В XIX в. система образования являлась одной из ключевых и противоречивых проблем Российского государства. С одной страны власть стремилась сохранить жесткий контроль над системой просвещения, оставив ее привилегией господствующих сословий, с другой – объективные потребности страны в квалифицированных специалистах, подталкивали правительство к ее усовершенствованию и расширению.
Высочайше утвержденными 24 января 1803 г. предварительными правилами в уездных и губернских городах учреждались уездные училища. Согласно изданному 5 ноября 1804 г. уставу учебных заведений, подведомственных университетам, уездные училища представляли подготовительную ступень для поступления в гимназии. Изданный 8 декабря 1828 г. новый устав уездных училищ сделал их учебными заведениями, предназначенными преимущественно для детей купцов, обер-офицеров и дворян.
Курс обучения разделялся на три класса. Преподавались такие предметы, как Закон Божий, священная и церковная история, русский язык, арифметика, геометрия, география, история российская и всеобщая, чистописание, черчение и рисование.
Во главе уездного училища стоял штатный смотритель, утверждаемый попечителем учебного округа. Штатный смотритель непосредственно подчинялся директору народных училищ. Попечителем также назначались почетные смотрители, избираемые из местных дворян или чиновников.
С 1875 г. согласно Положению 31 мая 1872 г. началось преобразование уездных училищ в городские. Городские училища разделялись на одно-, двух-, трех- и четырехклассные.
Организованное в 1817 г. в г. Лаишево уездное училище1, 17 августа 1881 г. было преобразовано в городское двухклассное училище2. Штат училища включал должности заведующего, почетного смотрителя, учителя, законоучителя, врача.
Большой вклад в развитие учебного заведения внес заведующий училищем надворный советник Иван Иванович Грошев, замещавший также и учительские обязанности (в должности с 30 ноября 1885 г.). Длительное время почетным смотрителем училища был купец I гильдии Капитон Андреевич Макашин (в должности с 30 января 1890 г.), законоучителем – Василий Семенович Бельский (в должности с июля 1881 г.), учителем – Алексей Иванович Архангельский, врачом – надворный советник Василий Иванович Диев, а в дальнейшем коллежский советник Иван Николаевич Лиманов (в должности с октября 1896 г.), с октября 1897 г. должность учителя занял Иван Иванович Троицкий3. Все педагоги имели высшее образование, являлись выпускниками передовых российских высших учебных заведений, что свидетельствовало об их высокой профессиональной подготовке. Заведующий и учителя закончили Казанский учительский институт, законоучитель – Уфимскую духовную семинарию, врач – медицинский факультет Казанского университета.
Училище располагалось в собственном деревянном на каменном фундаменте здании, в котором в 1884 г. на средства города был сделан пристрой. В училище были две классные комнаты. Первый класс (3 и 4 отделения) располагался в пристрое. Длина его составляла 4 сажени4; ширина 3 сажени и 1 аршин5; высота 1 сажень и 1 ¾ аршина; вместительность 456 кубических аршинов; световая поверхность 33 квадратных аршина (8 окон с трех сторон). Помещение могло вместить около 50 человек.
Комната второго класса имела длину 3 сажени и 1 аршин; ширину 1 ½ сажени; вместительность 295 ½ кубических аршина; световая поверхность 12 3/8 квадратных аршина (3 окна на улицу). В этой комнате располагалось меньшее число учеников (например, в 1899 г. – 28 учащихся).
Училище располагало большим залом для занятий гимнастикой и исполнения молитв. Под библиотеку и архив были отведены отдельные помещения.
Заведующий располагался во флигеле, к которому в 1895 г. был сделан пристрой. Стоимость здания училища на 1899 г. была оценена в 5 тыс. руб., а флигеля – в 3 тыс. руб. В 1901 г. к училищу был сделан дополнительный пристрой длиной в 4, шириной в 2 сажени, в котором разместили школьную раздевалку.
На территории училища находились дровяник, огород и фруктовый сад. В саду весной учащиеся под руководством заведующего занимались различными сельскохозяйственными работами. Училище со стороны улицы было огорожено тополями 1.
В течение всего времени существования училища в нем было только четыре отделения вместо шести. Первые два отделения открывались только дважды, но сами собою закрывались с переходом учеников в следующие отделения. Нежелание поступать в первые два отделения городского училища было связано с тем, что большинство детей ограничивалось получением образования в Лаишевском мужском приходском училище, продолжительность обучения в котором была значительно короче. Также ученики приходского училища обучались и пользовались всеми учебными пособиями бесплатно.
В двухклассном городском училище годовой размер платы за обучение составлял 3 руб.2 Ученики из беднейших семей освобождались от платы за обучение. Благодаря финансовой помощи почетного смотрителя училища К.А. Макашина многие из них получали учебники и форменную одежду.
Участие в финансировании обучения бедных учеников осуществляли и органы городского самоуправления. Так, в результате ходатайства заведующего училищем И.И. Грошева, с 1 января 1901 г. городское управление постановило увеличить количество субсидируемых учащихся с 10 до 151.
Первый выпуск учащихся Лаишевского двухклассного городского училища состоялся в 1883 г. (5 чел.). Статистические данные свидетельствуют о том, что в дальнейшем количество выпускников увеличилось: в 1884 г. – 11; 1885 г. – 9; 1886 г. – 8; 1887 г. – 10; 1888 г. – 8; 1889 г. – 8; 1890 г. – 7; 1891 г. – 8; 1892 г. – 8 (т.е. по 8,2 выпускника в год)2; 1896 г. – 133; 1901 г. – 144.
Известно, что в 1881–1899 гг. Лаишевское городское двухклассное училище закончило 133 человека5.
Если учесть, что за период с 1 января 1881 г. по 1 января 1893 г. в училище поступило 266 учеников, а в 1893 г. продолжало обучаться - 57 (22 %) человек, выбыло по различным причинам - 124 (46 %), умерло – 3 (1, 12 %), то число окончивших 82 (31 %) составляет почти треть от числа поступивших6. При отсутствии всеобщего образования и того обстоятельства, что на детей ложилась значительная доля домашних обязательств, отвлекающих их от учебы, такой процент выпускников, можно считать приемлемым.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в городском училище большинство учащихся были выходцами из мещанского и крестьянского сословий. Например, к концу 1894 г. из 60 учащихся 12 (20%) человек являлись детьми дворян и чиновников, 1 – купцов (1,6%), 26 мещан (43,3%) 21 (35%) крестьян. К концу 1903 г. из 82 учеников, детьми дворян и чиновников были 10 человек (12%), купцов – 1 (1,2%), мещан – 34 (41,4), крестьян – 37 (45,1)1.
Значительная доля абитуриентов, поступающих в училище, приходилась на выпускников Лаишевского приходского училища.
При подавляющем большинстве учащихся православного вероисповедания, училище можно назвать поликонфессиональным, т.к. в разные годы здесь обучались представители римско-католического, иудейского вероисповеданий, а также раскольники, старообрядцы.
Наряду с другими предметами в училище серьезное внимание уделялось преподаванию пения и гимнастики. Обучение гимнастики включало элементы военной подготовки (военное построение). Для этих целей в училище имелся специальный инвентарь (деревянные ружья, знамя, барабан, бубны и т.п.). Учащиеся, командовавшие взводами, носили цветные кушаки, а отделениями – цветные бинты на рукаве. Свои навыки учащиеся демонстрировали на устраивавшемся в праздничные дни городском торжественном параде, совместно с солдатами местной команды. Ежегодно в весенне-летний период практиковались военные прогулки учеников, средства на которые выделял почетный смотритель училища К.А. Макашин.
В соответствии с распоряжением попечителя Казанского учебного округа от 11 августа 1897 г. ученикам 2 класса начали преподавать по программе городских училищ анатомию, гигиену и физиологию человека. Этот курс вел училищный врач И.Н. Лиманов. Обучение ремеслам в училище не производилось2.
Библиотека училища, кроме необходимых в учебном процессе книг и пособий, комплектовалась передовым журналами («Исторический вестник», «Русская школа», «Вестник воспитания», «Городской и сельский учитель»)3.
В июле 1904 г. Лаишевское городское училище из двухклассного было преобразовано в трехклассное. В нем было 2 класса – II-й и III-й с двумя отделениями в каждом классе. Учебными предметами являлись: русский язык, чистописание, арифметика, геометрия, история, география, естествоведение, физика, черчение, рисование, анатомия и физиология, «Закон Божий», пение, гимнастика. В августе 1905 г. г. должность инспектора занял надворый советник Иван Степанович Борисов. Учителями светских дисциплин стали Василий Иванович Неклюдов, Александр Матвеевич Толмачев1.
К концу 1905 г. в Лаишевском трехклассном училище обучалось 78 мальчиков, выбыли до завершения обучения – 5, окончили училище – 17. К концу 1906 г. в школе учились 82 ученика, выбыли до окончания курса 9, окончили обучение 17. Большинство учащихся принадлежали к сословию мещан и крестьян. Так, по данным 1906 г. из 82 учеников, детей дворян и чиновников было 4 (4,9%), из духовного сословия – 2 (2,4%), детей почетных граждан - 6 (7,3%), мещан – 32 (39%), крестьян – 38 (46,3%)2.
С 1 июля 1907 г. Лаишевское городское училище было преобразовано в четырехклассное с одним отделением в каждом классе. Первых двух отделений в училище, по-прежнему, не было, поэтому, 3-е отделение составлял I класс, 4-е отделение – II класс, 5-е отделение – III класс, 6-е отделение – IV класс. Инспектором был назначен Степан Максимович Лонщаков, почетным смотрителем с 1909 г. – землевладелец Лаишевского уезда, врач Иван Семенович Кривоносов. Увеличился преподавательский состав училища. В него вошли: Сергей Александрович Вишневский, священник Тихон Ильич Попов, с 1909 г. учительница немецкого языка Мария Николаевна Карина, оплата труда которой производилась из городских и земских средств. Вместо учителя В.И. Неклюдова был назначен Александр Петрович Соловьев, а с 1909 г. вместо А.М. Толмачева – Семен Николаевич Юзеев.
В училище существовала предметная система преподавания. При этом из-за малочисленности преподавательского состава, на одного учителя приходилось по два-три предмета. Из-за отсутствия помещения занятия по гимнастике проводились во дворе и только в осенне-весенний период.
Перечень предметов и часовую нагрузку на учеников в Лаишевском городском четырехклассном училище демонстрирует расписание занятий на 1912-1913 учебный год1.
Дни недели |
I класс |
II класс |
III класс |
IV класс |
|
Понедельник |
Русский язык |
Арифметика |
Русский язык |
История |
|
Арифметика |
Русский язык |
История |
Русский язык |
||
Закон Божий |
Рисование |
География |
Арифметика |
||
Немецкий язык |
Закон Божий |
Физика |
Естествоведение |
||
Немецкий язык |
|||||
Вторник |
Естествоведение |
Арифметика |
Русский язык |
Арифметика |
|
Арифметика |
Геометрия |
Естествоведение |
Русский язык |
||
Русский язык |
Естествоведение |
Закон Божий |
Рисование |
||
Рисование |
География |
Черчение |
Закон Божий |
||
Пение |
Французский язык |
Французский язык |
|||
Среда |
Русский язык |
История |
Арифметика |
Физика |
|
Чистописание |
Геометрия |
Славянский язык |
География |
||
Закон Божий |
Русский язык |
История |
Русский язык |
||
Немецкий язык |
Закон Божий |
География |
Черчение |
||
Гимнастика |
Немецкий язык |
||||
Четверг |
Арифметика |
Естествоведение |
Физика |
Геометрия |
|
География |
Русский язык |
Арифметика |
Русский зык |
||
Русский язык |
Чистописание |
Естествоведение |
Закон Божий |
||
Черчение |
Закон Божий |
История |
|||
Пение |
Французский язык |
||||
Французский язык |
|||||
Пятница |
Естествоведение |
Арифметика |
Русский язык |
Арифметика |
|
Арифметика |
География |
Геометрия |
Славянский язык |
||
Закон Божий |
История |
Рисование |
Геометрия |
||
Рисование |
Закон Божий |
Черчение |
Естествоведение |
||
Немецкий язык |
Гимнастика |
||||
Немецкий язык |
|||||
Суббота |
География |
Русский язык |
Арифметика |
Физика |
|
Русский язык |
Арифметика |
Русский язык |
История |
||
Рисование |
Славянский язык |
Геометрия |
География |
||
Славянский язык |
Рисование |
История |
Черчение |
||
Французский язык |
Пение |
||||
Французский язык |
После преобразования училища в четырехклассное, его здание перестало отвечать необходимым нормам по площади и техническому оснащению. Первый, второй, четвертый классы размещались в основном здании, третий – в пристрое. Имелись небольшая учительская и раздевалка. Коридор был настолько мал, что во время перемены учащиеся были вынуждены оставаться в классах. Однако, поданное в 1907 г. ходатайство Педагогического совета училища о необходимости строительства нового каменного здания на государственные средства, учебное ведомство отклонило1.
Число учащихся оставалось относительно стабильным. Большинство учащихся являлись детьми крестьян и мещан. Например, в 1907 г. в училище обучалось 75 человек. Из них детей дворян и чиновников 3 (4%), почетных граждан и купцов 6 (8%), духовенства 1 (1,3%), мещан 27 (36%), крестьян 37 (49,3%), прочих – 1 (1,3%).2
При подавляющем большинстве учащихся православного исповедания, в училище, как и предыдущие годы, обучались представители других конфессий. Например, в 1912 г. учился 1 мусульманин.
Экономическое развитие Лаишевского уезда было сопряжено с необходимостью специалистов в разных областях, в том числе в сфере почтово-телеграфной службы.
21 сентября 1910 г. инспектор Лаишевского городского четырехклассного училища С.М. Лонщаков внес на рассмотрение уездного земского собрания проект о создании на базе городского училища курсов по подготовке служащих почтово-телеграфной службы по примеру открытых при Одесском городском училище. Согласно рассуждениям С.М. Лощакова, необходимость таких курсов, определялась не только экономическими потребностями, но и необходимостью в профессиональной реализации выпускников городского училища, по окончании которого они «попадают совершенно в безвыходное положение, не зная, куда преклонить им свои головы»1.
На проектируемых одногодичных или двухгодичных почтово-телеграфных курсах могли обучаться лица обоего пола, имевшие образование не ниже прогимназии или прошедшие четыре класса гимназии, а также городские по Положению 1872 г. училища и другие равные по уровню учебные заведения. Финансирование курсов предполагалось осуществлять за счет Министерства народного просвещения, Почтового ведомства и специальных средств, формирующихся из взносов курсистов.
Реализации проекта почтово-телеграфных курсов помешало, прежде всего, нежелание различных ведомств участвовать в их финансировании. Если первоначально гласные Лаишевского уездного земского собрания признали организацию курсов необходимым, то предложение учебного ведомства об участии местного земства в содержании курсов, заставило их изменить свое решение. Отказ от материального участия в организации курсов земство аргументировало тем, что «подготовка почтово-телеграфных служащих должно лежать на правительственных органах»2.
1 января 1913 г. Лаишевское городское четырехклассное училище было преобразовано в высшее начальное училище. Согласно Положению 25 июня 1912 г. в училище действовали четыре класса с одним отделением в каждом классе. Практиковалась предметная система преподавания. В училище принимались дети в возрасте 10–13 лет.
В 1913 г. Педагогический совет Лаишевского высшего начального училища предпринял попытку отойти от указанного возрастного ценза. Рассматривая заявление 15-летнего абитуриента Абдрахмана Забирова, педагогический коллектив поддержал его стремление к получению образования в училище. Ссылаясь на то, что А. Забирову, как «инородцу» в более раннем возрасте было трудно освоить русский язык в объеме, необходимом для поступления в училище, руководство учебного заведения обратилось к директору народных училищ Казанской губернии с ходатайством принять его в число учеников, но получило отказ. Отклонение указанного ходатайства не являлось ущемлением прав татар-мусульман по этноконфессиональной принадлежности, т.к. отказ в поступлении в училище получил и 9-летний русский мальчик Петр Дмитриев1.
В соответствии с Положением 25 июня 1912 г. учащиеся высших начальных училищ, прошедшие курс 1-го и 2-го классов, имели право поступить соответственно во 2-й и 3-й классы средней общеобразовательной школы. Для поступления в 3-й класс требовалась сдача экзамена по иностранным и древним языкам, что нередко служило препятствием к продолжению образования в средней школе.
В высшем начальном училище, по сравнению с четырехклассным, увеличилось количество учащихся. Так, к 1 января 1913 г. здесь обучалось 135 учеников. Из них в течение года выбыло до окончания школы 28 человек, окончили училище 11. На 1913–1914 учебный год было набрано 53 ученика и общее количество учащихся на 1 января 1914 г. увеличилось до 149 человек. Число учащихся к 1 января 1917 г. составило 95, а к 1 января 1918 г. 118 человек, из которых подавляющее большинство составляли дети из крестьянских семей - 69 (58,5 %)2.
В Лаишевском высшем начальном училище постепенно сменился преподавательский состав. К 1917 г. должность инспектора занимал Василий Иванович Колпаков, законоучителя – священник Петр Григорьевич Карчевский. Учителями были: Вера Алексеевна Успенская, Петр Павлович Григорьев, Николай Никитич Курылев. В связи с призывом последних двух на войну, преподавательские должности замещали Ирина Григорьевна Салканова, Валентина Ивановна Челнакова. Учителем пения стал диакон Антоний Ксенофонтович Делекторский. Почетным попечителем учебного заведения остался И.С. Кривоносов. На заседаниях Педагогического совета училища могли присутствовать: гласный городской думы учитель Лаишевского приходского мужского училища Василий Иванович Мельников, член уездной земской управы Василий Андреевич Федотов.
В 1913 г. в связи с празднованием 300-летнего правления династии Романовых, городская дума Лаишево постановила учредить при Лаишевском высшем начальном училище одну стипендию «в память 300-летия царствования дома Романовых»1.
В 1916 г. в Лаишевском высшем начальном училище была увеличена ежегодная плата за обучение с 4 до 6 руб. Существенную финансовую помощь в деле оплаты за обучение продолжали оказывать органы местного самоуправления. Так, в 1917 г. Лаишевское уездное земство внесло 150 руб., город – 60 руб. За счет этой суммы полностью или частично было оплачено обучение в училище 53 учеников. Руководство учебного заведения освободило от соответствующих взносов еще 20 учащихся. Стоимость обучения одного ученика в 1917 г. обходилось государству в 111 руб. 75 коп.2
Военные и политические события в годы Первой мировой войны приковывали к себе внимание учащихся. Разъяснения и интерпретация их преподавателями могли формировать то или иное отношение к ним учеников. В связи с этим усилилось значение воспитательной работы учителей: «…учащая корпорация дружными, согласными действиями участвует в руководстве учениками, нивелируя их настроенность, поддерживая здоровую, трудовую дисциплину и создавая нужную для учебной работы атмосферу»3. Педагогический совет училища, в свою очередь, акцентировал внимание на религиозно-нравственном воспитании учащихся, упорядочивая посещения ими богослужений и рекомендуя для чтения соответствующие книги.
В годы войны наблюдалось снижение успеваемости учащихся. Еще большее влияние на них имели местные политические события. Так, шествия вооруженных ружьями солдат, демонстрации, манифестации в г.Лаишево в 1917 г. ставили под угрозу проведение занятий в школе. В этих условиях по завершении 1916-1917 учебного года руководство училища приняло решение о переводе всех учащихся (95 человек) в высшие классы без экзаменов1.
Тяготы военного времени для училища усугубились еще одним обстоятельством. 21 августа 1917 г. в 12 часов на территории училища случился пожар, в котором сгорел весь учебный комплекс, дом-квартира заведующего, бани, был значительно поврежден фруктовый сад. Вот что пишет в своем отчете директору народных училищ Казанской губернии инспектор училища: «…К локализации пожара и к спасению казенного имущества нельзя было принять никаких мер, так как огонь при сильном ветре быстро овладел более 150 домами, сделалась всеобщая паника, а на училищной усадьбе в момент пожара находились лишь заведующий с женой и служитель»2.
После пожара школьные занятия были перенесены в здание Лаишевского приходского мужского училища, в котором для учащихся высшего начального училища были выделены четыре комнаты.
Последствия пожара особенно неблагоприятно сказались на преподавании физики, географии, естествоведения, успешность усвоения которых в значительной степени зависело от использования в учебном процессе наглядных пособий и приборов.
Для обеспечения учащихся книгами, учебными пособиями руководство училища сразу же после пожара опубликовало в казанских и вятских газетах обращение к администрациям других высших начальных училищ и благотворителям о пожертвовании книг. Также в казанских книжных магазинах и у букинистов были приобретены учебные пособия на сумму 300 руб.
Финансовую помощь училищу оказали благотворители и, прежде всего, пожертвовавший 500 руб. меценат Щетинкин. Лаишевское земское собрание внесло в смету 1918 г. 4000 руб. на оборудование библиотеки. По решению городской думы учащиеся два раза в неделю могли пользоваться фондами местной публичной библиотеки для ознакомления с книгами по внеклассному чтению1.
С приходом Советской власти высшие начальные училища были упразднены.
Лаишево было достаточно развитым в экономическом отношении регионом. К началу XX в. здесь существовали поташный, маслобойный, солодовенный, винокуренный заводы. В мае–июне проходила "караванная ярмарка", на которую с уральских заводов привозили железо, чугун, лес на сумму до 6 млн. руб.; продавалось товаров на сумму до 1 млн. руб. Через лаишевскую пристань ежегодно проходило до 400 тыс. пудов грузов, главным образом хлеба и леса2. Ремесло в районе было связано с сельским хозяйством. Здесь были развиты такие промыслы, как красильный, кузнечный, маслобойный, мукомольный, овчинный, тележный, шерстобойный, отхожий извоз, плетение шлей, приготовление лыковых решет, пчеловодство.
В этих условиях существовала потребность в профессиональной подготовке специалистов для сельского хозяйства и ремесленного производства.
В соответствии с этим 1 июля 1910 г. была учреждена Лаишевская низшая сельскохозяйственно-ремесленная школа. О значимости этого события свидетельствует поздравления императора и слова благодарности всем присутствовавшим на открытии школы, переданные попечителю Казанского учебного округа министром народного просвещения.
Лаишевское уездное земское собрание на 46 очередной сессии выступило с инициативой о присвоении школе названия «Лаишевская низшая сельскохозяйственно-ремесленная школа в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости». Это предложение было направлено в Министерство народного просвещения (далее – МНП). Письмом от 7 марта 1911 г. министр просвещения сообщил попечителю Казанского учебного округа об удовлетворении указанного ходатайства Лаишевского земства.
Первое время школа не имела собственного помещения и размещалась в здании Лаишевской городской управы. В ней для нужд учебного заведения было отведено 10 комнат: одна – под класс, одна – под столярную мастерскую, две – под кабинет заведующего и учительскую, одна – под квартиру столяра, две небольшие – под квартиру слесаря и одна общая – для сторожа.
29 июня 1911 г. состоялась торжественная закладка главного каменного корпуса Лаишевской сельскохозяйственно-ремесленной школы. Автором проекта здания училища стал штатный архитектор Казанского учебного округа Бечко-Брузин. На постройку зданий школы, включая вознаграждение за составление проекта и строительной сметы, было выделено 55 674 руб. 35 коп. 1
На мероприятии по закладке учебного корпуса училища присутствовали: уездный предводитель дворянства А.П. Горталов, попечитель школы А.К. Макашин, представители органов местного самоуправления, а также жители г.Лаишево. Подписанный всеми присутствовавшими чиновниками и служащими акт о закладке «…был вложен в металлическую трубочку, затем запаянную, и заложен в правый передний угол каменной стены главного корпуса. Всем рабочим на постройке было предложено угощение от Строительной комиссии»2.
К концу 1913 г. были построены все здания низшей Лаишевской сельскохозяйственно-ремесленной школы. Для приема зданий была образована специальная комиссия под председательством инспектора народных училищ Лаишевского уезда Г.А. Мельникова. В его состав вошли: священник Л.Е. Скворцов, преподаватель Казанского промышленного училища К.С. Олешкевич, земский врач Лаишевского уезда В.В. Штемпелин, член Лаишевской земской управы П.Д. Игнатович. При постройке здания произошли некоторые отступления от проекта, но все они, по мнению членов комиссии, только улучшили материальную базу учебного заведения. Комиссия констатировала, что «…Все здания выстроены удовлетворительно из материалов надлежащего качества»1.
Комплекс Лаишевской низшей сельскохозяйственно-ремесленной школы был достаточно большим. Главный учебный корпус располагался в каменном двухэтажном здании с железной кровлей. В нем также находились квартира заведующего и канцелярия. Бревенчатое двухэтажное здание с железной крышей было предназначено для мастеров техники и двух подмастерьев. В деревянном одноэтажном доме с железной крышей были устроены ночлежная и квартира для огородника и маслодела. Для рабочих было построено деревянное одноэтажное здание. Под молочную избу было отведено деревянное одноэтажное, крытое тесом здание. Также имелись: коровник, конюшня, свинарник, молотильный сарай, зерновой амбар, материальный амбар, машинный сарай, погреба, подвал для овощей, ледник для молочной, здание для возовых весов, баня, колодец. Учебное заведение было обнесено решетчатым забором. В дальнейшем было построено деревянное с железной крышей здание общежития. Известно, что в 1914 г. попечительский совет школы разрешил застраховать здания школы на сумму 40 500 руб.
Прием в школу проводился по результатам экзаменов, которые проходили в конце августа. Известно, что к концу 1912 г. в Лаишевской низшей сельскохозяйственно-ремесленной школе обучалось 34 ученика, 1913 г. – 34, 1914 г. – 33. Из 33 учащихся в 1914 г. все были православные. Из них в 1 классе учились 11 учеников, во 2-ом – 6, в 3 – 10, в 4 – 6, в 5 классе учащиеся отсутствовали1.
В 1914 г. в Лаишевской низшей сельскохозяйственно-ремесленной школе состоялся первый выпуск учащихся. Его закончили 6 человек, из которых 2 ученика сельскохозяйственного отделения, 2 – слесарного, 2 столярного. Известно, что выпускники сельскохозяйственного отделения ушли добровольцами в действующую армию. Выпускники других отделений нашли работу в г. Лаишево и Казани.
С устройством общежития и учреждением в 1914 г. МНП стипендий (5 стипендиатов) уменьшилось количество учеников, оставляющих школу до завершения курса обучения. Так, если в 1912 г. выбыли из школы до ее окончания 19 человек (55% от общего числа учащихся), в 1913 г. – 14 (41%), то в 1914 г. – 7 (21%)2.
В школе изучались такие дисциплины, как «Закон Божий», русский язык, арифметика, рисование, ботаника, физика, земледелие. Для практических занятий учащихся на базе учебного заведения была организована ферма, для которой в 1911 г. была приобретена первая партия коров и свиней. В дальнейшем школа, активно реализовывая продукцию, производимую на ферме и в мастерских, получала дополнительный доход, используемый для нужд учебного заведения.
Руководство школы помимо серьезной постановки преподавания учебных дисциплин, определенное внимание уделяло организации благотворительных мероприятий. Так, с 1912 г. на Святках силами педагогического коллектива устраивались благотворительные спектакли, сборы с которых шли в пользу бедных учеников школы. Публика относилась к этим постановкам «…очень благосклонно … заранее разбирались билеты, а некоторыми лицами … делались и пожертвования деньгами»3. В 1915 г. администрация школы откликнулась на нужды военного времени и 20 % от собранной в результате показа спектакля суммы (106 руб. 92 коп.) направило в комитет Красного Креста.
Значительное внимание в г.Лаишево уделялось женскому образованию. Известно, что в 1894 г. была открыта женская церковно-приходская школа Духовного ведомства, которое содержалось на средства Св. Синода.1 К 1912 г. в нем состояло 70 учениц, обучением занимались 2 преподавателя2.
К 1910 г. в г. Лаишево также действовали находившиеся в ведении МНП женское двухклассное училище и женское начальное училище, содержащееся на городские и земские средства.
В 1910 г. городская дума предложила преобразовать министерское двухклассное училище в прогимназию. Свое предложение она аргументировала тем, что «… Несмотря на прекрасную постановку учебного дела … оно по своей программе не может удовлетворить современным требованиям и, кроме того, не даст ученицам его никаких прав, несмотря на успешное окончание ими полного курса»3. Выпускницы же прогимназий могли поступить в гимназии и в дальнейшем продолжить свое образование в вузах. Также согласно Положению о женских гимназиях и прогимназиях 1870 г. ученицам, окончившим курс прогимназии, предоставлялось право получения звания «первоначальных учительниц и учительниц народных училищ», если по достижении 16-летнего возраста они в течение полугода исполняли обязанности помощницы учителя или учительницы в каком-либо начальном училище.
Дума г.Лаишево решила отвести для прогимназии занимаемый женским двухклассным училищем каменный дом стоимостью 15000 руб. и ежегодно выделять на ее содержание 1000 руб. Лаишевское уездное земство, поддержав городскую думу, постановило отпускать на нужды прогимназии по 1768 руб. в год. Земское собрание Казанской губернии согласилось на ежегодное пособие прогимназии в 500 руб. Таким образом, финансирование учебного заведения органами местного самоуправления составило 3268 руб.1
Учебное ведомство поддержало ходатайство городской думы Лаишево и распоряжением попечителя Казанского учебного округа от 17 августа 1911 г. женское двухклассное училище было упразднено, а вместо него с 1 августа 1911 г. была учреждена женская прогимназия. 15 августа 1915 г. Лаишевская женская прогимназия была преобразована в гимназию.
Последствием указанных реорганизаций стало также закрытие содержащейся на средства местных органов самоуправления женской начальной школы. Но по инициативе МНП с 1 августа 1911 г. было открыто женское начальное одноклассное училище. Финансирование его осуществлялось Лаишевским городским управлением с ежегодным пособием от казны в 1170 руб. за счет перераспределения средств от упраздненного женского двухклассного училища2. Известно, что к 1 января 1915 г. в женском одноклассном училище обучалось 139 учениц, преподавали 3 учительницы, 1 законоучитель православного исповедания. Государственное финансирование составляло 1260 руб. Из средств органов местного самоуправления направлялось по 1187 руб.
К 1915 г. в г. Лаишево также действовали содержащиеся, главным образом, органами местного самоуправления два мужских училища. По данным на 1915 г. в Лаишевском 1 мужском одноклассном училище обучалось 144 мальчика, работали 1 учитель и 2 учительницы. Государство выделяло ежегодно по 420 руб. на оплату труда преподавателей. Из местного бюджета на содержание училища направлялось 1997 руб. Педагогический коллектив 2 мужского одноклассного училища состоял из 1 учителя и 1 законоучителя. В нем обучалось 40 учеников. Государственное финансирование составляло 420 руб., местное – 395 руб. в год3.
В начале XX в. актуальной проблемой являлась необходимость введения всеобщего начального образования в империи. МНП в 1907 г. дважды направляло в Государственную думу проект о введении всеобщего начального обучения. В основу министерского проекта была положена идея широкого участия общественности в организации начальных народных училищ, в соответствии с которым центральное учебное ведомство планировало взять на себя, прежде всего, расходы по оплате труда учителей и вероучителей. Также согласно закону от 3 мая 1908 г. во всех училищах, содержащихся на средства городского управления, предполагалось установить бесплатное обучение учеников.
В связи с необходимостью введения всеобщего начального образования МНП поручило руководству КУО составить школьную сеть. Практически эта работа была возложена на органы местного самоуправления.
Школьная сеть по г.Лаишево была составлена Лаишевской городской управой в 1912 г. и получила утверждение учебного ведомства 20 декабря 1913 г. В школьную сеть были включены существовавшие на тот момент 7 комплектов (по количеству учителей): 3 комплекта в 1 мужском училище; 1 комплект во 2 мужском училище; 3 комплекта в женском одноклассном училище. По данным на 1912 г. в г. Лаишево из 536 детей за пределами школьного обучения оставались 172 ребенка 8–11 лет. Введение всеобщего образования в городе предполагалось осуществить в течение 1913–1915 гг. Согласно школьной сети планировалось организовать дополнительно в 1913 г. 2 комплекта , 1914 г. - 1, 1915 г. – 11.
Однако, несмотря на огромную подготовительную работу, проведенную МНП, Государственной думой, органами местного самоуправления, законопроект «О введении всеобщего обучения в России» был отклонен Государственным советом.
Лаишевское уездное земство в 1915 г. выступило инициатором организации в г. Лаишево педагогических курсов для учителей и учительниц начальных школ. Основанием стало то, что в учебных заведениях, подведомственных Лаишевскому училищному совету, около 50 % учителей имели начальное образование, а подобные курсы проводились в 1877 г. Это предложение было поддержано попечителем Казанского учебного округа и казанским губернатором. В результате МНП выделило на проведение курсов 3000 руб.
Организованные по Правилам 5 августа 1875 г. педагогические курсы проходили с 5 июня по 5 июля 1916 г. в здании Лаишевской женской гимназии. Главным наблюдателем на курсах был назначен директор народных училищ Казанской губернии, его заместителем инспектор народных училищ Лаишевского уезда. На курсы в качестве преподавателей были приглашены педагоги средних и высших учебных заведений Казанского учебного округа1.
Таким образом, состояние и развитие школьного дела в городе Лаишево в XIX – начале XX вв. соответствовало общероссийской тенденции в сфере школьного образования и отвечало потребностям социально-экономического развития региона. Это нашло воплощение в поэтапном развитии Лаишевского городского училища из уездного в городское высшее начальное училище, учреждении женской прогимназии, преобразовании ее в гимназию, открытии специальной сельскохозяйственно-ремесленной школы. Существенное внимание в городе уделялось женскому образованию. При подавляющем большинстве учащихся православного исповедания, в учебных заведениях обучались представители других конфессий. Ряд нововведений в области школьного образования осуществлялся по инициативе органов местного самоуправления, которые также брали на себя определенную долю в финансировании учебных заведений города.
А.Г. Хайрутдинов, Я.Р. Сулейманова