Начало всему были наши предки. При изучении нашей генеалогии натолкнулись на интересную фамилию матери нашего уважаемого дедушки, который в наших краях славился как грамотный и совестный человек, патриот и просветитель. Там, в соседних селах, жили несколько семей с непривычной и неслыханной фамилией – Гарабурды (на литовском и польском языках Haraburda). Так, в обыденной жизни они ни чем не отличались и сами не могли объяснить ни своего происхождения, ни значения своей фамилии.
Наряду со своей, начали изучать историю и той семьи. Первое, что нам стало ясно, что больше таких странных фамилий в наших краях не было. В исторической и генеалогической литературе мы определили, что Гарабурды все-таки жили в Великом Княжестве Литовском, но совсем другом регионе и очень давно, XV-XVII веках, да и в наше время их не так мало, особенно в Польше и Беларуси. В те времена Гарабурды были боярами и, в основном, писарями при королевском дворе и судьями. Но все историки согласны, что их происхождение вероятнее всего татарское.
При более подробном ознакомлении с их жизнью, нашему поколению – моим племянникам, открылся новый и удивительный мир прошлого, те времена, когда было большое и мощное государство, которым управляли короли и князья – Великое Княжество Литовское. Мы увидели удивительный сложный, многонациональный народ государства, все граждане которого называли себя литвинами. Мы хотели познакомиться с миром этих людей, чем они жили, об их соседей, союзниках и врагах. Проследить судьбу, жизнь и подвиги этого народа и ее части с фамилией Гарабурды, и определить, насколько мы, сегодняшние граждане, связаны с ними и какую судьбу они нам оставили.
С самого начала своих изучений мы выделили четыре направления, связанные между собой, с целью определить:
1. начало рода Гарабурдов, самое ранее появление фамилии в исторических документах;
2. происхождение фамилии Гарабурда, их национальная принадлежность;
3. место проживания, их значение и деятельность в Великом Княжестве Литовском, судьба их потомков.
Отдельно мы пытались объяснить происхождение и значение фамилии Гарабурда.
Остафий Гарабурда
Первое и наиболее важное свидетельство о Гарабурдах, нашли в актах Главного Литовского Трибунала. Это была привилегия, которую удельный князь Мстиславский Лугвений Ольгердович дал боярину дворному «Константому Валюжиничу грунт, названный Валюжинский, под местом Мстиславлем лежащим, со всими навсими пожитками». Акт был написан и подписан писарем князя Лугвения Остафием Гарабурдой. Это было очень давно – в 1395 году. Эту дату мы принимаем как документированное подтвеждение начала истории Гарабурдов. Белорусским историкам тот факт тоже известен (http://starbel.by/dok/d120.htm). Дальше документ прошел длительный путь, пока достиг наши времена - в 1641 году, потомок дворянина Константина Валюжина - красносельский священнослужитель Спасский Красносельский отец Василий Михайлович Валюжиничь, эту привилегию представил включить в городские книги замка Мстиславля. Еще позже, в 1718 году, этот документ был переписан в актовые книги Главного Трибунала ВКЛ (книга № 64, с. 612,).
Титульный лист актовой книги
Главного Трибунала ВКЛ 1718 года
В конце концов, акты Трибунала в 1886 году были собраны и опубликованы в книге: Акты Виленской археологической комиссии: Акты Главного литовского трибунала, 11-13 тт., 1883-1886 гг. Эта привилегия находится в 13 т, на cтр. 3-4.
Благодаря этому, сегодня мы имеем возможность сами прочитать эту привилегию в печатном виде и убедиться, что это не сказка:
1390 r. Сектабра 1-ro .цп.
.._ •••r• 111 М, - ttt8 r., .а. 8t8.
1. Пр в•иril lcsanitized_by_modx& #39Isanitized_by_modx& #39IICnвcuro 111111111 Луrвевlа (Oanp,t.o....) AИJIIOIIJ llotlpiHJ Ио81sanitized_by_modx& #39811i Вu-sanitized_by_modx& #39IJ
Hl rpyкn BUIOIМICIII DO,t.r. ICsanitized_by_modx& #39Isanitized_by_modx& #39IICDUtn.
Roku tysi4c siedmsetnego o§mnastego, mie- ! rосао арсвомъ вrро свомъ М:стасJавсвокъ пe- sitca lulli dwndziestego o§mego dnia. 1 ре,;о мвою Ге.аiвшомъ Жввrкувтокъ CyiOAOJЬ· Przed nami s ziami glsanitized_by_modx& #396wnemi, na trybnn&l: сввкъ-чешвавокъ а по, ;старостаvъ Мствс.аав
w wielkim J:iestwie Litewskim z woiewodztw, sanitized_by_modx& #39 свнмъ поставовившвее очевасто ве.Jебвыl оте
ziem у powiat6w na rok teraznieyszy tysi,c Бacв.aill М:вхаiJоввsanitized_by_modx& #39Isanitized_by_modx& #39Ь Вuюжвввчъ,свещевв11въ siedmsetny osmnasty obranemi, stanowszy per- Cnacкil Rpacвoce.aьcвill, поuа, ;uъ а: ву u sonaliter п s,.dп patron imрап Kazimierz тывонавью ,1;0 кввrъ вrрожсквхъ МствцавсввJ:ъ LiЬorczay, opowiad&l: у do akt podalsanitized_by_modx& #39 extrakt по, ;а.аъ правао еl, ва парвrамнвil пвсаввlll:
z ю,.g grodzkich woiewodztwa :М8cislsanitized_by_modx& #39awskiego рускаn пвскомъ, отъ BBIBI Луквевiа Иcтв
przywileiп, od kniazia l.пkwieniia M8cislaw- с.аавсвоrо про вовв его Ковставтому Вuю вkiego imМ раnп Konвtantemп Walntyncп na ааввчу ва вrруiiТsanitized_by_modx& #39Ь, ваававвыl Вuюжввсвil, grnnt, nazwanyWalntynicki, dany, па rzecz w выl,въ речв вваеl въ веn вырааовоl nim nitey wyruonsanitized_by_modx& #39 ichmo8ciom panom Wa- пвсавыl, просечв, абы тотъ .1встъ·првватъ а: li!Zyncom slsanitized_by_modx& #39nЦ<:y у nalet4cy; kt6ry podai4c , ;о кввrъ упвсав1о бы.а1о, вотораrо а врцr., do akt, prosit nав s,.dп, аЬу ze wszytlц w nim оr.1цавшв в sanitized_by_modx& #39IИsanitized_by_modx& #39!sanitized_by_modx& #39аиоrо , ;остатечве вwc.ayxuma:, inвerowansanitized_by_modx& #39 rzeщ bylsanitized_by_modx& #39 do хi!Ж glsanitized_by_modx& #396wnych try- , ;о кввrъ уписать ecwa: вe.aiiJ1t, а упвсуюча: bunatu wielkiego J:i twa Litewskiego spraw у кввrв C.IOBO въ C.IOJЩ тuъ се въ coбil хаетъ; wieczystych przyi ty у wpiвany. Jakot my Божiю ХВ.Iостью а suar. Луsвевil Мствс.аав вtd ony przfi4wszy, а wpiвw IiW de cвiR. ПoauoiiUa: ееько боар1о111а вашоrо, ;вор vеrЬо ad verbnm tak siw soble ma: Bunиc1t воrо Костюшу BuiO&IIвa:u, , ;а. исr.ки еку съ n•rъ arpoAe&BXsanitized_by_modx& #39It В&JВу rocпoJ;apcaoro вое- аа ero а1о вамъ вilрвое р&Аевье вrрувтъ, ааа во, ;ства :М:ствс.I&ВС&Оrо. Jlilтa отъ вароаевr.а ваиul Вuюaucвil , по, ;1о 11.ilcтoan :Мста: Сwа:а Боаого tlilce•a шестьссорок-. перво- с.ааuекъ .aeaaчil, со всuи аавсов поаат rо, sanitized_by_modx& #39 Jdlceцa Марца т rо AJII. На Bp&Ail uu, съ IIOТOpRX1t arpyaтon вuвi а ва по--
-4-
ТОКЪ бу,Qчiе ПOTOJIIO&e &I,I;BCie DOШ.!BBil ВIКsanitized_by_modx& #39Ь вы: 0Cnфil Гарабурц IDIC&IJsanitized_by_modx& #39L ROsanitized_by_modx& #39fopul ,118
:sвii8JO и ,8.ераавцомъ ваmвкъ };aв&tsanitized_by_modx& #39ll ве ма· тотъ првввJеl, аа по 11.sanitized_by_modx& #39Ь в ароаьбою особа mъ, опроn cJy&бlil аоеввllв, :вторую по- :вirжейвевевое, 10 sвам. IUsanitized_by_modx& #39poжcun М:сти• СПО.IУ В ВЪ .в;руr11111 бolpЬJOI BIШBIIB MCTII· sanitized_by_modx& #39С.!&вСUХsanitized_by_modx& #39Ь есть ваписавъ, СЪ IЮТОрПsanitized_by_modx& #39Iо 11 cecr. с.tuсви»в ооаввв11 бужутъ отправоватr.. А вuписъ ПОАЪ п а,...ю вра, ;овою а: csanitized_by_modx& #39lo по, ;п
У.J.еТsanitized_by_modx& #39Ь ·•• ва иеrо ааа отъ soro ааJоба, 1110 COJIsanitized_by_modx& #39Ь р.)-ав писарс-кое ве. ебв011у оrцу Вuю еrо IIIJtЬ суАnв, а ве ваmввъ ур вввоJК аввnу-сеещевввву Спаскоку Краевосеn а .J,еситвuаомъ rородс&вмъ. А то есьмо .J.Uп свому есть вr.rавт.. Пвс:аn во.М:ст•с.ааuю. е111 само•у в щаsanitized_by_modx& #39П()Кsanitized_by_modx& #39Ь его ва Вsanitized_by_modx& #39llвu n•во и U tego extraktu z x4g grodzldch woiewodztwa вепорушво. Даиъ во М:стqс.!авжю, Севтебра Mslawskiego przywilcin przy pii роd пврвоrо, въ .1-lrro шостое тысечв сехьсоn •), рiв r ki imрапа pisarza z korreregen вna:sтa третыrо. У того првввJis: прв печати towsЦ iemi stowy: СамусА• Ве.lвпо-nисарт.. ПО,I;ПВС$ pyu пвса.рсвое по.в;овса.во тык• cJo- &ть у ввиrахъ: Явъ Рокавовс&il.
Kt6ry to ten extrakt z J:igrcdzkich w
*) В7. цkь, по всей вilpoВsanitized_by_modx& #39Isanitized_by_modx& #39IIOCТII, пере- iewodztwa Мkislawskiego przywileiu, za poda-
DИCsanitized_by_modx& #39IJDtOКЪ C)tiOII& ОП!JiбЩ ХОКВО Цlf&ТЬ, sanitized_by_modx& #391Т0 •
1117sanitized_by_modx& #390 6li.IIO n 6903 r. т.е. Вsanitized_by_modx& #39Ь 1395 r., тав:ь к• акъ въ
шеm onego. do akt p. rzez patrona zwyt wy-
1117sanitized_by_modx& #390ll1t ГOJJ бьurь тp4)sanitized_by_modx& #39ril IIЩII.RIЪ 11 11sanitized_by_modx& #39Ь 3sanitized_by_modx& #39IO вреха rat.onego, 1est do ХI!Ж.glsanitized_by_modx& #396wnych. trybunahl
Сnеовъ Jiугвенiй Onrep, ;ouчъ б иъ UIJ3e)(sanitized_by_modx& #39Ь 1 wielkiego J:iostwa Litewskiego вpraw wieczys- KeтиC.IIaвeв.вiisanitized_by_modx& #39Ь. tych przyi ty у wpisaoy.
Привилегия 1395 г.князя Лугвения Ольгердовича на землю метиспавекому боярину Валюжину, подписанная писарем Остафием Гарабурдой
Со временем, каждый раз при переписи данной привилегии в судах, эксперты проверяли подлинность документа. Однако историк Александр Груша полагает, что такая привилегия в сущности не могла существовать в XIV веке и является, вероятнее всего, подделкой (личное сообщение автору). Он ссылается на свою научную работу по изучению деятельности канцелярии ВКЛ XV-XVI веков, там он не обнаружил никакого дьяка или писаря с именем, прозвищем или фамилией Гарабурда. Но, мы допускаем, что все-таки, в среде удельных князей могли служить писари, неизвестные в канцелярии государства. Мы рассматриваем привилегию как допустимую возможность наличия у удельного князя писаря с такой фамилией.
Хотя и имели сомнения о существования писаря Остафии Гарабурде, хотелось бы обратить внимание на следующие факты, которые открылись при изучении документа:
1. Наличие фамилии рядом с именем в эти древние времена встречается очень редко и может означать, например, аристократическое происхождение владельца фамилии, или особое значение, как самой фамилии, так и происхождения рода. В фамилии может быть спрятана честь, величие и значимость рода, а название фамилии – это ключ к пониманию этого. Сожалеем, но нам до сих пор не удалось разгадать эту тайну. Мы не теряем надежду, постоянно находятся новые документы и открываются новые исторические факты о роде Гарабурдов.
Гарабурды сохраняли и уважали свою фамилию, они ею пользовались в XV-XVI веках, работая в канцелярии ВКЛ, в дипломатических миссиях в Москве и в другой деятельности, например, при издании печатных православных книг в Литовском государстве, при изготовлении бумаги в Вильно - средневековом Вильнюсе. Гарабурды свою фамилию без изменения и искажения сохранили до сегодняшнего дня (кроме этнографической Литвы, где в 1859 г., при переходе к русской записи метрик в костелах, начали писать Алабурды). Род сохранил свою фамилию в первозданном виде 800 лет и не потерял и не изменил ни одной буквы!
Хотим еще раз обратить внимание на значение фамилии в те времена. Считается, что до XVI века дьяки, писари, как и другие урядники при королевском дворе, назывались только по имени, редко когда применяли отчество (Груша А.И. Канцылярыа Вялiкага князтва Лiтоускага, Мiнск: Бел. навука, 2006,
215 с.). В то время как Гарабурды не только имели редкую фамилию, но даже были родовитыми, имели свой герб. Время и причину нобилитации, т.е. получения дворянства и герба, пока не сумели определить. Имеется только предположение, что это было связано с Гаштольдом.
2. Уже ранее говорилось, что в исторической литературе преобладает мнение, что фамилия
«Гарабурда» имеет татарское происхождение. Название этой фамилии не могли объяснить никаким языком соседних народов. Польские генеалоги: Северин Уруски (Seweryn Hr. Uruski. Rodzina Herbarz Szlachty polskiej. T. V, Warszawa, 1908. p. 104-106), Ст. Дзядулевич (Stanislaw Dziadulevicz. Herbarz rodzin tatarskich w Polsce, Wilno, 1929, с. 400) и др. думали, что она могла быть объяснима только восточными (напр. тюркскими) языками. Это позволяло им полагать, что Гарабурды были татарскими переселенцами. Может быть, это было связано с исламизацией татар.
Основная волна исламизации Золотой орды и Крыма протекала во время владения Узбек хана (1312–
1340 гг.). Исламизация проводилась жестоко, со смертными казнями, это могло побудить эмиграцию в ВКЛ. Дата привилегии позволяет думать, что Остафий, или его родители, пришли в ВКЛ до исламизации, и поэтому принятие другой религии ими не было так болезненно воспринято. Можно полагать, что Гарабурды были переселенцы из другой цивилизации.
Гарабурды в XVI-XVII веках
В XVI-XVII веках Гарабурды были хорошо известны в центральной и восточной части (ВКЛ). Это члены одной семьи, сыновья и потомки Богдана Григорьевича Гарабурды, писаря королевы Боны и державца ее владений. После него более известным стал его сын Михаил Гарабурда – секретарь и дипломат великих князей Сигизмунда Августа и Стефана Батория. В то самое время другой сын Богдана – Аницет (Анцута) стал архиепископом Полоцка, Витебска и Мстиславля. Еще позже отличались печатник и издатель православных книг Василий, владелец бумажной мельницы Вильнюса и посол в Москву Петр и другие потомки Богдана Гарабурды.
Несмотря на наличие знаменитых персон, обобщающих и более обширных сведений о Гарабурдах этой эпохи пока нет. Пришлось собирать разбросанные сведения в исторических и генеалогических источниках, как и из многочисленных сборников древних актов и документов.
Богдан Гарабурда
О Богдане (Теодоре, Фёдоре, Федьке) Гарабурде, как основоположнике рода, пишется в интернете и во многих генеалогических книгах (M.J. Minakowski: Wielka Genealogia Minakowskiego, http://wielcy.pl/wgm/i.php?qt=Haraburda; Adam Boniecki. Poczet rodów w Wielkiém Księstwie Litewskiém w XV i XVI wieku. Warszawa 1887, t. VII s. 239-242; Wojciech Wijuk Kojałowicz. Herbarz szlachty Wielkiego Księstwa Litewskiego zwany. Nomenclator. Kraków 1905; Herbarz Ignacego Kapicy Milewskiego (dopełnienie Niesieckiego), wyd. Z. Gloger. Kraków 1870; K. Niesiecki s.j., Herbarz Polski, 1839, T. 4, p. 341; dr Stefan J. Starykoń Kasprzycki. Polska Encyklopedia Szlachecka, t. 1-12. Warszawa 1936-1939; S. Uruski, Rodzina Herbarz szlachty polskiej, t. V, 1908, p. 104); St. Dziadulewicz, Herbarz rodzin tatarskich, 1959, 400 p.; W.A. Darowski. Znaki pieczętne ruskie. Noty heraldyczne, Paryz, 1862, tab. VIII, Nr.124). Однако, имеющиеся данные довольно краткие, лаконичные, справочного характера, предназначены только для общего ознакомления, кроме того, некоторые из них ошибочны. Такая краткость указывает на то, что сведения о Гарабурдах в исторической литературе очень скупы и не систематизированы. Даже об их службе в канцелярии великого князя ВКЛ известно только со второй половины XVI века (А.Груша).
Мы, убедившись, что они были знатными персонами, надеемся, что в будущем появится больше фактов о жизни и деятельности Гарабурдов и они будут найдены при более основательном изучении архивов частных княжеств, знати (Радзивиллов, Гаштольдов, Глебовичей, Воловичей и др.), Метрики королевы Боны (А.А. Бондаренко, Метрика королевы Бонны, Истор. истории СО РАН, Новосибирск,
2012, с. 5-19; А.И. Груша. «Хранить вечно». Архивы Великого княжества Литовского конца XIV —
первой трети XVI в. Исторический вестник. Т. 7(154): Литва, Русь и Польша XIII-XVI вв. М., 2014. С. 6-
53; R. Ragauskienė, Privatūs XVI a. Lietuvos Didžiosios Kunigaikštystės didikų archyvai. Istorijos šaltinių tyrimai
, t. 2,), а также в местных архивах отдельных городов бывшего ВКЛ, России, Польши и других стран.
Как уже говорили выше, первым наиболее известным Гарабурдой был Богдан, который по мнению генеалогов служил королеве Боне. В Литовской Метрике, в привилегии Сигизмунда Августа его секретарю Михаилу Гарабурде написано, что его отец Богдан Гарабурда и его прадед Григорий служили не только королеве Боне, но и великому князю Казимиру и другим правителям ВКЛ (ЛМ, кн.64, л.л 205-208). Известно, что Гарабурда, как значимый боярин, был «принят в дом Гаштольда» (Bartosz Paprocki, Herby Rycerstwa Polskiegu, Krakow, 1584, s. 861). Мы уже говорили о писаре князя Лугвения Ольгердовича Остафии Гарабурде. Наши знания о Гарабурдах углубляются до 1395 года (Акты Виленской археографической комиссии, Т. 13. 1886: Акты Главного литовского Трибунала, Вильна,
1886, c. 3-4) и, если, это не фальсификация (такое мнение высказал белорусский историк Александр
Груша), то эта дата наиболее раннее упоминание о Гарабурдах, которое достигает конца XIV века.
На основе собранного материала, мы уже можем составить довольно достоверную родословную семьи Богдана Гарабурды.
Богдан родился в имение Климовичи в Слонимском повете, Новогрудском воеводстве (A. Boniecki и др. генеалоги, Википедия). Предполагается, что его владениями были и соседние поместья и местечки – Голынка, Луконица, Острово, Угрычи и др., они перечислены в списке владений Гарабурдов XVII века (Andrzej Rachuba, Metryka Litewska. Rejestry podymnego Wielkiego Księstwa Litewskiego. Województwo nowogródzkie 1690 r., Warszawa 2002, с. 134-136). Так, по переписи войска ВКЛ 1567 года Михаил Гарабурда от имения в Слонимском повете ставил 14 коней. Имея в виду, что 1 конь был от 5 дымов, то владение Михаила Гарабурды в Слонимском повете было довольно большое и могли охватить перечисленные местечка, которые, вероятнее всего, по наследству получил от отца Богдана. В деревне Острове Гарабурдой (Богданом или Григором), на его земле, предположительно на стыке XV и XVI веков, была построена деревянная церковь, Храм Святого Архангела Михаила (http://orthos.org/eparhiya/blagochiniya-i-hramy/zelvenskoe/ostrovo). В другой его деревне Луконицах, приблизительно в то же время, был построен небольшой костел в честь того же Святого Архангела Михаила (http://www4102.vu.lt/wp-content/upload/lukonica.pdf). Интересно, что совсем недалеко (за 10 км) в Сынковичах имеется каменная церковь-крепость Святого Архангела Михаила, построенная приблизительно в XV веке Великим князем Литовским Витовтом (http://www.poznaibelarus.by/tserkov- synkovichi/). По словам историка А. Шаланды (А. Шаланда. Святы арханёл Міхаіл – герб Наваградскага ваяводства ВКЛ ў ХVІ–ХVІІІ ст. в кн. Навагрудчына ў гістарычна-культурнай спадчыне Еўропы – Pawet.net, Минск, 2010, с. 119-127), в средневековье в Новогрудском воеводстве был культ Святого Архангела Михаила и его образ стал гербом этого воеводства, и, как видим, причиной посвящения церквей этому святому с целью получения от него защиты. Все данные о владениях и постройках показывают, что Гарабурды там жили давно и при этом были православными.
Еще одна интересная находка, вероятнее всего связана с Богданом Гарабурдой. На территории его двора Климовичи в XIX веке был найден клад серебряных монет, состоявший из полугрошовиков Казимира, Александра и Сигизмунда, выпущенных до 1509-го года (Ф. В. Покровский. АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Гродненской губернии, Вильна, 1895, с. 28). Клад мог быть закопан не раньше года выпуска последней монеты Богданом или его отцом Григором, других богатых людей в этой местности мы не знаем.
Возникает еще раз вопрос о происхождении Гарабурдов. Вышеизложенные данные как бы позволяют думать о том, что они были коренными жителями. Но это не исключает возможности и о татарском происхождении, о чем свидетельствует странная фамилия и данные об Остафии Гарабурде, бывшего в
1395 г. писаре князя Лугвения Ольгердовича. Но это нас переносит уже в глубокое прошлое.
Польский генеалог татарских родов Станислав Дзядулевич описывает происхождение Гарабурдов и других родов от улана Тахира, перешедшего во времена владения князя Свидригайлы (Stanisław Dziadulewicz. Herbarz rodów tatarskich w Polsce – Wilno 1929 (reprint WAiF. Warszawa 1986), с. 400): Ордынец Тахир. Татарский улан прибыл в Литву во время восстания Свидригайлы. В 1442 г. получил землю в Марковском повете (Гамза Тагир, Литовская метрика, кн. 3, 1440-1498, 1442 г., с. 68, Л.И.И, Вильнюс, 1998). Сыном Тахира был Гамзя, который в 1480 г. был королевским толмачом, владел крупным имением в окресности Кревы, тогда называемого Гамзичами (Hamziczami). Внуком Тахира был Курмаш, получивший прозвище Арбурда, жывший около 1500 г.:
1. одним из сыновей Курмаша был Жук Арбурдович, упомянутый в списке войска 1528 г., он был предком рода Жуков-Жуковичей;
2. другим сыном был Легуш (Lehusz), предок Курманов и Щербов (Kurmanow i Szczerbow);
3. его сыном мог быть и Федор или Богдан (Teodat v. Bogdan), писарь королевы Боны и державца ее земель в Литве (Seweryn Uruski. Rodzina. Herbarz szlachty polskiej, Warszawa, 1908, T. V, 104
p.); вероятнее всего он был первым хрестианином в той семье, и который присвоил прозвище отца как свою фамилию; он поддерживал связи с татарской общиной, в домашнем быту пользовался татарским языком; в доказательство этого его сын Михаил, тогда уже видный дипломат, был послан в 1559 г. к татарскому хану, как в совершенстве знающий язык того государства.
Между этими двумя версиями о татарском происхождении Гарабурдов возникают некоторые
несовпадения:
1. Имя отца Богдана. Согласно С. Дзядулевичу – Курмаш Арбурдович. В привилегии Сигизмунда
Август в 1570 году – Григорий Гарабурда (Литовская Метрика, кн. 64, л.206-207).
2. Вероисповедание. Согласно С. Дзядулевичу – Богдан первый из этого рода крестился. Во всех исторических источниках – Богдан и его отец Григор – православного вероисповедания. По документам истории Островского Храма Святого Архангела Михаила, ее построил Гарабурда на своей земле (http://orthos.org/eparhiya/blagochiniya-i-hramy/zelvenskoe/ostrovo). Кроме того, дальнейшая общественная деятельность Михаила Гарабурды показывает его как знатока православия и переживающего за эту веру.
Имеются и другие данные, вызывающие сомнение возможности согласования этих гипотез. Но пока объяснить эти несовпадения мы не смогли.
Пока остается неясным вопрос о происхождения родовитости рода Гарабурдов. Начиная с Богдана (не исключено, что и с его отца Григора), Гарабурды имели герб, в начале модифицированный Любич, со звездой внутри подковы вместо креста, обычно раздаваемый прибывшим в Литву татарам при Ольгерде, Сигизмунде, Свидригайло и других властителей (K. Niesiecki s.j., Herbarz Polski, 1839, T. 4, p.
341; S. Uruski, Rodzina Herbarz szlachty polskiej, t. V, 1908, p. 104); St. Dziadulewicz, Herbarz rodzin tatarskich, 1959, 400 p.; W.A. Darowski. Znaki pieczętne ruskie. Noty heraldyczne, Paryz, 1862, tab. VIII, Nr.124). Позже и до настоящего времени Гарабурды имели герб Абданк. Предположительно, что Гарабурды его могли получить от Альбрехта Гаштольда, когда «их приняли в свой дом» (см. выше). А может быть, тем самым, Гарабурда был усыновлен Гаштольдом. Этот факт мог бы стать решающим при объяснении его положения в обществе в конце XV и начала XVI веков, так как Альбрехт Гаштольд в то время был влиятельным деятелем в государстве, так же и великим канцлером ВКЛ.
Гербы Гарабурдов
Герб Любич
модифицированный
Печать Гарабурды
с гербом Любич
Герб Абданк
Богдан Гарабурда был женат на дворянке Милославе из рода Стецкевичей (герб Косцеша) из Великих Липах Несвижского повета (А.Стецкевич-Чебогонов, Я – сын Ваш, т. 7, с. 240) и с ней имел пятеро знатных сыновьей: Симона, Лукаша, Михаила, Аницета (Анцуту) и Ивана (Яна). Даты их назначения и
выполнения служебных заданий позволяют, хотя бы приблизительно определить их даты рождения. Лукаш, вероятнее всего, родился около 1510 года, а Михаил – не раньше 1530 г.
Таким образом, дата рождения самого Богдана может быть не раньше 1470 года, так как его старшие сыновья родились около 1510 года. Умер он не раньше 1530 года, после рождения своего последнего сына. Его жена Милослава после смерти мужа, вышла замуж второй раз за дворянина, бывшего соседа своего родного имения на Великих Липах – Войной Пахобовича. Об этом свидетельствует запись в земском суде Новогрудском о решении права боярина Пахобича, его жены Милославы и пасынков Ивана и Миколая Гарабурдичов на имение отчизное над рекою Ушою (И.И. Лаппо, Великое княжество Литовское во второй половине XVI столетия: литовско-русский повет и его сеймик, приложение I, с.
34.).
Характерно, что Богдан, как глава семьи был властным и заботливым для каждого члена семьи.
Все сыновья получили хорошее воспитание и занимали довольно высокие должности – писарей и секретарей короля и даже дипломатов государства (Михаил и Лукаш), воевода татарского подразделения при знаменитой вылазке Криштофа Радзивилла в глубь Московского княжества во время Ливонской войны (Михаил), очень высокий духовный титул архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского (Анцута). Симон и Иван были видными дворянами в Новогрудском и Полоцком воеводствах.
Где и каким образом осуществлялось такое обучение, мы не имеем данных. Это могло бы быть при княжеском дворе или при дворе вельможей – Ольбрехта Гаштольда, Григория Ходкевича и других.
В биографиях Богдана указывается, что он в семье держался татарских обычаев и языка (Stanislaw
Dziadulewicz, Herbarz rodzin tatarskich w Polsce, Wilno, 1929).
Лукаш и Михаил получили высокое гуманитарное воспитание и знали языки – русский (не местный, а Московского княжества), польский, латинский, так как пришлось общаться и работать с королем Стефаном Баторием и папским нунцием Антонио Поссевином.
Из протоколов переговоров Михаила с великим князем Иваном IV видно, что очень хорошо знал общую историю и историю дипломатии и войн, а так же географию.
Ниже приводится генеалогическое древо семьи Богдана Гарабурды:
Симон и Александр Гарабурды
О Симоне Богдановиче и о его семье сохранился только один документ – предсмертное завещание его сына Александра.
Можно полагать, что Симон родился около 1510 года и вырос, как и все сыновья Богдана, в имении Богдана Гарабурды Климовичи Слонимского повета. Взрослым он женился на дворянке Одень Епимаховиче, дочери Федора Епимаховича, хорунжего Полоцка. Его владения перечислены в Полоцкой ревизии 1552 года (Лаппо И.И., М. 1905). Одень Федкавна, в качестве приданного, получила некоторые села и дворы отца. Позже эти владения - село Бедрыца и двор, село Озерцо с двором и принадлежащие к нему деревни Городея, Веприще и Ушача, были переписаны на ее сына Александра. В 1563 году, при взятии Полоцка Иваном IV, Семен с сыном Александром, а так же с его братьями Лукашом и Анцутом, были взяты в плен и переправлены в Москву. Деревни и дворцы Александра Гарабурды, оставшиеся на Полоцкой земле, были сожжены.
Из плена на родину вернулись только Лукаш и тяжело больной Александр. Его-то и приютил Михаил
Богданович в своем имении Острово (рядом с имением Климовичи). Там, перед смертью в 1570 году, по просьбе Александра, было составлено завещание о передаче Полоцких владений дядьям Лукашу и Михаилу Богдановичам и племянникам Петру и Василию Анцутичам. Позже завещание было записано в книгах Слонимского земского суда (Национальный исторический архив Беларуси. Зборнік
«Тэстаменты шляхты і мяшчан Беларусі другой паловы ХVІ ст.». Тэстамент пана Аляксандра Сямёнавіча Гарабурды. Автор статьи - Бобер Ірына Міронаўна; http://niab.by/stat/testament/testament.pdf; Акты, издаваемые Виленской археографической комиссией. Т. 22, Вильна, 1895 г. с. 311.).
Тестамент Александра Гарабурды. Книга Слонимского земского суда 1571 г.
Лукаш Гарабурда
Лукаш был вторым сыном Богдана. Вероятнее всего родился в Климовичах. Год рождения приблизительно 1510 г.
О семье Лукаша очень мало данных. Имел несколько детей. Мы знаем только о его дочери Теодоре Настазии, которая вышла замуж за Степана Голубицкого-Корсака (герб Корсак). С ним имела двух сыновьей – Григора (р. 1580 г.) и Яна, который женился на дочери неизвестного имени князя Гедройц. После смерти мужа Теодора Настазия второй раз вышла замуж за Йосифа Корсака-Залеского (герб Корсак). С ним детей не имела.
Лукаш служил в канцелярии ВКЛ, в 1550 г. получил ранг дьяка, а в 1555 г. – писаря ВКЛ (Józef Wolff. Senatorowie i dygnitarze Wielkiego Księstwa Litewskiego 1386–1795, Kraków 1885, s. 266, 283). Одновременно был и дипломатом Сигизмунда Августа. В 1536 г. в группе молодых боярин был включен в состав делегации Великих послов в Москву (Сборник императорского русского исторического общества (РИО), т. 59, с. 64-67). Следующее послание в Москву было в 1558.05, в составе Послов, в ранге дьяка (РИО, т. 59, с. 551-561). После переговоров остался в Москве до прибытия следующих Великих послов в 1558.12 (РИО, т. 59, с. 561-580). Будущий в Москве 1558.06.26 был принят митрополитом Московским и всея Руси Макарием, целовал перстень и получил благословение. 1558-
1559 годах участвовал в работе делегации Великого посольства ВКЛ. В канцелярии ВКЛ, по-видимому, служил до 1560 г.
Около 1560 года он переехал в Полоцк и стал жить в своих имениях, которых, по-видимому, получил в качестве приданого. В Полоцкой ревизии 1552 года указано, что у дворянина Лукаша Гарабурды имеется отчизное имение в Слезничах и дворец Кузминский (И.И. Лаппо. Полоцкая ревизия 1552 года, с. 141).
Во время Ливонской войны, при взятии Иваном Грозным Полоцка в 1563 году, Лукаш с семьей (женой, детьми и тещей Радаман А. Арганізацыя і склад полацкага земскага суда ў другой палове XVI-першай трэці XVII ст. // «Герольд Litherland» № 18, 2011. — С. 21-36), а также с братьями Симоном с семьей и архиепископом Полоцка Анцутом (Аницетом, Арсением) Гарабурдой были пленены и отправлены в Москву. Там Лукаш был заключен в тюрьму, семья некоторое время была размещена у московского боярина Федора Ивана Петровича. Они, по-видимому, могли общаться с другими полоцкими пленниками, в том числе и с Корсаками. Там, может быть, его дочь Настазия и познакомилась с молодым пленником Йосифом Корсаком, за которого впоследствии, вернувшись на родину, в 1570 году вышла замуж.
Брат Михаил, будучи послом у Ивана Грозного на переговорах в составе посольства ВКЛ, просил его освободить плененного и заключенного Лукаша, но тот за него потребовал невыполнимую сумму выкупа (50 000 золотых).
Лукаш и его семья были отпущены только в 1569 году. По возвращении Лукашу (в 1570 г.) был присвоен ранг земского судьи. В Полоцке он служил судьей до 1578 г., а впоследствии свою должность передал зятю каштеляну Минска и Полоцка Йосифу Ивановичу Корсаку-Залескому (Радаман А. Арганізацыя і склад полацкага земскага суда ў другой палове XVI-першай трэці XVII ст. // «Герольд Litherland» № 18,
2011. — С. 21-36).
Имеется заметка, что Лукаш своё завещание написал в 1585 году (A. Boniecki, t. VII). Однако, в сборнике Акты о евреях указан документ 1605 г., более поздний, подписан Лукашом, в котором он обязуется вернуть долг «еврейке Ханны Есковны Шымановой через лист ее отваротный до моего двора именьи
Деражное (Лидский повет)» (Акты, издаваемые Виленской археографической комиссией, т. 28, Акты о евреях, Акт № 67, 1605 г., Вильна, 1901, с. 74).
Интересно отметить, что Слонимская еврейка Ханна Есковна Шыманова, была одной из основных заимодавцей семьи Гарабурдов (Лукоша, Криштофа). Шымоновичи были знатными, а Мовша Шыманович был даже дворецким евреем (Акты, издаваемые Виленской археографической комиссией, т. 28, Акты о евреях, 1605 г., Вильна, 1901, с. 39-407).
Михаил Гарабурда
Михаил был наиболее значимым из всех Гарабурдов. Он занимал очень высокие государственные посты и имел большой авторитет не только в Литве, но и в Москве – как у великого князя Ивана Грозного, так и в Боярской думе.
Михаил родился около 1530 года в Слонимском повете, в родном имении Климовичи, которым, как и окрестным поместьям и местечкам, владел его отец Богдан. О жизни и деятельности Михаила Гарабурды будет отдельная статья.
В качестве приложения представляем генеалогическое древо семьи Михаила Гарабурды:
Аницет (Анцута) Гарабурда
Аницет (Анцута, Арсений) Гарабурда - один из самых известных и загадочных сыновей Богдана. Считается, что его имя было Аницет (Anicet), но его параллельно еще называли Анцута (Ancuta). Он родился около 1510 года в семейном поместье Богдана Гарабурды – Климовичи, Слонимском повете. Позже его жизнь протекала на Полоцкой земле.
В начале своей самостоятельной жизни у него была семья, имел трёх сыновей и дочь:
1. Петр (родился около 1540 года), мещанин Вильни, в канцелярии ВКЛ был писарем и дипломатом, в 1581 и 1589 годах ездил посланником в Москву; в Вильне был сборщиком налогов; с 1590 года был войским Ошмянским (Urzędnicy Wielkiego Księstwa Litewskiego XIV-XVIII wiek, spisy, Tom I, Wojewodztwo Wilenskie, ZIV-XVIII wiek, Warszawa, DiG,2004, с.310);
2. Василий (Bazyli) (родился до 1560 года), в некоторых энциклопедиях и в интернете его неправильно называют Михайловичем (сыном Михаила); он принимал участие и сам печатал первые православные книги в ВКЛ; имел двух сыновей – Марека и Войцеха;
3. дочь Марияна (родилась до 1560 года), вышла замуж за Евстахия Пузына;
4. сын Офанасий (Офан) (родился до 1560 года), мещанин Вильня.
По неизвестным причинам Аницет после 1540 года отделился от семьи, стал священнослужителем и присоединился к монастырю Иоанна Пророка в Полоцке. Там он был рукоположен в монахи и вскоре стал настоятелем этого монастыря. Есть мнение, что он инициировал создание Полоцкой типографии (Р. ДЗЮБАН. ДРУКАРІВ ЗАХОПЛЕНО В ПОЛОЦЬКУ, Львив, 2013).
В 1562 году, после смерти Полоцкого епископа Григория (Воловича) II, воевода Станислав Довойна и дворяне просили Сигизмунда Августа назначить Анцуту (Аницета) Харабурду в епископы Полоцка. В
1562-10.22 он был возведен в сан епископа Полоцка, присвоив титул архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского Киевской митрополии Константинопольского патриархата (Википедии). Видимо, тогда он также получил имя Арсения (святое имя обязательно должно быть дано в рукоположении, выбирая первое имя святого из списка под алфавитом). В некоторых русских исторических и церковных книгах его также называют Арсением Шишко (Русское Православие, Арсений (Шишко), (http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1198; Древнейшие города Беларуси. Полоцк, Минск:-2012).
Во время Ливонской войны, 15 февраля 1563 года при взятии Полоцка Иваном Грозным, архиепископ Арсений Гарабурда был схвачен, несмотря на то, что при осаде города он вместе с воеводой и другими боярами города (в том числе и Лукашом Гарабурды), вышли из замка, просили Ивана Грозного не разрушать города и отпустить защитников. Иван Грозный своих обещаний не выполнил и много горожан взял в плен и доставил в Москву.
Впоследствии Арсений Гарабурда Шишко был депортирован в монастырь озера Спасо-Камен Кубене и заключен в тюрьму. Там в 1576 году в тюрьме и скончался (Википедия; http://www.ortho-rus.ru/cgi- bin/ps_file.cgi?2_1198).
Иван (Ян) Гарабурда
Иван Богданович Гарабурда родился около 1530 года, в Климовичах, скончался в 1613 году.
Имел поместья в Новогрудском воеводстве, на земле Полоцка и в других местах – в 1592 г. управлял
Луконицами.
Был влиятельным дворянином в Новогрудском воеводстве. Ему канцелярия ВКЛ посылала листы о сборе земского войска (1563, сентября7), листовъ о сборе серебщины (ЛМ, кн. 7, книга публичных дел, Русская историческая библиотека, т. 30, с. 719, 726, 728).
Иван имел два сыновья – Якова, державца Спиклы в Луцком повете и Леона (Adam. Herbarz Polski, T. I-
XVI+dop., Warsawa, 1899-1913, T VII, 239-242 p.). В молодости их опекуном был дядя Михаил Гарабурда.
Когда дети Ивана в чем-то провинились Киевскому бискупу Николаю Пацу, их дядя, Михаил Гарабурда, сумел получить от короля Сигизмунда Августа письмо (26.05.1571) епископу, князю Пацу Николаю, чтобы тот «отложил дело, так как Михаил Гарабурда, опекун братенков, по занятости у короля не зможет участвовать на суде Гродненскому» (Археографический сборник документов, относячихся к истории северозападной Руси, т. III, 1861, с. 33-34).