Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Слово, сказанное к месту, стоит верблюда (арабская)

Г. Т Маджарашвили. О конфессиональной принадлежности афонских бенедиктинцев

Назад

 

ВЕСТНИК ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ (pdf)

Значительную роль в поселении на Афоне римских бенедиктинцев сы­грали великие грузинские церковные деятели. Георгий Афонский в Житии преподобных Иоанна и Евфимия рассказывает о том, как грузины приютили в своем монастыре великого римского старца Леона с его учениками, а потом помогли им построить свою собственную обитель[1] [2]. Так на Афонской горе по­явился монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Он известен под именем Амальфи, или как монастырь Амальфитион[3]. Позже он упоминается также как старый монастырь Мольфини[4]. Амальфитионом монастырь афонских бе­недиктинцев стал называться потому, что его основатели и подвижники про­исходили из итальянского города Амальфи[5].

В грузинской историографии существует разногласие по поводу кон­фессиональной принадлежности афонских бенедиктинцев. Одни считают их православными, другие — католиками. Например, К. Кекелидзе считал, что Грузия в X-XI вв. не разделяла ригористические взгляды Греции о Римской

Церкви4 [6]. По мнению академика Е. Метревели, грузины проявляли симпатии к латинским инокам и к католической вере[7]. Взгляды К. Кекелидзе и Е. Мет- ревели основаны на тех сведениях о западных христианах, которые находятся в агиографических произведениях Георгия Афонского и Георгия Мцирэ (Младшего). В первую очередь они имеют в виду рассказ о дружбе грузин­ских и бенедиктинских старцев, который содержится в Житии преподобных Иоанна и Евфимия. Другое мнение об афонских бенедиктинцах имел извест­ный грузинский церковный деятель М. Сабинин. Он разделял взгляд, суще­ствовавший в русской византинистике, о том, что они являлись православ­ными римлянами: «Явно, что на Святой горе в тринадцатом веке [тоже] существовали латинские монастыри, следовавшие правилам св. Бенедикта, исповедовавшие православие»[8].

Но кем же были в реальности афонские бенедиктинцы - православными или католиками? Разрешение данного вопроса прояснило бы направление деятельности афонского Иверского монастыря, одного из самых главных оча­гов грузинской духовности и культуры.

Основание бенедиктинского монастыря на Афоне относят к 985-990 гг.[9] По сведению Георгия Афонского, бенедиктинские иноки пришли на Афон «в то время, когда отец Иоанн еще был живым», т. е. до 1005 г.[10] Монастырь Амальфитион существовал до конца XIII в. Несмотря на трехвековую исто­рию о нем мало что известно. Прямых сведений о том, признавали или нет афонские бенедиктинцы латинский догмат о происхождении Святого Духа, также нет. Однако есть отдельные факты, позволяющие прийти к определен­ным выводам.

Известно, что в 1014 г. нарушилось евхаристическое единство между Римом и православным Востоком по причине того, что папа Римский офи­циально добавил в Символ Веры Филиокве — латинскую пневматологичес- кую формулу об исхождении Святого Духа[11]. Тем не менее несмотря на схизму, которая началась в 1014 г., бенедиктинский монастырь Амальфитион не пре­кратил существования. Если бы они будучи приверженцами католицизма исповедовали Филиокве, то этого было бы не избежать. Так, например, в 808 г.

греки изгнали с Елеонской горы аахенских бенедиктинцев именно за то, что последние пели Символ Веры с прибавкой Филиокве[12].

Бенедиктинцы продолжили свою деятельность на Афоне, несмотря на схизму. Но это стало лишь началом того разделения Церквей, которое впоследствии приняло необратимый характер и стало известным как Вели­кая схизма 1054 г. Однако даже это событие не нарушило мирную деятель­ность бенедиктинцев на Афоне[13].

Известны и другие случаи конфронтации православных греков с запад­ными христианами. В 1052 г. в Константинополе по приказу византийского императора были закрыты церкви и монастыри западных христиан. В 1186 г. латинян и вовсе изгнали из Константинополя[14]. Однако греки не изгнали с Афона бенедиктинцев и не закрыли их монастырь. Напротив, монастырь бенедиктинцев на Афоне имел даже привилегии — ему покровительствовали византийские императоры, а его предстоятели одни из первых подписывали официальные документы Афонской горы[15].

Л. Бонсаль уделяет особое внимание правовому положению афонских бенедиктинцев. Он замечает, что, несмотря на существование схизмы между Римом и православным Востоком, амальфитионские бенедиктинцы даже при­нимали участие в управлении Афонской горой[16]. Эти факты также указывают на то, что афонские бенедиктинцы и греки были единоверцами.

Судя по всему, именно поэтому из Италии было прислано письмо со­отечественникам на Афоне в 1070 г. Итальянцы интересовались мнением по­следних о различиях в евхаристической практике греков и римлян. Однако афонские бенедиктинцы уклонились от ответа[17]. Наконец, известно письмо Римского папы Гонория III. В 1223 г. он обратился к крестоносцам и факти­чески призвал их к инквизиционному походу против афонских «схизмати­ков». Следует заметить, что никакого исключения для афонских бенедиктин­цев в папском письме нет[18].

Итак, все факты, которыми мы располагаем, указывают на то, что афон­ские бенедиктинцы в самом деле были единоверцами греков. Мнению о том, что они исповедовали католицизм, способствует лишь тот факт, что они яв­лялись выходцами из Италии. Но дело в том, что Италия в эпоху Великой схизмы и позднее не была моноконфессиональной. Например, известно, что православные итальянцы на Афоне подвизались даже в XIV в. Житие одного из них, прп. Исихия, описал Григорий Палама, который, как известно, явля­ется большим антилатинским деятелем[19]. Следовательно, не существует по­вода для того, чтобы считать афонских бенедиктинцев католиками из-за их происхождения. Е. Метревели высказала мнение об их приверженности к ка­толической Церкви, не рассмотрев и не приняв во внимание вышеупомяну­тые факты.

По моему мнению, сам факт, что на Афоне дружили грузины и итальян­ские бенедиктинцы, вовсе не означает того, что грузины относились к Рим­ской Церкви (как полагал К. Кекелидзе). Дело в том, что кроме грузинских агиографических памятников сведения об афонских бенедиктинцах встре­чаются и в греческой агиографии. Например, в Житии прп. Афанасия Афон­ского рассказывается о том, как с ним дружили бенедиктинцы. Последние приходили к преподобному для получения наставления и советов. Однажды они пришли к прп. Афанасию и преподнесли в подарок кувшин икры. По­следний не принял подарка, но это не помешало им подружиться. В лавре прп. Афанасия Великого остались бенедиктинцы Иоанн и Арсений[20]. Впо­следствии бенедиктинцы построили свой монастырь именно рядом с Великой лаврой св. Афанасия Афонского.

В «Хронике» Леона Остийского есть сведения, которые перекликаются с Житием преподобных Иоанна и Евфимия. Из нее следует, что в 986 г. в Ита­лии, в монастыре Кассино[21], случилось волнение. Причиной стало то, что 28-го предстоятеля монастыря по имени Мансо избрали не иноки, как этого требовали правила, уложенные Бенедиктом. Он был поставлен влиятельным беневентским дуком Пандульфом. Часть иноков покинула монастырь Кас­сино. Среди них были Иоанн Беневенто, Теобальд, Лутиус и другие, чьи имена неизвестны. Иоанн Беневенто, Теобальт и Лутиус пошли в Иерусалим, а ос­тальные, предположительно,— в Калабрию[22].

Позже Иоанн Беневенто из Иерусалима продолжил путь к Синаю. Он провел там 6 лет, после чего отправился в Грецию, на гору, которая называ­ется Агион Орос (Афон). Там он жил в Амальфионе вместе со своими сооте­чественниками. Потом Иоанну было видение: св. Бенедикт приказал ему вер­нуться в монастырь Монтэ Кассино, где его должны выбрать предстоятелем. Он вернулся в Италию и в 997 г. (после кончины Мансо) стал 29-м предстоя­телем Кассино[23].

А. Келлер отмечает, что беневентский дука Пандульф, упомянутый в «Хронике» Леона Остийского, является родным братом Льва — Леона, ос­нователя Амальфиона — великого римского инока, который упоминается

 

в Житии преподобных Иоанна и Евфимия[24]. Действительно, Георгий Афон­ский пишет, что «пришел инок из Римской страны, добродетельями прослав­ленный муж... брат беневентской дуки, знатный по происхождению. Он при­шел вместе со своими шестью учениками»[25]. Л. Бонсаль обращает внимание на то, что несмотря на возрастающее напряжение между Римом и православ­ным Востоком, амальфийские бенедиктинцы без всякого препятствия под­визались в Иерусалиме, в Синайской пустыне и на Афонской горе[26]. Следо­вательно «Хроника» Леона Остийского, также как Житие прп. Афанасия Афонского и другие афонские акты, свидетельствуют о правдивости слов Георгия Афонского: Греческая Церковь тоже признавала добродетели афон­ских бенедиктинцев.

Необходимо иметь в виду и то, что не только амальфийские бенедик­тинцы подвизались на Афоне. Православные греки тоже молились в мо­настыре, основанном св. Бенедиктом. Например, известно о прп. Ниле, кото­рый вместе со своими учениками прибыл на родину афонских бенедиктинцев. Они гостили в монастыре Монтэ Кассино. Тамошний предстоятель Алигэр- нус принял прп. Нила и его учеников и приютил их в своем монастыре. Имен­но при помощи Алигернуса прп. Нил основал в Италии греческий монастырь в Валэлучэ, который существовал до 1014 г.[27] Из истории известны факты и о других греческих церковных деятелях, которые подвизались в Италии на рубеже X-XI вв.[28]

Таким образом, суммируя изученные по данному вопросу факты, не под­тверждается, что афонские бенедиктинцы исповедовали католицизм. Очевид­но, что они, несмотря на итальянское происхождение, действительно были единоверцами с греками и грузинами, т. е. являлись православными хрис­тианами, а их афонская обитель Амальфитион была православным мо­настырем.

Литература

Григорович В. И. Протоколы Константинопольского Патриархата XIV сто­летия // Журнал Министерства народного просвещения. 1847. Ч. 54. Муравьев А. Н. Письма с Востока в 1849-1850 годах. СПб., 1851. Огицкий Д., Козлов М. Православие и западное христианство. М., 1999. Успенский П. А. История Афона. В 2 т. Т. 2. М., 2007.

Bonsall D.L. The Benedictine Monastery of St. Mary on Mount Athos // Eastern Churches Review. 1969. № 2/3. Р 262-267.

Haugh R. Photius and the Carolingians (the Trinitarian controversy), Nord- land Pub. Co., 1975.

Keller Н. А. Amalfion (Western Rite Monastery of Mt. Athos), St. Hilarion Press, 1994-2002. Отд. 2.

barea6iS3iii G. amoGob oggrma 9oGabtrob aRaPgio. mi., 2007 W- ogoroGob                                   2. mi., 2008 W-

3333ioZg g GaWgggtflio obgortoa jartmuio agoografoob obtortoodaG (cbogrtgia o^artooG jartmggioba) // gtoudgio Zggi>o jartmuio lotgratu^ob obtortoodaG, 4. mi., 1957 W-

matraaaio g. amoGob jartmggima 9obabtrob baaRaPg WogGo. mi., 1998 W

baioGoGo g. bajartmggiob baSombg: brtuio aR^grac RUaWima d* gGgcbacoa Ьа^аспго'дбеуспЬ ^9odacr>a. dgggrtlb'gcngo, 1882

jartmuio S^gr^oia: ig^bogoGo-cGoiarto, 1. mi., 1984 W Sggio jarmuio agoograf ouio iotgraturob Zggigio, 2 // aiuiadg o., dabbgio. mi., 1967 W

УДК 94(495).02 ББК 63.3(0)4

Аннотация. В статье рассмотрены свидетельства агиографических памятников (Житие преподобных Иоанна и Евфимия, Житие прп. Афанасия Великого) и других исторических материалов (Афонские акты, Хроника Леона Остииского). Все они ука­зывают на то, что афонские бенедиктинцы, несмотря на их итальянское происхожде­ния, являлись православными христианами. Ключевые слова: Афон, монашество, Ве­ликая схизма, православие, католицизм.

Summary. The article examines evidence of the hagiographic monuments (Life of the Saint Ioann and Evfimy, Life of St. Afanasy Great) and the other historical materials (Athos acts, Leon Ostiysky Chronicle). All of them indicate that Athos Benedictines in spite of their Italian origin were Orthodox Christians. Keywords: Athos, monasticism, Great schism, Orthodoxy, Catholicism.


© Маджарашвили Г. Т., 2016

[2]      mggio jartiTUio agorngrtaf                                                        dggigio, 2 // abg^adg о., ЪЪддЬо.

тЬ., 1967 у. gg. 66.

[3]        Bonsall D. L. The Benedictine Monastery of St. Mary on Mount Athos // Eastern Churches Review. 1969. N 2/3. Р. 262; Эд^Гддд^о g. атетБоЪ ^айтдд^та ЭетБаЪ^йоЪ SaaRaPg у^бо. тЬ., 1998 у. gg. 97.

[4]      Keller Н. А. Amalfion (Western Rite Monastery of Mt. Athos), St. Hilarion Press, 1994-2002. Р. 14­15. Один из подвижников этого монастыря упоминается в 151-м поминке Иверского монасты­ря: «Уложили поминк брату нашему Янику, бывщему морфитанскому» (ЬgrdgБoSgo10 Б. aтoБoЪ oggrтa monah^^S aRa^g^. тЬ., 2007 у. gg. 185, 266). По мнению Ж. Лефора, которое разделяла Е. Метревели, вероятно, что Яник на Афоне подвизался в бенедиктин­ском монастыре Амальфитион, а потом перешел в Иверский монастырь ( mgtrgggie) g. Указ. соч. gg. 97). Об этой поминальной записке см.: одойетБоЪ aqQgЬo, 2, тЬ., 2008. gg. 17, 58. Я соглашусь с Ж. Лефором и с Е. Метревели, что «Морфитиани» — измененная форма «Амальфитиони».

[5]     Bonsall D. L. Ор. cit. Р. 62.

[6] 30301°^0 3-                      оЬфоГоа ^айтд^о agoografoob оЬфойоо^аБ (оЪозйдЬа о^айооБ ^айтзд^оЬа) // афо^^а^о ^зд^о ^айтд^о ^офдГафиГоЬ оЬ^ойоотаБ, 4. тЬ., 1957 у. g3- 139.

[7]       Эа6йаза1о а- Указ. с°ч. gv- 98.

[8]    Ьа&оБоБо g. Ьа^аГтзд^оЬ ЪаЭотЪд: Ьйд^о ацУдйао Ц^а^^та ^а зБдЬата Ъа^айтиП^етЬ уЭо^ата. PабайЬuйgo, 1882. gv- 415. М. Сабинин указывает в качестве использованных источников «Протоколы Константинопольского Патриархата» в «Журнале министерства народного просвещения» 1847 г. (имеется в виду публикация В. И. Григоро­вича), а также обозрение А. Н. Муравьева «Письма с Востока» (Муравьев А. Н. Письма с Востока в 1849-1850 годах. В 2 кн. СПб., 1851).

[9]     Keller Н. А. Op. cit. Р. 18.

[10]    ^айотд^о Эудй^етЬа: 1д^ЬокетБо-0БетЬайо, 1. тЬ., 1984. gv- 105.

[11]     Огицкий Д, Козлов М. Православие и западное христианство, М., 1999. С. 79.

[12]      Haugh R. Photius and the Carolingians (the Trinitarian controversy), Nordland Pub. Co., 1975. Р. 168.

[13]    Keller Н. А. Op. cit. Р. 10-11, 15.

[14]     Ibid. Р. 10-12.

[15]     Ibid. Р. 5, 10-12, 18. Например, в 1081 г. афонский Амальфион упоминается как император­ский монастырь (Ibid. Р. 11), а в 1118 и 1143 гг. император Иоанн II Комнин пожаловал этому монастырю земли (Ibid. Р. 12). О том, что афонские бенедиктинцы пользовались при­вилегиями, свидетельствует грамота прота Саввы 1087 г. (Ibid. Р. 11).

[16]     BonsallD. L. Ор. cit. Р. 62-67.

[17]    Keller Н. А. Op. cit. Р. 11.

[18]     Ibid. Р. 13.

[19]    Keller Н. А. Op. cit. Р. 4.

[20] Bonsall D. L. Ор. cit. Р. 62-67; Keller Н. А. Op. cit. Р. 5, 18; Успенский П. А. История Афона. В 2 т. Т. 2. М., 2007. С. 114-115. В грамоте 984 г., которую прп. Афанасий Афонский дал Иоанну Иверу (Иоанну Грузину), по-латински подписались 2 бенедиктинских инока — Иоанн и Арсений (Keller Н. А. Op. cit. Р. 5).

[21]     Монтэ Кассино — первый монастырь, который основал св. Бенедикт Нурсийский в 529 г.

[22]     Bonsall D. L. Ор. cit. Р. 62-67; Keller Н. А. Op. cit. Р. 6-7; Patrologia Latina. 173. 597B-598A.

[23]     Bonsall D. L. Ор. cit. Р. 62-67; Keller Н. А. Op. cit. Р. 6-7; Patrologia Latina. 173. 607C-608B.

[24]    Keller Н. А. Op. cit. Р. 6.

[25]     9g. qartTUio agorngrtaf. log. 3ggigio, 2. gg. 66.

[26]     BonsallD. L. Ор. cit. Р. 62-67.

[27]    Keller Н. А. Op. cit. Р. 8.

[28]     Ibid. Р. 8-10.


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов