Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью. (татарская)

Белоруков Д.Ф. "Деревни, сёла и города костромского края". 1988. стр.194: Макарьевский район Юровский сельский совет

Назад

 


Мельников П.И. Исторические очерки поповщины. Часть первая. 1864. стр.78:

Рымские. Так называются сопредельные с Керженскими леса в Макарьевском уезде Костромской губернии по селениям Большия и Малыя Рымы, на реке Черный Лух, впадающей в Унжу.
http://books.google.ru/...

Белоруков Д.Ф. "Деревни, сёла и города костромского края". 1988. стр.194:
Макарьевский район
Юровский сельский совет

Здесь бывшие рымские леса, раскинувшиеся по реке Черный Лух и верховьям Керженца. Леса здесь были огромные, и недаром такие леса в старых грамотах величались «лешими, дикими, черными лесами».
Еще в 1587 г. крестьянин Нейской волости Первушка Митюков в своей челобитной на имя царя просил отдать лес ему на оброк: «Дикой пустой лес за рекой за Унжей и вверх по Луху по Черному, а лежит тот лес в пусте не в поместьи не в вотчине не бывал ни за кем и оброку с того лесу в государеву казну не медом не хлебом не иными доходы ныне не дают ничего а запустел тот лес сорок или пятьдесят лет, а оброчников старых кто тем лесом в старину владел побила в старую войну луговая черемиса а иные померли в поветрии и тем лесом не владеет никто». Оброк Первушка обещал платить медом.
Рымскими леса звались по имени деревень Большие и Малые Рымы.
В XVII веке от властного патриарха Никона, насаждавшего силой новую веру, бежали приверженцы старой веры, и здесь в глухих лесах возникали скиты, молельни, обители. Много здесь было беглых из-под Галича, Чухломы, и не только крепостных крестьян, но и детей боярских. В Рымских лесах скрывались сторонники мятежного протопопа Аввакума - пламенного идеолога старообрядцев, поплатившегося за свои убеждения смертью на костре.
Бегство приверженцев старой веры из-под Чухломы и Галича в рымские леса не было случайным. Там, под Чухломой, в вотчинах бояр Морозовых, Соковниных, Урусовых и Милославских был один из центров старообрядчества.
http://kostromka.ru/...

"Высоковский Успенский мужской монастырь" (Подготовила директор Музея истории Нижегородской епархии О.В. Дегтева)

История Высоковского мужского монастыря, который находится в Ковернинском районе Нижегородской области, насчитывает чуть более 200 лет. Эта уединенная, расположенная в лесах обитель, на протяжении всего дореволюционного периода играла существенную роль в решении одной из наиболее важнейших проблем в истории Русской Православной Церкви - борьбе с расколом и старообрядческими сектами. Прежде среди других мужских монастырей Поволжья он был единственным иноческим общежитием, устав которого был организован на принципах единоверия. До 1922 года Ковернинский район входил в состав Костромской губернии, и поэтому Высоковский монастырь относился к одноименной епархии.
Согласно документальному летописанию, Высоковский Успенский монастырь возымел начало свое в 1784 году.
Основателем этой обители являлся некий монах Герасим, бывший в мирском звании казак Григорий Иванов, по прозванию «Стуканогов». Он был выходец из Екатеринославского Донского казачьего Войска, и происходил родом из станицы Батийской, что в Малороссии. По своему вероисповеданию этот казак первоначально был раскольником и состоял в "Перемщанской" секте старообрядцев.
Испытывая огромное стремление к пустыннической духовной жизни, казак Григорий Иванов на 38 году своей жизни удалился от мира, и ушел жить в старообрядческий скит. Местом для своего уединения, им был выбран Комаровский скит Семеновского уезда в Нижегородской губернии. Места эти изначально являлись в России одним из центров старообрядчества. По имени своего основоположника, данный скит назывался так же обителью некоего старца Арона.
Именно здесь, в этом скиту казак Григорий Иванов тайно от беглого иеромонаха принял иноческий образ, с наречением при постриге именем Герасим, и прожил в старообрядческом скиту порядка 10 лет.
Позднее, вместе с присоединившемся к нему сподвижником иноком Паисием, он вынужден был добровольно покинуть Комаровский скит и удалиться для проживания в еще более уединенное и недоступное для людей место. Поселились подвижники в дремучих лесах Макарьевского уезда Костромской губернии, называемых "Рымовскими". Земли эти являлись государственными и принадлежали к лесным дачам Рыбновской волости, на территории Костромской губернии. Именно здесь на высоком правом берегу, небольшой лесной речки Утруса, недалеко от деревни Высоково жили два других инока, поселившиеся на этом месте еще до прихода инока Герасима. Это монах Серапион, родом из Киевской губернии, и некий Иаков из города Гуслиц. Так зародилось новое небольшое старообрядческое поселение.
Вместе с этими подвижниками, основатель Высоковского монастыря инок Герасим, в 1784 году по дозволению Костромской казенной Палаты, расчистив непроходимую лесную чащу, сумел своими трудами устроить в лесу иноческие кельи. Затем место это стало официально именоваться Высоковским скитом (по названию ближайшей соседней деревни Высоково).
Сюда стали приходить и прятаться все новые беглецы старообрядцы, и в скором времени с разрешения светских властей они построили здесь деревянный молитвенный дом. Постепенно Высоковский скит увеличивался количеством проживающей в нем иноческой братии, и в 1800 году в нем насчитывалось до 50 насельников.
Как сказано в монастырской летописи, строитель Высоковского скита инок Герасим, по собственному его признанию, с тех пор как оставил мирскую жизнь, около 15 лет находился в "спокойствии совести", не имел никаких сомнений о своем житии и надеялся получить душевное спасение, оставаясь в отторжении от Святой Православной Церкви, как старообрядец. Но затем началось "тайное спасительное страдание духа его", отчего стал он сомневаться в правильности своего пути. И тогда инок Герасим решил "понудить себя на молитву ко Господу Богу", совершая общие с братией молитвенные подвиги и Всенощные бдения при особом воздержании. Сам же он более всех пребывал всегда в молитвенном размышлении и непрестанно взывал: "Господи, настави мя на путь Твой вонь же пойду, и не остави мене убогого раба своего в неведении согрешити к Тебе".
И тогда Господь Бог, видя такое великое подвижничество инока Герасима к познанию истины, внушил ему спасительное намерение: чтобы он сам изучил все старопечатные книги, Священное писание и учения Св.Отцов, о главной проблеме и недоумения всех Старообрядцев - о благодати Архиереев и Священства. При этом благоразумными советами своими, склонил Герасим последовать его примеру в дознании истины из числа братии и других иноков.
Когда же иноки смогли убедиться в необходимости воссоединения их с Православной церковью, с принятием единоверия, то 8 октября 1801 года составили официальный письменный "приговор", за подписью 22 двух обитателей Высоковского скита, и обратились с соответствующим прошением в Святейший Правительственный Синод.
В своем прошении о присоединении их к Святой Церкви они выдвинули конкретные условия. Прежде всего, они стали просить: разрешить переселиться им в бывший упраздненный Троицкий Кривоезерский монастырь [около г. Юрьевца]; определить настоятелем монастыря, избираемого советом братии; содержание монастыря и братии предоставить их собственному попечению; всех обитающих в скиту и подписавших на доверенности иноков исключить из податного состояния (т. е. освободить от крепостной зависимости); звание раскольников по отношению к ним уничтожить, с наименованием их Единоверцами, а так же дозволить им принимать в число своего иноческого братства всех желающих, для официального пострижения в монашество.
Однако первоначальные их прошения оставались безрезультатными. Синод отказал передать бывший Кривоезерский монастырь единоверцам. Тогда в 1803 году, уполномоченный от лица братии инок Паисий дважды обращается с прошениями к государю Императору Александру Павловичу. Первое прошение касалось о всемилостивейшем пожаловании им земельного участка в здешних "Рымовских" казенных лесах, на берегу речки Лух, где прежде был стеклянный завод, чтобы на собственные средства смогли осуществить они строительство единоверческого монастыря.  Другим своим прошением подвижники просили об освобождении их от крепостной зависимости.
Первое прошение было удовлетворено не полностью. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий /Подобедов/ дал официальное согласие и благословение на строительство иноком Герасимом с братией церкви. Однако, в просимой для строительства монастыря земле Министр Внутренних дел граф В.П. Кочубей официально им отказал, объявив желания властей, чтобы иноки спокойно оставались жить в своем Высоковском скиту, где живут.
Получив данные постановления властей, 4 ноября 1803 года, инок Паисий с благословения о.Герасима вновь обращается в Св.Синод с прошением "дозволить братии имеющуюся в скиту часовню, перестроить и освятить как храм во имя Успения Божьей Матери, с наименованием в дальнейшем Высоковский скит монастырем, и настоятеля инока Герасима рукоположить во священника, а прочее братство присоединить ко святой Церкви, согласно их желанию".
В ответ на это прошение 26 ноября 1803 года из Синода был послан Указ епископу Костромскому Евгению о том, чтобы местные церковные и гражданские власти произвели расследование: действительно ли можно существующую  в Высоковском скиту часовню  обратить в церковь, сколько всех там состоит монашествующих и беглецов, и имеют ли все они увольнения от платежа Государственных податей. И не послужит ли в случае  дозволения, строительство православного храма в здешних раскольничьих местах, к обращению других старообрядцев на путь спасения, через присоединение их так же на правах единоверия к Православной Церкви.
Для исполнения вышеназванного повеления в Высоковский скит были командированы: Макарьево-Унженского монастыря игумен Иринарх и исправник Земского суда И.В. Минин. После освидетельствования на месте они признали возможным существующую часовню обратить в церковь, а у обывателей скита, составляющих братство иноков и послушников, все имеющиеся документы и паспорта нашли действительными и не подлежащими сомнению. При этом 18 иноков и 127 жителей окрестных деревень,  крестьяне той же Рыбновской волости, официально изъявили свое желание присоединиться из раскольников к будущей единоверческой церкви.
Первоначально, 10 августа 1804 года в Св.Синоде был подписан Указ, разрешающий обратить насельникам Высоковского скита свою часовню в церковь, но в качестве приходской, а не монастырской. В этом же году, по Указу из Костромского губернского правления вблизи скита была отведена под кладбище новая земля. Для службы был определен священник о.Михаил (Михайлов). Количество проживающих насельников составляло порядка 18 иноков и 168 послушников из крестьян.
Когда от настоятеля инока Герасима поступило донесение о том, что храм в Высоковском скиту готов к освящению, то Указом Костромской Духовной Консистории, от 7 июня 1807 года было разрешено храм этот в Старообрядческом скиту освятить "по древнему чиноположению во именование Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии, честного и славного Ее Успения."
К несказанной радости самих пустынножителей и проживающих в округе крестьян, освящение первого деревянного храма на древнем святом антиминсе в будущем единоверческом монастыре состоялось 13 августа 1807 года. Данное торжество осуществили: священник Нижегородской Святодуховской единоверческой церкви о.Андрей /Иоаннов/ с дьяконом Стефаном и скитским священником о.Михаилом /Михайловым/.
Перед освящением этого храма над каждым из иноков, присоединяющихся из раскола в единоверие, была прочтена соответствующая разрешительная молитва. С этого момента в продолжение двенадцати лет, насельники, проживающие в Высоковском скиту при Успенской церкви, которая считалась приходской, руководствовались общежительным монашеским уставом. В течение этого времени благодаря миссионерской деятельности высоковских иноков более 500 обитающих в округе раскольников обратилось и присоединилось к Единоверческой церкви, став прихожанами Успенской церкви. На тот период общая территория будущего монастыря, помимо особо отведенной для кладбища, составляла порядка 192 квадратных саженей.


Источник: http://vysokovskij-monastyr.narod2.ru
Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов