Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Если на тебя свалится болезнь, то и скот твой разграбят. (татарская)

Краткое описание сел и деревень волости.

Назад

 

1 Александровка; Масловка; Маслиха.

Деревня при безымянном озере, по правой стороне Чистопольской торговой дороги. Находилась от волостного правления в 5 верстах, от города (Казани) — 22 верстах.

Входила в состав прихода села Больших Кабан, от которого находилась в 2 верстах.

В ее составе было земли 30 десятин в даче четыре казенные сенные покосы от господ Молостовых. На1885 год в деревне было 12 дворов, жителей – 52 муж. пола и 46 жен. пола, русские, бывшие помещичьи. Занимались хлебопашеством. Жители составляли Александровское сельское общество.

2. Большие Кабаны; Введенское.

Село, при безымянном озере, на Чистопольской торговой дороге. От города находилась в 20, а от волостного правления, в 6 верстах.

Есть предание, что до поры покорения Казани в Кабанах жили татары, которые выселились в Лаишевский уезд и основали деревню Кабаны. Селение упоминается также в писцовой книге 1567 года, где оно названо село Велик Кабан. В нем тогда жили татары и чуваши, которые платили ясак архиерейскому дому. «В дачах села, в лесу, есть озеро, около которого, при расчистке находят разныя вещи: стрелы, вилы и прочее».

О происхождении названия Износков приводит следующие суждения: «Кабан (чуваш. яз.)= стог сена, склад хлеба; кабан (тат. яз.) = клык».

В селе имеется церковь, время постройки которой, неизвестно, но есть мнения, что, она построена в 17 веке.

«Земли 3520,5 десятин в даче села. Введенское Больших Кабан тож, Никольск Краево тож с сельцом и деревней. 18 десятин принадлежит в личную собственность крестьян, приобретены с публичных торгов в 1811 году».

В 1884 году в селе было: дворов 182; жителей 615 мужского и 557 женского пола. Село было русским, крестьяне бывшие государственные. Жители составляли Больше-кабанское сельское общество.

Износков так же сообщает, что у жителей села была сильно распространена игра в «орлянку», которая иногда оканчивалась рублей на 300, но некоторые проигрывали даже дома.

3. Малые Кабаны.

Деревня при безымянном озере, по правую сторону Чистопольской торговой дороги. От города находилась в 19 верстах, от волостного правления – в 4 верстах.

По одной из версий деревня основана переселенцами из с. Больших Кабан. По другой – это бывшее селение Казанского ханства. После «казанской войны» 1552-1557 гг. в течение долгого времени «пустошь», которая позже была включена в состав земель Казанского Спасо-Преображенского монастыря. После чего в 17 веке было основано русское селение выходцами из с. Больших Кабан.

В 1763 году в селе числилось 132 души мужского пола экономических крестьян.

На 1884 год земли было 1362,8 десятин и леса 41,19 десятин. Дворов 86, жителей было 285 душ мужского и 348 женского пола, русские, бывшие государственные, составляли Мало-Кабанское сельское общество.

4.Ковали; Ильинское.

Село при озере Ковалинское, по правую строну Оренбургского почтового тракта. От города находилось в 19 верстах, от волостного правления–– в 4 верстах. Село было монастырской (архиерейской) вотчиной. Бывшее селение Казанского ханства, в котором татары проживали и в конце 60 – х годов XIX века, когда Ковали находились в поместном владении русских помещиков.

Одна из дач принадлежавших крестьянам села Ковалей, называлась «Бабье болото», на ней в 80 – х годах XIX века находили следы старинных построек и есть предание, что в этой местности, около озера, была татарская деревня, неизвестная по названию. Русское селение основано в первой половине XVII века на месте бывшей татарской деревни – на землях Спасо-Преображенского монастыря.

В 1646 году в селе было 17 дворов, 63 души мужского пола. В 1870 – 158 душ мужского пола экономических крестьян. В 1885 году в селе было 140 дворов жителей: 493 души мужского пола, 529 – женского пола, русские, бывшие государственные. Жители по ночам обмазывали из мести друг другу ворота дегтем.

Жители составляли Ковалинское сельское общество. Первая деревянная церковь в селе построена около 1782 года; строительство каменной церкви завершено в 1820 году.

5. д. Кунтечи.

Одно из старейших русских селений на территории современного Лаишевского района. Находится при безымянном болоте, по правую сторону почтового Оренбургского тракта. От города (в 1885) находилась в 30,5 верстах, от волостного правления – в 15 верстах.

Название кюнтечи (тат.) – делающий коромысла. В 1885 году в деревне было 170 дворов, жителей 575 душ мужского и 579 женского пола, русские, бывшие государственные. Составляли Кунтечское сельское общество.

Одни из богатейших населенных пунктов в Казанском уезде. Жители считались самыми зажиточными. Наряду с хозяйством и другими промыслами, заметную роль играли овощеводство и пчеловодство. В овощеводстве особую роль играло выращивание лука.

6. д. Куюки.

Деревня при безымянном ключе, по правую сторону Ногайского торгового тракта. От города находилась в 16 верстах, от волостного правления — в 14 верстах. По сведениям писцовых книг, Куюки – бывшее селение Казанского ханства. Со второй половины XVI века село принадлежало служивым татарам, позже перешло во владение русских помещиков.

Куюк (тат.) – горелое место, гарь.

«В с. Столбищах куюковских крестьян звали «спасенными», «залесными», в отличие от крестьян села Куюков Лаишевского уезда, которых звали «барскими», в первых Куюках народ крепкий, красивый и хороший, а в последних — негодный; их леший в лукошке нес да и разбросал возле озера и по болоту». (Износков).

Земли в 1885 году было 3463,6 десятин. Дворов 173; жителей: 585 мужского и 545 женского пола, русские, бывшие государственные. Жители составляли Куюковское сельское общество.

7. Никольское; Краево.

Село при колодцах, по правую сторону Оренбургского почтового тракта. От города находилось в 29, а от волостного правления в 15 верстах.

В селе имеется озеро, называемое Попово. По его берегам около 400 лет назад была расположена татарская деревня. Сохранилось предание, что какая-то татарка бросила в это озеро расческу и, гребень и с тех пор озеро заросло травой. В 1879 году, когда озеро расчищали, в нем была найдена татарская посуда (медные кулганы, поднос и чашка). Приблизительно в 4,5 километрах от села по направлению к Оренбургскому почтовому тракту, есть озеро Чердаки, на берегах которого тоже когда-то было селение. При распахивании вокруг озера (в XIX веке) находили пряслица и черепки глиняной посуды.

В XVII веке село было основано русскими (предположительно в 1629 году) на земле, пожертвованной местными помещиками в пользу построенной приходской Никольской церкви.

В 1646 году на церковной земле находились: дворы попа и пономаря, 10 дворов крестьян и бобылей, всего числилось 24 души мужского пола. В 1770 году было 26 душ мужского пола экономических крестьян. В 1884 году земли 2011,1 десятин; 174 двора; жителей 589 душ мужского и 682 женского пола, русские, бывшие государственные. Крестьяне составляли Никольское сельское общество. Каменная церковь в селе построена в 1843 году. Жили достаточно, многие крестьяне торговали хлебом.

8. Отрада.

Сельцо при безымянном озере, на Оренбургском почтовом тракте. От города в расстоянии 25 верст, от волостного правления — 5,5 верст.

«По рассказам одних, крестьяне выведены из Нижегородской губернии и поселены на земле принадлежащей сельцу Саламыкову, около 30 лет назад. По другим рассказам крестьяне выселились из деревни Степановки, с жителями которых они имеют общий земельный надел в даче сельцо Малые Чемерцы, Степановка тож.» (данные сведения относятся к 1884 году).

Земли 304 десятины, 3 двора и одна господская усадьба.

9. Пиголи.

Деревня при безымянном озере, по правую сторону Оренбургского почтового тракта. От города находилась в 28 верстах, от волостного правления — 9 верстах. Название происходит от пи (перс., азерб.)= бег; пий (алт.)=князь, Свойственный чувашскому языку переход твёрдого «К» в мягкое «Г», заметный в названии деревни даёт основание полагать, что первые поселенцы деревни были чуваши. Однако, по сведениям писцовых книг XVI –XVII вв. Пиголи – бывшая татарская деревня Казанского ханства. Позже – пустошь, Русское же население обосновалось здесь в конце 50х годов XVI века.

Земли (в 1884г) было 1174,1 десятин в даче сел Больших Кабан и Никольского и отхожие сенные покосы тех же деревень. Дворов 74; жителей 213 муж. и 237 женского пола, русские, бывшие государственные. Жители составляли Пигольское сельское общество.

10. Саламыково; Кольчуково.

Деревня при озере Саламыковском, по левую сторону Оренбургского почтового тракта. Находилась на расстоянии от города26 верст, от волостного правления 7 верст.

Название Кольчуково производят от кылчык (тат)= ус у ячменя, или кыл (тат)= конский волос, чык – уменьшительная частица. Судя по положению деревни при озере, можно объяснить второе название ее от кульчикки (чув)= край озера. 248 десятин земли от Варвары Петровной Калугиной. В деревне 39 дворов; жителей 112 мужского и 133 женского пола, русские, бывшие помещичьи. Жители составляли Саламыковское сельское общество.

11. Сапуголи.

Деревня на безымянном озере, по правую сторону Оренбургского почтового тракта. Находилось от города в расстоянии 30 верст, от волостного правления – 11 верст.

Название происходит, возможно, от саба и куль (чуваш)= озеро, рыбный пруд; Сабуголь= сабинское озеро.

Один из старейших населенных пунктов волости, основана около 1557 года на месте татарской деревни периода Казанского ханства. В 1565 году владение Степана Михайловича Кайсарова.

Из помещиков второй половины XVI века известны: Зюзин, Алексей Прокофьев, Яуш Износков, Яков Соловцов, Кайсаров. В 1599 году земли стали дворцовыми. В 1884 году земли было 1405,5 десятин в даче деревни Сапуголи; 141 двор; жителей: 401человек мужского и 469 – женского пола; русские, бывшие удельные. Жители составляли Сапугольское сельское общество.

12. Степановка; Малые Чемерцы.

Деревня при безымянном озере по левой стороне Оренбургского почтового тракта. Находилась от города в 29 верстах, от волостного правления – в 9 верстах.

Возможно, что название Малые Чемерцы, имеет происхождение с татарского Чемерцы= Тимирчи (тат)=кузнец. Земли было 304 десятины вместе с деревней Отрада, от Елизаветы Алексеевной Никифораки; 35 дворов; жителей 125 мужского и 141 женского пола, русские, бывшие помещичьи. Жители составляли Степановское сельское общество.

13. Столбище; Гурьево.

Село при озерах Заячьем и Кирбях, на Оренбургском почтовом тракте. От города находилось на расстоянии 19,5 верст. В селе находилось волостное правление.

Сохранилось предание, что вокруг озера Кирби жили татары, селение которых носило название озера. С приходом русских, вскоре после покорения Казани, татары переселились в Лаишевский уезд и поселились на его границе, поселение стали звать Кирби (современная деревня Кирби Лаишевского района). Название Столбище селу дано потому, что оно выстроилось на «большой дороге»; Гурьевом же оно названо по церкви. До переселения русские крестьяне жили в особом поселке, не далеко то села у озера Четова. Эта деревня основана в 1557 году. В 1567 году в ней было два двора. В межевой выписи Михаилу Баракову 1686 года упоминаются митрополичьи крестьяне деревни Столбище, состоящей в приходе села Царицына. Эта митрополичья вотчина находилась на том же месте где и село. В конце XVIII века деревня Четова слилась с Столбищем.

В 1885 году в ведении села было: 3227,9 десятин земли и17,6 десятин лесного надела в даче села Больших Кабан; 170 дворов, жителей 453 человека мужского и 532 женского пола, русские, бывшие государственные. В их числе были раскольники поморской секты (4 муж. пола и 6 жен. пола). В селе находилось духовников – 3 муж. , 5 жен. пола, мещане – 1мужчина и 1 женщина, из военного сословия 2 муж. и 2 жен. пола. Жители составляли Столбищенское сельское общество.

Первая церковь во имя святителя Гурия – первого архиепископа Казанского – была построена в первой половине XVIII века на средства архиерейского дома. На ее смену, деревянной, была построена в 1825 году каменная двупрестольная церковь.

14. Тарлаши.

Село при Большом Архиерейском озере, по правую сторону Оренбургского почтового тракта. От города находилось на расстоянии 26,5 верст, а то волостного правления – 11 верст.

Русское население обосновалось в конце 50х годов XVI века. В 1565 году известна как вотчина Казанского архиепископа.

«Весной, когда берега Архиерейского озера размывает, находят на земле следы прежних построек, принадлежавших, как полагают, татарам». В дачах села, рыбные ловли принадлежали казанскому Ивановскому монастырю и семиозерной пустыни. В 1884 году в ведении села было 3042,1 десятины земли, в даче с Большими Кабанами. В селе было 170 дворов, жителей 591 человек муж. и 608 жен. пола, русские, бывшие государственные. Из них имелось трое (2 м.; 1ж.) раскольников поповской секты. Жители составляли Тарлашинское сельское общество.

15. Усады.

Деревня при безымянном болоте, по правую сторону Оренбургского почтового тракта. Находилась от города на расстоянии 15 верст, а то волостного правления – 4 верст.

Земли (на 1884 год) 1653 десятины и леса тож. 106 дворов, жителей 304 человека мужского и 323 – женского пола, русские, бывшие государственные. В деревне жило 2-е мещан (1 м. п. 1 ж. п.). Жители составляли Усадское сельское общество.

16. Читаки.

Деревня при колодцах, по правую сторону Оренбургского почтового тракта. Находилась от города в 34, а то волостного правления в 14,5 верстах.

Жители делились на три сельских общества: земельный надел первого был 298 десятин в даче сельца Читаки и отхожие сенные покосы сельца. Сенные покосы по берегу р. Волки. Принадлежали Зинаиде Павловной Лебедевской, достались от майора Павла Дмитриевича и Анны Михайловны Палицыных в 1855 году; земли второго общества 165 десятин от майора Виктора Ивановича Рубанова и Мануйловой в 1864 году 208,5 десятин временно-обязанные крестьяне владели землей 1) 102 десятины в даче сельца Читаки, Воропанов пашенная земля. 2) 130 десятин в даче сельца Читаки, принадлежали вдове Клавдии Ивановной Мануйловой.

Жители составляли три сельских общества. В первом было 107 человек муж. и 111 жен. пола. Во втором было 25 человек муж. и 31 жен. пола.

В третьем обществе было 32 человека муж. и 40 жен. пола. В обществе находились лица военного сословия (1 муж. пола и 2 жен. пола). Жители всех трех обществ русские, бывшие помещичьи.

Некоторое время в состав волости входили дер. Борисковая, дер. Девликеево, сельцо Матюшино. Та часть сел и деревень, которая находилась в составе поместья или вотчины представляла собой «нищенствующий класс», возможно потому, что бывшие хозяева не особо хотели делиться с крестьянами землей и за пользование угодьями, (лес, озера) «драли с тех три шкуры».


Источник: https://studfiles.net/


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов