Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

В бою за отчизну и смерть красна.

Плещеево ус.

Назад

Кладбища Плещеево ус.



Плеще́ево — бывшая дворянская усадьба на левом берегу реки Пахры, расположенная у восточной границы Подольска, ныне в промышленной части города.

Земли, на которых в настоящее время расположена бывшая усадьба Плещеево, известны ещё с XIV века, когда они принадлежали черниговскому князю Фёдору Бяконту. Его младший сын, Александр, бывший боярином Дмитрия Донского за свою широкоплечую фигуру получил прозвище Плещей, став родоначальником знаменитого рода Плещеевых (отсюда и название усадьбы)[179]. В XVII веке эти земли перешли боярам Морозовым, а в дальнейшем — Василию Петровичу Поспелову (в честь него крестьяне назвали имение Плещеево Поспеловым или Поспелковым). Со второй половины XVII века Плещеево-Поспелово принадлежало статскому советнику Александру Ивановичу Перепечину[179]. В начале XIX века Плещеево перешло к князю Александру Александровичу Черкасскому, который в 1820 году заказал у архитектора Евграфа Дмитриевича Тюрина проект своей усадьбы. В результате был построен кирпичный главный дом в стиле классицизма и первый этаж людского флигеля (второй этаж был позднее возведён архитектором Дмитрием Андреевичем Корицким). Впоследствии имение было собственностью семьи Лазаровых, а затем фон Мекк. По их приглашению в 1884 и 1885 годах в Плещеево гостил русский композитор Пётр Ильич Чайковский[180], который написал здесь «Концертную фантазию»[181]. В 1908 году владельцы передали усадьбу цементному заводу. В 1919 году в имении располагалась детская трудовая колония, с 1925 года — туберкулёзныйдиспансер, в годы Великой Отечественной войны — Подольская женская школа снайперов[179].

Примечателен также дом-музей В. И. Ленина. Семья Ульяновых некоторое время проживала в Подольске, и Ленин не раз посещал город.

История.

XIV—XVIII века.

Сельцо Плещеево на реке Пахре известно ещё с XIV века.[2] Тогда эти земли принадлежали черниговскому боярину Фёдору Бяконту, переселившемуся в Москву при князе Данииле Александровиче, наделившем его вотчиной. Бяконт был в почёте у сыновей Даниила — Юрияи Ивана, так во время княжеских отъездов в Орду он оставался в Москве наместником. Его младший сын Александр был воеводой при великом князе Дмитрии Донском. За свою широкоплечую фигуру получил прозвище Плещей, стал родоначальником знаменитого рода Плещеевых, откуда и пошло название усадьбы.[3]

В XVII веке эти земли перешли к боярам Морозовым, которым принадлежали соседние «село Дубровицы, да село Ерино», а затем к Василию Петровичу Поспелову (1699—1747), служившему денщиком у Петра I и снискавшего добрую славу. Крестьяне же, в память о барине, назвали его именем поместье — Поспелово.[3]

Со второй половины XVII века Плещеево-Поспелово принадлежало поэту, цензору типографии Московского университета, одному из авторов Проекта Нового Уложения, статскому советнику Александру Ивановичу Перепечину (1745—1801)[3]

XVIII—XIX века.

 
 

В начале XIX века усадьба перешла во владения князей Черкасских. В 1820 году князь Александр Александрович Черкасский (1772—1828) заказал молодому московскому архитектору Е. Д. Тюрину (1792—1870) разработать новый проект своей подмосковной усадьбы Поспелово-Плещеево, по которому в 1821—1822 гг. были построены в стиле классицизм кирпичный главный дом и первый этаж флигеля[4].

Клод Дебюсси.

Лето 1881 и 1882 годов в имении жил Клод Дебюсси, который преподавал музыку детям фон Мекк. Общение с семьёй фон Мекк и пребывание в России благотворно повлияло на развитие молодого музыканта, он познакомился с русской музыкой во всей её полноте[источник не указан 875 дней].

Лазаревы и Абамелик-Лазаревы в Плещееве.

С 1831 по 1881 года усадьба принадлежала богатой армянской семье — Христофору Екимовичу Лазареву и его жене Екатерине Эммануиловне, основавшим Лазаревское училище восточных языков[2].

Во второй половине XIX века в плещеевской оранжерее выращивали персики, абрикосы, ананасы и лимоны. В распоряжении приказчику Голохвастову сказано[2]:

« Приготовь варенье из персиков, княгиня Елизавета Харитоновна изволят отправиться за границу… »

В 60-х годах XIX века по заказу Х. Е. Лазарева закончилось строительство второго этажа и кухонной пристройки главного дома по проекту архитектора Д. А. Корицкого[2]. После смерти Лазарева в 1871 году его род по мужской линии прекратился, а десятилетие спустя, после смерти его жены усадьба Плещеево переходит к Семёну Давыдовичу Абамелику — представителю древнего армянского рода, женатому на родственнице Лазаревых, вследствие чего специальным указом было разрешено именоваться семье Абамелик-Лазаревы[3].

Чайковский в Плещееве.

 

В 1882 году Плещеево приобрела Надежда Филаретовна фон Мекк. Именно она оказала материальную поддержку русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому, 12 лет ежемесячно пересылая денежное пособие, и предложила ему пожить в Плещееве[2].

3 сентября 1884 года 44-летний П. И. Чайковский воспользовался любезным приглашением московской меценатки и ценительницы музыки, пламенной и верной почитательницы его таланта, вдовы русского инженера-путейца, нажившего миллионное состояние на строительстве и эксплуатации железных дорог, 53-летней баронессы Н. Ф. фон Мекк, которая писала ему[3]:

« …Дорогой мой. Вы как-то выразили намерение весну провести около Москвы. Это меня очень обрадовало и дало мне мысль просить Вас осчастливить мое Плещеево. Вашим пребыванием… У меня очень мило в Плещееве, и я, конечно, старалась бы доставить Вам полное спокойствие. »

В первый же день своего приезда он пишет Надежде Филаретовне, находящейся в Москве[3]:

« Я не в силах высказать Вам в настоящей силе степень своего восторга от Плещеева, хотя я ожидал самых приятных впечатлений, но действительность бесконечно превысила мои ожидания… »

В доме находились различные музыкальные инструменты, а в библиотеке было много нот, но самое главное, что композитору никто не мешал работать. Ему необходимо было закончить свою «Концертную фантазию» для фортепьяно с оркестром, сюиту и отдохнуть перед петербургским спектаклем оперы «Евгений Онегин»[3].

Окрестности Плещеева располагали к творчеству: здесь Чайковский закончил «Концертную фантазию», написал музыку к романсам «На нивы желтые нисходит тишина…» и «Не спрашивай», по просьбе одной парижской газеты написал третью сюиту, фортепьянною пьесу для альбома, издаваемого в пользу бедных музыкантов, познакомился по клавиру с оперой М. П. Мусоргского «Хованщина», оперой-мистерией«Парсифаль» Рихарда Вагнера[3]. В Плещееве у Чайковского было «…ощущение полного удовлетворения своих нравственных, умственных, материальных потребностей…».

8 сентября Чайковский ходил в Подольск. Город в этот день, по случаю базара, был оживлён, а он среди толпы выделялся в своём длиннополом английском пальто, вызывая любопытство подольчан[5].

Накануне отъезда в Петербург он написал фон Мекк[3]:

« Последний вечер провожу в Плещееве и ощущаю грусть вместе со страхом. После месяца полного уединения не так-то легко очутиться в омуте петербургской жизни. Приношу Вам, бесценный, дорогой друг, самую горячую благодарность за то, что приютили меня в Ппещееве, о котором я сохраню самое приятное воспоминание, как часто в Петербурге я буду мысленно переноситься в этот тихий, милый дом. »

4 октября 1884 года Пётр Ильич уехал из Плещеева, а последняя встреча великого композитора с этим местом произошла в период работы над симфонией «Манфред»: 8-10 августа 1885 года[6] Чайковский посетил усадьбу вместе с братьями Анатолием и Модестом.

Чайковский часто перечитывал письма Надежды Филаретовны, размышляя над её словами. За 13 лет переписки они ни разу не встретились[5].

Она умерла 13 января 1894 года. В 1929 году был расстрелян её сын — Николай Карлович. На последнем свидании со своей женой, племянницей Чайковского, отметившей 60-летие, он произнес[5]:

« Как ты прекрасна, Анна! Теперь, читая письма фон Мекк к Петру Ильичу Чайковскому, невольно тоже хочется воскликнуть: Как прекрасны эти чувства и дружба! »

После её смерти усадьбой владела её дочь Юлия Карловна. Внук фон Мекк в 1908 году[4] продал усадьбу Плещеево Московскому акционерному обществу по производству цемента[3].

В советское время.

После прихода советской власти, усадьбу Плещеево постигла та же участь, что и большинство дворянских имений, разграбленных, приспособленных под хозяйственные и общественные нужды. В 1919 году здесь разместили детский трудовой лагерь, в который въехали 50 воспитанников. С 1925 года в усадебном доме открыли туберкулёзный диспансер. В 1926 году надстроили второй этаж и открыли ночной санаторий на 30 коек. А с 1930-х годов в бывшем барском имении размещалось общежитие посёлка цементного завода. В 1943 году в этот посёлок переехала Подольская женская школа снайперов[3][7].

Современное состояние.

От самой усадьбы сохранился двухэтажный дом в стиле классицизма, на главном фасаде которого отсутствует парный ризалит на два окна, в котором видимо располагался ещё один вход с лестничными маршами, срублены и оконные обрамления с веерными очельями[4]. Въезд в усадьбу украшен двумя парами каменных обелисков, на которых красовались чугунные львы, перенесённые в городской парк ко входу на старое кладбище, ставшее детской площадкой, а затем исчезнувшие и оттуда[1][3].В 1992 году небольшой хозяйственный корпус, выстроенный в псевдоготическом стиле (1820-егг.) перестроен под церковь Богоматери «Взыскание погибших»[8].

Усадебные постройки находятся в плачевном состоянии, хотя используются под жильё. Обширный парк практически загублен, в его границах возведён коттеджный посёлок[4].

Расположение.

Усадьба расположена на окраине города Подольск, Московской области (55°27′19″ с. ш. 37°36′05″ в. д.HGЯO). Добраться до усадьбы можно электричкой до станции «Подольск» Курского направления МЖД, далее автобусом № 1 до конечной остановки «Цементный завод» и затем пройти ещё несколько сотен метров по ходу движения автобуса

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов