5) Николаевская церковь в Заянье.
Погост Заянье находится в 190 вер. от Петербурга и в 55 от Гдова, на берегу р. Яни, подле старой мызы господ Машковых. Старая церковь, во имя св. Николая, с приделом Сергия Радонежского. Придел пристроен после и освящен 25 сентября 1699 г., как видно из следующей надписи на деревянном, осьмиконечном кресте, хранящемся в церкви: "Освятися алтарь Господа нашего Иисуса Христа, во храме иже во святых Отца нашего Николая Чудотворца Мирликийского, при Государе Царе Петре Алексеевиче, по благословению Кир Адриана архиепископа московского, всея России и всех северных стран патриарха, при Иове митрополите Новаграда и Великих Лук, в лето от сотворения мира 7207, а от Р. Христова в 1699 г. индикта 7го месяца сентября в 25 день на память Евфросинии и преп. Сергия". По свидетельству Синодика, придел устроен Сергием Ивановичем Милославским, стольником, вице-адмиралом. Есть предание, что прежде, на полосе земли, называемой Покровскою, существовал здесь храм во имя Покрова, от которого сохранился образ Покрова, находящийся в нынешнем храме. Антиминс главного престола освящен епископом Герасимом в 1865 г., антиминс придела - митрополитом Никанором в 1852 году.
В храме достопримечательны: 1) сребропозлащенный крест, с мощами, пожертвованный или Милославским, или Лазаревым, которые получили поместья от князя Потемкина, 2) Икона Покрова Богородицы, вышеупомянутая. 3) Оловянные старинные свящ. сосуды. 4) Евангелие, в четверть листа (М, 1865 г.).
Новая каменная церковь, во имя св. Николая, с приделами Стефана Нового и преп. Сергия, освящена в 1865 году; приделы ее освящены в 1870-1876 годах. Главный храм -холодный, приделы - теплые.
Метрические книги существуют с 1808 года, кроме книг за 1813 и 1814 годы. Есть также план и межевые книги от 1786 года, проверенные в 1838 году.
Причт прежде состоял из двух священников, диакона, двух дьячков и двух пономарей. С 1843 года - один пономарь. Из прежних священников известны: Иоанн Антонов и Никита Яковлев; потом — Димитрий Шишов, в 1853 г. переведенный в Таицы; Василий Смирнов, лишенный места в 1853 г.; Илья Михайлович с 1854 г., и Петр Ишерский, с 1861 года. Нынешний причт составляют: два священника, два псаломщика в просвирня. Священниками служат: Гавриил Константинович Белоносов из курской епархии, бывший певчий в хоре митрополита петербургского, и Иоанн Лебедев.
Церковной земли 3 десятины 1,302 квадр. сажени. Жалованья: настоятелю - 240 р., помощнику - 160 р., одному псаломщику - 60 р., другому - 70 р., просвирне - 30 р.
Церковной земли 39 десятин 1,302 квадр. саж. Из них 9 дес. покоса.
Церкви принадлежат: 1) лавка с жилою комнатою, выстроенная крестьянином Старопольской волости, деревни Менюш, Карпом Ивановым Хреновым, на его собственный счет и, чрез 12 лет пользования, перешедшая в церковную собственность; 2) дом для министерского училища, пожертвованный помещицею Томсон; 3) сторожка, данная ею же. Причт помещается в собственных домах.
Соседние приходы: Долоцкий, Ктинский, Лядский и Щепецкий. К Заянскому приходу принадлежат следующие деревни: Заянье, Юдино, Бор, Радолицы, Супор, Новополье и Низковицы - нв далее 3-х верст от церкви; от 5-ти до 7-ми верст расположены: Межник, Горка, Передкино, Сеглицы, Гнездилова Гора, Полянка, Березно, Марвинское, Евдоксино, Луг, Никитино и Лотохово; от 12-ти до 20-ти верст находятся: Шавково, Преображенское, Кореловщина и Власовщина. Кроме деревень есть усадьбы: Заяне, Радолицы, Новополье, Марвинское, Малафеевно и Белое.
Всех прихожан муж. п. 1,914 д. и 2,021 жен. п. Прихожане занимаются хлебопашеством. Многие уходят в Петербург и другие города па работы и промыслы. Грамотных десятая часть. Школа была заведена священником Михайловским; в ней училось до 50 человек. С 1877 года заведено министерское училище, в котором учится до 100 человек.
Кроме общих праздников, особенно празднуют Георгию, Илии, Иоанну Предтече, Покрову, Сергию, Флору и Лавру, Анастасии и Параскеве. Часовен в приходе 11.
К оглавлению
6) Воскресенский погост в Павлове.
Погост Павлово отстоит от Петербурга в 200х верстах, от Гдова в 20, от Чудского озера в 4-х, и находится на проселочной дороге между деревнями Воскресенское, Лобановщина и Поддубье По преданию здесь, раньше 1740 года, была деревянная церковь, на месте пустоши «Васютино», в полуверсте от погоста. Тут еще доселе виден ряд камней в виде фундамента. По разорении церкви "Литвой", построена другая, также деревянная, на нынешнем месте. Она сгорела и вместо нее в 1740 г. построена третья, сгоревшая в 1860 г.
Нынешний храм, деревянный, во имя обновления храма Воскресения Христа, построен в 1863 году и освящен 12 сентября. . Придел Петра и Павла освящен в 1873 г. Антиминс главного престола освящен митр. Исидором; антиминс придела – еписк. Леонтием. Длина храма 13 саж., ширина 5 саж. 8 вершков; высота колокольни с крестом - 11 саж.
Церковного капитала, в билетах 2000 р.
До 1843 г. причт состоял из 2-х священников, диакона, 2-х дьячков и 2-х пономарей. Из прежних священников известны Евпсихий, Иосиф, Матвей Лабецкий, Иоанн Парвицкий, перешедший после в Лядский погост, Иоанн Каменский, переведенный в петербургский женский монастырь, потом Иоанн Лукианов, славившийся проповедничеством, Онисим Александровский и Онисим Бельский.
До штатов причт содержался платою за требы и ругою. Руга была "повенечная" т.е. получалась только с женатых. Платился "осьмак", т.е. мера ржи и мера ячменя или жита. Доход с земли был незначительный, так как земли болотистые и долго бывают залиты водой. С 1843 года причту положено жалованье в 330 р. Доход за требы не превышает 600 р. на весь причт. Всей земли церковной считается 30 десятин и 2133 квадр. саж. Но из этого количества нет и половины удобной: пахотной земли около 11 десятин, а сенокосной 3 десятины, Вся земля находится у церкви.
Причт помещается в собственных домах. Всех домов 4.
Соседние приходы: Веинский, Каменный и Доможирский. Приход состоит из 31 деревни и одной усадьбы. Из деревень самые большие: Воскресенская, Поддубе, Худыкино, Заполе, Дуброво, Рубцовщина, Локоть, Замошье, Сось, Дедино, Кубково, Лобановщина, Добруч, Хворостово, Крутое, Рябово, Сидорково. Остальные деревни: Шерупины, Лебедово, Бабино, Карповщина, Слики, Дубровины, Петровщина, Захонье, Ющерово, Волчий остров, Куземкино, Гостиноборы, Редковщина, Лошкино и Сельцо Осокино. Всех прихожан м. п. 1358 и ж. 1564. Кроме Чудского озера в приходе есть речка Толстица, впадающая в Чудское озеро за дер. Петровщиной. Есть два небольших леса, владения гг. Гросман и Александрова.
Почтовая дорога, из Нарвы во Псков чрез Гдов, проходит чрез деревни Кубково, и Добруч.
Прихожане зимой ловят рыбу на Чудском озере, а летом работают в Петербурге, особенно обделкой мостовых. Женщины занимаются огородничеством.
Грамотных до 200 человек. Школа при церкви одна и в ней ныне учится до 300 человек; помещается она в доме диакона, Павла Гиляровского, который и обучает в ней безмездно. Ученики поют и читают на клиросе. Попечители школы избираются из почетнейших крестьян.
В церкви по воскресеньям, бывает до 300 человек и более, а в большие праздники - свыше 500; летом - на половину меньше.
Местные праздники: Пр. Илии в дер. Локте, Успению - в Добручи и Замошье, Обновлению храма Воскресения Христова, — в Локте, Воскресенской, Сликах и Дубровинах; Воздвижению - в Рябове, Сидоркове, Кубкове, Хворостове и Добручи, Покрову — Крутом, Рубцовщине, Лобановщине, Ющерове и Гостиноборе. Арх. Михаилу в Дединах и Замошье, Николаю — в Редковщине, Худыкине, Сосе, Лебедове, Бабине и Лошкине, Георгию — в Воскресенской.
Особые поверья: по пятницам не мыть белья в щелоку; по заговеньям ничего не шить; считается грехом говеть два раза в год, — младенцев причащать более 4-х раз в год, ходить на исповедь и причастие в первый год по вступлении в брак.
При свадьбах особенности следующие: молодых в церковь вводит старший дружка "Клетник" и, пред входом, заставляет их молиться на все 4 стороны; после венчания крестная мать невесты дарит членам причта по одному поясу; когда молодые подъезжают к деревне, их, за полверсты до деревни, встречает посланный от родителей жениха и зажигает костер, чрез который поезд должен переехать.
В приходе находятся часовни: во имя св. Георгия в Воскресенской, Илии — Локте, Св. Креста — Сидоркове, Добручи и Хворостове, Михаила — в Замошье и Дедине.
Приходское попечительство учреждено с начала 1872 года. Денег в него собирается до 20 р. в год.
К оглавлению
7) Никольская церковь в Каменном Погосте.
Погост "Каменно" находится в 200 верстах от Петербурга, в 15 от Гдова, в 2-х от Чуд, озера, и в 4-х от почтовой дороги из Гдова в Нарву. Он расположен по речке Каменке, впадающей в Чудское озеро, на дороге из Гдова в посад Скамью, что при речке Нарове.
Церковь здешняя, деревянная, построена вместо прежней, деревянной, сгоревшей в 1776 году. О сей последней на древней иконе св. Николая, написано: "1776 г. октября 21 дня написан сей образ рачением Григория Фомина, сына Базанина, в усадьбище Каменно, на место погоревшей церкви, в том же году, июня в 8-й день". Нынешний храм во имя св. Николая освящен в 1782 году, о чем написано в верхнем ярусе иконостаса. Храм холодный, покрыт железом, отвне обшит досками, внутри обтянут холстом и выкрашен. Антиминс освящен Венедиктом, а подписан Серафимом. Престол дубовый, на каменном фундаменте, устроен в 1876 г. Длина храма 9 1/2 саж., ширина 3 саж. высота 6 саж. В 1844 и 1857 годах, храм был обновляем . Иконостас обновлен в 1876 году.
В библиотеке есть рукописный «Камень веры» и на нем подпись Феофилакта еп. Тверского и Кашинского, октября 28 дня, 1727 года.
При церкви хранятся: 1) план на церковную землю 1782 года, составленный гдовским землемером Иваном Ярусовым, и подписанный чертежным директором капитаном Петром Нееловым; 2) межевые книги того же 1782 г. Земли в них указано 4 десятины и 3 сажени; план и межевые книги того же года. По ним показано земли 8 десятин, 160 саж., в полверсте от церкви; 4) план на пустошь «Никольское Ивановско Сиденье», составленный в 1843 г. Пустошь находится от церкви в 2-х верстах и состоит из 20 десятин, и 1,450 квадр. саж. План, составленный в 1786 г. Рябовым, обновлен в 1843 г. Алексеем Агаповым. Пустошью прежде владел помещик Коновницын.
Членов причта по штату 1774 года было 5: по штату 1843 года диакон убавлен. Из прежних священников известны: Флор Абрамов, упомянутый на плане 1782 года; Феодор Абрамов, (+ 1804); Никита Евсевьев, в 1826 года переведенный в Петербург, в домовую церковь кн. Щербатова; Михаил Разумовский, переведенный в 1729 году в Павлово Иоанн Иоаннов, в 1846 году переведенный в Петербург, в Новодевичий монастырь; Михаил Каменский, старанием которого, 1857 году, заведено училище, обновлен храм, куплен за 800 руб. колокол в 50 пудов и приобретено в церковной утвари на 400 руб. Ныне священствует Александр Андреев Разсудовский, диаконом, на дьяческой вакансии, служит Стефан Георгиев Прибужский.
До штатов причт получал ругу, доходы за требы и от земли. Осенью собиралось до 30 кулей хлеба на причт. Земли имелось только 12 десятин. С 1843 г. причт, по 4-му разряду, получал от казны 340 р. в год, но пользовался отчасти прежними способами содержания, Ныне священник получает 220 р., диакон и псаломщики - по 70 р. Сверх того диакону с 1883 года положено по 5 коп. с 844-х ревизских душ. Церковной земли - 33 десятины. Из них усадебной 1 дес., пахатной - 17 дес.; луговой 12 дес.; неудобной - 3 десятины. При церкви находится 4 десятины; в полуверсте от церкви - 8 дес.; в пустоши "Ивановское Сиденье", в 2-х верстах от церкви - 20 десятин.
Соседние приходы Павловекий и Кяровский. Деревень в приходе 21 Все они расположены в 5-ти верстах от церкви. Из них самые большие: Сырой лес, Липтовицы, Каменный конец, Горки, Лядцы, Подолеше, Конуновщина. Остальные деревни Духневшина, Елемшина, Каменка, Бреговщина, Бачитовщина, Губино, Понизовье, Копылово, Быковщина, Заполье, Заклинье, Феодоровщина, Озерки и Булатовщина.
Всех прихожан м. п. 1,107, жен. 1200.
Прихожане занимаются земледелием, рыбной ловлей, извозом, плотничеством, сапожным мастерством. Грамотных около 200 человек. В училище, открытом в 1849 г., учится до 15 человек ежегодно. Учатся в доме священника, а иногда в сторожке. Училище, бывшее до 1839 года в деревне Быковщине, переведено в Кяровский приход.
Прихожан в праздник бывает до 400 человек и более. Кроме общих праздников празднуются св. Николаю в Каменном конце, Каменке, Бачитовщине, Заклинье, Елемшине, Булатовщине, Озерках, Бреговщине, Феодоровщине и Заполье; Покрову — Горке, Кануновщине, Быковщине, Подолешье, Понизовье и Копылове; Петру и Павлу в Лаптовицах, Флору и Лавру — Сыром лесе и Духневщине, Архангелу Михаилу в дер. Губиной и Власию - вЛядцах.
В Конуновщине всю Покровскую седмицу постятся, в память прекращения повальной болезни в 1831 г.
Крестный ход бывает 29 июня в Липовицы, в память повальной болезни 1861 г.
Часовни находятся: Флора и Лавра — в Сыром лесе, Петра и Павла — в Липтовицах, Успения — в Каменке, Покрова — в Горке и Подолешье, Архистратига Михаила — в Губине, Власия — в Лядцах и Николая — в Булатовщине.
Из икон, особенно уважаются прихожанами две иконы Николая Чудотворца «с деяниями»; одна на правом клиросе, другая - за правым клиросом, в сребропозлащенной ризе; также икона Воскресения Христова к 12ти праздников - на левом клиросе, икона Святителя Митрофана,в киоте из карельской березы, и икона Казанской Божией Матери, на горнем месте, подаренная протоиерею Иоанну Иоаннову, в день его 50-летняго юбилея (16 февраля 1869 года) игуменьей, Воскресенского монастыря Евстолией с сестрами.
Попечительство открыто 30 сентября 1881 г. Цель его- постройка каменного храма. Членов в нем - до 100 человек. Председателем - священник.
Храм начат в 1882 году, на земле, рядом с кладбищем, в 625 кв. саж., пожертвованной крестьянами деревни Сырого леса. Фасад храма написан архит. Садовниковым. Храм предназначено посвятить Николаю Чудотворцу, а приделы - Сретению и Александру Невскому. По смете архитектора постройка будет стоить 52,964 р. с. 66 к.
К оглавлению
8) Кяровская Покровская церковь.
Село Кярово находится в 208 верстах от Петербурга, в 8-ми от Гдова и расположено на красивой местности, на правом берегу р. Чермы, впадающей, в 7ми верстах от села, в Чудское озеро. Церковь стоит на возвышенном берегу реки, извивающейся вокруг села. Окружающее храм кладбище служит местом усыпальницы граф. Коновницыных, кн. Дундуковых-Корсаковых, гг. Кребер и Евреиновых. В 40 саж. к северу от ограды, стоит дом Коновницыных, а в 27 саж. на юг-дом причта. Храм и все жилые строения окружены березовыми рощами и фруктовыми садами.
До 40х годов название "Кярово" давалось только полумызку, где помещался скотный двор и потому самое слово Кярово считают искаженным от русского слова «корова».
Здешняя, прежде деревянная, церковь считалась приписною к Гдовскому собору и в ней, по праздникам, служил тамошний причт. Нынешняя каменная церковь во имя Покрова заложена 13 июня 1788 года, по благословению архиепископа псковского и рижского, Иннокентия, построена тщанием помещика, петербургского генерал-губернатора Петра Петровича Коновницына и освящена 1789 года, сентября 30-го, протоиереем Петром Николаевым Стейшиным. Колокольня, также каменная, имеет высоты 12 саж. Иконостас прежней церкви, окрашенный голубой краской и бывший в 3 яруса, хранится в церковной кладовой, а из икон его - четыре пожертвованы, говорят, из Аничковского дворца Екатериною II. Эти иконы суть: Божия Матерь с Предвечн. Младенцем - две иконы. Из них одна в алтаре, над жертвенником, другая - на северной стене храма. Третья икона Коронование Божией Матери и 4-я св. пророк Моисей.
Антиминс освящен еп. Венедиктом 21 октября 1834 г. и подписан митр. Серафимом. Длина храма, от иконостаса до выхода, 5 саж. 11 вершк.; ширина-3 саж. 1 арш. 12 вершк; высота внутри 3 саж. 4 вершк., длина алтаря 2 саж 2 арш. 6 вершк., ширина 3 саж. 1 арш, 12 вершк., всего в окружности 33 саж. 5 вершк.
Из указа консистории, от 16 июля 1863 г., за № 2616м, видно, что благочинный, священник Илья Михайловский представлял дух. начальству просьбу причта и прихожан Кяровской церкви - вместо прежнего иконостаса, ветхого и не художественного, дозволить устроить новый иконостас, с употреблением на это 1350 р. асс., из коих 597 р. 58 к. собраны от доброхотных дателей. По данному от консистории разрешению иконостас устроен. Он — в 3 яруса. Средний брус поддерживается 6-ю винтообразными, перевитыми искусственным плюющем, колоннами. Высота иконостаса 2 саж. 1 арш., ширина 3 саж. 1 арш. 12 вершк. Царские двери, резные, вызолоченные, представляют собою виноградные ветви, которыми обвиты помещенные здесь образа. Иконы в иконостасе писаны Иваном Андреевым Фортунатовым, под наблюдением о. благочинного, Ильи Михайловского.
В храме достопримечательны: 1) Сион или ковчег на престоле, сребропозлащенный, весом в 3 ф. 36 зол.; 2) Напрестольный крест с финифтяными изображениями, весом в 2 ф. 45 зол.; 3) Евангелие, обложенное светло-малиновым бархатом, с финифтяными изображениями, издан. в Москве в 1791 г., 4) Евангелие, в полулист, обложено серебряными вызолоченными досками, устроенное тщанием священника Михаила Покровского, весом 7 ф. 19 зол. 5) Икона Покрова Бож. Матери, в сребропозлащенной ризе, со множеством драгоценных камней. Риза устроена издавна, в 1836 г. возобновлена графом Алексеем Петровичем Коновницыным, в 1839 г. увеличена помещиком Александром Егоровичем Евреиновым, в память жены его Анны Ивановны.
В архиве хранятся метрич. книги с 1800 года, исповедные - с 1807 г., клировые - с 1817 года.
Прежними священниками были: Петр Николаев Стейшин, с 1821 года протоиереи: Константин Петров Несвицкий (1821-1831), Михаил Тихонов Покровский (1831-1857), ЕвфимийАгапитов (1858-1866), Иоанн Феодоров Литвин (1866-1872). С 1872 г. священник Михаил Виноградов.
По штату 1843 г. назначено причту 340 р. В 1874 г., священнику прибавлено 20 р., 1881 еще прибавлено - 40 р. причетнику прибавлено 10 р. Дохода причт получает до 150 р. в год. Вместо земли получалось: от помещика Алексея Петровича Коновницына 14 четвертей ржи, 10 четв. ячменя и — корм для скота; от князя Дундукова-Корсакова- 6 четвертей ржи. По освобождении крестьян Коновницын прекратил пособие причту, а семейство помещика Дундукова-Корсакова, устроив у себя на дому служение всенощных, стало платить за это причту 160 р. с. в год С крестьян причт, с большим трудом и неприятностями, собирает до 13 четвертей хлеба.
Причт живет в старом деревянном доме, купленном в 1844 г. у графа Коновницына и исправленном только в 1872 году. Ныне дом требует совершенной переделки: жить в нем нельзя без вреда для здоровья.
Кяровская церковь отстоит в 8-ми верстах от Гдова; 7-ми от Каменской Николаевской; в 10-ти от Павловской Воскресенской и в 15-ти от Крапивинской. Приход составляют 15 деревень. Деревни Полично,Байдаково, Карповщина, Елемщина стоят у Чудского озера, и жители их, кроме земледелия, занимаются рыбной ловлей; в Петровском, Смуравьеве и Верколянах занимаются плотничеством, пилкой теса и земляными работами; в деревнях, Гривы, Бакин Конец и Минкове разбивают камни для Нарвского шоссе. Всех прихожан мужского пола 604, женского - 617 душ.
С 1873 по 1879 год существовала в Кярове "Ивановская" школа, в особом здании, которое граф ЕммануилИванович Коновницын устроил в память родителя своего, графа Ивана Петровича Коновицына. Из 87 мальчиков, 18 принадлежали к здешнему приходу. Ученики пользовались от графа квартирою, столом и кроватями со всеми принадлежностями. В 1879 г. школа закрыта, а здание ее в 1882 г. продано гдовской городской управе, для помещения внутреннего военного гарнизона.
В 1883 г. открыта земской управой школа в дер. Поличне. Из 45 мальчиков, 12-кяровского прихода. Школа — в 5 верстах от церкви. В ней учат: свящ. Михаил Виноградов и Олимпиада Яковлевна Жилина, воспитанница петербургской женской семинарии.
В обыкновенные праздники в церкви бывает до 100 человек, в великие праздники до 400. Местные праздники суть следующие: Воздвижение, день Казанской Бож. Матери (8 июля), и дни - Арх. Михаила и Пр. Илии. Особенно уважается икона Казанской Бож. Матери, находящаяся в часовне села Верколянах. На иконе есть надпись: "Обретена в 1710 г. по чудеси Акилиною Васильевою Дундуковою-Корсаковою".
Попечительство открыто в 1873 году. В этом году оно устроило из церковного сарая, булыжного камня сторожку, находившуюся сперва в здании храма. В 1876 году попечительство, положило выдавать причту 22 р. 15 к. в год на отопление церкви. Но в 1884 году эта выдача прекратилась и Гдовское волостное правление объяснило отказ тем, что пособие не следует причту. В начале нынешнего (1884) года причт, зная, что попечительство, по § 5-му 2-й ст. правило Попечительстве, обязано заботиться об обеспечении причта, стал просить о содействии к уплате руги. Члены попечительства, по долгом рассуждении, решили: "так как причту следует нарезка земли, то платить руги ему не следует". Между тем из бывшего в 1867 году дела о нарезке земли видно, что Гдовское полицейское управление вызывало, по указу консистории, помещиков и крестьян, на уступку земли причту, но на вызов ответа не было. Таким образом причт не имеет ни руги, ни земли.
Священник Михаил Виноградов.
К оглавлению
9) Михаило-Архангельская церковь в Щепецком Погосте.
Погост Щепец находится в 212-ти верстах от Петербурга, в 25-ти верстах от Гдова, на правом берегу р. Плюсы, в живописной местности, орошаемой в весеннее время разливом реки и богатой роскошными покосами.
Из церковной описи 1780 г. видно, что здесь прежде была деревянная церковь, во имя Архистратига Михаила. Она 1834 году разобрана за ветхостию и, вместо нее, иждивением г. Семевского, построена и, 3 сентября 1834 г. нарвским протоир. Кедровым, освящена существующая ныне каменная церковь. План постройки составлен архитектором Викторовым.
Антиминс освящен еп. Аполлосом. Длина церкви, с алтарем и притвором, 10 саж., ширина - 4 саж, высота до креста 10 саж.
В церкви замечателен, выточенный из дерева и выкрашенный масляною краскою, потир. В архиве стоят внимания: 1) приходорасходная книга 1766 года, с следующею надписью: "Книга Шелонской Пятины, Залесской Половины духовного правления, Щепецкого погоста, церкви св. Архистратига Михаила, церковному старосте, в записку дохода церковной денежной казны с 1766 года"; 2) книга для записи церковного имущества, с надписью: "1780 год, августа дня. Опись, учиненная по сим Ея Императорского Величества, присланого из Новгородской дух. консистории, Шелоньской Пятины, Залесской Половины, в духовное правление, а из оного благочинному села Ктин, священнику Кириллу Иоакимову, указа, Щепецкого Погоста, церкви Архангела Михаила, образом, алтарной одежды и протчему, о том значит ниже сего»; 3) книга для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших, с надписью: «Тетрадь, данная из Череменецкого духовного правления, ведомства того правления, Гдовского уезда, Щепецкого погоста, церкви св. Архистратига Михаила священнику Иоанну Симеонову с причетники, для записи, на 786 год приходских тоя церкви людей, трех частей - рождающихся, браком сочетавшихся и умерших».
Причт сперва состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря, а с 1875 г. его составляют: священник, два причетника и просвирня. Причетники и просвирня имеют свои дома, а священник живет в церковном доме. Церковный дом сперва был куплен помещиками у вдовы священника Полевицкого, а когда дом в 1878 году сгорел, то на деньги, выданные из страхового общества, при помощи прихожан, выстроен новый.
Жалованья священник получает 220 р., дьячок - 70 р., пономарь - 60 р. и просвирня - 30 р. Кроме того причт имеет 36 десятин земли и получает 32 р. 36 к. процентов с капитала в 814 руб., положенного разными лицами на вечное поминовение.
Ближайшие приходы суть: Крапивенский, в 6-ти верстах и Прибужский — в 8-ми. Из деревень здешнего прихода ближайшие суть: Дедино, Подшоре, Орел, Илесна и Крутое (в 5-4 вер.); более отдаленные: Подосье, Моклочно, Оборы, Кушолкино, Василевщина, Радоселье, Филиповшина, Каменка, Озерево, Кошеницы и Дворище (в 12-30-ти верстах); остальные деревни: Ветца, Бельковка и Новоселе находятся в 8-10 верстах. Всех прихожан 463 двора; душ м. п. 1,471 и 1,623.
Школа есть, в Моклочне, содержимся помещиком Обольяниновым. Попечительство открыто в 1875 году, капиталу в нем 66 р., а расходов никаких не было.
К оглавлению
10) Ктинская Дмитриевская церковь.
Село Ктины находится на берегу Ктинского озера, в 210 вер. от Петербурга, в 60-ти от Гдова, в 60-ти от Плюсы, станции Варшавской железной дороги, и в 25-ти от Тупицына, станции почтовой.
В 1702 г. построена, была здесь деревянная церковь св. Димитрия Солунского, с приделом св. Николая Чудотворца. За ветхостью и теснотою, она в 1871 году заменена новою.
В 1860 году разрешено строить новый деревянный, на каменном фундаменте, храм, но приступать к работе дозволено только тогда, когда наберется по крайней мере половина суммы, назначенной по смете, т.е. наберется до 2,557 р. В наличности не имелось и тысячи. Затем в 1863 г. причт и помещица, стат. советница Мария Николаевна фон-Рейц, давшая землю для церкви и принимавшая в деле живейшее участие, просила разрешения на построение каменной церкви. Разрешение дано в указе от 18 октября 1863 г., за № 4,924. Церковь окончена в 1871 г. и освящена благочинным села Заянья, священником Ильей Михайловским. 12 тыс. руб. употребленные на постройку, частию собраны по сборной книжке, частию получены от разных лиц сыном г-жи фон-Рейц, генерал-майором Владимиром Александровичем фон-Реиц, частию изъяты в долг из Свят. Синода и ныне почти уже уплачены. За постройкой наблюдал, приезжавший по временам, архитектор В. Лебедев; ближайшим надсмотрщиком работ были: крестьянин Афанасий Константинов Самарин и вышеупомянутый гн. Фон-Рейц.
Храм посвящен св. Димитрию Солунскому; антиминс его освящен Митр. Исидором в 1870 году. Храм имеет фигуру осьмигранника; в восточной грани его сделан четырехугольный выступ в 7 арш. для алтаря, и в западной - выступ для притвора, кладовой и хода на колокольню. Длина и ширина храма, без выступов, почти 8 саж., высота около 13 саж. Купол храма деревянный, глухой.
План и межевые книги имеются с 1786 года, метрики - с 1825, исповедные - с 1826 года.
По штатам 1843 г. причислен к 4-му классу и состоит из священника, дьячка и просвирни.
Церковного капитала 100 р.; церкви принадлежит один ветхий, деревянный дом, в котором жил прежде пономарь; церковной земли 51 десятина, в 5ти отдельных участках».
Священник и дьячок живут в собственных домах, стоящих на церковной земле. Священник получает жалования 215 р. 60 к.; дьячок - 78 р. 40 к., а просвирня - 29 р. 40 к. Дохода церковного на причт получается до 400 р.
Соседние церкви: в Заяньи — в 8-ми верстах, в Лядах — в 15-ти вер. и в Низах — в 10-ти верстах.
К приходу принадлежат два поместья: мыза генерал-майора фон-Реиц, в самых Ктинах, и — мыза Братылино, ныне принадлежащая гдовскому купеческому сыну. Деревень в приходе 16. В верcте от церкви находятся: Заозерье и Ярун, в двух — Фетковщина, Большой двор и Завод; в трех — Жилые Болота, Сухресте и Зарече; в пяти -Дедково, Алексино, Сеглицы и Малые Болота; в шести - Опалево и Харламова Гора в семи -Ловыни и в 10ти - Луково.
Всех прихожан в 1883 году было: муж. пола 838 душ, женского - 955 душ.
Следы старого кладбища находятся у деревни Ловыни. Приходское попечительство есть, но не имеет никаких сумм и деятельности своей ничем не проявляет.
Священник Алексей Богданов. Псаломщик Александр Парвицкий.
К оглавлению
11. Церковь св. Николая в Низах.
Село Низы находится в 226 вер. от Петербурга и в 60-ти от Гдова, на старой почтовой дороге из Луги в Гдов, на низменности, в полуторых верстах от р. Плюсы. Подле погоста расположены мыза Низы и седо Сербино. Жители погоста и Сербина берут воду из пруда, образовавшегося здесь из подземных ключей. Первая, деревянная, построенная помещиками Языковыми церковь, существовала 110 л.; вторая, нынешняя, также деревянная, построенная ими же, холодная, была в двух саженях от прежней. Престол прежней церкви обозначен часовенкой. Настоящая церковь заложена 1784 г. мая 16 дня, и освящена 1787 г., сент. 18 дня, что видно из следующей грамоты: «Божиею милостию, смиренный Гавриил, архиепископ Великого Новограда. По благодати, дару и власти... благословили мы, по прошению и желанию артиллерийского инженерного шляхетного кадетского корпуса сержанта Никифора Секерина, в вотчине его Гдовского уезда, в выставке Низу, вместо ветхой деревянной, святого Николая Чудотворца церкви, вновь в тож именование построить новую деревянную церковь, которую заложить, под надзиранием благочинного, приходскому священнику, алтарем на восток; по построении ж убрать ее святыми иконами и прочим церковным благолепием так, как святые правила церковные и уставы повелевают, и святый престол уготовить в вышину аршин шесть вершков, в длину аршин восемь вершков, а ширину -аршин четыре вершка. Когда ж сия церковь строением и украшением в совершенство приведена будет, тогда о освящении ее просить особым доношением. Дана сия грамота, с приложением нашей архиерейской печати, в Святотроицком Александро-Невском монастыре, февраля дня, 1783 года». Кроме грамоты есть над дверями, на толстой бумаге, следующая надпись: «прежней церкви святого Николая Чудотворца, коя создана была прежними помещиками, господами Языковыми, а предками нынешнего зде владельца, господина премьер-маиора Ивана Богдановича Секерина, жене его Анне Михайловне деда родного Петра Ивановича и братий его родных, а ее двоюродных дедов Якима второго (?) Языковых, в лето от миробытия 7185, декабря 6 дня, чему от того времени по нынешний 1787 год, то есть по освящении сей новосозданной церкви минуло 110 лет, и для достопамятства сие обозначено. А сия новосозданная церковь основана 1784 года, мая 16 дня, а освящена 1787 года, сентября 18 дня, при владении сим селом помещика г. премиер-маиора Ивана Богдановича Секерина».
Храм этот, во имя св. Николая, холодный. Антиминс освящен 1855 г., января 10 дня, и подписан митропол. Никанором. В 1873 г. храм исправлен и снова освящен.
Из древней утвари сохранилась оловянная дароносица. Метрические книги хранятся с 1811 года.
Причт издревле состоял из священника, дьячка и пономаря. Из прежних священников известны: Василий Косьмин (1819-1825 г.), Евфимий Ильин – до 1832 года; Стефан Митрофанов – до 1857 года; Иоанн Зряхов, Павел Чистолюбов, Алексей Ольгинский, Павел Томилин, Павел Власов, Феодор Бенедиктов и Стефан Соколов. Ныне служит Василии Яковлев. До штатов причт пользовался доходами за требы, ругою и отсыпным хлебом от помещика Секерина. По штатам причислен к 5-му классу и получал жалованья 310 р. с. Ныне священник получает 200 р., а псаломщик 80 руб. За требы теперь собирается до 200 руб. в год на весь причт. Кроме того есть капитал в 300 р.
Церковной земли 40 дес. Из них 15 дес. пахотной, а 3 дес. сенокосной земли. Остальная часть — без всякой пользы, или занята церковью и проч.
Причт помещается частью в собственных домах, частью в ветхом доме, который построил помещик Секерин.
Соседние приходы: Ктинский, Лосицский, Лядский и Прибужский. Он состоит из 8 деревень: село Сербино, Мышка, Пищерово, с пильным заводом, Полеши, Гостичево, Средняя Боровня, Малая Боровня, конец Боровни. Из этих деревень Боровня причислена сюда из Лосицкого погоста, Гостичево — от Ктинского. Всех прихожан м. п. 431 д. и 480 д. ж. п.
Грамотных в приходе до 30 человек. В 1859 году была открыта дьяконом Василием Орловым школа и на нее выдавалось небольшое пособие из тупицинского волостного правления. С 1876 по 1883 год была земская школа в Низах, где училось от 35 до 50 чел.
Кроме общих праздников, прихожане празднуют: св. Николаю в Сербине, Мышке и Гостичеве, Покрову в Боровнях, Архангелу Михаилу — в Пищерове и Полешах. В Пищерове постоянно постятся пред днем Покрова, в память падежа скота, и 30 сентября там бывает крестный ход.
При свадьбах и похоронах - обычаи те же, что и везде.
В приходе есть часовни: прор. Илии в Гостичеве и Покрова — Средней Боровне.
Попечительство существует с 1871 г. В год собирается не больше 10-20 руб.
К оглавлению
12) Николаевская церковь в Крапивне.
Село Крапивна находится в 200 верстах от Петербурга, в 25-ти от Гдова и в 65-ти от Нарвы, близь устья речки Крапивенки. Село состоит из семи ветхих домов; из них один церковный. У домов разведены сады фруктовые и ягодные, что придает поселку оживленный вид, особенно в пору цветов и зелени. В селе две церкви и у обеих особое кладбище. Подле села - деревня Крапивна, из 25-ти дворов. Село и деревня расположены на правом скалистом берегу реки Плюсы, который высится над уровнем воды на 15 саж. Всей местности придают красоту возвышенность села, храм, река и лес, с окружающими полями.
Церковь существует здесь с 1687 года В документах село называется выставкою Щепецкого погоста. В самой ранней клировой ведомости за 1830 год пишется: "Церковь Святителя и Чудотворца Николая, Крапивенского погоста, построена 1687 года; деревянная, ветхая, холодная, с деревянною колокольнею, отдельно от церкви стоящею. Колокольня поновлена 1823 года". В позднейших ведомостях церковь показана сгоревшею, вместе с колокольнею, 14 августа 1854 года. Таким образом старая церковь существовала 167 лет.
Нынешняя церковь устроена временно, до создания постоянной церкви. По свидетельству самого строителя, священника И. Т. Покровского, положение крестьян о ту пору (когда сгорела церковь) было тягостное, а именно: их было 1,800 душ муж. п. (не ревизских, а по церковным книгам), принадлежавших 28 помещикам; они жили в бедности и, кроме того, испытали два набора рекрутских и один набор ополченцев в крымскую кампанию. Не смотря на все это, они, по убеждению священника, удержали свой приход от раздробления по соседним церквам и, наконец, в 19 месяцев выстроили временную деревянную церковь, поместив в нее иконостас сгоревшей церкви. Церковь освящена 17 марта 1856 г., во ния ов. Николая и поставлена на кладбище, в 60 саж. от прежней. Соблюдая экономию, строители истратили на церковь только 1,007 руб. Вот некоторые статьи прихода и расхода денег и материалов. Приход: по книжке получено 401 р. 95 к., пожертвовано от крестьян 434 р. 59 к., от помещика Генрет - 50 р.; от Ивана Фаддеева, крестьянина Редкинского прихода, дер. Язвища (Ямб. у.) — 25 р.; от крестьянки Натальи Ульяновой- 28 р. 60 к.; от разных лиц-6 р. 72 Ко собрано в кошелек — 62 р. 66 к. Всего 1,009 р. 52 Ѕ к. Крестьянами и помещиками пожертвовано: булыжнику-6 куб саж., извести -1 ½ куб. саж., бревен — 504, планок и тесин — 18. Расход; на покупку материалов истрачено 293 р. 50 к., двум плотникам, по 1В р. в месяц - 248 р, 50 к., железа на 137 р. 3 к., за краски и окраску - 85 р., 74 коп., столяру, кузнецу и стекольщику - 37 р. 5 к.; за два креста - 16 р.; переливка колокола - 76 р. 25 к. мелочных и случайных расходов - 100 р. 90 к.
Задумав строить постоянный храм, прихожане обязались платить, в течении 10 лет, по 50 к. с ревизской души и доставлять бесплатно строительные материалы. Они вывезли до 130 куб. саж. камня, известь — за 40 верст, цоколь и железо — за 65 верст. Закладка храма была 24 июня 1879 г. В этот день собрано 424 р. А всего было к тому времени 2,498 р. 99 к. Ныне уже истрачено 28 тыс. руб. сер. Храм предполагается трехпрестольный, во имя св. Николая, с приделами Александра Невского и Иоанна Предтечи.
Издревле причт составляли: два священника, диакон, два дьячка, два пономаря и просвирня. С 1843 года положено: два священника, диакон, дьячок, пономарь и просвирня; с 1876 г. — два священника и два псаломщика. Старейшими священниками были: Тарас Григорьев и Амос Васильев, — это были тесть и зять; потом служили: Петр Иванов, служивший около года, Александр Быстряков, умерший через 5 месяцев, 23 лет от роду; при нем отведено новое кладбище у церкви, так как прежнее подмывалось водами реки Плюссы; Николай Федотов, чрез 13 лет запрещенный в служении; Дмитрий Трофимов Гронский, из уездного училища, служил 9 лет; Симеон Георгиев Преображенский, из философского класса, бывший сперва псаломщиком в Берлине; Косма Петров Прозоров, из риторики, служил 12 лет; Иоанн Тихонов Покровский, из окончивших курс, служивший здесь 34 года, заслуживший добрую память заботами о просвещении паствы, ныне он служит ври Волковской градской богадельне; Иоанн Миныч Ласкеев, бывший достойным сослуживцем Покровскому; Михаил Александрович Лебедев, ныне священник при церкви во дворце Евгении Максимилиановны. Ныне служит: И. Ф. Литвин и И. Б. Лебедев.
Прихожан муж. пола 1,894, жен. 2,087. Деревень в приходе 39. Деревни разделены на две части, соответственно двум священникам.
Из деревень первого священника ближайшие к погосту (от 1-й до двух верст) суть: Крапивна, Кутна, Горка, Кюровшина, Зусьца и Зуевец; более отдаленные (от 8 до 12 верст): Красна, Ужева, Старина, Излучье, Березняк, Картново, Дымокар и Лужок; остальные деревни в 6-ти верстах Горбы, Новита и Тестово.
Из деревень второго священника ближайшие к церкви (от 2х до 4х верст) суть: Зуево, Котелна, Подолешье, Ульдина и Ульдешна, более отдаленные (от 8ми до 12ти вер.): Дажирина, Лыпушево, Комарова Гора, Черемка, Жабицы, Лысковщина, Межо, Гусинец, Захаровщина, Вязка и Волосово; остальные деревни в 5-ти и 6-ти верстах: Мошны, Черное, Горобок, Островня, Подборовье и Новая.
Деревни за рекою Плюсою имеют, весною и осенью, трудное сообщение с погостом. Моста чрез реку нет и только недавно устроена "пешая лава". В воскресные дни в церкви бывает от 250 до 350 человек. В большие праздники — до 600 человек.
К оглавлению
13) Троицкая церковь в селе Боброве.
Село Боброво находится на левом берегу Плюсы, в 200 верстах от Петербурга, в 80-ти от Гдова и в 30-ти от Плюсы, станции Варшавской жел. дор. В версте от села протекает Плюса, а в окрестностях находятся озера: Заберезское, Полуяковское и Должицкое; в 8-ми верстах находится возвышенность, называемая "Жужжелова гора". Название села производят от того, что первым здешним священником был Бобров. Но бумаги церковные этого не подтверждают.
Церковь в Боброве во имя св. Троицы, построенная в 1771 году помещиком Татищевым, деревянная, покрытая железом. Погост здешний выделен от Лядского погоста, что подтверждает опись церковного имущества 1780 года, приводимая ниже. Кроме Бобровской выставки, еще раньше, именнов 1735 году, выделен был, от Лядского погоста, погост Глебогорский с церковью Казанской Божией Матери, отстоящий от Боброва в 3-х верстах. Церковь Казанской Божией Матери сгорела в 1804 году от молнии; но причт ее до 1818 года служил в Бобровской церкви, и затем был к ней причислен. К 1882 году Троицкая Бобровская церковь пришла в совершенную ветхость и потому, дух. консистория, указом от 7 сентября 1882 года, за № 3,226, приказала ее ремонтировать; ремонтировка началась 7 марта 1883 г. и произведена была за 6,000 р. церковной, и пожертвованной прихожанами, суммы; обновленная церковь была освящена января 24 дня, 1884 года благочинным, Лядской Преображенской церкви священником Александром Космичем Милославовым. Антим. церкви св. Троицы освящен митр. Исидором, в 1882 году. Церковь на каменном фундаменте, крыта железом и обнесена деревянною оградою. Длина церкви 10 саж, ширина - 6, высота - 9 саж., высота колокольни с крестом 12 саж. и 1 аршин.
К достопримечательностям церкви принадлежит, перенесенная из Глебогорской церкви, икона Казанской Божией Матери, особенно чтимая прихожанами. На иконе - серебряная риза, в 15 ф. 44 зол., весом, сделанная усердием помещика Спиридона Федоровича Татищева.
Клировые ведомости имеются - с 1818 года, метрические - с 1800, исповедные - с 1794 и приходорасходные - с 1809 г. Опись церковному имуществу, сделанная в 1826 году, скреплена членом дух, правления, священником Дмитриевского собора Николаем Федоровым.
По штату 1771 года причт составляли: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. С 1818 г., когда приписан был сюда Глебогорский приход, прибавлены: священник, дьячок и пономарь. По штату 1843 года дьячок и пономарь убавлены, 1 декабря 1872 г. согласно мнению благочиннического совета, консистория, с утверждения митрополита, положила вторую священническую вакансию закрыть; потом, указом консистории от 23 января 1884 года, за № 348, закрыта и вторая причетническая вакансия. Из прежних священников известны: Алексей Никифоров (с 1780), Василий Алексеев (с 1802), Никита Софрониев (около 1826 года); с священником Никифоровым служили: дьячок Семен Аврамов и пономарь Иван Кононов; с священником Васильем Алексеевым - диакон Никита Софрониев и пономарь Калиннник Кононов; с Никитой Софрониевым служили: диакон Иоанн Иоаннов, дьячки Семен Николаев и Алексей Терентьев; пономарь Яков Николаев.
Нынешний причт составляют: священник Николай Иоаннов Парвицкий; диакон Александр Иоаннов Антонов и просвирня.
Церковной земли, пахотной, 15 д. и 50 кв. с.; под огородами, гуменниками и селением -2,354 саж. План и межевая книга на эту землю имеются при церкви. Писцовой земли, состоит - пахотной около 10-ти десятин в сенокосной около 9-ти дес. Обоими участками причт владеет с 1818 года; кроме того сюда причислено до 64-х десятин земли Глебогорской. План на эту землю есть, но без межевых книг. К Троицкой церкви принадлежит еще пустошь, называемая "Курий Ренек". Там пахотной земли 4 дес., дровяного лесу 6 дес. 24 саж., под проселочной дорогой - 560 саж. Этою землею причт не пользуется, так как земля неудобная, да и далеко от погоста.
Причт живет в собственных домах, построенных на церк. земле. Церковный капитал в количестве 3,282 р. истрачен на обновление церкви. Из шести домов, построенных на церк, земле, в трех помещаются: священник, диакон и просвирня, в остальных трех живут вдовы и сироты духовного звания.
Жалованье священник получает 200 р., диакон - 100, просвирня – 50. Дохода получается до 800 р. в год, на весь причт.
Пограничные приходы: Сяберский (Луг у.), в 25-ти вер., Посолодинский (Луг. у.) в 20-ти верстах, Лядский — в 12-ти, Лосицкий — в 18-ти, и Бельский — в 24-х верстах.
Приход составляют, кроме Боброва, деревни, лежащие по обе стороны р. Плюсы. По сю сторону Плюсы находятся: Верхнее и Нижнее Орехово - 2х верстах от церкви, Березицы - 5ти верстах, Почап - в 2х верстах, Комарово- в 3х, Игомель – в 6ти, Погребище — в 12ти, Заберезье- в 7ми, Полуяково в 7ми; за рекой Плюсой находятся: Утичье - в 12ти верстах, Заозерье - 7ми, Вешень- 3х, Лядинки и Горбово - 6ти и Пажино – в 12ти вер.
Помещичьи усадьбы следующие: Пелешок отставного майора В. О. Черкасова — в 3х верстах, Глебова Горка генерала Штрандермелта в 3-х верстах, и Заберезье – г-жи Матчиной, в 7ми верстах. Всех прихожан считается:
Духовных муж. пола 10, жен, 14, об. пола 24
Мещан " " 20, "12, "" 82
Военных " 73, "92, "" 165
Крестьян " " 1,443, "1,726 " " 3,169
Всего... 1,546, 1,844, 3,390
Школа, открытая в 1867 году, сперва была приходскою, а чрез 2 года передана земству. Она содержится на счет земства и волости. От земства даются: жалованье учителю и учебные пособия, а от волостей - помещение, отопление и прислуга, Закону Божию с 1867 года учит священник Парвицкий, получая по 50 коп. за урок. Учащихся ежегодно бывает до 40 человек.
Есть еще небольшие школы в Игомели, Полуякове, Комарове и друг. Они помещаются в домах крестьян; в них учится от 20 до 30 человек.
Сельские праздники: день св. Троицы - храмовой праздник; день Казанской Божией Матери (8 июля) и день св. Иоанна Милостивого.
Часовни имеются в Игомели, Погребище, Заозере, Полуякове и Горбове.
На месте бывшей Глебогорской церкви есть старое кладбище.
В числе древностей мол: но считать книгу — «Церковный круг», изд. в 1773 году.
Попечительство существует с 1873 года, председатель его - священник.
Накопившаяся в кассе 400 рублей пошли на обновление храма.
Копия с приходорасходной книги:
1780 года августа 1 дня, опись учиненная по силе Ея Императорского Величества, присланного из Новгородской духовной консистории в духовное правление, а из оного, Шелонской Пятины, Залесской половины, благочинному, села Ктин священнику, Кириллу Иоакимову, указа: Ляцкого погоста, выставки Боброва, церкви Живоначальные Троицы, образам, алтарной одежды и протчему, о том значит ниже сего.
Вышеозначенная церковь деревянная, во имя Живоначальные Троицы. В ней святых образов литых. Царские двери резные золоченые; на них (живописные) образа Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Евангелистов. По правую сторону образа: Господа Вседержителя (на нем прибито три креста серебряных) и Димитрия Ростовского; по левую сторону — Пресв. Богородицы, Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого; пред ним (ними?) четыре лампады медных на северных дверях (?) образ Тайные Вечери; над тем местным образом вверх, в первом Деисусе - двунадесятых праздников, во втором деисусе, посреди, Воскресение Христово, по сторонам - дванадесять Апостолов; в третьем деисусе, посреди, коронование Пресв. Богородицы (по сторонам) — двенадцать пророков. Над тем образом, вверху, Распятие Господне, с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом и страстями.
В алтаре престол, уготованный по правилам св. Отед. На нем одежды срачица белого полотна, индития - камки жаркой (?); антиминс святыи на атласе желтом; хитон тафтяной, Евангелие в десть, обложено; обе дщи медные Крестов: серебряный; верхняя сторона с позолоченной, чеканной работы, весом в 75 золотников; медной чеканной же; медной - литой.
Покров камви желтой... Оловянной... Над престолом... столярной работы; на ней образ Духа святого.
На жертвеннике одежда камки желтой, хитон тафтяной, сосуды серебряные, копие железное, губа.
Запрестольные выносные образа; два креста; две Божьих Матери, Знамение; против престола — образ Господа Саваофа, пред ним лампада медная; у царских дверей — завеса тафты красной.
Покровов и воздухов: двои парчевые; одни обложены штофом алым; тафтой; камчатные; покровцы первеневы (?) обложены гасом мишурным.
Священнослужительского облачения. Риз: 1) парчевые, алые, обложены сеткой серебряной; 2) штофные алые; оплечье парчевое, крест и звезда базумента золотого, обложены базузиентом золотым; 3) люстрина зеленого; оплечье люстрину красного; 4) объяри зеленой; оплечье тож объяри красной, обложены лентами шелковыми; 5) первеневые (?) обложены гасом мишурным; крест и звезда того ж гасу; 6) бумажные ветхие; 7) набойчатые ветхие ж; подризников: 1) камки алой; обложен лентам алым; крест тоеж ленты; 2) китайки голубои; оплечье набойчатое; епитрахилей: 1) парчевая, обложена базументом серебряным; кресты того ж базумента; 2) парчевая ветхая; кресты базумента серебряного; 3) первеневая, обложена гасом мишурным; кресты того ж гасу алого; 4) обяренная, обложена гасом желтым мишурным и кресты того ж гасу; 5) штофная, обложена леытам голубым; 6) набойчатая; поручей: 1) двои парчевые, 3 золом и серебром; кресты базументика золотого; 2) объяриновые красные; 3) камки зеленой; кресты гасу золотого ветхие; пелен: 1) камки малиновой; кресть сетки золотой; 2) камки рудожелтои; крест сетки серебряной; 3) тавтяная. Два пояса шелковых.
В вышеозначенной церкви иконостас столярной работы, с резьбою золоченою. На налое — образа дванадссять месяцев всех святых, картинные; второй — Воскресение Христово; за дванадесятыми праздниками; за правым клиросом - образ Пресвятые Богородицы Тихвинской; на нем венцы медные, и поля обложены медью чеканной и убрус каменьями низан; пред ним - лампада медная; привесу на нем два гривенника серебряных. Хоругви на тавте, по клиросам вверху, в потолке, образ Господа Вседержителя.
Малых образов: 1) Нерукотворенной; 2) Знамение Богор.; 3) Предтечи; 4) Пророка (?); 5) Николая; 6) Флора и Лавра; 7) Георгия; 8) Воскресение; книг церковных: Апостол большой, в десть; малой, в четверть; октоихов два, на восемь гласов; минеи месячных двенадцать; Триодь постная и цветная: Псалтирь следованная; Требник большой; Служебников двое часослов, минея праздничная книжица молебенная; ермолог; Четьминеи, на четыре части в год; проповеди вновь изданные; книжица о священстве; краткая Богословия Платонова; Каноник со святцами; нотные три обихода, Канонник и книжица о исповеди; две общих минеи.
Два кадила медных, чаша водосвященная медная, укропник, два ковша медные, блюдо, четыре тарелки оловянных, жаровник, в коем уголья содержатся.
Шкаф деревянной, в коем хранится церковная утварь. Купель железная, для крещения младенцев, четыре подсвечника выносных жестяных, среди церкви паникадило большое медное; другое маленькое (?) в верху.
Церковной денежной казны сто рублей, воску и свеч.
На колокольне четыре колокола, а весом за неимением подписи, узнать не можно; меди 8 пудов 30 фунтов отдано для переливки колокола Коновницыной, помещицы, вдовы Софьи Кириловой; дароносица серебряная, для ношения и хранения св. даров малая.
И в сей описи показали, тое выставки Боброва священноцерковнослужители саму сущу правду. К сей церковной описи выставки Боброва священник Алексей Никифоров руку приложил. Правящий дьячеей дожностью Семен Абрамов руку приложил. Пономарь Иван Кононов руку приложил.
К оглавлению
14) Церковь Троицы в Доможирке.
Погост Доможирка находится в 200 верстах от Петербурга и в 22 от Гдова, на берегу Чудского озера, близь сельца Доможирка, принадлежавшего прежде князьям Елецким, а ныне - наследникам Косяровским.
Церковь посвящена Св. Троице, а придел ее - св. Параскеве. Антиминс Троицкого престола освящен митр. Ионою 1841 г. августа 24. Антиминс в приделе Параскевы освящен Венедиктом 1835 г. декабря 7-го; оба подписаны митр. Серафимом.
От прежнего придела Николая Чудотворца, по разорении его шведами, осталась только алтарная стена. Храм построен каким то жителем Пскова Плиту для храма он привозил из Пскова по Чудскому озеру.
В храме достопримечательны: 1) Деревянный, осьмиконечный, обложенный серебряными пластинками крест, с ликами Распятого Господа, Матери Божией, Мироносиц, Иоанна Богослова и Лонгина Сотника; 2) образ св. Параскевы, считающийся чудотворным и привлекающий богомольцев особенно 28 октября и в пятницу пред рождеством Иоанна Предтечи; 3) Находящаяся в приделе Параскевы чугунная доска с надписью, изображенною вязью .
В архиве хранится план на церковную землю и межевые книги, составленные в 1784 г. при священнике Лавре Степанове; на них большая печать Императрицы Екатерины II.
Метрические книги существуют с 1789 года.
До 1808 года причт составляли: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. С 1808 по 1815 год диакона но было: из прежних священников известны: Лавр Степанов, переведенный в 1808 году в Рыбацкое; Феодор Кириллов (+ 1817); Петр Иванов (+ 1830); Василий Петров Перов (+ 1839); Иоанн Коченовский, переведенный в 1848 г. в больницу всех Скорбящих, на Петергофской дороге; Андрей Вашневский (+ 1854); Матфей Аннинский, переведенный в 1854 г. в Бытреевский погост; Павел Рябинин (+ 1861); Матвей Смирнов - последнее время. После о. Матфея поступил служащий ныне Захария Алексеев Земляницкий.
До штатов причт содержался платою за требы и ругою. Руга, по 2 четверика с женатого, собиралась осенью. По штатам причт отнесен к 3 разряду. С уничтожением руги, в 1853 году, содержание причта сделалось крайне недостаточным, так как доход от земли не мог равняться руге. Из 45 десятин церковной земли, 25 десятин, по берегу Чудского озера, представляет неудобную для обработки песчаную местность. Из остальных 20 десятин часть занята церковью, кладбищем и усадьбами; остальное - пашнею, сенокосами и огородами. Земля эта окружает церковь с севера и юга; одно пахотное - поле лежит за сельцом Доможиркой и хотя недалеко от погоста, но, находясь за глазами хозяев, часто подвергается потравам.
Жалованья причт получает 343 руб. Дохода за требы около 600 р.
В принадлежащем церкви деревянном доме, живет просвирня. Причт помещается в своих домах.
Церковного капитала 400 р.
Границы прихода: Чудское озеро и приходы Скамейский, Каменный и Павловский. Из деревень ближайшие к погосту (1- 2 верст) суть: Доможирка, Мяковщина, Богдановщина и Лядины; более отдаленные (от 7 до 9 верст): Мошкино, Мольяковщина, Сикково, Вяжищи, Козловщина, Мельговщина, Хитово, Заханье, и Сиповщина. Остальные деревни: Орел, Куземкино, Рябинкино, Веретии и Кишкино.Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 г. м. п. 1066, ж. п. 1224.
Крестьяне занимаются земледелием и рыбной ловлей.
Число грамотных увеличилось с открытием школы в 1856 году. Она помещалась в доме вдовы священника Марии Рябининой и обучали в ней священник и вдова Рябинина. Ныне - две школы. Одна при церкви, другая — в Вяжищах. В первой учит Рябинина, во второй воспитанник воспитательного дома. В обеих школах учится до 90 человек; учащиеся участвуют в церковном чтении и пении.
Прихожане усердно посещают церковь, но многие по отдаленности охотнее отправляются в село Скамью, где; кроме церкви, есть лавки и производится, по праздникам, торговля. В обыкновенные праздники бывает в церкви до 300 человек, а в большие до 600 и более. В пятницу, пред 24 июня, в погосте бывает 2-х дневная ярмарка.
Кладбищ, кроме общего, при погосте, два: одно в Козловщине, другое — в Орле. На обоих кладбищах есть каменные, вросшие в землю кресты, без надписей. Кресты эти, по мнению народа, стоят над могилами воинов, убитых в сражении. Впрочем старожилы помнят, что здесь хоронили и крестьян.
Часовни существуют во имя Великомученика Георгия — Богдановщине и Вяжище; Св. Троицы — Орле, Параскевы - в Куземкине, Илии — Симонове, Успения — Веретии, Воздвижения — Сиккове, Михаила — вМельговщине.
Попечительство существует с 1872 г. Сборы его незначительны.
В 5-ти верстах отсюда, в верховьях Наровы, у Чудского озера, есть каменная церковь во имя св. Николая, построенная мастером Андреем Евфимиевым и освященная в 1882 году.
К оглавлению
15) Церковь Прибужского погоста.
Погост «Прибужа» или Прибуж находится в 25 верстах от Гдова, в 220 верстах от Петербурга, в 1-й версте от Плюсы, при озере «Прибужи», на большой дороге из Луги в Гдов, в местности гористой и живописной. Об этом погосте в писцовых книгах 1628 г. читаем: "Погост Прибуж на реке на Плюсе, а на том погосте церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего И. Хр. деревянная клецки (?) , а в церкви образа, и свечи, и книги, и колокола, и всякое церковьное строение мирское приходских людей, да на погосте - двор попа Якова Мартынова, двор дьяка Пимена Семенова, во дворе пономарь грешна Семен, во дворе проскурница Марьеца Ильина, пашни церковьной четверти в поле, а в двух (?) по тому же; сена двадцать копеы; состоит та земля не положена, а дали тое землю и сенные покосы крестьяне Прибужского погоста из своих деревень после писцов; да на погосте было место дворовое Гостиное, и то место отдано до государева указу попу с соборяны под огород". В 1753 году, июня 28, копорского полка полковник Стефанов, сын Хвостов, в своем прошении Елизавете Петровне, называя церковь Преображения, в погосте Прибуже весьма древнею, построенною родителем его, просит дозволения построить каменную церковь. Брат Ивана Хвостова, Семен, построил новую каменную церковь, существующую доныне. Надпись на деревянном кресте, сохранившемся доныне, свидетельствует, что церковь освящена "при Елизавете Петровне, при Стефане, архиепископе Великого Новгорода и Великих Лук, 1755 года, октября 7 дня, индикта 3го, Череменецкого монастыря игуменом Иоилем". А почему храм с 1753 по 1755 год не был освящен, на это есть ответ в том же деле Стефан, управлявший епархиею новгородскою, к которой принадлежал Прибуж, не хотел освятить храма на том основании, что причт прибужский не имел на церковную землю выписи из писцовых книг. Дело это было при священнике Андрее Щолкалове.
Кроме этой церкви, здесь, по свидетельству очевидцев, была еще помещичья церковь св. Троицы, каменная, стоявшая на месте нынешней колокольни. Она была построена помещиком Иваном Стефановым Хвостовым в начале нынешнего столетия. Но судьба церкви была несчастна. Сильный ветер сорвал главный купол с нее, а преемники Хвостова, или по нерадению, или по недостатку средств, не восстановляли ее; в 1821 году она сгорела от неосторожности жены священника Иоанна Игнатева; вместе с церковью, обгорели домы священника и дьячка и колокольня.
Настоящий храм однопрестольный, во имя Преображения Господня. Антиминс его освящен митр. Гавриилом в 1778 г. В 1861 г. храм сделан теплым, на средства кн. Салтыкова, но, вследствие сырости, печи выломаны.
В церкви замечательна икона Преображения, бывшая, как видно по надписи на ней, когда-то местною в иконостасе. Но так как величина иконы не соответствует размерам мест нынешнего иконостаса, то она, вероятно, взята из иконостаса прежней деревянной церкви и, следовательно, принадлежит к прошлому веку, или к началу нынешнего. Иконостас поновлен иконописцем Выскатской волости Андреем Савиновым. Царские двери и колонны нижнего яруса имеют характер древности. Из сосудов замечателен оловянный cион; из богослужебных книг - Октоих 1694 года, Евангелие 1693 года и Апостол 1775 г., изданные в Москве.
Из документов церковных замечательны: 1) исковое дело копорского полка полковника Ивана Стефанова, сына Хвостова, о даровании прибужскому причту выписи из писцовых книг, сохранившееся в половину; 2) межевые книги и план на пашню и сенные покосы, межевания землемера секунд-маиора Матвея Ковьева 1783 года; 3) план и фасад на бывшую Троицкую церковь, составленный гдовским уездным землемером Ильею Ивановым; 4) план и фасад нынешнего храма, составленный в 1860 г. архитектором Лоренцом.
Причт до 1754 г. состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни; потом учрежден диакон; первым диаконом был Илья Иванов, сын свящ. Ивана Григорьева; потом служил Андрей Анисимов, рукоположенный митрополитом Серафимом 1822 года, августа 9 дня. Из священников известны: Яков Мартынов (1628 г.) и Андрей Щелкалов (1753 г.), Амос (1768 г.), Иоанн Данилов (1780 г.); в метрической книге 1783 г. указан Иоанн Григорьев, место его занял сын его Игнат Иоаннов, бывший учителем в Новгородском духовном училище и носивший, в светском звании, шпагу "за усердие". В 1830 г. он был, за старостью лет, уволен и чрез 5 лет умер в Рудницком погосте; его заменил окончивший курс в Петербургской духовной семинарии Петр Андреев, рукоположенный епископом Никанором 1831 г., июня 11 дня. При нем разрушена Троицкая церковь и из остатков ее выстроена колокольня. По переводе Андреева, чрез 5 лет, в Таицы, поступил сюда Василий Иоаннов Кедров, умерший 1858 года, ноября 10 дня. При нем уничтожена диаконская вакансия, церковь отнесена к 4-му классу, храм огражден оградою, поновлен иконостас и в погосте заведена школа. По смерти его, занял Иоанн Григорьев Добронравин, служащий доныне.
Причт сперва содержался ругою и доходами за требы. Осенью с каждого женатого собиралось по четверику хлеба. С 1843 г. положено священнику 180 руб., дьячку - 70 руб., пономарю - 60 р. и просвирне - 80 р. Дохода получалось до 200 р. на причт. Ныне священник получает 220 р., дьячок -70р., пономарь - 60 р., просвирня - 30р. За требы получается до 600 руб. и от земли до 600 р.
Всей земли 45 дес. и 1,231 саж. Из них 21 десятина и 2,071 кв. саж. пашенной и сенокосной земли. Она находится у погоста. В полуторых верстах от погоста, на другой стороне реки Плюсы, находится сенокос из 24 десятин 534 квад. саж.
Священник живет в церковном доме; прочие члены причта — в собственных домах.
Соседние приходы: Щепецкий, Крапивенский, Мишиногорский, Дубягский и Низовский. Из деревень его ближайшие к погосту (от 1-й — 4х верст) суть: Прибуж, Афанасьев конец, Новотрогщиое или Выползово, Афанасьево, Черемско, Яктушино, Гнилище, мыза Чернево, Горяхо и Подложье; более отдаленные (от 10ти до 12ти верст): Малое Скородно, Ямно, Дубровы, Горончарово, Брод, Дуброва в Верховье; остальные деревни (от 5ти до 9ти верст): Озерево, Озерцы, Слутна, Заозерье, Болыиое Скородно, Захонье, Тербелево, Гверостно, Подгорище, Подсосенье и Славотино.
Крестьян муж. пола 1147, жен., пола-1,262.
Из пустошей замечательны следующие: у деревни Захонье есть местность "Елпатьевский выселок", на который в 1855 г. выселены из деревни Тербелева крестьяне помещика Елпатьевского. На пустоши Бакло была, по преданию, когда-то церковь. Подле пустоши Задние Дубровы также указывают церковь и при ней кладбище; близ пустоши «Одворки» есть каменный, особенно уважаемый прихожанами крест и иногда находят шейные кресты, жерновые камни и др. принадлежности хозяйства. Деревня Верховье стоит на развалинах прежнего господского дома. Тут также указывают церковь.
В приходе находятся озера: Прибужское, Гороховина, Ельменовское, Нежицкое, Тушинское, Озеревское, Озерецкое и Заозерецкое; реки: Плюса, Мошковка, Стягла, Старица и др. Из лесов больше других по своим размерам считаются участки: Черенско и Углище.
Крестьяне занимаются, кроме хлебопашества, извозом, продажею рыбы, овса, возят камни, дрова и проч.
Грамотных до 100 человек. Школы в приходе следующие: 1) в Прибуже, основанная священником Добронравиным и помещиком кн. Салтыковым; в ней учится до 40 человек; 2) в Озереве школа устроена крестьянами; в вей учит отставной солдат. Летом дети не учатся, а иногда повторяют уроки у священника. Об успехах школы особенно заботится помещик Салтыков. Он дарит лучшим ученикам книжки, материю на рубашки и т. п. Министерской или земской школы еще нет, но школы по деревням имеют значительный успех.
Церковь посещается прихожанами исправно, кроме рабочей поры и времени весенних разливов. В неудобное время в церкви бывает от 75 до 100 человек; в удобное — до 300 человек. Зимой бывает меньше, из за холодов и работ на стороне. Сельские праздники суть следующие: Покрову празднуют в Горончарове; Казанской Божией Матери (22 окт.) — в Горке, Подложье, Подсосеньи, Тербелеве, Захонье и Броде; св. Димитрию Солунскому — в Заозерье, Яктушине и Афанасьеве; св. Анастасии (29 окт.) — в Прибуже и Гнилище; Арх. Михаилу(8 ноября) — в Озереве и Озерцах; св. Николаю - в Славотине, Малом и Большом Скородне, Ямне, Дуброве и Дубровах. В праздник Обновление Царяграда многие не работают, из опасения града или других несчастий; в день Флора и Лавра кормят лошадей пирогами, которые начинены хлебными колосьями; в этот день не работают на лошадях. В Илинскую пятницу также не работают на лошадях, а или работают на огородах, косят сено, или ходят в лес.
Из обычаев при родинах и крестинах заметим следующие: роженицу соседи потчуют пирогами; при крестинах бывает толпа ребят и их дарят пирогом, чтобы они не обижали новорожденного и не толкали его в «стрекиву» (кропиву); воду должен принести кум непременно руками, а не на коромысле, иначе младенец будет горбатым; после погружения младенца, бабка моет в воде рожок; ризки, после крещения, полощут на воде или, по крайней мере, встряхнут на ветер; когда, после крестин, бывает угощение, то хозяин, поднесши священнику рюмку с вином, тотчас выпивает ее сам, а священнику подает уже вторую рюмку; в конце обеда бабка дарит кума, куму и всех присутствующих, за что получает деньги.
При свадьбах есть следующие особенности: накануне свадьбы баню должна истопить непременно женщина или девушка не сиротка; при входе невесты в баню, дружка кнутом окрещивает косяки и перекладины, во избежание порчи; после бани молодую проводят в дом и здесь все, начиная с отца, обязаны чесать ей голову гребнем, воткнутым в волоса невесты; каждый, чешущий молодую, дает ей подарок; приезд жениха сопровождается обычными подарками; жених выкупает подарками каждую ступеньку крыльца; когда жених войдет в избу, невесту прячут за занавеску, вместо неё за стол садится дружка и происходит "выкуп" невесты. Потом начинается угощение, в конце которого мать невесты ставит на стол яичницу. Жених выкупает ее деньгами и, отведав яичницы, отдает ее доедать поезжанам. Во время пира после венца молодая сидит под покрывалом; после обеда дружка снимает покрывало кнутом и молодую приветствуют шумом, криком, топотом и пр. На другой день после венца молодые ходят по деревне и зовут всех «на блины», кланяясь всем до земли. При последнем блине делаются подарки. Потом молодые идут на колодец и, среди толпы гостей, вместе несут ведро с водой, а ребятишки бросают в них снегом, или землей, побуждая идти скорее. Принесенную воду молодые вливают в квашню.
В великий четверг втыкают в стены домов пучки вересу или можжевельнику, для предохранения от болезней; в великий четверток солонку с солью ставят в то лукошко, в котором устанавливаются иконы, принесенные из церкви во время пасхального славленья; в день выгона скота скачут через освященную вербу, чтобы также прыгали молодые телята; в день Вознесения делают на столе лестницу из блинов, во образ той лестницы, по которой Господь взошел на небо; в прощеный день зажигают старые сапоги и другие вещи, напитанные дегтем, чтобы запахом этим отогнать нечистую силу и проч.
В приходе есть три старых кладбища: одно находится у деревни Тербелево, на пустоши Задние Дубровы, другое — при пустоши Верховье, третье - у самого погоста в бору; здесь находили, в головах покойников, глиняные горшки. Упомянем еще об обломке надгробной плиты, найденном при разрытии фундамента старой бани. На обломке было изображение трех шлемов и над ними - распростертая рука с мечем. К древностям можно отнести паникадило о 15-ти шандалах, с двуглавым орлом наверху.
Попечительство существует. Председатель его - князь Салтыков. За последний 1855 год в попечительстве состояло денег 233 р. 79 к.