заведующая архивохранилищем Национального архива РТ
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/_go/anonymous/main/?path=/pages/ru/2nart/92vistupl/434_Gainetdin