18) Троицкая церковь в Красном селе.
В 20 верстах от Петербурга, на возвышенности в 12 саж. над уровнем моря, находится селение Красное, отстоящее от Царского села в 18 верстах и в версте от станции Балтийской железной дороги. В 3 верстах от села находится Дудергофская гора с парком. Из ключей горы образованы два озера: верхнее и нижнее; из нижнего вытекает речка Дудергофская, или Лиговка. Селение называется "Красным", вероятно по красивой местности. До 1811 г. оно, в официальных бумагах, называлось Дворцовым селом Красным, потому что в нем, со времен Екатерины I, был дворец для летнего пребывания Императриц; самое село составляло их вотчину. Вотчиною и церковью заведовало Павловское городовое правление, куда поступали и все церковные доходы и денежные сборы. В 1811 г. Красное село, по завещанию Марии Феодоровны, перешло в удельное ведомство.
Первая церковь здесь была деревянная, во имя св. Екатерины. При ней, в 1732 г., было приходских дворов 277; священниками были: Исидор Тарасиев и Петр Иоаннов; пономарем Семен Иванов. В 1733 г. был дан из духовного правления указ - строить, в Красном селе, церковь каменную, во имя Св. Троицы, с приделом великомученицы Екатерины. Дело о постройке каменной церкви, вместо обветшалой деревянной, возникло вследствие того, что Ее Величество пожертвовала, на каменную церковь, 350 рублей, как об этом доносил в петербургскую дворцовую контору архимандрит Варлаам, основатель приморской Сергиевой пустыни, дополняя, что 350 р. отданы были села Красного попу Ивану Алексееву, диакону Петру Иванову, церковному старосте Ивану Семенову и выборному Ивану Гаврилову, сыну Лапкину. Постройка каменной церкви производилась до 1735 г., по плану архитектора Бланки и под наблюдением управителя Красного села, Дмитрия Парфениева, причта и прихожан. Церковь, по освидетельствовании ее исаакиевским протопопом Чернявским, им же была освящена 19 и 20 июля 1735 года.
Главный алтарь посвящен Св., Троице, правый - Екатерине, левый, пристроенный в 1738 г. св. Николаю. Никольский придел освящен в 1761 году. В 1822 г. с южной стороны устроен зимний придел, во имя Симеона и Анны, освященный петропавловским протоиереем Стахием Колосовым. Престолы во всех алтарях дубовые; вышина их, с доскою, 1 арш. 6 верш., длина 1 арш. 8 верш., ширина 1 арш. 4 верш. Антиминс главного престола освящен епископом Гермогеном в 1880 году; в екатерининском приделе -Леонидом архиепископом сарским и подонским в 1727 г.: в Никольском - освящен Димитрием архиепископом великолуцким, в 1761 году, в приделе Симеона и Анны -Владимиром епископом ревельским января 14 дня 1822 г.
В 1854 г. церковь возобновлена по плану архитектора Александра Ивановича Рязанова. Вышина ее, с куполом и крестом, 11 саж, вышина колокольни со шпицем 14 саж. 2 арш., длина 16 саж 2 ¼ арш., ширина 12 саж. 2 арш. и 6 вершков.
В церкви достопримечательны: 1) осьмиконечный, сребропозлащенный напрестольный крест, внутрь его вложен другой крест, кипарисный, с 74 вместилищами для разных святынь. Тут находятся, между прочим, часть креста Господня, ризы Богородицы, камешек от пещеры, где родился Господь, часть камня гроба Господня, часть камня от гроба Пресвятой Богородицы и множество мощей святых. Крест пожертвован в церковь крестьянкою, вдовою Мариею Никитиною Алексеевою; 2) священные сосуды с принадлежностями, сребропозлащенные, с чернью; внизу надпись: “сии священные сосуды в Красное село, во храм Живоначальные Троицы, в дар Господу Богу, за родителей - священноиерея Феодора Афанасьева и Агафии, от Вениамина архангельского и холмогорского 1782 г. октября 21 дня Серебра 7 ф. 35 зол. За серебро, позолоту и работу уплачено 320 р. 25 коп.”; 3) Евангелие напрестольное, в лист (Москва 1784), в серебряном, с чернью, окладе - приношение того же Вениамина, для всегдашнего употребления в церкви, при которой он "взрос и воспитан". При этом преосвященный Вениамин прислал к священнику Красного села, своему родному брату, Степану Феодоровичу, следующее письмо: “пречестнейший иерей Степан Феодорович! Государь мой братец! Евангелие, моим коштом состроенное, вознамерился я положить в церковь Живоначальные Троицы, что в Красном селе, где и родители наши опочивают, и при которой мы взросли и воспитаны. Чего ради оное при сем и посылаю и прошу вас внесть сие в церковь и употреблять во славу Божию, Вениамин епископ архангельский и олонецкий”. Этот Вениамин, в мире Василий Краснопевцев, был наставником в C.-Петербургской духовной академии, в первые годы по открытии ее. Это не то, что Вениамин Румовский, составитель Скрижали; 3) икона св. Симеона Богоприимца с Предвечным младенцем, поступившая сюда по повелению Императора Павла I данному 15 мая 1800 года генералу от кавалерии фон-дер-Палену (см. Русская Старина, 1881 г. январь, стр. 193). Икону уважают и прихожане и Царственные Особы, как напр. Мария Феодоровна, о чем сохранился при церкви следующий письменный акт: “Ея Императорское Величество, вдовствующая Государыня Императрица Мария Феодоровна, в знак усердия к православной церкви, Высочайше пожаловать соизволила, для украшения образа св. Симеона Вогоприимца, бриллиантами осыпанный перстень, который при сем препровождаю, с тем, дабы благоволили оным помянутыи образ украсить, без всякой кем либо вымены на дрогоценные ж вещи; а о деиствительном получении оного меня без уведомления не оставить. В селе Красном, 26 августа 1802 года, Подлинный подписал управляющий собственной Ея Императорского Величества, вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны царскосельскою вотчиною, надворный советник Федор Алопеус”. На обороте акта описан самый перстень: «перстень золотой, в средине камень большой зеленый, окружен мелкими розами, около которых 27 бриллиантов; по обеим сторонам мелкие розы. Согласно желанию Государыни икона украшена сребропозлащенною ризою и, в венце, над главою св. Симеона, вделан перстень без всякого изменения. Усердием одной придворной дамы, на икону повешен, на золотой цепочке, бриллиантовый крестик. Икона помещена у придела св. Симеона; 4) паникадило медное, литое, позолоченное. Под стволом его - шар с следующею надписью: "сие паникадило Ея Императорекого Величества, Всепресветлейшей, Самодержавнейшей, Великой Государыни, Императрицы Елизавсты Алексеевны, всея России, Копорского уезду, в село Красное, к церкви св. Живоначальные Троицы, выписано из Стокгольма 1750 году, вывезено на корабле с.петербургского купца Ивана Чиркина".
Здешняя церковь с 1812 года вышла из под ведения павловского городового правления и подчинена епархиальному начальству. По этому и клировые ведомости имеются в ней только с 1812 года.
По штату 1764 г. причт составляли: два священника, диакон, дьячок и пономарь. Из священников более известны: Иван Алексеев, при котором начата каменная церковь, Мина Савельев, по воле Цесаревны Екатерины Иоанновны, переведенный, в феврале 1734 года, в село Рождествено; Аптонгй Маэрович, о странствованиях которого см. 3-й выпуск историко-статистического комитета (стр. 66-67); Феодор Афанасьевич Краснопевцев, отец преосвященного Вениамина; Матфей, переведенный в Чесменскую богадельню; Иаков Воцкий, известный садовод, впоследствии протоиерей Волковского кладбища; Стефан Сампсоньевский, переведенный в Назью (Шлиссельбургского уезда); Василий Полянский, впоследствии протоиерей придворно-конюшенной церкви; Степан Петрович Кедров, после служивший в Мариинской больнице, на Литейной; Петр Васильевич Смирницкй, служивший с 1 декабря 1801 г. по 20 июня 1850 г. и погребенный при здешней церкви; Михаил Ермолаевич Городнович, умерший 8 июля 1854 г; Андрей Васильевич Соболев, ныне протоиерей Обуховской мужской больницы.
Нынешний причт составляют: протоиерей Иоанн Михаилович Знаменский, священник Васильев Афанасьев Медведский и псаломщики: Алексей Воскресенский и Антоний Ткаченко.
Прихожане ежегодно жертвуют: на отопление церкви 150 руб., на наем сторожей 200 р.; это выдается из красносельского волостного правления. Из Дудергофской и Шунгоровской волости, на тот же предмет, выдается до 50 р. Церкви принадлежат 4 деревянных, одноэтажных дома, со службами — и деревянный сарай для дров, в ограде. Церковной земли под оградою 1 ¼ дес., под домами и садами 1 дес. 840 кв саж., под огородами 2 дес. и пахотной с сенокосною 60 дес. 1,080 квадр. сажень. Церковного капитала 9,450 р. с.; процентов с него получается 472 р. 50 к. Кроме того потомственный почетный гражданин Арсений Бородулин ежегодно жертвует на масло 100 р. и в 1888 г. на сумму в 19,000 р. с., он позолотил шпиль и главу.
Из домов причта, два построены в 1822 г. для двух священников, один в 1832 г. для диакона и один в 1851 году для двух причетников. Дома отапливались и ремонтировались сперва на счет удельного ведомства, а когда крестьяне, в 1863 г. стали собственниками, тогда удельный департамент отказал в деньгах на отопление и ремонт домов; дома оставались без ремонта до 1871 года. В этом году, по настоятельным просьбам священников, удельный департамент постановил: дома, построенные для причта, передать в собственность церкви и сделать надлежащие распоряжения относительно земли для причта. Когда дома вступили в собственность церкви, они были застрахованы в Русском страховом обществе за 15 т. р. с.
Доходов причт получает до 1,000 р. с. в год, еще 79 руб., 65 к. процентов с капитала в 1,628 р. с.; на отопление домов, из красносельского волостного правления 272 р. в год. Жалованья казенного священники получают по 200 р., дьячок 70 р., пономарь 60 и просвирня 30 р.
Ближайшие приходы: таицкие — в 7 верстах, высоцкий — в 10, и ульянковский — в 14. Поместье в приходе одно, г. Фельтмана называемое Шугоровской мызой; есть усадьбы и дачи у подошвы Дудергофа. Красное село составляют три слободы: Коломенская, Братошинская и Павловская. Деревень всех 11. Из них в 3 верстах от церкви деревня -Горская и Кавелахта - на Дудоровской горе; в 4-Михаиловскал, Константиновская и Николаевская; в 5 - Мухолово, Овражиш тож, Горелово и Пигелово; в 6 Перекюля - за Дудоровой горой; в 7 Сосновка, в 10 - Кайрова. В деревнях Перякюля, Кавелахта и Пигелеве говорят по-ижорски. Всех прихожан мужского пола 1,975 и женского 2,099.
Подле церкви находится двуклассное министерское «мариинское» училище, состоящее под покровительством Императрицы. Оно содержится крестьянами и казною, Для жительства отдаленных учеников есть приют, на который все принадлежности пожертвовал купец Никифор Крюков. Мальчиков и девочек учится до 200 человек. Закону Божию учит протоиерей Знаменский. Учащиеся поют на клиросе.
Внебогослужебные беседы ведутся, по праздникам, в училище; на них собирается от 50 до 200 человек.
Храм божий прихожане посещают усердно Даже при повседневной службе бывает в церкви довольно молящихся, зимой - крестьян, а летом - военных, живущих в лагерях.
Крестные ходы бывают: 4 февраля, в день Симеона и Анны, в часовню, за Павловскую слободу; 11 мая, в память Кирилла и Мефодия, и 15 августа, на болотное место, за Красным селом, в память пожара 1792 г., едва ее испепелившего все селение.
Из часовен особенно уважается та, которая за Павловской слободой. Она каменная, осмигранная, построенная в 1865 году почетным гражданином Арсением Николаевым Бородулиным.
Попечительство существует с 1871 г. В него вносится, по 10 коп. с души в год, на содержание кладбища, наем сторожа, ремонтировку заборов, мостков и пр. В 1883 г. собрано 184 р. 50 к. Председатель его - Арсений Бородулин.
К оглавлению.
19) Воскресенская церковь в Суйде.
Село Суйда находится в версте от стации Суйды, Варшавской железной дороги, в 50 верстах от Петербурга, на открытой безлесной местности. В трех верстах от церкви протекает речка Суйда.
Из клировых ведомостей видно, что здешний помещик граф Апраксин построил, в 1718 г., у своей мызы - Суйда, деревянную церковь во имя Воскресения Христова. В 1845 г. заведовавший суйдинским имением полковницы Евдокимовой, родственник ее, Николай Сильвестрович Малиновский, с причтом и прихожанами, просил начальство дозволить, вместо этой церкви, построить новую каменную. Обещаясь построить церковь на свой счет, Малиновский просил дозволения взять на это церковный капитал, в 237 р. 3 к. и — выдачи сборной книги. Наблюдателем постройки он избрал архитектора гатчинского сиротского института Автонома Степанова. Получив разрешение, он, в 1855 г., построил временную деревянную церковь, по образцу старой церкви. Каменной церкви он и не начинал, а материал прежней церкви употребил на постройки на мызе.
Антиминс Воскресенской церкви освящен епископом Смарагдом, февраля 5 дня, 1833 г., и подписав митрополитом Серафимом. Храм имеет форму продолговатого четвероугольника, восточная стена - трехгранная Храм строен на каменном фундаменте. Длина его 9 саж., ширина 4 саж., высота с куполом 9 саж.
Высота колокольни 8 саж. Алтарь и притвор отделены капитальною стеною.
В храме достопримечательны: 1) ковчежец, с частицею мощей преп. Исаакия Печерского. Его пожертвовал поручик Иосиф Карабинович, получивший его по наследству от дяди, графа Петра Никитича Кречетникова, киевского генерал-губернатора при Екатерине II. Прежде эта святыня хранилась в Новоспасской Влахернской пустыни; 2) оловянные вызолоченный ковчег, и другой ковчег серебряный. вызолоченный; 3) священные сосуды 1783 года; 4) иконы Тихвинской Божией Матери, 1789 года, пр. Илии, 1788, Воскресения Христова и 12 праздников 1789.
Церковные документы имеются с 1783 года.
До 1860 г. причт состоял из священника и двух дьячков.: И с 1860 г. из священника и дьячка. С 1783 г. служили священниками: Симеон Трофимов, Петр Симеонов, Симеон Георгиевский, Симеон Разумовский, Никита Симеонов Краснопевков, Петр Андреев Ильинский и Андрей Иоаннов Быстряков, служащий ныне.
Церковь содержится сборами с прихожан и процентами с билета в 100 р. Кроме того церкви принадлежат: 1) 33 десятины земли, отмежеванной в 1845 г.; из них: 2 дес. 126 саж. перешли под полотно Варшавской железной дороги; 2) деревянный одноэтажный дом, построенный в 1857 г., на сумму. собранную для постройки каменной церкви. Здесь живет священник. Псаломщик живет в сторожке, устроенной в 1876 году.
Содержанием для причта, кроме 290 р. жалованья, служат: 15 р. процентов с трех сто рублевых билетов, доход от прихожан в 500 р. и около 100 руб. с церковной земли.
Соседние приходы: Гатчино — в 10 верстах, Сиворицы - в 8, Рождествено — в 25 и Усть-Введенское село — в 25 верстах.
Поместьев в приходе четыре: 1) Суида - Геймбургера, прежде графа Апраксина, Ганнибала и др.; 2) бывшее имение Редигер, ныне адмирала Невельского — в 4 верстах; 3) Кобринское, г-жи Карташевской, в 6 верстах и 4) Нагеля — в 8 верстах.
Есть еще дача г-жи Кавелиной, в 3 верстах.
Деревень 10. Село Воскресенское, при церкви; Пижма — в 3 верстах, Мельница — в 3 верстах - тут один дом православный, остальные - лютеране; Кузнецово — в 3 верстах; Погост - в 3 верстах; Покровское, или Хлопицы — в 5 верстах; Кобрино - в 5 верстах; за деревней, на р. Кобринке, лютеранская кирка; Рулово или Пенни; Куровицы - в 8 верстах; Старо-Сиверская - в 10 верстах . Всех мужского пола 596, женского 624.
Жители занимаются хлебопашеством и извозом.
Раскольников - безпоповцев, мужского пола 14, женск. 22.
Школ в приходе 4. Две земских и две Воспитательного дома. В них учится до 170 человек: 1) в селе Воскресенском одна школа земская, передвижная, с 42 учениками; 2) Воспитательного дома, с 24; 3) в Покровской деревне - школа Воспитательного дома, с 25 учениками и 4) в Куровицах - земская, с 67 учениками.
В школах Закону Божию учит священник. Местные праздники: Рождество Иоанна Предтечи, Михаила архангела, Илии Пророка и Казанской Божией Матери.
В приходе - два старинных кладбища. Одно, в дер. Куровицах, обнесенное валом; там есть каменные кресты; другое - на поле, близ Суйды, ничем не огражденное. Тут, говорят, был, когда то монастырек с церковью св. Николая. О нем есть упоминание в истории (см, истор. стат. опис. Петер. епарх. т I, стр. 11).
К оглавлению.
20) Николаевская церковь в Сиворицах.
Село Сиворицы находится на старом Варшавском шоссе, в 50 верстах от Петербурга и в 12 от Гатчино Называется официально селом Никольским, по церкви, а у местных жителей – Сиворицами - по здешней речке. Прежний храм, деревянный, во имя св. Николая, находится в 200 саж. на юг от нынешнего. Теперь там деревянная часовня, среди столетних дерев парка г. Шпигеля. Вероятно деревянную церковь строил кто -нибудь из рода гр. Апраксиных, владевших поместьем до 1783 года. Б 1783 г. владельцами стали Демидовы. Первый владетель, тайный советник Петр Григорьевич Демидов, построил нынешний храм в 1784 г. Храм этот каменный. Длина его 7 саж, ширина- 3 ½ саж., высота - 2 с. и 1 ½ ар; купол деревянный, алтарь полукруглый. Антиминс освящен 19-го декабря 1876 г. митрополитом Исидором. Иконостас существует с 1839 г. Он деревянный, в 2 яруса, белый с позолоченной резьбой. За правым клиросом -древняя икона св. Николая, "с деяньями", обложенная в 1841 г. серебряной ризой. Ближе к западному входу, у стены, стоит образ св. Николая, в сребропозлащенной ризе, с следующей надписью: "В село Сиворицы усердное приношение многогрешного Александра в память избавления от внезапной смерти, 18-го августа 1855 г., молитвами угодника Божия Николая. Святителю Христов Николай помолись за нас, бедных грешников: схимонаха Сергия; иереев: Александра, Иоанна, Алексия, Николая, Сергия и рабов Божиих: Александра, Иоанна, Николая, Петра, Елены, Евдокии, Марии, Софии, Елизаветы, Елены, Варвары, Иоанна, Веры, Татианы, Анастасии и всех, участвовавших в украшении ризы". У левого клироса - образ Пантелеймона, в серебряной ризе, пожертвованной в 1880 году крестьянином Матфием Суриковым, в благодарность за исцеление от продолжительной болезни. Из евангелий, одно, сребропозлащенное, пожертвовано Демидовым в 1809 г.; другой, пожертвовано в 1877 г. Н. П. Кадаевым.
Здешний причт прежде состоял из священника, диакона и дьячка; ныне состоит из священника и дьячка. До 1806 г. священствовали: Косьма Сергеев, Никита Григорьев, Василий Яковлев, Никита Васильев. С 1806 г. слушал Евтихий Семенов Литвин, из риторики, был благочинным и имел камилавку. Умер в 1831 году. Константин Несвицкий, был с 1832 г. протоиереем; отсюда переведен к Гдовскому собору; Феодор Иоаннов Беляев; с 1837 по 1844 год служили: Григорий Гуляев, Косьма Успенский и Иоанн Заозерский. С 1844 года служил Андрей Марков, из Петропавловских певчих; был сперва пономарем в Лугском соборе, дьячком в Андреевском соборе, в Петербурге, был дьячком в ополчении в 1812 году; потом священником в Турском погосте, и наконец в Сиворицах. С 1854 по 1875 г. священниками были: Алексей Андреев Преображенский, Александр Алексеев Портанский, Константин Семенов, Михаил Лебедев, Василий Пелушский, Михаил Пиросский. С 30-го мая 1875 г. до ныне священствует Иаков Степанов Львов.
Дом для священника перестроен из господского дома, по указу консистории от 10-го июля 1875 г., за № 2497, за 816 р. Из них 150 дало попечительство, 400 - прихожане и 266 - из церковной суммы, Дом псаломщика перестроен, по указу консистории от 31-го октября 1881 г., за № 5451, за 368 р., частию данных крестьянами (278), частию взятых в долг из церкви (90 р.). Жалованья священник получает 242 р. 6 к., псаломщик 71 р. 54 к. Земли церковной, выделенной помещиком в 1857 г. — 33 десятины. В пользу причта имеется еще три сто рублевых билета, положенные крестьянкою Калугиною, крестьянином Суриковым и мещанкою Спириною.
Соседние с Сиворицким приходы суть: Суйдинский, в 8 верстах, Рожественский, в 16 и Гатчинский в 12. Ближайшие железнодорожные станции суть: Суйда - на Варшавской и Горвицы - на Балтийской железной дороге.
Приход состоит из 8 деревень, из которых самая дальняя — в 8 верстах от церкви. Эти деревни суть: Воскресенская, Пижма, Мельница, Кузнецово, Погост, Покровское, Кобрино, Руково, Куровицы и Старо-Сиверская. Деревни населены русскими и лютеранами. В 4-х деревнях между финнами - лютеранами, живут 29 душ мужского пола и 41 женского пола питомцев воспитательного дома Всех прихожан мужского пола 442 души, женского- 526. В этом числе раскольников мужского пола 43, женского-54.
Школ в приходе три: одна - земская и две - воспитательного дома. Две школы находятся в Сиворицках и одна — в Илькине, в 7 верстах. Учится в них 95 человек обоего пола. Попечитель земской школы действительный статский советник Владимир Сильвестрович Тучемский. Ученики земской школы участвуют в церковном чтении и пении.
Крестные ходы бывают 23-го апреля, 8-го июля — в память холеры, 6-го августа - пред посевом озимого хлеба, 18-го августа - для окропления скота св. водою.
Попечительство учреждено в 1872 г. Председатель его- священник, члены-крестьяне. Ничтожные сборы попечительства шли на поправку домов причта.
К оглавлению.
21) Церковь Вознесения Господня в селе Рожествене.
Село Рожествено, в 72 верстах от Петербурга и в 52 от Царского села, получило свое имя от того, что здесь Царевичем Алексеем Петровичем была, в 1713 году, построена деревянная церковь Рождества Богородицы. Село стоит при трех дорогах: двумя улицами оно расположено при старинной Новгородско-Финляндской дороге , и — при военной , времен Иоанна III, дороги из Новгорода в Нарву; третья улица находится на Динабургском шоссе, т.е. на дороге, устроенной Екатериной и уничтоженной при Николае Павловиче. Село занимает возвышенную лощину, стоящую, как уверяют, на одном уровне с Пулковской горой. Лощина окружена болотами и перерезывается реками Грязною и Оредежью. Грязная начинается в 3 верстах на восток от Рожествена, протекает в крутых берегах и, среди села; впадает в Оредеж. Оредеж начинается в 14 верстах на запад от села, и, в селе, при впадении р. Грязной, круто поворачивает на запад. Возвышенная на 12 саж. местность, песчано-слюдистые берега Оредежи и высокие лесистые берега реки Грязной придают селу и окрестностям дивные виды, привлекающие сюда столичных жителей, которые называют Рожествено Малой Швейцарией.
О минувшей судьбе Рожествена известно следующее:
По писцовым книгам видно, что, до 16 века, был «в Водской Пятине, погост Грязневский, с церковию Велики Никола, на реке Грязне, с деревнями приходскими” , стоящими на реке Оредежи; как напр. Заречье, Грезно, Выра и пр. Этот погост с соседними деревнями в был родоначальником села Рождествена. Погост находится в 100 саж. от конца восточной улицы Рождествена, где река Грязная пересекается древнею новгородской дорогой. Вероятно деревни Грезневского посада образовались в конце 15 века, около времени покорения Новгорода Иоанном III, или во время воины с Ливонским орденом, когда построена была крепость Иван-город. Известно, что Ингерманландия и Карелия в 1617 г. уступлены были Швеции. Дремучие леса здешнего края могли привлекать людей, ищущих уединенной жизни , воинов отставших или убежавших из рядов русского войска, наконец сюда могли уходить и те, которые, любя прежнюю вольность, оставляли покоренный Новгород . Эти предположения отчасти оправдываются следующими словами писцовых книг (683): «в Грезневском же погосте Великого Князя волости, и села, и деревни оброчные, старые и нововведенных бояр». Не были ли здесь селения рыбаков, ловивших рыбу в Оредежи, некогда богатой рыбою? Важнейшим подтверждением того, что русские поселились здесь раньше времен Иоанна III, служат мелкие русские серебряные монеты, недавно найденные в р. Грязной, в 150 саж. от древней Никольской церкви, против того места, где, говорят, стояла, упоминаемая в писцовых книгах, деревня «Заречье у погоста Грязны». На одной стороне монеты был изображен всадник с мечем, на другой - слова: «Князь Великий Иван». Эта монета была ни как ни позже времен Иоанна III. Говорят, что в числе найденных монет были и золотые . Монеты были положены в землю или в начале 16 века, когда существовал Грязневский погост, и многие убегали сюда из Новгорода, или позднее, когда здешняя местность перешла к Швеции, и русские скрывали свои богатства от враждебных соседей. Впрочем, иногда находили здесь шведские медные монеты: одна из них, красной меди, величиною с старый грош. На одной стороне её, вверху, латинская буква с, под нею - 3 короны, под нижней короной - буквы R и S; внизу - год 1666; на другой стороне - лев в короне, по левую сторону оного - знак 1/65, по правую oh/m. Другая монета, побольше нашего гроша. На одной стороне - 3 короны с буквами, на другой - коронованный щит. Клад найден при деревне Выре, в старом бочонке, близь Большой Екатерининской дороги. В церковном денежном ящике попадаются и теперь старые, когда то найденные, монеты.
И так на месте Рождествена был когда то Никольский Грязневский погост, существовавший в 17 веке, и ранее. Село Рождествено стало известно во начале 18 века, когда многие переселенцы, из за Луги, составили здесь, из нескольких деревень, одну "Большую Грязвую" деревню, названную Рожественом. До 1780 г. Рожествено находилось в Копорском уезде, в Куровицкой мызе, как значилось на подпрестольном кресте, построенной в 1713 г. церкви. В 1780 г., село переименовано в город Рождествен, в 1797 г. снова сделано селом и отдано графу Безбородко, который подарил оное секретарю своему Николаю Ефремову, женившемуся на его приятельнице, Ольге Дмитриевне.
Построенная в 1713 г. церковь Рождества Богородицы была, по благословению новгородского митрополита Иова, как написано на кресте под престолом, освящена петербургским протопопом Георгием Петровым, сентября 6, 1716 г. Она была деревянная; колокола висели на деревьях, существовавших еще до 1865 г. В ней служили до 1785 г., т.е. до построения новой церкви, на другой стороне Оредежи. Новую также деревянную церковь, построили как по ветхости старой, так и по неудобству восходить на нее, особенно в снежную зиму, так как церковь стояла на крутой горе. А может быть новая церковь была построена и по случаю обращения села в город. В постройке ее участвовали обыватели, а особенно мещанин Федор Васильев Корольков, Церковь освящена 1785 года, но не была окончательно отделана до 1812 г., когда гатчинский купец, Моисей Андреевич Юдин, обновил ее, а сын его, Семен Моисеевич, разобрав старую церковь, обратил ее в часовню, а иконостас и престол перенес в новую каменную церковь, устроив здесь теплый придел Николая Чудотворца. Церковь эта сгорела 11 сентября 1837 года, и с того времени служба отправлялась в церкви, на время устроенной, в доме г-жи Ефремовой. Настоящая каменная церковь строится во имя Рождества Богородицы, с приделом св. Николая. Приходскою же церковью считается Вознесенская.
Церковь Вознесения, каменная, с отдельною колокольнею, сооружена в 1781 г., по случаю переименования села в город. Она считалась соборной и вокруг нее находились: придворная слобода, присутственные места и уездное училище. Особый причт был в ней до 1797 г., когда Рождествено опять стало селом. Обновление церкви совершилось в 1845 г., на сумму 14 т. р. асс., данную помещицей мызы Батова, Евдокией Петровной Галченковой. Антиминс ее освящен преосвященным Иустином 1845 года, января 28 дня. Престол сделан из дуба.
В храме достопримечательны: 1) напрестольный крест, четвероконечный, существующий около 200 лет; 2) запрестольный крест, в серебряной ризе, с иконами Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила, Илии, апостолов Петра и Павла и великомученика Георгия. Надпись на кресте показывает, что он, 1813 г. сентября 14-го был взят в области шведской, в окрестностях Нейшлота, капитаном преображенского полка Василием Корчминым. Риза на кресте устроена в 1833 г. помещиком Ефремовым, при участии священника Василия Передольского; 3) напрестольное евангелие, Киев 1696 г.; 4) крашенинная фелонь, с белыми, по красному полю, цветами, на холщевой подкладке, доходящая спереди и сзади до полу. Ее будто бы пожертвовал Алексей Петрович; 5) брачные венцы - дар Царевича, в виде жестяных колец, с образами на овальных дощечках; 6) колокол ежедневный в 15 пудов, пожертвованный Феодором Иоанновичем (1588) в новгородский Антониев монастырь, и переданный сюда в 1713 г.; 7) колокол в 10 пудов, вылитый в 1619 г. с следующей надписью: “Laudo Deum, populum soco. En ego campana nunquam denuncio vana. Congrego devum (?). Anno dom. 1619 iuni. Iosephi Ledio fusa in Limingo”.
Причт сперва состоял из священника, дьячка и пономаря; в 1785 г. учреждена должность диакона. Ныне причт составляют: священник Николай Иванович Первенский, штатный псаломщик Феодор Дамаскинский в сверхштатный Петр Пруденский. Из прежних священников известны: Никита, служивший, вероятно, при Грезневои церкви; Иоанн, Григорий, Феодор Федото, освятивший, в 1713 г. церковь Рождества Богородицы; Мина Савельев; Петр Иоаннов (+ 1801 или 1805); Василий Агапович Передольский, + 1839 г., Феодор Афанасьевич Румянцев, переведенный в 1855 г. на другое место; Владимир Васильевич Тихонравов, переменившийся местом с священником города Гапсаля; Петр Григорьевич Свиткин,, перешедший из Гапсаля и умерший в 1862 г. от чахотки.
До штатов причт содержался доходами, довольно значительными; с 1843 г. причт получает жалованье, по 3 разряду, 323 р. с. в год. Доход за требы, простирается до 600 руб. в год на всех. Церковной земли 27 десятин 1,600 кв. с, Из них усадебной 1,056 саж., пахотной 9 дес. 544 саж., пастбищной 4 дес., под мелким лесом 7 десятин, Причт помещается в собственных домах.
Пограничные приходы: Сиворицкий, Ящерский, Орлинский, Дылицкий и Ящерский. Приход составляют: село Рожествено, Дамище, Парушино, Замостье, Грязно, Поддубье, Выра, Батово, Кузнецово, Рыбицы, Новое Сиверско, Большая Дивенка и Межко. Всех прихожан мужского пола 1,494 и женского 1,593.
В приходе есть пустошь "Попова", прежде принадлежавшая причту Грезневской церкви, озеро Сосницкое, р. Оредежь, речки Грязенка и Дивенка, много строевого (хвойного) леса. Почва суглинистая, с песком, иногда песчано-слюдистая.
В приходе есть православные финны, потомки карел, некогда принадлежавших к новгородской епархии. Жители занимаются хлебопашеством. Раскольников в Дамище 12 обоего пола, в Парушине-25, в Грязне-9, Поддубье-10, Выре - 10. Новом Сиверске - 1, в Большой Дивенке - 41 и в Межне - 52. Всех их мужского пола 57, женского-104. Служат у них крестьяне деревни Дамища Иван Кузмин и деревни Выры Марк Степанов.
Прихожане в большинстве неграмотны. Училище, открытое с обращением села в город, в 1780 году, закрыто в 1797 г., когда город снова стал селом. Ныне школы есть: 1) В Рожествене. Ее, в 1859 г. по предложению помещика Манухина, открыл диакон (ныне священник) Николай Первенский. Он с причетниками сперва трудились безмездно. С 1869 по 1872 год давалась небольшая плата от земства. С 1872 по 1876 на школу выдавалось во 350 р. в год от приходского попечительства. С 1876 г. школа заведутся министерством. В ней учатся 55 мальчиков и 43 девочки. 2) В деревне Выре, с 1864; школу содержали сперва родители учащихся; с 1876 г. стало им помогать земство. В нем 35 мальчиков и 5 девочек. 3) В Дамище. Школу содержит гатчинский купец Александр Егорович Репников, жертвуя на нее 300 р. В ней 38 мальчиков и 14 девочек.
В церковь постоянно ходят только жители Рожествена; в обыкновенный праздник собирается их до 200 человек. 1-го августа и в Крещенье собирается почти весь приход, даже раскольники.
Сельские праздники: в Рожествене празднуют 8-го сентября, 6-го декабря и 9-го мая; в Грязне в Поддубье – 8-го сентября, в Дамище иБатове - Николаю Чудотворцу, в Замостье, Выре и Рыбицах - Косме и Дамиану, в Парушине, Кузнецове в Большой Дивенке - Покрову; в Межне - Флору и Лавру.
Крестные ходы совершаются: 1) 6-го января и 1-го августа на р. Оредеж, для водоосвящения; 2) 23-го апреля в Рожествено и Батово для окропления скота; 3) 21-го мая - в Новое Сиверско, для окропления скота, и, по обету крестьян, в память пожара 11-го сентября 1837 г., когда сгорела церковь и выгорело почти все село; 9) в Ильинскую пятницу — в Кузнецово, 14-го сентября в Поддубье и 18-го сентября в Рожествено — в память падежа скота.
Относительно обычаев и поверий составитель описания замечает, что, в уездах Новгородской губ. он видел у крестьян много поветрий и примет. "Здесь же говорит он, напротив, как будто другой свет. Вот уже я в этих краях живу 80-й год, во решительно не находил здесь ни поверий, ни, тем более, суеверий".
К замечательным лицам принадлежат юродивый “Иванушка”. Он появился здесь с 1799 г.; мещанка Екатерина Ив. Русакова, нашла его, и он жил у нее до смерти в 1836 году. Роста был среднего, лицо имел смуглое, волоса и брови черные; тело всегда грязное. Зимой ходил в одной рубашке, без шапки, босой, закинувши руки за спину. Ел, что ему давали; спал на печке, хотя бы даже горячей, зимой и летом, милостыни не собирал; деньги, которые ему давали, опускал в часовенный ящик. Когда, по случаю болезни головы и ноги, продолжавшейся 6 недель, он не собирал денег, то в часовенном ящике было денег на 60 р. меньше. Опуская деньги в ящик он говорил: "спасибо! ступай домой". И опустив деньги, бежал по селу, крича: “спасибо! Бог дал”. Деньги он опускал во всякое время, даже в полночь. К церкви был усерден, но к службе ходил не всегда; крестился всем кулаком; сильно бил лбом об пол; если хвалил службу, то говорил: «Спасибо поп! страх». Покойников провожал до могилы; к священнику был почтителен. Много предсказывал. Так в 1831 г. Сиворицкому священнику, Евтихию Семеновичу Литвину, предсказал смерть; одной крестьянке предсказал скоропостижную смерть ее мужа Евсигнея Шубина, жившего в Гатчине; князю Гагарину, командиру квартировавшего здесь кирасирского эскадрона, предсказал, в 1832 г., пожар гумна, в котором стояло несколько лошадей; в 1836 г. за год до смерти, предсказал пожар села Рожествена; во время польского мятежа, в 1831 году, провожая ехавшего чрез село императора Николая, бросал в след его щебенку (битый камень) и кричал: "Ах! спасибо. Бог даст", предсказывая этим прекращение мятежа; Екатерину Русакову, свою хозяйку, Иванушко отвратил от раскола. Стащив ее с печки и поставив в передний угол, пред иконой Знамения Божией Матери, он сказал: "Бабка, молись Богу". Бог в церкви. Бог даст"; одной Лугской помещице предсказал выздоровление больной дочери, за что дочь сшила ему рубашку; графу Ростопчину, ехавшему в 1831 или 32 году на Богомолье в Киев с женою и 8 летнею дочерью, не владевшею ногами, Иванушка предсказал выздоровление дочери. За это Ростопчины подарили ему камилавку, белую, обшитую золотым гасом, привезенную из Киева, от Иоанна Многострадального. В этой камилавке Иванушку похоронили. Пред смертью своею Иванушка 6 недель страдал болезнею ноги и головы, приключившеюся ему от стекла, попавшего в ногу. Стекло вытащили и когда его вытаскивали, он сказал пожалевшей его домохозяйке: «спасибо, бабка; Пора домой!» На погребение его собрался народ из Рожествена и из соседних деревень. Над могилой Иванушки впоследствии поставлен был «голубец» — в роде домика, с крестом наверху.
В Рожествене находится три кладбища: одно при настоящей церкви, где хоронят за деньги, другое в селе, на месте сгоревшей церкви; здесь погребают только духовных; третье — за р. Оредежью, общее. Есть еще кладбища в Дамище, Большой Дивенке и Межне.
Часовен пять, Четыре деревянные. Одна — в Рожествене, на кладбище, за р. Оредежью, на месте древней церкви, устроенная в 1786 г.; вторая также близь сгоревшей в 1837 г. деревянной церкви, выстроенная в 1838 г.; в ней иногда отпевают покойников и крестят младенцев. Обе они — во имя Рожества Богородицы. Третья, в Новом Сиверске, во имя Архангела Михаила, выстроенная 20 лет тому назад. Четвертая в Межне. Каменная часовня находится на Сиверской станции, в 9 верстах от церкви. Ее построил в 1882 г. начальник станции Александр Андреевич Дрессен, в память мученической кончины Александра 2-го.
К оглавлению.
22) Сергиевская церковь в Ящере.
Село Ящера находится на границе Лугского уезда в 90 верстах от Петербурга, в 65 от Царского села, в 8-от Дивенской станции Варшавской железной дороги и расположено у реки Ящерки, по обе стороны Варшавского шоссе. В 2 верстах от села находится казенный лес, простирающийся на десятки верст по Лугскому уезду, Участок леса, в 33 десятины и 1,750 квадр. саж., взятый из 1-го квартала Долговской дачи лугского лесничества, отведен для ящерской церкви. Погост окружен полями крестьян; только с северо-востока к нему прилегает земля генерал-майора Лещинского, отделившего, в 1870 году, две десятины для церкви и причта.
На правой стороне Варшавского шоссе, в конце села, стоит каменная, во имя преп. Сергия, церковь, заложенная в 1871 г. митрополитом Исидором и им же освященная 13 августа 1872 года. Тогда же освящен и антиминс. Церковь построена по плану архитектора Карпова, под наблюдением строительной комиссии; колокольня деревянная Длина церкви 13 саж., ширина 6 ½ саж. Извне она окрашена муммиею, внутри оштукатурена и выкрашена под небесный цвет, покрыта листовым железом, крыша окрашена медянкой. При церкви 2 крыльца: одно в церковь, другое — в алтарь; первое из путиловской влиты, второе из плиты и кирпича; фундамент храма обложен 6-ю рядами путиловского цоколя. Кресты на храме медные, вызолоченные, над притвором - небольшой крест: над входом - икона явления Богородицы преп. Сергию.
В притворе, налево-сторожка, а направо - архив и ход на колокольню.
Алтарь полукруглый; длина его 2 саж. 4 вершка, ширина 2 саж. 2 1/4 аршина; направо от него - ризница, налево - угольник.
На горнем месте - икона Спасителя на троне, в деревянной, вызолоченной раме; над жертвенником - икона Божией Матери, над царскими вратами - икона Спасителя. На горнем месте, на архиерейской кафедре, оставшейся после освящения храма, находится плащаница.
Иконостас деревянный, филенчатый, белого цвета с резными, вызолоченными украшениями. На вершине иконостаса - три деревянные, вызолоченные крестика. На право от иконостаса - икона преп. Сергия, налево - св. Тихона Задонского; кроме того, по разным местам храма находятся иконы Игнатия Богоносца, Николая Чудотворца, Исидора Пелусиота и Варвары. Солея, возвышается на 3 ступени и ограждена железною решеткою; хоругви, из красного штофа, украшены бахромою и кистями. За клиросами, на аналоях, находятся иконы Александра Невского, Пантелеимона, Покрова, Казанской Божией Матери и др.
Люстра о 24 рожках.
Два евангелия пожертвованы в 1883 году ящерским крестьянином Голубевым.
На колокольне 6 колоколов. Вес их 25 пуд. 18 фунтов. Главным строителем церкви и церковного дома был потомственный почетный гражданин Игнатий Петрович Лесников, ныне умерший.
Причт состоит из священника и причетника. Первый священник Онисим Дубравицкий и первый причетник Николай Яновский, умерли от чахотки: священник 1879 г. 1 февраля, а причетник 1882 г. мая 7. На место их определены служащие теперь: священник, Евгений Онисимов Дубравицкий, окончивший курс в новгородской духовной семинарии по 2му разряду и служивший сперва сельским учителем в новгородской и здешней губернии. Причетник, переведенный из Гдовского уезда Николай Недремский.
Причт помещается в церковном деревянном доме, а прежде нанимал дом крестьянина Семена Александрова. До освящения церкви в этом доме отправлялась служба, кроме литургии.
Кроме жалованья (священнику 240 р., причетнику 80 р.), причт получает доходы и пользуется дровами из церковного леса.
Ближайшие к здешнему погосту приходы суть: рождественский (в 17 вер.), орлинский (в 20), перечицкий (в 35) и Грызовский (в 40).
Деревень в приходе 10: Ящера (мужчин 138, женщин 119), Покровка (мужчин 53, женщин 54), в версте от церкви; Андреевка (мужчин 44, женщин 24), в 4 вер.; Кемско (мужчин 53, женщин 59), в 3 вер.; Вересть (мужчин 125, женщин 115), в 20 верстах; Сорочкино (мужчин 184, женщин 215), в 5 верстах; Мхи (мужчин 33, женщин 28), в 14 верстах; Низовка (мужчин 59, женщин 61), в 8 верстах; Чернецово (мужчин 38, женщин 41), в 20 вер.; Луги (мужчин 148, женщин 135), в 17 верстах. Всего крестьян мужского пола 697, женского 677. Раскольников безпоповцев мужского пола 8, женского 35. Кроме деревень, в здешнем приходе есть 2 железнодорожных станции: Дивенская в 8, Мгшинская в 14 вер. от церкви и два стеклянных завода: Нечаевский - 6 вер. и Виддер- 6 вер. Всех прихожан мужского пола 1,042, женского 1,041.
Кладбища находятся в Ящере, Сорочкине, Верести и Лугах. Часовни в Ящере и Сорочкине.
Прихожане занимаются земледелием и заготовкой дров у лесопромышленников Томасова и Тарасова; женщины нагружают дрова в вагоны, собирают клюкву и грибы, заготовляют "копорский чай".
Школ нет; крестьянских детей учат отставные солдаты, с платою от 15 до 20 руб. в зиму, на готовом столе. Таких учителей в приходе три. Есть еще "переходящая" наставница, г-жа Сперанская, определенная Царскосельским земством.
Кроме храмового праздника крестьяне празднуют Покрову, Флору и Лавру, Георгию, Николаю Чудотворцу, Илии и Казанской Божией Матери Крестные ходы, кроме 6 января и 1 августа бывают: 23 апреля и 8 июля - на Ящерское поле, 20 июля в Луги, 27 июля — в Низовку.
В приходе есть каменный "Царский заезжий охотничий дом". До устройства железной дороги он был почтовою станциею на Варшавском шоссе.
К оглавлению.
23) Церковь Преображения, в Орлине.
Село Орлино находится в 73 вер от Петербурга, в 53 от Царского села и в 10 от Сиверской станции Варшавской железной дороги. Село находится при Орлинском озере и называется, или по речке Орлинке, или, как говорит предание, от того, что здесь когда то охотился Царевич Алексей Петрович и однажды, в здешнем лесу, убил орла. Орлинское озеро. длиною до 4 верст, в ширину имеет до 300 сажен. За озером находятся 2 деревни и леса, частию казенные, частию - местных владельцев.
На месте села прежде была мыза генерала Ивана Ивановича Бутурлина и — село Спасское, как значится в метрических книгах 1735 и 1738 года. Здешний храм был сперва деревянный, построенный, будто бы, Иоанном Грозным, который чрез здешнюю местность, шел на воину с шведами. Как прежняя, так и нынешняя церковь были во имя Преображения Господня Более точное известие о церкви принадлежит к 1735 году, когда 5 июня, в Орлинской мызе, в селе "Спасском тож" была заложена и построена церковь Преображения, тщанием помещика, поручика, Иакова Андреевича Мельницкого. Так говорит надпись на камне, в одном из столбов колокольни. Построенный в это время храм был деревянный, без купола, с отдельной колокольней. Вокруг храма было, обнесенное деревянною изгородью, кладбище, перенесенное, 100 лет тому назад, за село. В 1790 г. помещик Стахиев пристроил комнату, или склеп, где были погребены: Стахиев, его жена и внук. Вместо этой, непрочной и тесной церкви, новая помещица графиня Протасова, начала строить нынешнюю каменную церковь и когда церковь была, в 1809 г. построена, то на репорте священника митрополит Амвросий написал: "благочинному, по освящении воды и окроплении оною храма, прежний престол и жертвенник утвердить на своем месте, не чиня вновь освящения. Антиминс, обнеся вокруг церкви, положить на оной, так как и прочие, с кроплением водою, и за сим отправить и впредь велеть отправлять священнослужение". Резолюция подписана 23 августа 1809 г. Согласно с нею, благочинный, софийский священник Симеон Яковлев, освятил церковь, в присутствии Государыни Елизаветы Алексеевны. Во время построения храма, служба совершалась во временной церкви, в беседке, на берегу озера. Новая церковь построена, вероятно, на средства Императрицы, чем и можно объяснить Ея присутствие при освящении храма.
В 1837 г. у западной части храма был устроен теплый придел во имя св. Николая, для служения зимой. От холодного храма он отделялся плотною стеклянною перегородкою. В 1863 г. придел уничтожен и вся церковь сделана теплою. Постройка придела стоила 1,504 р. 40 коп. асс.
Высота церкви, до креста, 10 саж., а колокольни 11 саж., длина, с алтарем и притвором 12 ½ саж., ширина 6 саж. и 1 четверть.
В 7 верстах от церкви, в имении князя Витгенштейна в мызе Дружноселье, с 1842 по 1871 год была домовая церковь во имя св. мученицы Стефаниды. Она занимала средину каменного дома, а по сторонам ее находилось по 12 помещений для стариков и старух. Это были крестьяне из западных губерний, из имения княгини Витгенштейн, урожденной Радзивил, в память которой устроена была церковь с богадельнею. В богадельню поступало не много и, в конце 60 годов здесь была только одна слепая старуха. По этому князь Витгенштейн богадельню закрыл, а церковное имущество, кроме шести небольших икон, отдал в орлинскую церковь. Эти шесть икон были поставлены в часовне, устроенной графом вблизи богадельни. Иконостас Дружносельской церкви вделан в иконостас церкви Орлинской.
Близ бывшей богадельни находится, устроенный в одно время с нею, католический костел в честь св. Стефании. Под костелом находится прах княгини Витгенштейн.
Прежними священниками орлинской церкви были: Тимофей Степанов (1735-1755), Василий Федоров (1755-1757), Калинник Дмитриев (1757-1779), Ларион Гаврилов (1779- 1782), Петр Николаев (до 1784 года), Василий Емелянов (до 1785), Петр Василев (до 1791), Евтихий Семенов (до 1806), Павел Иоаннов (до 1812), Василий Христолюбов (до 1819), Алексей Космин (до 1841), Константин Смирнов (до 1842), Григорий Гуляев (до 1855), С 1855 г. до ныне священствует Алексей Иоаннов Скородумов.
Причт сперва состоял из священника, дьячка и пономаря. С 1843 г. из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни; в 1870 г., с открытием Ящерского прихода, упразднено место диаконское, в 1874 г. упразднено и пономарское.
Орлинской церкви принадлежат пять квартир, в трех деревянных домах, из которых два построены помещиком князем Илларионом Илларионовичем Васильчиковым, а третий, на церковные суммы. Три квартиры заняты причтом, а две отдаются в наем за 55 р. в год. Церковь имеет 12 сторублевых государственных билетов. Из них 3 пожертвованы графом Николаем Сергеевичем Строгановым, а 9 - куплены на кошельковую сумму.
Священнику дается жалованья 235 р. 20; причетнику 78 р. 40 к., просвирне 29 р., 40 к. Земли, нарезанной еще в 1877 году, 33 дес. и кроме того, при домах, большие огороды.
Ближайшие приходы суть: рождественский — в 10 верстах, ящерский — в 20, суйдинский — в 25, сиворицкий — в 22 и георгиевский (Лугского уезда) — в 32 верстах. В 10 верстах от церкви находятся Сиверская и Дивенская станции Варшавской железной дороги. Кроме Орлинского озера в приходе есть две речки: Дивенка и Орлинка.
В приходе есть следующие поместья - мызы: Орлино, графа Строганова, мыза князя Витгенштейна — в 7 верстах, поместье графа Мордвинова, без усадьбы, и стеклянный завод купца Ритинга. Есть еще земля гатчинских мещан, с деревнею Протасовою, в 4 верстах. Собственно крестьянские деревни суть следующие: Орлино у церкви, Остров и Курчино- 4 верстах, Лампово и Зайцево – в 3, Еленково или Симанково — в 6, Заозере и Ижорка - в 5, Тозырево — в 7, и Малая Дивенка — в 8.
Прихожане - русские, православные. На стеклянном заводе мастеровые немцы -лютеране. Крестьяне занимаются хлебопашеством, а зимой - извозом в Петербурге. Менее состоятельные заготовляют дрова на станции и на заводы. Всех прихожан мужского пола 978, женского 1,163. Раскольников федосеевцев: мужского пола 24, женского 47.
Школ в приходе шесть: 1) орлинская, устроенная графом Николаем Серг. Строгановым и содержимая на его счет. Учащихся в ней мужского пола 52, женского 28; 2) островская, содержимая частию графом Строгановым, частию - крестьянами, родителями учащихся; в ней 22 мальчика, 8 девочек; 3) земская — в Лампове, в ней 33 мальчика, 19 девочек, попечитель ее управляющий имением князя Витгенштейна Шудибиль; 4) земская в дер. Большеве, в 8 вер. от церкви, в ней мужского пола 21, женского 19; попечитель ее - князь Витгенштейн; 5) в дер. Ижорке для питомцев, в ней мужского пола 7, женского 9; 6) на стеклянном заводе Ритинга; в ней православных мужского пола 4, женского 5, остальное немцы, попечитель И. Ритинг. Закону Божию, во всех школах, учит священник. Ученики охотно читают и поют на клиросе.
В Орлине есть больница, устроенная графом Николаем Сергеевичем Строгановым. При ней - аптека, приемный покой, постоянный фельдшер и, в неделю раз приезжающий, уездный врач.
Часовен в приходе три: в Лампове - деревянная, в честь св. Николая, в Заозерье -деревянная, в честь Космы и Дамиана, и в Дружноселье - каменная, о которой сказано выше.
Представляем, для любопытных, ряд здешних помещиков: Иван Нарышкин, Иван Иванович Бутурлин (1718- 1738), действительный камергер Аркадий Иванович Бутурлин (1739-1745), Семен Петрович Плохов (1746), комиссар Яковь Андреевич Мельнщкий (1747-1757), коллежский асессор Василий Яковлевич Мельницкий (1758-1773), барон, придворный банкир, Иван Юрьевич Фридрихс (1774-1778), барон Александр Иванович Фридрихс (1783-1788), статский советник Александр Стахиевич Стахиев (1788-1794), коллежский советник Александр Александрович Стахиев (1794- 1803), камер-фрейлина графиня Анна Степановна Протасова (1803-1826), наследники князя Илариона Иларионовича Васильчикова, камер-юнкер граф Николай Сергеевич Строганов, с 1872 г. по ныне.
В 1870 году от орлинского прихода к ящерскому отчислены 4 деревни: Ящеры, Покровка, Луги и Черницово; к орлинскому приходу, от рождественского причислена Курчино; от орлинского к рождественскому - деревня Межно.
К оглавлению.
24) Петропавловская церковь в Грызове.
Село Грызово находится в 92 верстах от Петербурга и в 60 от Царского села, на небольшой возвышенности, у озера, среди болот, лесов и полей.
По преданию церковь была сперва у дер. Озерницы, в 1 ½ верстах от нынешней церкви. Она была деревянная, во им Покрова. Когда она сгорела, то от нее уцелел только храмовой образ Покрова. Он находился в здешней церкви до 1879 года и опять сгорел, вместе с крестьянской девушкой, Марией Яковлевой, желавшей спасти его.
Название "Грызова" объясняют тем, что здесь, когда то, была битва, такая ожесточенная, что противники "грызлись" как дикие звери. Остатками битвы служат чугунные ядра, иногда находимые здесь в курганах. Село расположено на тракте из Нарвы в Новгород, прежде довольно оживленном, но, с открытием Балтийской железной дороги, почти опустевшем. Теперь здесь провозят только лен.
Церковь построена была здесь в 1759 г. во имя Петра и Павла, деревянная, на каменном фундаменте из местной плиты. В сороковых годах она обгорела, а в 1879 г. с 10 на 11 февраля совершенно истреблена пожаром. Прихожане успели вынести из церкви почти все, кроме шкафа с старинными бумагами. Он стоял под колокольней, а туда от сильного дыма, нельзя было пробраться. В это время погиб древний образ Покрова, вместе с пытавшеюся спасти его девицею. В том-же году начат новый храм, на который крестьяне дер. Заполья пожертвовали каменный хлебный амбар, стоявший на земле помещика мызы Извора, Константина Федоровича Рериха. Усердием Рериха, через месяц после пожара, храм был построен и 10 марта освящен благочинным священником Положенским.
Здание храма каменное, из булыжного камня. Длина его 10 саж., ширина 4 саж., купол и колокольня деревянные. В храме 5 окон и 2 входа. Иконы в иконостасе частию спасены от сгоревшей церкви, частию пожертвованы из Врудской церкви. Нынешний антиминс освящен митрополитом Исидором 5 июля 1881 г. Колокола отлиты на средства попечительства из металла, собранного на пожарище.
Причт составляют: священник, дьячок и пономарь. Прежние священники: Петр Калльнин, Василий Софронов, в 1805 году перешедший в Вильманстранд, Василий Тимофеев, служивший до 1808 г. Тимофей Архипов, Иоанн Криницкий, Семен Георгиев, Петр Семенов (с 1826), Алексей Петрович Вознесенский) служивший по 1861 г., потом поступивший в ораниенбаумскую богадельню, там, в 1882 г. умерший и погребенный на Троицком кладбище, Павел Георгиевский, зять о. Алексея, в 1873 г. переведенный в институт на дачу Куракина, Александр Васильев Румянцев; с 1829 по 1871 год служил Адриан Варфоломеев, получая дьяческий оклад. Будучи человеком в высшей степени добрым и в тоже время горький пьяница, он не имел никакой собственности, а своею добротою заслужил память прихожан; Александр Румянцев служит в настоящее время.
Более усердными жертвователями на храм были: помещица Логинова, пожертвовавшая священные сосудьи, дарохранительницу, кадило и ризницу в 1810 г; поручик Федоров пожертвовавший в 1865 г. запрестольный крест, кадило, евангелие и пр. купец Иванов, устроивший серебряные ризы на местные иконы Спасителя и Божией Матери и люстру; г. К. Ф. Рерих и крестьянин Ефим Данилов и пр.
Причт помещается в собственных домах. Священник Румянцев купил дом за 400 р. у предместника священника Георгиевского; дом псаломщика куплен у крестьянина; вдова Песоцкая живет в доме, построенном трудами ее мужа, диакона Песоцкого. Вдова пономаря Копьева имеет свою убогую избушку.
Священнику жалованья 215 р. 45 к., псаломщику 78 руб. 40 к, просвирне 29 р. 40 к. Пособием служить доход от земли, требующей от причта трудов и забот. Хлеба с прихожан собирается до 6 кулей. За требы получается очень мало.
Соседние церкви: ославская — в 7 вер., пятогорская — в 20 вер. и врудская — в 12 вер. Приход раскинут на большое расстояние. Есть деревни в 24 и 20 верстах от церкви. Кроме того есть в чухонских деревнях православные мещане, выходцы из питомцев Воспитательного дома.
К приходу принадлежат следующие деревни: Заполье, Озерицы, Лимож, Сосново, Сосницы, Черная, Реполка, Селище, Рахово, Гусика, Лисипо и Роговицы. Из помещиков есть несколько православных. Рядом с мызой Изварой расположен лазарет Воспитательного дома, где живет окружный врач и сосредоточено управление над питомцами, которых до 600 чел. обоего пола. Рядом с лазаретом живет казенный лесничий и его помощник.
Прихожан мужского пола 1,146, женского 1,142. Раскольников беспоповцев до 7 человек обоего пола. Это остатки прежних раскольников. Теперь уже нет здесь прежней отчужденности от церкви.
Школы в приходе следующие: 1) земская школа, в здании, построенном на деньги попечительства; 2) школа в дер. Лисино, открытая в октябре 1883 г. петергофским земством; 3) ведомства Воспитательного дома - три школы; 4) в Грызове, в доме священника, существует приют для малолетних питомцев, и при нем "детский сад", Всех учащихся в приходе до 253 чел. Из них крестьянских детей 117 чел. обоего пола.
В приходе пять кладбищ: одно при церкви и четыре по деревням. В 70 саж от церкви, при дер. Черной есть курганы. Недавно их разрывал профессор Ивановский и нашел топорик клинообразной формы, а на покойниках браслеты, кольца и ожерелья. По уверению Ивановского, эти курганы принадлежат финскому дохристианскому племени. Некоторые покойники были погребены в сидячем положении.
Попечительство открыто 11 декабря 1875 г. Председатель его, лесничий, Михаил Яковлевич Севастиянов, много заботился о церкви. По смерти его председателем сделался Константин Федорович Рерих Он усердно собирает средства на устроение и окончательную отделку храма. За последние три года, на этот предмет, собрано 1.533 р. с.
Священник Александр Румянцев.