Украи́нская правосла́вная це́рковь (УПЦ) (укр. Українська Православна Церква; часто с неофициальным уточнением — Украинская православная церковь (Московского патриархата), укр. Українська Православна Церква (Московського патріархату), (УПЦ) — православная церковь на Украине. Согласно Уставу Русской православной церкви, в составе РПЦ она имеет статус самоуправляемой и обладает правами широкой автономии[5]. В каноническом общении со всеми поместными православными церквямивходит только как часть РПЦ.
По состоянию на 2016 год, владела наибольшим количеством культовых сооружений на Украине, используя 11 296 сооружений и мест для молитвы из всех 28 841 существующих в стране (больше всего сооружений находилось в Хмельницкой (926) и Винницкой (908) областях, меньше всего — во Львовской (28), Ивано-Франковской (30) областях и Киеве(91))[6].
Как и прочие религиозные объединения Украины, УПЦ, в соответствии со статьёй 7 Закона Украины от 23 апреля 1991 года № 987-XII «О свободе совести и религиозных организациях», не зарегистрирована в органах государственной власти как централизованная организация, но имеет официальную регистрацию своих структур и органов управления как самостоятельных юридических лиц (п. 6 гл. I Устава о управлении УПЦ)
К концу 1970-х годов значительно изменился национальный состав епископата РПЦ: в нём появилось довольно много украинцев. Например, в 1977 году среди 75 представителей епископата был 21 уроженец Украины (из них 13 — с Западной Украины), в конце 1980-х годов с Украины происходили 25 из 77 епископов (в том числе 14 — с Западной Украины)[8].
С осени 1989 года, вследствие прекращения государственного контроля над религиозной жизнью в СССР и в связи с ростом национал-сепаратистских настроений в УССР, церковно-политическая ситуация в республике резко обострилась. В частности, среди духовенства и мирян Украинского Экзархата обнаружились тенденции к обособлению от Московского Патриархата.
На имя Патриарха Пимена и митрополита Киевского, Патриаршего Экзарха Украины Филарета поступали послания от клириков из западноукраинских епархий с призывами даровать автокефалию Экзархату. Архиерейский Собор РПЦ 30—31 января 1990 года принял «Положение об экзархатах», которое предоставляло последним в СССР (Украинскому и Белорусскому экзархатам) бо́льшие права в самоуправлении, а также право именоваться Украинской и Белорусской Православными Церквами[9].
9 июля 1990 года в Киеве состоялось совещание Украинского епископата, который, рассмотрев сложившуюся ситуацию, констатировал, что в западных епархиях продолжается религиозный конфликт между православными и грекокатоликами: процесс легализации униатской церкви на Западной Украине принял характер религиозной агрессии против Украинской православной церкви и террора по отношению к православным в этом регионе; незаконные действия униатов не пресекаются местными властями, а наоборот, последние при передаче униатам храмов принимают дискриминационные решения в отношении православных; в такого рода условиях православные под давлением со стороны униатов и поддерживающих их местных властей, не желая принимать унию, вынуждены зачастую переходить в Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). В связи с этим епископат Украинской православной церкви принял Обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской православной церкви, в котором содержались предложения, призванные усилить авторитет священноначалия УПЦ для более активного противостояния раскольникам из УАПЦ и униатам. Обращение было одобрено Синодом Украинского экзархата 10 июля 1990 года. Священный Синод РПЦ 20 июля 1990 года (журнал № 112) ознакомился с постановлением Синода УПЦ от 10 июля 1990 года и постановил рассмотреть его на внеочередном Архиерейском Соборе, для чего была образована Комиссия под председательством митрополита Ювеналия (Пояркова). Материалы и предложения по данному вопросу были направлены всем епископам РПЦ и вынесены на обсуждение и утверждение Архиерейского Собора.
25—27 октября 1990 года под председательством Патриарха Алексия в синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор в составе 91 иерарха РПЦ. После рассмотрения Обращения Архиерейский Собор определил[10]:
- Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в её управлении.
- В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» — упраздняется.
- Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается Украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
- Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины».
- Митрополиту Киевскому и всея Украины, в пределах Украинской Православной Церкви, усвояется титул «Блаженнейший».
- Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время Богослужения.
- Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет епархии в пределах Украины.
- Митрополит Киевский и всея Украины как Предстоятель Украинской Православной Церкви является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.
- Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви.
Вплоть до января 2009 года, во всё время патриаршества Патриарха Алексия II, Поместный Собор не собирался, оставляя новый статус УПЦ неутверждённым; был утверждён в числе прочих деяний всех Архиерейских Соборов в период между Поместными Соборами на Поместном Соборе РПЦ в Москве в конце января 2009 года.
Первым Предстоятелем «независимой и самостоятельной в управлении» УПЦ стал митрополит Филарет (Денисенко), получивший Благословенную Грамоту Московского Патриарха Алексия II о даровании Украинской Церкви независимости и самостоятельности в её управлении 28 октября 1990 года в историческом кафедральном соборе киевских митрополитов — Святой Софии.
22—23 ноября 1990 года в Киеве проходил первый Собор Украинской Православной Церкви, созванный решением Синода УПЦ. На Соборе присутствовали правящие архиереи всех двадцати епархий республики, представители духовных школ, мужских и женских монастырей, Киево-Печерской и Почаевской лавр, клирики и миряне[11].
24 августа 1991 года, после провала августовского путча, Верховный Совет Украины провозгласил Акт о государственной независимости. 1—3 ноября 1991 года в храме преподобных Антония и Феодосия в Киево-Печерской Лавре митрополит Филарет собрал Собор Украинской Православной Церкви, на котором присутствовал весь украинский епископат, делегаты от 22 епархий в лице клириков и мирян, избранных на епархиальных собраниях, представители 32 монастырей, представители духовных школ. Собор вынес Определение о полной самостоятельности Украинской Православной Церкви, просившее Патриарха Алексия II и епископат Русской Православной Церкви даровать Украинской Православной Церкви полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию.[12] Вскоре три архиерея — епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) — дезавуировали свои подписи под Обращением. На следующий день, 23 января, решением Синода УПЦ они были смещены со своих кафедр.
Священный Синод РПЦ, состоявшийся 18—19 февраля 1992 года, принял обращение к митрополиту Филарету и епископату Украинской Православной Церкви с требованием «Незамедлительно пересмотреть решение Украинского Синода от 23 января, чтобы внести мир в сердца братьев архиереев и в их скорбящую паству, взывающую ныне о справедливости в Церкви. Это позволит сохранить мир церковный и единство Украинской Православной Церкви».
31 марта 1992 года в Даниловом монастыре в Москве открылся Архиерейский собор РПЦ, заседания которого продолжались до 5 апреля. В его деяниях участвовали 97 архиереев. С 1 по 4 апреля Архиерейский Собор обсуждал ходатайство епископата УПЦ о предоставлении Украинской Православной Церкви автокефального статуса. В своём докладе на Соборе митрополит Филарет обосновывал необходимость предоставления Украинской Православной Церкви автокефалии политическими событиями: распадом СССР и образованием независимого Украинского Государства. После доклада митрополита Филарета началась дискуссия, в которой участвовало большинство архиереев. Епископ Ульяновский и Мелекесский Прокл (Хазов) говорил в своём выступлении, что автокефалия не спасёт Православие Украины, если не будет избран новый Предстоятель УПЦ.
Поворотным моментом в полемике явилось предложение епископа Магаданского Аркадия (Афонина) сменить предстоятеля УПЦ, так как, по его мнению, владыка Филарет не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине[13]. Предложение было поддержано митрополитом Винницким Агафангелом, епископом Уральским Антонием (Москаленко), другими архиереями. В связи с замечанием митрополита Филарета, что он подчиняется только Собору украинских епископов, архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин) возразил: «Украинская Православная Церковь пока не автокефальная, у неё нет своих закрытых внутренних вопросов, которые не были бы доступны компетенции Архиерейского Собора Русской Православной Церкви».
После выступления Патриарха Алексия II, предложившего Филарету уйти со своего поста, на уходе митрополита Филарета со своего поста настаивали митрополиты Крутицкий Ювеналий (Поярков), Псковский Владимир (Котляров), Оренбургский Леонтий (Бондарь), архиепископ Смоленский Кирилл (Гундяев). Митрополит Филарет упорствовал и отказывался это сделать. Его нежелание повлекло более резкие выступления епископов. Митрополит Владимир (Котляров) внёс предложение о голосовании по вопросу снятия митрополита Филарета с занимаемого им поста[14].
2 апреля 1992 года Архиерейский Собор принял определение об автокефалии УПЦ[15].
В принятом 4 апреля Послании Собор говорил о своём «искреннем желании», чтобы «полнота церковная вынесла решение» о автокефалии УПЦ на очередном Поместном Соборе РПЦ[16].
7 апреля 1992 года, в праздник Благовещения, за богослужением во Владимирском кафедральном соборе митрополит Филарет объявил о своём отказе уйти с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви, что он, «взвесив сложную обстановку в Церкви и просьбы паствы и епископата УПЦ, решил остаться».
30 апреля в Житомире состоялось Собрание представителей духовенства, монастырей, православных братств и мирян. Из архиереев на нём присутствовали митрополит Винницкий Агафангел (Савин), архиепископ Житомирский Иов (Тывонюк), епископ Кировоградский Василий (Васильцев), епископ Черновицкий Онуфрий (Березовский), епископ Тернопольский Сергий (Генсицкий), епископ Донецкий Алипий (Погребняк). Собрание выразило недоверие митрополиту Филарету ввиду его обмана Архиерейского Собора, которому он дал обещание перед Крестом и Евангелием покинуть пост Предстоятеля УПЦ добровольно. Его отказ исполнить это обещание участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило так же, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ, на котором должна быть удовлетворена отставка митрополита Филарета с поста Предстоятеля УПЦ.
Митрополит Филарет проигнорировал решения Синода. В сложившейся неординарной ситуации 21 мая Синод вынес решение временно передать функции Предстоятеля Украинской Православной Церкви старейшему по хиротонии архипастырю на территории Украины — митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку). Ему было поручено до праздника Святой Троицы созвать Архиерейский Собор для того, чтобы принять отставку митрополита Филарета и избрать нового Предстоятеля Украинской Церкви. Митрополит Филарет почёл решение Синода неправомочным.
Исполняя Определение Священного Синода от 21 мая 1992 года, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), 27 маясобрал и возглавил Собор Украинской Православной Церкви, который по месту своего проведения вошёл в историю УПЦ как Харьковский.
14 мая митрополит Никодим послал Филарету письмо, в котором просил его выполнить своё обещание и собрать Архиерейский Собор «ради мира в нашей Церкви». Но ответа не последовало.
На Архиерейское совещание прибыли 17 архипастырей.
Собор внёс некоторые изменения и дополнения к Уставу УПЦ, касающиеся порядка избрания и статуса Предстоятеля УПЦ; также был расширен состав Синода УПЦ до семи человек, четверо из которых — постоянные. Изменялось наименование государства, в пределах которого осуществляет свою миссию УПЦ. В своих действиях, внося изменения и дополнения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви, Архиерейский Собор руководствовался Разделом XIV, п. 2 действовавшего ранее Устава, гласившего: «Право внесений исправлений к этому Уставу имеет Собор епископов с последующим утверждением Собором Украинской Православной Церкви».
Основным деянием Харьковского Собора было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви и зачисление его за штат в связи с неисполнением клятвенного обещания уйти с поста Предстоятеля Украинской Церкви, данного им на Архиерейском соборе РПЦ 31 марта — 5 апреля 1992 года. Данное деяние совершилось в отсутствие митрополита Филарета, отказавшегося прибыть на Архиерейский Собор УПЦ и проигнорировавшего неоднократно посылаемые ему вызовы. За учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил митрополиту Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора РПЦ.
После этого, на основании Раздела V, п.п. 12,13 Устава состоялось избрание нового предстоятеля УПЦ. Во втором туре митрополит Владимир (Сабодан) получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и Предстоятелем Украинской Православной Церкви.
26 июня 1992 года в Киево-Печерской Лавре начал свою работу первый Собор Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира. В работе Собора приняли участие весь епископат УПЦ, представители духовенства, мирян всех епархий, монастырей и духовных школ. Как высший законодательный орган в Церкви, Собор постановил: «Признать Архиерейский Собор в Харькове от 27-28 мая 1992 года каноничным и утвердить все его деяния и постановления, которые считать законными». Собор единогласно утвердил все поправки, внесенные на Харьковском Архиерейском Соборе в текст Устава по Управлению УПЦ, и засвидетельствовал своё неизменное единство и верность Святому Вселенскому Православию. Участники Собора единодушно осудили деятельность низложенного митрополита Филарета и подтвердили постановление об освобождении его с поста Предстоятеля УПЦ и извержение его из священного сана. Собор обратился с просьбой к Президенту Украины Леониду Кравчуку, призвав его «помогать [митрополиту Владимиру] во всех служебных делах по наведению порядка и мира в Церкви». Собор сделал заявление по поводу состоявшегося накануне «Всеукраинского Православного Собора», отмежевавшись от его решений как незаконных.
В 1993 году Патриарх Константинопольский Варфоломей принял в свою юрисдикцию УПЦ в США и УАПЦ в диаспоре. В 1995 году была принята УПЦ в Канаде.
В 1997 году напряжение между Константинополем и Москвой, вызванное Эстонским вопросом, спало. Это послужило тому, что на состоявшейся в сентябре месяце встрече Патриархов в Одессе, Патриарх Варфоломей подтвердил, что раскол украинского православия является внутрицерковным вопросом Московского Патриархата.
Прошедший 13—16 августа 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ, на котором присутствовали все правящие архиереи Украинской Православной Церкви, активно участвовавшие в обсуждении вопроса о положении УПЦ (высказывались различные предложения по вопросу: от восстановления прежнего статуса экзархата до предоставления полной автономии), принял особое определение, в частности, гласившее: «Подтвердить статус независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви, получившей права широкой автономии по Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1990 году.»[17]
Состоявшийся в Москве 27—28 января 2009 года Поместный Собор РПЦ принятым 28 января Определением «О жизни и трудах Русской Православной Церкви»[18] одобрил деяния Архиерейских Соборов РПЦ, состоявшихся в период между Поместными соборами (то есть с 1990 года). Принятым в тот же день Определением «Об Уставе Русской Православной Церкви»[19] Собор утвердил исправленный и дополненный Устав Русской Православной Церкви, принятый Юбилейным Архиерейским Собором 16 августа 2000 года. Поместный Собор не рассматривал статус УПЦ отдельным вопросом в повестке.
С декабря 2011 года[20] до 8 мая 2012 года[21][22] созывал и председательствовал в заседаниях Священного Синода УПЦ, в связи с болезнью предстоятеля УПЦ митрополита Владимира (Сабодана), митрополит Агафангел (Саввин) — как старейший по хиротонии постоянный член Синода УПЦ, в соответствии с пунктами 16-м и 17-м раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви[23][24][25][26].
5 июля 2014 года скончался митрополит Владимир (Сабодан)[27].
13 августа 2014 года новым предстоятелем был избран митрополит Онуфрий (Березовский), бывший с 24 февраля 2014 года Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры.
17 августа 2014 года новоизбранный митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский) вступил в должность предстоятеля УПЦ — возле Успенского собора Киево-Печерской Лавры прошла его интронизация.
По просьбе митрополита Онуфрия в ноябре 2017 года Архиерейский собор Русской православной церкви внес в Устав Русской православной церкви изменения, направленные на оформление автономии Украинской православной церкви (принятые еще в 1990 году)[28]:
УПЦ считает себя правопреемницей древней Киевской митрополии (в пределах Украины) и бывшего Украинского экзархата Русской Православной Церкви.
УПЦ обладает правами, приближающими её к статусу автономной Церкви в православии. Тем не менее, вопрос о формальном статусе автономии для УПЦ неоднократно поднимался, но ввиду неурегулированности вопроса о предоставлении автономии в православном мире, а также в связи с необходимостью наличия единодушия в этом вопросе священства и паствы УПЦ, отклонялся священноначалием как РПЦ[29], так и УПЦ[30][31].
Архиерейский Собор РПЦ 2000 признал необходимым «содействовать достижению общеправославного согласия по вопросу провозглашения и признания автономии Украинской Православной Церкви, каковое должно иметь место в связи с реальными достижениями в деле преодоления раскола»[32].
Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных Соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского и всея Руси.
Предстоятель УПЦ с 2014 года — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский); резиденция — Киево-Печерская Лавра. Примечательное отличие Устава УПЦ в редакции от 21 декабря 2007 года — удаление слов «из числа украинских архиереев» прежней его версии из пункта о порядке избрания предстоятеля УПЦ — «Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается пожизненно украинским епископатом из числа украинских архиереев» (Глава V, п. 2 Устава УПЦ)[33][34]; также была снята оговорка, что титул «Блаженнейший» Митрополит Киевский и всея Украины имеет в пределах Украины (Гл. V, п. 3 Устава УПЦ).
Во время богослужения Предстоятель Украинской православной церкви поминается как «Господин и Отец наш»[35].
Согласно Уставу УПЦ, высшие органы церковной власти и управления УПЦ суть: Собор УПЦ, Собор епископов УПЦ (Архиерейский собор) и Священный Синод УПЦ под председательством Митрополита Киевского и всея Украины.
По данным, приведённым 25 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ митрополитом Владимиром[36][37], «Украинская Церковь состоит из 43 епархий, которые управляются 54 архиереями (из них 43 правящих и 11 викарных), и насчитывает около 10.900 реальных общин. В Украинской Православной Церкви несёт послушание 8 962 священнослужителя (из них 8.517 священников и 445 диаконов), действуют 20 учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ. 4.650 монашествующих подвизается в 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женских».
Крупнейшие монастыри: Киево-Печерская Лавра, Почаевская Лавра, Святогорская Лавра (Горловская епархия), Успенский Патриарший Одесский монастырь (Одесская епархия).
За исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), УПЦ является доминирующей конфессией на всей территории страны.
По данным на июль 2007 года, в ведении УПЦ было: 36 епархий, в которых действуют 10972 общества верующих (9327 священников); УПЦ насчитывает 167 монастырей (4399 монахов и черниц), 17 духовных учебных заведений (3527 слушателей), 105 периодических изданий, 4133 воскресных школы и 37 братств[38]. В начале февраля 2008 года было официально заявлено, что УПЦ «насчитывает 42 епархии и 57 архиереев, 13 из которых были рукоположены́ только за последний год»[39][40].
По состоянию на январь 2015 года, согласно результатам совместного исследования Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива»
и социологической службы «Ukrainian Sociology Service» сделанного по заказу Международного центра перспективных исследований , в большинстве регионов к Украинской православной церкви (Московского патриархата) относят себя 21 % украинцев, 44 % населения назвали себя верующими Украинской православной церкви (Киевского патриархата), 11 % — Украинской грекокатолической церкви. Только в Донецкой области 55 % отнесли себя к УПЦ МП, а на Галичине большинство населения считает себя верующими Греко-католической церкви — 67 %. Исследование проводилось с 25 декабря 2014 года по 15 января 2015. Всего было опрошено 4413 респондентов и при этом опрос не проводился в Луганской области и Крыму[41].В ноябре 2016 года руководитель социологической службы «Ukrainian Sociology Service», заведующий отделом социально-политических процессов Института социологии НАН Украины доктор социологических наук А. И. Вишняк и кандидат социологических наук, научный сотрудник этого же отдела О. Р. Козловский на пресс-конференции «Результати соціологічного дослідження „Релігійне життя України“ (вересень 2016 р.)» в информационном агентстве УНИАН сообщили, что согласно проведённому Ukrainian Sociology Service опросу 39,4 православных на Украине являются прихожанами Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ КП — 25,3 %, УГКЦ— 21,3 %, УАПЦ — 4,6 %).[42]
Дата | Епархий | Приходов | Монастырей | Монахов | Миссий | Братств | Духовных учебных заведений | Слушателей в них | Священнослужителей | Воскресных школ | Периодических изданий |
01.01.2007 | 36 | 11085 | 167 | 4399 | 8 | 37 | 17 | 3627 | 9327 | 4133 | 105 |
01.01.2008 | 40 | 11334 | 173 | 4485 | 10 | 34 | 18 | 3970 | 9217 | 4112 | 106 |
01.01.2009 | 44 | 11539 | 177 | 4562 | 12 | 34 | 19 | 4211 | 9275 | 4158 | 106 |
01.01.2010 | 45 | 11790 | 179 | 4626 | 13 | 34 | 20 | 4234 | 9518 | 4256 | 108 |
01.01.2011 | 45 | 12043 | 186 | 4576 | 13 | 34 | 20 | 4568 | 9680 | 4344 | 112 |
По данным исследования Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» и службы «Ukrainian Sociology Service», по состоянию на начало 2015 года являлась второй религиозной организацией по количеству верующих — 21 % населения Украины назвали себя верующими Украинской православной церкви Московского патриархата (соответственно УПЦ КП — 44 % украинцев, УГКЦ — 11 % украинцев), единственным регионом, где явное большинство признало свою принадлежность к УПЦ МП, является Донецкая область — 55 % населения (в ходе исследования опрошено 4413 респондентов, опрос не проводился в Луганской области и Крыму)[43][44][45]. После событий Евромайдана наблюдается отток верующих, а также отдельных приходов, от УПЦ и их переход к церквям иных юрисдикций, прежде всего непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата.[46][47]
По данным опроса, опубликованным в ноябре 2016 года компанией «Ukrainian Sociology Service», 39,4 % опрошенных на Украине являются прихожанами Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ КП — 25,3 %, Украинской греко-католической церкви — 21,3 %, Украинской автокефальной православной церкви — 4,6 %)[48].
В конце 2007 года возникла дискуссия в связи с тем, что стали высказываться предположения о том, что священноначалие УПЦ стремится к законному получению автокефалии[49][50]. Главным идеологом получения «канонической автокефалии» УПЦ от Московской Патриархии некоторые считали епископа Переяслав-Хмельницкого (с 19 декабря 2007 года; ныне митрополит) Александра (Драбинко), викария Киевской епархии[51]; сам он отвергает такие подозрения[52]. Протоиерей Максим Хижий (клирик Владимирской епархии РПЦ) в январе 2008 года полагал, что «вопрос об автокефалии УПЦ является проблемой времени, причём самого ближайшего.»[53] 4 февраля 2008 года в московской газете «Московский комсомолец» было опубликовано интервью епископа Александра (Драбинко), в котором он, в частности, сказал: «Мнения по этому поводу среди верующих Украинской православной церкви различные. <…> Что касается Архиерейских Соборов УПЦ, то они высказались по этому поводу давно. Сегодня этот вопрос на повестке дня не стоит»[54].
Открытым публичным сторонником предоставления УПЦ полной независимости выступает митрополит Черкасский Софроний (Дмитрук)[55]; лидером противной стороны СМИ называют митрополита Одесского Агафангела (Саввина)[55]. В конце марта 2012 года ряд церковно-общественных деятелей Украины выступили в поддержку решений, принятых Священным синодом УПЦ под председательством митрополита Агафангела (удаление с ключевых должностей архиепископа Александра (Драбинко), и обвинили проходящего лечение предстоятеля УПЦ митрополита Владимира (Сабодана) в том, что он «возглавляет автокефальное лобби в УПЦ МП лично»[56][57].
Принятие 21 декабря 2007 года Архиерейским Собором (Собором епископов) УПЦ[58] изменений в Уставе УПЦ[7][59] (были зарегистрированы Государственным Комитетом Украины по делам национальностей и религий 2 июня 2008 года[60]) вызвало протесты церковной общественности, от которой к священноначалию УПЦ 15 апреля 2008 года был обращён призыв привести Устав УПЦ в соответствие с Уставом РПЦ, принятым в 2000 году при участии всех архиереев УПЦ[61]. Новая редакция Устава[62], среди прочего, провозглашает Собор епископов УПЦ «церковным судом высшей инстанции» (Глава III, п. 8), что находилось в прямом противоречии с Уставом РПЦ от 2000 года (Глава VII, п. 4, в) Устава РПЦ)[63]. 16 июля 2008 года, в преддверии Архиерейского Собора РПЦ в Москве, Священный Синод УПЦ направил обращение к Патриарху Алексию ІІ с просьбой внести в Устав РПЦ уточнения, обусловленные правами расширенной автономии Украинской Православной Церкви: «Просим Вас внести в пункт 5 раздела VII („Церковный суд“) норму, по которой право налагать такие канонические прещения как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана и отлучение от Церкви в пределах Украинской Православной Церкви было бы передано Предстоятелю и Священному Синоду Украинской Православной Церкви.»[64].
В связи с утверждением Устава РПЦ Поместным Собором РПЦ в январе 2009 года, 18 пункт главы VIII которого гласит, что «в своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается её Предстоятелем и принимается Патриархом Московским и всея Руси», украинская газета «Сегодня» писала[65], что таковой статус УПЦ «выделяет её из перечня других самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, которые не имеют расширенных прав»[65].
По окончании Поместного Собора РПЦ митрополит Владимир (Сабодан) так ответил на вопрос журналиста «И всё-таки вам нужен автокефальный статус или нет?»: «Этот статус должен венчать все наши усилия. Но сначала нужно достигнуть единства. Статус можно утвердить любой, приемлемый или неприемлемый. <…>»[66]
Возведённый в ноябре 2013 года в сан митрополита Александр (Драбинко) неоднократно именовался в СМИ сторонником автокефалии.[67]В начале июля 2016 года он заявил в интервью: «С каждым днем становится все более очевидным, что исторической альтернативы автокефалии нет.»[68]
Во время проведения Харьковского Собора в мае 1992 года администрация Президента Кравчука поддерживала раскольнические действия митрополита Филарета (Денисенко) и, по свидетельству митрополита Никодима, оказывала на него прямое давление.
УПЦ находится в конфликтных отношениях с другими православными Церквами, действующими на территории Украины: Украинской православной церковью Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церковью, которые предъявляют претензии на помещения и имущество УПЦ и силой захватывают её приходы[69][70].
После победы на президентских выборах в 2004 году Виктора Ющенко Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказывал опасения по поводу положения верующих на территории Украины[71].
УПЦ отрицательно относилась к ставшим популярным при Викторе Ющенко «совместным молитвам» представителей разных юрисдикций[72]. После своего избрания президентом Украины Виктора Ющенко неоднократно высказывался о необходимости для Украины единой поместной Церкви[73].
Состоявшийся в конце января 2007 года Архиерейский Собор УПЦ выразил недоумение относительно предложения президента Украины Ющенко «сесть за стол переговоров с лжепастырями»[74][75][76]. Со своей стороны, Синод УПЦ КП благосклонно отнёсся к обращению Ющенко по поводу возможности диалога с УПЦ[77].
Президент Ющенко предпринял значительные усилия в направлении объединения украинских православных церквей. Он пытался заручиться поддержкой Вселенского (Константинопольского) патриархата, однако Константинопольский патриарх Варфоломей I не стал рисковать своим авторитетом, ввязываясь в украинские проблемы[78].
28 января 2015 года Киевсовет исключил УПЦ (МП) из перечня религиозных конфессий, которым предоставляются льготы по оплате налога на землю, в связи с тем, что «священники УПЦ (МП) в зоне АТО ведут антиукраинскую пропаганду и отказываются отпевать погибших воинов украинских Вооружённых сил»[79]. На следующий день городской голова Виталий Кличко наложил вето на это решение, заявив о недопустимости дискриминации на основании религиозных или иных убеждений[80].
23 апреля 2016 года во время встречи с представителями Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций президент Порошенко заявил о важности создания единой поместной православной церкви на Украине, пообещав поддержать любую инициативу предстоятелей украинских церквей в этом вопросе: «В условиях гибридной войны, когда Украина противостоит вооружённой агрессии соседнего государства, наши враги пытаются использовать религиозный фактор в своих интересах. (…) Очевидно, что в сегодняшней ситуации многим верующим трудно согласиться с существующим разъединением украинского православия». Порошенко при этом сослался на социологические опросы, согласно которым растёт число православных граждан Украины, которые хотят иметь единую поместную автокефальную церковь, «и очень важно — административно независимую от других государств»[78].
16 июня 2016 года Верховная рада приняла постановление «Об Обращении Верховной Рады Украины к Его Святейшеству Варфоломею, Архиепископу Константинополя и Нового Рима, Вселенскому Патриарху о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Украине»[81]. Верховная рада попросила главу Константинопольского патриархата, Вселенского патриарха Варфоломея «принять активное участие в преодолении последствий церковного разделения путем созыва под эгидой Вселенского патриархата Всеукраинского объединительного Собора, который бы решил все спорные вопросы и объединил украинское православие». Голосовали Блок Петра Порошенко, Народный фронт, Самопомощь, Батькивщина, Радикальная партия, группа «Воля народа». Оппозиционный блок и группа «Видродження» не голосовали[82]
Одновременно готовится законопроект «О комплексе Киево-Печерской и Свято-Успенской Почаевской Лавр», которым хотят вернуть монастырям УПЦ статус историко-культурных заповедников и внести их в реестр памятников ЮНЕСКО[82].
18 августа 2014 года пресс-секретарь УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко в рамках пресс-конференции заявил, что Украинская православная церковь Московского патриархата рассматривает присоединённый Российской Федерацией Крым в марте этого года как территорию Украины и выступает за возвращение полуострова под контроль Киева, при этом священнослужители рады, что епархии УПЦ МП остаются в Крыму и подчиняются киевской митрополии[83].
Эти заявления противоречат позиции РПЦ: в марте 2014 года глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал украинцев не протестовать по поводу потери полуострова и выразил надежду, что миссия российских воинов по защите свободы и самобытности этих людей и самой их жизни не встретит ожесточённого сопротивления. Сам патриарх Кириллне смог присутствать в Георгиевском зале Кремлёвского дворца, где 18 марта президент Российской Федерации Владимир Путин зачитывал своё обращение о присоединении Крыма[83], высказав совместно со Священным Синодом Русской Православной Церкви 19 марта 2014 года следующую позицию: для мира среди верующих Церковь находится вне политических взаимоотношений.
C 2000-х годов количество епархий и правящих епархиальных архиереев возросло. Это приводит к тому, что иногда архиереям приходится возглавлять епархии с центром в небольших провинциальных городах, как то имело место с епископом Серафимом (Зализницким) в 2007 году[84] или архиепископом Ионафаном (Елецких) в 2006 году.
В то же время небольшие размеры епархий облегчают решение задач по управлению церковной жизнью и делают архиереев ближе к своей пастве.
Украинская православная церковь имеет разветвлённую систему духовного образования — академии, семинарии, институт, училище, лицей, курсы и воскресные школы. По состоянию на 1 августа 2011 г. насчитывается 10 высших духовных учебных заведений: Киевские духовные академия и семинария, Ужгородская богословская академия имени святых Кирилла и Мефодия, Волынская духовная семинария, Одесская духовная семинария, Полтавская духовная семинария, Почаевская духовная семинария, Таврическая духовная семинария в Симферополе, Харьковская духовная семинария, Черновицкий православный богословский институт и Луганский богословский университет в честь Архистратига Михаила.
Действуют также Регентский курсы при Одесской семинарии и регентского отделения в Кременцкое Почаевской духовной семинарии, Алчевское Духовное училище, Владимир-Волынское регентское Духовное училище, Городоцкое Духовное училище регентов-псаломников, Киевское Духовное училище, Луганское Духовное училище, Мукачевское Духовное училище, Корецкое регентско-катехизаторское Духовное училище, Сверловськое Духовное училище, Сумское пастырско-богословское духовное училище, Черниговское духовное училище, Луганская православная классическая гимназия имени святой великомученицы Татьяны и Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы.