Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Когда не умеют писать, говорят, что перо плохое. (еврейская)

Кашкара д. Асан-Илгинская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, Кукморский р-н, село Кашкара

Участники первой мировой войны д. Кашкара Асан-Илгинская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.

Кладбища Кашкара с. Асан-Илгинская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.



О деревне Кашкара, возможно, многие и не слышали. А она входит в Поч. Кучукское сельское поселение нашего района. Некогда в этой деревне проживало более 900 человек, а сегодня лишь на лето в окнах нескольких домов загорается свет.

По историческим данным, деревня Кашкара была основана в конце 18 века. До реформы 1861 года жители относились к категории помещичьих крестьян. Они занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 века в селе функционировали церковно-приходская школа (в 1892-97-ые годы – школа начальной грамоты), кузница, три мелочные лавки.

До 1920 года село входило в Асан-Илгинскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 года было в составе Мамадышского канона ТАССР, с 10 августа 1930 года – Кукморского, с 1 февраля 1963 года – Сабинского, с 12 января 1965 года –в составе Кукморского района.

Летом расположенная в живописной местности деревня похожа на райский сад. Стоит свернуть с полевой тропы к деревне, как глазам предстают стройные ряды раскудрявых берез, шелестящая на ветру высокая трава, а в воздухе над медоносами летают рои пчел. Видеть на фоне этой живописной картины ветхие, почти что сравнявшиеся с землей редкие избушки, плачевно. Ведь в свое время жизнь в этой деревне била ключом, а сейчас от нее осталась лишь тен

- Когда вспоминаю былые славные времена, на глаза слезы наворачиваются, - делится переживаниями Петр Медведев. – Я помню времена, когда в деревне насчитывалось 360 дворов. В каждом из них содержали скот в большом количестве. Нас, подросшую ребятню, привлекали к колхозной работе. В 15 лет я работал в колхозе, называвшемся «Дружба». Помню, как ведрами носили родниковую воду для лошадей, свиней. Нас тяжелая работа не пугала: что велят, то и делали. Трудились и на зернотоку, и на фермах, и в поле спину гнули. С объединением колхозов молодежь начала уезжать из деревни на сторону. Большинство осело в Вятских Полянах, Кукморе, многие перебрались в города. Ничего не поделаешь, другого выхода у них не было, ведь им нужно было семьи кормить. Вот так постепенно деревня сошла на нет. Оставшиеся в ней жители с годами кто умер от старости, кого к себе забрали дети. Я и сам уже не молод. Но до сих пор встаю в половину третьего утра и выхоу работать в огород.

В настоящее время Петр Иванович живет в доме своей сестры. Его свой отчий дом был поодаль, на другой улице села. Не сетуя на отсутствие благ цивилизации, лето он проводит на лоне природы, занимается огородничеством, садоводством. Ближе к зиме Петр Медведев переезжает к дочери в Кукмор. Продовольствием его снабжает также дочь и родственники, которые регулярно навещают деда, справляются о нем.

- Ежедневно в пять утра хожу на кладбище помолиться за усопших близких. Затем принимаю за каждодневную работу: ношу воду из колодца, поливаю отстоявшейся колодезной водой огород. Потом принимаюсь за готовку. Так и день незаметно проходит. Воздух здесь чистый, свежий, потому и сплю я крепким сном, - говорит он.

Петра Медведева можно назвать живым барометром. Перед дождем на одной из ладоней у старика проступает черная точка непонятного происхождения. После дождя она исчезает таким же волшебным образом, как и появилась. Мы попросили деда дать нам свой прогноз погоды на день, улыбнувшись, он пообещал нам, что осадков не будет. И действительно, хоть в тот день небо и заволокли тучи, на землю не пролилось ни капли дождя.

Единственное на что пожаловался Петр Иванович, это на чрезмерную активность воров. Хоть старик накрепко запирает свое хозяйство как изнутри, так и снаружи, нечистых на руку это не останавливает. Удивительно, и чем воров привлекает почти сравнявшаяся с землей избушка? Неужели они рассчитывают найти в ней несметные богатства? Хотя, находятся и такие, кто готов вынести заготовленные на зиму запасы продовольствия. Видимо, совесть у таких людей отсутствует напрочь.

- Я многое повидал на своем веку. Поэтому воров не боюсь, - рассказывает Петр Иванович. – Все, что могли, они уже и так вынесли.

По приезде в Кашкару мы обратили внимание еще на один дом. Оказывается, летом и он обитаем. Его обитательница, хоть и вышла к калитке пообщаться с нами, не захотела, чтобы ее имя упоминалось со страниц газеты. У нее на лице было написано, что отчий дом и местность, где прошло ее босоногое детство, очень ей дороги. Наверное, потому она и приезжает сюда каждое лето. Ведь не зря в народе говорят, что на чужой стороне Родина милей вдвойне.

По словам стариков, некогда Кашкару окружал дремучий лес, щедрый на дары природы. Даже из соседних деревень сюда приезжали за дровами, по ягоды, грибы. И сейчас здесь можно набрести на ягодные полянки, орешники.

- Я родом из деревни Сардаусь нашего района. Хоть я и ни разу не ходила в Кашкару по ягоды, наслышана о тамошних малинниках, полянках с земляникой, - рассказывает проживающая в деревне Урясьбаш Тамара Тимофеева. – Мой отец, Иван, неустанно нахваливал кашкаринцев за радушие, гостеприимство. Как-то раз на лошади они поехали в Урясьбаш прямой дорогой – через Кашкару. Дорога утомила лошадей, да и сами люди проголодались. Один из местных жителей пригласил их к себе домой и накормил свежевыпеченными блинами, напоил чаем. И они с хорошим настроением продолжили свой путь дальше…

Со статистикой не поспоришь

В 1859 году в Кашкаре проживало 436 человек, в 1897 – 741, в 1908 – 772, в 1920 – 778, в 1926 – 937, в 1938 – 465, в 1949 – 492, в 1958 – 273, 1976 – 112, 1979 – 65, 1989 – 11, в 2002 – 5 человек.

Алсу ИДРИСОВА


Село в Кукморском районе, в бассейне р. Кня (правый приток р. Ошторма), в 20 км к югу от пгт Кукмор. 
     На 2002 г. - 5 жителей (русские). 
     Основано в конце 18 в. До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, бондарным и бочарным промыслами. В начале 20 в. в селе функционировали церковно-приходская школа (в 1892-97 гг. как школа начальной грамоты), кузница, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 876 дес. 
     

До 1920 г. село входило в Асан-Илгинскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Кукморском, с 01.02.1963 г. в Сабинском, с 12.01.1965 г. в Кукморском районах. 
     Число жителей: в 1859 г. - 436, в 1897 г. - 741, в 1908 г. - 772, в 1920 г. - 778, в 1926 г. - 937, в 1938 г. - 465, в 1949 г. - 492, в 1958 г. - 273, в 1976 - 112, в 1979 г. - 65, в 1989 г. - 11 чел.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

В деревне Кашкара Кукморского района всего два жителя. О деревне Кашкара, возможно, многие и не слышали. А она входит в Поч. Кучукское сельское поселение нашего района. Некогда в этой деревне проживало более 900 человек, а сегодня лишь на лето в окнах нескольких домов загорается свет.

По историческим данным, деревня Кашкара была основана в конце 18 века. До реформы 1861 года жители относились к категории помещичьих крестьян. Они занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 века в селе функционировали церковно-приходская школа (в 1892-97-ые годы – школа начальной грамоты), кузница, три мелочные лавки.

До 1920 года село входило в Асан-Илгинскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 года было в составе Мамадышского канона ТАССР, с 10 августа 1930 года – Кукморского, с 1 февраля 1963 года – Сабинского, с 12 января 1965 года –в составе Кукморского района.

Летом расположенная в живописной местности деревня похожа на райский сад. Стоит свернуть с полевой тропы к деревне, как глазам предстают стройные ряды раскудрявых берез, шелестящая на ветру высокая трава, а в воздухе над медоносами летают рои пчел. Видеть на фоне этой живописной картины ветхие, почти что сравнявшиеся с землей редкие избушки, плачевно. Ведь в свое время жизнь в этой деревне била ключом, а сейчас от нее осталась лишь тень.

 

- Когда вспоминаю былые славные времена, на глаза слезы наворачиваются, - делится переживаниями Петр Медведев. – Я помню времена, когда в деревне насчитывалось 360 дворов. В каждом из них содержали скот в большом количестве. Нас, подросшую ребятню, привлекали к колхозной работе. В 15 лет я работал в колхозе, называвшемся «Дружба». Помню, как ведрами носили родниковую воду для лошадей, свиней. Нас тяжелая работа не пугала: что велят, то и делали. Трудились и на зернотоку, и на фермах, и в поле спину гнули. С объединением колхозов молодежь начала уезжать из деревни на сторону. Большинство осело в Вятских Полянах, Кукморе, многие перебрались в города. Ничего не поделаешь, другого выхода у них не было, ведь им нужно было семьи кормить. Вот так постепенно деревня сошла на нет. Оставшиеся в ней жители с годами кто умер от старости, кого к себе забрали дети. Я и сам уже не молод. Но до сих пор встаю в половину третьего утра и выхожу работать в огород.

В настоящее время Петр Иванович живет в доме своей сестры. Его свой отчий дом был поодаль, на другой улице села. Не сетуя на отсутствие благ цивилизации, лето он проводит на лоне природы, занимается огородничеством, садоводством. Ближе к зиме Петр Медведев переезжает к дочери в Кукмор. Продовольствием его снабжает также дочь и родственники, которые регулярно навещают деда, справляются о нем.

- Ежедневно в пять утра хожу на кладбище помолиться за усопших близких. Затем принимаю за каждодневную работу: ношу воду из колодца, поливаю отстоявшейся колодезной водой огород. Потом принимаюсь за готовку. Так и день незаметно проходит. Воздух здесь чистый, свежий, потому и сплю я крепким сном, - говорит он.

Петра Медведева можно назвать живым барометром. Перед дождем на одной из ладоней у старика проступает черная точка непонятного происхождения. После дождя она исчезает таким же волшебным образом, как и появилась. Мы попросили деда дать нам свой прогноз погоды на день, улыбнувшись, он пообещал нам, что осадков не будет. И действительно, хоть в тот день небо и заволокли тучи, на землю не пролилось ни капли дождя.

Единственное на что пожаловался Петр Иванович, это на чрезмерную активность воров. Хоть старик накрепко запирает свое хозяйство как изнутри, так и снаружи, нечистых на руку это не останавливает. Удивительно, и чем воров привлекает почти сравнявшаяся с землей избушка? Неужели они рассчитывают найти в ней несметные богатства? Хотя, находятся и такие, кто готов вынести заготовленные на зиму запасы продовольствия. Видимо, совесть у таких людей отсутствует напрочь.

- Я многое повидал на своем веку. Поэтому воров не боюсь, - рассказывает Петр Иванович. – Все, что могли, они уже и так вынесли.

По приезде в Кашкару мы обратили внимание еще на один дом. Оказывается, летом и он обитаем. Его обитательница, хоть и вышла к калитке пообщаться с нами, не захотела, чтобы ее имя упоминалось со страниц газеты. У нее на лице было написано, что отчий дом и местность, где прошло ее босоногое детство, очень ей дороги. Наверное, потому она и приезжает сюда каждое лето. Ведь не зря в народе говорят, что на чужой стороне Родина милей вдвойне.

По словам стариков, некогда Кашкару окружал дремучий лес, щедрый на дары природы. Даже из соседних деревень сюда приезжали за дровами, по ягоды, грибы. И сейчас здесь можно набрести на ягодные полянки, орешники.

- Я родом из деревни Сардаусь нашего района. Хоть я и ни разу не ходила в Кашкару по ягоды, наслышана о тамошних малинниках, полянках с земляникой, - рассказывает проживающая в деревне Урясьбаш Тамара Тимофеева. – Мой отец, Иван, неустанно нахваливал кашкаринцев за радушие, гостеприимство. Как-то раз на лошади они поехали в Урясьбаш прямой дорогой – через Кашкару. Дорога утомила лошадей, да и сами люди проголодались. Один из местных жителей пригласил их к себе домой и накормил свежевыпеченными блинами, напоил чаем. И они с хорошим настроением продолжили свой путь дальше…

Со статистикой не поспоришь

В 1859 году в Кашкаре проживало 436 человек, в 1897 – 741, в 1908 – 772, в 1920 – 778, в 1926 – 937, в 1938 – 465, в 1949 – 492, в 1958 – 273, 1976 – 112, 1979 – 65, 1989 – 11, в 2002 – 5 человек.

Алсу ИДРИСОВА, фото автора

http://www.kukmor-rt.ru/ru/the-news/item/14223-v-derevne-kashkara-kukmorskogo-rayona-vsego-dva-zhitelya.html

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2020-06-01 18:52:47 | Отредактировано: - |


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов