ВЕСТНИК ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ (pdf)
Значительную роль в поселении на Афоне римских бенедиктинцев сыграли великие грузинские церковные деятели. Георгий Афонский в Житии преподобных Иоанна и Евфимия рассказывает о том, как грузины приютили в своем монастыре великого римского старца Леона с его учениками, а потом помогли им построить свою собственную обитель[1] [2]. Так на Афонской горе появился монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Он известен под именем Амальфи, или как монастырь Амальфитион[3]. Позже он упоминается также как старый монастырь Мольфини[4]. Амальфитионом монастырь афонских бенедиктинцев стал называться потому, что его основатели и подвижники происходили из итальянского города Амальфи[5].
В грузинской историографии существует разногласие по поводу конфессиональной принадлежности афонских бенедиктинцев. Одни считают их православными, другие — католиками. Например, К. Кекелидзе считал, что Грузия в X-XI вв. не разделяла ригористические взгляды Греции о Римской
Церкви4 [6]. По мнению академика Е. Метревели, грузины проявляли симпатии к латинским инокам и к католической вере[7]. Взгляды К. Кекелидзе и Е. Мет- ревели основаны на тех сведениях о западных христианах, которые находятся в агиографических произведениях Георгия Афонского и Георгия Мцирэ (Младшего). В первую очередь они имеют в виду рассказ о дружбе грузинских и бенедиктинских старцев, который содержится в Житии преподобных Иоанна и Евфимия. Другое мнение об афонских бенедиктинцах имел известный грузинский церковный деятель М. Сабинин. Он разделял взгляд, существовавший в русской византинистике, о том, что они являлись православными римлянами: «Явно, что на Святой горе в тринадцатом веке [тоже] существовали латинские монастыри, следовавшие правилам св. Бенедикта, исповедовавшие православие»[8].
Но кем же были в реальности афонские бенедиктинцы - православными или католиками? Разрешение данного вопроса прояснило бы направление деятельности афонского Иверского монастыря, одного из самых главных очагов грузинской духовности и культуры.
Основание бенедиктинского монастыря на Афоне относят к 985-990 гг.[9] По сведению Георгия Афонского, бенедиктинские иноки пришли на Афон «в то время, когда отец Иоанн еще был живым», т. е. до 1005 г.[10] Монастырь Амальфитион существовал до конца XIII в. Несмотря на трехвековую историю о нем мало что известно. Прямых сведений о том, признавали или нет афонские бенедиктинцы латинский догмат о происхождении Святого Духа, также нет. Однако есть отдельные факты, позволяющие прийти к определенным выводам.
Известно, что в 1014 г. нарушилось евхаристическое единство между Римом и православным Востоком по причине того, что папа Римский официально добавил в Символ Веры Филиокве — латинскую пневматологичес- кую формулу об исхождении Святого Духа[11]. Тем не менее несмотря на схизму, которая началась в 1014 г., бенедиктинский монастырь Амальфитион не прекратил существования. Если бы они будучи приверженцами католицизма исповедовали Филиокве, то этого было бы не избежать. Так, например, в 808 г.
греки изгнали с Елеонской горы аахенских бенедиктинцев именно за то, что последние пели Символ Веры с прибавкой Филиокве[12].
Бенедиктинцы продолжили свою деятельность на Афоне, несмотря на схизму. Но это стало лишь началом того разделения Церквей, которое впоследствии приняло необратимый характер и стало известным как Великая схизма 1054 г. Однако даже это событие не нарушило мирную деятельность бенедиктинцев на Афоне[13].
Известны и другие случаи конфронтации православных греков с западными христианами. В 1052 г. в Константинополе по приказу византийского императора были закрыты церкви и монастыри западных христиан. В 1186 г. латинян и вовсе изгнали из Константинополя[14]. Однако греки не изгнали с Афона бенедиктинцев и не закрыли их монастырь. Напротив, монастырь бенедиктинцев на Афоне имел даже привилегии — ему покровительствовали византийские императоры, а его предстоятели одни из первых подписывали официальные документы Афонской горы[15].
Л. Бонсаль уделяет особое внимание правовому положению афонских бенедиктинцев. Он замечает, что, несмотря на существование схизмы между Римом и православным Востоком, амальфитионские бенедиктинцы даже принимали участие в управлении Афонской горой[16]. Эти факты также указывают на то, что афонские бенедиктинцы и греки были единоверцами.
Судя по всему, именно поэтому из Италии было прислано письмо соотечественникам на Афоне в 1070 г. Итальянцы интересовались мнением последних о различиях в евхаристической практике греков и римлян. Однако афонские бенедиктинцы уклонились от ответа[17]. Наконец, известно письмо Римского папы Гонория III. В 1223 г. он обратился к крестоносцам и фактически призвал их к инквизиционному походу против афонских «схизматиков». Следует заметить, что никакого исключения для афонских бенедиктинцев в папском письме нет[18].
Итак, все факты, которыми мы располагаем, указывают на то, что афонские бенедиктинцы в самом деле были единоверцами греков. Мнению о том, что они исповедовали католицизм, способствует лишь тот факт, что они являлись выходцами из Италии. Но дело в том, что Италия в эпоху Великой схизмы и позднее не была моноконфессиональной. Например, известно, что православные итальянцы на Афоне подвизались даже в XIV в. Житие одного из них, прп. Исихия, описал Григорий Палама, который, как известно, является большим антилатинским деятелем[19]. Следовательно, не существует повода для того, чтобы считать афонских бенедиктинцев католиками из-за их происхождения. Е. Метревели высказала мнение об их приверженности к католической Церкви, не рассмотрев и не приняв во внимание вышеупомянутые факты.
По моему мнению, сам факт, что на Афоне дружили грузины и итальянские бенедиктинцы, вовсе не означает того, что грузины относились к Римской Церкви (как полагал К. Кекелидзе). Дело в том, что кроме грузинских агиографических памятников сведения об афонских бенедиктинцах встречаются и в греческой агиографии. Например, в Житии прп. Афанасия Афонского рассказывается о том, как с ним дружили бенедиктинцы. Последние приходили к преподобному для получения наставления и советов. Однажды они пришли к прп. Афанасию и преподнесли в подарок кувшин икры. Последний не принял подарка, но это не помешало им подружиться. В лавре прп. Афанасия Великого остались бенедиктинцы Иоанн и Арсений[20]. Впоследствии бенедиктинцы построили свой монастырь именно рядом с Великой лаврой св. Афанасия Афонского.
В «Хронике» Леона Остийского есть сведения, которые перекликаются с Житием преподобных Иоанна и Евфимия. Из нее следует, что в 986 г. в Италии, в монастыре Кассино[21], случилось волнение. Причиной стало то, что 28-го предстоятеля монастыря по имени Мансо избрали не иноки, как этого требовали правила, уложенные Бенедиктом. Он был поставлен влиятельным беневентским дуком Пандульфом. Часть иноков покинула монастырь Кассино. Среди них были Иоанн Беневенто, Теобальд, Лутиус и другие, чьи имена неизвестны. Иоанн Беневенто, Теобальт и Лутиус пошли в Иерусалим, а остальные, предположительно,— в Калабрию[22].
Позже Иоанн Беневенто из Иерусалима продолжил путь к Синаю. Он провел там 6 лет, после чего отправился в Грецию, на гору, которая называется Агион Орос (Афон). Там он жил в Амальфионе вместе со своими соотечественниками. Потом Иоанну было видение: св. Бенедикт приказал ему вернуться в монастырь Монтэ Кассино, где его должны выбрать предстоятелем. Он вернулся в Италию и в 997 г. (после кончины Мансо) стал 29-м предстоятелем Кассино[23].
А. Келлер отмечает, что беневентский дука Пандульф, упомянутый в «Хронике» Леона Остийского, является родным братом Льва — Леона, основателя Амальфиона — великого римского инока, который упоминается
в Житии преподобных Иоанна и Евфимия[24]. Действительно, Георгий Афонский пишет, что «пришел инок из Римской страны, добродетельями прославленный муж... брат беневентской дуки, знатный по происхождению. Он пришел вместе со своими шестью учениками»[25]. Л. Бонсаль обращает внимание на то, что несмотря на возрастающее напряжение между Римом и православным Востоком, амальфийские бенедиктинцы без всякого препятствия подвизались в Иерусалиме, в Синайской пустыне и на Афонской горе[26]. Следовательно «Хроника» Леона Остийского, также как Житие прп. Афанасия Афонского и другие афонские акты, свидетельствуют о правдивости слов Георгия Афонского: Греческая Церковь тоже признавала добродетели афонских бенедиктинцев.
Необходимо иметь в виду и то, что не только амальфийские бенедиктинцы подвизались на Афоне. Православные греки тоже молились в монастыре, основанном св. Бенедиктом. Например, известно о прп. Ниле, который вместе со своими учениками прибыл на родину афонских бенедиктинцев. Они гостили в монастыре Монтэ Кассино. Тамошний предстоятель Алигэр- нус принял прп. Нила и его учеников и приютил их в своем монастыре. Именно при помощи Алигернуса прп. Нил основал в Италии греческий монастырь в Валэлучэ, который существовал до 1014 г.[27] Из истории известны факты и о других греческих церковных деятелях, которые подвизались в Италии на рубеже X-XI вв.[28]
Таким образом, суммируя изученные по данному вопросу факты, не подтверждается, что афонские бенедиктинцы исповедовали католицизм. Очевидно, что они, несмотря на итальянское происхождение, действительно были единоверцами с греками и грузинами, т. е. являлись православными христианами, а их афонская обитель Амальфитион была православным монастырем.
Литература
Григорович В. И. Протоколы Константинопольского Патриархата XIV столетия // Журнал Министерства народного просвещения. 1847. Ч. 54. Муравьев А. Н. Письма с Востока в 1849-1850 годах. СПб., 1851. Огицкий Д., Козлов М. Православие и западное христианство. М., 1999. Успенский П. А. История Афона. В 2 т. Т. 2. М., 2007.
Bonsall D.L. The Benedictine Monastery of St. Mary on Mount Athos // Eastern Churches Review. 1969. № 2/3. Р 262-267.
Haugh R. Photius and the Carolingians (the Trinitarian controversy), Nord- land Pub. Co., 1975.
Keller Н. А. Amalfion (Western Rite Monastery of Mt. Athos), St. Hilarion Press, 1994-2002. Отд. 2.
barea6iS3iii G. amoGob oggrma 9oGabtrob aRaPgio. mi., 2007 W- ogoroGob 2. mi., 2008 W-
3333ioZg g GaWgggtflio obgortoa jartmuio agoografoob obtortoodaG (cbogrtgia o^artooG jartmggioba) // gtoudgio Zggi>o jartmuio lotgratu^ob obtortoodaG, 4. mi., 1957 W-
matraaaio g. amoGob jartmggima 9obabtrob baaRaPg WogGo. mi., 1998 W
baioGoGo g. bajartmggiob baSombg: brtuio aR^grac RUaWima d* gGgcbacoa Ьа^аспго'дбеуспЬ ^9odacr>a. dgggrtlb'gcngo, 1882
jartmuio S^gr^oia: ig^bogoGo-cGoiarto, 1. mi., 1984 W Sggio jarmuio agoograf ouio iotgraturob Zggigio, 2 // aiuiadg o., dabbgio. mi., 1967 W
УДК 94(495).02 ББК 63.3(0)4
Аннотация. В статье рассмотрены свидетельства агиографических памятников (Житие преподобных Иоанна и Евфимия, Житие прп. Афанасия Великого) и других исторических материалов (Афонские акты, Хроника Леона Остииского). Все они указывают на то, что афонские бенедиктинцы, несмотря на их итальянское происхождения, являлись православными христианами. Ключевые слова: Афон, монашество, Великая схизма, православие, католицизм.
Summary. The article examines evidence of the hagiographic monuments (Life of the Saint Ioann and Evfimy, Life of St. Afanasy Great) and the other historical materials (Athos acts, Leon Ostiysky Chronicle). All of them indicate that Athos Benedictines in spite of their Italian origin were Orthodox Christians. Keywords: Athos, monasticism, Great schism, Orthodoxy, Catholicism.
[2] mggio jartiTUio agorngrtaf dggigio, 2 // abg^adg о., ЪЪддЬо.
тЬ., 1967 у. gg. 66.
[3] Bonsall D. L. The Benedictine Monastery of St. Mary on Mount Athos // Eastern Churches Review. 1969. N 2/3. Р. 262; Эд^Гддд^о g. атетБоЪ ^айтдд^та ЭетБаЪ^йоЪ SaaRaPg у^бо. тЬ., 1998 у. gg. 97.
[4] Keller Н. А. Amalfion (Western Rite Monastery of Mt. Athos), St. Hilarion Press, 1994-2002. Р. 1415. Один из подвижников этого монастыря упоминается в 151-м поминке Иверского монастыря: «Уложили поминк брату нашему Янику, бывщему морфитанскому» (ЬgrdgБoSgo10 Б. aтoБoЪ oggrтa monah^^S aRa^g^. тЬ., 2007 у. gg. 185, 266). По мнению Ж. Лефора, которое разделяла Е. Метревели, вероятно, что Яник на Афоне подвизался в бенедиктинском монастыре Амальфитион, а потом перешел в Иверский монастырь ( mgtrgggie) g. Указ. соч. gg. 97). Об этой поминальной записке см.: одойетБоЪ aqQgЬo, 2, тЬ., 2008. gg. 17, 58. Я соглашусь с Ж. Лефором и с Е. Метревели, что «Морфитиани» — измененная форма «Амальфитиони».
[5] Bonsall D. L. Ор. cit. Р. 62.
[6] 30301°^0 3- оЬфоГоа ^айтд^о agoografoob оЬфойоо^аБ (оЪозйдЬа о^айооБ ^айтзд^оЬа) // афо^^а^о ^зд^о ^айтд^о ^офдГафиГоЬ оЬ^ойоотаБ, 4. тЬ., 1957 у. g3- 139.
[7] Эа6йаза1о а- Указ. с°ч. gv- 98.
[8] Ьа&оБоБо g. Ьа^аГтзд^оЬ ЪаЭотЪд: Ьйд^о ацУдйао Ц^а^^та ^а зБдЬата Ъа^айтиП^етЬ уЭо^ата. PабайЬuйgo, 1882. gv- 415. М. Сабинин указывает в качестве использованных источников «Протоколы Константинопольского Патриархата» в «Журнале министерства народного просвещения» 1847 г. (имеется в виду публикация В. И. Григоровича), а также обозрение А. Н. Муравьева «Письма с Востока» (Муравьев А. Н. Письма с Востока в 1849-1850 годах. В 2 кн. СПб., 1851).
[9] Keller Н. А. Op. cit. Р. 18.
[10] ^айотд^о Эудй^етЬа: 1д^ЬокетБо-0БетЬайо, 1. тЬ., 1984. gv- 105.
[11] Огицкий Д, Козлов М. Православие и западное христианство, М., 1999. С. 79.
[12] Haugh R. Photius and the Carolingians (the Trinitarian controversy), Nordland Pub. Co., 1975. Р. 168.
[13] Keller Н. А. Op. cit. Р. 10-11, 15.
[14] Ibid. Р. 10-12.
[15] Ibid. Р. 5, 10-12, 18. Например, в 1081 г. афонский Амальфион упоминается как императорский монастырь (Ibid. Р. 11), а в 1118 и 1143 гг. император Иоанн II Комнин пожаловал этому монастырю земли (Ibid. Р. 12). О том, что афонские бенедиктинцы пользовались привилегиями, свидетельствует грамота прота Саввы 1087 г. (Ibid. Р. 11).
[16] BonsallD. L. Ор. cit. Р. 62-67.
[17] Keller Н. А. Op. cit. Р. 11.
[18] Ibid. Р. 13.
[19] Keller Н. А. Op. cit. Р. 4.
[20] Bonsall D. L. Ор. cit. Р. 62-67; Keller Н. А. Op. cit. Р. 5, 18; Успенский П. А. История Афона. В 2 т. Т. 2. М., 2007. С. 114-115. В грамоте 984 г., которую прп. Афанасий Афонский дал Иоанну Иверу (Иоанну Грузину), по-латински подписались 2 бенедиктинских инока — Иоанн и Арсений (Keller Н. А. Op. cit. Р. 5).
[21] Монтэ Кассино — первый монастырь, который основал св. Бенедикт Нурсийский в 529 г.
[22] Bonsall D. L. Ор. cit. Р. 62-67; Keller Н. А. Op. cit. Р. 6-7; Patrologia Latina. 173. 597B-598A.
[23] Bonsall D. L. Ор. cit. Р. 62-67; Keller Н. А. Op. cit. Р. 6-7; Patrologia Latina. 173. 607C-608B.
[24] Keller Н. А. Op. cit. Р. 6.
[25] 9g. qartTUio agorngrtaf. log. 3ggigio, 2. gg. 66.
[26] BonsallD. L. Ор. cit. Р. 62-67.
[27] Keller Н. А. Op. cit. Р. 8.
[28] Ibid. Р. 8-10.