Желаев Василий. Источник: Архив Русского Географического Общества, фонд Олонецкой губернии, раздел 25, опись 1, № 10. 1854 год.
Город Пудож1 Олонецкой губернии лежит с северо-запада под горой, а с юго-востока – на горе; под коими протекает река Водла, вытекающая из озера Водлозера, отстоящего в 60 вёрстах, и впадающая в озеро Онего, отстоящее от города в 35 верстах. Река Водла имеет два разлива в разных местах, от чего и образуются малые речки, как то: 1) Старая, жители говорят, что лет около 50-ти тому назад в том самом месте протекала река Водла, а впоследствии времени проток её сделался уже. А ныне река Водла течет в другом месте; 2) Журавка (получившая название свое от деревни Журавиц), обтекая остров, впадает в Водлу.
С восточной стороны под горой находятся два маленьких озера: Вянгозеро и Под-макарихино. Оба они весьма малозначительны. В летнее время, во время сильной жары, вода в этих озёрках высыхает до того, что глубина на середине их бывает не более 12-ти вершков (3 четвертей), так, что малолетние дети безопасно собирают растущие в них цветки.
Грунт земли вязкий и тиноватый. С полуденной стороны находится озеро Патенинозеро, более прежних двух и гораздо глубже.
Почва земли в окрестностях города частью песчаная, мало глинистая; но, впрочем, при старании в обработке и удабривании назмом2 — плодородна.
Жителей собственно принадлежащих городу — мещан не более 700 душ обоего пола. Других разных состояний, временно находящихся, около 394; а всего вообще — около 1114 душ обоего пола.
Рост жители города Пудожа имеют вообще средний — 2 аршина 5 вершков, самый большой — 2 аршина 8 вершков, меньший — 2 аршина 2 вершка. По наружности имеют довольную дородность. Относительно величины прочие части тела расположены правильно. Голова, руки и ноги сообразны с объемом тела, и ростом человека. Лоб и грудь имеют плоские; щёки отчасти впалые, но больше выпуклые и кругловатые. Волосы вообще имеют светло-русые, очень мало — чёрные и красные. Судя по наружности вида, имеют и крепость здоровья, что доказывается тем: а) что весьма многие из жителей зимой ходят в баню и выходят из оной без одежды и обуви с открытой грудью. Весной и осенью сряду по выходе из бани, в коей слишком много парятся, в сильном жару, — купаются в холодной воде и возвращаются в дома также без одежды и обуви; но очень редко, и почти что никогда не подвергаются простуде и другим болезням.
Преимущественно взрослые подвергаются горячке; малолетние дети золотухе и родимцу3. Крепкого сложения человек может понести тяжести от 1 до 10 пудов. Ловкости и проворства не имеют. Охоты к физическим трудам мало имеют, большей частью проводят время в праздности и ленности, что можно видеть из того, что 1) если кто и из бедного состояния людей имеет хотя малое продовольствие в содержании, то весьма мало занимается работой; 2) и из частого обыкновения — праздновать и бездейственно проводить время. На праздники народ сходится в большом количестве. В работах бывают очень вялы и неповоротливы.
Из жителей города весьма многие употребляют: пецка (вместо печь), цас (вместо час), свицка (вместо свечка) черква (вместо церковь), челковой (вместо целковой), месяч (вместо месяц), ндравится (вместо нравится), фалю (вместо хвалю). Словом, всегда в произношении употребляют в превратном значении буквы: ц, вместо ч; а ч, вместо ц, и в некоторых словах некоторые буквы скрывают, а в других прибавляют излишние, а вместо букв твёрдых по большей части употребляют мягкие.
Окончание слов как в склонениях, так и в спряжениях употребляют вообще неправильное, например: сестрей вместо сестер, братьей вместо братьев; саженей вместо сажен; колов вместо кольев, и вообще, вместо окончаний в падежах множественного числа: ья и ьев всегда употребляют ы, ов, ей, и проч. В глаголах настоящего и будущего времени не договаривают окончаний т, например: иде вместо идет; приде вместо придет; е вместо есть; буде4 вместо будет и т. п.
Употребляют: зажги огонь вместо зажги свечу; вымыл воду вместо издержал воду; посоли солью вместо посоли; грязная грязь вместо грязи; ешь гостюшко, ничего не ешь вместо того, что гость мало ест, буде те баять то вместо довольно говорить. Об употреблении слов сказано в особом сборнике слов, который доставлен во II отделение Императорской Академии наук в 1849 году через господина директора училищ Олонецкой губернии. Слова и ныне собираются и имеют быть доставлены, по приведении в должный порядок, с прибавлением значения их в разговоре.
Дома большей частью старинные, с чёрными печами. Ныне, по разрушении домов, при бдительном надзоре начальства, вновь выстраивают уж в другом виде, по изданным и утвержденным планам. Прежняя постройка состояла не по плану города: дома устраивались четырехугольные в середине без капитальных стен; крылись же в два ската. По одну сторону дома устроена была лестница для входа; у некоторых с покрышей, а у других открыто. Лестницы большей частью приделывались с проспектной стороны; по другую же сторону дома в одной связи с ним приделывались дворовые службы: сарай для поклажи сена и прочих рабочих принадлежностей, нужных для хлебопашества. А под сараем заключаются: двор чёрный для содержания в летнее время скота, хлевы и конюшни для держания скота в зимнее время, покрытые досками, но те и другия строятся на мху, добываемом из болота. Службы отделяются от жилых комнат одними только сенями.
Во внутреннем устройстве дом с одной стороны заключает в себе: одну только комнату с чёрной печкой без трубы, устроенной почти по середине комнаты. Печка в высоту бывает 2 и 11/2 аршина, не смотря на высоту комнаты, имеющей высоту от 1 до 2½ саженей и выше, в длину и ширину почти квадратно в 2½ аршина Место, в которое полагают дрова, называется кожухом; а выкладка над этим местом кирпичём называется пыльником. Трубы делаются в потолке и выходят на поверхность крыши не более ½ аршина деревянные, называемые дымоволоком, труба закрывается внутри дома на подобие дверей, сделанным затвором, привешенным на железных крюках; самый затвор закрывается палкой толщиной в 1 вершок, затвор этот называется трубником. По затопке таковых печей не только в летнее, но и в зимнее, очень холодное время открывают двери и держат незатворенными до толе, пока в печке не сделаются уголья; от чего поверхность (потолок) комнаты делается черной; под потолком на устроенных кольях жители просушивают платья, принадлежности к земледелию и рыболовные сети. Дома вообще в зимнее время бывают очень теплы, несмотря на то, что зимних рам не держат, поэтому на окнах в зимнее время бывает много воды. Для этого ставят пучки соломы и держат холщевую ветошь. Посреди комнаты в равном расстоянии с печкой от низу до верхних углов устраивают деревянные полки, каковые и вокруг всей комнаты приделывают к стенам и называют эти полки воронцами. За печкой по одну сторону, по входе в комнату, оставляют место для комнаты, в коей окон не бывает, и место это называют шомнышею. В комнате за печкой держат домашнюю посуду в шкафах и на полках, сделанных у стен дома. Окна в доме делают только с двух сторон, весьма мало с третьей. Окна устраивались не более 1 аршина и то с одной стороны, а с прочих величиной с ½ аршина квадратно. Эти окна устраивают так, чтобы и в зимнее время можно было открывать. Во время морозов закрывают окна ставнями, сделанными из досок, а у бедных делаются из соломы, и приставляются на кольях к окну. Ставней не отнимают от окон до толе, пока уже не скроется в комнате угар.
Не выше ¾ аршина от полу, вместо стульев, приделывают доски к стене по всей комнате, называемые лавками. У печки с одной стороны, при входе в комнату, во всю длину печки приделывают две, или даже три доски от 3 до 4 вершков толщиной, называемые прилавками. Под нижней доской устраивают лестницу, делают затвор наподобии дверей, под полом на землю настилают полы, что и называют – подпольем, куда выносят хлеб и прочие потребности.
По середине дома бывают сени, ведущие к дворовым службам, в сенях делают вход на проспект. По другую сторону дома через сени устраивают комнату, называемую горницей, а в другой подле горницы оставляют место для клети — чулана, где хранят платье и прочее имущество; в клети делают только одно маленькое отверстие, прорубив одно бревно, наподобии маленького окна без рамы.
С недавнего времени начали строить дома на четыре ската, но мало похожие на настоящую постройку, ибо по большей части строятся с отступлением от плана в виде и размере по маштабу, — с одним входом внутри двора. Окна и теперь делаются в неправильном размере, а именно 1½ аршина и самые большие 1¾ аршина в длину и 1 и даже ¾ аршина в ширину и то с наружной проспектной стороны. С прочих сторон окна устраивают не много больше прежнего размера.
Внутреннее устройство почти похоже на старинное за исключением печей, которые устраиваются как должно.
Богатые устраивают в доме 4 и 5 комнат. Дворовые службы от планового дома отставляют далее — в расстоянии от 2 до 3 саженей, а потому некоторые постраивают при них дворовые домы — флигели для удобнейшего прокормления скота и ухаживания за ним. Дворовые дома большей частью строятся на два ската наподобии старинных, и внутреннее устройство их состоит из одной комнаты и сеней, ведущих к дворовым службам. На другой стороне сеней устроивают: клеть и горницу, в коей внутреннее устройство состоит иногда в обивке шпалерами, вместо стульев приделывают тоже лавки и скамейки, сделанные из досок самой простой работы.
Внутренняя обстановка дома заключается в стульях самой простой работы, сосновых, мало у кого либо даже и покрашенных масляной, голубой и красного цвета, красками. По большей части стулья заменяются лавками и скамейками.
Столы тоже употребляются сосновые самой простой работы с широкой на поверхности доской и внутренними ящиками без замков, некрашеные; а если у кого есть и крашенные, то раскрашены большей частью разными красками, красной и синей с цветами. Если же красят без цветов и раскраски, то большей частью красной и синей масляными красками.
Домашней посудой употребляются: горшки глиняные, очень мало — чугунные, и медные. В этих глиняных горшках вообще всё приготовляют кушанье, и те горшки, в которых варят мясо для пищи, называют мясниками. Столовый прибор составляют: деревянные, круглые ложки, из липы и осины сделанные; таковые же чашки, тарелки, солонки; вилок простой и бедный народ вовсе не имеет. Некоторые из жителей, имеющие средства, покупают простенькие вилки, тарелки и чашки простой белой глины и употребляют их только для гостей. Есть у многих самовары, а у других — медные чайники, для чего чашки и чайники покупают самые простые и самые дешевые. Словом, домашние принадлежности употребляются вообще простые.
Иконы вообще во всех домах Суздальской и Даниловской работы. Жители имеют пристрастие для украшения в доме покупать картины у разносчиков самой простой работы.
Мужское зимнее платье обыкновенное состоит: из полушубков, не крытых ничем; некоторые имеют и тулупы из баранов и овец непокрытые. Есть у некоторых и крытые нанкой или другой какой-либо бумажной материей. Шьют также не длиннее колена шубы, назади со сборками; карманы приделывают с обоих боков, и вместо пуговиц пришивают крючки; эту одежду называют поддевкой; она покрываются тоже нанкой и бумажной материей. Вместо фуражек носят шапки простые четырехугольные, с простой опушкой; другие носят и фуражки синего и черного цвета, с таковыми же козырьками, по большей части, простой домашней работы. Сапоги держат: сшитые из белой кожи, выворотные, старинной формы, с круглыми носами; а большей частью зимой держат тёплые суконные сапоги, выделываемые Исаевцами. Опоясываются самыми простыми шерстяными и бумажными кушаками. На руках носят рукавицы белой простой кожи, приготовляя дома сами для себя; по приготовке рукавиц намазывают для прочности поверхность их дёгтем. Платков около шеи вовсе не носят.
Летнее мужское платье обыкновенно состоит из: белых балаханов, сшитых из простого холста, обуви из белых сапогов и большей частью из лаптей, сплетённых из бересты. По большей части в летнее время мужчины ходят в белых холщёвых рубашках, опоясываясь кушаком или платком; на голове держат шляпы и фуражки самые простые и малоценные, а иногда обвязывают голову платком наподобии колпака. При производстве работ, в особенности общественных, мужчины все вообще носят красные рубашки, — красной пестряди или ситцевые, подпоясываясь шёлковыми поясами, оставляя длинные концы. Те, кои не имеют средства приобрести рубашек бумажной материи, носят белые холщёвые, обшитые около ворота ситцем или красной пестрядью, где для завязки пришиты ленточки бумажные разного вида и цветов. Брюк вообще не держат.
Мужчины лет 30 и более мало заботятся об украшении в зимнее время; но стараются запастись теплой одеждой, а потому-то в праздничные дни носят шубы бараньи, длинные, с маленькими воротниками, обшивая их кругом нерпой, полушубки держат длиной до колена; подпоясываются большей частью бумажными кушаками, а иногда простыми шерстяными; сапоги5 носят из белой кожи выворотные с широкими круглыми носами, вбивая в каблуки гвозди, иногда же тёплые, выделываемые из овечьей шерсти. На головах носят шапки четырёхугольные, суконные, обшитые вокруг овчиной. Рубашки держат белые холщевые, а иногда бумажной материи ситцевые простые или же и печатные — холщевые; для завязки у шеи пришивают на левой стороне у плеча медную с кедровый орех пуговицу, не употребляя в рубашке воротников; рукава в рубашке полагают широкие, не много длиннее локтя.
Молодые мужчины носят шубы бараньи, крытые нанкой или другой какой-либо бумажной материей; другие носят тулупы, крытые синим сукном (от 90 до 1½ рублей серебром) с воротниками не более 4 вершков. Большей частью носят поддевки, которые шьют на простых овечьих и бараньих мехах, покрывая их нанкой, богатые же сукном.
Впрочем, этого рода одежда в употреблении между людьми бедного и среднего состояния; богатые вообще носят длинные шубы, покрытые различного рода материями и сукном. Фуражки круглые, с суконными козырьками; кушаки красные бумажные, гарусные, а частью дешевые шелковые и пестроватые. Рубашки красные и ситцевые. Брюки носят под рубашкой и в голенищах, короткие, сапоги с черной кожи с круглыми носами.
Летнее нарядное мужское платье заключается из бумажных материй, а именно: рубашки носят красные или ситцевые, обшитые около воротника синей тесьмой, или желтыми ленточками, с таковыми же связками, завязывая их на левом плече, старые люди носят белые, холщевые большей частью точно также как и в зимнее время и такой же отделки. Платки около шеи держат красные или пёстрые бумажные. Жилетов носят очень мало. Носят на шее кресты серебряные, старинные, на сплетённых из золота и шелка шнурках и большей частью на рубашке, чтобы все видели. Опоясываются по рубашке длинными шёлковыми поясами, оставляя концы не менее аршина в длину тот и другой конец.
Брюки носят нанковые и плисовые под рубашкой в сапогах. Верхнее платье состоит из поддевок — платья до колена, назади от лифу с оборками и по бокам с карманами; носят сибирки сшитые наподобии сюртуков, но длиннее колена ½ аршина. Бедного состояния носят серые суконные кафтаны, обшитые по обоим сторонам от подола чёрной или белой кожей, или же крашенным холстом; воротники в кафтанах делаются с отворотами, но как воротник, так и обшлага обшивают кожей или же крашенным холстом. Среднего состояния носят сибирки нанковые и казинетовые, иногда кафтаны синие, суконные, на крашеной подложке, а некоторые и на коленкоровой. Богатые шьют как поддевки, так и сибирки суконные. Бедные, не могущие приобресть этого, носят полукафтаны длиной до колена, обшитые вокруг кожей, и по бокам с одной складкой, вместо опояски пришивают две, три или четыре пуговицы, медные, круглые. Наряд этот у богатых жителей употребляется при работах, мужчинами и женщинами, весной, летом и осенью в дождливую погоду.
Женское зимнее обыкновенное платье состоит из полушубков или коротеньких шуб, из сарафанов холщёвых, крашеных или же печатных; сапоги держат белой кожи выворотные и тёплые суконные. На головах носят чепцы простые ситцевые или другой какой-либо бумажной материи, обвязываясь платками. Женское летнее обыкновенное платье состоит из простого крашенинного сарафана и белой холщёвой рубашки. Некоторые носят из простого ситцу сарафаны и рубашки. Женщины держат чепцы, девицы платки простые и дешевые или вместо платков подберихи6. Обувь держат самой простой работы — башмаки и полусапожки белой кожи, а иногда и лапти из бересты. Женщины и девицы при работе в летнее время держат одни рубашки, вышитые по подолу красной бумагой от 3 до 5ти вершков различными цветами (узорами), даже иногда и не подпоясываются.
Женское нарядное зимнее платье заключается в сарафане, с повязанной на голове косынкою. Голову покрывают платком, оставляя один конец длиннее, коим обвертывают шею. На себя надевают шубы на заячьем меху не длиннее колена назади со сборками, крытые нанкой, или китайкой, голубого, синего и черного цветов. Жены и дочери зажиточных людей носят большей частью шубы, покрытые красным гарнитуром, или красной малинового цвета штофью или разными цветами. Рубашки держат холщёвые, иногда даже простые, вышитые по подолу от 1½ до 5 вершков. Рукава к рубашкам пришиваются красные — ситцевые, белые — колинкоровые и даже кисейные батистовые — с разными цветами; но только коротенькие не длиннее локтя со сборками, обшивая кругом жёлтой ленточкой. Башмаки носят цветные разных цветов, а больше красного и голубого; чулки бумажные и нитяные простые; а иногда сапоги и полусапожки. На голове носят повойники разные, иногда без платков, вышитые разными цветами, золотом и серебром, повязывая на оные (вокруг головы) часы, а иногда вяжут и шелковые разноцветные косынки. Девицы носят на головах косынки, завязывая назади, оставляя концы, а поверхность головы оставляют ничем не покрытою; ленты и подзоры самой простой работы, состоящие из белой материи шириной в 3½ вершков; первая вышивается фольгой различными цветами, обшивается различного рода ленточками со сборками кругом, а последние высаживаются из разных камешков, бисеру, у богатых из жемчугу; позади тех и других приделывают банты из лент, соединяя в нижних концах разными вышивками, дабы они были всегда в прямом положении. Под ленты и под узоры повязывают жемчужные поднизи весом от 3 до 8 золотников, в ушах держат жемчужные серьги (от 1 до 3 золотников). В заплетенных косах держат вплетенные ленты, перевивая косу лентами же; потому что кос никогда не подбирают, хотя бы и была подвязана косынка на голове. Ныне с недавнего времени начали шить платья и капоты, но очень мало. Головной убор в этом случае состоит в косынке.
Пищу постную ежедневную употребляют самую простую, состоящую из рыжиков, картофеля, редьки, брюквы и репы печёной; хлеб большей частью пекут, употребляя овсяную и пшеничную муку. Ржаную употребляют только для раствора с вечера; а встав по утру замешивают овсяной или житной мукой дотоле, чтобы тесто сделалось густым, а потом уже пекут. Большей частью питаются овсяными блинами, приготовляемыми так: в приготовленную посуду наливают воду, потом кладут овсяной муки немного — так, чтобы было не густо, и, смешав, наливают на сковороду; — пекут по утру в печи на дровах отопевшихся и горячие едят с рыжиками, ягодами, а в скоромные дни с молоком, а очень мало с маслом. Также питаются овсяным тестом, приготовляемым следующим образом: замешав овсяную муку с водой, становят на печку, дабы оно выкисло, потом едят с квасом или репницей, с квасом, сделанным из сушёной репы, а также и с ягодами. Делают тесто так называемое солодяное, приготовляемое таким же способом, но только не из овсяной муки, а ржаной, и едят с квасом или с хлебом.
Скоромная пища состоит большей частью из молока даже и кислого; весьма мало употребляют мяса, хотя богатые и употребляют в пищу мясо, но только большей частью в осеннее время, и то очень мало, в ноябре месяце бьют свиней, отчего это время (14 ноября) простолюдины называют свиным заговиньем или Филиповым; свинину большей частью продают, а из сала свиного, по выделке, приготовляют пироги.
Праздничная постная пища состоит из рыбника (рыбного пирога), ухи и рыбы, подаваемой после ухи, а для тех из пожилых людей, которые не едят рыбы, приготовляется самый мелкий горох, варимый с ячменной крупой, и из каши, варимой из пшена, которое называют просовой крупою. Хлеб приготовляют: мякушечки (хлеб негусто измешанный), пыхканики (гороховые пироги), пряженные из простой муки пироги, глупышки, изпеченные из гороховой муки и обсыпанные толокном, пироги из домашней пшеницы или покупаемой от 2 до 4½ копеек серебром за фунт белой муки, а середина с одной стороны кругловатая. Вместо молока подают мёд, а в осеннее время, по сбору ягод, — ягоды с толокном. В заключение стола подают кисель, варимый из высевок овсяной и ржаной мук, а редко у богатых — картофельный; и тот и другой едят с разведенным в воде мёдом.
Скоромная пища ничем почти не отличается от постной в приготовлении. Перед рыбным пирогом иногда подают студень, а потом уже подают рыбный пирог, щи с мясом и крупой, мало где подают жаркое и то приготовленное из мяса, облитого одним только маслом; пирожное и прочие готовится со скоромным маслом, вместо глупышей подают кислопряженые, а вместо пирогов пшеничных — такого же устройства личные, во внутренность коих полагают блины, из житной муки приготовленные, обсыпая их сыром и намазывая маслом. После всего в заключение подают кисель и едят с молоком вместо мёду.
В продолжение стола при праздниках домохозяин угощает гостей водкой, поднося им пред каждой сменой по рюмке.
При рождении, крещении и вступлении в возмужалость мало очень бывает обрядов и обычаев. Говорят, что если беременная женщина будет узнана кем-либо из посторонних, что она уже должна родить, и о том скажут; то она не может скоро и благополучно родить младенца; и непременно разрешается трудно; в таком случае, кто-либо из бывших при родах родственников тотчас идет в другой дом, просит чего-нибудь, и если дадут, то беременная тотчас разрешается.
По рождении младенца, непременно должен идти сам отец за молитвой к священнику, который, прочитав молитву, дает имя младенцу. Отец, по приходе домой, объявляет прежде жене, потом уже и прочим домашним. После того приготовляют к крещению младенца. Отец родившегося зовет кого-либо по своему избранию кумом и кумой (крестным отцом и матерью). Кум должен купить и приготовить крест, свечи, заплатить за крещение, дать младенцу зуб (сколько нибудь денег), а кума должна приготовить рубашку и ризки для священника (платок или несколько аршин холста). Кума также, приготовив платок или ситцу несколько или холста, принимает младенца по погружении в воду.
По окрещении младенца приготовляют обед, на коем повивальная бабка подносит всем бывшим при крещении вино; выпивший, по возможности, полагает на поднос деньги.
Спустя несколько времени родившая дарит кума и куму рубашкой, полотенцем или чем-нибудь, что также делает и крестная мать. Крестный отец должен непременно отдарить обоих чем-нибудь. Это бывает также и о празднике Святой Пасхи.
Комнатный Надзиратель и Эконом Пансиона при Олонецкой губернской Гимназии Василий Желаев.
«4» Марта 1854 года.
Город Петрозаводск,
Олонецкой губернии.
------------------------------------------
1 Пудож, по сказанию старожилов, как одни говорят, получил название от дуги, вытянутой рыболовной сетью из реки Водлы, которая будто бы имела весу один пуд; и другие говорят: (что может быть и вероятнее) что от льна, который по обработке складывают в пуды и таким образом продают его покупателям. Самый богатый житель есть тот, который более выпахивает льну, который, вывесив, укладывают в пучки, связывая по средине тремя веревками из того же льну.
2 Навоз
3 О лечении этих болезней будет сказано в особой статье: «О лечении болезней.»
4 Буде по большей части употребляют вместо довольно.
5 Сапоги из белой кожи; в случае надобности почернить намазывают дёгтем.
6 Подберихи, шитые из разных лоскутков шириной в 1 вершок и обшитые кумачем.