Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

После драки поднял кулак. (башкирская)

Описание погостов Шангальской волости 1645-46 гг. (извлечение из писцовой и межевой книги Устьянских волостей)

Назад

 

В последнее время все более активно вводятся в научный оборот материалы писцовых описаний XVII века по Русскому Северу. Тексты писцовых книг позволяют составить представление о церковных приходах, количестве жителей в том или ином населенном пункте, качестве и размере обрабатываемой земли и т.д. В ряду писцовых описаний северных земель особняком находится Писцовая и межевая книга земель Устьянских волостей стольника И. Загряского и подъячего Т. Семенова 1645-46 гг. Она отличается от писцовых книг, например, соседнего Тотемского уезда подробным описанием убранства приходских церквей и содержащегося в них имущества. Указанное писцовое описание уже привлекало внимание исследователей. Одна из последних значительных публикаций «Приходские храмы в Устьянских сохах по писцовой книге письма и меры Ивана Загряского и подъячего Тимофея Семенова 1645 г.» - была осуществлена архангельским историком Г. В. Демчуком. В приложении к его работе дается текст описания погоста Соденгской волости. В данной публикации содержится текст описания погостов Шангалской волости. Интересная особенность данной волости – наличие в одном из храмов мощей местночтимого Святого Прокопия праведного, что далеко не часто встретишь в сельском храме.

Перед публикацией хотелось бы предварить текст описания объяснением некоторых терминов, встречающихся в тексте.

Камка — шелковая цветная ткань с разными узорами. На персидском языке камка - дамасский шелк одного цвета. Употреблялась на кафтаны, шубы, шапки, чулки, одеяла и т. п., на подпушку кафтанов, ферезей, зипунов и телогрей. Ирмологий (ирмолой) — богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе те молитвы, которые назначаются для пения (а не для чтения) при богослужении: ирмосы, все песнопения литургий, так называемые Богородичны или догматики, тропари воскресные, об усопших, песнопения утрени, прокимны, стихи особые на праздники Господни и Богородичные, песни Святого Писания, которые поются перед каноном и другие. Трефолой – книга праздничных богослужений. Тябло – ряд икон на стене над царскими вратами.

 

текст описания

 

л. 198

Стан Введенский, а в нем волость Шангалская. А в волости по реке по Устье погосты.

Погост на реке на Устье, а на погосте церковь Рождество Пречистые Богородицы древяная вверх холодная, а в церкве Божия милосердия образов местных на празелени образ Рождества Пречистые Богородицы и венец и гривна сребрены золочены, басма, образ …. венцы и гривны сребряны и золочены басма ж образ о тебе радуетца, образ Воскресение Христово, у Воскресения ж гривна

л. 198об.

сребрена золочена, образ Чюдотворца Николы резной в киоте за створы, на затворех мученик Христов Георгий да Дмитрей Сулунский. У Николы ж Чюдотворца гривна сребрена золочена, басма, образ Рождество Пречистые Богородицы, образ Богоявление Господа Бога нашего Иисуса Христа, образ Илья пророк, образ Флора и Лавра да шести листовых образ Спасов со апосталы, обложен серебром басма, у Спасова ж образа и у апосталов одиннатцат венцов сребряны солочены басма, образ

л. 199

о тебе радуется, образ Михайло Малеин, образ Одигитрие Пречистые Богородицы, образ Прокопии Христа ради уродивый Устюжский в киоте, у Прокопии ж Чюдотворца гривна сребрена золочена, в тябле Деисус одинатцат икон, у Спас и у Пречистые Богородицы и у Ивана Предтечи венцы и гривна сребрены золочены, басма, в тябле ж над Деисусы на одних … дванадесять господских празников и с пророки да над празники ж и над пророки вверху образ нерукотворенный Господа нашего Иисуса

л. 199об.

Христа, да перед господскими ж празники паникадило медное о шести перах, весу в нем шесть гривенок, да перед месными образы свечи у Николы Чюдотворца, у Рождества Пречистые Богородицы, у Воскресения Христова, у Пречистыя Богородицы Одигитрия, да у Флора и Лавра шесть свеч, весу в них два пуда дватцать гривенок, херугов. С одной стороны образ Спасов, з другую сторону - Прокопии да Иван Устюжские Чюдотворцы, двери царские и сень и столбцы на празелени

л. 200

в олтаре образ Одигитрие Пречистые Богородицы на престолные да крест выносной на празелени, престол оболочен крашениною на престоле Евангилье тетр печать московская поволочено полубархатом зеленым, евангилисты медные золочены да крест воздвизалной на празелени, сосуды церковные оловяные, кадило и укропник медные, ризы … , оплечье бархат зелень на золоте патрахель и поручи того ж бархату, стихарь подризной миткалинной оплечь

л. 200об.

выбойка розные цветы, да книг: печать московская в десть, Евангилье толковое, Устав, два охтая на осмь гласов, две треоди – посная да цветная, Апостол, два трефолоя, Минея общая, два пролога во весь год, потребник, да книг же печатных в пол десть, две Псалтыри, Служебник, да писменных книг в десть, Апостол, два трефолоя, охтай, Псалтырь в полдесть, Часовник в четверть, два ирмолоя в восмушку. Другая церковь Великого Чюдотворца

л. 201

Николы вверх теплая, а в церкве Божия милосердия образов местных на празелени. Образ Великого Чюдотворцы Николы – венец и гривны сребрены, золочены, басма, образ … Пречитсые Богородицы, образ Дмитрий Селунский, образ Великого Чюдотворца Николы, образ Парасковьи, нарицаемыя Пятницы да шести листовых образов на празелени ж: образ страстотерпца Христова Георгия, образ Пречистыя Богородицы Воплощение, образ Неры да Менемати, образ Великого

л. 201об.

Чюдотворца Николы, образ Рождество Христово, образ Великого Чюдотворца Николы резной в киоте. За зтворы в тябле Деисусы одиннатцать икон да над Деисусы вверху образ нерукотворенный Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да перед Деисусы паникадило медное о четырех перах, весу в нем две гривенки, да перед Николою Чюдотворцом свеча вощаная, весу в ней десять гривенок, двери царские сень и столбцы на празелени в олтаре, образ Одигитрие Пречистые Богородицы на-

л. 202

престолные, да крест выносной, престол оболочен крашениною, на престоле Евангилье писменое в полдесть обложено жестью с евангелисты, керст воздвизалной на празелени, кадило медное, сосуды церковные древяные, у церквей ж колоколница рубленая, а на колоколнице три колокола, весу в них осмнатцат пуд, а в паникадилах и свечах и в колоколах вес писан по скаске церковного старосты Иевка, прозвище Ивашка Павлова, а церкви и в церквах Божие

л. 202об.

милосердие и ризы и книги и свечи и колокола и все церковное строение мирское приходцких людей. На погосте ж дворы церковных причетников: Двор - поп Парфеней Ондреев, двор - пономарь Гаврилко Данилов сын Зычков, двор - просвирница Офимьица, двор - трапезник Олешка Калистратов сын Грязново. Да в трех кельях живут нищие, питаютца от церкви Божии. Пашни паханые церковные, что пашет поп, худые земли, три чети в поле, а в дву потому ж, сена за рекою за Устьею против

л. 203

Чанцына перебору, да на Усть речки Сондемы пожня попа - дватцать три копны, лесу пашенного четыре десятины, а непашенного по болоту шесть десятин, а у пономаря и у просвирницы пашни нет.

На погосте: двор пуст, приказново человека, хоромы ветхи, да тюрма мирская. В Волюге, на реке на Устье, другой погост стал после писцов Ивана Невежина да подъячего Петра Офонасьева 7076 году, а на погосте церковь страстотерпца Христова Георгия древяна,

л. 203об.

вверх холодная, а в церкве Божия милосердия образов местных на празелени, образ страстотерпца Христова Георгия, венец и гривна сребрены, золочены, образ Великого Чюдотворца Николы, образ великомученик Дмитрий Селунский да мученицы Настасьи, образ Офанасии Великий, образ Флора и Лавра в чудесех, образ Прокопии .. устюжские Чюдотворцы, образ Илья пророк, образ Власии Севастийский, образ Одигитрие Пречистые Богородицы в тябле, Деисус

л. 204

дванадесят икон с празники и с пророки … на празелени над Деисусы ж вверху образ нерукотворенный господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на празелени, двери царские и сень и столбцы на празелени в олтаре, образ Пречистые Богородицы напрестолные, да крест выносной на празелени, престол оболочен крашениною, на престоле Евангилье тетр, печать московская, евангелисты сребристы, золочены, крест воздвизалной на празелени, сосуды церковные древяные, кадило

л. 204об.

и укропник, медные ризы и стихарь подризной полотняные, на ризах оплечье камка жолтая, патрахель выбойчатая, а ризы и стихарь поповы, а не мирские, да перед местными образы восмь свеч, древяные тощи на красках, паникадило медное о одиннатцати перьях, весу в нем полпуда, а в паперти образ Страшный суд. В церкве ж книг: печать московская в десть, Устав старой, два охтоя на осмь гласов, Минея общая

л. 205

Евангилье толковое, Псалтырь в полдесть, часовник в четверти, да книг же писменых в десть, трефолой, два пролога, Апостол, Златоуст в полдесть, ирмолой в четверть. Другая церковь Великого Чюдотворца Николы древяна, клецки теплая ветха, а в церкве Божия милосердия, образ местной Великого Чюдотворца Николы, венец да две гривны сребрены, и золочены, образ Одигитрие Пречистые Богородицы, прикладу две гривны сребряны, золочены, образ Воскресение Христово, образ стросто-

л. 205об.

терпца Христова Георгия, образ Умеление Пречистые Богородицы да перед образом Николы Чюдотворцы свеча вощаная, весу в ней пуд, в тябле Деисус, одиннатцать икон с празники и с пророки на … на празелени, двери царские и сень и столбцы на празелени в олтаре образ Пречистые Богородицы напрестолные да крест выносной на празелени, престол оболочен крашениною. У церкви ж колоколница рубленая, а на колоколнице четыре колокола, весу в них восмь пуд. А в паникадиле и в свечах

л. 206

и в колоколах вес писан по скаске церковного старосты Павлика Иванова, а строение церкви и в церквах Божие милосердие и книги, свечи и колокола и все церковное, строение мирское преходцких людей. На погосте ж дворы церковных причетников: двор - поп Ортемий Поликарпов, двор - дьячок Климко Симонов сын Лебедев, двор - пономарь Гришка Игнатьев, двор - просвирница Федосьица. Пашни паханые, что пашет поп – две чети с третником, да пашни ж, что пашет дьячок четь с третником

л. 206об.

обоего пашни паханые церковные, худые земли, что пашут поп и дьячок, четыре чети без третника в поле, а в дву потому ж сена по реке по Устье двенатцать копен, лесу пашенного по бору две десятины, а непашенного по болоту четыре десятины.

Третей погост, на реке на Устье, а на погосте церковь Введение Пресвятые Богородицы древяна, вверх холодная, а в церкве Божия милосердия образы местных на празелени. Образ Введения Пречистые Богородицы, образ Илья пророк

л. 207

образ страстотерпца Христова Георгия, образ Великого Чюдотворца Николы, образ Афонасия Александрейского, образ живоначалные Троицы, перед месными ж образы у Введенья и Ильи пророка две свечи вощаные, весу в них дватцат пят гривенок, в тяблах Деисус, дватцат две иконы с празники, с пророки перед Деисусы ж, паникадило медное о четырех перах, весу в нем пять гривенок. Над Деисусы ж вверху образ нерукотворенный Господа Бога и Спаса нашего

л. 207об.

Ииуса Христа, двери царские и сень и столбцы на празелени, в олтаре образ Одигитрие Пречистые Богородицы напрестолные да крест выносной на празелени. Престол оболочен крашениною, на престоле Евангилье тетр, печать московская поволочено бархатом вишневым, евангилисты медные, крест воздвизалной на празелени, сосуды церковные …

древяные, блюдцо оловяное, над жертвенником образ похвалы Пречистые Богородицы на празелени, ризы и стихарь подризной полотняны

л. 208

венчаны, у риз оплечье выбойчатое, патрахель и поручи выбойчатые ж, в церкве ж книг: печать московская в десть, Евангилье толковое, Апостол два охтая на осмь гласов, потребник, Минея общая, Псалтырь, печать московская в полдесть, да писменных книг в десть, две треоди посная да цветная, пролог с сентября да по март месяц, трефолой с февраля по август месяц, да писменых же книг в полдесть, житие великого Чюдотворца Николы, книга Златоуст, в церкве ж

л. 208об.

у Введения пречистые Богородицы гробница древяная, а в ней Прокопий праведный, на гробнице ж два покрова: покров камка черьчата мелкотравная, да покров киндяк червчат, другая церковь Флора и Лавер древяна, клецки теплая, а в церкви Божия милосердия на празелени образ Флор и Лавер, образ Введение Пречистые Богородицы, образ великого Чюдотворца Николы, двери царские и сень и столбцы ветхи на празелени ж в олтаре, образ Одигитрие Пречистые Богородицы

л. 209

напрестолные да крест выносной на празелени, престол оболочен крашениною, на престоле крест воздвизалной на празелени. Третьея церковь Великого Чюдотворца Николыдревяна, клецки с трапезою, теплая ж, а в церкве Божия милосердия образ Великого Чюдотворца Николы, прикладу гривна сребрена, золочена басма, образ Одигитрие Пречистые Богородицы, двери царские и сень и столбцы на празелени ветхи, у Чюдотворца Николы и у Пречистые Богородицы две свечи

л. 209об.

вощаные тощи, весу в них двенатцат гривенок, в тябле Деисус, двенатцат икон ветхи ж, в олтаре образ Одигитрие Пречистые Богородицы напрестолные, крест выносной на празелени, престол оболочен крашениною, на колоколнице четыре колокола, весу в них двенатцать пуд пятнатцат гривенок, а в паникадиле и в свечах и в колоколах писан вес по скаске с церковного старосты Селиверстка Корякина, а строение церкви и в церквах Божие милосердие и книги и ризы и колокола

л. 210

и все церковное, строение мирских приходцких людей, а дворы церковных причетников и пашня писаны в Введенской же церковной в поповской деревне.

Четвертой погост на рекее на Устье и на Устье речки и Мехренги, а на погосте церковь страстотерпца Христова Дмитрия Селунского древяна, клецки холодная, ветха, а в церкве Божия милосердия образов местных на празелени: образ Дмитрия Селунскаго, венец и гривна сребряны, золочены басм, образ дванадесят господских

л. 210об.

празников, образ Одигитрие Пречистые Богородицы, образ Великого Чюдотворца Николы резной в киоте, образ Прокопии и Ивана Устюжские Чюдотворцы в тябле, Деисус, одиннатцать икон на празелени, херугвь, с одной стороны образ нерукотворенный Господа Бога и Спаса нашего иисуса Христа, з другой стороны Введенские Пречистые Богородицы, двери церковные и сень и столбцы и двери северные на празелени в олтаре, образ Пречистые Богородицы напрестолные, да крест выносной на празелени, престол

л. 211

Оболочен крашениною, на престоле Евангилье, печать московская в десть, поволочено крашениною, евангелисты медные, крест воздвизалной на празелени и сосуды церковные оловяные, кадило медное, ризы и стихарь подризной и патрахель и поручи полотняные ветхи попа Василья, а не мирские, в церкви ж книг: печать московская в десть, Апостол, треодь цветная, Псалтырь, Минея, да книг же писменых в полдесть, два охтая на осмь гласов, Соборник, две Минеи общие

л. 211об.

Часовник, печать литовская в полдесть. Другая церковь Великуого Чюдотворца Николы древяна клецки, теплая ветха. А в церкви образ местной Великого Чюдотворца Николы на празелени, венец да две гривны сребрены, золочены, басма. Перед Чюдотворцым образом свеча вощаная, весу в ней полпуда. Двери царские и сень и столбцы и двери северные на празелени ветхи и в тябле Деисус, одиннатцат икон ветхи, в олтаре образ Пречистые Богородицы напрестолные, престол

л. 212

поволочен крашениною, в трапезе Деисус на одной … У церкви же колоколница рубленая, а на колоколнице три колокола, весу в них полпуда, а паникадилу и свечам и колоколам писан вес по скаске тое ж церкви попа Василья, а строение церкви и в церкве Божие милосердие и все церковное строение мирских приходцких людей.

На погосте ж дворы церковных причетников: двор - поп Василей Игнатьев, двор - дьячок Петрушка Матвеев, двор - пономарь Гришка Иванов, двор - просвирница Марфица. Да три

л. 212об.

кельи нищих, питаютца от церкви Божии: Петрушка Фатеев Григорьев Якушко прозвище Пятунка Иванов Ганечков, да вдова Оринка Збатнева.

Пашни паханые, церковные, у погосту, что пашет поп худые земли, за поповым же и за просвирницыным двором да на Онгарасе ручью полянка худые земли и две чети с осминою, в поле, а в дву потому ж. Сена за рекою за Устьею пожня Тарасиха да в Острову и в Колянке на Онгарасе ручью сорок четыре копны, животинной выгон вопче тутошних

л. 213

деревень со крестьяны. Лесу пашенного четыре десятины. А у дьячка и у пономаря и у просвирницы пашни нет.

В том же стану и в волости государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича Всеа Русии деревни и починки и пустоши черные.

РГАДА, Ф. 1209, ОП. 1, Д. 510

там же, Л. 208об.

Объяснение терминов взято из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и Этимологического словаря русского языка М. Фасмера.

РГАДА, Ф. 1209, ОП. 1, Д. 510

1564-65 гг. от Р. Х.


Источник: http://vasherodoslovie.ru


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов