Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Если сидишь в лодке, с лодочником не дерись. (грузинская)

Карта монастырей западной части Новгородской губернии.

Назад

 

Карта монастырей западной части Новгородской губернии (т.е. за исключением Белозерского, Кирилловского, Устюженского и Череповецкого уездов) составлена на основе энциклопедического труда В.В. Зверинского "Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи" конца XIX в., вышедшего в трех частях, и переизданного одним томом в издательстве "Дмитрий Буланин" в 2005 г.  Особенностью этого труда является то, что его автор собрал исторические и историко-географические сведения обо всех монастырях, существовавших в России с самых первых веков христианства до XIX в., а так же привел по возможности полный список источников, в которых упоминался каждый монастырь. Всего в книге собраны краткие сведения о 2245 монастырях.
Что касается составленной по этим "Материалам" карты, то нас, в первую очередь, интересовали монастыри и пустыни, располагавшиеся в сельской местности Новгородских земель. Значение небольших монастырьков для духовной жизни округи достаточно велико: они формировали духовное пространство окрестных деревень, а после исчезновения становились местом паломничества и сосредоточения местночтимых святынь, как, например, Никандрова пустынь в Псковской области или почитаемое место "Спас" (бывшая Спасо-Оскуйская пустынь) в среднем Помостье. На карте не отмечались монастыри, входившие в черту Новгорода, а так же некоторые хорошо известные монастыри (например, Юрьев или Успенский на Волотовом поле). Текст В.В. Зверинского о каждом монастыре приведен по возможности без сокращений, за исключением, опять же, широко известных обителей (некоторые из них имеют и собственные сайты), а так же незначительных сокращений текстов не относящихся к сути дела. В конце каждого описания в квадратных скобках приведен номер его по В.В. Зверинскому. Впоследствии карта будет расширена до границ новгородских пятин.

1.                  Рдейская или Рденская и Ордейская, мужская пустынь, ныне погост Рдейский, Новгородской губ, Старорусского у., в 92 вер. К юго-зап. от Старой Руссы, при оз. Рдейском, в самой глуши, среди непроходимых болот и лесов, на границе Холмского у. Существовала в 1670 – 1688 гг, когда здесь был игумен Спиридон Голохвастов. В книге торопецкой приказной избы 1674 г. сказано: “Рдейские пустыни строителя старца Спиридона с братьею с озерка Рдейскаго и с реки Рудьи и с губы и с закулов оброку 3 алтына 2 денги”. В 1723 г. пустынь состояла приписною к Спасскому-Старорус. м-рю. Упразднена в 1764 г. В 1775 г. отсюда было взято несколько образов и 4 колокола в Савво-Вишерский м-рь. .

2.                  Предтечевская-Северская, мужская пустынь, ныне погост Северо, Новгородской губ., Старорусского у., в 62 вер. к юго-зап. от Старой Руссы, при рч. Северке. Существовала в 1681 г., когда была приписана на содержание архиер. дома; нынешняя церковь во имя св. Иоанна Предтечи основана в 1807 г.  .

3.                  Иоанно-Предтечев-Струпинский, мужской, ныне погост Струпинский, Новгородской губ. и уезда, в 50 вер. к юго-зап. от Новгорода, при р. Шелони, близ впадения в неё р. Мшаги. В 1628 г. в нем была церковь Рожд. Иоанна Предтечи и оставися в запустении. .

4.                  Троицкий-Менюжский или Минюшский, мужской, ныне погост Менюша, Новгородской губ. и уезда, Шимской вол., в 74 вер. к юго-зап. от Новгорода, при рч. Струпенке. Когда основан неизвестно; чюдотворцы же Менюжские жили и скончались в период 1566 – 1569 г., а мощи их обретены и оказались нетленными в кон. XVII ст. Во всяком случае, монастырь уже существовал в XVII ст., и в 1668 – 1684 гг. здесь был настоятеле Макарий Головин. До 1764 г. был приписан к Духову-Новгор. м-рю, затем упразднен и обращен в приход. Нынешняя церковь во имя св. Иакова и Иоанна Менюжских чудотворцев построена по Высочайшему повелению в 1841 г.; в ней покоятся мощи отроков Иакова и Иоанна; память их чтится 24 июня. До 1841 г. здесь была церковь во имя св. Троицы.  .

5.                  Троицкий-Видогодский или Вигодощской, мужской, ныне часовня около дер. Видогощи, Новгородской губ. и уезда, в 21 вер. от Новгорода и недалеко от села Сутоки. Первое известие о нем встречается в 1415 г., когда “поставиша церковь камену св. Троицу, на видогощи в монастыре”. В 1562 г. “горел монастырь Жив. Троица Ведогоща деревяная пустыня, весь, при игумене Феодорите”. В 1687 г. приписан к Новгородскому архиер. дому; в нач. XVIII ст. упразднен; место его заросло травою. . 

6.        Верендовский-Николаевский, мужской, совсем уничтоженный, Новгородской губ. и уезда, в 25 вер. к югу от Новгорода и в 3 вер. от Перекомского мон. при впадении р. Веренды в оз. Ильмень, на острове Перекомском. Об основании его записано в летописи под 6915 (1407) год.: “постави владыка Иоанн Новгородский церковь каменну св. Николая Чюдотворца на Веренде, и монастырь устроиша”. … По причине постоянных наводнений, причинявших много вреда, ученик преп. Ефрема, Роман, перенес его на другое место, где и стал называться Николаевским – Перекомским. .

 7.                  Верендовский-Сутоцкий-Спасский, иначе Вигодощский или Видогощский-Преображенский, мужской, ныне село Сутоки, Новгородской губ. и уезда, Трясовской вол., в 21 вер. от Новгорода при рр. Веренде и Видогощи. О начале его упоминается в летописях; в 1-й Новгородской под 6915 (1407) записано: “постави владыко Иоанн церковь камену, на Веренде, св. Спаса Преображение, и свяща ю сам, и монастырь устрои”… В 1687 г. приписан к Новгород. архиер. дому, позднее состоял за Клопским мон. и в 1764 г. упразднен. Место монастырское по размежеванию досталось Клопскому мон., от которого в 1810 г. там построена часовня во имя Преображения. .

8.        Успенский-Тесовский, женский, ныне Ям Тесово, Новгородской губ. и уезда, в 60 вер. к сев.-зап. от Новгорода, недалеко от границы С.-П.-бургской губ., при оз. Тесовом. По описи 1499 – 1500 г. значится: “В Тесове ж манастыре над озером над Тесовом близко погоста. А в нем церковь Успенье Пречистые, а у церкви поет поп”. . 

9.                Николаевский с Клинска-Тесовский, мужской, ныне совсем не существующий, Новгородской губ. и уезда, верстах в 50 к сев.-зап. от Новгорода, на берегу оз. Тесова, близ погоста Спас-Тесово. В описи Вотской пятины 1499 г. о нем говорится так: “Никольского монастыря с Клинска. А монастырь стоит на сем же погосте в Тесове”. В 1626 г. здесь значился строитель Митрофан. .

10.              Николаевская-Коровье-Ручьевская, мужская пустынь, ныне село Коровий Ручей, Новгродской губ. и уезда, в 100 вер. к сев. от Новгорода, на левом берегу р. Тигоды, при впадении в неё ручья Коровьего. Существовала в XVIII ст. и в 1764 г. обращена в приход. Церковь св. Николая в 1810 г. сгорела, но в 1820 г. построена вновь. .

 11.              Макариевская-Успенская-Оредежская, мужская пустынь, ныне церковь Новгородской губ. и уезда, на границе с Петербургскою губ., в 110 вер. от Новгорода и в 20 вер. к сев. от ст. ж.д. Любани, среди лесистых болот, известных под именем Макарьевских мхов, при рч. Лезне или Грезне. Она основана в нач. XVI ст. прп. Макарием, учеником Алексадра Свирского, скончавшимся в 1532 г.; мощи его почивают под спудом в Успенской церкви. После разорения её шведами она находилась в полном запустении, и только в 1840 г. была построена над мощами церковь иждевением крестьянина с. Ижор А.Ф. Кононова. В 1764 г. упразднена и обращена в приход, но потом приписана к церкви села Доброго (в 12 вер.). .

12.      Середокоротный-Стефановский, мужской, совсем уничтоженный, Новгородской губ., Тихвинского у., в окрестностях Пчовжо-Никольского погоста, на берегу р. Пшогжи или Пчевжи, прит. Волхова, верстах в 75 к юго-зап. от Тихвина. По писцовым книгам Обонежской пятины 1583 г. значится: “В Никольском же погосте на Пшогже монастырь Середокоротной, на монастыре церк. Архидиак. Стефана да церк. Усекнов. Главы Ивана Предтечи деревяные стоят пусты, а в них жил черной поп, да на 5 братов”. В Записи 1577 – 89 г. о ружных церквах и монастырях сказано: “Архид. Стефана на Тихвинскую дорогу на Середокоротню игумену Варлааму да старцам 21”. .

13.       Знаменский-Званский, женский, 3-го класса, Новгородской губ. и уезда., в 55 вер. к сев.-вост. от Новгорода при селе Званке, на левом высоком и красивом берегу р. Волхова, выше Сосницкой пристани. В 1851 г. повелено принять в духовное ведомство пожертвованные действ. тайн. сов. Державиною и её наследниками угодья и земли села Званки, в пространстве 892 десят., для учреждения в том селе женского монастыря с училищем для девиц духовного звания. Затем уполномоченным со стороны наследников, сенат. Бороздиным, представлен был капитал в 42.857 руб., возросший с доходами с имения до 98. 279 руб., и в 1869 г. монастырь был открыт с наименованием Знаменского, а училищу присвоено звание Державинского. Как известно, Званка принадлежала знаменитому Державину, который скончался здесь в 1816 г. и погребен в Хутынском монастыре. . 

14.             Николаевский-Полистский, мужской, ныне приходская церковь Соснинской пристани, Новгородск. губ и уезда, в 70 вер. от Новгорода и в 14 вер. от села Грузина, на левом берегу Волхова, при впадении в него р. Полисти. Уже существовал в 1499 г. и в 1686 г. приписан к Новгород. архиер. дому, в 1764 г. упразднен. Нынешняя церковь во имя св. Николая построена в 1803 г. . 

15.              Загорицкая, мужская, совсем уничтоженная, Новгородской губ. и уезда, находился в 25 вер. от Новгорода, на устье рч. Глушицы, впадающей в р. Мсту, против села Бронниц, которое до 1764 г. принадлежало Антониеву м-рю. Настоятели Антониева м-ря устроили пустынь, которая служила загородным домом; в 1764 г. она упразднена и совсем разобрана..

 16. Антониев на Божонке – Храминогорский, мужской, ныне деревня Антоновское, Новгородской губ. и уезда, в 20 вер. к сев.-вост. от Новгорода, на левом берегу р. Волхова, против с. Змейска. По описи Вотской пятины 1499 г. значится: “В Онтоновском же погосте Вел. Кн. деревни оброчные, что были Онтоновского м-ря из города”, а затем читаем: “В Онтоновсском же погосте деревни Онтоньева монастыря, что на Волхове на Боженке”. … Существование здесь монастыря подтверждается и грамотою 1592 г., данной причту Преображенской церкви на Боженке. Здесь говорится: “а сказал, что деи у него (Фед. Никит. Кобылин), в его приходе, монастырех бывал изстари, а в нем церковь прп. Онтонья Великаго, а братьев старцов никакого нету…, а стоит деи та церковь на церковной земле Онтонья Великаго, в Воцкой пятине, на Волхове, на Боженке, старая деи церковь Онтонья Великого каменая розвалилась”.

17. Ксенофонтов-Троицкий-Робейский, мужской, ныне каменная церковь во имя Ксенофонта, приписанная к церкви села Змейска, Новгородской губ. и уезда, в 25 вер. от Новгорода и в 15 вер. от Хутынского мон., при рч. Робейке. Основан учеником Варлаама Хутынского, преп. Ксенофонтом, скончавшемся в 1262 г., 28 июня, в каковый день и чтится его память. Мощи его почивают здесь под спудом. Упразднен в 1764 г.; церковь первоначально была во имя св. Троицы, выстроена камнною в 1418 г., а в 1845 г. перестроена во имя прп. Ксенофонта. В 1653 г. монастырь был приписан к Хутынскому.

 18. Николаевский на Папоротне или Папароцкий, мужской, ныне село Папоротно Новгородской губ. и уезда, в 53 вер. от Новгорода, в Коломенской вол., на берегу оз. и речки Папортны. По сказанию 3-й Новгородск. Летописи: “В лето 6911 (1403 г.)… в Новгородском уезде, за 50 верст от Великаго Новгорода, благословением владыки Иоанна, постави Перфирий Инамский церковь древяну св. Николая чудотв., в Папортне, и монастырь устрои”. … В 1686 г. монастырь приписан к Новгород. архиер. дому, а в 1764 г. обращен в приход. Ныне здесь церковь каменная во имя св. Николая с приделом св. Троицы, постр. в 1804 г. .

 19. Горнетцкий-Спасский, мужской, ныне село Горнецко или Горнешно, Новгородской губ., Крестецкого у., Папоротско-Островской вол., в 80 вер. от Крестцов, при рч. Малой Хубке. Несомненно существовал в 1490 г., когда архиепископ Новгородский Геннадий стригольника чернеца Захара “велел есми его послати в пустыню на Горнечно”. В 1576 г. известен строитель монастыря Феодорит. В 1667 г. приписан к Юрьеву мон., а в 1686 г. к Новгор. архиер. дому и в 1764 г. совсем упразднен. .

 20. Оскуйская или Оскуйская-Спасская, мужская пустынь, ныне погост Спасо-Оскуйский или Спасский Новгородской губ., Тихвинского у., в 98 вер. к юго-зап. от Тихвина, близ границы Новгородского у., среди болот, известных под именем Спасских мхов, при оз. Спасском, из которого вытекает речка Озерянка, впадающая в р. Оскую слева. Уже существовал в 1583 г., когда по писцовым книгам Обонежской пятины значилась под именем “Преображения Спасова Оскуей в погосте Спасском на Коломне”. По переписи, произведенной в 1615 г. после шведского разорения, значится “монастырь на Оскуи два храма, Спас да Никола чудотворец деревяны”. До упразднения её  1764 г. была приписана к Духову Новгор. мон. 

 21. Воскреснский –Вознесенский-Подлютовский-Тухольский или под Лютовую горою, мужской, ныне приписная церковь св. Николая слободы Подлитовье к Яму Зайцеву, Новгородской губ., Крестецкого у., в 28 вер. к сев.-зап. от Крестцов и в 3 вер. от Яма Зайцева, при рчч. Работке и Нише. Он уже существовал в 1555 г., когда в нем был игумен Геннадий, и по описи 1581 г. находился на следующем положении: “Манастырь под Лютовою горою на речке на Нише. А на монастыре церковь Вознесенье Христово, да придел Покров Св. Богородицы, да теплая церковь Варламей Чудотв. В манастыре игумен Иона, да 12 келей, а в них живут старцы черноризцы; да за манастырем слободка”. В 1572 г. “свящали в монастыре на Лютове на горе, по Московской дороги, церковь Въскресение Христово, священник Софийской Иев да диакон Анцифор, при строители монастыря старци Генадии да священики Иасафе”. В 1692 г. был приписным к Новгор. архиер. дому, в 1764 г. упразднен, а церковь приписана к Ям Зайцеву. .

22. Сытинский, мужской, ныне погост Сытенский или Сытно, Новгородской губ., Крестецкого у. в 59 вер. к зап. от Крестцов и верстах в 3 от вост. берега оз. Ильмень, при рчк. Сытенке. О нем упоминается в 1678 г.; нынешняя приходская церковь во имя Успения построена в 1762 г..

23. Введенский с Мояты, мужской, совсем уничтоженный, Новг. губ., Крестецк. у., на р. Мояте, впадающей в оз. Ильмень. По писцовым книгам 1495 г. за монастырем значились дер. Поглездово, Горка, Жар, Згова, Ямы и Бор, в коих было 12 дворов, а в них людей 14. .

24. Невская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, Новгородской губ., Демянского у., при болоте Невий мох, в окрестностях погоста Налючей. Существовала уже в 1677 г.; в 1681 г. значилась приписною к Новгород. архиер. дому и упразднена до 1764 г., так что в 1808 г. были от неё лишь одни следы. .

25. Успенский, мужской, уже не существующий, находился в г. Демянске Новгородской губ. При описании городка Демона, что в Деревской пятине, в 1495 г. говорится: “а на посаде монастырь. А в нем церковь Успление Св. Богородицы. В монастыре игумен Варлам”. Вероятно, о нем же упоминается в Книге Большого Чертежа: “На Явоне на реке монастырь Демон”.  .

26. Варлаамиев, мужской, ныне село Строилово, Новгородской губ., Демянского у., к югу от Демянска. Он разорен в 1615 г. литовцами и после уже не возобновлялся. В селе 2 церкви: Параскевы, осн. В 1829 г. и Тихв. Бож. Матери, 1816 г. .

27. Молвотицкий – Рождество – Пречистенский, мужской, ныне погост Молвотицы, Новгородской губ., Демянского у., в 30 вер. к югу от Демянска, при рч. Щеберихе. Он уже существовал в 1495 г. и находился тогда в Деревской пятине; в 1582 г. в нем были церкви Рожд. Богородицы и Иоанна Богослова; в 1675 г. приписан к Антониеву Римлянина мон. И упразднен задолго до 1764 г. Нынешние церкви Рожд. Богородицы простроены в 1731 г., а Благовещения в 1797 г. .

28. Серемская, мужская пустынь, ныне часовня и келья, принадлежащие селу Кровотыни и находящиеся при оз. Серемно, Новгородской губ., Валдайского у., верстах в 55 к югу от Валдая и в 25 вер. к сев.-вост. от Ниловой пустыни, близ границы Осташковского у. Здесь подвизался с 1515 по 1528 г. преп. Нил, основатель нынешней Ниловой-Столбенской пустыни, которая владеет оз. Серемно с 1683 г. .

29. Рабежская или Рабехская-Троицкая, мужская пустынь, ныне приходская церковь во имя св. Троицы в с. Рабеж Новгородской губ., Валдайского у., в 47 вер. от Валдая, при р. Рабежке. Основана в 1697 г. прп. Иоилем, иеромонахом Нило-Столбенской пустыни, скончавшемся в 1712 г. и пгребенном в Антониевом. Новг. мон. В 1722 г. приписана к Юрьеву мон., а после 1726 г. к Иверскому, за каковым и состояла до обращения своего в приход в 1764 г. Ныне здесь каменная церковь, построенная в 1732 г. взамен деревянной, которая переведена в 1731 г. в Галилейскую пустынь. .

30. Галилейская-Вельевская-Троицкая, мужская пустынь, ныне приходская церковь села Велье, Новгородской губ., Демянского у., в 23 вер. от Демянска, в ¼ вер. от села Велья, на урочище, называемом “Станы”, в Филиппогорской вол, при оз. Велье. Пустынь основана патриархом Никоном в XVII ст.; в 1680 г. приписана к Воскресенскому, Нов.-Иерусалим. мон., с 1758 г. в ней не было иноков, так что богослужение отправляли Вельевские священники, а в 1764 г., после того, как сгорела церковь села Велья, обращена в приход. .

31. Короцкий-Покровский, мужской, ныне приходская церковь Покрова (постр. в 1825 г.) в селе Короцко, Новг. губ., Валд. у., в 5 верстах к югу от Валдая, при озере Короцком. Основан Иверским мон. При патриархе Никоне (XVII ст.), и оставался за ним до упразднения, которое последовало ранее издания штатов в 1764 г. Из игуменов его первым упоминается Тихон в 1644 – 50 г., последним Терентий в 1706 г. .

32. Иверский-Богородицкий-Святоезерский, мужской, 1-го класса (с 1764 г.), Новгородской губ., Валдайского у., в 3 вер. от Валдая, на одном из островов оз. Валдайского. Основан по образцу Иверского м-ря на Афоне в 1653 г. патр. Никоном, пленившемся красотою местности. По низвержении его с патриаршего престола в 1666 г. Иверский мон. судом духовного Собора признан выстроенным не по правилам и не по уставам св. Отец, почему строения в нем все прекращены, иноки разосланы по другим монастырям. В 1668 г. монастырь снова воспользовался своими правами; в 1712 г. приписан к Александро-Невской лавре; в 1730 г. получил снова независимость; в 1764 г. положен по штатам в 1-м классе. .

    33. Николаевский-Сопинский, мужской, ныне часовня погоста Сопинского, Новгородской губ., Боровичского у., в 35 вер. к сев.- вост. от Боровичей при рч. Шадрице, впадающей в оз. Ситно. Существовал уже в 1581 г., когда о нем говорится: “В Богородицком же погосте в Сопинах монастырь на реке на Фадрице. А на монастыре церковь Николы Чудотв. А келей: келья игумена Феогноста, да келья диачка церковнаго, келья пономарева”. .

34. Николаевский-Едровский, мужской, ныне село Едрово, Новгородской губ., Валдайского у., в 22 вер. к юго-вост. от Валдая, на Московском шоссе, при оз. Едрове и рчк. Едорке. Делается известным с XVI ст.; по описи 1581 г. находился в следущем состоянии: “Монастырь на озере на Едрове. А в нем храм никола Чюдотворец. А на манастыре келья черного священника Генадия, да 3 кельи братцких”. В 1656 г. м-рь значился приписанным к Иверскому м-рю и имел во владении 1 двор крестьян. Существующая ныне церковь Преображения постр. в 1788 г., другая же Божией Матери Всех Скорбящих в 1852 г. .

35. Мшенская-Пятницкая, мужская пустынь, ныне погост Мшенская Пустынь Новгородской губ., Валдайского у., в 36 вер. к сев.-вост. от Валдая, при озере. В грамоте митропол. Новгородского Корнилия 1677 г., которою пустынь приписана к Иверскому мон., говорится: “в Деревской пятине в Пиросском погосте Мшенская пустынь, а прежде строил тое церковь и пустыню строитель черной поп Филарет з братиею, постриженик тое пустыни села Едрова… а ныне де в той Мшенской пустыни живет черной поп и он Филарет с ведомыми ворами…”. В 1764 г. обращена в приход. Нынешняя церковь во имя св. Параскевы Пятницы построена в 1786 г… .

36. Николаевская Пироская, мужская пустынь, ныне погост Пирос, Новгородской губ., Боровичского у., в 22 вер. к югу от Боровичей, на зап. берегу обширного оз. Пирос, близ Николаев. ж.д. В грамоте патриарха Никона 1664 г. читаем: “В нынешнем в 172 г. февраля в 10 день, бил нам челом Новгородцкого уезду Николской пустыни старец Пимин: состроил де он в Пироском погосте, по благословению митрополита Макария, новую церковь Николы Чюдотворца, а старой де церкви, что впусте стояла, сыскал образы, кои были рознесены, и обыскал де он ныне местный образ Николы Чюдотворца, и из олтаря местныя иконы, да клепало железное…”. Затем старец Пимин просит всё это возвратить, а патриарх Никон указал Иверскому архим. Филофею все эти вещи разыскать. Митрополит Макарий был в 1542 – 1563 г., следовательно, Пимену было более 100 лет. В писцовой книге Деревской пятины, 1581 г., значится: “погост Пироской на оз. на Пиросе. А на погосте храм верховный Апостоли Петр и Павел, да придел Никола чюдотв., да теплый храм Козма и Дамьян, стоят без пенья”. Таким образом, старец Пимен сделал неверное показание; вероятнее, что пустынь была заведена здесь значительно позднее. Существующая церковь во имя ап. Петра и Павла основана в 1757 г.  .

37. Боровенская-Гордеева-Архангельская или Николаевская, мужская пустынь, ныне погост Сытенский-Боровенский, Новгородской губ. Валдайского у., в 35 вер. к сев. от Валдая, при оз. Боровном. Существовала ещё в XVI ст. и в 1581 г. в нем были церкви св. Николая и Архангела Михаила, а игуменом тогда был Исай. В 1656 г. значилась приписною к Новгород. Архиер. Дому; в 1764 г. обращена в приход. Нынешняя церковь во имя архангела Михаила построена в 1812 г. .

38. Рождественский-Перетинский, мужской, ныне погост Перетенка, Новгородской губ., Крестецкого у., в 69 вер. к вост.-сев.-вост. от Крестцов, при оз. Перетне, в Заозерской вол. Несомненно существовал в XVII ст., когда в 1651 г. в нем был настоятель Иона. До штатов 1764 г. приписан к Духову новгород. м-рю, в этом году упразднен и церковь обращена в приходскую. Ныне здесь ц. Св. Троицы, построенная в 1820 г. .

39. Усть-Волмский или Устволомский-Рождество-Пречистенский, мужской, ныне погост Усть-Волмский, Новгородской губ., Крестецкого у. в 28 вер. к сев. от Крестцов, при впадении рч. Волмы в р. Мсту. Он уже существовал в 1495 г. и, как кажется, основан Симоном, проявившем чудеса в 1646 – 1682 гг. Вел. Кн. Иван Васильевич в поход свой 1476 г. в Новгород стоял на усть-Волмы во Влуком, но о монастыре ничего не говорится. Упразднен до издания штатов 1764 г. Ныне здесь 2 церкви: дерев. Рожд. Богородицы, постр. в 1744 г., и камен. Иоанна Богослова, постр. в 1797 г. .

40. Крутецкий-Николаевский, мужской, ныне погост Крутец, Новгородской губ., Боровичского у., Миголощской вол., в 72 вер. от Боровичей, при р. Песи. Уже существовал в XVII ст., так как оставшиеся от него церкви построены – св. Николая в 1678 г. и св. Ильи в 1656 г. До упразднения своего в 1764 г. был приписан к Духову Новг. мон. .

41. Николаевский в Моркиничах, мужской, ныне погост Морконицкий, Новгородской губ., Крестецкого у., в 70 вер. к сев.-вост. от Крестцов, при р. Мсте, на границе уездов Крестецкого, Боровичского и Тихвинского. Уже существовал в XVI ст.; в описи 1581 г. значится: “Погост Николской в Моркиничах на реке на Мсте. На погосте монастырек. А на монастыре церковь Никола чюдотв. Древена клетцки, да теплая церковь Усекновенье Чест. Главы Ивана Предтечи, древеная жъ клетцки, обе пусты, стоят без пенья. А в церквах образы и свечи и книги и ризы и сосуды и клепало и все церковное строенье приходное старых помещиков. Да на монастыре 2 кельи, обе пусты”. После разорения шведами Новгородской обл. в 1615 г. в нем значилась церковь св. Николая. Нынешняя тоже св. Николая построена в 1839 г. .

42. Введенский Богородицкий Тихвинский, женский, 2-го класса (с 1764 г.), в гор. Тихвине Новгородской губ. Основан в 1560 г., когда “архиепископ Пимин ездил на Тихвину к Пречистой, монастыря закладывати”, и зависел от Тихвинского-Богородицкого мужского мон., но в 1604 г. по просьбе жившей здесь царицы старицы Дарьи Алексеевны, супруги Ивана Грозного, монастырю отдельно даны пашни и сенокосы. .

43. Тихвинский-Богородицкий –Успенский-Большой, мужской, 1-го класса, в гор. Тихвине, Новгородской губ. … Основан на месте явления Божией Матери, известной под именем Тихвинской. О чудном её явлении в летописях под 1383 г. говорится : “В области Великаго Новаграда, нарицаемей Тихфин, явилася икона пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, с Предвечным Младенцем на руку своею”. Тогда же была поставлена церковь, около которой образовался погост, называвшийся Пречистенским. В 1515 г. по словам летописца “поставили Новгородския области церковь каменную на Тихфине в монастыре, повелением государя и вел. Князя Василия Иоанновича всея России, а священа бысть на праздник Успения пресв. Богородицы…” Таким образом, монастырь существовал до 1515 г., но когда основан – неизвестно; вероятно, вскоре после явления иконы. .

44. Николаевский-Беседный-Старая-пустынь, мужской, заштатный (с 1764 г.), Новгородской губ., Тихвинского у., в 4 вер. от Тихвина. Основан ок. 1515 г. на месте деревянной часовни, построенной в XIV в. в память явления Божией Матери со св. Нколаем благочестивому клирику Георгию. С 1607 г. значился приписным к Тихвинскому Большому монастырю; в 1663 г. от него отчислен. В часовне находится крест, сделанный из клади, на которой сидела Божия Матерь при явлении её Георгию, а в церкви Иоанна Предтечи сохраняется икона Господа Саваофа, писанная на дске из той же самой клади. .

45. Антониев-Дымский, мужской, заштатный, Новгородской губ.,  Тихвинского у., в 15 вер. от Тихвина, на берегу оз. Дымского. Основан в XIII ст. учеником Варлаама Хутынского, Антонием, который в 1243  г. сделан игуменом Хутынского мон.  Немного спустя времени, преподобный оставил Хутынь, перешел на уединение в Дымскую пустынь, где скончался в 1273 г. В соборном храме почивают под спудом мощи основателя, память которого совершается 17 января; тут же хранится железная шляпа преподобного, найденная  в оз. Дымском, почитаемом святым, и куда ежегодно 24 июня совершается крестный ход. В 1598 г. грамотою царя Федора Иоанновича велено игумену Валаамского мон. Давиду владеть по прежнему вотчиною Антониева мон. В 1692 г. он значился приписаным к Новгород. архиер. дому, в 1764 г. по штатам упразднен, но в 1794 г. восстановлен. .

46. Никандрова-Городноезерская в Шероховичах, мужская пустынь, ныне погост Никандровский, Новгородской губ., Боровичского у., в 47 вер. к сев.-зап. от Боровичей и в 4 вер. от погоста Шероховичей, при озере Городно. Неизвестно когда основана прп. Никандром, мощи коего почивают здесь под спудом. В описи 1581 г. говорится: “В Никольском же погосте в Шереховичах Царев и Вел. Кн. монастырь, стал на чорном лесу, Никандрова пустыня. А в ней церковь Воскресенье Христово, да теплая церковь Дмитрей Вологодцкой Чюдотв.; келья игуменская, да 10 келей, а в них 3 старцы, а 7 келий пусты”. В 1764 г. упразднена и обращена в приход. Могила прп. Никандра, с часовнею над нею, находится в роще за погостом. .

47. Николаевская-Осиновская, мужская пустынь, ныне погост Осиновский, Новгородской губ., Боровичского у., в 25 вер. к сев.-сев. – вост. от Боровичей, при оз. Шередре. Существовала в XVII ст.; в 1699 г. здесь был настоятелем Александр. В 1723 г. приписан к Антониеву Новгород. монастырю, куда вывезено по упразднении в 1764 г.  и всё имущество, а церкви св. Николая и Благовещания обращены в приходские.  В 1795 г. вместо этих церквей построена была каменная во имя св. Николая. .

48. Николаевский-Волоко-Держковский, мужской, ныне погост Николаевский-Волок-Держков, Новгородской губ., Боровичского у., в 15 вер. к сев.-зап. от Боровичей, на правом берегу р. Мсты. Уже существовал в 1581 г. и около 1680 г. приписан к Антониеву Новгород. М-рю; обращен в приход в 1764 г. В оставшейся каменной церкви древней архитектуры хранится икона св. великом. Параскевы Пятницы, которая вечером 9-й пятницы по Пасхе в сопровождении крестного хода переносится ежегодно в часовню, именуемою "Пятница в головах“ и лежащую в 5 вер. От погоста. В 1865 г. разрешено на месте часовни построить церковь во имя св. Параскевы-Пятницы, в которой бы икона пребывала постоянно с отделением сюда одного причта. .

49. Духов, мужской, заштатный (с 1764 г.), при городе Боровичах, Новгородской губ., в низменной равнине, окруженной с 3-х сторон горною возвышенностью и окаймляемый с запада течением р. Мсты, которая в этом месте представляет окончание своих порогов. В надписи, сделанной на раке св. праведного Иакова, в которой хранится ныне часть мощей сего угодника Божия, сказано, что монастырь основан в 1327 г., а каменный собор Св. Духа в 1345 г. Между тем, в описании жития прп. Иакова не упоминается о бывшем здесь монастыре; известно только, что в 1452 г. на 3–й день Пасхи, во время вскрытия р. Мсты, дивным образом принесло громадную льдину против течения воды, на которой стояла обрубленная без крыши колода, вмещавшая в себя нетленное тело отрока, чудным образом возвестившего, что он тезоименит св. ап. Иакову, брату Божию. Горожане предали земле отрока на том месте, где ныне часовня и св. колодец, но при этом не упоминается об участии братии мон. Изливаемые чудеса правед. Иаковом обратили внимание духовенства, почему мощи были освидетельствованы епископом Новгородским Феодосием в 1545 г. и Леонидом в 1572 г.; тогда же 23 окт. Они были перенесены во вновь построенный храм св. Духа. По описи 1582 г. значится: “В Боровичах же по конец Боровитцкого ряду на реке Мсте ниже посадских дворов монастырь Сшествие Св. Духа и Покрова Св. Богородицы и Новоявленого Чюдотворца Иякова Боровицкого… ”. В 1654 г. м-рь. Был приписан к Иверскому, куда в 1657 г. перенесены в собор Успения и св. мощи; в 1712 г. м-рь отписан к строившейся Александро-Невской лавре, в 1730 г. опять перешел во владение Иверского мон. И только в 1764 г., по оставлении за штатом, получил самостоятельность. .

50. Рождество-Богородицкий в Передках, мужской, ныне село Передки, новгородской губ., Боровичского у. в 8 вер. к вост. от Боровичей, Новоселицкой вол. при рч. Быстрице. Несомненно существовал в первой половине XVI ст. что свидетельствует надпись на колоколе, гласящая, что он отлит в 1539 г. в дом Пресв. Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества в Монастырь в Передки. По описи 1581 г. в нем значилось: “церковь Рожество Пречистые, древяная. А в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и все церковное строенье приходные старых помещиков”. В оставшейся церкви находятся древние чтимые иконы Рожд. Богородицы и Божией Матери Умиления. .

51.  Милогорская или Миголощская и Миголовская, мужская пустынь, ныне погост Миголощ, Новгородско губ., Боровичского у., в 50 вер. к сев. от Боровичей и в 22 вер. к вост. от Никандровой-Городноозерской упразд. пустыни. О ней известно, что она некогда основана благочестивым отшельником Марком. Над могилою которого. Лежащего в ½ вер. От погоста, устроена часовня. Память его чтится окрестными жителями, стекающимися сюда для поминовения в первое воскресенье Петрова поста. Во всяком случае уже существовала в 1595 г., когда в ней был игумен Тихон. До 1764 г. была приписана к нило-Столбенской пустыни и имела церковь во имя Владимирской Божией Матери, которая существует и поныне, но перестроена в 1787 г. .

52.Николаевский-Кушеверский, мужской, ныне погост Кушеверский, Новгородской губ. Боровичского у. , в 80 вер. к сев.-вост. от Боровичей, между р. Песью, озер. Сокольник и Игорь. По описи 1581 г. значится: “В Кузмо-Демьянском погосте в Кушевере Царев и Вел. Кн. монастырь на черном лесу. А в нем церковь Никола Чюдотворец на Крутом на реке на Песи. А на монастыре кельи: келья строителя Пимина, да 3 кельи, а в них старцы, да дворец конюшенной, да двор гостиной, да дворец, а в нем живут монастырские детеныши, да дворец коровей”. .

53. Ореховский, женский, ныне село Ореховно Новг. губ., Боровичск. у., в 72 вер. к востоку от Боровичей, при рч. Ореховне. О нем упоминается в 1621 и 1624 год. И писался он тогда “в Водской пятине, в Теребужском погосте Ореховский девич монастырь”. В монастыре до 1764 г. была церковь св. Николая, вместо которой построена новая в 1807 г. во имя св. Троицы. .

 

 1.          Иоанно-Предтечев-Струпинский, мужской, ныне погост Струпинский, Новгородской губ. и уезда, в 50 вер. к юго-зап. от Новгорода, при р. Шелони, близ впадения в неё р. Мшаги. В 1628 г. в нем была церковь Рожд. Иоанна Предтечи и оставися в запустении. .

2.         Троицкий-Менюжский или Минюшский, мужской, ныне погост Менюша, Новгородской губ. и уезда, Шимской вол., в 74 вер. к юго-зап. от Новгорода, при рч. Струпенке. Когда основан неизвестно; чюдотворцы же Менюжские жили и скончались в период 1566 – 1569 г., а мощи их обретены и оказались нетленными в кон. XVII ст. Во всяком случае, монастырь уже существовал в XVII ст., и в 1668 – 1684 гг. здесь был настоятеле Макарий Головин. До 1764 г. был приписан к Духову-Новгор. м-рю, затем упразднен и обращен в приход. Нынешняя церковь во имя св. Иакова и Иоанна Менюжских чудотворцев построена по Высочайшему повелению в 1841 г.; в ней покоятся мощи отроков Иакова и Иоанна; память их чтится 24 июня. До 1841 г. здесь была церковь во имя св. Троицы.  .

3.          Верендовский-Николаевский, мужской, совсем уничтоженный, Новгородской губ. и уезда, в 25 вер. к югу от Новгорода и в 3 вер. от Перекомского мон. при впадении р. Веренды в оз. Ильмень, на острове Перекомском. Об основании его записано в летописи под 6915 (1407) год.: “постави владыка Иоанн Новгородский церковь каменну св. Николая Чюдотворца на Веренде, и монастырь устроиша”. … По причине постоянных наводнений, причинявших много вреда, ученик преп. Ефрема, Роман, перенес его на другое место, где и стал называться Николаевским – Перекомским. .

4.          Троицкий-Видогодский или Вигодощской, мужской, ныне часовня около дер. Видогощи, Новгородской губ. и уезда, в 21 вер. от Новгорода и недалеко от села Сутоки. Первое известие о нем встречается в 1415 г., когда “поставиша церковь камену св. Троицу, на видогощи в монастыре”. В 1562 г. “горел монастырь Жив. Троица Ведогоща деревяная пустыня, весь, при игумене Феодорите”. В 1687 г. приписан к Новгородскому архиер. дому; в нач. XVIII ст. упразднен; место его заросло травою. . 

5.       Верендовский-Сутоцкий-Спасский, иначе Вигодощский или Видогощский-Преображенский, мужской, ныне село Сутоки, Новгородской губ. и уезда, Трясовской вол., в 21 вер. от Новгорода при рр. Веренде и Видогощи. О начале его упоминается в летописях; в 1-й Новгородской под 6915 (1407) записано: “постави владыко Иоанн церковь камену, на Веренде, св. Спаса Преображение, и свяща ю сам, и монастырь устрои”… В 1687 г. приписан к Новгород. архиер. дому, позднее состоял за Клопским мон. и в 1764 г. упразднен. Место монастырское по размежеванию досталось Клопскому мон., от которого в 1810 г. там построена часовня во имя Преображения. .

6.        Богоявленский на Сокове с Водской дороги, мужской, совсем уничтоженный, Новгородской губ. и уезда, недалеко от Новгорода, близ С-Петербургской дороги, на р. Веряже. В летописи написано: “В лето 6929 (1421). Поставиша в Великом Новегороде Исак Анциферович да Лутьян брат его святое Богоявление в монастыре на поле на реки Веряжи”. В 1478 г. был занят московскими войсками. С 1588 по 1769 г. приписан к Духову новгород. монастырю, затем совсем упразднен, так что от него ничего не осталось. .

7.          Николаевский-Вяжищский или Вяжицкий, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Новгородской губ. и уезда, в 12 вер. от Новгорода, в лесу, на болотистом месте, называемом Вяжищи, на левом берегу р. Каменки, которая ниже монастыря называется Веряжею. Неизвестно когда основан, но уже существовал в XIV ст., что видно из межевой грамоты 1391 г. .

8.            Лисицкий, Лисичий или Лисий-Рождество-Богородицкий, мужской, совсем уничтоженный, Новгородской губ. и уезда, в 7 вер. к сев. от Новгорода и в 3 вер. от Хутынского м-ря, на правом берегу р. Волхов. Под 1395 г. в летописи значится: “Того же лета поставиша церковь каменну Рожд. Пресв. Богородицы на Лисичье горе, и монастырь устроиша”. В этом году он был только возобновлен после пожара 1392 г., существовал же по той же летописи в 1391 г., когда в нем была построена деревянная церковь. В XVII ст. приписан к Иверскому мон.; в 1764 г. упразднен; последним игуменом был Герман. В нач. XIX ст. здесь ещё существовала церковь Рождества Богородицы, другая же разобрана в 1781 г. для ограды Антониева мон., следы мон. заметны по оставшемуся кургану. .

9.             Спасо-Рождественский, мужской, совсем не существующий, Новгородской губ. и уезда, находился недалеко от нынешнего погоста Иоанна Богослова, по правую сторону р. Волхова, верстах в 15 к сев.-вост. от Новгорода. В грамоте 1555 г. об обережении м-ря от притиснений боярского сына Горихвостова написано: “Бил нам челом из Обонежские пятины с Тихвинские дороги, от Преображенья Спасова и Рожества Пречистые старец того монастыря Геласей, и во всех место старцев того монастыря 9 братов, а сказывает, что стоит деи тот их монастырь на девичей земли Павлова монастыря, а тому деи 70 лет, как тот монастырь стал на той земле”. Отсюда видно, что монастырь основан около 1485 г. По писцовым книгам Обонежской пятины 1582 г. владения Павлова монастыря показаны в погосте Иванском: “А угодья Павлова монастыря на Волхове реке метывали переметы и удою лавливали через всё лето”.  .

10.           Николаевский на Холопьем Городке, мужской, уничтоженный, на Холопьей Горе, при селе Слутке, Новгородской губ. и уезда, верстах в 20 к сев.-вост. от Новгорода, на правом берегу р. Волхова. Из летописи 1509 г., хранящейся в Хутынском м-ре видно, что здесь существовал Холопий городок, построенный каким-то князем Новгорода, основавшим церковь над прахом убитой своей жены. Когда же основан м-рь – неизвестно, но он уже существовал в период 1577 – 1589 г., когда игумену его Иосифу и 13 старцам выдавалась руга. В ПСРЛ (III, 106) под 1417 г. значится, что в числе построенных шести каменных церквей была и церковь “святый Никола на Холопьем городке”. Из царской грамоты 1645 г. новгородскому воеводе Морозову видно, что в м-рь Николы чудотв. На Холопий городок  выдавалось руги попу да 13 старцам деньгами 4 руб. 6 алтын 4 денги и хлеба 20 четвертей ржи и 20 четвертей овса. .

11.            Савво-Вишерский, прежде Вознесения Господня Саввина пустынь, мужской, заштатный, Новгородской губ. и уезда, в 10 вер. к сев.-вост. от Новгорода, близ Московской дороги, на лев. берегу Вишеры. Основан в нач. XV ст. прп. Саввою, из рода бояр Бороздиных, что видно из межевой границы Новгородских посадников; в летописи под 6926 (1418) годом сказано, что поставлена деревянная церковь “Вознесение Христово в Саввине пустыни у Саввы Вишерского”. Под 1552 г. записано: “был воевода Федор Троекуров Иванович в монастыре в Савине пустыни у чюдотворцева гроба, и приложил преподобному немецкий золотой”. … В 1764 г. монастырь упразднен и обращен в приход, но в 1794 г. по просьбе генерал-аншефа Бороздина, снова восстановлен и оставлен на своем иждевении. Собор Вознесения Господня с приделами Покрова Богородицы и прп. Саввы Вишерского существует с 1661 г.; в нем под спудом почивают в раке, устроенной в 1670 г., мощи прп. Саввы Чудотворца, память коего чтится 1 октября. … Близ монастыря находится часовня, в которой хранится крест, водруженный прп. Саввой при первоначальном устройстве пустыни. .

12.             Ковалев-Спасский, мужской, ныне церковь Преображния Господня на Ковалеве, в 4 вер. к вост. от Новгорода, при р. Волховце. Существовала уже в XIV ст.; в Новгородской летописи под 6853 (1345 г.) год. Значится: “Того же лета постави церковь каменну святаго Спаса Акинф Жабин, на Ковалеве в манастыре, 3 поприща от Великаго Новаграда, по благословению великаго святителя архиеп. Василия”. В 1493 г. игумен монастыря участвовал в крестном ходе вокруг нового каменного города. В 1686 г. приписан к Новгород. архиер. дому; в 1764 г. упразднен и церковь обращена в приход. .

13.              Андреевский-Ситецкий, или на Сетечки, мужской, ныне приписаная к Кирилову мон. Церковь св. Андрея Юродивого, Новгородской губ. и уезда, в 4 вер. к юго-вост. от Новгорода и от Кирилова мон. с версту, на берегу рч. Ситенки. В Новгородской летописи говорится: “В лето 6879 (1371 г.) постави Наталья церковь каменну святаго Андреа Уродиваго на Сетецки (Ситецки)”… В 1690 г. монастырь приписан к Новгородскому архиер. Дому, за которым состоял до издания штатов в 1764 г.; в этом году оставлен на своем иждевении, но вскоре совсем упразднен, а в 1776 г. оставшаяся церковь Андрея Юродивого приписана к Кирилову мон. .

14.              Спасо-Нередицкий или Спас на Городищи, мужской, ныне церковь во имя Преображения, Новгородской губ. и уезда, в 3 вер. от Новгорода и в 250 саж. от села Городищ, от которого отделяется рощею, на красивом месте правого берега р. Волховца. . .

15.              Аркадиевскай или Аркаж-Богородицкий Успенский, мужской, совсем уничтоженный, в 2 ½ вер. от губ. гор. Новгорода и в ½ вер. от церкви Благовещания на Мячине… Имя его часто упоминается в летописях: “В лето 6661 (1153) сруби Аркад игумен церковь святыя Богородицы Успение, и състави собе манастырь; и бысть крестьянам прибежище, ангелом радость, а дьяволу пагуба”. … В половине XVIII в. монастырь был приписан к Клопскому мон., в 1764 г. оставлен за штатом, но вскоре обращен в приходскую, затем в 1772 г. приписан к Благовещенскому мон. на Мячине, а около 1860 г. оставашаяся церковь успения совершенно разобрана. .

16.               Пантелеймонов, мужской, приписанный к Юрьеву мон. (с 1764 г.), в 3 вер. к югу от Новгорода, на берегу оз. Мячина, в холмистой местности, называемой Горка. Он уже существовал в половине XII ст., что доказывается грамотою В.К. Изяслава Мстиславича (1146-1155) на владение землями.  … В 1667 г. приписан к Юрьеву Новгородскому мон. В 1764 г. предположено его обратить в приходскую церковь, но снова приписан к Юрьеву м-рю. Прежняя церковь Пантелеймона разобрана и в 1810 г. выстроена новая. В 30-х гг. XIX ст. граф. Орлова-Чесменская купила землю, окружающую церковь, обратила её в мызу с садом и каменным домом, и по дарственной записи передала Юрьеву мон. .

17.               Перынь-Богородицы, мужской скит, приписанный к Юрьеву мон., Новгородской губ. и уезда, в 4 вер. от Новгорода, при истоке р. Волхова из Ильменя оз., на возвышенном, весною окружаемом водою, месте. До принятия христианства новгородцами здесь стоял главный идол Перун, сброшенный в Волхов в 988 г. и на месте его была построена ц. Рожд. Богородицы, около которой образовался впоследствии м-рь. В летописях имя его встречается только  в 1386 г., когда его сожгли новгородцы, затем в 1552 г., когда “на Перине монастырь выгорел весь и трапеза, а игумена в монастыре не было”. В 1634 г. он был приписан к Юрьеву мон. И в 1764 г. обращен в приходскую церковь Юрьевской слободы; в 1827 г. по прошению архим. Фотия церковь снова приписана к Юрьеву мон., и при ней устроен сктит, по уставу древних палестинских скитов. … Церковь возобновлена с 1828 г. без всяких изменений в зодчестве. .

18.               Коломецкий-Троицкий, мужской, совсем уничтоженный, Новгородской губ. и уезда, в 7 вер. к юго-вост. от Новгорода и в 2 вер. от Николаево-Липенского, упразд.мон. на берегу оз. Ильмень; в урочище Коломце. Об основании монастыря нет сведений, но можно думать, что он основан в первой четверти XIV ст.; под 6832 (1324) г. в 1-й летописи Новгородской сказано по случаю избрания Моисея в Новгородские владыки: “возлюбиша все Богом назнаменана миосея, прежде бывша архимандритом у св. Георгия – потом вышел бяше по своей воли к св. Богородици на Коломци в свои монастырь – и взведоша и на сени…”. Затем под 7031 (1523) г. говорится: “постави церковь св. Троицы каменную, на Коломцах, Филат Бобровник с Лубяницы улицы”. В 1680 г. весенним водопольем подмыло здания монастыря, почему приписан к Липенскому, куда вскоре перенесены все здания и утварь, так что от него ничего не осталось. В 1692 г. он значился приписным к Новгородскому архиер. дому. 

19.               Николаевский-Липенский .    

20.              Николаевский на Голыневе, в Голинах или на Холынье, женский, ныне село Холынье, Новгородской губ. и уезда, Бронницкой вол., в 25 вер. к юго-вост. от Новгорода, на левом берегу р. Мсты. Существовал в XVI ст. и в 1577 – 89 г. игуменья его с сестрами получала руги по 1 руб. 2 алт. 4 деньги. О нем упоминается т.ж. в росписи монастырей 1615 г., произведенной после опустошения Новгорода шведами. .

21.              Зарецкий – Рождественский, женский, ныне село Бронницы-Заречье, Новг. губ и уезда, в 25 верстах к юго-вост. от Новгорода. В 1615 г. после шведского разорения в нем показаны 2 деревянныецеркви Рождества Божией Матери и Св. Николая с трапезою. .

22.               Николаевский-Понедельский, мужской, ныне село Понеделье Новгородской губ., Крестецкого у., в 24 вер. к юго-вост. от Новгорода и в 4 вер. от шоссе на Москву, на берегу р. Понедели. Имя его упоминается в летописи под 1386 г., когда он в числе 24 других монастырей был сожжен новгородцами. Затем значится существующим  в 1485 г. и в 1685 г. о нем упоминается как об убогом и безвоттчинном, приписном к Николаевскому Вяжицкому мон. В 1694 г. по грамоте патр. Адриана приписан к Иверскому мон.; но в 1764 г. упразднен и обращен в приход. В 1799 г. церковь сгорела, но в 1800 г. была снова выстроена, а потом за неимением актов на владение землею приписана к Наволоцкой церкви. .

23.               Воскреснский –Вознесенский-Подлютовский-Тухольский или под Лютовую горою, мужской, ныне приписная церковь св. Николая слободы Подлитовье к Яму Зайцеву, Новгородской губ., Крестецкого у., в 28 вер. к сев.-зап. от Крестцов и в 3 вер. от Яма Зайцева, при рчч. Работке и Нише. Он уже существовал в 1555 г., когда в нем был игумен Геннадий, и по описи 1581 г. находился на следующем положении: “Манастырь под Лютовою горою на речке на Нише. А на монастыре церковь Вознесенье Христово, да придел Покров Св. Богородицы, да теплая церковь Варламей Чудотв. В манастыре игумен Иона, да 12 келей, а в них живут старцы черноризцы; да за манастырем слободка”. В 1572 г. “свящали в монастыре на Лютове на горе, по Московской дороги, церковь Въскресение Христово, священник Софийской Иев да диакон Анцифор, при строители монастыря старци Генадии да священики Иасафе”. В 1692 г. был приписным к Новгор. архиер. дому, в 1764 г. упразднен, а церковь приписана к Ям Зайцеву. .

24.             Сытинский, мужской, ныне погост Сытенский или Сытно, Новгородской губ., Крестецкого у. в 59 вер. к зап. от Крестцов и верстах в 3 от вост. берега оз. Ильмень, при рчк. Сытенке. О нем упоминается в 1678 г.; нынешняя приходская церковь во имя Успения построена в 1762 г. .

25.               Введенский с Мояты, мужской, совсем уничтоженный, Новг. губ., Крестецк. у., на р. Мояте, впадающей в оз. Ильмень. По писцовым книгам 1495 г. за монастырем значились дер. Поглездово, Горка, Жар, Згова, Ямы и Бор, в коих было 12 дворов, а в них людей 14. .

26.                Спасский-Звадский или с Взвада, мужской, ныне приходская церковь в селе Звад Новгородской губ., Старорусского у., Дубовицкой вол., в 15 вер. к вост. от Старой Руссы, при р. Ловати, в 5 вер. выше устья. Уже существовал в 1495 г., когда владел вотчинами в Деревской пятине, в Семеновском погосте. В 1687 г. приписан к Новгород. архиер. дому и в 1764 г. обращен в приход. Существующая ныне церковь Успения основана в 1827 г. .

27.               Николаевский-Кречев-Особный, мужской,ныне погост Кречев, Новгородской губ. Старорусского у., в 5 вер. к сев.-вост. от Старой Руссы, на левом берегу р. Полисти. Существовал в XV ст., когда в 1443 г. здесь была поставлена кам. Церковь св. Николая, архиеп. Новгородским Евфимием. В 1572 г. Никольскому особному м-рю на Кречеве дана была жалов. Грамота архиеп. Леонидом. По описи 1615 г. в нем значилось : “храм каменн, да трапеза древянная Николай чудотв. И Александр Свирский, да в приделе Онуфрий Великий и Петр Афонский и Нерукотворенный образ”. В 1676 г. приписан к Иверскому м-рю. .

28.               Сергиев, мужской, совсем уничтоженный, Новгородской губ. Старорусского у., близ города, в 1 вер. к сев.-вост. от Спасо-Преображенского мон., на берегу р. Полисти. Существовал в 1615 г., в 1677 г. как запустелый. .

29.               Спасский на Острову или Спасо-Преображенский, мужской, 2-го класса, в городе Старой Руссе, Новгородской губ., близ правого берега р. Полисти. В лето 6700 (1192) “в Русе сърубиша църковь, на Острове, Мартурии игумен, во имя св. Преображения и створи манастырь, и бысть прибежище крестьяном”.  .

30.               Успенский-Богородицкий, женский, ныне приходская церковь Успения Богородицы в Старой Руссе, Новгородской губ., в сев.-вост. конце города. М-рь и Успенская церковь в нем уже существовали во второй половине XIV ст., что видно из жалованной грамоты В.К. Иоанна Васильевича. По описи 1615 г. в нем были церковь Успения и Жен-Мироносиц. В 1764 г. монастырь упразднен, оставшиеся церкви Успения (постр. в 1727 г.) иен Мироносиц (постр. в 1785 г.) обращены в приход. В приписной каменной церкви сохранилась икона св. Жен Мироносиц, на праздник которой, во 2-е воскр. После Пасхи, стекается множество богомольцев. В день Успения, 15 авг., сюда совершается из городского собора крестный ход. .

31.               Козмодемьянский, мужской, совсем уничтоженный, в гор. Старой Руссе, Новгородской губ., на выезде из города, в 50 саж. от прав. берега р. Полисти. Время основания монастыря неизвестно, но несомненно существовал в XVI ст., так как в прошении старорусцев в 1726 г. сказано, что монастырь “построен в прошлых давних летех, до литовского разорения”. В 1625 г. говорится, что от монастыря проходит по берегу р. Полисти улица, называемая Козмодемьянскою. В 1671 г. в нем построена дерев. Церковь во имя Космы и Дамиана с дерев. оградою, монахов было 4 и владел землями. В 1722 г. приписан к Александро-Невской лавре, но в 1727 г. , при строителе иеромонахе Павле, отписан от неё. В 1764 г. монастырь упразднен, а в 1835 г. церковь его, за ветхостью, разобрана и перенесена в Спасо-Преображенский монастырь. .

32.                Косинский-Николаевский-рождественский, мужской, ныне село Косино Новгородской губ., Староруск. у., в 6 вер. от Старой Руссы, на несколько возвышенном и весьма красивом острове, окруженном р. Полистью и впадающей в неё рч. Снежною, которые разливом своим производят в острове неправильную фигуру, наподобие косы. Основан в XIII ст. учеником прп. Варлаама Хутынского, преп. Константином и сотрудником его Космою, был до 1764 г. приписан к Новгор. Архиер. Дому, и в 1764 г. обращен в приход. Ныне здесь церкви: св. Николая, постр. в 1820 г., и во имя прп. Варлаама Хутынского, существующая с 1787 г. Под папертью Николаевской церкви покоятся под спудом мощи основателей. В 1879 г. приступлен к сооружению новой теплой церкви во имя. Прп. Варлаама Хутынского вместо очень тесного и низкого каменного храма и ветхой деревянной колокольни, находящейся при храме св. Николая. .

33.                 Леохнов-Ивицкий-Антониев-Спасский, мужской, ныне село Леохново Новгородской губ. и уезда, от Новгорода сухим путем 103 вер., водою в 52 вер. и в 20 вер. от гор. Старой Руссы, близ оз. Ильмень. Основан в 1556 г. преп. Антонием, скончавшемся в 1611 г. 17 октября Преп. Антоний был погребен в Новгорде на Рядитиной ул., близ церкви св. ап. и еванг. Луки, но около 1620 г. мощи перенесены в Леохнов мон. И положены под судом; память его совершается 12 июля и 17 окт. В 1681 г. монастырь приписан к Новгор. Юрьеву мон., а в 1687 к Новгор. архиер. дому. В 1764 г. упразднен и церковь обращена в приход; в 1788 г. сгорела, но в том же году выстроена вновь во имя Преображения Господня, и тогда же сюда были перенесены иконостас, утварь и всё церковное имущество. .

34.                 Преображенская-Рублева с Переходы, мужская пустынь, совсем не существующая, Новгородской губ., в сев.-зап. части Старорусского у., на р. Переходе, впадающей в юго-зап. угол оз. Ильмень, расстоянием от Новгорода в 55 вер. и от берега озера Ильменя в 15 вер., следовательно, в местности Коростынской волости, между дер. Волковицы и Перетерки, что по ж.д. из Новгорода в Стра. Русу. Здесь подвизался во втор. Половине XVI ст. преп. Антоний, основатель Леохнова-Ивницкого м-ря, скончавшийся в 1611 г. В 1609 г. царь Василий Шуйский пожаловал строителю её старцу Антонию с братиею на Софийской стороне в Новгороде по Лукине улице сад Неудаченской Цыплетева, который и при переписи 1623 г. записан был за пустынею. В то время она называлась “Преображенская Спасова новая пустынька с Переходы реки”. .

35.                Покровский-Пустошский, мужской, ныне погост Пустошь Новгородской губ., Старорусского у., в 25 вер. к сев.- зап. от Старой Руссы, на юго-зап. берегу оз. Ильмень. Уже существовал в 1560 г., когда владел землею при селе Солоницком. Затем о нем упоминается в 1611 г., когда “посылан из Вел. Новгорода, на тех же Литовских людей в Старую Русу, столник и воевода Леонтей Ондреевич Вельяминов, а с ним многие ратные люди: и сошлися с ними в Покровском мон. На пустоши, и тут у них с Литовскими людьми было дело”. В 1664 г. значился приписанным к Новгородскому архиер. дому, а в 1628 г. имел церковь Покрова и игумена Тихона. .


Источник: http://archive.li/dlfa#selection-49.0-1515.8
Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов