Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Жалеть мешка — не завесть дружка.

Уездная история Виктор Никифоров 2

Назад

 

Чукотский полуостров, оконечность азиатского материка, все-гда был загадочным и привлекательным краем для исследователей и землепроходцев. Этот удаленный от всех «цивилизованных» мест уголок заселял народ, который внес большой вклад в развитие человечества хотя бы тем, что именно он освоил первым суровый Север планеты. 
Впервые человечество появилось в Африке около трех миллионов лет назад, и отсюда наши предки стали осваивать Ближний Восток, Восточную и Юго-Восточную Азию, Европу и Австралию. Север Земли оставался долго незаселенным из-за гигантских ледников, и именно Чукотка 25 тысяч лет назад стала первой в мире арктической территорией, освоенной человеком. Люди сюда пришли из центральной и юго-восточной Азии, охотясь на мамонтов и северных оленей.
На месте Берингова пролива в то время была суша, и часть древних жителей Чукотки перешла на Аляску, положив тем самым начало освоению Америки. За несколько этапов люди расселились по всему Американскому континенту вплоть до Огненной Земли.
Прокладывая новые маршруты, охотники и оленеводы бес-страшно шли навстречу опасности. На Чукотке обнаружены древние стоянки людей, относящиеся к каменному веку. Полярные первопроходцы селились на возвышенных берегах ручьев и рек, неподалеку от места их впадения в море или озеро. Именно тогда в тундре и на морских побережьях северо-востока Азии начался процесс формирования чукотского и эскимосского народов.

ПОЛЯРНЫЕ ПЕРВОПРОХОДЦЫ
В первом тысячелетии до н.э. морские зверобои основали многочисленные поселения на берегах Тихого и Северного Ледовитого океанов. Одним из самых больших поселений возле мыса Дежнева был Эквен, названный археологами «Арктической Троей». Морские охотники жили в полуподземных жилищах с каркасами из китовых костей. Охотничье снаряжение было из дерева, камня и кости. Кость всегда использовалась в повседневной жизни, например, клык моржа – уникальный материал, из которого делали приспособления для охоты, детали бытовых и ритуальных предметов. Изделия из моржового клыка считаются выдающимися произведениями первобытного искусства.
В начале II тысячелетия н.э. климат на Чукотке был намного теплее, чем сейчас, и главным объектом охоты для жителей прибрежных селений стали гренландские и серые киты. Для промысла китов зверобои Берингова пролива начали объединяться в охотничьи отряды, которые возвели на острове Ытыгран ритуальный комплекс – «Китовую аллею». Здесь совершались жертвоприношения, устраивались праздники и тайные обряды. Сохранившиеся на острове культовые сооружения из костей китов и камня являются свидетельствами истории и культуры древней Чукотки.
С XVI до XIX вв. произошло резкое изменение климата. В ре-зультате похолодания китов стало меньше появляться в арктических морях, и обитатели приморских районов Арктики были вынуждены перейти к охоте на тюленей и моржей. Просуществовав несколько сотен лет, ритуальный комплекс на острове Ытыгран пришел в упадок. Люди все реже посещали «Китовую аллею» и постепенно перестали даже вспоминать о ней.

ОСВОЕНИЕ
Более 360 лет назад началось освоение Чукотки русскими землепроходцами – в 1648 г. Семен Дежнев и его спутники прошли морем от устья реки Колымы до Анадырского залива. 
Выдающееся географическое открытие, совершенное Семеном Дежневым и Федотом Поповым, не было оценено современниками. И только в 1736 году, спустя 88 лет, российским академиком Герардом Фридрихом Миллером в Якутском архиве была найдена «Челобитная С. Дежнева», где он впервые известил весь мир о том, что пролив между Азией и Америкой открыт русскими землепроходцами. Эти сведения были подтверждены Первой (1728 г.) и Второй (1741 г.) Камчатскими экспедициями Витуса Беринга.
По мере освоения нашего края здесь все чаще вели работу научные экспедиции. Их цель заключалась в создании подробных географических карт для мореплавателей, которые искали кратчайшие пути из Европы в Восточную Азию и Северную Америку.
Капитан Дмитрий Иванович Павлуцкий в 1731 году первым по сухопутью пришел на берег «губы Теняха», так он назвал залив, носящий в настоящее время название Лаврентия. Цель похода – обложение ясаком «немирных чукоч», выяснение количества «мягкой рухляди» и «заморского зуба», здесь добываемых, установления связи с Америкой и возможности покорения ее. 
В 1746 году, во время второго похода Павлуцкого в наши края, залив был впервые нанесен на карту прапорщиком Тимофеем Переваловым, выполнившим съемку побережья восточной Чукотки.
10 августа 1778 года на берегу этого залива высадились Джеймс Кук, его помощники Кларк и семнадцатилетний Биллингс. В этот день, согласно церковному календарю, был день памяти святого мученика архидиакона Лаврентия, казненного в римской империи 10 августа 258 года. Поэтому на карте Кука залив и получил наименование “Bay Of Saint Lawrence” (залив Святого Лаврентия). Под таким названием залив и фигурировал на всех дореволюционных отечественных и зарубежных кар-тах.
Вглубь залива Кук не заходил. Целью его путешествия было изучение северных морей Тихого океана, укрепление могущества Англии на берегах. Кроме того, занимал вопрос кратчайшей и удобной связи Старого Света с Индией, Китаем и Японией, владевшими огромными богатствами.
Попытки пробиться из Атлантического океана на восток и от берегов Гренландии на запад успеха не имели. Но и сейчас от пролива, названным его спутником Форстером, Беринговым, дальше мыса Северного (ныне Шмидта) он не прошел и повернул назад.
Появление иностранцев у дальних границ Российской империи обеспокоило правительство. В 1785 году Екатерина II секретным Указом отправила к восточным берегам Чукотки географическую экспедицию. Возглавил ее английский моряк на русской службе капитан Российского флота Иосиф Биллингс, принимавший участие в экспедиции Джеймса Кука. 
1790 год. На побережье залива по суше были посланы Николай Дауркин и Иван Кобелев, «чтобы предварить чукоч о прибытии российских судов к их берегам» и найти проводников прохода от Восточного мыса до устья реки Колымы. Свою миссию они успешно выполнили, нашли проводников – пойти морем возле берега или сухопутьем, потому что, из отчета Кобелева, «за препятствующими превеликими льдами байдарами пройти никак неможно».
Летом 1791 года в ожидании судна, Кобелев и Дауркин на байдарах ходили на Аляску и на острова в проливе. На большом острове жили тогда 398 человек, а на малом – 164. До 15 июля они ждали прихода российского судна на берегу залива Св. Лаврентия, а затем вынуждены были уйти с оленными чукчами, не согласившимися больше ждать. В то время на самом мысу Кытрын или Харжилах находилось несколько яранг «сидящих» чукчей, потерявших своих оленей и занимавшихся морским промыслом. Через них Дауркин оставил капитану судна уникальное письмо на моржовом клыке о плавании в Америку (сейчас клык хранится в Государственном Историческом музее в Москве). Вот его текст:
"1791 ГОДА ИЮНЯ 1 ДНЯ НАМЕСТЕ ЖИЛЪ НОНАХЪМУНЕ ВО ОЖИДА-НИЕ СЕКРЕТНЫХЪ ЭКСПЕДИЦКИХЪ Ж СУДОВЪ ИТОГО ИЮНЯ 11 БЫЛЪ НААМЕРИКАНСКИХЪ БЕРЕГАХЪ И НАОСТРОВАХЪ НАИМЯХЛИНЕ И НЕЛЬЛИНЕ ОКИБЯНЕ 17 БАЙДАРАХЪ ВЕРНОПОДДАНЫМИ СЧУКОЦКИМЪ НАРОДОМЪ ИСТОВАРИЩЕМЪ СОТНИКОМ ИВАНОМЪ КОБЕЛЕВЫМЪ (фамилия счищена почти полностью) СИБИРСКОЙ ДВОРЯНИНЪ ИЧУКОЦКОЙ ПЕРЕВОТЧИК НИКОЛАЙ ДАУРКИНЪ: ПОДПИСАЛЪ ТОГОЖЪ ИЮНЯ: 30 ВОЖИДАНИИ БЫЛИ: ИПАКИ ДОЖИДАЛИСЬ ДО 15 ИЮЛЯ". 
4 августа 1791 г. – в залив Св. Лаврентия вошло судно «Слава Рос-сии», на котором пришли капитан первого ранга Иосиф Иосифович Биллингс, английский моряк на русской службе, и капитан второго ранга Гавриил Андреевич Сарычев. За Дауркиным и Кобелевым отправили нарочных.
 10 августа Биллингс принял решение ехать сухим путем до устья ре-ки Колымы и осмотреть весь берег Ледовитого моря, а через 2 дня послал отряд  со штурманом Антоном Батаковым для описи и промера залива. 
13 августа капитан Биллингс сдал «Славу России» капитану Сарыче-ву, а сам на чукотских байдарах, миновав три селения сидячих «чукоч» на южном берегу залива, отправился в Мечигменскую губу и оттуда – в свой исторический пеший поход.
Первое из селений, называемое Харжилах, состояло из трех зимних юрт или землянок и находилось при входе в губу Св. Лаврентия, на южной ее стороне; второе селение – от первого в трех с половиной милях на юг, именовалось Нутепнут, состояло из пяти шалашей; третье – от второго в трех милях, называлось Яндагай, имело две землянки и шестнадцать летних шалашей. Главным проводником пешей экспедиции Биллингса был богатый и влиятельный лоринский оленевод Имлырет. Отряд Иосифа Биллингса пересек Чукотский полуостров, опи¬сал его северные берега.
Кочуя по тундре, заезжая в чукотские стойбища, Биллингс распространялся о милости монархии и советовал чукчам войти в русское подданство. Так же он обменивал на продукты и меха русские товары, которые прочно вошли в быт чукчей и эскимосов. Они поняли, что железный топор, нож, медный котел и железная игла намного практичнее и крепче каменных, костяных и глиняных изделий. 
Сухопутный переход способствовал укреплению дружественных отношений с чукчами, и Биллингс успешно выполнил возложенную на него обязанность по распространению и закреплению русского влияния в отдаленных уголках России.
Сопровождал Биллингса Николай Дауркин, будучи у него переводчиком.
Кстати, первый чукча-ученый Николай Иванович Дауркин-Тангитан был родом с мыса Сердце-Камень – это недалеко от Энурмино и побережье залива Св. Лаврентия посещал еще в 1763-64 годах, почти тридцатью годами ранее. Его именем назван полуостров, на котором расположен этот залив. Имя Дауркина узако¬нено в качестве географического названия в начале семидесятых годов прошлого века по ходатайству начальника отряда Провиденской геолого¬поисковой партии Юрия Вячеславовича Крюкова. 
22 августа 1816 года к берегам залива Св. Лаврентия подошел бриг «Рюрик» во главе с лейтенантом Отто Евстафьевичем Коцебу. Был по-дробно описан залив с его островами. Один остров Коцебу назвал именем штурмана Хромченко, другой именем штурманского помощника Петрова. На современных картах эти острова фигурируют под другими названиями – Беннета, капитана шлюпа «Беринг», и Балка, лейтенанта на бриге «Елена». Этим пустынным островам Коцебу посвятил следующие строки: «Поражают черные и мшистые утесы… Даже одна мысль быть принужденными прожить здесь свой век приводит в ужас; и вместе с тем находят люди и счастье, и довольство в этой самой природой, так сказать, забытой стране. Нет сомнения, что здесь скрыты многочисленные сокровища, которые будут  когда-нибудь найдены и поставлены на службу человека».
Коцебу пробыл на берегу залива до 28 августа, наладил хорошие отношения с местными жителями, узнал от них много интересного и полезного.
В середине июля 1828 года на шлюпе «Сенявин» в залив заходил Федор Петрович Литке, который со своими сотрудниками также произвел опись берегов, открыл остров-банку на выходе из залива, названную, как и бухта вблизи селения Пинакуль, его именем.
В это время у мыса Верховского стояло несколько яранг оленных чукчей, в Нунямо было 11 яранг и 1 деревянный амбар, в Яндагае – 15 яранг.
Походы русских землепроходцев положили начало процессу вхождения Чукотки в состав России, который был длительным и сложным. Долгое время он сопровождался военными столкновениями, но постепенно установился мир: возникли ярмарки и русские поселения. На протяжении нескольких десятилетий русско-чукотская торговля процветала, но в середине XIX века начался явный спад. Объяснялось это появлением на Чукотке американских товаров и продуктов, которые были дешевле русских и обменивались на пушнину и клыки моржа. Американское присутствие на Чукотке стало еще заметнее, когда в 1867 году Россия продала Соединенным Штатам Аляску. 
У берегов Чукотского побережья появились хорошо оснащенные китобойные флотилии из Америки, которые гонялись не столько за мясом и жиром кита, сколько за драгоценным в то время китовым усом. Прибрежные жители с изумлением наблюдали, как белые охотники, вырезав ус, выбрасывали в море китовые туши, вырубив бивни-клыки, оставляли гнить на берегу глыбы моржового мяса. 
Русское правительство пыталось как-то уберечь нашу территорию от иностранцев и защитить наши земли от разграбления. С этой целью было организовано крейсирование военных клиперов у берегов Чукотки. Один из таких клиперов был «Гайдамак». С 1875 года «Гайдамак» курсирует побережье от Уэлена до южных границ Берингова пролива. Много американских судов было арестовано с конфискацией товаров.

ЧУКОТСКИЙ УЕЗД
Рос авторитет русских среди коренных народностей на Чукотке, осо-бенно на крайнем востоке. После организации в 1888 году Анадырского окружного управления, торговля с коренным населением перешла в основ-ном в руки государственных и частных предприятий. Из среды коренного населения появились агенты-перекупщики, агенты-торговцы.
Первым начальником Анадырской окр;ги в 1889 году был назначен Леонид Францевич Гриневецкий, который на берегу Ана-дырского лимана основал пост Ново-Мариинский. На протяжении четверти века администрация окр;ги летом находилась в Ново-Мариинске, а на зиму перебиралась в село Марково.
Будучи врачом по профессии, Гриневецкий лечил больных туберкулезом и вскоре сам умер от этой болезни. На его место заступил Николай Львович Гондатти, продолживший политику Гриневецкого, который заявил, что только торговля может быть надежным средством распространения русского влияния над чукчами. Именно по его инициативе в Ново-Мариинске, Марково и на мысе Дежнева были созданы казенные продовольственные склады, которые должны были «привить чукчам вкус к русским товарам», а в годы неудачного промысла поддерживать местное население. После Гондатти с 1897 по 1907 годы нашим краем управлял Н.П. Сокольников.
Первый год нового, ХХ столетия ознаменовался многочисленными посещениями наших берегов русскими кораблями. Первым пришел пароход «Прогресс» для разведок золото. В предреволюционные годы здесь побывали многие геологи, но результативность их работ была ничтожной, так как все эти экспедиции были плохо оснащены технически, малочисленны и весьма ограничены в средствах.
В 1909 году в Приморской области была создана Камчатская губерния. В ее состав вошла и Анадырская окр;га, разделенная на два уезда – Анадырский и Чукотский. Чукотский уезд занимал пространство от устья реки Анадырь и Чаунской губы на западе до мыса Дежнева на востоке. Местом пребывания начальника уезда первоначально определили бухту Провидения, но в 1912 г. управление перевели в село Уэлен, поближе к Берингову проливу, где особенно активны были иностранные браконьеры. Администрацию в Чукотском уезде представляло полицейское управление, состоящее из начальника уезда, фельдшера, переводчика и четырех стражников. 
Первым начальником уезда был барон Клейст, сорокалетний человек небольшого роста. От его «деятельности» было мало проку. Зато перед иностранцами Клейст заискивал. Американцы над ним посмеивались и вывозили с русских берегов пушнину, китовый ус, клыки моржа. 
Помимо уездных управлений, на местах была назначена местная власть в лице старост из числа зажиточных чукчей и эскимосов. В 1910 году возник вопрос в области просвещения, и в 1916 году были открыты школы в селах Уназик (Чаплино) и Уэлен, но занятия с учащимися велись с перебоями. Еще хуже обстояло дело в области здравоохранения. В это время на всей Чукотке было всего три фельдшерских пункта, но и они не оказывали коренному населению никакой помощи.

НОВАЯ ВЛАСТЬ
В конце февраля 1918 года в Камчатской области была провозглашена советская власть, но громадные расстояния мешали областному Совету проводить какие-либо преобразования на Чукотке до открытия навигации. С ее открытием в мае 1918 года в Анадырский и Чукотский уезды был направлен большевик Л.Ф. Киселев с предписанием разъяснить населению сущность советской власти. 
Становление новой власти шло медленно – слишком далеко был Чукотский уезд, сложным было положение в стране. Только через два года Камчатский облсовет назначил новым уполномоченным коммуниста Алексея Михайловича Бычкова, который 20 августа 1920 года вместе со своим секретарем Гавриилом Григорьевичем Рудых прибыл в Уэлен. По приезде Бычков взял под контроль деятельность русских и иностранных торговцев, обложил их налогом. Также  позаботился об организации медицинской помощи и снабжении населения товара-ми, продовольствием. 
Весной 1921 года обстановка на Дальнем Востоке ухудшилась, и 26 мая во Владивостоке произошел белогвардейский переворот. Осенью усилили свою деятельность контрреволюционные элементы в Анадыре, и часть членов нарревкома направилась во главе с председателем Г.П. Ничепуренко в январе 1922 года на Чукотский полуостров, к А.М. Бычкову. 
27 июля 1922 года А.М. Бычков и Г.Г. Рудых выехали через США в Москву для доклада советскому правительству о положении дел. Вспомните киноленту «Начальник Чукотки», снятую по здешним событиям. Съемки этого фильма проводились в окрестностях села Лорино в 1966 году.
В октябре-ноябре 1922 года белогвардейцы под натиском народно-революционной армии и партизан вынуждены были оставить Владивосток и Петропавловск. Для задержания белобандитов, собиравшихся бежать с награбленными ценностями в США, уполномоченным губревкома Анадырского и Чукотского уездов был назначен Ф.И. Караев. В Чукотском уезде секретарем Караева стал бывший председатель Анадырского уездного нарревкома Г.П. Ничепуренко. К концу мая 1923 года ликвидация белых банд в Анадырско-Чукотском районе была закончена.
В начале же года Чукотский уезд разделился на 7 волостей: Беринговскую, Провиденскую, Яндагайскую, Уэленскую, Сердце-Каменскую, Колючинскую и Рыркайпийскую. В каждой из них были образованы волостные ревкомы, в обязанность которых входила организация борьбы против белых банд и административная и хозяйственная деятельность. Большое внимание уделялось охране побережья. Голодающему населению оказывалась помощь продовольствием, медикаментами. 
Для руководства Чукотским уездом губревком счел нужным ограничиться назначением уполномоченного. Им стал И.Ф. Бурк, а с января 1924 года – Г.Н. Лосев. Лишь в 1925 году был создан уездный ревком во главе с коммунистом Ивановым. Из-за малочисленности и разбросанности населения в Чукотском уезде волостное деление не сохранилось. 7 октября 1925 года Анадырский и Чукотский уезды переименовались в районы.
Опираясь на ленинские указания, партия и правительство разрабатывали программу помощи народам Чукотки. Она заключалась в трех направлениях: политическом – создание партийных и профсоюзных организаций, экономическом – всесторонняя материальная помощь трудовой части населения, культурном – создание учреждений народного образования, здравоохранения и культуры.
24 августа 1926 года в Уэлене состоялось первое собрание членов и кандидатов в члены партии, на котором была создана кандидатская группа в составе шести коммунистов. Ее руководителем был утвержден председатель Чукотского райревкома А.А. Хорошавцев.

ПИОНЕРЫ, КОМСОМОЛЬЦЫ…
В октябре 1928 года в Уэлен прибыли учитель Петр Яковлевич Скорик и радист Георгий Петрович Сычев. Они были направлены в Чукотский район полномочными представителями Союза молодежи для борьбы с шаманизмом, приобщения чукчей и эскимосов к советскому образу жизни и культуре и для привлечения молодежи в свои ряды. 2 декабря 1928 года была утверждена уэленская комсомольская организация. Секретарем был выбран Георгий Сычев. Первое собрание комсомольской ячейки было проведено в здании школы, в которой были две классные комнаты и три комнаты – квартиры учителей. В школе проводились собрания, ставились спектакли, демонстрировались фильмы. Георгием Сычевым был организован струнный оркестр из неизвестно откуда взявшихся в Уэлене инструментов. К весне в программе оркестра было уже 25 мелодий, и музыканты выезжали на гастроли в Наукан и Дежнево… 
В 1974 году в райцентре Лаврентия улицу Школьную переименовали в улицу Сычева, в честь первого комсомольского вожака Чукотского района.
К празднованию 10-й годовщины Октябрьской революции, в октябре 1927 года, под руководством Уэленской ячейки ВКП(б) были созданы два пионерских отряда – в Уэлене и Наукане. Для привлечения молодежи в ряды пионеров устраивались коллективные чаепития, организовывались кружки. Вечера проводились на чукотском и эскимосском языках. 22 января 1929 года на торжественном собрании, посвященном дню памяти Ленина, в Уэлене впервые принимали учеников в пионеры. Первыми пионерами были Гиу, Рермен, Рольтын, Вуквол, Эттувги, Отке…
 В Наукане одной из первых пионерок стала эскимосская девочка К’агак’– так ее назвали родители Рахтына и Кергитагин. Валентина Александровна Серикова (К’агак’) была одной из первых выпускниц Анадырского педагогического училища и одной из первых учительниц-эскимосок. Позже она преподавала в том самом училище. А ее отец, Кергитагин, был знаменитым каюром в Чукотском районе. Ему приходилось перевозить на своей упряжке челюскинцев, снятых с дрейфующей льдины, развозить почту по всему району.

ОЧАГ ПРОСВЕЩЕНИЯ
До образования села Лаврентия на косе Кытрын никакого населенного пункта не существовало. Разве только в 1903 году американским предпринимателем Разиным, компаньоном полковника Вонлярлярского, был построен пост Святого Николая как база крупного акционерного общества. Вонлярлярскому особым царским указом передавалось исключительное право на эксплуатацию природных богатств Чукотки с правом передачи разведок месторождений полезных ископаемых другим лицам. Экономически выгодных точек найдено не было и общество прекратило работы. Лишь в 20-ти километрах севернее Пинакуля было обнаружено месторождение графита, со слов инженера Зикса, «по качеству не уступающее лучшим сортам Цейлона». Перед строительством культбазы поста Святого Николая уже не было, но здесь проживали в ярангах три семьи. Все они были родственники, и их род возглавлял чукча по имени Троочгын.
В мае месяце 1925 года пленум Комитета Севера вынес постановление о строительстве на Севере культурных баз – первых очагов просвещения, а 10 июня 1927 года президиум Далькрайисполкома принял постановление о постройке культбазы на берегу залива Святого Лаврентия. На Чукотке это дело возглавил Карл Янович Лукс, заместитель председателя Комитета Севера, а фактически – его руководитель. «Сейчас у нас нет более важной задачи, – говорил он, – чем организация школ на Крайнем Севере, обучения местного населения грамоте». 23 августа 1927 года в залив вошел пароход, фрахтованный в Японии, со стройматериалом и рабочими в количестве шестидесяти человек. На пароходе средства для выгрузки леса отсутствовали, и заведующий Яндагайской факторией М.Б. Антонов, которому было поручено руководить разгрузкой и началом строительства, мобилизовал все силы, чтобы выбросить из парохода лес. Промаркированный стройматериал был перепутан, и при строительстве разобраться было очень затруднительно. Сюда завезли стройматериалы, дрова, каменный уголь, горюче-смазочные материалы, оборудование для школы, больницы, радиостанции. Доставили коров. 
Культбазу строили китайские рабочие, на строительство которой ушел год. Начала она функционировать с 29 августа 1928 года. Сразу от залива стоял домик ветпункта, далее – помещение мастерской ремонта рульмоторов и бытовой техники, затем больница, три жилых дома, школа и интернат. Это были лучшие строения во всем обширном Чукотском районе. 
За домами протекала речушка, за нею находился склад и дом факто-рии. На культбазу возлагались большие надежды. Она должна была стать организующим началом для коренных жителей побережья и близлежащей тундры. Предусматривалось, что чукчи и эскимосы начнут оседать вокруг этих очагов цивилизации, вести обмен товарами, сбывать излишнюю продукцию оленеводства, охоты.
Постоянного населенного пункта до открытия культбазы на южном берегу залива не существовало. Несколько северо-западнее на территории старой заставы было стойбище Нутетегина. И еще на косе Кытрын жили береговые чукчи, занимавшиеся морским промыслом.
 Поначалу были трудности по набору детей в школу – родители не могли представить, как это маленькие дети без них будут жить где-то вдали от родной яранги. И в первый год в школе было всего 28 учащихся. Первыми учителями были Тихон Захарович Семушкин и Анна Суховилова, которая вскоре заболела и вынуждена была уехать. Вместо нее прибыли Евгений Николаев и Надежда Бурлак, затем Ольга Николаевна Комова, Георгий Алексеевич Меновщиков...
Самоотверженная работа врачей супругов Елизаветы Петровны Кузьминой и Фавста Леонидовича Леонтьева постепенно нейтрализовала деятельность лекарей-шаманов, которые запрещали лечиться в больнице культбазы. Помогали врачам молодые санитарки, приехавшие из соседних сел: из Нунямо приехала девушка Етги, из Яндагая – Чульхена. «Чукчанки в роли медсестер, – писал Тихон Захарович Семушкин, – самое замечательное явление на Чукотке. Они ездят в селения за больными, помогают во время операции хирургу, готовят по рецептам лекарства…».
Береговые и оленные чукчи проявляли большой интерес. Сюда постоянно приезжали гости, с большим изумлением смотрели кино, с охотой покупали товары в обмен на сданную пушнину и кожевенное сырье, с удовольствием пили чай, которым угощали культбазовцы.
Культбаза проводила большую работу по приобщению коренного населения к новым формам труда. Здесь были организованны курсы счетоводов, мотористов, готовили секретарей нацсоветов и ликвидаторов неграмотности. Развивалось и национальное искусство, в частности, резьба по кости. В Катрыткино работал талантливый косторез яндагайский чукча Онно, который на одном из клыков изобразил культбазу.
Массовиком на культбазе в первые годы ее работы был Тевлянто, в будущем – председатель Чукотского окружного исполнительного комитета, первый депутат Верховного Совета СССР от округа.
Первым заведующим культбазой был Ливанов, который обладал незаурядными способностями организатора и руководителя. Заведующего культбазой знали как отзывчивого человека, внимательного товарища. На нартах он самостоятельно совершал поездки за сотни километров по тундре. Его приветливо встречали во всех стойбищах района. Ливанов проработал на культбазе три года, потом его сменили Карпов, Хорошайлов…
Проводилась большая партийная работа. Партийная ячейка была организована уже в ноябре 1929 года, а в 1931 году она включала 4 члена ВКП(б). Именно тогда впервые появляется название «Лаврентия» как наименование населенного пункта.
10 декабря 1930 года постановлением ВЦИК был образован Чукотский национальный округ с центром на Чукотской культбазе. Однако учредительная комиссия по образованию округа на первой окружной партийной конференции в апреле 1932 года решила Ново-Мариинск, он же Анадырь, сделать административным центром. И все же первой столицей округа около полутора лет была Чукотская культбаза.
В 1933 году при культбазе создаются кочевые школы. Комсомолец Антон Еремеевич Зеленский был первым учителем в такой школе-яранге в стойбище Тымлёта. Потом Антон Еремеевич работал на культбазе воспитателем.
УЭЛЕНСКАЯ КОСТОРЕЗНАЯ МАСТЕРСКАЯ
13 февраля 1930 года в Уэлене открылась первая на Чукотке косторезная мастерская. Большую роль в ее создании сыграл Тегрынкеу, по чьей инициативе его брат Вуквутагин объединил вокруг себя группу мастеров. Первыми резчиками мастерской стали Аромке, Айё, Хальмо. Для возрождения и развития косторезного промысла многое сделал художник Александр Леонидович Горбунков. Он открыл мастерские в Наукане и Дежневе, с его помощью в рисунках мастеров стали проявляться элементы фольклора, многофигурные и сложные композиции. Среди выдающихся граверов Уэлена были Вуквол, Эмкуль, Янку, Емрыкаин. Также прославились Онно, Хухутан, Туккай, Гемауге, Сейгутегин. Косторезы мастерской до сей поры создают уникальные работы, пополняющие коллекции музеев Москвы, Петербурга и других городов России. Чукотское косторезное искусство широко известно и за рубежом.

ЧЕЛЮСКИНЦЫ
При освоении Северного морского пути 13 февраля 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами теплоход «Челюскин». Сложная организация спасения челюскинцев превратила многих ее участников в настоящих героев. Спасенных перевозили через Ванкарем, Энурмино, Уэлен. Через Энурмино проехали 57 челюскинцев, где их ожидали приют, тепло и пища. Самую большую ярангу предоставил норвежец Бенд Волл, а его жена Тынат пекла спасенным хлеб на жирнике. Первыми из ледового лагеря вывезли женщин и детей. Доставили их в бухту Св. Лаврентия, разместили в здании школы, где часто появлялись сестренки Чапик и Надя, дочери ингуша Магомета Добриева и эскимоски Сивкелен. Они наперебой просили разрешения родите-лей понянчить маленькую Карину Васильеву и Аллу Буйко. Карина родилась на пароходе «Челюскин» во время прохода по Карскому морю. Чапик в ту пору было 10 лет. Через 50 лет они встретились в Лаврентия и поделились своими воспоминаниями.
Летчики-спасатели, на чьи плечи легла самая необходимая и опасная работа, были пер¬выми, кого страна удостои¬ла самого высокого звания – Героя Советского Союза. Это Н.П. Каманин, А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, И.В. Доронин, В.С Молоков, М.В. Водопьянов, М.Т. Слепнев.

РАЙОННАЯ ГАЗЕТА
Для укрепления советской власти произошло важнейшее политическое и экономическое мероприятие: 7 октября 1935 года вышел первый номер самой первой в округе районной газеты под названием «Ленинский путь». Редакция и типография размещались тогда в Уэлене. 7 ноября 1938 года газета получает новое название – «Советский Уэллен» (в то время Уэлен писалось с двумя «л») и становится органом Чукотского политотдела Севморпути. С 1 сентября 1942 года она начинает издаваться в селе Лаврентия, и с 1944 года газета становится органом Чукотского райкома ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся. В 1956 году переименовывается в «Полярную звезду», а с 1965 года – в «Зарю коммунизма». Четверть века газета выходит под этим названием, но в 1990 году изменяется политическая власть в нашей стране. Изменяет свое название и районная газета. С 1 января 1991 года она становится общественно-политической газетой под названием «Заря Чукотки». 25 декабря 1993 года, на 59-м году издания, выходит последний номер районной газеты. 
Журналисты, корреспонденты, готовившие выпуски газеты, внесли немалый вклад в важнейшие политические и экономические мероприятия по укреплению коллективизации и борьбы с неграмотностью.

ПЕРЕЕЗД
Культбаза продолжала развиваться и строиться. Здесь находились больница, школа-интернат, торгово-заготовительная база. А все районные учреждения находились в Уэлене. Кроме того, в Лаврентия стояли жилые дома, никем не занятые, а в Уэлене к тому времени стало плохо с жильем. И уже 18 декабря 1933 года состоялось специальное заседание райбюро ВКП(б), на котором поднимался вопрос о переводе районных учреждений в Лаврентия. Причины для этого были основательные: наилучшие условия связи с оседлым и кочевым населением, наиболее длительный период навигации. Но решение о переселении райцентра было принято только 20 октября 1940 года. В 1942 году в Лаврентия переехали первые районные учреждения, прежде всего райисполком. Председатель, впоследствии известный мастер-косторез Туккай, вспоминал, что переезжали весной, вскрывшаяся нунямская река доставила много хлопот. Несколько нарт перевернулись, и часть папок с архивами пропала.
Из-за начавшейся Великой Отечественной войны переселение остальных учреждений завершилось лишь к 1946 году.
ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!
Во время войны в Чукотском районе все жили с единым стремлением помочь всем, чем только можно, своей стране, сражающейся с фашизмом. Чукотка, как и вся страна, жила одним ритмом: «Все для фронта, все для Победы». Труженики Чукотки сдавали деньги в фонд обороны, шили и собирали воинам теплые вещи. Перевыполняли свой план колхозники. Хорошо показал себя председатель Нешканского сельсовета Тототто – колхозники этого селения план по добыче моржа и рыбы выполняли на 200–300%. Но самый значительный трудовой подвиг совершен в строительстве аэродромов для перегона с Аляски самолетов на фронт. В Лаврентия под строительство запасного аэродрома использовалась коса, на которой располагалось село. Место было болотистое с мелкими ручейками. Для работы собирали молодых и сильных оленеводов, рыбаков. Они таскали на себе крупные камни, гравий с берега бухты, утрамбовывали все это вручную бревнами. Чтобы прокормить рабочих, вблизи выпасали стада оленей, конфискованных у богатых оленеводов. Несмотря на трудности, взлетно-посадочная полоса была построена. В ее строительстве участвовал и Юрий Рытхэу в возрасте 14 лет, будущий писатель родом из Уэлена.
Великая Отечественная война прервала труд учителей Г.А. Меновщикова и П.Я Скорика. На фронт ушли и наши земляки: Вуквол, Елков, Тымнетагин, Лайвокан, Кальскатегин, Акосек. Защищая свою Родину, погибли уэленцы Вуквол и Елков, науканцы Лайвокан и Акосек.
И в послевоенное время некоторые жители Чукотского района совер-шали подвиги. Алимбек Магометович Добриев свою судьбу с милицией связал в 1945 году, и поэтому знал о ее работе не только как свидетель, но и как участник. Основным видом транспорта в поездках по району зимой были собачьи упряжки, а летом – вельботы. Отличный каюр и переводчик Алимбек Добриев, не считаясь с трудностями и лишениями, а порой и опасностями, неоднократно участвовал в поисках и задержании опасных преступников. За проявленное мужество и участие во многих сложных операциях он был награжден боевым орденом Красной Звезды.

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ, ИССКУСТВО…
Коллективизация оленеводства и морзверобойного промысла, начавшаяся до войны, в начале 1950-х годов была завершена. Председателем одного из колхозов в 1963 году стал Григорий Семенович Гутников, который в дальнейшем приложил немало сил для развития всех отраслей хозяйства. С 1972 года в отделении колхоза на Горячих ключах начал работать пионерский лагерь. Летом он принимал своих посетителей – детей звероводов и оленеводов, морзверобоев и работников других отраслей. 
К 1975-му году все колхозы преобразовались в совхозы. 
После образования в 1953-м году Магаданской области, в которую вошел Чукотский национальный округ, стали создаваться новые районы: в 1954 году был образован Иультинский район, в 1957 – Провиденский. Из Иультинского района в 1973 году был выделен новый район – Шмидтовский. На Чукотский район, который при образовании был половиной Анадырской округи и занимал площадь 242 000 квадратных километра, осталось только 30 700 – это около восьмой части от первоначальной площади. 
В пятидесятых годах значительно повысилась роль воздушного транспорта. В 1953 году в с. Лаврентия открылся аэропорт, а с 1955 года установились регулярные полеты из Анадыря в бухту Св. Лаврентия. Регулярным воздушное сообщение стало и с селами района.
С образованием Магаданской области стал интенсивнее развиваться Северо-Восток страны. Завозились и строились деревянные дома, жители переезжали из яранг в благоустроенное жилье. 
В начале пятидесятых годов в Лаврентия начался застраиваться микрорайон Катрыткино. В 1957 году исчезла последняя яранга. И в 1960 году рядом с домами культбазы появились первые двухэтажки.
При дальнейшем строительстве стала на пути речка. Она протекала через улицу, мимо новых двухэтажных домов и впадала в море. Чтобы не нарушать планировку села, было решено повернуть ее по другому пути, что и было сделано в 1963 году.
Дома улицы Дежнева перешагнули через бывшее русло речки. Питьевой водой она уже не в силах была снабдить разросшийся райцентр. Воду для возросших бытовых и производственных нужд стали качать из озера по водопроводу, пущенному в 1971 году. 
Были построены районный быткомбинат, больница, Дом культуры, столовая, универмаг, несколько других магазинов. Расширился аэропорт. Появилась новая школа с интернатом. Много строилось жилых домов. Через 20 лет после постройки 1-й двухэтажки появилось первое пятиэтажное здание. В центре села, рядом с Домом культуры и библиотекой, носящей имя писателя Т.З. Сёмушкина, в 1987 году возвели новое трехэтажное здание райкома партии.
Значительно улучшилась работа культурно-просветительных учреждений – клубов, библиотек. Ярким свидетельством культурного подъема явилось развитие вокального и танцевального искусства малых народов. Эскимос Нутэтэин – один из организаторов профессионального ансамбля «Эргырон» – создал много современных песен и танцев, был пропагандистом и энтузиастом народного творчества. Почти во всех крупных национальных селах создаются самодеятельные художественные коллективы. В Уэлене организован ансамбль «Уэлен», в Лорино – «Лоринские зори».
В 1957 году в Наукане для исполнения своих песен и танцев собрались вместе прославленные танцоры Умка, Нутэтэин, Эмун, Аяя, Эмутэин, Михаил Тулюн (старший). После закрытия в 1958 году Наукана, некоторые артисты переехали в Нунямо, создали ансамбль, который назвали «Белый парус», и руководить им стал Михаил Тулюн.
В 1959 году, после окончания культурно-просветительной школы, уроженка Наукана Маргарита Млаткина поступила на работу в нунямский сельский клуб и стала танцевать в ансамбле. После переезда в Лаврентия, Маргарита Глухих (Млаткина) в 1968 году собрала оставшихся участников ансамбля, и начала репетиции. После первого концерта обновленного состава долго не утихали аплодисменты зала, некоторые зрители вспомнили свою молодость, и многие тогда понимали – как важно сохранить для потомков духовный мир их отцов и дедов.
Сегодняшний «Белый парус» – это танцевальный коллектив со своими традициями и национальной культурой, объездивший мно-го стран и занявший много призовых мест на различных фестива-лях.
В 1974 году в один из вечеров отдыха в районном Доме культпросветработы по инициативе Маргариты Сергеевны Глухих родился знаменитый клуб «Етти» (что в переводе с чукотского означает «Здравствуй»). В клубе проводятся игры, выступают с номерами сольные артисты, пьют чай, вспоминают разные истории. Клуб «Етти» – это своеобразная «народная академия». Петь, танцевать, шить и вышивать здесь учатся и дети. За эти годы гостем клуба были Юрий Рытхэу, Владилен Леонтьев, чукотский летчик Тымнетагин, многочисленные отечественные и зарубежные делегации, поэты, прозаики, художники, журналисты, путешественники, кинодокументалисты.
«Белый парус» и «Етти» – это как бы один организм. Здесь Маргарите Сергеевне удалось объединить в одно целое местную национальную интеллигенцию.
14 ноября 1969 года в селе Лаврентия открылся народный историко-краеведческий музей. Первым председателем совета музея был Ю.В. Скоробогатов. Музей просуществовал недолго, и второе его открытие состоялось в 1976 году в одной из комнат районного Дома культуры. Общественным директором был избран Аркадий Семенович Осипов. С апреля 1977 года директором становится начальник отряда Провиденской геолого¬поисковой партии Юрий Вячеславович Крюков, который приложил немало сил для развития музея. Затем директором назначается Ирина Андреевна Леонова – большой знаток чукотско-эскимосской культуры. После её смерти музей пришёл в упадок. Помещение отобрали, многие экспонаты были утеряны или украдены, и только в 1992 году музей стал снова работать. С 13 июля 1994 года он получает статус государственного и в октябре 1996 года переезжает в отдельное помещение. Директор музея Валентина Васильевна Суховая прикладывала максимум сил по созданию фондохранилища, собрала новые экспонаты, состоящие из экспозиций археологии и этнографии. Сейчас музеем руководит Харитонова Юлия Анатольевна и помогает ей знаток эскимосской культуры Елизавета Алихановна Добриева.

«НЕПЕРСПЕКТИВНЫЕ»
В 50-е годы началась концентрация коренного населения в более крупных центрах. Иными словами, после введения 29 мая 1948 года «железного занавеса» выселялись жители некоторых прибрежных поселений Берингова пролива. В 1948 году вывезли жителей из Имаклика (острова Ратманова), затем были выселены Кэнискун (Дежнево), Наукан, Яндагай, Аккани, Пинакуль, Нунямо…
…Рядом с памятником Дежневу, стоящему недалеко от мыса, было расположено одно из старейших и необычных эскимосских поселений – Наукан, который возник здесь несколько тысяч лет назад напротив двух островов в проливе. Поселение удачно располагалось на трех возвышенностях, разделенных оврагами с горными речками. Жители Наукана были одаренными танцорами и сочинителями танцевальных песен, искусными специалистами по строительству жилищ, удачливыми охотниками. Высокий берег, на котором находился Наукан, давал возможность следить за морем, богатым на морского зверя. В этом селении жили лучшие на Чукотке мастера китобойного промысла. Наукан был процветающим центром берингоморской эскимосской культуры. Так было во все времена, вплоть до трагического закрытия поселка в 1958 году, осуществленного в соответствии с проводимой политикой «укрупнения». Для жителей Наукана это решение обернулось трагедией, которая длится уже более полвека…
За три десятилетия было уничтожено около 60 поселений побережья Чукотского и Провиденского районов. «Неперспективными» были и Энурмино с Инчоуном, но в 1979 году концентрация населения была признана неправильной, и эти поселки сохранились. Большинство из жителей этих поселков, особенно науканцы, не имеют возможности посетить свою родину со времени выселения. Неоднократные переселения привели к нежелательным последствиям – распаду науканской этнической группы, осложнениям с трудоустройством коренных жителей на новые виды трудовой деятельности. Для снабжения населения китовым мясом использовался китобой «Звездный», поэтому сложившаяся ситуация привела к потере передачи опыта подрастающему поколению. Морской зверобойный промысел пришел в упадок. 
И только во второй половине 80-х годов, после организации предпринимателем Михаилом Зеленским кооператива «Наукан», морзверобойный промысел начал возрождаться. Возродилось и изготовление байдар. Появились новые рабочие места, молодое поколение с большим интересом стало заниматься охотой.
Развивались национальные виды спорта. В 1991 году была проведена первая «Надежда» – гонки на собачьих упряжках. Проходила она по маршруту Ном (Аляска) – Анадырь (Чукотка) и соединила две страны – США и Россию. С этого момента начались тесные взаимоотношения между этими регионами в разных направлениях. В 1992-м маршрут был тот же, а с 1993 года гонки проводятся только по нашей территории. Ежегодно маршрут гонки по Чукотке менялся, это было связано с пропагандой ездового собаководства. Гонка проходила по восточному и северному побережью Чукотки, и почти сразу в этих населенных пунктах  стали возрождаться ездовые упряжки – традиционный вид транс-порта.
В 1992 году впервые стартовала «Берингия» – гонки на байдарах и вельботах, борьба и другие спортивные состязания. Основной целью является возрождение национальных видов спорта, традиционных видов транспорта и культуры морских охотников. Это мероприятие стало настоящим праздником для жителей округа и особенно для морских охотников, жаждущих помериться силами, мастерством и искусством между командами из разных сел. Вместе с охотниками стали приезжать их жены и дети, которые тоже принимали участие в различных спортивных соревнованиях. К «Беринги» обычно приурочивается фольклорный фестиваль «Эргав», который включает в себя выступления народных коллективов, спортивные соревнования и ярмарку изделий народных промыслов.

ПОЧЕТНЫЕ ЖИТЕЛИ
За большие заслуги и личный вклад в экономическую, обще-ственную и культурную жизнь Чукотского района некоторым жите-лям, работавшим на культбазе и в селе Лаврентия, присвоено звание почетного жителя села Лаврентия, их имена занесены в «Книгу почета Чукотского района». 
Первым жителем, удостоенным этого высокого звания в честь 40-летия села Лаврентия, была Ива Чульхена, которая родилась в том же году, в котором образовался Чукотский уезд. Она начинала свою трудовую деятельность санитаркой еще в первые годы существования нашего села. Так же почетными жителями стали Георгий Алексеевич Меновщиков, доктор филологических наук, работавший учителем на культбазе; Ольга Николаевна Комова, участница челюскинской эпопеи и одна из первых учителей культбазы и селения Яндагай. В 1982 году это звание получили Чабихан Магометовна Конюхова, проживавшая в Лаврентия с 1929 года, родители которой приехали из Яндагая на следующий год после открытия культбазы, и Софья Бендовна Баум, работавшая в Лаврентия с 1953 года. В семидесятилетний юбилей села, в 1998 году, звание почетного жителя получили: Маргарита Сергеевна Глухих, заслуженный работник культуры РСФСР; Валентина Владимировна Баум, работавшая инструктором райисполкома; Тамара Антоновна Климентьева, воспитатель детского сада 1970-2011 гг.; Леонтий Васильевич Мартынюк, ветеран Великой Отечественной войны, отдавший много трудовых лет селу Лаврентия; Светлана Вемруна, 35 лет проработавшая на узле связи. После окончания школы, в 1950-м году ей предложили работу в почтовом отделении с. Лаврентия. Там она освоила телеграфный аппарат, обслуживала телефонный коммутатор и даже электродвижок…
Уроженка Наукана, Светлана Вемруна, ровесница села Лаврентия, – настоящая мастерица, великолепно обрабатывает кожу и мех для шитья обуви, сумок и перчаток, декорирует их бисером и подшейным волосом оленя.
Чукотский район – родина многих людей, известных на Чукотке и далеко за ее пределами. В селении Кэнискун (Дежнево) родился Тегрынкеу – первый председатель окрисполкома, Уэлен – родина Юрия Рытхэу, писателя с мировым именем, Отке – третьего председателя окрисполкома, чьим именем названа центральная улица окружной столицы.  В Уэлене вырос знаток самобытной чукотской культуры, языка и фольклора писатель Владилен Леонтьев. В Наукане родилась Зоя Ненлюмкина, поэтесса, которая первой стала писать стихи на эскимосском языке.

ИСПЫТАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ
Последние десятилетия были насыщены разнообразными событиями в жизни Чукотки. В 1977 году, после принятия новой Конституции СССР, Чукотский национальный округ стал автономным, что расширило полномочия местных органов власти. После распада СССР Совет народных депутатов Чукотского автономного округа принял решение о выходе из состава Магаданской области. В феврале 1991 года была провозглашена Чукотская Автономная Советская Республика с правом вхождения в состав РСФСР. Важным рубежом в истории Чукотки следует назвать 17 июня 1992 года, когда был принят закон о непосредственном вхождении Чукотского АО в состав Российской Федерации. 
В связи с распадом Советского союза и резким переходом к капиталистической системе экономики 90-е годы стали десятилетием непростых испытаний для Чукотки. Были ликвидированы промышленные и сельскохозяйственные предприятия, люди начали покидать округ. Но, несмотря на трудности, жители Чукотки продолжали бороться за достойное будущее своего края. В новом тысячелетии в Чукотском АО произошла смена руководства. Новый губернатор Роман Аркадьевич Абрамович начал с реорганизации структуры управления округом и оздоровления его финансового положения. Привлечение рабочих и специалистов из других регионов и стран дало бурный толчок развитию строительства и ремонту зданий, инженерных сооружений с использованием новых для Чукотки материалов и технологий и применением разнообразных строительных машин и механизмов.
 БЕРИНГИЯ
Побережье Берингова пролива – самая богатая область Мировой Арктики по количеству видов морских млекопитающих. Акватория побережий представляет собой богатейшую кормовую базу, здесь гнездятся тысячи птиц, проходит важнейший узел миграционных путей тихоокеанского моржа и китообразных. Не случайно именно здесь возникла уникальная морская зверобойная культура эскимосов.
На территории Чукотского района действует несколько природных памятников: «Термальный», расположенный в центральной части района и объединяющий две группы термальных источников; «Чегитуньский», комплексный памятник природы в нижнем течении реки Чегитунь, или «открытый музей»; «Восточный», водно-ботанический памятник с выходом термальных вод, расположенный недалеко от Уэлена. Наиболее обжитый памятник – «Мечигменский», расположенный недалеко от села Лорино, включающий группу лоринских термальных источников. На территории памятника имеются два бассейна. В недалеком прошлом здесь были пионерский лагерь, два жилых дома, гостиница, птицеферма и теплица, где выращивали огурцы, помидоры, другие овощи и даже цветы.
В 1993 году образован природно-этнический парк «Берингия», куда вошла и часть Чукотского района. Цель создания парка – сохранение историко-культурного наследия, биологического ресурса и улучшение жизненных условий проживающего в этих районах населения.
Территория Берингова пролива всегда привлекала многих ученых – геологов, археологов, биологов. Они занимаются изучением биологических ресурсов морей, сбором сведений о традиционной деятельности коренных жителей. Археологи и историки изучают самобытную историю нашего региона, через который в древности шло великое переселение коренных народов из Азии в Америку.
 


*  При составлении текста были использованы книги «История Чукотки», «Чукотка. История и культура», серия статей геолога Ю. Крюкова в газете «Заря коммунизма».


Источник: https://www.proza.ru/2014/01/31/1091
Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов