Елпидифор Васильевич Барсов. Алфавитный указатель православных монастырей и пустынь, упразднённых и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями. Материалы для истории и статистики обонежской церкви. Источник: Памятная книжка Олонецкой губернии на 1867 год.
За двести лет тому назад в Обонежском крае было 55 монастырей и пустынь. Уже одно это число само по себе говорит об их великом историческом значении. Просвещая светом христианства обитавшие здесь финские племена, монастыри в то же время были большей частью починками заселения необитаемых лесов и проводниками дальнейшей колонизации Обонежского края. В то время, как бобыль*, бездомный одинокий человек, шёл в обширные, пустынные пространства финского севера с топором и мрежей, рубил леса, строил дворы для поселения, очищал землю для угодий, устраивал промыслы по рекам, озёрам и лесам — в то же время впереди него, по непроходимым мхам и болотам, шёл всегда святой отшельник, также одинокий и безмолвный, как бобыль, и также рубил лес, только ставил прежде всего не двор, а крест животворящий, келью и часовню и, вместо рыболовных мрежей, простирал мрежи духовные, был ловцом человека, просветителем диких лопарей и чуди. Монастырские кресты были здесь знаменем торжества веры, а братские кельи — носителями и хранителями славянского общинного духа. Далее монастыри имели не только нравственное, но и высокопросветительное влияние на здешний край. Они распространяли здесь духовное просвещение и разливали начала гражданственности в пределах, уже озарённых христианством. С одной стороны, они были средоточием книжного учения и служили прибежищем для всех жаждавших его. С другой — они были рассадниками духовной письменности, средоточиями библиотек, доставлявших возможность поучаться в духовных книгах всякому, кто приходил сюда. Монастырские храмы и трапезы были как бы народными школами, а книжные начитанные иноки — цивилизаторами и просветителями дикого края. Кроме того, некоторые из обонежских монастырей имели более широкое государственное значение. Недаром Москва очень ценила и жаловала, например, Александро-Свирский монастырь.
К удивлению, до сих пор монастыри Олонецкой епархии, не смотря на всё их историческое значение, не приведены даже в точную, научную известность. Автор «Церковной Иерархии» — почти единственный руководитель в этом отношении. Но, во-первых, он смешивает такие из них, которые имели не только разные названия, но и самостоятельное существование (например, Спасо-Каргопольский монастырь и Строкина пустынь) и разделяет такие, которые имели только разные имена, относившиеся к одной и той же пустыни (например, Аглимозерская или Ниглимозерская пустынь). Во-вторых, он упоминает о таких обителях, существования которых не подтверждают ни известные, исторические акты, ни местные народныя предания (каковы, например, Казаринова и Шелекская пустыни). И, наконец, в-третьих, в «Церковной Иерархии» нет даже намёка на многие монастыри, существование которых не подлежит ни малейшему сомнению (каковы, например, Ильинский и Никольский монастыри, Спасозерская, Рогозерская и некоторые другие пустыни). Поэтому прежде, чем выяснять их высокое значение и излагать их историю, я счёл нужным привести их в возможно точную известность и указал на их иерархическую важность с переменой настоятельств.
Предлагаю на сей раз любителям русской церковной истории и статистики «Алфавитный указатель православных монастырей и пустынь, упразднённых и существующих в Олонецкой епархии — с их настоятелями», составленный мной на основании местных преданий и письменных памятников.
(в Каргопольском уезде)
(в Олонецком уезде)
(в Каргопольском уезде)
(Вытегорского уезда)
Ныне здесь Алмозерский Ильинский погост. Но что здесь прежде был монастырь, это видно из одной надписи на престоле ветхой церкви, где прямо говорится, что монастырская Алмозерская церковь во имя святого пророка Божия Илии Фесвитянина освящена при державе царя и великого князя Феодора Иоанновича при архиепископе Великого Нова-Града и Пскова Александре. Какой это был монастырь, мужский или женский, и кто были здесь настоятели, неизвестно.
(в Олонецком уезде)
(в Петрозаводском уезде)
Основатель иеромонах Венеамин, около середины XVI века. По «Церковной иерархии» этот монастырь основан в середине XVII века, но это ошибка, так как он помещён уже в писцовых книгах князя Ивана Долгорукого 1628-1629 годов, где упоминается о колоколах, подаренных монастырю царём Феодором Ивановичем. Ныне здесь Брусенский Николаевский погост.
(в Олонецком уезде)
Она, по преданию, существовала версты за полторы от деревни Новинки, в Кондушском приходе. В приходской церкви до ныне существуют оловянные сосуды и некоторые ветхие книги, принадлежавшие пустыни, как единственные памятники её существования.
(Каргопольского уезда)
Она существовала самостоятельно до 1764 года. Настоятельство было в ней строительское. В 1764 году она была упразднена и с землёй была приписана к Надпорожскому приходу. А в 1787 году по резолюции Венеамина, епископа Архангельского и Олонецкого, передана в ведомство Успенского Каргопольского женского монастыря. О строительницах этой пустыни нет никаких сведений.
(в Петрозаводском уезде)
По обращении сего монастыря из мужского в женский, в царствование Феодора Алексеевича:
(в Лодейнопольском уезде)
Известны только:
(в Олонецком уезде)
Когда она была основана и кто были в ней настоятели — неизвестно. В 1770 году. она сгорела и уцелевшая от пожара утварь перевезена в Александро-Свирский монастырь. Ныне здесь стоит часовня во имя Петра и Павла, приписанная к Обжанской Георгиевской церкви.
(в Каргопольском уезде)
Упразднена в 1761 году. Ныне здесь Елгомский погост.
(в Лодейнопольском уезде)
На местной иконе Илии пророка значится надпись: «лета 7104 (1596 года) поставлен бысть образ сий в доме Ильи пророка в монастырь повелением рабы Божией Анисии и ея детей». Старожилы помнят ещё монашеские келлии и амбары. В деревне Шамекше существовал скотный монастырский двор. О настоятелях этого монастыря нет никаких сведений. Ныне здесь Горский Ильинский погост.
(в Повенецком уезде)
О нем не упоминается в «Церковной Иерархии», но список с несудной грамоты великого князя Василья Ивановича и список с дарственной записи Шунгских жителей не оставляют ни малейшого сомнения в том, что этот монастырь в 7031 (1523) году уже существовал. Список с послания Новгородского посадника Дмитрия Васильевича с Иваном Матвеевичем и Федором Богдановичем к игумену Ионе со старцами и старицами указывает на то, что здесь, кроме мужской, была и женская община. Ныне здесь Шунгский погост.
(в Вытегорском уезде)
Что на Климентовских островах была Казанская пустынь, это видно из напрестольного Евангелия, пожертвованного ей царями Иоанном и Петром Алексеевичами и Софьей Алексеевною. Церковь во имя Казанской Богоматери построена была в 1675 году. А в ней жили монахи — видно из указов (1734 и 1758 годов), присланных ей на имя настоятеля Ионы. О других настоятелях нет никаких сведений.
(в Каргопольском уезде)
О существовании этой пустыни говорится в «Церковной Иерархии», но местное предание не помнит её существования. Книга чудес Кирилла Челмогорского под 1622 годом упоминает о деревне Казариновой, но в ней нет и намёка о существовании здесь какой-нибудь пустыни. Эта деревня называется еще Труфановской.
(в Лодейнопольском уезде)
В 1800 году эта пустынь приписана к Водлицкому приходу.
(в Пудожском уезде)
(Церковная Иерархия)
(в Петрозаводском уезде)
(Каргопольского уезда)
Об ней известно только то, что она была упразднена в 1714 году.
(в Олонецком уезде)
Что здесь жили монахи и были настоятели, — это видно из грамоты Новгородского митрополита Питирима (1692 год). Ныне на острову озера Курженского стоит часовня и памятник иноку Евфросину.
(в Вытегорском уезде)
Памятником этой пустыни служит крест, стоящий теперь в Тихманской часовне. Из двух грамот, относящихся к этой пустыни, видно, что здесь жили монахи и были настоятели.
(в Вытегорском уезде)
Единственными памятниками этой пустыни служат колокол её, установленный в 1703 году, и чугунная плита с вырезанной короной и означением 1709 годом. Сначала эта пустынь состояла приписной к Муромскому, а потом к Свирскому монастырю. Ныне на месте её — часовня и кладбище.
(в Вытегорском уезде)
Фавст, строитель, что видно из надписи на колоколе 7200 (1692). Сочинитель «Церковной Иерархии» называет его основателем монастыря сего в 1682 году.
(в Петрозаводском уезде)
Об Ильинском монастыре на Машезере говорится в писцовых книгах Ивана Долгорукого (1628-1629). Он построен при царе Иване Васильевиче, но кто были настоятели — неизвестно.
(в Пудожском уезде)
О ней упоминает «Церковная Иерархия» как об особенной пустыни, находящейся в Пудожском уезде. Но мне кажется, это одна и та же Аглимозерская пустынь, о которой автор «Иерархии» замечает, что она существовала в Каргопольском уезде. Она была в 65 верстах от Каргополя, на самой границе Пудожского уезда. Аглимозерское предание говорит, что инок Тимофей воздвигнул церковь в диком лесу во имя Пресвятой Богородицы Неопалимых купин, с приделом в честь Николы Чудотворца. По «Иерархии», та же церковь была и в Наглимозерском монастыре. Очевидно, автор её ошибся.
(в Пудожском уезде)
Хотя в «Церковной Иерархии» и не упоминается об этой пустыни, но существование её несомненно. В Сумской приходской церкви поныне есть икона святителя Николы, «писанная 7172 г. в часовню Нигозерской пустыни, по приказу той пустыни стороителя Корнилия, дьяком Тубозерской волости, Мокием Пантелеевымъ», как видно из надписи на обратной стороне этой иконы.
(в Каргополе)
Ныне здесь Благовещенский приход. Но что здесь был Никольский монастырь, это видно из рукописи купца Петра Немчинова, в которой говорится, что у церкви Николы Чудотворца стояло 15 келий. Да и сама монастырская ограда, с высокими старинными башнями, была поддерживаема до 1800 года, в котором, за ветхостью, она была разобрана купцами Адамовыми. Какой был здесь монастырь и кто были в нем настоятелями, неизвестно.
(в Лодейнопольском уезде)
В «Церковной Иерархии» нет и намёка на существование этого монастыря, между тем как местное предание свидетельствует, что здесь существовал один из древнейших монастырей во имя святителя Николы Чудотворца, во времена благочестивые державы великого князя Дмитрия Иоанновича, во дни святейшего митрополита Пимена, при архиепископе Великого Новгорода Алексие, под ведением Новгородским (1383 год).
(Олонецкого уезда)
Известно только одно, что эта пустынь основана была преподобным Макарием, учеником Александра Свирского.
(Каргопольского уезда)
Это был мужской монастырь. О нём упоминается в писцовых книгах стольника Петра Ивановича Лопухина 7186 (1678). Местных исторических данных о нём нет никаких.
(в Лодейнопольском уезде)
(в Петрозаводском уезде)
(Вытегорского уезда)
Ныне здесь Петропавловский погост.
(в Лодейнопольском уезде)
Местное предание уверяет, что на месте нынешнего Пиркинского погоста в старину был женский монастырь, бывший в заведывании Александросвирской обители. Старожилы запомнят ещё монастырский двор, бывший на расстоянии 200 саженей от этого погоста.
(в Пудожском уезде)
Доныне неизвестно её существование, хотя и не подлежит ни малейшему сомнению. В Сумской церкви и теперь ещё хранится старонаречное евангелие, напечатанное в 7-е лето патриаршества Иоасафа I, с надписью: «лета 7153 марта 2 дня, в области Великого Новаграда Обонежския Пятины, Пудожского стану, в дом чудного Богоявления и Успения Пресвятыя Богородицы, положил раб Божий Иоанникий Иванов сын Скрипин, Ярославец, посадской торговой человек, по своих родителех и о своей душе, во веки неотъемлемо святое сие евангелие. Аминь. Буди и буди Рогозерския пустыни». Церкви, бывшия при ней, сгорели, иконы и колокола украдены и перевезены раскольниками в Лексинский монастырь и самое место заросло теперь диким лесом.
(Вытегорского уезда)
Старинное било, вылитое в 1709 году, указывает на то, что эта пустынь основана была ранее этого времени. А монашеская риза, сохранившаяся доныне, древнего покроя, из старого крашенинного холста, свидетельствует о том, что здесь жили монахи. О настоятелях этой пустыни нет никаких сведений.
(Вытегорского уезда)
О существовании её упоминается в «Церковной Иерархии». В 1764 году она обращена в приходскую церковь.
Он основан не позже конца XVI столетия, как видно из полотняного старинного антиминса, в котором сказано: «священна бысть церковь сия лета 7097, при благоверном царе и великом князе Федоре Ивановиче и при митрополите Новгородском Александре».
(в Каргопольском уезде)
Хотя об этой пустыне и не упоминается в «Церковной Иерархии», однако из царских грамот видно, что к Ошевенскому монастырю издавна принадлежала «пустынь вэтомилостивого Спаса, построенная Ошевенского монастыря старцем Вассианом, угодья которой простирались на все стороны на три версты».
(в Каргополе)
Эта пустынь находилась, как показывает самое её название, около ручья Строки, ныне почему-то называемого Кобыляком, а потому автор «Церковной Иерархии» слишком произвольно смешивает ее с нынешним Спасским Каргопольским монастырём, отстоящим от ручья Строки по крайней мере на 200 сажен. Игумен Иосиф, упоминаемый в житии Кирилла Челмогорскаго, по моему мнению, был настоятель вовсе не нынешнего Спасского монастыря, но самостоятельной в то время Строкиной пустыни. Последняя гораздо древнее первого.
(Петрозаводского уезда)
Она находилась на острове реки Суны, при деревне Виданской Нишке, и называлась Троицкой Сунарецкой. Памятниками этой пустыни служат следующие предметы, составляющие ныне достояние Кондопожской приходской церкви: 1) деревянный точёный потир; 2) иконы живоначальной Троицы; 3) Николая Чудотворца, и 4) великомученика Георгия. Ныне на месте этой пустыни часовня во имя Варлаама Хутынского.
(Олонецкого уезда)
Основатель её — Афанасий Сандебский, духовник Александра Свирского.
Сподвижник его — Илья схимник, по местному преданию. Долго существовавший здесь скотный двор и келии свидетельствуют о том, что здесь были монашествующие. Какое было настоятельство и кто именно были настоятели, неизвестно.
(в городе Каргополе)
(в Каргопольском уезде)
Сергий и Логгин — иноки, основатели пустыни, 1600-1635 года.
При переписи в 1678 году этот монастырь назван пустым: ветхая церковь во имя Богоявления Господня оставалась без священнослужения.
(в Каргопольском уезде).
(Каргопольского уезда)
О ней упоминается в «Церковной Иерархии». Местные сведения к замечанию её ничего не прибавляют.
(в Пудожском уезде)
По моему мнению, это тот самый монастырь, который устроил Антоний Сийский, расставшись (1513 год) с преподобным Пахомием, основателем Кенского монастыря, и который автор «Церковной Иерархии» называет Шелекским. Ныне здесь Шальский погост. Одна из существующих здесь до ныне церквей построена в 1505 году, именно в год пострижения Антония Сийского преподым Макарием.
Ныне этот монастырь упразднён и находится в пределах Архангельской губернии. Мощи основателя его (7142-1633) Диодора существуют и до ныне под спудом. Часть прихожан настоящего Водлозерского Ильинского погоста, Пудожского уезда, принадлежала прежде Юрьегорскому монастырю.
(в Олонецком уезде)
Каменное било, которое хранится здесь до ныне, и церковь Успения Богоматери, построенная в 1594 г — неумолкаемые здесь свидетели того, что эта пустынь основана не позже XVI века и что при ней было монашество, как видно из синодика. Здесь была сначала женская община, а потом мужская. Впрочем, этого синодика в настоящее время я не имею ещё под руками. Ныне здесь Мятусовский погост.
(в Петрозаводском уезде)
Чёрный поп Иона упоминаетсяv в писцовых книгах князя Ивана Долгорукого, 1628-1629 гг.
Управляющий с 1853 по 1857 год, а с сего времени строитель Иеромонах Пимен.
Е. Барсов.
* Русские колонии в северном поморье большей частью состояли из бобылей, крестьян неоседлых, поселенцев на чужой земле.
№ | Тип | Название | Население | |
---|---|---|---|---|
1 | подмонастырская слобода | Вознесенская (упраздненная женская пустынь) | 68 | |
2 | монастырь | Яснозерская пустынь | 9 | |
3 | пустынь | Бруснинская Пустынь | 2 | |
4 | монастырь | Климецкий Николаевский упраздненный монастырь | 2 | |
5 | монастырь | Палеостровский Рождественский | 12 | |
6 | девичий монастырь | Успенский | 44 | |
7 | пустынь | Лекшмозерская пустынь | 0 | |
8 | пустынь | Челмозерская пустынь | 3 | |
9 | монастырь | Александро-Ошвенский монастырь | 12 | |
10 | пустынь | Спас-Озерская пустынь | 1 | |
11 | пустынь | Задне-Никифоровская пустынь | 18 | |
12 | пустынь | Сяндебская пустынь | 8 | |
13 | монастырь | Андрусовская, Николаевская пустынь | 18 | |
14 | монастырь | Александро-Свирский монастырь | 0 | |
15 | монастырь | Муромский мужской монастырь (Мурманский) | 5 | |
16 | монастырь | Кенский упраздненный монастырь | 3 | |
17 | пустынь | Иванковская (Иванькова) | 3 | |
18 | пустынь духовного ведомства | Чирцовская | 2 | |
19 | пустынь | Маржегорская | 115 | |
20 | пустынь | Петропавловская (Пустынь Афонасия, Наволоцкаго) | 14 | |
21 | пустынь | Богоявленская (Колдозерская) | 12 |