БОРОВИЦА (укр. Боровиця) – центр Боровицкого сельского совета, в состав которого другие населенные пункты не входят.
Расположено на берегу Кременчугского водохранилища, в 28 км северо-западнее районного центра.
Население: 1909 чел. (2001)
Достопримечательности, памятники
На его территории обнаружены поселения эпохи бронзы и скифского времени.
История
Первые сведения о Боровице относятся к началу XVII в. В документах она именуется городком. Как слобода основана в 1613 на королевских землях Черкасского староства.
Городок играло заметную роль в освободительной борьбе. В годы развертывания антифеодального движения на Приднепровье, набравший большой размах в первой четверти XVII в., Многие жители Боровицы переходили из «послушных» в казаки, не признавая никаких прав феодала на их долю. Вместе с казаками они приняли активное участие в крестьянско-казацких восстаниях 30-х годов XVII века.
В июле 1637 запорожцы, возглавляемые гетманом реестровых казаков Павлю ком (Павлом Бутом), вступили в Боровице, и ее жители присоединились к ним. Второго августа этого же года двухтысячный казацкий отряд во главе с полковниками К. Скиданом и С. Быховцу напал на главную квартиру реестрового казачества - г.. Переяслав - и, захватив его руководство - старшего реестра С. Кононовича, военного писаря Ф. Онушкевича и многих других старшин. 17 декабря, в разгар боя под Кумейками, двухтысячный отряд во главе с Павлюком и Скиданом отошел на юг в район Чигирина. Оттуда Скидан двинулся на Запорожье, чтобы подготовить новые силы для продолжения борьбы. Павлюк остался в Боровице для прикрытия отступления Скидана. Под Кумейками казаки и крестьяне потерпели поражение. В ночь на 18 декабря основное повстанческое войско, управляемое Д. Гуней, отступило и объединилось в Боровице с отрядом Павлюка. Сюда же прибыло и несколько казацко-крестьянских отрядов, стоявших в Черкассах. 19-го декабря авангард шляхты начал осаду Боровицы. Узнав о пребывании Павлюка в Боровице, польный гетман Н. Потоцкий 20-го декабря прибыл туда сам с основными силами. Польско-благородная артиллерия постоянно вела артиллерийский обстрел окруженного казацкого лагеря. Однако силы были неравны. На казацкой раде под Боровицей 24 декабря полковники и военный писарь войска Запорожского Б. Хмельницкий подписали вынужденный договор.
После капитуляции под Боровицей запорожские казаки и восставшие крестьяне не покорились угнетателям. Весной 1638 вся Надднепрянская Украина запылала в огне восстания под руководством Я. Острянина и Д. Гуни. И когда казацкий отряд, руководимый К. Скиданом, захватил Чигирин, население Боровицы присоединилось к восстанию.
Активно включилось население городка в освободительную войну украинского народа против польско-шляхетского гнета. Боровица стала центром сотни, во главе которой стоял Иван Проскуренко.
В 60-70-х гг. XVII в. Боровица, как и весь край, страдала от разрушительных набегов турок и татар. По Андрусовскому перемирию 1667 году городок вошло в состав Польши. И его жители постоянно отстаивали независимость страны и своей дружбе с единокровным русским народом. Когда гетман Правобережья П. Дорошенко попытался отдать Украину в рабство султанской Турции и Крымскому ханству, жители Боровице взяли в руки оружие. В январе 1674 они приветствовали украинский-российское войско под командованием воеводы Г. Ромодановского и гетмана И. Самойловича и присягой подтвердили свою верность России.
Согласно трактату о «Вечном мире», подписанном в 1686 между Россией и Польшей, разрушеная Боровица, как и вся территория над Днепром от Стаек до Крылова, должна была стать необитаемой, нейтральной зоной. После Прутского мира 1711 году она отошла к Польше. Возрождалась Боровица в составе Польши очень медленно и уже в другом месте, в 2 км от старого поселення.
Летом 1768 на Правобережье вспыхнуло восстание, т. Н. Колиивщина. Жители Боровицы присоединились к нему.
После воссоединения Правобережной Украины с Левобережной в составе России в 1793 село вошло в Чигиринский уезд Брацлавского наместничества
ВЕРШАЦЫ (укр. Вершаці) – центр Вершацкого сельского совета, в который, кроме того, входит село Тарасо-Григоровка и поселок Кудашево.
Находится в 18 км от районного центра.
Население: 865 чел. (2001)
История
Первое упоминание о селе Вершацы относится к середине XVIII века.
В 1966 году в центре села в честь погибших в годы Второй мировой войны сооружен обелиск Славы.
ГАЛАГАНОВКА (укр. Галаганівка) – центр Галагановского сельского совета, в состав которого другие населенные пункты не входят.
Раскинулось на правом берегу реки Тясмин, восточнее районного центра
Население: 926 чел. (2001)
Достопримечательности, памятники
У Галагановки сохранились курганы скифских времен.
История
Первая документальная запись о селе в 1709 году была о том, что Чигиринский полковник Игнат Галаган основал слободу Галагановка.
ГОЛОВКОВКА (укр. Головківка) – центр Головковского сельского совета, в который, кроме того, входит поселок Скелевка.
Находится в 43 км от районного центра и в 25 км от железнодорожной станции Фундуклеевка.
Население: 1481 чел. (2001)
Достопримечательности, памятники
На территории села найдены орудия труда и украшения эпохи бронзы, а также клад серебряных римских монет.
История
В исторических документах село впервые упоминается под 1775 годом.
В 1835 году Головковку приобрел гражданский губернатор Иван Иванович Фундуклей. С 1866 Головковка - волостной центр Чигиринского уезда Киевской губернии.
В 1888 году село стало собственностью сахарозаводчика и землевладельца Николая Артемьевича Терещенко.
ЗАМЯТНИЦА (укр. Замsanitized_by_modx& #39ятниця) – центр Замятницкого сельского совета, в который, кроме того, входит село Деменцы.
Расположено на севере района на правом берегу реки Тясмин в 36 км от районного центра
Население: 280 чел. (2001)
История
Первые упоминания о существовании села можно отнести на конец XVII - начало XVIIIв.
В 1814 году село принадлежало помещику Корчевскому. Жители занимались преимущественно земледелием. В 1864 году Замятница принадлежала Худолеевскому приходу. В селе действовала приходская церковь, которая закрыта в 1895 году из-за аварийного состояния. В селе была школа, 4 мельницы и кузница.
ИВАНОВКА (укр. Іванівка) – центр Ивановского сельского совета, в который, кроме того, входит село Вдовичино и поселки Буряковое и Гненное.
Находится в 16 км к западу от районного центра и в 25 км от железнодорожной станции Фундуклеевка.
Население: 859 чел. (2001)
Достопримечательности, памятники
Вблизи села обнаружено поселение поздней бронзы и раннего скифского времени.
История
Село основано в 1650 году.
577 жителей села принимали участие во Второй мировой войне, из них 234 погибли на фронтах.
На братской могиле, где похоронены жертвы оккупации, 1966 года установлен обелиск Славы.
КРАСНОСЕЛЬЕ (укр. Красносілля) – центр Красносельского сельского совета, в который, кроме того, входят села Погорельцы и Рассошинцы.
Находится в 18 км от районного центра и в 40 км от железнодорожной станции Фундуклеевка.
Население: 447 чел. (2001)
История
Основано село в начале XVIII века. Время основания села приходится на период Освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого. По преданию, великий князь Мордвин остановился над Тясмином на отдых и впоследствии поселился здесь, начав село Мордва. Впоследствии здесь осели беглецы с Полтавщины.
МАТВЕЕВКА (укр. Матвіївка) – центр Матвеевского сельского совета, в который, кроме того, входит поселок Скаржинка.
Находится в 30 км от районного центра и в 18 км от железнодорожной станции Фундуклеевка.
Население: 675 чел. (2001)
Достопримечательности, памятники
В селе обнаружены остатки поселения эпохи бронзы.
История
Село возникло в середине 17 века. По одной из легенд, его основателем был беглый крестьянин Матвей, от имени которого и произошло название села.
Долгое время Матвеевка была свободным селом. Только в середине 18 века им завладел польский князь Станислав Грабовский. Позже село несколько раз переходило из рук в руки помещиков.
В годы освободительной войны село входило в состав Холодноярской Республики.
570 жителей с. Матвеевка с оружием в руках защищали Родину в годы Второй мировой войны.
МЕДВЕДЕВКА (укр. Медведівка) – центр Медведевского сельского совета, в который, кроме того, входит село Ивковцы.
Расположено на берегу Кременчугского водохранилища, в 28 км северо-западнее районного центра.
Население: 1441 чел. (2001)
Достопримечательности, памятники
Недалеко от села обнаружено поселение времен неолита, периода бронзы, а также раннеславянские поселения черняховской культуры.
История
В первой половине XVI в. территория, где впоследствии возникло Медведевка, была пустошью. Приток населения в этой местности был значительным, а Чигиринский и Корсунский староста Ян Данилович «... для людей свободных, что в Чигирине уже не помещались ..., указал место». Здесь возникло поселение, которое староста назвал Данилоградом. Впоследствии ему было предоставлено магдебургское право. Но название «Данилоград» не прижилась. За поселением закрепилось название Медведица (впоследствии Медведевка) - от реки Медведки и одноименного с ней урочища.
В 1649 году здесь была создана казацкая сотня. Медведевка стала сотенным городком. После освободительной войны 1648-1654 гг. Б. Хмельницкий получил ее от царского правительства в собственное пользование.
По Андрусовскому перемирию 1667 года и «Вечным миром» 1686 Медведевка осталась в составе Польши.
После воссоединения Правобережной Украины с Левобережной в составе России в 1793 году Медведевка была включена в соства Чигиринского уезда. Полновластным хозяином в ней стал шляхтич Сабанский.
С 1836 земли Медведовки перешли в собственность сенатора Фундуклея.
МЕЛЬНИКИ (укр. Мельники) – центр Мельницкого сельского совета, в который, кроме того, входит поселок Буда.
Находится вдоль Холодного Яра, по обе стороны реки Серебрянки (приток р. Тясьмин). Расстояние до райцентра - 40 км, до ближайшей железнодорожной станции Фундуклеевка - 30 км.
Население: 1050 чел. (2001)
Достопримечательности, памятники
Места вблизи Мельников были заселены издавна. Здесь обнаружены поселения эпохи бронзы, городище и курганы раннескифской поры.
История
В письменных источниках Мельники впервые упоминаются под 1629 годом. По народным преданиям жители села ставили на реке Серебрянки водяные мельницы и мололи зерно. Отсюда и название села - Мельники. Сначала оно принадлежало к владениям Мотронинского монастиря. Опустошительные татарские набеги, наступление магнатов на Приднепровье не раз заставляли мельниковцев браться за оружие. В годы освободительной войны украинского народа 1648-1654 pp. они входили в состав Медведевской сотни Чигиринского полка.
По Андрусовскому перемирием 1667 Мельники отошли к Польше. Затем с «Вечным миром» - в т. н. нейтральной земли, не подлежали заселению. Но уже с 20 pp. XVIII в. эта местность начинает снова заселятся.
К социальному приобщался еще и религиозный гнет, который резко усилился в середине XVIII в. Мотронинский монастырь стал одним из центров борьбы против унии. В Холодный Яр отовсюду сходились недовольные, ослабевшие неволей. Они пополняли ряды гайдамаков. их путь пролегал через Мельники.
После 1793, когда Правобережная Украина воссоединилась с Левобережной в составе России, Мельники стали собственностью польского помещика И. Сабанского.
В сороковых годах XIX в. Мельники стали собственностью сенатора И. Фундуклея.
Интерес к бурной истории родного народа приводил в эти края Т. Г. Шевченко. Он приезжал сюда в 1843 и 1845 Материал своих впечатлений поэт использовал в произведениях «Холодный Яр», «Гайдамаки», «Заступила черная туча» и в рисунке «Мотронинский монастырь».
Перед реформой 1861 года село уже имело церковноприходскую школу. Правда, заканчивали ее единицы.
НОВОСЕЛИЦА (укр. Новоселиця) – центр Новоселицкого сельского совета, в который, кроме того, входят села Полудневка, Рублёвка и Чмыревка.
Раскинулось на правом берегу реки Тясмин, в 20 км от районного центра и в 30 км от железнодорожной станции Фундуклеевка.
Население: 622 чел. (2001)
Достопримечательности, памятники
Вблизи сел Новоселицы и Полудневки найдено поселение эпохи неолита, поселения, городище и курганы периода средней бронзы. Возле с. Чмыревка - городище скифских времен.
История
Первые сведения о Новоселице встречаются под 1664 годом. В летописи Самуила Величко село упоминается как небольшое казацкое поселение, основанное Михаилом Хмельницким в начале 17 века. Казацкое поселение начало активно развиваться после Андрусовского мира, по которому эта часть стала нейтральной, и сюда потянулись люди, убегая от притеснений. В селе развивалось ткачество, кузнечное и суконное ремесла, мельничное.
РАЦЕВОЕ (укр. Рацеве) – центр Рацевского сельского совета, в который, кроме того, входит село Витово.
Расположено на берегу Кременчугского водохранилища, в 13 км от райцентра.
Население: 2554 чел. (2001)
Достопримечательности, памятники
На территории Рацево найдены следы 3 поселений эпохи неолита, городище и курганы эпохи бронзы и поселения черняховской культуры.
История
Рацево впервые упоминается в документах под 1615 годом.
Существует версия происхождения названия от слова «Райца» или «рейке», так в 17 веке называли польских советников.
Современное село образовано из населенных пунктов Калантаева, Кожарко, Адамовки, Рацево и части сел Гущивки и Витово, переселившиеся сюда 1958 с территории будущего Кременчугского водохранилища.
СТЕЦОВКА (укр. Стецівка) – центр Стецовского сельского совета, в состав которого другие населенные пункты не входят.
Расположено у Кременчугского водохранилища, в 11 км от райцентра.
Население: 1548 чел. (2001)
Достопримечательности, памятники
На территории сельсовета обнаружен клад кремневых орудий бронзового века, 2 поселения черняховской культуры.
История
Село было основано в 17 веке.
По состоянию на 1886 входило в состав Александрийского уезда Херсонской губернии.
СУБОТОВ (укр. Суботів) – центр Суботовского сельского совета, в состав которого другие населенные пункты не входят.
Раскинулось на правом берегу реки Тясьмин -притоки Днепра и на его притоке -реке Субботе, в 14 км от районного центра, в 21 км от пристани Адамовка и в 38 км от железнодорожной станции Фундуклеевка.
Население: 731 чел. (2007)
Достопримечательности, памятники
Как свидетельствуют археологические находки, территория Суботова была заселена издавна. Здесь обнаружено городище эпохи поздней бронзы с остатками бронзолитейного производства, раннеславянские поселения и могильник зарубинецкой культуры и следы поселений периода Киевской Руси.
История
Первое письменное упоминание о Суботове относится к началу XVII в., Когда он, как хутор, был собственностью мелкого шляхтича, казацкого сотника Михаила Хмельницкого.
С начала своего основания (1616) Суботов принадлежал к Корсунскому, а с 40-х годов XVII в. - Чигиринскому староству.
С Суботовом связано много страниц жизни и деятельности Богдана Хмельницкого. Свои детские годы будущий гетман провел в Субботове. Он пренебрег военной карьерой на службе у магнатов и связал свою судьбу с казачеством. В битве под Цецорой в 1620 году Богдан попал в плен к туркам. А через два года, был выпущен из плена и поступил в Чигиринский реестровый полк и одновременно хозяйничал в Субботове.
В 1646 году Чигиринский староста А. Конецпольский заявил, что Суботов относится к его Млиевскому владению. Защищая свои права, Богдан Хмельницкий обратился к польскому королю Владиславу IV и тот привилегией 1646 закрепил за ним Суботов. И королевский документ не помог. Чигиринский подстароста Чаплинский в 1647 году совершил нападение на Суботов, разграбил его, сжег хлеб, тяжело избил малолетнего сына Богдана Хмельницького.
Богдан Хмельницкий с группой единомышленников в конце декабря 1647 прибывал на Запорожье, где было много обиженных панством, и готовит казацкие полки к восстанию. На борьбу за освобождение от польского гнета стали тысячи угнетенных.
С Суботова связано много выдающихся событий периода освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг. Он вошел в состав Чигиринской сотни Чигиринского полка. Жалованной грамотой от 6 апреля 1654 царь предоставил Чигиринское староство, в т. ч. и Суботов, на гетманскую булаву. Другой грамотой он подтвердил королевские универсалы о правах Богдана Хмельницкого на Суботов.
Из Суботова гетман руководил вооруженными силами Украины, направлял стремительные удары полков, рейдировали тылам польской шляхты, разрушали вражеские крепости и поднимали народ на борьбу. Здесь он подписывал свои универсалы к народу.
Как и Чигирин, Суботов был центром гетманской власти и дипломатии. Подписи гетмана на документах «Дано с Суботова» знали во многих странах. В Суботове Богдан Хмельницкий писал письма в Москву.
В Суботове 27 июля 1657 в Ильинской церкви гетмана и похоронен, как завещал покойный.
После Богдана Хмельницкого Суботов стал довольно значительным центром культуры. Гетман имел большую библиотеку, а воспитанник Киево-Могилянской коллегии монах Добродияшко учил его сына Юрия латыни и музыки. Большой интерес представляли здесь здания и их архитектура. Как и в Чигирине, в Суботове был дом гетмана, а рядом с ним дома казацкой старшины.
Напротив гетманского дворца в 1653 году построена Ильинская церковь, которая полностью сохранилась до нашего времени. Церковь строилась как семейная усыпальница Хмельницких. На дворе Суботовского дворца гетмана стояла также деревянная Михайловская церковь, в которой, по описанию Павла Алеппского, похоронен гетманский сын Тимоша.
После смерти Богдана Хмельницкого Суботов потерял свое значение.
В 1664 году разбойничьи отряды шляхты во главе с С. Чарнецким напали на деревню и опустошили его.
Народная война 1648-1654 годов ослабила феодально-крепостническую систему на Украине. Однако большинство крестьянства не получила казацких прав. В 1667 году по Андрусовскому перемирию Правобережье осталось за Польшей. Казацкий строй в Суботове был ликвидирован. В составе панской Польши Суботов как городок находился почти до конца XVIII века.
В 1793 году, после воссоединения Правобережной Украины в состав России, Суботов вошел сначала в состав Брацлавского наместничества, а с 1797 года в Киевскую губернию.
Едва теплилась в Суботове образование. Только 1843 здесь открыт приходское училище, в котором, по данным 1857 года, один учитель и его помощник обучали 134 мальчики. Не было библиотеки.
Однако Суботов был и остался достопримечательностью культуры украинского народа. В июле 1843 его посетил Т. Г. Шевченко, в сентябре 1845 он побывал здесь во второй раз. В Суботове появились его знаменитые рисунки «Богдану руины в Субботове», «Богданова церковь в Субботове», «Чигирин с Суботовского пути».
21 октября 1845, находясь в с. Марийском на Полтавщине, поэт написал стихотворение «Стоит в селе Субботове» 5. В 80-х годах XIX в. в Суботове обнаружено картину неизвестного автора середины XVIII в. «Богдан с полками». Это произведение, не имеющее любой аналогии серел известных картин украинской живописи, является выдающимся произведением народного искусства, посвященным освободительной войне.
ТИНЬКИ (укр. Тіньки) – центр Тиньковского сельского совета, в состав которого другие населенные пункты не входят.
Находится в 19 км от районного центра, за 51 км от железнодорожной станции Фундуклеевка.
Население: 2400 чел. (2001)
История
Образованы в 1959 году из населенных пунктов Тарасовкы, Бужин, Тиньки и Сабельников, что переселены из чаши Кременчугского водохранилища.
ТОПИЛОВКА (укр. Топилівка) – центр Топиловского сельского совета, в состав которого другие населенные пункты не входят.
Находится в 35 км от районного центра.
Население: 1113 чел. (2001)
История
Село образовано из населенных пунктов Топиловки и Мудривки, что 1959 переселены с территории Кременчугского водохранилища.
ТРУШЕВЦЫ (укр. Трушівці) – центр Трушевцовского сельского совета, в состав которого другие населенные пункты не входят.
Находится в 25 км к востоку от районного центра, в 5 км от Кременчугского водохранилища.
Население: 1346 чел. (2001)
История
Время основания села неизвестно, но уже в конце XVI века здесь был населенный пункт.
В 1878 году в Трушевцах была построена школа, детей учил поп. В 1914 году построено специальное помещение для школы, 86 учеников учили - учитель и помощник учителя, поп и дьяк.
ХУДОЛИЕВКА (укр. Худоліївка) – центр Худолиевского сельского совета, в состав которого другие населенные пункты не входят.
Находится в 31 км от районного центра.
Население: 738 чел. (2001)
История
В середине 18 века, на месте, где находится современная Худолиевка, было глухое место, куда бежали от своих помещиков крепостные крестьяне и постепенно заселяли его. По воспоминаниям старожилов, первым поселился сюда крестьянин по фамилии Куцевол из села Худолиевка Черниговской губернии, находившегося у Пирятина. Предполагают, что он и назвал новое село именем своего родного села. По другой версии, название села происходит от того, что крестьянам очень плохо жилось, "худо", земли мало, большую площадь занимали пески.
Также существует версия о бунтаря, старшину Запорожской Сечи Худолия, которого в 1650 году, частью запорожцев был провозглашен гетманом. До сих пор в окрестных притясминських селах живет немало людей по фамилии Худолей.
Село известно также тем, что из него начинают родовые корни известного украинского историка - Михаила Грушевского. По крайней мере архивные упоминания о том, что его прадед, дед, многочисленные родственники родились и жили в Худолиевке, приводят научные источники.