Ренева Ольга Анатольевна,
зав. Музеем истории купечества,
филиалом МУК «Кунгурский историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник»
Среди уральских краеведов, деятелей русской православной церкви, чьи труды привлекли внимание исследователей, широкую известность на рубеже XX – ХХI веков приобрело имя Е.Д. Золотова (18.01.1852-21.04.1932). Изучение и популяризация его творческого наследия1 пробудили интерес и к фактам биографии Евгения Дмитриевича. В настоящее время представляется перспективным поиск недостающей информации о жизни и краеведческой деятельности Е.Д. Золотова через изучение судеб его родственников, которые, несомненно, оказали влияние на формирование мировоззрения священнослужителя и краеведа.
Первым представителем рода Золотовых на уральской земле стал Симеон Дмитриевич Золотов (? - 1835), приехавший из Тамбовской епархии при епископе Пермском Аркадии, который приглашал на вакантные места священнослужителей с других территорий. В 1833-1835 годах священник С.Д. Золотов служил в храмах Кунгурского уезда (Вознесенская церковь села Троельги и Михаило-Архангельская церковь села Сажинского).2 В его многодетной семье было семеро детей.3
Старший сын Дмитрий в 1836 году окончил Пермское духовное училище.4 И по совету преосвященного Аркадия, как единственный кормилец осиротевшей семьи, получил назначение на место дьячка Иоанно-Предтеченской церкви села Стефаново Осинского уезда (в настоящее время село Ленск Кунгурского района). Здесь он прослужил до середины 1860-х годов, когда по состоянию здоровья был «почислен за штат».5 Известно, что в 1881 году заштатный пономарь Д.С. Золотов по-прежнему жил в селе Стефаново.
Дмитрий Симеонович Золотов женился на дочери священника Воскресенского храма села Смурыгино Осинского уезда Иоанна Ярушина – Наталии Ивановне.7 У них было шестеро детей. Четверо сыновей – Иван, Григорий, Дмитрий, Матвей и две дочери – Параскева и Пульхерия. Иван учился в Казанском университете, но был сослан «административным порядком» в город Яранск Вятской губернии.8 Там он и умер.
Второй сын – Григорий в 1871 году окончил пять классов Пермской духовной семинарии.9 Служил диаконом Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря (1880 год),10 с 1881 года был священником Пророко-Ильинской церкви села Алмазского Красноуфимского уезда.11 От отца – Дмитрия Симеоновича – он унаследовал пагубную
тягу к алкоголю. 1886 годом датировано прошение М.П. Верилогова, старосты Алмазской церкви, епископу Пермскому и
Соликамскому Ефрему о безобразном поведении пьющего Г.Д. Золотова.
Священнослужителем стал и младший сын – Матвей (1856 - ?), окончивший в 1874 году Пермское духовное училище.13 Более десяти лет он прослужил в кунгурском Благовещенском соборе, сначала псаломщиком и диаконом, а с 1881 года – священником. Ему, как члену причта, приходилось работать и с документами. Матвей Дмитриевич привел в порядок рукопись протоиерея Веселовского, где содержались сведения об истории храмов города Кунгура.14 Позднее этими материалами воспользовался Е.Д. Золотов при написании «Церковноприходской летописи Благовещенского собора города Кунгура».
Матвей Дмитриевич Золотов был женат на Анне Дмитриевне (1855 - ?).15 Известно, что в 1884 году в их семье росло трое детей: Анфуса (1876 - ?), которая в то время обучалась в училище Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, Симеон (1882 - ?) и Августа (1883 - ?).16 В 1886-1894 и в 1896 годах Матвей Дмитриевич служил священником в Свято-Троицком храме Кыновского завода Кунгурского уезда,17 в 1895 и 1897-1899 годах «запрещенный священник» М.Д. Золотов был псаломщиком в Богоявленской церкви Серебрянского завода Кунгурского уезда.18 Последним местом его службы стал храм завода Бикбарда Осинского уезда, откуда в 1913 году Матвей Золотов, «священник, состоящий на диаконской вакансии» и был почислен за штат.
Дочери Дмитрия Симеоновича и Наталии Ивановны были выданы за служителей церкви. Параскева (1845 - ?)20 стала женой дьячка храма села Веслянка Василия Яковлевича Шестакова21. Она рано овдовела. Сначала служила просфорней при Иоанно-Предтеченской церкви села Стефаново22, а с 1882 года жила вместе с семьей сына Ивана.23
Иван Васильевич Шестаков (1865 - ?), получивший домашнее образование, служил псаломщиком в кунгурском Благовещенском соборе (1880-1897), Филипповской церкви Банновского села Кунгрурского уезда, в храмах Опачевского и Ковалевского сел Осинского уезда, Александро-Невской церкви Пашийского завода Оханского уезда, церкви села Карнаухово Кунгурского уезда, Вознесенской церкви села Березовского Кунгурского уезда.24 Он был дважды женат. Первая жена – Екатерина Дмитриевна,25 умерла молодой. Вскоре И.В. Шестаков женился вторично на Марии Алексеевне (1865 - ?)26. От первого брака остался сын Михаил (1883 - ?), про которого известно, что он в 1916 году жил в городе Красноуфимске и занимался «переплетным мастерством».
О жизни Пульхерии Дмитриевны сведений сохранилось очень мало. Она была женой Стефана Васильевича Калачева, который по традиции занял место дьячка при Иоанно-Предтеченской церкви после Д.С. Золотова, почисленного за штат.28
Духовную стезю выбрал для себя и Евгений Дмитриевич Золотов. После окончания Пермского духовного училища ему только год удалось проучиться в семинарии, которую он вынужден был оставить в 1869 году из-за резкого уменьшения числа казенно-коштных учеников.29 На следующий год Е.Д. Золотов епископом Пермским Антонием был «посвящен в стихарь» и определен псаломщиком к Христо-Рождественскому собору Юговского завода Пермского уезда (сейчас село Юговское Кунгурского района). Так началась служба Евгения Дмитриевича в храмах Пермской епархии.
В 1872 году Е.Д. Золотов был переведен в Успенскую церковь города Кунгура. Затем три года спустя из-за сокращения штатов его определили на место псаломщика к Пророко-Ильинской церкви села Орда Осинского уезда.30 Там он женился на Лидии Владимировне Победоносцевой (1860-1884),31 дочери местного псаломщика, умершего в июле 1875 года. Следующим местом службы Евгения Дмитриевича стала Богородицкая церковь «Неопалимая Купина» в селе Тохтаревском Красноуфимского уезда. Здесь в семье Золотовых родились дети: дочь Агриппина (1878 - ?) и сын Михаил (1879 - ?).32 В 1879 году Евгений Дмитриевич был переведен в кунгурский Благовещенский собор, где прослужил четырнадцать лет сначала псаломщиком, а затем диаконом.33 В Кунгуре Е.Д. Золотова постигла тяжелая утрата. В 1885 году после неудачных родов вслед за новорожденной дочерью Александрой умирает его жена Лидия Владимировна. 34
В Кунгуре началась краеведческая, публицистическая и общественная деятельность Евгения Дмитриевича Золотова. Его статьи публиковались на страницах газет «Пермские епархиальные ведомости» и «Пермские губернские ведомости». 25 июня 1885 года недавно овдовевший священнослужитель начинает писать объемную рукопись «Воспоминания диакона Золотова о своей жизни». Второй рукописный труд Евгения Дмитриевича – «Церковноприходская летопись Благовещенского собора города Кунгура» был начат в конце 1880-х годов. В то время его дети жили уже отдельно от отца. Дочь училась в прогимназии города Камышлова, а сын – в Пермском Кирилло-Мефодиевском мужском училище.35
Краеведческие изыскания Е.Д. Золотова, связанные с историей Кунгура в 1774 году во время войны под предводительством Е.Д. Пугачева, позволили священнослужителю в 1891 году стать членом Пермской губернской ученой архивной комиссии. А его труд «Город Кунгур в 1774 году во время пугачевского бунта. Материалы для истории города» был опубликован в Кунгуре в 1892 году.
В январе 1895 года началась служба Е.Д. Золотова в Пророко-Ильинской церкви села Черный Яр Кунгурского уезда.36 По-прежнему Е.Д. Золотов занимался краеведческими изысканиями. Его статьи публиковались в «Пермских епархиальных ведомостях» и «Трудах Пермской ученой архивной комиссии». В 1909 году он был «почислен за штат по болезни».
В то время его дочь Агриппина уже была замужем за псаломщиком Свято-Троицкой церкви Каменского завода Камышловского уезда Аркадием Горяевым.38 Сын Михаил, окончивший в 1901 году Казанское земледельческое училище, работал агрономом Пермского губернского земства по Кунгурскому уезду.39 В 1912 году М.Е. Золотов поступил учиться в Московский сельскохозяйственный институт.40 Известно, что позднее он получал образование в Московской сельскохозяйственной академии.
Евгений Дмитриевич Золотов в 1919 году покинул село Черный Яр и уехал вместе с частями отступающей Белой Армии. До 1926 года жил в селе Пески Шадринского округа Уральской обл., служил псаломщиком в местной Казанско-Богородицкой церкви.42 С июля 1926 года по июнь 1929 года жил у сына в Перми.43 Затем вернулся в село Черный Яр, где и прошли последние годы его жизни.
Е.Д. Золотов был похоронен на кладбище возле Пророко-Ильинской церкви. Могила священнослужителя и краеведа до нашего времени не сохранилась. К сожалению, не известно как выглядел Евгений Дмитриевич. Не смотря на поиски в различных архивах и музеях, обнаружить его фотографии пока не удалось.
1. Песковский летописец / Вступ. сл. и подготовка публ. Л. Осинцева // Автоагрегат. – 1993. – 10 дек.; Песковский летописец. Из рукописной книги Е.Д. Золотова / Подг. Л.Осинцев // Исеть. – 1994. – 25 окт.; Как в старину брали в солдаты // Шадринские были о солдатах. – Курган: Парус-М, 1997. – С.20-22; На Балканах // Там же. – С. 22-25; В первом бою было страшно // Там же. – С. 31-33; В японском плену // Там же. – С. 33-35; Боль души. Избранное: Сборник статей / Под ред. О.А. Реневой. – Кунгур, 2002. – 224 с.; Песковская летопись // Фольклор и литература Зауралья: Из истории зауральской фольклористики. Учеб. пособие. – Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2005. – С. 22--179; Письма Е.Д. Золотова В.П. Бирюкову // Там же. – С. 190-201.
2. Пономарев П.П. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда (Пермской губернии). Историко-географический и церковно-биографический очерк. Кунгур, 1896. – С. 8
3. ГАПО. Ф. 973. О. 1. Д. 452 (Воспоминания диакона Золотова о своей жизни). Л. 109
4. Там же
5. Там же. Л. 33
6. Адрес-календарь Пермской епархии на 1882 год. Пермь, 1881. – С. 48
7. ГАПО. Ф. 973. О. 1. Д. 452. Л. 118
8. Письма Е.Д. Золотова В.П. Бирюкову // Фольклор и литература Зауралья: Из истории зауральской фольклористики. Учеб. пособие. – Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2005. – С. 191
9. Адрес-календарь Пермской епархии на 1882 год. Пермь, 1881. – С. 84
10. КГА. Ф. 202. О. 2. Д. 16 (Метрическая книга за 1880 год). Л. 434 об.
11. Адрес-календарь Пермской епархии на 1882 год. Пермь, 1881. – С. 84
12. ГАПО. Ф. 195. О. 1. Д. 33. Л. 30-31
13. КГА. Ф. 497. О. 1. Д. 6 (Клировые ведомости Благочинного градо-Кунгурских церквей). Л. 13 об.-14 об.
14. Золотов Е.Д. Церковноприходская летопись Благовещенского собора города Кунгура. Рукопись. 1880-е годы. С. 130 // Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
15. КГА. Ф. 497. О. 1. Д. 6. Л. 15
16. Там же
17. Пономарев П.П. Указ. соч. С. 300
18. Памятная книжка для духовенства, изданная по случаю 500-летия блаженной кончины Святителя Стефана Епископа Великопермского с приложением адрес-календаря Пермской епархии на 1896 год / сост. И. Шестаков. – Пермь, 1896. – С. 101; Юбилейная памятная книга для духовенства, изданная по случаю 100-летия (1799-16 октября-1899 года) Пермской епархии с приложением Адресов Духовенства Пермской и Екатеринбургской епархий /Сост. И. Шестаков. Пермь, 1899
19. Перемены по службе // Пермские епархиальные ведомости. – 1913. - № 4 (отд. оф.).
20. ГАПО. Ф. 428. О. 1. Д. 7 (Клировые ведомости Благовещенского собора города Кунгура). Л. 33 об.
21. ГАПО. Ф. 973. О. 1. Д. 452. Л. 6
22. Адрес-календарь Пермской епархии на 1882 год. Пермь, 1881. – С. 84
23. ГАПО. Ф. 428. О. 1. Д. 7. Л. 33 об.
24. КГА. Ф. 497. О. 1. Д. 17 (Клировые ведомости Благочинного градо-Кунгурских церквей). Л.33 об. – 34 об.
25. ГАПО. Ф. 428. О. 1. Д. 7 (Ведомости о Кунгурском Благовещенском соборе). Л. 54
26. ГАПО. Ф. 428. О. 1. Д. 7. Л. 55 об.
27. КГА. Ф. 497. О. 1. Д. 17. Л. 34
28. ГАПО. Ф. 973. О. 1. Д. 452. Л. 33
29. Там же. Л. 53 об.
30. КГА. Ф. 497. О. 1. Д. 8 (Клировые ведомости Кунгурского Благовещенского собора). Л. 11 об.
31. Архивное управление села Орда Пермского края. Ф. 130. О. 1. Д. 82 (Метрическая книга Пророко-Ильинской церкви села Орда. Ч. 2. 1875-1876 гг.). Л. 225 об.
32. КГА. Ф. 497. О. 1. Д. 8. Л. 11 об.
33. Там же
34. КГА. Ф. 202. О. 2. Д. 21 (Метрические книги. 1885 г.). Л. 167 об.
35. КГА. Ф. 497. О. 1. Д. 8. Л. 11 об.-12
36. КГА. Ф. 497. О. 1. Д. 8а (Клировые ведомости церкви 2 благочиннеческого округа Кунгурского уезда). Л. Л. 156
37. Золотов Е.Д. Боль души. Кунгур, 2002. – С. 8
38. КГА. Ф. 497. О. 1. Д. 8а. Л. 175 об.
39. Доклады Управы Кунгурскому Уездному Земскому Собранию 42-й очередной сессии (26 сентября – 5 октября 1911 года) и доклады комиссии (XIV трехлетие, год 3-й). Кунгур, 1912. – С. 504
40. Журналы Кунгурского уездного земского собрания 44-й очередной сессии (16 сентября – 29 сентября 1913 года) и доклады Управы с приложениями (XV трехлетие год 2-й). Кунгур, 1914. – С. 518
41. Город Кунгур 1900-1904 гг. Воспоминания Н.П. Смолина / МУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
42. Золотов Е.Д. Песковская летопись. Рукопись, 1926 / Государственный архив города Шадринска. Научная библиотека, № 887. Л. 18
43. Письма Е.Д. Золотова В.П. Бирюкову // Фольклор и литература Зауралья: Из истории зауральской фольклористики. Учеб. пособие. – Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2005. – С. 192-196