Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Повторение – мать учения.

Как в Малмыжке церковь закрывали.

Назад

 

Священнослужители, как представители «старого строя», получавшие содержание от государства еще со времен Петра I, стали мишенью для правительства большевиков. По-разному на просторах России шла борьба с религией, но дошла она и до Малмыжки. 
В 1917 году первого малмыжского священника Николаева, умершего 3 декабря того же года от воспаления спинного мозга, временно заменил священник Троицкого собора г. Мамадыш Павел Михайлов.
В 1919 году священником становится Азановский Павел Петрович. Он родился в 1887 году в с. Михайловское (Сурты) Царевококшайского уезда Казанской губернии (ныне Медведевский район Республики Марий Эл).
23 января 1918 года состоялся декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Он предусматривал: установление свободы совести, введение светской регистрации актов гражданского состояния, отмену официальных обрядов в государственных учреждениях, замену религиозных клятв и присяг торжественным обещанием, прекращение преподавания «религиозных предметов» в учебных заведениях, запрет религиозным обществам владеть собственностью и иметь права юридического лица, передачу государству всего имущества религиозных обществ, предоставление религиозным организациям зданий для общественных богослужений «лишь с разрешения представителей по заведыванию религиозным имуществом».
В Мамадышском уезде к исполнению декрета дошли, учитывая, что гражданская война внесла свои коррективы, в 1920 году. Так, для начала, в Малмыжке власти организовали собрание прихожан церкви. Оно состоялось 1 августа. На собрании было лишь 25 человек, которые постановили: организовать из себя общину верующих, взяв ответственность за имущество храма на себя. Для перерегистрации общества, подписания соответствующего договора в комиссию «по проведению декрета в жизнь» избрали комиссию в составе Алексея Ежова и Семена Игнатьевича Потеряхина (сына бывшего сельского старосты).
После собрания всё имущество церкви описали: храм с 8 колоколами, землю под ним, домами притча, в опись также попали 54 предмета церковного обихода, начиная с икон, заканчивая кадилом. Опись подписал священник Азановский, псаломщик Вачуров и церковный староста, бывший доверенный – Мартынов Андрей Дмитриевич.
27 мая 1920 года, Казанская губерния перестала существовать, на ее место пришла Татарская автономная советская социалистическая республика. Тогда же Мамадышский уезд был преобразован в кантон (с 1930 года – район). Прошло еще два года. Вот тут и решились изъять оставшиеся в церкви ценности.
17 мая 1922 года из кантонного исполкома приехал товарищ Ремнин, собрал подкомиссию по изъятию церковных ценностей из трех верующих, священника и представителя волостного исполкома. 
У священника Азановского, чтобы «не ерепенился», председатель кантонной комиссии по изъятию церковных ценностей и уполномоченный Татотдела Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР взяли подписку о том, что тот «обязуется не агитировать против изъятия ценностей, а полностью поддерживать Постановление Всероссийского центрального исполкома от 22 февраля 1922 года, в ином случае все его действия будут расценены как неподчинение и непризнание центральной власти». 
Естественно, все были за изъятие, причем «сейчас же». Тут же составили акт, где указали изделия из серебра: по 2 чаши, креста, звездицы, лясицы, дискоса, 5 тарелок и кадило. Затем отправили всё описанное в финансовый отдел кантонного исполкома.
В последующем приготовили новый устав религиозного общества, который зарегистрировали только 19 февраля 1925 года. Как бы сказали сейчас, верить открыто в Бога стало «не модно», да и, если точнее, накладно себе будет, поэтому в состав общества вошло из почти тысячного населения Малмыжки всего-навсего 52 человека, которым, по-видимому, терять было нечего или же не боялись ничего. 
Правда, покорность властям не помогла в дальнейшем священнику Азановскому: Павел Петрович после Малмыжки стал священником Дерюшевской церкви в г. Малмыж Вятской губернии. 23 октября 1931 года был осужден Особым совещанием при Коллегии ОГПУ. Ему было предъявлено обвинение по статье 58 п. 10, 11 УК РСФСР - за "принадлежность к контрреволюционной организации". Приговор - 3 года лишения свободы. Реабилитирован 20 июня 1989 года.
Примерно в 1930 году следующим священником в селе Малмыжка стал Харитонов Ефим Яковлевич, 1864 года рождения, семейный, избирательных прав был лишен (данные на 20.11.1934) . 
В 1937 году церковь перестала функционировать. В 1940 году с подачи центральных властей районные власти стали принимать меры по закрытию церквей и мечетей. 
26 сентября 1940 года в Малмыжке был собран сход граждан, на который пришел 261 житель села. Ну а чтобы всё прошло в соответствии «с линией партии», на помощь местным товарищам из районного центра направили заведующего общим отделом исполкома Мамадышского районного совета депутатов трудящихся Трескина. 
Первым речь держал председатель исполкома сельского совета Ежов: «церковь уже три года не функционирует, здание не ремонтируется, в то же время имеющиеся помещения школы недостаточны».
За закрытие церкви и передачи ее помещений школе высказались 6 односельчан. Против этого имели мужество подать голос Зайцева Екатерина и Клинова Р.П..
Итогом собрание стало решение просить вышестоящие правительственные органы церковь в селе Малмыжка закрыть и помещение передать под школу. «За» это высказалось 213 из присутствовавших, «против» - 10, «воздержалось» - 38 . 
Уже через день состоялось решение исполкома Мамадышского райсовета:
1. Удовлетворить ходатайство граждан села Малмыжка о закрытии церкви,
2. Помещение церкви использовать под школу,
3. Просить Президиум Верховного совета ТАССР утвердить данное решение .
Следует отметить, что оба данных решения были отпечатаны на одной печатной машинке и подписаны, естественно, заведующим общим отделом районного исполкома Трескиным. А был ли сход…. Уже некому рассказать. В имеющейся школьной тетради, названной списком жителей села, бывших на сходе, у половины фамилий нет инициалов, поэтому, кого, порой, имели в виду писавшие в ней, выяснить невозможно.
Итогом этой истории стал указ Президиума Верховного совета Татарской АССР от 5 ноября 1940 года, которым решение исполкома Мамадышского райсовета утвердили, правда, с передачей здания церкви этому же исполкому для использования под культурное учреждение .
Но и культурным учреждением церковь не стала, её вплоть до 1969 года, когда колхоз имени «Чапаева» был поглощен соседним колхозом «Тан», использовали в качестве зерносклада.

Источник: http://forum.vgd.ru/post/1855/78715/p2534305.htm#pp2534305
Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов