Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Некрасивую бабу и зеркало не любит. (еврейская)

Татарские сёла на территории Сасовского района Рязанской области в XVI–XIX веках. Мулланур Ишеев.

Назад

 

Центр Историко-Родословных Исследований TatarGen.Ru

Данная статья является попыткой подведения промежуточных итогов, накопленных за более чем десять лет исследования истории татарских сел Сасовского района Рязанской области.  При этом история села Бастаново осталась за рамками данной статьи.

Сасовские татары (вместо предисловия).

Кто такие сасовские татары? Это сравнительно молодой термин. Согласно определению, данному в Татарском энциклопедическом словаре – это жители сёл Бастаново, Теньсюпино, Большой Студенец, Алёшино, Тархань, иначе – бастанские татары. Они отличаются по своему бастанскому говору татарского языка и ряду культурно-бытовых особенностей. Согласно обнаруженным печатным и архивным документам в Мещере не позднее сер. XVI в. сложилось 5 групп служилых татар: касимовские, арзамасские, темниковские, кадомские и цненские.

Цненская группа являлась самой малочисленной, однако при этом не была изолированной. Она постоянно пополнялась выходцами из других групп татар, особенно касимовских и кадомских. Постепенно термин цненские татары сменился на название шацкие татары – по названию уездного города, по которому проходила служба. До революции 1917 г. эти татары проживали в с. Бастаново и селах, расположенных вдоль реки Цны, от Алёшино до Лотказино.

 

Автор статьи благодарен за помощь Александру Абдиеву, Максуму Акчурину, Олегу Беглову и др. 2 В исторически сложившемся термине «цненские татары» мы используем традиционное написание цненские, вместо современного литературного написания цнинские.

XVI век Первые упоминания цненских татар относятся к сер. XVI в. Так в 1558/59 г. в связи с походом на Ливонию упоминаются «цненские люди»

 А в 1557 г. упоминается Кулак князь Темгенев как воевода в г. Шацк. В 1597 г. упоминается князь Исень Ушаков с товарищами, а в 1619/20 г. Ураз мурза Васильев с товарищами  . Это были представители княжеского рода Темиревых-Енаевых и они владели «татарской деревней» и бортными ухожьями в районе населенных пунктов Старотомниково и Княжево современного Моршанского района Тамбовской области. Другими старыми местными княжескими фамилиями являются Амесевы-Енгалычевы-Тенишевы и Долотказины-Бегильдеевы, упоминаемые в жалованной грамоте 1575 г.

Помимо князей и мурз были также и нетитулованные татары, которые проживали в д. Тархань и имели статус тархан и вотчинников. Так первое известное упоминание тархан братьев Кудяковых относится к 1585/86 году.

А из жалованной грамоты 1697 г. мы узнаем, что татары д. Тархан были вотчинниками Кершенского ухожья.

XVII век.

Татары жили в окружении мордвы-мокши и русских крестьян, а также русских помещиков, число которых постепенно возрастало. Такие деревни как Березово, Агламазово, Раковская усада, Ямбирино, Инина слобода в писцовой книге 1623 г. названы как Верхоценской волости нижние мордовские пять деревень. В них значились крестьянские пашни и мордовские пахоты, которые граничили с поместными землями мурз и татар.

Разрядная книга 1475–1598 гг. – URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XV/1460- 1480/RK_1475_1598/text6.htm 4 Известия ТУАК. Вып. XIII. – Тамбов, 1887. – С. 15, 21–22. – «татаровя цненские князь Исень Ушаков, да Тохтар мурза Васильев сын Енаев, да Узраз мурза Елгадеев».

5 Известия ТУАК. Вып. XVI. – Тамбов, 1887. – С. 17. – «Шацкого города ценских мурз Ураза мурзы Васильева, да Олмакая мурзы Тохтарова, да Момакая мурзы Еникеева вотчина бортной ухожей». 6 Ишеев, М. Татарские княжеские роды на Цне // Сб-к мат-лов 6-й ежегод. всеросс. науч.-практ. конф-ции «Фаизхановские чтения». – Н. Новгород: Медина, 2010. – С. 64–70. 7 Акты служилых землевладельцев XV – начала XVII века. Т. III / сост. А.В.

Антонов. – М.: Древлехранилище, 2002. – С. 247–248. 8 «… вотчинною купчую запись на Ломоиский ухожей, что купили … у ценских татар у Енговатка да у Кудашка Кудяковых детей 94 году. А про оброк сказали, что они тем торханам платили с того ухожея по той по купчей по гривне на год денгами». – РГАДА, ф. 1166, оп.1, ед.хр. 1, л. 148. – Цит. по Напольникова, П.К. Цнинская мордва. Вхождение в состав Московского государства в XVI — первой четверти XVII века: дис. … канд. ист. наук. — Тамбов, 2017. — 178 с. – С. 30.

В XVII в. появляются войска «иноземного строя» – рейтарские полки. Известна служба шацких татар в одном из таких полков под предводительством полковника Павла Менезия и участие в двух Чигиринских походах 1677–78 гг. Фамилии мурз и простых татар, приведенных в исследовании Н.В. Чарыкова, встречаются среди фамилий цненских сел и Бастанова9 . На протяжении XVII в. не прекращались попытки христианизации татарской знати. В это же время местная мордва была массово подвергнута крещению. Но цненская мордва активно сопротивлялась этому. Так в 1655 г. при очередной попытке насильно крестить мордву, около с. Ямбирно был убит миссионер архиепископ Мисаил.

В 1697 г. шацкие мурзы и татары получили поместья в вотчинных землях татар д. Тархан по р. Керша, переселились и основали д. Татарщину (Тенишевка, тат. Курша) ныне Рассказовского района Тамбовской области10. XVIII век

В 1718 г. служилые татары были приписаны к Адмиралтейскому ведомству с возложением обязанности по заготовки корабельного леса (лашманская повинность, от которой они были полностью освобождены только в 1859 г.). В 1722 г. они были сверх того положены в подушный оклад, т.е. были окончательно приравнены к государственным крестьянам.

По 3-й ревизии 1762 г. в Алешне в 9 дворах проживали 54 человека, в Ярнове, Большом и Малом Студенце в 6 дворах – 34, в Тархани в 31 дворе – 208, в Теньсюпине и Лотказине в 4 дворах – 34 человека мурз и татар. Всего же в Шацкой округе и с. Алешне Кадомской округи было 50 татарских дворов, в которых проживали 330 человек – 179 мужчин и 151 женщина11. XIX век.

Согласно данным подворной переписи 1882 г. в Шацком уезде только восемь сельских обществ имели подворно-наследственное владение. В двух из них проживали русские, а в Ишеевой Горе, Большом Студенце, Малом Студенце,

Посольство в Рим и служба в Москве Павла Менезия (1637–1694) / Н.В. Чарыков. – СПб., 1906. 10 Ишеев, М. Дело о дворянстве мурз Маматказиных, как источник информации по истории деревни
Татарщино Тамбовской области. – TatarGen.Ru, 2012. 11 Известия ТУАК. Вып. XL. – Тамбов, 1895.


Старом Березове, Тархани и Теньсюпине – татары-мусульмане и частично
православные русские – однофамильцы с татарами. И те, и другие носили
следующие фамилии: Бигловы, Девятовы, Ембулатовы, Маматкозины, Михалёвы,
Садаевы, Тенишевы, Тюменевы, Худяковы и др. Строго говоря, это не были
отдельные общества, т.к. они жили совместно с бывшими помещичьими
крестьянами, но особое и отдельное владение землей делало из них особые
самостоятельные общественные группы. Представители упомянутых фамилий
знали о своем происхождении от дворян, владевших крепостными крестьянами,
но имен родоначальников уже не помнили. Маматкозины считали своим предком
турецкого пашу, попавшего в плен к русским, а русские Бигловы из Старого
Березова – татарского мурзу-«полковника», который принял крещение.


Алёшино.


До революции село называлось Алёшня, видимо по названию речки, на
берегах которой оно находится. Впрочем, встречаются также названия Алёшки и
Алёшкино. В татарских метриках (на арабской графике) название села дается в
форме Алушна. Скорее всего, это транслитерация русского наименования села,
т.к. на татарском один раз зафиксирована форма Алушки параллельно с русской
формой Алёшки. Татарские мурзы Тюменевы и Енбулатовы, проживали в
деревнях Ишеева Гора и Зеняковка, прилегавших к селу. Пока не удалось точно
идентифицировать расположение этих деревень в границах современного села,
однако «татарская улица» Алёшино известна. Название Ишеева Гора (тат. Иши
Тавы) предание связывает с именем Ишея из рода Тюменевых, который якобы
был старейшиной 5 семей поселенцев13. По предположению же О. Беглова,
название может быть связано с именем Ишея мурзы Енбулатова, упоминаемого в
документах Печатного приказа в XVII в. Название деревни Зеняковка, наверняка
происходит от упоминаемой в отказных книгах сер. XVII в. деревни/пустоши
Зенебякова, Высокая Поляна тож14, т.е. это тоже название-антропоним,

В селе Алешино // Наука и религия. – 1969. – № 7. – С. 55. – «В XVIII веке по указу
Екатерины II из Тамбовской губернии «за непокорность» были переселены пять семейств татар Тюменевых. Их
поселок назывался Ишеева Гора, по имени старейшины Ишея». 14 РГАДА, ф. 1209, д. 12247.
образованное от имени Джанибек. В кон. XVII в. в Алёшне также имели свои
поместья касимовские мурзы Кикичевы. Но они крестились, их род сошел на нет.

В 1882 г. более половины владельцев Ишеевой Горы и Зеняковки имело от
1,5 до 10 дес. земли на каждого, но у одного было 132 дес. Всего в 39 (27 и 12)
дворах проживали 272 (195 и 77) человека, на которых приходилось 466 дес.
земли, в т.ч. удобной – 442 дес. При этом 37 домохозяев обрабатывали землю, а
шесть из них дополнительно арендовали пахотную землю и покосы. Оставшиеся
два хозяйства были бесхозными – не имели изб и не обрабатывали свою землю. В
деревенских хозяйствах была 81 лошадь, 51 корова и 118 овец. При этом в девяти
хозяйствах не было лошадей, а в пяти из них вообще не было никакого скота.
Также в семи дворах занимались садоводством. Возможно, определенная часть
жителей Зеняковки была не татарами.

Мурзы Тюменевы изначально имели поместья в селах Раково, Малый
Студенец и деревне Ернееве. В 1608 г. в с. Ракове упоминается княгиня Айтюган
вдова князя Ислама Енбулатова15. Пока неизвестно имеют ли они отношение к
роду мурз Енбулатовых, которые проживали в селе Алёшне и род которых
прослеживается от Муралея мурзы Ивакаева Менбулатова, известного по ревизии
1722 г.

Между селами Саблино и Алёшня располагалась также русская деревня
Барашево. По всей видимости, название происходит от имени первого владельца
деревни, т.к. в 1678 г. упоминаются шацкие рейтары мурзы Барашевы16. В
настоящее время территория бывшей деревни относится к селу Алёшино.

 

Ярново.

В деревне Ярнове (тат. Ярнов) проживали мурзы кн. Тенишевы. Они являлись тезками известного рода кн. Тенишевых из Темникова, но имели другого родоначальника. Их родословная цепочка прослеживается от Безсона мурзы
Тенишева. А он, по всей видимости, был внуком цненского князя Тениша
Янглычева сына Амесева, пожалованного в 1575 г. вместе с братьями ясаком с тялдемской мордвы (при этом, уже имея ясак с кершинской мордвы)


Так вписцовой книге Шацкого уезда 1617 г. упоминается бывшее старое усадище князя
Тениша Янглычева в соседнем с Ярново селе Калиновец19. От брата князя Тениша
– Невера мурзы происходит род шацких Енгалычевых. В Ярнове также
проживали крещенные и обрусевшие представители фамилии кн. Тенишевых.
В 1882 г. в сельце проживало два двора татар Тенишевых, которые владели
17,6 дес. земли, но земля их числилась по д. Тархань.


Большой Студенец.

В д. Большой Студенец (тат. Зур Студенец) и близлежащей д. Размаковке
проживали мурзы Сакаевы. Сакаевы есть ветка большой фамилии кн.
Маматказиных, происходившей из Кадомского уезда. Родоначальником, по всей
видимости, следует считать Айдаралея мурзу Дасаева сына Маматказина. Его
сыновья Чернакай и Сафар стали носить фамилию Сакаевы (по имени прадеда) и
перебрались с отцом на жительство в Шацкий уезд. От них пошли Сакаевы и
Маматказины Бол. Студенца и Маматказины-Сакаевы Уфимской губернии.
Родоначальник второй фамилии селения – мурз Бегловых – Ибрай мурза
Шабанов Биглов родился в д. Камалово Кадомского уезда, где жили его предки.
Он был женат на Марьян Сафаровой Сакаевой и поселился в Бол. Студенце
(Размаковке) в кон. XVIII в. Беглова Садыя Арифовна (1923–1992), бывшая
председателем Верховного суда ТАССР в 1969–1985 гг. – уроженка этого села.
Татары Девятовы появились в Бол. Студенце в 1818 г., когда Шахим
Мансуров сын Девятов переселился из дер. Иванковой Темниковской округи.
В 1882 г. земельные участки хозяев указанных трех фамилий составляли от
1 до 9 дес. Всего в 29 дворах проживали 217 человек, на которых приходилось 251
дес. земли, в т.ч. удобной – 237 дес. Бесхозных дворов не было, все 29 домохозяев
обрабатывали землю, при этом двое из них дополнительно арендовали пахотную
землю и покосы. В хозяйствах было 52 лошади, 43 коровы и 117 овец. При этом в
трех хозяйствах не было лошадей, а в двух из них вообще не было никакого скота.

Акты служилых землевладельцев. – С. 247–248. 19 «село Калиновец … да к тому ж селу припущено в пашню старое усадище усть Калиновца у большово жржавца у Ценски на Черни ото княж Тенишева … Янглычева». – Шацкий уезд XVII века. Государевы служилые
люди / сост. И.П. Алябьев. – Ульяновск: УлГУ, 2014. – 472 с.


Также в восьми дворах занимались садоводством, а в двух – пчеловодством.
Татары д. Бол. Студенца также владели 63 дес. земли около д. Ишейки Спасского
уезда.


Малый Студенец.

В селе Малый Студенец (тат. Кече Студенец) и близлежащей деревне
Рязановке проживали мурзы кн. Енгалычевы. Они происходили от двух сыновей
Невера мурзы Янгалычева сына Амесева. Ишмамет мурза Неверов кн. Енгалычев
наряду с другими шацкими Емикеем мурзой Тохтаровым кн. Енаевым и князем
Назаром Малкамановым в 1608 г. упоминается на службе у Лжедмитрия II21. Его
внук – Акмамет мурза Килматетев сын в 1687 г. был назначен ротмистром роты
шацких мурз и татар. В 1680 г. он получил поместье от шацкаго Нурукая мурзы
кн. Назарова сына Малкаманова. Отец последнего, вышеупомянутый князь Назар
Малкаманов, имел четвертной денежный оклад 26 руб. (1613) 22. В Мал. Студенце
также проживали крещенные и обрусевшие представители фамилии кн. Енгалычевых.


В 1882 г. в 17 дворах проживали 102 человека. Около половины из них были
татарами-мусульманами. На бывших государственных крестьян приходилось 62
дес. земли. 15 домохозяев сами обрабатывали землю, при этом четверо из них
дополнительно арендовали землю. Один двор был бесхозным. В хозяйствах было
15 лошадей, 16 коров и 68 овец. При этом в семи хозяйствах не было лошадей, в а
в двух из них вообще не было никакого скота.


Старое Берёзово.

В Старом Березове проживали 18 домохозяев православных и обрусевших
Бигловых. Они числились однодворцами (11 дворов по 3-й ревизии 1762 г.).
Интересно, что фамилия татар-мусульман, живших в Бол. Студенце изменилась
на Бегловы.


В 1579 г. темниковскому Булаю мурзе кн. Кудашеву была пожалована д.
Репищи: 70 четей пашни, 300 копен сена и крестьяне – поместье убитого на

Тамбов-1884. – С. 136. 21 Сборник князя Хилкова. – СПб., 1879. – С. 27, 60. 22 Четвертчики Смутного времени (1604–1617) / Л.М. Сухотин // Чтения ОИДР. – 1912. – Кн. 2. – С. 44.


Ливонской войне князя Ушака Енаева. В кон. XVII в. этой деревней (четыре двора
крестьян) владели трое его внуков Кудашевых. По 3-й ревизии в деревне значатся
те же четыре двора, но в 1862 г. Репищи в списках населенных пунктах уже не
упоминается. Скорее всего, она вошла в состав Старого Березова.


Размаковка и Рязановка.

Размаковка (тат. Уразмак) и Рязановка в XIX в. состояли из двух дворов
каждая и располагались на берегу р. Цны около д. Тархань. В настоящее время
они не сохранились или слились с д. Тархань. Название Размаковки наверняка
можно связать с именем Розмака мурзы Чепаева сына кн. Кудашева,
упоминаемого в 1646 г.


А вот название Рязановки возможно имеет отношение к фамилии татар Резановых.


Тархань.

В деревне Тархань проживали служилые татары Баткаевы, Васильевы,
Вешняковы, Кудяковы, Михалёвы, Милушевы, Резановы и др. Они издавна
проживали на этих землях, были тарханами и вотчинниками бортных ухожьев.
В 1882 г. в 88 дворах проживали 533 человека, на которых приходилось 579
дес. земли, в т.ч. удобной – 554 дес. 78 домохозяев обрабатывали землю, при этом
восемь из них дополнительно арендовали 32 дес. пахотной земли и 24 дес.
покосов. 10 дворов были бесхозными. В хозяйствах было 69 лошадей, 84 коровы и
214 овец. При этом в 47 хозяйствах не было лошадей, а в 20 из них вообще не
было никакого скота. Также в 13 дворах занимались садоводством.
Те татары, которые не имели больших участков земли, были вынуждены
заниматься отхожими промыслами. Так в Крым ходили на работы татары из
Тархани и Теньсюпина. Они там жили по несколько лет в работниках у овцеводов
и получали вознаграждение от 100 до 250 руб. в год24.


Теньсюпино и Лотказино.


В деревне Теньсюпино (тат. Тинсупин) проживали мурзы Маматказины –
потомки Чепкуна мурзы Дасаева сына Маматказина. Он женился на дочери

Изветная челобитная … на шацкаго мурзу Федота Бердишова… Декабрь 1646 года. Чтения ОИДР. – М.,

1915. – Кн. 3. – С. 67–70. 24 Тамбов-1884. – С. 184.

Уразая мурзы Неверова сына Теньсюпина и получил его поместье в кон. XVII в.
Его потомство также проживало в деревне Лотказино. Вотчина Невера мурзы
Тенсупина упоминается в 1574 г. По мнению М. Ахметзянова фамилия
Теньсюпин произошла от имени Дин-Суфи.

Название сельца Лотказино (тат. Латказин), по всей видимости, есть
антропоним от фамилии кн. Долотказиных, владельцев села. От родоначальника –
князя Бигильдея кн. Каракчеева сына Долоткозина, упомянутого в 1575 г. как
властителя над тялдемской мордвой, пошли фамилии Долотказиных и
Бегильдеевых. Род Бегильдеевых полностью крестился, а Долотказины по всей
видимости выселились из села в XVIII в. В метрике за 1847 г. есть записи о
рождении в Лотказине. Но скорее всего, все они – Маматказины.
В 1882 г. земельные участки теньсюпинских землевладельцев составляли от
2,5 до 20 дес. Но были и крупные землевладельцы. Так, например, крестьянин
Р. Маматказин владел двумя большими участками земли на правом берегу р.
Цны: 24 дес. при д. Теньсюпино и 45 дес. при д. Ямбирно, всего 69 дес., в т.ч. 48
дес. мелких зарослей и кустарника, 12 дес. сенокоса, 5 дес. пахотной земли под
просом, 4 дес. под усадьбу25. В д. Теньсюпино в 22 дворах проживало 159
человек, на которых приходилось 317 дес. земли, в т.ч. удобной – 308 дес.
Бесхозных дворов не было, все 22 домохозяина обрабатывали землю, а 14 из них
дополнительно арендовали 80 дес. пахотной земли и 148 дес. покосов. В
хозяйствах было 55 лошадей, 42 коровы и 117 овец. При этом в одном хозяйстве
не было лошадей. Также в пяти дворах занимались садоводством.


Другие деревни.


На юго-востоке Рязанской области очень много топонимов образовано от
имен первых владельцев земель – татарских князей, мурз и простых казаков. Так
название сел Старое и Новое Амесьево возможно связано с именем князя Амеся,
предполагаемого родоначальника кн. Амесевых26, шацких кн. Енгалычевых и кн.
Тенишевых, о которых было изложено выше. А название села Ушаково, которое в
XX в. вошло в состав разросшегося Сасова, скорее всего, пошло от имени князя

25 Тамбов-1898. – С. 54–57. Данные 1891 г. 26 В 1678 г. в списке шацких татар упоминается Иван Осипов сын князь Амесев.


Ушака Енаева (ум. 1578). Название несохранившегося села Татариново близ
Сотницына наверняка произошло от фамилии Татаринов, имеющей татарское
происхождение.


В 1591 г. Ивану мурзе кн. Богданову сыну Мамалаеву с сыном Бурнашем
было пожаловано поместье в д. Петровской28. Ныне этой деревни нет, она, скорее
всего, вошла в состав с. Юрино. А вот название близлежащего с. Богданово
наверняка связано с князем Богданом – родоначальником рода кн. Мамалаевых-
Богдановых. Его потомки трое Мамалаевых есть в списке 1697 г. среди шацких
татар, которым жалуют поместья по реке Керше.
В селе Ракове проживали православные кн. Кудашевы. Их родоначальник
Чепай мурза Семенеев сын кн. Кудашев был представителем известной
темниковской фамилии Акчуриных-Кудашевых и приходился племянником
князю Булаю Кудашеву сыну Акчурину. В 1608 г. он получил прожиточное
поместье своей тещи княгини Айтюган вдовы князя Ислама Енбулатова29. Чепай
мурза имел четверной денежный оклад 25 руб. (1613)30, а поместный – 205 четей
(1608). По всей видимости, все его потомство крестилось. После села Раково
расположена д. Усеиново, названная, скорее всего, по имени татарина Усеина.


Мечети и приходы.


В 1833 г. в Тархани была построена деревянная мечеть, а в 1874 г. она была
перестроена. Наверняка мечеть существовала и ранее 1833 г., но документальных
свидетельств об этом пока у нас нет. Все жители округи относились к приходу
тарханской мечети. Приведем цитату из дела о перестройке мечети.
«Перестроить пятивременную мечеть в селе Тархан Шацкого уезда и
назначить ее соборную по тому уважению, что к приходу в деревне Тархан,
состоящему из 210 душ прибавилось из шести деревень, именно из Тенсюпина,
Больший и Малый Студенец, Ярно[во]й, Алешни, Рязановой, 251 душа и что
мечеть та будет в длину 20 и сени в 5 аршин, ширины 9 аршин, вышины до

 

В 1678 г. в списке шацких татар упоминается новокрещен Афанасей Севельев сын Татаринов. 28 ГА Саратов. обл., ф. 19, оп. 2, д. 67. 29 Акты служилых землевладельцев. – С. 162. 30 Четвертчики Смутного времени (1604–1617) / Л.М. Сухотин // Чтения ОИДР. – 1912. – Кн. 2. – С. 45. 31 В Шацкой писцовой книге 1623 г. упоминается новокрещен Федор Усенов / Федор Кудеяров. – Известия
ТУАК. Вып. XXXVII. – Тамбов, 1893.


крыши 6 аршин, печь одна, окон 10 и 2 в сенях, минара из потолка вверх 30 аршин,
крыша будет крыта тесом»


В 1877 г. была построена алёшинская соборная мечеть. К её приходу
отошли села Ярново, Большой и Малый Студенец33, но последнее по всей
вероятности частично, т.к. записи по этому селу встречаются как в алёшинских,
так и в тарханских метриках. При этом в тарханских метриках село называется
Кече Студинич, а в алёшинских – просто Студинич.


Кладбища.


Большое мусульманское кладбище находится около д. Тархань. Исходя из
метрических записей можно сделать вывод, что на нем хоронили умерших из всех
сел округи до появления мечети в с. Алёшня.
Алёшинское кладбище было организовано в 1877 г., т.к. известен камень,
датированный этим годом, а согласно записям в 1876 г. хоронили еще на
тарханском кладбище. На алёшинском кладбище стали хоронить также жителей
Ярново, Бол. и Мал. Студенцов. На тарханском продолжали хоронить жителей
Теньсюпино, Рязановки, частично Мал. Студенца.
Согласно метрическим записям мусульманское кладбище около д. Большой
Студенец появилось в 1890-е гг. На нем стали хоронить жителей Бол. и Мал.
Студенцов. Однако на кладбище обнаружен камень с датой 1888/89 г. Кладбище в
д. Теньсюпино появилось в советское время. Самый старый обнаруженный
камень датирован 1975 г.


Вместо заключения.


В настоящее время в этих селах численность татар крайне мала.
Большинство из них покинуло родные края еще в 1-й пол. XX в., переселившись в
Среднюю Азию и крупные российские города.



Список литературы и источников.


1. Ведомость о числе приходов и духовных лиц (ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 2, ед. хр. 1).
2. Метрические книги мечети деревни Тархан Шацкого уезда 1833–1902 гг. (ЦГИА РБ. Ф. И-295, оп. 9). 32 ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 3, д. 8445. Дело по отношению Тамбовского губ. правления о перестройке мечети в д. Татарских Тархан Шацкого у. Тамбовской губ. (1873 г.). 33 ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 2, ед. хр. 1. 12
3. Метрические книги мечети села Алёшня Шацкого уезда 1879–1902 гг. (ЦГИА РБ. Ф. И-295, оп. 9).
4. Копия с Шацкой писцовой книги Фёдора Чёботова 1623 года (выписки из Шацких    писцовых книг XVII в.) // Известия ТУАК. Вып. XXXVII. – Тамбов, 1893.
5. Материалы 3-й ревизии по Тамбовской губернии // Известия ТУАК. Вып. XL. – Тамбов, 1895.
6. Акты служилых землевладельцев XV – начала XVII века. Т. III / сост. А.В. Антонов. – М.: Древлехранилище, 2002.
7. Ишеев, М. Татарские княжеские роды на Цне / М. Ишеев, М. Акчурин, А. Абдиев // Сб-к мат-лов 6-й ежегод. всеросс. науч.-практ. конф-ции «Фаизхановские чтения». – Н. Новгород: Медина, 2010. – С. 64–70.
8. Ишеев, М. Дело о дворянстве мурз Маматказиных, как источник информации по истории деревни Татарщино Тамбовской области / М. Ишеев. – TatarGen.Ru, 2012. – URL: http://www.tatargen.ru/mamatkazins-tatarshchino.pdf
9. Ишеев, М. Татарские князья-тёзки и происходящие от них фамилии / М. Ишеев, М. Акчурин. – TatarGen.Ru, 2012. – URL: http://www.tatargen.ru/tatar-dukes-namesakes.pdf
10. Əхмəтҗанов, М. Рязань өлкəсендəге татар зиратлары эпиграфикасы // Татар археографиясе. Татар эпиграфикасын өйрəнү дəверендə тупланган зират культурасы хакындагы кайбер материаллар / М. Əхмəтҗанов. – Казан: ТР ФА Тарих институты, 2013. – 360 б. – Б. 202–262, рəс. кушымтада б. 334–349.
11. Тамбовская губерния. Список насленных мест по сведениям 1862 года. – СПб., 1866.
12. Сборник статистических сведений по Тамбовской губернии. Т. 6. Шацкий уезд (по данным подворной переписи 1882 года). – Тамбов, 1884.
13. Сборник статистических сведений по Тамбовской губернии. Т. 22. Таблицы статистических сведений о частном землевладении Шацкого уезда (по данным 1891 года). – Тамбов, 1898.


 

Скачть книгу в pdf.


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов