Об основани деревни и ее ранней истории.
Вопрос о раннем этапе существования деревни Уразла довольно непрост.
Село расположено в устье р.Утенгуш при впадении последней в р.Петьялка. Кроме того, выше по течению р.Утенгуш расположена деревня Утенгуш, очевидно получившая наименование по названию реки.
Относительно основания деревни Уразлы литературе имеется следующее мнение:
"Основано во 2-й половине 17 века. В дореволюционных источниках упоминается как Уразлина. "
(http://www.ite.antat.ru/articles/punkt_u/u_026.shtml
http://nailtimler.com/rayony_pages/zelenodol_rayon/zelenodol_rayon_urazla.html )
Деревня Утенгиш, согласно тому же источнику, основана на столетие позже:
"Основана в середине 18 века. В дореволюционных источниках упоминается также под название Новопоселенный Починок по речке Утенгиш. "
(http://www.ite.antat.ru/articles/punkt_u/u_082.shtml
http://nailtimler.com/rayony_pages/zelenodol_rayon/zelenodol_rayon_utyangush.html )
Другие же авторы в частности, И.Р. Габдуллин, отождествляют современную деревню Утянгуш в Зеленодольском р-не РТ с упоминаемой в источниках 17 века дер. Утенгиш.
(И. Р. Габдуллин От служилых татар к татарскому дворянству / - М., 2006. - 320 с. с 273.)
На более позднее, очевидно относящееся к 18 веку, возникновение деревни Утенгуш в верховьях Утенгиша, указывает определение ее как "починок" - недавно возникшая деревня. Это особенно интересно, поскольку деревня Утенгиш на р.Утенгиш, упоминается уже в начале 17 в. в писцовой книге И.Болтина и, судя по ней, данное поселение существовало уже значительное время, то есть было основано как минимум во второй половине 16 века. Резонно предположить, что под дер. Утенгиш в источниках первой половины 17 века подразумевали современную деревню Уразла. Некоторые данные, касающиеся этой деревни, скорее подтверждают эту версию.
Итак Писцовая книга И.Болтина сообщает:
"Шелкаловский выходец Чегрей Терегулов; оклад его 7 рублей; поместье за ним.. деревня Утенгиш на речке Утенгише, что было в поместье за князь Уразлыем, а после было за служилым татарином за Евгастеем за Татансарыевым, а в нем: двор помещиков Чигреев; пашни паханые - 16 четв. да перелогом - 25 четв. да лесом поросло - 15 четв.; и всего - пашни и перелогу и лесом поросло - 56 четв. в поле, а в дву потому ж; сена меж поль и по врагом и по речке по Утянгишей, по дубровам на речке на Волге против Свияжского на атове - 600 копен; лесу дубровы пашенные - 10 дес., да лесу хоромново - 20 дес.; лес чорной вопче с иными деревнями.
Чюгрей ж за собою сказал, дано де ему по государеве грамоте поставити кабак на старом на кабацком месте по Галецкой дороге. И тот кабак пуст. А коли де на том кабаке держали питье, и тот де он кабак держал на себя, а кабацкие прибыли збирал рубли по 3 и по 4 на год, иногды больши, иногды меньши. И была де у него на тот кабак государева грамота, и та де у него грамота утерялась.
У Чугреевы ж деревни за полем, за речкою, за врашко по стороне Чюреева заречиого поля полянка, пашни перелогу - 13 четв. в поле, а в дву потому ж. А в сыску про тое полянку сказали: деревни Аков чюваша Терегул Кудашев, Мамай Кулметев, Уразбахты Болтачев, Бекелей Елболдеев; да деревни Ертуш Кабин Муралеев, Евгоста Чадемов; деревни Аибаш - Баиш Толубаев; деревни Мозяр служилой Четик Озяков; деревни Сетяков Бурнаш Уразлин; Кукморы волости... дяков, Санчюлей Чебаков, что та полянка росчисть истари Барать - волости черемисы Чекалчи Качкамова да Негозя Тярегулова. А Чекалчик и Янгозяй сами ставлены, сказали в стороних людей речи, что та земля истари их росчисть.
У Чюгрея ж блиско деревни озерко Черное, рыбы в нея щука, карась. Стоит в земле деревни Аков, а ловят рыбу Чюгрей Тярегулов и деревни Аков и иных деревень чюаваша безоброчно.
... обоего по Галецкой и Алатцкой дороги, за служилыми новокрещены и за татары и за ясачного чювашею: пашни, перелогу и лесом поросло - 6011 четв. с осьминою в поле, а в дву потому ж; сена - 69301 копна; лесу дубровы пашенные - 1118 дес. да лесу же дубровы пашенные в длину на 2 версты, а поперег на версту, а инде больши, а илде меньши; лесу хоромново у Чигреевы деревни - 20 дес.; лес черной всем вопче." (http://archeo73.ru/Russian/16vek/boltin/cnigaboltina.htm )
Из данной цитаты следует, что в 1602 году деревня Утенгиш находилась в поместье у служилого татарина Чюгрея Терегулова. Момент, когда она перешла к Чюгрею, отдельно не оговорен, однако упомянуто, что до Чюгрея деревней владел служилый татарин Евгаста Тансарыев, а до него князь Уразлый. Из того же источника можно понять в 1602 году Евгаста Тансарыев был еще жив и владел поместьем в деревне Енасала:
"Деревня Енасала за служилым татары в поместье вопче с ясачною чювашею.
А в ней служилой Евгаста Тансарыев; окладу ево 4 рубли с полтиною; поместье за ним 2 жеребья, что было в поместье за Яковом Болтиным. А на ево жеребей: двор помещиков; пашни паханые - 12 четв. с третником да перелогом - 6 четв. с третником да лесом поросло - четверть с третником; и всего - пашни и перелогу и лесом поросло - 20 четв. в поле, а в дву потому ж; сена меж поль и по заполью и по реке по Сие по дной стороне у деревни - 450 копен; лесу дубровы пашенные - 6 дес. Да Евгустою ж по государеве грамоте и по казанской даче 99-го году, кабак по Галитцкой дороге, от Казани 30 верст. Бывал кабак Енгельдея Еникеева. И тот кабак пуст. А коли на том кабаке держали питье, и с тово кабака откупу имали рубли по 2 и по 3 на год, а иногда болыии, а иногда меньши - по уговору."
(http://archeo73.ru/Russian/16vek/boltin/cnigaboltina.htm )
Примечательно, что поместье в Енасале Евгаста получил не по наследству, а по даче, и ранее землей в Енасале владел родственник самого составителя писцового описания - Яков Болтин. Видимо, это свидетельствует о некоей перетасовке поместий служилых людей в Казанском уезде, произошедшей надо полагать единовременно. Из этого следует, что определив дату утраты поместья Я.Болтиным в Енасале, можно получить ориентировочную дату получения Ч.Терегуловым поместья в Утенгише.
Другим косвенным ориентиром для определения этой даты может служить упоминание дачи Евгусте Тансарыеву кабака на Галицкой дороге в 1591 году. Хотя это нельзя считать строгим аргументом, логично полагать, что упомянутый кабак был пожалован Евгусте в тот период, когда тот владел поместьем в пределах Галицкой дороги. Таким образом, возможно, что Чегрей Терегулов получил пожалование в Утенгише в период между 1591 и 1602 годами, то есть довольно близко ко времени составления писцовой книги.
Интерес представляет также и другой владелец данной деревни, а именно князь Уразлый. Несмотря на то, что имя Уразлый среди служилых татар того времени было довольно распространенным, князь с таким именем, насколько мне известно, в этот период упоминается лишь однажды:
"Деревня Байчюга за служилыми татары в поместье вопче с ясачною чювашею. А в ней служилых.
...В той же деревне Тойгильда князь Уразлыев, в окладном списке не написан; поместья за ним 2 жеребья, что были отца его; а на его 2 жеребья: двор помещиков; пашни паханые 37 четв. в поле, а в дву потому ж; сена по реке по Меше, в одну сторону, да на реке на Каме, на Колтоковском лугу 600 копен.
...А на меже были стороние люди деревни, Байчюги: татаровя Тойгильда князь Уразлин сын Малого, Кутук Итегичев да ясачной чювашенин Ишей Терегулов.
...А на меже были: служилые тотаровя деревни Байчюги Тойгильдей князь Уразгильдеев сын, Кучюк Тегишов; да ясачная чюваша Кармыш Алисубеев, Ишей Мерегулов, Васька Тохтамышев" (http://archeo73.ru/Russian/16vek/boltin/cnigaboltina.htm )
Судя по этому упоминанию, самого князя Уразлыя (Уразгильдея) к 1602 году уже не было в живых, и поместьем владел его сын - Тойгильда. Из документа можно понять, что на момент смерти князь Уразлый владел лишь двумя жребиями в деревне Байчюга, во всяком случае, никакого отношения его наследник Тойгильда к поместью в Утенгише уже не имел.
Сопоставим размеры имущества во всех трех имениях:
1.Утенгиш: вся деревня в поместье
пашни паханные -16 четв. + пашни перелогом - 25 четв. + пашни лесом поросло (залежь) 15 четв = 56 четв.;
дубровы пашенные 10 дес.,
лес хоромный 20 дес.
пастбища - 600 копен.
озеро
+ претензии на пашню 13 четв.
+ претензии на кабак
2. Енасала - 2 жребия в деревне:
пашни паханые - 12 ,3 четв. + пашни с перелогом - 6,3 четв.+ пашни лесом поросло - 1,3 четв. = 20 четв.
дубровы пашенные - 6 дес.
пастбища - 450 копен
+ кабак
3. Байчюги - 2 жребия в деревне:
пашни - 37 четв.
пастбища - 600 копен.
Сопоставление же имущественного положения всех трех помещиков в разное время владевших Утенгишем, показывает, что после того, как служилого лишали его владения и передавали поместье другому человеку, он получал удвоенный жребий в другом месте, хотя и несколько меньших размеров, чем прежний. Интересно, что, судя по книге, поместье не наследовалось, а именно передавалось новым хозяевам, причем не по причине смерти бывшего владельца, а еще при его жизни. Возможно, это указывает на то, что владение данным поместьем было связано с его служебными функциями, например, рассматривалось в качестве некоего административного центра микрорайона.
Об этом же свидетельствует и то, что по размеру поместье в Утенгише было одним из самых крупных в пределах Галицкой дороги (вставить статистику поместий служилый татар по Галицкой дороге), а также княжеский титул его первого известного хозяина - князя Уразлыя. Можно предположить, что предки князя Уразлыя владели этой землей еще во времена ханства, а сама деревня была княжеской вотчиной. Во всяком случае, это единственное упоминание в источниках князя на территории Галицкой дороги.
Вопрос о предках князя Уразлыя пока неясен. Из писцовой книги Болтина можно извлечь следующие данные:
- варианты написания имени князя, извлекаемые из отчества его сына, - Уразлый, Уразла, Уразгильдей,
- одно из упоминаний содержит также и родовую фамилию данного князя и его сына – «Малого»:
"…Тойгильда князь Уразлин сын Малого, …".
Данная фамилия образована, как и фамилии типа Живаго, Мертваго и т.д., от бытового имени или прозвища "Малой", которое, очевидно, носил один из предков князя. Нам известен еще лишь один случай упоминаия подобного прозвища или фамилии по отношению к татарскому князю. Это упоминание находится в Львовской летописи за 1539 г.:
"... Того же лета, августа 17, пришел посланник великого князя Ивана Васильевича всеа Руси на Москву Феодор Ограев ис Казани; а с ним вместе прислал царь своего человека Усеина князя Малаго з грамотою...."
(ПСРЛ. т. 20. ч.1. Львовская летопись. /Под ред. С. А. Андианова. — СПб: Типография М. А. Александрова, 1914. — С. 420—686. сc.451.)
Надо полагать, этот же князь Усеин также упоминается еще несколько раз на страницах той же летописи в контексте сообщений о дипломатической переписке Москвы и Казани в 1538-1539 гг., а также в некоторых других источниках.
см подробнее.: http://so-217.livejournal.com/4957.html
Предполагаемый сын князя Усеина Малого - мурза Камай княж Усейнов сын, упоминаемый в летописях под 1552 г., во время осаду Казани перешел на сторону Ивана Грозного и получил согласно летописи царево пожалование. В татарстанской историографии принято считать этого мурзу Камая предком известного в начале 17 века князя Камая Смиленеева, хотя их генеалогическая связь зиждится лишь на созвучии имен. С нашей стороны резонно предположить, что мурза Камай сын князя Усеина Малого был отцом или иным предком князя Уразлыя Малого из деревни Утенгиш. Ориентировочные даты жизни всех трех персон, вполне соответсвуют пвремени жизни трех поколений одной семьи.
Вопрос о владениях данного рекоструируемого рода в период ханства пока неясен. Но надежда на обнаружение следов их пребывания на территории Галицкой дороги есть.
Другой исторический сюжет, касающийся данной деревни связан с личностью ее уже упомянутого Чегрея Терегулова. Писцовая книга И.Болтина характеризует этого помещика следующим образом:
"Шелкаловский выходец Чегрей Терегулов"
Вопрос о происхождении Чегрея Терегулова тесно связан со значением слова "выходец".
Определение значения данного термина см.:
http://so-217.livejournal.com/4598.html
Таким образом, наиболее близким эквивалентом слова "выходец" в современном языке будет термин "перебежчик". Поскольку термин выходец употреблялся либо с определением, либо в контексте, из которого можно точно понять, откуда перешел данный человек, требуется установить значение определения "Шелкаловский". Очевидно, что топонимы типа Щелкалово, Щелканово и др. довольно распространенные на территории Руси (одно из них – Щелканово – имелось также и в Казанском уезде. см. Писцовую книгу Волынского) не имеют отношения к «выходу» Чегрея Терегулова, так как ни одно из этих сел не было в 16-17 вв. политическим центром или эпонимом какого-либо образования, противостоящего московскому государству. Единственным кандидатом на политическое объединение с созвучным нашему случаю наименованием следует признать Казикумукское или Таркское шамхальство, известное по русским источникам как Шевкалы, Шавкалы, Крым Шалкав и т.д. Значительный разнобой в написании этого названия в русской традиции 16-17 вв. позволяет обнаружить и варианты, достаточно близкие рассматриваемому
Данное государство во второй половине 16 века находилось в состоянии длительного конфликта с Москвой и появление перебежчиков или политических беженцев на Руси с территории Северного Кавказа выглядит вполне естественно. К сожалению, пока не удается установить точные обстоятельства перехода Чегрея Терегулова на русскую службу, однако следует признать, что его происхождение следует связывать с Северным Кавказом, возможно с кумыками.
Далее.. Имя Терегул было довольно популярно среди нерусского населения среднего Поволжья 16-17 вв., в частности, в книге Болтина упоминаются как минимум 7 человек с именем или отчеством Терегул, Тярегул и др., в то время как Чюгрей, Чигрей можно считать относительно редким, хоть и не уникальным.
Кроме имени и отчества нам известна также родовая фамилия этого человека – Шесламов, поскольку эту фамилию впоследствии носил сын Чегрея Терегулова - Уразлей Чегреев сын Шесламов (Книга Т.Ф.Бутурлина 1646 г.). К сожалению, пока определить происхождение данного родового имени, а также установить предка Чегрея, который носил имя Шейхислам (Шеслам), не представляется возможным, однако само наличие родовой фамилии может свидетельствовать о знатности ее носителя.
Поместье в Утенгише в дальнейшем закрепилось за потомками Чегрея Терегулова. В частности, в переписной книге Т.Ф. Бутурлина 1646 года упомянут его сын:
«В 1646 г. в д. Утенгиш Казанского уезда среди служилых татар показан Уразлей Чиреев сын Шеисламов, имевшего восемь человек крестьян и дворовых людей (в том числе двое ≪немецкого полону≫)».
(И. Р. Габдуллин От служилых татар к татарскому дворянству / - М., 2006. - 320 с. с 32, 276. Ссылка на:
Переписная книга Т.Ф. Бутурлина - РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 6444. Л. 224-224 об.)
Он же упоминается и в переписной книге Казанского уезда Волынского в записи за 1653 год, как владелец деревни Утенгиш, вместе с Московом Уразлиным, видимо его сыном:
«За служилыми татары за Уразлаиком Шесламовым да за Московком Уразлиным деревня Утеньгиш на речке Утеньгише в поместье. Пашни полшеста длинника, восмь поперечников, в другом конце четыре поперечника, а вровно иметца шесть поперечников, итого тритцать три десятины. Того ж поля в другом месте пашни ж // (л. 325 об.) полтретья длинника, четыре поперечника, итого десять десятин. И обоего сорок три десятины в поле, а в дву по тому ж.»
(Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 годов / Сост. И.П. Ермолаев, Д. А. Мустафина. - М.: Изд. центр Ин-та рос. истории РАН, 2001. - 541 с.
http://сувары.рф/ru/content/piscovaya-kniga-kazanskogo-uezda-1647-1656-godov )
Еще один случай упоминания тех же персон обнаружен в писцойвой книге Т.Ф.Бутурлина:
«Дворы служилых слоботцких татар:
<…>
Дв. служилого татарина Уразлейка Шаламова; живет в соседях Чапарко Яникеев.
<…>
Дв. Московко Уразлин с сыном с Келейком.»
(Книги города Казани письма и дозору Тимофея Федоровича Бутурлина да подьячева Олексея Грибоедова 154-го году, а в них написаны дворы и во дворех люди.
Источник: http://zz-project.ru/perepisi-kazanskij-uezd/82-1646-g-perepis-kazanskogo-uezda/107-dvory-slobottskikh-tatar-kazanskij-uezd )
Конечно пока нет полной уверенности, что род Чегрея Терегулова имел также дворы в Татарской слободе Казани, но такая вероятность имеется. Во всяком случае, примеры одновременного владения служилыми татарами поместьями на территории Казанского уезда и дворами в Татарской слободе Казани в источниках имеются:
«Деревня Ертуш за служилым татаре вопче с ясочною чювашею.
А в ней служилой Ногай Терегулов <…>
Служилой тотарин Ногай Тярегулов ясочной чюваши не отмежеван потому, что у него в той деревне двора нет, и сам же, и жена его, и люди в той деревне не живут. А сказали про него Ертуш деревни чюваша и сторонние люди, что тот Ногай живет в Казани в Татарской слободе. И тот жеребей у них не пашет потому, что тот жеребей ясачной. А список с выписи казацкие дачи Ногай Терегулов подал писцом в Казане во 112-м году февраля в 17 день.»
(http://archeo73.ru/Russian/16vek/boltin/cnigaboltina.htm )
И.Р.Габдуллин предполагает, что род Чегрея Терегулова сохранился как минимум до 18 века, считая служилых татар Чигреевых из деревни Уразлино его потомками:
«Чигреевы. В первой половине XVIII в. в д. Уразлино Галицкой дороги Казанского уезда (ныне д. Уразла Зеленодольского района Республики Татарстан) проживали служилые татары Чигреевы. Родоначальником фамилии, видимо, является ≪шелкаловский≫ выходец Чегрей Терегулов, поместье которого в 1602 - 1603 годах находилось в д. Утенгиш Галицкой даруги (ныне д. Утянгуш Зеленодольского района РТ)»
(И. Р. Габдуллин От служилых татар к татарскому дворянству / - М., 2006. - 320 с. с 273.
Ссылка на:
РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1148. Л. 123; Д. 1198; Писцовая книга Казанского уезда 1602 -1603 годов. С. 168.)
Такой вариант возможен. Кроме того, это стало бы дополнительным подтверждением того, что деревня Утенгиш 16-17 веков, соответствует деревне Уразлино 18 века (современное с. Уразла, Зеленодольского р-на).
Вопрос о названии деревни.
В различных источниках это село упоминается под следующими именами:
Дер. Утенгиш на р. Утенгише (книги И.Болтина (1602), Т.Ф.Бутурлина (1646), А.Волынского(1653))
Чигреева деревня (книга Болтина)
Деревня Уразлино (источники 18-19 вв.)
Кроме того в 18 веке упомнинается некая «Новпосленная деревня Чигреева Пустошь тож», расположенная где-то поблизости от Уразлино.
Вопрос о происхождении названия деревни Уразла спорен – поскольку оно может происходить как от имени Уразлея Шесламова, сына Чегрея Терегулова, так и от первого известного ее владельца – князя Уразлыя Малого.
Сведения о деревни Уразла в 18-19 вв.
Информации о деревне Уразла в 18-19 вв. пока немного. В «Экстракте в Правительствующий сенат ис Казанской губернии о татарских мечетях» от 1742 года, в представляющем собой отчет об имеющихся и разрушенных в ходе борьбы с исламом мечетях Казанского уезда, деревня Уразла не упомянута, что косвенно свидетельствует об отсутствии в ней на тот момент мечети.
(http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1740-1760/Tat_meceti_kaz_uezda/text.htm
Приложения : списки деревень
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1740-1760/Tat_meceti_kaz_uezda/pril1.htm
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1740-1760/Tat_meceti_kaz_uezda/pril2.htm
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1740-1760/Tat_meceti_kaz_uezda/pril3)
Далее, в доступных источниках деревня Уразла упоминается:
У Корсакова (1781 г.):
( Корсаков Д.А. Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в.
Вырезка из книги: список населённых пунктов по уездам Казанской губернии, с указанием сословной(и этнической) принадлежности и количества жителей деревень.
https://drive.google.com/file/d/0B0jktZj220FuQUFZQ3RERkFabEU/view?usp=sharing )
Далее:
Казанская Губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. СПб. 1866, с. 18 (52)
Кроме этих источников в нашем распоряжении также имеется карта данного региона конца 18 в., с обозначением населенных пунктов, дорог, рек и оврагов, лесов, а также границ волостей.
Опираясь на эти источники можно уточнить ряд моментов.
1. Во второй половине 18 века (1781 г.) в в дер. Уразла зафиксировано население в числе 35 ревизских душ, все служилые татары, то есть все население насчитывало 70-100 человек. Вполне возможно, что все эти служилые татары являлись потомками Чегрея Терегулова. Кроме того, где-то поблизости в работе Корсакова отмечена «Новопоселенная деревня, Чигреева пустошь» с населением 33 ревизских души (ок. 70-100 человек) помещичьих крестьян. На карте 18 века эта новая деревня не отмечена, поэтому не вполне ясно, где она располагалась, но можно предположить, что она располагалась недалеко от Уразлы и представляла собой поселение потомков крепостных Чегреева сына Уразлея. Возможно, оба поселения впоследствии слились в одно.
В середине 19 века численность населения Уразлы составляла 369 человек (189 мужчин, 180 женщин) на 52 двора. То есть около 7 человек на 1 двор. Такая численность спустя 80 лет при сохранении количества земельных угодий, в целом соответствует нормальному росту населения при версии о том, что «Чигреева пустошь», это часть Уразлы.
2. Карта 18 века позволяет представить территории, принадлежащие деревне Уразла, и оценить земельные владения Чегрея Терегулова в начале 17 века.
В частности становится понятно, что в 17 веке деревня располагалась на правом берегу Утенгиша, поскольку угодья на левом берегу названы в источнике «Чюгреевым заречным полем». Можно также прикинуть, где располагалась спорная полянка в 13 десятин, о которой упоминает книга Болтина. Очевидно находилась где-то в районе границы земель Чегрея и волости Порать к югу от Оврага.
Судя по книге Болтина, Чегрею Терегулову принадлежало 56 четв пахотной земли (ок. 0,25-0,3 кв км) перемежающейся с сенокосными угодьями. Площадь свободной от леса земли деревни Уразлино, исходя из данных карты 18 века, можно оценить как ок. 1,5 кв.км., что в целом соответствует данным писцовой книги.
Наиболее вероятная локализация озера Черное, упомянутое в книге Болтина, - озеро в верховьях р.Утенгиш, близ южной границы земель деревни. В настоящее время этого озера нет, но на карте 18 века оно обозначено. Судя по этой карте, озеро действительно находилось на территории волости, в которую входила деревня Большие Яки (дер. Аки из книги Болтина), а также Малые Яки, Грыжбай, Каратмень, Утянгуш и Большие и Малые Кургузи. Впрочем на карте название озера не отмечено. Ближайшее же озеро с названием Черное, находится на значительном удалении от деревни Уразла (в районе с.Ивановскоее – Ю-В угол карты).
Вопрос о локализации кабака, который предлагал восстановить Чегрей Терегулов, может быть решен лишь предположительно. Источник сообщает, что кабак был расположен на Галицкой дороге, «на старом кабацком месте». Возможно, его нужно искать на месте с. Никольское в устье р. Утенгиш, где в 19 веке размещалась почтовая станция на Царевококшайском тракте (старая Галицкая дорога) – ближайшая потовая станция к дер.Уразла.
3. Приведенные источники также позволяют уточнить время и обстоятельства появления современной деревни Утенгиш. Описание Корсакова характеризует данное поселение как:
"тут же живут под названием Новопоселенного починка при речке Утекгише", прилагая запись данного починка к описанию дер. Большие Яки. По-видимому, такое размещение Утенгиша в описании было обусловлено тем, что этот Починок являлся выселком из деревни Большие Яки, а не их ближайшим соседством. Социальный обоих населенных пунктов идентичен – «ясачные татары». В 1781 году население Утенгиша составляло 9 ревизских душ, а в 1859 – 112 человек (55 мужчин, 57 женщин) при 8 дворах. Возможно, первоначально деревня представляла собой временный поселок рыбаков из деревни Большие Яки и других на берегу крупного озера (о рыбной ловле на котором упомянуто еще в книге Болтина) в 18 веке превратившийся в небольшую деревеньку.
Итак, подводя итоги:
Деревня Уразла появилась не позднее второй половины 16 века. Первоначально именовалась деревней Утенгиш.
Ее первым известным владельцем был служилый князь Уразлый Малого, живший во второй половине 16 века. Данный татарский князь на русской службе вероятнее всего является сыном казанского мурзы Камая Усеинова и внуком казанского князя Усеина Малаго, видных представителей промосковской партии в среде казанской аристократии.
В конце 16 века, возможно в середине 1590-х годов, эта деревня была пожалована Чегрею Терегулову сыну Шесламову, происходившему из служилого сословия Тарковского шамхальства на Северном Кавказе, и перешедшему на русскую службу.
В дальнейшем деревня перешла в наследство потомкам Чегрея - Уразлыю Чегрееву, Москову Уразлину и т.д., у котрых в крепости было несколько семей крепостных крестьян.
В 18 веке деревней по-прежнему владели потомки Чегрея Терегулова, коих к 1781 году насчитывалось 35 ревизских душ (м.п.). Здесь же, но отдельно на выселке, проживали и их крепостные, вернее, помещичьи крестьяне.
Границы сельскохозяественных угодий, относящиеся к деревне, на протяжении 17-18 вв. были относительно стабильны.
В середине 19 века (1859 г.) в Уразле существовала мечеть при населении 369 человек обоего пола, значительная часть из которых по-видимому была потомками Чегрея Терегулова.
Данные о численности населения в дальнейшем:
в 1897 году - 736, в 1908 году - 817, в 1920 году - 864, в 1926 году - 927, в 1938 году - 726, в 1949 году - 700, в 1958 году - 403, в 1970 году - 377, в 1979 году - 317, в 1989 году - 200, в 2002 году - 182 человека
В начале 20 века здесь функционировали мечеть, 3 ветряные мельницы, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 722 десятины.
(http://www.ite.antat.ru/articles/punkt_u/u_026.shtml
http://nailtimler.com/rayony_pages/zelenodol_rayon/zelenodol_rayon_urazla.html )