Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

На миру и смерть красна.

Богородицкий женский монастырь Ветлужского уезда Костромской губернии

Назад

 

Н.В. Бадьина

Богородицкий женский монастырь был основан в Ветлужском уезде на рубеже XIX – ХХ вв. Весной 1896 г. крестьянкой д. Малая Стрелка Никольского уезда Вологодской губернии Александрой Ивановной Цымляковой в Костромскую духовную консисторию было подано прошение об открытии женской общины в приходе Покровской церкви с. Заветлужье Хорошевской волости (ныне Вохомский район). На собранные Александрой Ивановной средства, у местного землевладельца, купца второй гильдии Николая Ильича Башмакова было приобретено 54 дес. земли в 5 верстах от с. Заветлужье. Кроме того, Н.И. Башмаков обязался пожертвовать в пользу общины еще 21 дес. 575 саж. земли, однако до смерти своей в 1899 г. так и не успел совершить дарственного акта. Земля была передана общине по духовному завещанию покойного1 .

Местные крестьяне, выразили готовность, помочь устройству общины расчисткой места, доставкой строительных материалов, денежными и натуральными пожертвованиями. О своем желании поступить в общину, объявили 16 крестьянских девиц в возрасте от 20 до 48 лет2 .

13 сентября 1900 г. последовал указ Святейшего Синода об учреждении в Хорошевской волости женской общины, с таким числом сестер, какое община окажется в состоянии содержать. На должность благочинного вновь учрежденной общины был определен протоиерей Преображенской церкви с. Николо-Шанга Ветлужского уезда И.И. Белоруков. Настоятельницей назначена А.И. Цымлякова. 30 августа 1901 г. в Боголюбском монастыре Макарьевского уезда она приняла постриг с именем Анастасия 3 .

Необходимо отметить, что к моменту получения официального разрешения Святейшего Синода4 , община фактически существовала уже в течение нескольких лет (по крайней мере, с 1897 г.). К 1900 г. на ее территории помимо деревянных келий для сестер и хозяйственных построек, был оборудован кирпичный завод, заготовлено 20 тыс. шт. обожженного кирпича, вырыты и выложены диким камнем канавы под фундамент небольшого храма 5 .

Со временем на территории общины были устроены общежительный корпус с трапезной, гостиница для «богомольцев интеллигентного звания», дом для жительства священника с хозяйственными постройками, дом для размещения одноклассной церковно-приходской школы с общежитием для учащихся и квартирой учительницы. Школа при Богородицкой женской общине была открыта в 1903 г. Первоначально предполагалось, что для обучения будут приниматься только девочки, но со временем от этого правила отказались. Ежегодно в школе обучилось до 50 учащихся обоего пола, среди которых были не только дети из окрестных селений Ветлужского уезда, но и из Вологодской и Вятской губерний. Одна из сестер, Евфалия Андреевна Цымлякова (на момент поступления в общину ей исполнилось лишь 13 лет), была направлена для обучения в Ветлужскую женскую гимназию, по окончании которой и была назначена на должность учительницы6 . Обязанности законоучителя принял на себя священник Покровской церкви с. Заветлужье А.Н. Добровольский.

В 1904 г. было завершено строительство однопрестольного деревянного храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», устроена деревянная колокольня с малым весом колоколов (от 1⁄2 до 80 пудов)7 . В разные годы в церкви Богородицкой общины служили: заштатный священник Н. Троицкий (1904 – 1907 гг.); священник А.В. Вознесенский (предположительно в 1908 – 1913 гг.); А.А. Розов (с 1914 г.) до рукоположения в сан священника, тридцать лет прослуживший диаконом в Успенском соборе г. Кологрив; священник И. Арсеньев (в 1918 г.); студент Московской духовной академии священник А.Д. Колосов (1918 – 1928 гг.)8 .

В 1905 г. по духовному завещанию А.Ф. Кульпиной в собственность общины был передан участок земли и деревянный флигель, расположенный в Безымянном переулке г. Ветлуге. Флигель вскоре был разобран на дрова, на его месте планировалось организация монастырского подворья.

Год от года число сестер Богородицкой общины неуклонно возрастало. При ее основании в общине состояло лишь 16 сестер, в 1902 г. – около 40, в 1907 – 659 .

Указом Святейшего Синода от 18 декабря 1909 г. община была преобразована в общежительный женский монастырь. К этому времени во владении общины находилось 173 дес. земли, большая часть которой была пожертвована благотворителями, капитал общины насчитывал около 8 тыс. руб. В общине проживало 7 монахинь и 85 белиц10 .

Монастырь развернул бурную хозяйственную деятельность. По данным В.М. Панфилова, в его ведении находились водяная мукомольная мельница, маслобойный завод по выработке льняного масла, валяльная фабрика, иконописная мастерская. Сестры разводили породистый скот (коров и лошадей), выращивали кур, индюков, гусей и уток. На полях сеяли редкие для того времени в нашем регионе горчицу, полбу, просо, гречиху. Взамен существующего деревянного храма планировалось строительство каменного собора. С этой целью к началу Первой мировой войны было заготовлено около одного миллиона кирпичей11 .

В 1912 г. настоятельница Богородицкого монастыря игуменья Анастасия (Цымлякова)12 подала прошение об увольнении от должности. Указом Святейшего Синода No 7128 от 16 мая 1912 г. на ее место была назначена благочинная Костромского Богоявленско-Анастасиина монастыря монахиня София (Макарова)13. Документально установлено, что она возглавляла обитель, по крайней мере, до 1918 г.

Этот год стал для насельниц Богородицкого монастыря особенного тяжелым. 2 января 1918 г. местные крестьяне, подстрекаемые солдатами, вернувшимися с фронтов Первой мировой войны, приняли решение об изъятии у монастыря водяной мукомольной мельницы на речке Полдневка и земельной дачи при реке Богданиха, расположенной в 8 верстах от монастыря; грозили отобрать и вывезти кирпич, приготовленный для строительства нового храма. По прошению игуменьи Софии, Костромская духовная консистория обращалась к губернскому комиссару об оказании содействия к ограждению собственности монастыря от захвата. Не дожидаясь официального постановления властей, 15 февраля 1918 г. сорок вооруженных человек, сбив замки, захватили мельницу. Узнав о происшествии, епископ Севастиан, обратился напрямую к жителям с. Заветлужья с просьбой не притеснять насельниц святой обители14 . Оказало ли влияние пастырское послание владыки на умы и сердца прихожан Покровской церкви с. Заветлужье?..

В 1920-е гг. на базе упраздненного монастыря была зарегистрирована Богородицкая женская община. Формально во временное пользование общины была передана лишь часть имущества, предназначенная для обслуживания религиозных и обрядовых целей15. На практике монастырское хозяйство по- прежнему оставалось в ведении сестер. В декабре 1924 г. в ходе проверки деятельности Заветлужского, Пыщугского, Шангско-Городищенского, Шарьинского волисполкомов инспектором Ветлужского уездного исполнительного комитета, в числе прочих нарушений было указано, на отсутствие учета имущества религиозных обществ. В феврале 1925 г. на основании постановления уездного бюро РКП(б) была организована Ветлужская уездная комиссия по проверке церковного имущества. На местах началось создание волостных комиссий, в состав которых вошли представители волисполкомов, члены волостных комитетов РКП(б), представители церковных советов и религиозных групп. Это послужило толчком к организации на базе Богородицкой общины, женской сельскохозяйственной трудовой артели 16 . Устав артели был зарегистрирован Нижегородским губернским земельным управлением 28 августа 1925 г. (при регистрации артель была переименована в Заветлужскую). По данным Заветлужского волисполкома в 1925 г. в артели состояло 116 человек, в ноябре 1927 г. – 81 человек. В числе имущества артели – кузница, водяная мукомольная мельница, маслобойный завод для выгонки масла из льняного семени17 .

В феврале 1928 г. артель была ликвидирована, на ее базе организован совхоз Заветлужский18. Библиотека, начало формированию, которой было положено уже в первые годы существования общины, на основании решения расширенного пленума Заветлужского сельсовета 30 октября 1928 г. была переведена в с. Заветлужье, т.к. в совхозе она оказалась не востребована читателями19. Любопытно, что бывшая монастырская школа, получившая статус советской школы I ступени еще в 1918 г., по-прежнему сохраняла наименование Богородицкой20. По данным Ветлужского уездного отдела народного образования в 1928 – 1929 учебном году в ней состояло 47 учащихся21. Созданное трудами сестер обители по-прежнему приносило пользу людям.

Среди документов Заветлужского волисполкома сохранился список «постриженных монахинь» Богородицкой общины, составленный в 1925 г. 22 :

1. Голубева Надежда Георгиевна;

2. Кузнецова Минодора Сосипатровна;

3. Загоскина Парфения Иосифовна;

4. Левашова Феофания Лукинична;

5. Лебедева Анатолия Дмитриевна;

6. Панфилова Евстолия Тихоновна;

7. Мухачева Хариесса Петровна;

8. Манина Анфия Григорьевна;

9. Скрябина Палладия Никитична;

10.Фатеева Августа Максимовна;

11.Паюсова Никодима Ивановна.

Все они были лишены избирательных прав в 1925 г. и повторно в 1927 г. В списках лишенных избирательных прав числится так же священник Богородицкой общины Алексей Дмитриевич Колосов, его жена Колосова Е.М.23

В 1928 г. были лишены избирательных прав Береснева Анастасия, Бороздина А.В., Козлова Екатерина, Котельникова Е.М., Краева К.М., Куймова Пелагея, Мамонтова М.Д., Цимлякова Платонида, Шмакова П.Д., Южанина Е.Ф.24 .

Установить, как в дальнейшем сложилась судьба монахинь и послушниц общины, в холе исследования не удалось. Страница 5 из 6

1 ГАКО, ф. 130, оп. 3, д. 1538, л. 59, 87.

2 Афонасова М.А., Игошина С.С., Клеопина В.П., Коренева Т.Ф., Кузнецова М.С., Левашова Ф.Л., , Манина А.Г., Мухачева Х.П., Огаркова П.В., Панфилова Е.Т., Попова Е.А., Скрябина П.Н., Скрябина Ф.Ф., Фатеева А.М., Швецова Е.Д.

3 ГАКО, ф. 130, оп. 1, д. 4831, л. 13.

4 Указ Святейшего синода No 6259 от 13 сентября 1900 г.

5 ГАКО, ф. 130, оп. 3, д. 1538, л. 68 об.

6 ГАКО, ф. 438, оп. 1, д. 1020, л. 3-4.

7 При строительстве был использован проект колокольни, расположенной в с. Карцево Ветлужского уезда.

8 ГАКО, ф. 130, оп 1, д. 6027, 1-1об; оп. 9, д. 1273, л. 92-93 об; оп. 10, д. 800, л. 1-6.

9 ГАКО, ф. 130, б/ш, д. 118, л. 3-7.

10 ГАКО, ф. 438, оп. 1, д. 1020, л. 10-10 об.

11 Панфилов В.М. Вохомская земля. – Кострома, 2004 – С. 27.

12 Возведена в сан игуменьи 19 июня 1911 г.

13 ГАКО, ф. 707, оп. 1, д. 1387, л. 1 об; д. 1398, л. 19.

14 ГАКО, ф. 130, оп. 10, д. 374, л. 9-11, 13.

15 ГАКО, Р-2536, оп. 2, д. 1, л. 230 – 232 об.

16 В документах волисолкома об организации Богородицкой артели впервые упоминается в апреле 1925 г.

17 ГАКО, Р-2536, оп. 1, д. 67, л 2 об-3, 6 об-7; оп. 2, д. 1, л. 299 об, 495 об.

18 ГАКО, Р-2536, оп. 1, д. 67, л. 27.

19 ГАКО, Р-2536, оп. 1, д. 95.

20 ГАКО, ф. 130, оп. 11, д. 2305, л. 6 об.


Источник: https://bekishev.kostromka.ru/bogorodicky-monastery-4822/
Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов