Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Друзья — до первой кости.

Горишний П. А. Казачье кладбище в Чигирине : Археологический материал (перевод с укр.) // Журнал «Самиздат» (samlib.ru) 21.11.2010.

Назад

 

Археологический материал    "В ходе охранных археологических исследований в Чигирине в 1989-1994 гг в нижнем городе  были обнаружены и исследованы остатки казацкого кладбища XVI-XVII вв.  Это кладбище был расположен возле древней церкви во имя Преображение Господня,  остатки которой удалось проследить и исследовать при раскопках упомянутого кладбища. В течение  трех полевых сезонов на кладбище было открыто и исследовано более 260 погребений.  Сопровождающий археологический материал дает основания датировать эти захоронения концом ХV -  серединой XVII в. Это довольно разнообразные керамические изделия, монеты, подковки сапог, свинцовые  шары, детали ружей, ножи, топоры и другие бытовые вещи.  Впервые были проведены антропологические исследования такого большого количества захоронений ХVI -  ХVП века, что дает в распоряжение исторической науки новые возможности в изучении этнического состава  населения и его происхождение.  Почти все захоронения ориентированы на запад и юго-запад. Захоронение имели свой обряд, который  до сих пор не встречался на других памятниках. Умерших клали лежа на спине, головой на  запад или юго-запад, руки погребенных были на груди или животе, а в большинстве из них одна рука  возложена на плечо, а другая - на груди или на животе. В отдельных погребениях руки покойников были  скрещенные на груди. В некоторых захоронениях в гроб ставили горшки и другие изделия из  керамики. Захоронения, в основном, совершены в деревянных гробах, выдолбленных колодах, а  иногда покойников клали прямо в землю без гроба.  Размеры погребальных ям зафиксированы следующие: 220х70х50 см, средние 170x50x45 см. Детские  захоронения были в ямах размером 100x40x30 см, 95x40x35 см и меньше.  Гробы для взрослых были сделаны размером 170x40x40 см, 160x40x25 см, для детей  120x45x35 см и меньше. Гробы были сбиты четырьмя или шестью коваными гвоздями, а большинство из  них соединялось без гвоздей - деревянными шпунтами. Кладбище имело отдельный участок в северной  части, где была похоронена большое количество детей.  Прослежено значительное количество человеческих скелетов со следами повреждений стрелой, ударов  саблей, копьем или другим холодным оружием. На некоторых скелетах прослеживаются обломки от ядер,  которые застряли в костях скелетов, что, вероятно, стало причиной смерти этих людей. На некоторых  черепах имеются следы от пуль, одна свинцовая пуля обнаружена в челюсти покойного. В одном из  захоронений обнаружены ступни ног взрослого человека, закопаны в небольшом ящике...    При мужском погребении ? 222 был найден большой фрагмент пояса, длина которого 160  см, ширина -17 см. Пояс выполнен из шерстяной пряжи 3-х - 4-х цветов, в результате длительного  пребывания в земле он приобрел темно-коричневого цвета. Во время реставрации удалось  определить первоначальный цвет пряжи. Нити имели четыре оттенки коричневого цвета от светло -  коричневого до более темного. Прослежены также нитки черного и темно-синего цветов. Пояс  декорирован продольными полосками.  Сопровождающий материал состоял из кованых гвоздей от гробов, казацких трубок,  подковок для сапог, крестиков, керамических изделий. Найдены бронзовые пуговицы, бусы, женский  головной убор с парчовой ткани, фрагмент кружевном ткани с женской одежды, остатки  мужского пояса из шерстяной пряжи. В нескольких захоронениях возле покойников были найдены польские  серебряные и шведские монеты, которые четко датируют захоронения XVII в.  На кладбище найдено большое количество керамических изделий. Это казацкие трубки, горшки, кружки,  сковородки, миски, изделия из стекла и металла, остатки кожаных сапог и т.д.  В 1993-1994 годах осуществлены раскопки могильника в нижнем городе, которые дали возможность  исследовать значительный антропологический материал, составил на сегодня наиболее репрезентативную  серию на территории Украины, датированная XVII в. Исследовано более 260 захоронений, к сожалению, многие  скелетов было частично разрушено позднейшими строительными работами, что делало невозможным  замеры по полной краниологическая программе, а иногда делало невозможным даже определение пола и  возраста умерших. Поло-возрастные определения удалось сделать только в 139 случаях. В тех случаях,  когда материал сохранился удовлетворительно, это не вызывало трудностей, поскольку половой деморфизм выраженный  достаточно четко, при этом принимались во внимание морфологические особенности черепа, длинных костей и  костей таза. Возраст определялся по степени зарастания черепных швов и стертости зубов.  Значительное большинство скелетов принадлежит мужчинам - 61, женщинам - 41, а 37 скелетов-детские. По  возрасту: большинство мужчин умерли в возрасте 35-55 лет (39 человек), в возрасте 25-35 лет - 18 человек, в  возрасте 19-25 лет - 1 человек, в возрасте 55-65 лет - 3 человека. Средний возраст мужчин составлял 35,2  лет, а женщин - 33 года. Большинство скелетов принадлежала мужчинам - 31,7%, женщин - 31,0%,  детям - 28,6%. Остальные - 8,5% приходится на лиц, умерших в возрасте от 12 до 18 лет, пол которых  по скелетам определить невозможно. Характерно, что на могильнике очень мало людей, которые  умерли в преклонном возрасте. Патологических отклонений на костях черепов и на длинных костях  практически не зафиксировано. Но более чем в 10 случаях на костях черепа прослеживаются следы  травм, полученных как от огнестрельного оружия, так и от различных видов холодного оружия, что,  очевидно, и стало причиной смерти этих людей, о чем свидетельствует отсутствие следов регенерационных  процессов (заживление ран).  Среди женщин наибольшее количество умерших приходится на 25-35 лет - 23 случая, затем идет  35-55 лет - 15 случаев, и 3 случая в возрасте до 25 лет. Стоит отметить преобладание (достаточно  значительное на этом участке) мужчин, а также очень малое количество умерших в преклонном возрасте.  Мужское население отличается высоким ростом, крепким телосложением, достаточно массивным  скелетом с хорошо развитыми мышцами (на костях сильно развитый рельеф), что свидетельствует о  значительных физических нагрузках. Средний рост у мужчин составляет 173,7 см, это достаточно высокий  рост для населения эпохи средневековья на Украине. Однако следует отметить, что на нескольких  мужских скелетах зафиксирован более высокий рост людей, - от 185 до 189 см.  Патологические отклонения на костях не зафиксированы, за исключением погребения ? 205, где есть  свидетельства значительной деформацией костей рук и значительных костных наростов как на длинных  костях, так и на позвоночнике. В ряде случаев на костях зафиксированы следы травм: у мужчины по захоронению  ? 179 на правой теменной кости есть след отверстия - скорее всего от стрелы (?) Без следов  зарастания; в захоронении ? 247 следы рубленых ударов в теменной кости взрослого человека, на  черепе мужчины с квадрата 6 на левой теменной кости виден след, возможно, сабельного (?) удара со  следами регенерации; в захоронении ? 205 фиксируется пролом грудной кости; в скелета с квадрата  5, 6 грудиной кость имеет отверстие (скорее всего, тоже от стрелы) со следами зарастания, на одном из  черепов (6 А/150) следы долгого пребывания в огне.  После реставрации оказались пригодными к измерениям по полной краниологическая программе 20  мужских и 13 женских черепов. Анализ главных краниологическая измерений дал нам такую картину.  Мужская серия отмечается продольным диаметром средних размеров (178,38) и большим  поперечным (145,33 мм) диаметром. В среднем выраженные мужские черепа брахикранные (81,36),  но имеют довольно большой размах вариаций (73,54-87). Высотный диаметр попадает в разряд  средних...    Коэффициенты полового деморфизма в значительной мере не укладываются в стандартные. Женская  серия отмечается несколько более узким и высоким лицом, высоким и широким носом, и  узкими орбитами.  Женская серия в целом более смешанная чем мужская. Она обнаруживает значительное сходство со сборной  серией центральных районов Украины (XVII-XIX века). Что касается мужской серии Чигирина, то  она несколько больше отличается от центрально-украинской и отличается большей  массивностью.  За прошедшие годы исследована небольшая серия из Субботова - Новоселье (раскопки М. Сухов), которую  автор раскопок датирует рубежом XV в.  Мужская серия из Чигирина (в которую входят материалы из раскопок 1993 и 1994 годов) обнаруживает  очень большое морфологическое сходство с серией из Субботова (село в неск. км от городка Чигирина). Так, анализ расстояния между популяциями с  использованием формулы Пенроуза (Penrrouse, 1964) за 17 главными признаками указывает, что с  хронологически близких групп эти два проявляют наибольшее морфологическое сходство (0,184), что  свидетельствует об их общем происхождении.  По заключению антропологов, население средневекового Чигирина имело близкое сходство с  так называемым кавказско-балканским антропологическим типом. Это высокий рост, широкое,  средневысокие лицо, сильно выступающий нос с горбинкой, темные глаза и темные волосы. К  этому типу также принадлежат некоторые народы Северного Кавказа (балкарцы, черкесы и другие).  Чигиринская группа населения вообще более похожа на сарматов, захоронение которых исследованы  на территории Запорожской и Херсонской областей. Это сходство есть даже больше, чем с  населением Центральной Украины, что подтверждается статистическими методами в исследованиях  антропологов.  Обе группы, Чигиринская и Суботинская, с населением более ранних эпох проявляют  наибольшее сходство со сборной группой сарматов Украины: Чигиринская серия (93/94 года) - 0,162,  Суботивская - 0,1071 (за Пенроузом). Эти группы тяготеют к древнему населению сарматско -  позднесалтовского типа (брахикранные европеоиды с широким несколько сплющеним в верхней части  лицом). Этот тип, кроме украинских степей с небольшой монголоидной примесью, был  характерным для некоторых районов Северного Кавказа, для южных болгар, для населения Хазарии, средневековых городов Крыма.   Еще раз стоит отметить наличие брахикранного, широколицего населения с несколько ослабленным горизонтальным профилированием и сильным выступанием носа среди носителей ямной, а особенно позднекатакомбной культуры, но, к большому сожалению, отсутствие или фрагментарность антропологических материалов по данной территории, которые бы представляли все хронологические периоды, не позволяют утверждать о непрерывности существования этого типа на данной территории, начиная с эпохи бронзы.   Стоит также заметить, что, очевидно, не весь материал из слоя принадлежал к данному могильнику. Среди этого материала следует отметить обломки двух черепов с яркими монголоидными чертами (Рис. 4 / 4, 1 ПО). Можно предположить, что это останки воинов турецко-татарской армады, принимавшей участие в осаде Чигирина во время двух походов в 1677-1678 годах, хотя известно, что и в составе казацкого войска тоже были представители многих соседних народов, в том числе турки и татары.   На раскопках ? 1-2 в нижнем городе на древнем кладбище получен массовый археологический материал, в частности, значительное количество фрагментов и целых изделий из керамики. Скопление такого большого количества керамического материала на сравнительно ограниченной площади раскопа свидетельствует о внезапном прекращении человеческой деятельности, в данном случае, в результате военного нападения, подтверждается такими находками, как пушечные ядра и пули, стрелы, копья, боевые топоры и другое. Собранный керамический материал - это фрагментированые горшки, миски, тарелки, дуршлаг, сковородки, кувшины, подсвечники, макитры, чаши, кубки и т.п. ..." ...  Антропологические исследования проведены Т. Рудич.    http://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/Npifznu/2009_26/26/gorishny.pdf - Оригинал на укр. языке    ***     Т. А. Рудич. К ВОПРОСУ об АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ в 16-17в.   (заключительная часть Полный текст ПДФ    []    []   (мужская серия черепов)    []   (женская серия черепов)    []    []   ***      Городок Чигирин считается первоначальной столицей украинского казачества. Первые казаки по источникам жили здесь еще в начале 16в. Затем город перешел под Магдебургское право и в 17в. представлял собой мощную крепость. В настоящее время он очень невелик, находится в Черкасской области центральной Украины.     http://agritura.livejournal.com/11074.html 1 часть Экскурсия в Чигирин   http://agritura.livejournal.com/11447.html#cutid1 2 часть      []    Как видим, захоронения Чигиринских казаков довольно своеобразны и не имеют прямых аналогов в Украине и ее округе, что теоретически дает возможность надежно проследить их происхождение.   Наиболее близок (особенно к женским погребениям Чигирина) по географии и по времени могильник Мамай Сурка 14в. (нижний Днепр): "Погребальные сооружения представлены грунтовыми ямами прямоугольной, трапециевидной и овальной формы, глубиной от 0,50 до 1,50 м, в заполнении которых встречались фрагменты гончарной керамики и кости животных. Ориентация погребенных - западная с сезонными отклонениями. Трупоположение - вытянуто на спине, кости рук варьируют от положения на ключицах до положения на тазу".   Могильник Лимбарь (Молдавия) XII-XIV вв. "Для всего хронологического периода характерна малочисленность захоронений с погребальным инвентарем. Умерших хоронили по христианскому обычаю в простых ямах, в вытянутом положении, на спине, головой на запад, (с сезонными отклонениями)".   Могильник Эски-Кермен (Крым): "Простые грунтовые могилы являются разновременными, на территории могильника они датируются преимущественно 9-10-ым веками, грунтовые могилы у стен базилики, возможно, являются более поздними. Гробницы для многократных последовательных захоронений, построенные по типу саркофагов, примыкающие к северной стене базилики, датируются 10-11-ым веками. Склепы, высеченные в скале у северной стены базилики, датируются 11-12-ым веками. А. И. Айбабин по составу находок в эски-керменском могильнике начало существования могильника относит к концу 6-го века (Айбабин, 1991). Краниологические материалы из Эски-Кермена свидетельствуют о почти неизменном облике населения этого города на протяжении нескольких веков. Черепа из Эски-Кермена, как и черепа из Мангуп-Кале, относятся к брахикранному европеоидному антропологическому типу, близкому к типу черепов из могильника Суук-Су на Южном берегу Крыма, древним черепам из Передней Азии, в частности из Сиалка на территории Ирана и северного побережья Малой Азии, а также древним черепам с Северного Кавказа (Зиневич, 1973)".   Рудич вполне определенно по форме черепов отнесла большинство захороненных казаков к салтовскому типу, известному по могильникам 8-9 веков. Основные варианты салтовской культуры: лесостепной аланский (северокавказский) с городищами, укрепленными сложенными из камня стенами и с катакомбными могильниками, и степной болгарский - с городищами, обнесенными земляными валами, рвами и могильниками, состоящими из ямных погребений, в частности, Зливкинский (VIII-IX вв.), заметно отличающийся от Салтовского большей европеоидностью и при этом наиболее близкий к основной Чигиринской серии черепов.   В традиционной краниометрии считается [Герасимова М. М., Рудь Н. М., Яблонский Л. Т. Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы, 1987], что 'на всех болгарских сериях с территории СССР прослеживается общий для них так называемый зливкинский тип - европеоидный с ослабленными монголоидными чертами, который, видимо, был основным у болгар, двинувшихся из Приазовских степей к Среднему Поволжью и Дунаю'.   Рудич не нашла тождественных аналогий в погребениях Украины, Дона или Кавказа 10-го - 15-го веков. Где были предки казаков в это неспокойное время? Если они были этническими болгарами, то, скорее всего, где-то вблизи Волжской или Дунайской Болгарий. Попробуем сравнить их с захоронениями на Вятке в 13-15 веках, прежде всего, с относительно хорошо исследованными в районе села Никульчино.   Вот отрывок из статьи Л. Д. Макарова в сборнике "Слободской и слобожане" за 1998 год:  "Никульчинский 1 могильник. Расположен в 150м к юго-западу от городища и в 170м к западу от 2 поселения, на территории села. Никаких внешних признаков могильника не сохранилось. На находки костяков обнаруженных при земляных работах указывали Л. П. Гуссаковскому местные жители. Летом 1958г. он провел разведку и в шурфе на глубине 100-120 см обнаружил костяк без какого либо инвентаря*. В 1960г. ученый предпринял стационарные раскопки, вскрыв площадь около 140кв. м и выявив еще 17 захоронений, расположенных пятью рядами. (Поскольку отчет о раскопках этого года археологом не был оставлен, некоторые данные о могильнике приблизительны. К счастью, в архивах сохранились полевые фотографии погребений и черновой план раскопа - архив КГОИАЛМ и архив ЛАИ Уд ГУ.) Глубина могильных ям составляла, по-видимому, около метра с небольшими колебаниями в ту и или иную сторону. Следов погребальных конструкций не выявлено. Сохранность костяков, за исключением некоторых детских, кажется удовлетворительной. Умершие располагались головами в западную сторону (более половины - на юго-запад) вытянуто на спине, лишь у одного ноги согнуты в коленях (предположительно это захоронение волхва). Руки покойных согнуты в локтях и уложены на таз, пояс или грудь, либо одна рука лежала вдоль тела, а другая была согнута, в одном случае обе руки располагались вдоль туловища. Погребения не сопровождались инвентарём, как того и требует православный обряд, хотя местные жители сообщили Л. Г. о находке в одной из разрушенных могил каких-то бронзовых украшений. На костях одного из покойных ученый обнаружил скопление угля, что можно трактовать, как своеобразный отзвук языческого обряда трупосожжения, господствовавший у восточных славян до начала 2 тысячлетия н. э. Судя по всему, на этом кладбище хоронили своих умерших жители Никульчинского городища, то есть, его можно датировать тем же временем - 12-15 веками".    Сравните с приведенным выше текстом: "Почти все захоронения ориентированы на запад и юго-запад. Захоронение имели свой обряд, который до сих пор не встречался на других памятниках. Умерших клали лежа на спине, головой на запад или юго-запад, руки погребенных были на груди или животе, а в большинстве из них одна рука возложена на плечо, а другая - на груди или на животе. В отдельных погребениях руки покойников были скрещенные на груди, ... на одном из черепов следы долгого пребывания в огне".    Рисунки раскопок есть на сайте - http://www.vstrana.ru/ - в разделе "Фотогалерея, археология" [] Наиболее отчетливо сходство с казачьими захоронениями из Чигирина в расположении тела видно в захоронении 1: правая рука сильно согнута в локте, левая лежит вдоль туловища. Скелет положен головой на ЮЗ. На мой взгляд, наблюдается практически полное сходство обряда: совпадают положение рук и др. детали, обожженные кости, отсутствие гробовищ. Не хватает только описания черепов. Возможно, ввиду явно не славянской их формы до сих пор отсутствуют полные результаты этого арх. исследования.   В работе Горишнего указаны размеры могильных ям, при этом глубина оказывается равной 50см. Тогда как Макаров оценивает глубину Никулицких ям примерно в метр. Это кажущееся различие объясняется тем, что Горишний в соответствиии с инструкцией по ведению раскопок делал замеры глубины от древнего горизонта почвы. В реальности глубина раскопа была больше полуметра, что видно из фотографии:    []      []   Примерный вид укреплений Никульчинского детинца (для иллюстрации взята зарисовка Золотаревского городища, булгарского военного пограничного городка 12-13в.) Внутренние жилые стены - это казармы молодых бессемейных казаков. Имелся также не показанный здесь отдельно стоящий вплотную к этой крепости внешний город схожий по виду. Заметим, что форма города (два примкнутых друг к другу треугольника) совпадает с формой Чигиринской крепости, но более архаичная. Для иллюстрации этого, схема аналогичного по форме соседнего с Никульчино Слободского города (в реконструкции Е. Харина).    []      Замечу, что часть ныне живущих татар села Карино (возле Слободского) имеет характерную "кавказскую" внешность, по описаниям конца 19в., большинство их было смуглыми, занимались в основном мелкой торговлей, сельское хозяйство вели плохо. В современном русском населении (из числа имеющих вятские фамилии 16 - начала 17в.) часть также имеет некий южный тип внешности. Разумеется, у татар и особенно у русских, черты этого типа сильно стерты ввиду многовекового смешения с пришлым населением. Но что-то сохраняется, - гены упрямая вещь. Кавказский (иранский) тип прослеживается и у части Казанских татар. Это явление связывают с булгарским прошлым.     На гербе г. Чигирин изображены три перекрещивающиеся стрелы. На Вятке до 18в. существовало почитание "громовых" железных стрел, которые носили вместе с иконами во время крестного хода из с. Волково (в 10 км от Никульчино), - одного из древнейших культовых мест региона. Аналогичное почитание железного копья отмечено у балтийских славян в г.Волин. Есть свидетельство Адама Бременского, что 'русские язычники ездили в Курляндию и Самогитию для поклонения кумирам' (Д.К. Зеленин, О происхождении северновеликорусов Великого Новгорода// Институт Языкознания: доклады и сообщения, VI. М., 1954) Напомню, также, что на Вятском гербе присутствует натянутый лук со стрелой (или арбалет) совершенно схожий с гербом Киевской земли 16в. (см. картинки в соседней теме).    Разнообразное положение рук в Никулинских и Чигиринских захоронениях говорит, вероятно, о некотором различии верований в среде казачества: от традиционного православия до язычества. Это были вольные люди, а потому никому не навязывали религиозных предпочтений. Однако, в остальном обряд сходный (все костяки ориентированы одинаково на ЮЗ-З, глубина ям примерно одна и та же) - это отражает внутреннее единство данных групп. По моим предположениям, население Камской Нукрадской Булгарии было смесью русов-славян, булгар и местных финнов. Поэтому булгарами их можно называть с большой натяжкой, они наверняка хорошо говорили по-русски. В арабских источниках страна к северу от Волжской Булгарии называется Вису и Артания. Нынешнее русское население по генетическим исследованиям составлено из десятка древних протоэтносов. Есть в этом списке и предполагаемые хазарско-булгарские гены (тип E и J).       ВЯТСКИЕ ГАГАРЫ     На нижней Вятке еще в 19в. существовала особая группа русского населения - Гагары. Высокого роста, красивые, смуглые, занимались в основном пчеловодством и др. промыслами, но не хлебопашеством. От них вероятно, пошла довольно распространенная у нас фамилия Гагарины, а также название городка Кукар (Советск). Вот что пишут о вятских гагарах в сети:     1). Таким путём, по-видимому, и образовалась группа 'коренных уржумцев', обнаруживающая сходство с группою малмыжских гагар'. Касаясь последних, учёный процитировал опубликованную в 1883 г. 'Вятскими губернскими ведомостями' статью священника Бабушкина, характеризовавшего гагар так: '...Народ видный, статный, высокий, красивый, б[ольшей] ч[астью] брюнеты, одеваются чисто и со вкусом; пчеловоды; плохие земледельцы, по сравнению с вятчанами; речь их отрывистая и бойкая...'11.   Говоры населения огромного Вятского края, исследователи делят на четыре группы15. Одной из них является южная, объединяющая Уржумский, Малмыжский и Вятскополянский районы ны-нешней Кировской области. Характернейшей чертой речи живших (да и ныне живущих) здесь гагар является замена в некоторых словах с на ц (куриса, улиса, водиса и т.п.), на что ещё в 1885 г. указал в своём 'сборнике областных слов и выражений' бывший инспектор народных училищ Уржумского уезда В. К. Магницкий. Приведя в виде примера слово 'винсо' (винцо), он отметил, что 'смена ц = с особенно слышится в подгородных (на юге) деревнях, а также в Пус-топольском и Лопьяльском приходах'. Позднее произношение с вместо ц выделил в качестве 'главной особенности' говора гагар и Зеленин, не забывший также назвать мягкое к (в таких словах, как Ванькя, чайкю и т.п.), которое, впрочем, среди описываемой им группы было 'из-вестно... едва ли повсюду'16.   В речи гагар, к потомкам которых относит себя и автор этих строк, встречаются памятные ему с детства слова типа 'чернига', 'бруснига', последнее из которых Заболоцкий вряд ли случайно использовал в одном из ранних стихотворений как рифму к слову 'книга'17.   11. Зеленин Д. К. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задне-нёбных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации. - СПб, 1913. С. 415-418.   16. Магницкий В. К. Особенности русского говора в Уржумском уезде Вятской губернии: Сб. обл. слов и выражений. - Казань, 1885; Зеленин Д. К. Указ. соч. С. 418.   17. Заболоцкий Н. Н. Указ. соч. С. 58, 62.   http://www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number4&ELEMENT=gerzenka4_4_2     2). "Обе эти группы связаны с волжскими бурлаками поселившимися на территориях бывших Новгородской (ягутки) и Вятской (гагары) губерний".     3). Происходит, вероятно, от слова гагара в первоначальном значении - водоплавающая птица пре-имущественно тёмной или чёрной окраски с громким голосом. Некоторые гагары издают характерные, напоминающие визгливый смех звуки. В русском языке фиксировались и другие (переносные) значе-ния слова 'гагара': 1) черноволосый, смуглый человек; 2) весельчак, хохотун, зубоскал; 3) неуклюжий человек, с длинной шеей.   4). Словарь фамилий уральских казаков:   Гагарин   Из отчества от прозвища Гагара. Источник прозвища - либо название птицыгагары, либо слово гага-ра в других значениях, известных в русских говорах. Диалектологи отметили следующие значения: 'человек, часто смеющийся громким отрывистым хохотом' (курские), 'зубоскал, глупый хохотун' (вят-ские, курские), 'высокое неуклюжее, плохо сложенное существо' (вятские), 'прозвище человека, имеющее длинную шею' (тобольские). Прозвище могло относиться и к глаголу гагарить в значении 'бродить, болтаться без дела' (отмечено в воронежских говорах [СРНГ VI, 87-88]. В. А. Никонов ука-зал на то, что после отмены крепостного права в 1861 г. фамилию Гагарин получили многие бесфа-мильные по их бывшим владельцам - представителям княжеского рода Гагариных [Никонов 1993, 29]. У уральских же казаков фамилия Гагарин известна еще в первой трети XIX в., и предположение, что ее носители - потомки беглых крепостных князей Гагариных хотя и возможно теоретически, но в дей-ствительности имеет мало оснований. Ведь беглые крестьяне, холопы наоборот всячески старались скрыть свое крепостное происхождение, поскольку царское правительство не раз осуществляло акции по розыску в казачьих областях беглых с целью их возвращения владельцам. Локализация: Антонов-ский форпост (1833, 1872), Калмыковская крепость (1833). Ср.: Иван Гагара, помещик Перховского пог. (1500), князь Семен Никитичь Гагарин, воевода вяземский (1619) [Тупиков 2004, 101, 513]. В телефонном справочнике Уральска за 2003 г. отмечено 4 абонента с фамилией Гагарин(а).   Офонасей - слободчик Кукарской слободы в 1619 г. 'Лета 7123 били челом... Жерновных Гор пустыни черной поп Еуфимей з братьею: перед де сего был в той пустыне строитель Макарей, а тому де манастырю дано было государева жалованья пашенной земли и перелогу и зарослей, да вниз по Вятке реке, по обе стороны, рыбные ловли и сенные покосы до Пижемского устья, да перевоз на Вятке реке, и на ту у них вотчину была государева грамота, и в прошлом 117 году в смутное время Казанского уезду Черемиса манастырь их разорили и ту грамоту у них взяли. И по наказу боярина и воеводы князя Ивана Михаиловича Воротынского, приказной Сухой Останков ездил дозирать в июне 127 году. Старожилцы Кукарские Бушуев, Хлупов, Лызлов, Хохолков, Гагара, Патрушев, Баглаев, Скороваров, Туруса, Плетенев, Бобошин, Дворник и другие. (Фамилий Иванов, Петров здесь не приводим) сказали: на Жерновных Горах над рекою Вяткою и пре-же сего была пустыня, да храм был во имя Ивана Предтечи, а в смутное время разорили пустыню (обитель) сожгли Казанская Черемиса в 117 году, а до разорения в той пустыне стоял храм 15 лет, а строитель тое пустыни Макарей владели и на Жерновных Горах пашню роспахали, черной лес, за манастырь, на боровой земле; да он же владел пашнею отхожею над курьею над Горлицыным, а через Вятку реку проезжих людей перевозил, а рыбною ловлею и сенными покосы владел за рекою за Вяткою против Жерновных Гор, а вниз по Вятке реке до нижново конца острова; а ниж острова по заречью ж до Пижемсково устья на версту мы владеем, Кукарские крестьяне, сенными покосы, росчищали лес; а на другой стороне Вятки реки от Жерновных Гор по Вятке вниз владел строитель Макарей сенными покосы до конец верхнева конца острова, да с конец острова с Вятки реки... до манастыря; а отводил де ему Кукарские слободы до разоренья слоботчик Офонасей Казанцов; а про то неведают, почему ему отводил, были ль нет ли у строителя у Макарья государевы грамоты, не слыхали... И приказной Сухой Останков с старожилцами Кукарскими дозрил и сметил: пашенные земли на Жерновных Горах за манастырем по смете на осмину выти, да на Горлицыне перелогу на полосмины, да зарослей на осмину ж; а от Горлицыны курьи вниз по Вятке до Жерновных Гор лесу Чернова на боровой земле на 2 версты, а против Жерновных Гор сенной покос и рыбная ловля, и лесу вниз по Вятке реке на версту, до конец нижново конца острова; а сена по сметке на лугу копен на 50, а от Жерновных Гор на той стороне сенных поко-сов по Вятки вниз на лугу копен на 20'. (ru.wikipedia.org/wiki/Жерновогорская_Предтеченская_пустынь - Из Дозорной книги пустыни Жерновых Гор, Останкова, 1619 года).   -Из последнего текста видно, что из Вятских гагар вышли сибирские казаки. Отождествление вятских гагар с волжскими бурлаками неубедительно, но интересно отметить смысловое соответствие этого прозвища бродникам и бродягам, шире - казакам. Бурлаками звали бессемейных казаков. В говоре гагар самым характерным считается замена Ц на С (улиса), как у казаков-некрасовцев, наиболее сохранивших древнюю казачью речь. Такое имя-прозвище нижневятский казачий род мог получить за свой особый говор (выделение 'Г'), а также смуглый вид и богатство (все качества взаимосвязаны). Это предположение находит неожиданную параллель. Коркора - диалект курдов, живущих обособленно, а потому испытавших турецкое влияние.   Вятский секс-символ Артем Гагара, чем не казак:    []     Ермак:   Ермак []     На Вятке как раз в районе предполагаемой нижневятской казачей волости и вблизи проживания гагар есть город Советск, в прошлом слобода Кукарка, первоначальеное название Кукар. Можно полагать, что первопоселение, носившее название Кукар, располагалось на устье реки Пижмы, у деревни Городище.   "В материалоге переписи 1926 года по Вятской губернии находим другие схожие топонимы: в Вятском уезде - Малая Кукарка и Большая Кукарка; в Котельничском - Кукарка (Кукарская); в Слободском - над речкой Кукаркой; в Омутнинском - Кукары (Кукарский, Кукарская); Кукарский Комлят, Кукарский; в Малмыжском - Кукары (дважды), Новые Кукары; в Яранском - Кукары (дважды), Кукары при реке Кокшаге. Некоторые из указанных населенных пунктов могли быть основаны переселенцами из самой слободы Кукарки".   "С наибольшей вероятностью 'кукар' может быть объяснено из древнечувашского (булгарского) - 'кривизна', 'извилина', 'излучина', 'лука'. Река Вятка на участке от устья Пижмы до села Ишлык совершает изгиб, кото-рый носит название Кукарской луки. Можно полагать, что первопоселение, носившее название Кукар, располагалось на устье реки Пижмы, у деревни Городище, на котором слой ананьинской археологической культуры VIII-III в.в. до н. э. перекрыт средневековым слоем IX-XI в.в. Он мог принадлежать народу, давшему название".   Просматривается тождество слов кукара и гагара:   "Кукара - новг. 'прозвище неловкого человека'; архаическое - 'богатство, имение' (СРНГ). Объясняя прозвище Кукарка ('Житель Соли Камской Ивашка Андреев сын Кукарка, 1623'), Е.Н.Полякова производит его от слова кукара - 'неловкий человек' (Полякова. С.127). Топонимические параллели: на Вятке была Кукарская сл. (сейчас г.Советск в Кировской обл.), в Кировской обл. есть д.Кукара (Кикнурский р-н), Кукары (Кильмезский р-н) и Кукарка (Котельнич-ский р-н).   Исторические примеры: 'Кукарин Шестак Григорьевич, середина XVI в., Медынь; <Кукарин> Афа-насий Юрьевич, конец XVI в., Углич' (Веселовский I; автор приводит значение кукары - 'животы, статки, богатство'). Вкладчиком Далматовского монастыря был гулящий человек Тит Иванович Кукара, 1683 г. (Манькова. С.52).   Ср.: крестьянин Антон Прокопьевич Кукарской, поселившийся в 1673/74 г. в д.Черемисской (Аятская сл.), был уроженцем д.Приверховской 'Казанского пригородка Кукарского уезда' (в округе Кукарской сл.; сейчас д.Приверх в Лебяжском р-не Кировской обл.), оттуда же родом были несколько захребетников, живших в Аятской слободе".     О связи казаков с гагарами, из описи по Хлыновскому уезду 1710г.:   "Починок Гогарья. Во дворе Леонтей Игнатьев сын Анисимов 60 лет у него жена ... у него ж половники Тимофей Денисов сын Ведерников 80 лет у него сын Андрей 50 лет у него жена ... Михей Родионов (л.738) Князев 40 лет у него жена ... Алексей Устинов сын Козаков 30 лет у него жена ...".   Там же 5 семей Гогариных и 30 упоминаний фамилии Казаковых. 2 семьи Гогариных в Орловском уезде и 9 Казаковых и 8 Хариных в Слободском, 3 Хариных в Шестаковском.   Среди первоначальных казачьих городков нижнего Дона выделяется своим названием Семикаракорск, бывшая станица Семикаракорская. Внятного объяснения оно до сих пор не имеет. Из тюркского выводят 'Крепкая черная крепость', ссылаясь на существование в нескольких км от города хазарской крепости неизвестного имени. Но от времени ее существования до первых поселений казаков прошло, по крайней мере, 5 веков. Вряд ли столь сложное иноязычное название могло сохраниться в памяти людей столь долго. Более правдоподобна версия, основанная на предании о семи братьях-староверах. Правда, городок появился еще до раскола, поэтому данная легенда отражает некоторую иную особенность основателей, а не их отличие в вере.   В составе сложных топонимов могут быть числительные семь, пять, три, два: города Семилуки, Се-микаракорск, поселок Семибратово, село Семиозерное; Семибалки, Семигородняя. Это подтверждает легенду о семи братьях и опровергает версию о нерусском происхождении.   Только вот фамилия их могла быть не такой, как воспроизводит народная молва (Каракорские). На иностранной карте приведена форма названия Semikorkor, учитывая точность передачи других топонимов на данной карте, это было изначальное название городка. Коркор иногда переводят как 'ставка', но такого слова в татарском и монгольском словарях нет. Двойное Кор-Кор могло появиться для облегчения произношения, как затем появилось 'А' в 'кара'. Логична такая цепочка:   Гогор - Кокор - Коркор - Каракор. Проступает связь с вятскими гагарами, имя которых, учитывая северное артикулирование 'О' (судя по топонимам, донцы в 17в, также слегка окали), поначалу звучало как Гогоры. То есть, городок гогар на Дону поначалу звался Семигогар - Город семи гогар.       ДЖАГФАР ТАРИХЫ о ПЕРВЫХ РУСАХ      Прояснить ситуацию в истории появления западных славян на русском севере поможет булгарская хроника Джагфар Тарихы:  "В 745 году Авару представился случай применить оружие и внутри собственной страны против восставших балынцев (славяне верхней Волги). Восстание подняли урусы, недовольные возвышением анчийцев и размерами балтаварских налогов. Балынцы тут же поддержали этот мятеж, ободренные прибытием к ним ульчийцев (славян) с острова Артан. Эти ульчийцы были изгнаны галиджийцами, но для того, чтобы их боялись, называли себя галиджийцами (викингами). Они построили на большом озере крепость Галидж (Ладога) и возглавили бунт... Авар разбил урусов. Одна половина их предпочла подчиниться балтавару (правителю Кара-булгар, степи между Днепром и Доном), но другая предпочла бегство. Некоторые беглецы ушли в Галидж, но большинство их переселилось на Шир (Дон), где получило название буртасов. В это время как раз умер Кук-Куян, и хазарским хаканом стал сын Айбата и приемный сын Кук-Куяна Барджиль. Новый хакан весьма обрадовался смуте в Кара-Булгаре и не только не вернул беглецов, но и построил для них город Урус. Точно также и галиджийцы радушно встретили урусов и построили для них на своем озере другой город Урус. Разгневанный Авар послал своего старшего сына Тат-Утяка на север, и тот разрушил Галидж и Урус до основания. Испуганные мятежники бежали еще дальше на север, но спустя некоторое время вернулись и возобновили свои поселения...".  Итак, урусы (русы, верхнее сословие восточных славян) подняли восстание против авар (обры) в Киеве, но потерпели поражение, часть их бежала на север к родственным славянам, а часть поселилась на Дону в земле Хазар, где для них был построен город. В междуречье Дона и Северского Донца археологами обнаружена так называемая Салтаво-Маяцкая культура (СМК): середина 8- начало 10 веков. Указанные реки в их среднем течении соединяет цепочка каменных крепостей от Салтова до Маяцкого, отсюда и название. Эту культуру отождествляют с протобулгарской, составлена она из двух основных типов: первый - аланский, северокавказский; второй (на севере СМК) - неидентифицированные европеодиы, которых можно связать с урусами-буртасами из ДТ. Буртасы упоминаются во многих источниках, как народ живущий между Хазарами и Волжскими Булгарами. Их можно сопоставить с проживавшими где-то здесь же, но позже, бродниками, - вероятно, народом близким другим русским людям. Напомню, что черепа казаков из Чигиринских захоронений оказались схожи с салтово-маяцкими.    Город Урус на Дону можно отождествить с Маяцким городищем. Северный Урус, - это возможно, Ст. Руса. К сожалению, поселения ранее 9в. здесь пока не обнаружено. Возле Ст. Ладоги (основана в 753г.) есть более древнее городище Любша, которое по данным археологии было заселено славянами, выходцами с побережья Балтики, которую в ДТ называют Артаном. Такое название, на мой взгляд, связано с наименованием наиболее характерного для этого региона вывозимого товара - янтаря (перестановка "артан-антар-янтарь"). Поэтому остров Артан - это о. Рюген на Балтике.      []   Северная оконечность о. Рюген, где в 7-12в.была крепость славян Аркона.    "Автор XVI в. Герард Меркатор, располагавший наиболее полными данными по истории острова, прямо утверждал, что "на острове том живали люди идолопоклонники, Рены (Раны) или Рутены именуемые Люты, - жестоки в бою, против христиан воевали жестоко". Й. Хрбек напомнил о том, что жители Рюгена обозначены именем "Rusci" под 969 г. в Магдебургских анналах . Именно с островом Рюгеном связал автор "третью группу Руси"- "Артанию".  Й. Хрбек согласился с преобладающим мнением, что первая группа - "Куйяба" - это Киев, вторая- "Славия"-Новгород, а третью - "Артанию" - он отождествил с Рюгеном, главным городом которого являлась Аркона. Созвучие "Артания" и "Аркона" настолько очевидно, что автор, пожалуй, напрасно стремился сблизить их еще более. Зато историческую аргументацию он мог существенно усилить за счет как европейских источников, так и другого популярного сюжета арабской географической литературы - рассказов об острове русов, Оба сюжета восходят ко времени не позднее начала X в. и в известной степени перекликаются. Хрбек указал на совпадение характеристики третьей группы русов, не допускавших в свою землю иностранцев, с описанием нравов ранов-ругов у Гельмольда и других авторов. Определенные аналогии можно найти и в описании арабскими авторами "острова русов". В этой связи прежде всего следует обратить внимание на размеры острова (всего "в три дня пути"), его болотистость, превосходство жрецов над царями, паразитирующее господство над соседними славянскими народами и т. д". - А. Г. Кузьмин http://rujan.jino-net.ru/article.php?id=4_1_3  Гельмольд так описывает жителей острова Рюген или Руян: "Дания в большей части своей состоит из островов, которые окружены со всех сторон омывающим их морем, так что данам нелегко обезопасить себя от нападений морских разбойников, потому что здесь имеется много мысов, весьма удобных для устройства славянами себе убежищ. Выходя отсюда тайком, они нападают из своих засад на неосторожных, ибо славяне весьма искусны в устройстве тайных нападений. Поэтому вплоть до недавнего времени этот разбойничий обычай был так у них распространен, что, совершенно пренебрегая выгодами земледелия, они свои всегда готовые к бою руки направляли на морские вылазки, единственную свою надежду, и все свои богатства полагая в кораблях". http://www.vostlit.info/Texts/rus/Gelmold/framegel5.htm  Описание нравов руян напоминает описание русов у арабов. Ал Масуди: "Русы - многочисленные народы, имеющие отдельные виды. У них есть вид, называемый Луда'ана. Они самые многочисленные, посещают для торговли страну Андалусию, Италию, Константинополь и хазар".  Луда'ана - это Лютичи Балтики с острова Рюген (они же венты, венеды, вильцы). Лютичи значит - лютые, воинственные. Русы названы многочисленными народами, то есть разными по происхождению, но занимающимися схожим промыслом, - торговлей по рекам и морям. То есть, русы - это военно-торговое сословие у славян. По этническому происхождению они могли быть кем угодно. В частности, Киевские и Донские урусы были по ДТ в родстве с булгарами. Урусы и артанцы были союзниками и, вероятно, близки в этнокультурном плане.      []   Реконструкция крепости Аркона.    []   Статуя в Арконе.    На острове Рюген-Руан (в былинах Буян) был город Аркона 7-12в., центр язычников-славян. Здесь в храме стояла статуя Свентовита, - главного божества венедов. "В правой руке [бог] держал рог, изготовленный из разного рода металлов, который жрец этого святилища обычно каждый год наполнял вином, чтобы предсказать по уровню жидкости урожай будущего года. Левая рука наподобие лука упиралась в бок". Известны подвестки-амулеты очень схожие по виду, находимые от Новгорода до Оби, а более в Прикамье, в том числе на Вятке в районе Хлынова. Территория их распространения совпадает с ареалом распрострастранения преданий о Чуди, а также, возможно, связанными с "чудью" (древними обитателями севера) городищами Карами.    []     Что если казаков из числа последователей древней языческой веры укладывали в могиле в позе статуи Свентовита? Святовит - высший бог, связанный с войной и победами; его атрибуты - меч, священные знамена. Смысл имени переводят различно: "сванте" - святой, "вит" - свет. Любопытно, что существует христианский Святой Витт (ум. 303г.). Вполне возможно, что слух о нем превратился у западных славян в языческий культ. Или при крещении славян древний культ был подменен новым. Имя Вит, кстати, очень близко к имени Вятка.      [] Изображение Свентовита на камне.    Славяне-артанцы поселившиеся в Приладожье были в 9в. выбиты скандинавами и, вероятно, осели в Артании (она же Биармия) в Волго-Камье.      []   Схема связей о. Рюген по кладу монет из Ральсвика.     Дополнительная информация по Арконе.     Главным богом Арконы был Святовит, чей идол был установлен в специальном храме. Идол был огромный, выше человеческого роста, с четырьмя головами на четырех отдельных шеях с остриженными волосами и обритыми бородами. Четы-ре головы, по-видимому, символизировали власть бога над четырьмя сторонами света (как четырьмя ветрами) и четырьмя сезонами времени, то есть космического бога пространства-времени (сходного с римским Янусом). В правой руке идол держал рог, выложенный разными металлами и ежегодно наполнявшийся вином, левая рука была изогнута дугою и упиралась в бок. Рог символизировал власть бо-га над урожайностью и плодородием, то есть как бога жизненной и растительной силы.   Поблизости от идола находились узда, седло и огромный боевой меч и щит (символы бога войны).  В храме стояло священное знамя Святовита, называемое станицей. Эту станицу раны чтили как самого Святовита и несли ее перед собой в походе или сражении. При храме содержался священный конь Святовита, белой масти с длинными, никогда не подстригавшимися гривой и хвостом. Арконский храм сделался главным святилищем славянского Поморья, средоточием славянского язычества. По общему убеждению балтийских славян, арконский бог давал самые знаменитые победы, самые точные прорицания. Поэтому для жертвоприношений и для гадания сюда стекались славяне со всех сторон Поморья. Отовсюду доставлялись ему дары по обетам не только частных лиц, но и целых племен. Ка-ждое племя посылало ему ежегодную дань на жертвы. Почтение, которое питали племена балтийских славян к арконской святыне, невольно переносилось и на ра-нов, которые так близко стояли к этой святыне.   Святилища, подобные Арконскому, существовали также в Щетине, где стоял идол Триглава, в Волегоще, где стоял идол Яровита и в других городах. Святилище Триглава находилось на самом высоком из трех холмов, на которых располагался город Щетин. Стены святилища изнутри и снаружи были покрыты цветною резьбою с изображением людей и жи-вотных. Статуя бога трехглавая была убрана золотом. Жрецы утверждали, что три главы - символ власти бога над тремя царствами - небом, землею и пеклом. В храме складывалось оружие, добытое в войнах, и предписанная законом десятая часть добычи, взятой в битвах на море и на суше. Там же хранились золотые и серебряные чаши, которые выносились лишь в праздничные дни, из которых пили и гадали вельможи и знатные люди, позолоченные и украшенные дорогими камнями рога, мечи, ножи и разные предметы культа.   Третьим центром язычества у балтий-ских славян был город Радигощ в земле ратарей. По описанию Титмара Мерзе-бургского город лежал среди большого леса на берегу Доленского озера. Лес этот считался священным и неприкосновенным. Внутри города, куда вели трое ворот, стояло только одно деревянное святилище, стены которого были украшены снаружи рогами зверей, а изнутри резьбою с изображением богов и богинь. В святилище стояли грозные статуи богов, одетые в шлемы и панцири, и первое место среди них занимал идол Сварожича, почитаемого всеми славянами. Руевит изо-бражался с семью лицами на одной голове, семь мечей в ножнах были привязаны к его поясу, а восьмой держал он в правой руке.   В 1166 году король датский Вальдемар со своим войском и вспомогательными отрядами бодритского и поморского князей (своих вассалов) окончательно покорил остров Рюген, бывший оплотом славянского язычества и морских разбоев. Все языческие храмы и святыни были разрушены.   http://clarino2.narod.ru/arcona.htm     Городище Аркона было основано в IX в. и служило главным образом культовой крепостью. Описания хронистов XII в. повествуют о четырехголовом идоле бога*, что сближает его с другими многоликими богами западных славян (Руевит, Поревит, Триглав), индийским Брахмой и скандинавским Одином [Мифы народов мира, 1991, 1: 241]. 'В храме стоял внушительных размеров идол, человеческий рост во много раз превосходящий, и было у него четыре главы и четыре же шеи. Две головы обращены были в сторону груди и столько же в сторону спины. В остальном же из обеих пар одна смотрела вправо, и другая влево. Бороды бриты, и власы стрижены, и казалось, будто резчик в фигуре этой воплотил манеру причесок самих руян. В деснице идола был рог из различных металлов, который наполнял ежегодно жрец, дабы грядущий урожай по содержимому предсказывать. Шуйца же была согнута на поясе и образовывала дугу. Одеяние сделано было таким образом, что достигало щиколоток, которые были выточены из разных сортов дерева и так соединены с коленями, что, только внимательно приглядываясь, можно было шов рассмотреть. Ноги опира-лись о землю, их основание было скрыто в грунте. Поодаль висела узда и седло и прочие знаки власти сего божества; и достойное изумления великолепие его преумножал меч ужасающих размеров, ножны и рукоять которого, не считая очень красивого лезвия, серебром блестели'. 'В центре находится ровная площадка, на которой возвышается деревянный тонкой работы храм, не только великолепием своего убранства, но и святостью стоящего в нем идола восхищения достойный. Внешняя галерея храма украшена точеными фигурами. Для входящих открыта всего лишь одна дверь. Вокруг святилища выстроено два ряда ограждений. Внешний ряд стен несет пурпурную кровлю; внутреннее ограждение опирается на четыре колонны и сияет великолепными занавесями'. [Saxo Grammaticus: Saxonis Gesta Danorum].   Полуостров Виттов, находящийся в непосредственной близости от языческого храма в Арконе на Рюгене, по мнению немецких историков, также обязан своим названием языческому культу Свантевита. Здесь играет роль фонетическая близость второй части имени бога и топонима. Однако здесь следует учитывать, что в хрониках XII в. зафиксирован факт обращения руян в христианство и строительства миссионерами на острове церкви Святого Вита (Sankt Vitus). Из очевидного сходства имен языческого бога и христианского святого и возникло предположение об их идентичности. Кроме того, Гельмольд при описании обращения руян в христианство записал интересное наблюдение: 'Когда же Господь допустил, чтобы обстоятельства изменились, руяне вновь отпали от веры, прогнали священ-ников и христиан и обратили религию в суеверие; они почитали святого Вита, которого мы видим лишь свидетелем и слугой Христа, как самого Бога, ставя созданного превыше создателя <...> Они славили только имя святого Вита, которому они даже посвятили храм и статую; ему приписывают они особое божественное господство над всем. Из всех славянских земель прибывают туда вопрошать оракула и привозят ежегодные жертвенные дары' [Цит. по: Schmidt, 1997: 35]. Не вызывает сомнения то, что в этом случае христианский святой лишь формально заменил языческого бога, сущность кото-рого осталась прежней. В истории государственных религий часто наблюдается ситуация, когда на-селение продолжает почитать местные божества под именами богов официального пантеона или святых официальной религии.   На Рюгене известны два камня с антропоморфными изображениями - 'Менхштайн', или 'Нонненштайн' (Монаший камень), представляющий стоящего человека в длиннополой одежде с капюшоном или головным убором, со скрещенными на груди руками, он вертикально вмурован во внешнюю стену церкви Мариенкирхе г. Бергена, и 'Свантевитштайн' (Камень Свантевита), находящийся в церкви деревни Альтенкирхен на п-ве Виттов. Для настоящего раздела, несомненно, интересен второй.   Названия камня различны: 'Изображение Свантевита' (Swantevitbild), 'Каменный идол' (Gotzenstein), 'Каменная баба' (Steinbabe), 'Древнеславянское изображение бога' (AlTslawisch.es Gotterbild), 'Поздневендский намогильный камень' (Spatwendischer Grabstein) [Schmidt, 1997: 71]. На прямоугольном камне высотой 1,15 м выбито изображение бородатого мужчины, одетого в длиннополую одежду и держащего сосуд в виде рога. Это дало основание археологам видеть в изображении на камне идола Свантевита или его жреца, который был единственным, кто мог касаться рога Сван-тевита и предсказывать по его содержимому будущее [Schmidt, 1997: 71]. Камень вмурован в стену левого придела церкви на высоте 1 м, причем расположен он горизонтально.   В значении второй части имени мнения ученых расходятся: одни считают, что компонент -wit / -vit этимологически восходит к славянскому корню *vid- со значением видения 'вид, зрение, воззрение, облик' и однокоренно-му глаголу 'видеть' [Glaeser, 1932: 80]; другие предполагают связь с индоевро-пейским корнем *wed-: гот. vitan, др. сакс, witan, др. нем. wizan, рус. 'ведать' 'знать' [Kloden, 246]; третья группа ученых связывает этот корень со славянским *vitez и русским 'витязь' и, соответственно, 'воин, богатырь, победитель' [Schmidt, 1997: 43; Stredowsky: Kloden, 1847: 247; Фаминцин, 1995: 136]. http://bvsv.livejournal.com/16803.html   Комментарии. Никульчинское городище имело отделенную особым внутренним валом центральную часть. Именно здесь производились основные раскопки. Такое устройство схоже с реконструкцией Арконской крепости. Микулицын городок можно связать с первоначальным культом Микулы Вятского, трансформированным из культа Святовита. Сходство в деталях поразительное: в Прикамье и на Вятке были распространены статуи Николы с мечом (первоначально рогом?) в правой руке; просматривается также сходство статуи Святовита с "Золотой Бабой" Прикамья; само имя Вит и Вятка, и др. Св. Вит почитался в Чехии, древнем центре славянства. Изображение святого похоже на позднейшую иконографию Николы Можая, только у того в руках мечь и макет городка.    []        Из летописи Гази-Бараджа о событиях 964г.:  "Барыс (Киевский кн. Святослав) выбил сына Хаддада Алыпа из Кана (Мурома). В ответ тот прислал ему письмо, в котором сообщил: "Батышцев (вятичей) считают народом, образовавшимся вследствие смешения ульчийцев (славян) и мурдасов. На самом деле батышцы (вятичи) являются потомками мурдасов (именьковцев) и садумского племени худов, некогда владевшим Русью (Киевской). Поэтому он, Алып, имеет больше прав быть улубием Руси, чем Барыс, и постарается при случае их осуществить"..."    Полностью доверять летописи ДТ нельзя, - она написана с пробулгарских позиций. Происхождение казачества и ситуация на Вятке и Приказанье там явно искажены. Рукопись Гази Бараджа, вероятно, была исправлена в 17в. В частности, по моим представлениям, Гази Барадж был правителем домонгольской Казани и опирался в своих претензиях на булгарский стол на военное сословие этого города - предшественников казаков. В ДТ существование отдельной Камской Булгарии скрыто, она выдается за провинцию Бийсу, которая, кстати, во много раз больше своей "метрополии" - Волжской Булгарии.  Арсания как Третья Русь появляется у арабов только в 9в. До того здесь было иное правление, но что-то вроде государства в Прикамье, разумеется, уже давно существовало.      []    Анчийцы - анты - это какая-то смесь славян и булгар (население Киева 8-10в.). Мурдасы по ДТ жили в среднем поволжье, но были изгнаны в сер. 8в. булгарами на Оку. Мурдасы присвоили себе в 9в. женщин своих южных соседей - буртасов, которые по ДТ были первоначально урусами (булгарским племенем, правившим Киевскими славянами). По археологии мурдасам соответствует Именьковская культура, исчезнувшая как раз в сер. 8в. (схожа с остготами и славянами, отмечается и на правобережной Вятке). Так что мурдасы - это никак не татары, а более-менее близкий к славянам народ. Вообще, лишь после 13в. многие народы были причислены к татарам. Приокские вятичи были сложного происхождения: потомки именьковцев, печенегов, славян, балтов и скандинавов. О происхождении приокских вятичей и связи их с вятчанами у меня есть своя версия основанная на археологии, потом сообщу.  Святослава называют в ДТ Барысом, в ПВЛ есть выражение о нем: "ходил аки Пардус", что переводится "как Барс", - явно схоже с Барыс. - Это не я придумал.    Вот карта Булгарии составленная по материалам ДТ:   []  http://s155239215.onlinehome.us/turkic/btn_GeographyMaps/AD1150BulgarsDjavarEn.gif    Судя по карте, в Бийсу с сер. 12 в. входили верховья Вятки и Камы, Печора и Вычегда. Центром был город Колын (по археологии это Ковровское городище в устье Моломы, а не Киров). Кашан - это Ару, Вотская область. Мартюба - Приказанье, по моему мнению, - русо-булгарская Артания (включала и Бийсу с Ару), в нее ранее входили также утраченные территории к западу (по Оке и Клязьме). В ДТ о ней сказано мимоходом, смутно, но очень интересно.    Напомню, что с подачи Ухова разрабатываю гипотезу о существовании к северу от Булгарии государства Арсания с центром в домонгольской Казани. Это была особая Камская Булгария, в отличие от Волжской. В таком понимании Вису-Бийсу и Ару-Кашан, а также Уру-Югра на Оби - территория Арсании. Мечети и захоронения мусульман на этой территории появляются в основном только в 14в. и то не густо (вдоль Камы). Приведу интересный отрывок из 1т. ДТ о заселении Приказанья. Даже в такой довольно предвзятой трактовке видно, что регион осваивался не обычными булгарами. События начинаются рубежом 9-10 веков.    "Угыр (кн. Игорь), став господином Башту (Киева), первым делом женился на попавшейся в плен Ульджай (кн. Ольга, была до того женой Вещего Олега, а также вдовой датчанина Худа). Узнав о свержении своего господина и благодетеля (хазарского кана) Арслана, он сильно осерчал и объявил себя независимым урусским беком... А в Болгар Угыр прислал своих послов с такими речами к Алмышу: "Я слышал, брат, что ты мучаешь приверженцев нашей старой булгарской веры, к которым отношусь и я. Поберегись же, ибо я уже стал самостоятельным урусским беком и в состоянии помочь своим единоверцам!" [...] А надо сказать, что после разгрома хазар у Сульчи Бырак вместе с Марджаном овладел городом Кан-Мурдасом (вятичский Муром), и наши стали собирать дань со всей области между Джиром (Ростов) и рекой Ака (Ока). А в этой области было очень много пчел, и ее поэтому называли Кортджак.  Сбор дани осуществлял потомок болгарского бека Мара купец Саин (Мар был первым владетелем города Булгара).  Анчийские субаши (украинские речники), получившие в Булгаре право платить государству лишь строго определенный и умеренный налог за свое занятие корабельным делом, сделали Саину несколько судов, и он плавал на них в Кортджак из Болгара. А глава булгарских анчийцев (украинцев) мастер Караджар, который за уход в Булгар вместе с Алмышем (кан бежал с Украины от печенегов и русов) получил от кана почетное прозвище Караджура (великий или западный рыцарь) и явился основателем булгарского дома Караджуров, всегда плавал вместе с Саином за лесом и другими нужными ему товарами. Только однажды, весной 922 года, Караджура не отправился вместе с Саином, и того коварно убили восставшие тогда мурдасы (т. е. булгарские купцы заходили в область мурдасов-вятичей только в сопровождении Караджуры). Дочь Саина Гюльасма отправилась вместе с Караджаром и жестоко наказала убийц. Кан велел в память о Саине именовать реку Ака Саин-Иделью, а Кортджак передать во владение Гюльасме. Поэтому реку, текущую посреди этой области, стали называть Гюль-Асма (Клязьма). Мурдасов из племени убийц переселили на речку Нэрлэ (Нерль), которую из презрения к ним стали называть Сасы-Иделью. Эта речка впадает в Гюль-Асму, и на ней сын Караджара Балын устроил свое становище, которое сейчас (в 13в.) является городом Балыном (Владимиром, древняя часть города называлась "Вятчаный городок"). А Балын женился на Гюльасме и стал совладельцем ее земель. Они сообща стали заниматься судостроением, эаготовкой и продажей леса, меда, воска, мехов и составили один дом Караджуров. Их сыном был Саин, названный так в честь деда, а его сыном - Кулбак, названный так в память о кулбакском (колбягском) происхождении Караджуры.  Сын Кулбака Балта основал в 1003 году для своих дел стан Балта (Биш-Балта, начальная Казань). Тогда же он плавал вместе с тебиром Шахидуллой к беку Джира Барысу (кн. Борис) с предложением о беспошлинной торговле булгарских купцов на Руси в обмен на часть джирской дани. Барыс горячо поддержал Шахидуллу и сам отправился с ним в Башту (Киев) выпрашивать разрешение на это у отца Булымера (кн. Владимир, Креститель руси). Булымер охотно подписал грамоту о таковом разрешении, ибо тяготился унизительной для него "джирщиной"...  А старший сын Балты купил аул Арча (Арск?) в земле арчан (вотяков) и прозвал себя Арчамышем. После этого и аул стали также называть Арчамишем...  А в 964 году мурдасы предложили сыну Угыра Барысу (кн. Святослав) помочь им овладеть Каном (Муром), за что обещали платить дань Башту (Киеву). Барыс сначала взял у наших Джир (Ростов), а затем проплыл к Кану и овладел им. Талиб Мумин (исполнял должность правителя Булгар), желая вовлечь Барыса в хазарскую войну (имеется в виду разгром Хазарии в 965-69г.), уступил ему западную часть Кортджака до Балына, но Восточный Кортджак от Лока до Саин-Идели остался за Булгаром до 1164 года...  Дабы дом Караджуров не остался внакладе, Талиб передал ему взамен Балына часть земель по Кара-Идели и Нукрат-су. Сын Арчамыша Джураш по прозвищу Урджум основал поэтому аул Урджум на Нукрат-су (Уржум на Вятке)... А сын Джураша Асладж, пожертвовавший немало средств на строительство Учеля (Казани) и сам участвовавший в этом деле, погиб в нем во время набега галиджийцев (новгородцев-скандинавов) в 1111 году в возрасте 41 года... Его сын Мар-Кавэс вез Абу Хамида Гарнати в 1135 году на своем корабле, когда мулла ехал через Кан и Кисан (Муром и Рязань, земли вятичей) в Хорысдан" (Коростень-Полтава)...  (Гарнати дал полное описание этой поездки.)    Напомню, мурдасы - это именьковцы (по арх. схожи с черняховцами, - славяно-сармато-готами), жившие до сер. 8в. на Волге, но изгнанные булгарами на верхнюю Оку и, вероятно, давшие начало племени вятичей. На Клязьме и в районе Мурома вятичи появились позже.  С булгарским каном Алмышем из Киева в 894г. во главе с Караджурой ушел отряд колбягов, - профессиональных воинов-наемников балтийского происхождения, вероятно, их могли также называть артанцы. Во всяком случае, в ДТ есть свидетельства проживания артанцев-прибалтов в окрестностях Учели-Казани. Отсюда появление названия Арча-Арта-Арса (от артанцев пошло название жившего вокруг них финноугорского народа - аров), которое могло быть одним из названий первого поселения в районе Казани. Обычно его относят к городку Арску, расположенному на этой же речке Арче-Казанке. Из текста следует, что род вождя колбягов Караджуры управлял всей территорией от Клязьмы и низовий Оки до Вятки. Добавлю, что С. Ухов в своей известной работе обнаруживает топонимические свидетельства наличия в Прикамье (на Вятке) балтийского языкового субстрата, а на карте Идриси 12в. на месте Казани стоит город Artan. Имя Балта наверняка связано с балтийским происхождением колбягов, вероятно, балто-славян. По Оке шел путь из Булгара через Угру и Десну в Киев, а через Зап. Двину - в Прибалтику (Артанский путь в ДТ).  Караджуры владели бассейном Клязьмы и нижней Окой. (Кстати, имя джура казаки давали молодому воину.) Булгарские купцы (в тексте ДТ их называют сборщиками дани) могли заходить сюда только в сопровождении военного отряда из Артана (Балты). В ином случае, чужеземцев убивали. Это обстоятельство напоминает описание арабами ситуации в Арсании. Верховья Оки, несмотря на претензии Киевских князей, после освобождения от власти хазар долго сохраняли свою самостоятельность. Дело в том, что там утвердились потомки скандинава Худа. Датчанин Худ имел отряд в несколько тысяч воинов и был хазарским воеводой-наместником в Киеве. В 912г. он после набега на Закавказье при возвращении был разбит и убит на Волге другим скандинавом - Олегом (его ставка была в Джире, Сарское городище возле Ростова). После победного въезда в Киев, Олег взял в жены вдову Худа, видимо, она была из знатного рода Датских конунгов (это обычная практика тех времен). У Худа остался сын Хаддад, который и возглавил сопротивление приокских вятичей (Ходота в ПВЛ). Замечание о происхождении вятичей от скандинавов и мурдасов относится к прявящей дружинной верхушке (русах). Остальные вятичи были несколько иного этнического происхождения. Существование двух типов вятичей подтверждает археология. По гипотезе Е. Х. вятичские русы приняли участие в походах на Хазарию в 965 и 967г. Перед этим Киевский кн. Святослав договорился с ними о совместном нападении с двух сторон, - с Волги и с Дона. В ДТ эта война описаны несколько иначе, но договоренность мурдасов и Святослава о военных действиях против булгар в 964г. косвенно подтверждает это. Потомки викинга Худа претендовали на Русские территории, включая земли вятичей, их следы теряются в 12в. где-то в Прикамье. Нельзя исключить, что это и были Арские князья. Понятно, что династически значимые моменты в летописях вымарывали в первую очередь. По происхождению вятчан и артанских русов (колбягов) более правдоподобной выглядит Балтийская Арконская версия. Статуя Святовита очень близка к иконографии особо почитаемого на Вятке Миколы Можая (Бабая), он же Золотая Баба (Золотая статуя). Непременный атрибут божества - лук - стал гербом Вятки. По описанию Святовит был с бритой головой и бородой, что соответствует казачьей моде. Разгром Рюгена и насильственная христианизация (вторая половина 12в.) совпадают с появлением первых славян на Вятке в конце 12в. Вполне вероятно, что культ статуй появился у нас в Прикамье именно от тех славян-руян. Просматривается также параллель Вотан(Один) - св. Витус - Вятка.


Источник: http://samlib.ru/u/ustinow_b_g/vrk5a.shtml


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов