16) Ильинская церковь в селе Черном.
Село Черное лежит при Сатманском заливе Ладожского озера, между старым и новым Ладожскими каналами, на 116 версте от Петербурга и на 47 от Новой Ладоги.
До построения нынешней каменной церкви, здесь были две деревянные. Первая церковь, во имя пророка Илии, стоявшая, в начале 17 века, на песчаной окраине Ладожского озера, сгорела, вместе с селом, в 1760 году. Потом усердием дворцового крестьянина Мирона Данилова, выстроена другая деревянная церковь и в 1763 году освящена во имя Богоявления Господня. Об этом свидетельствует хранящаяся в церкви, грамота, которою повелевается "Ладожского заказа, Пречистинского Городенского погоста, в выставке Черном, новопостроенную, деревянную, во имя Богоявления Господня, теплую церковь на прежнем, оставшемся от прежде погорелой, тоя же выставки церкви, антиминсе, Ладожскому протоиерею соборне освятить". Грамота дана по прошению иерея Алексея Гаврилова, извещавшего о построении церкви. На верху подпись архиепископа Великого Новгорода Димитрия, а в конце: "писана и дана сия благословенная грамота, за подписанием нашея руки и печатью, в царствующем в С.Петербурге, в нашем архиерейском Карповском доме, при церкви св. Чудотворца Николая 1763 года, сентября 19-го числа".
В 1817 году церковь возобновлена по плану, утвержденному митрополитом Амвросием и, не будучи долго исправляема, угрожала падением. Посему, когда по указу от 18-го сентября 1871 года, за № 3697, благочинный ее освидетельствовал, то нашел, что ее нельзя исправить, и было решено — построить новую церковь. После построения новой церкви она была разобрана; из материала ее на месте алтаря построена часовня; остальное употреблено на двухэтажный дом для школы.
Новая церковь построена иждивением и при личном участии дворянина Аркадия Ивановича Касаткина, директора русского строительного общества. Им пожертвовано на церковь 15 т. с., остальное собрано по книжкам. В постройке церкви принимал живейшее участие владыка Исидор. В 1871 году, проезжая по каналу из Староладожского монастыря, он сошел с парохода, в сопровождении начальника 3 отделения 1-го округа путей сообщения г. Петрова, подробно осмотрел старую церковь и выслушав крайние нужды прихожан, сказал им, что у него есть 15 т. р. с., пожертвованные Касаткиным, которые он отдает на постройку церкви, и тут же указал место для церкви. При отъезде владыки из села Черного, крестьяне одарили его сигами и, со слезами радости провожали его на пароход.
Постройка церкви стоила 19 т. р. с. Церковь построена при священнике Григории Тихомирове, по плану, утвержденному губернским правлением 31-го августа 1873 г., за № 177 и исполненному архитектором Владиславом Пильцем. Храм крестообразный, с полукружием для алтаря, каменный, одноглавый, с колокольнею. Купол и колокольня деревянные.
Главный алтарь посвящен пророку Илии, правый придел - преподобному Аркадию, левый св. Николаю Чудотворцу. Главный алтарь освящен 5-го октября 1875 г. благочинным, села Путилова протоиереем Иаковом Смирновым; левый — бывшим благочинным, села Кобоны священником Николаем Розановым, правый освящен 9-го сентября 1879 г. благочинным, села Дубно священником Порфирием Говорковым.
При жизни храмоздателя, г. Касаткина, предполагалось придел посвятить Александру Невскому, но, когда он умер, то супруга его Александра Платоновна пожелала посвятить придел преподобному Аркадию. Приделы устроены по мысли храмоздателя, но особенной надобности в них нет. В левом приделе служат только 9-го мая и 6-го декабря, в правом — 16-го января. Оба придела довольно тесны.
Иконостасы в один ярус. Средний несколько выше остальных. Иконы в иконостасе работы Пешехонова. Антиминсы новые, освященные митрополитом Исидором 17-го августа 1875 г. Длина храма 12 1/2 саж., ширина, вместе с каменною, в 2 1/2 кирпича, кладкою — 8 саж. Купол и колокольня обшиты тесом и выкрашены масляной краской. Кресты деревянные, осьмиконечные, обитые жестью. В куполе 8 окон, в алтарях 4; в церкви 14; все они с жел. решетками, с двойными рамами. Дверей три, одна в паперти, обитая железом; входная в церковь со стеклами, с медною решеткою; в ризнице, сторожке и под колокольнею - поодной малой двери, а в боковом левом приделе двойная дверь; наружная обита внутри листовым железом.
В главном алтаре, справа, камин, а слева круглая железная печь; в церкви две железные печи; в ризнице и сторожке - две малых печи; церковь снаружи и внутри оштукатурена и выкрашена. В паперти, ризнице и сторожке пол плитный, в церкви -деревянный, двойной, с 4 продушинами в гранитном цоколе. Церковь и прочие помещения теплые.
В храме достопримечательны: 1) икона пророка Илии, питаемого воронами. На ней сребропозлащенная, с венцом, риза весит до 9 фунтов. Икона особенно уважается. Она стоит за правым клиросом, в киоте, за стеклом. 2) Древняя икона Богоявления, за левым клиросом, в ризе 84 пробы, в новой киоте, с позолоченными венчиками. В ризе весу 8 фунтов 65 зол. Первая икона вынесена из старой церкви во время пожара, вторая написана в 1763 г. 3) Евангелие в лист (М. 1701).
Метрические и исповедные книги ведутся с 1803 г. и почти в целости. Приходорасходные с 1809 г., клировые с 1866 г. а обыскные с 1804 г.
Причт сперва состоял из священника, дьячка и пономаря; с 1876 г. состоит из священника и псаломщика. Из прежних священников известны: Алексей Гаврилов, упомянутый в грамоте на освящение храма; Феодор; Алексей Федоров, сын его, служивший с 1805 по 1830 год; Иоанн Иоаннов (18301838). Все они выводились в священство из дьячков. Потом служили уже окончившие курс семинарии, как то: Александр Николаев Чернов (1838-1867); Иоанн Михайлов Землянский (1867-1871), Григорий Сергиев Тихомиров (1871-1877) и, служащий ныне, Алексей Михаилов Бердюговский.
Церковный капитал составляют 5 билетов по 100 р., один в 150 р., один в 113 р. 50 к. и один — в 1000 р. Часть процентов идет на причт.
По штатам 1843 г. священнику давалось жалованье 180 р. дьячку - 70 р., пономарю - 60 р.; кроме того причт 10 лет получал вспомогательный, из синодских сумм, оклад в 300 р. В 1776 г. место пономаря упразднено и священник стал получать 200 р., псаломщик — 70 р.; по указу духовной консистории от 14-го июля 1879 г., за № 1993, священнику дается 240 р. и псаломщику - 80 р.
Земли у причта 33 дес. из них удобной под сенокосом и огородами 5 дес.; остальные под заливным болотом. В 1863 г. лучший участок церковной земли — в 2 1/2 дес. и — еще, при Лиговской приписной церкви, в 1 ¼ дес. заняты новым каналом, за что причту выдано 280 руб. для пользования процентами.
Прежде члены причта имели помещение в домах построенных владелицами г-ми Борх и Лаваль, на церковной земле. Потом приходилось или покупать дом у предшественника, или строить новый, или, что бывало чаще, нанимать избу у крестьянина. При постройке новой церкви, куплен был, у крестьянина Трофима Александрова, старый деревянный, одноэтажный дом, купленный крестьянином у прежнего священника Иоанна Землянского; за дом заплачено 303 р. из процентов с капитала г. Касаткина. Тут и живет священник. Для псаломщика дома не имеется.
Приход граничит: с севера и запада с Ладожский озером, с юга и востока - лесом, кустарником и болотом. На пути к Новой Ладоге, по каналам, находятся селения.
Подле церкви, по новому каналу, село Черное (65 двор.); населенное крестьянами и солдатами (150 душ мужск. и 176 женского пола); в версте от церкви, на берегу озера деревня Стряковцы (24 двора; мужск. 79 и 80 женск. пола); в версте от церкви, на старом канале — Чернослюзская слобода (20 двор. мещан и отставных солдат; мужск. 30 и женск. 42); в пяти верстах от нее, по старому каналу Белозерки (10 двор. мужск. 17 и 22 женск. пола); в 10верстах от церкви, по старому каналу Кивгоды (21 двор.; мужск. 50 и 46 женск. пола); в 4 верстах выше Кивгоды, в 15 верстах от погоста, на старом канале — Лигово, из 59 дворов; в числе их — 36 дворов раскольнических; мужск. 90 и 116 женск. пола; в 15 верстах от погоста, в 4 верстах от Лигова слобода Петербургская (14 двор. 30 душ мужск. и 31 женск. пола); в 5 верстах от церкви караулка, наз. Черни или Зеленомостье; тут живет семья из 2 челов. мужск. и 3 женского пола.
В 1821 году к здешнему приходу приписан соседний приход села Лигова, с деревянной церковью Петра и Павла.
Всех прихожан муж. пола 418, женского 455; раскольников 47 м. п. и 83 ж. Сообщение с деревнями затрудняется, зимой, от наносов снега с озера, а осенью и весною от болот и грязи.
Прихожане занимаются рыбной ловлей. С 1880 года, когда страшные бури поломали у них рыболовные снасти, рыбный промысел упал и крестьяне стали заниматься гонкой судов, сбытом сметаны, молока, ягод и пр. в Петербург; беднейшие поступили в работники к более зажиточным.
Школа открыта священником Черновым в 1845 г. В 1879 г. построено для нее особое здание и школа передана в ведение земства. Ныне в школе учится до 30 мальчиков и 5 девочек. Учительница получает за уроки 300 р.; закон Божий преподает священник; попечителем состоит добрый и гуманный человек, бывший капитан сербской службы, ныне русский подданный, техник Владимир Антонович Махачко. В течении 2 лет он уплатил 120 р. недоимки, бывшей на школе, на 600 р. окрасил школу, устроил гимнастику, давал детям подарки, например серебряные часы мальчикам и браслеты девочкам.
Прихожане соблюдают уставы церкви, но храм посещают не усердно. В обыкновенные праздники бывает в церкви не более 50-60 человек; в большие праздники - до 400.
Местные праздники суть следующие: село Черное и деревня Стряковцы празднуют Пр. Илии и Богоявлению; в Богоявление бывает крестный ход на канал Александра II; в Ильин день крестный ход вокруг села Черного установлен в 1846 г. в память холеры; вокруг села бывает крестный ход и 23 июня; в деревне Стряковцах бывает крестный ход 24 июня, в Чернослюзскую слободу 8 июля, в Кивгоды 10 июля и 6 августа, в Лигово 6 августа и 29 июня.
В приходе 3 кладбища: одно старинное при церкви, обнесенное оградой, в которой, на месте разобранной церкви, построена деревянная часовня; другое, такое-же древнее, обнесенное деревянным забором, находится в 4 саж. от первого, на берегу Ладожского озера. Кладбище это было неудобно, во 1-х от того, что по вырытии могилы на пол-аршина, могила наполнялась водою, а по вырытии на аршин, земля осыпалась и нужно было рыть снова; во 2-х от того, что, во время бурь, смывало и сносило могильные камни; в 1881 году кладбище закрыто; третье кладбище у Петропавловской церкви, в Лигове; тут погребаются умершие только из Лигова и Петербургской слободы.
В 15 верстах от с. Черного к Ладоге, за рубежом нового канала есть Лиговская церковь Петра и Павла, построенная прихожанами в 1744 г. и в 1823 г. приписанная к Черновской церкви. Она деревянная, одноглавая, холодная, обшитая тесом; крыша и купол ее покрыты дранью. Длина ее 8 саж., ширина 3 саж. 1 арш.; два окна внизу и два вверху; в алтаре 3 окна, все с железными решетками. При церкви колокольня. В церкви есть документы прежних годов, начиная с 1804 г. Антиминс ее печатан на холсте в 1744 г. и подписан Тихоном еписк. Ладожским и Кексгольмским. В церкви служат: на 2 седмице Великого поста, на 4 день Пасхи, 29 июня, 24 июля, 6 августа и 16 января. Из прежних священников этой церкви известны только о. Каллиник и о. Георгий.
В 1883 г. Государь Император, с супругою и с Наследником Цесаревичем, проезжая из Сясьских Рядков, где открыт был новый канал, посетил Лиговскую церковь и пожертвовал на поддержку ее 100 р. с.
В Лигове есть раскольничья моленная, а в дер. Кивгоде православная часовня.
На берегу Ладожского озера есть два огромных камня, лежащие на аршин в воде и на сажень сверх воды. Один находится на границе между Черновским и Кобонским приходом, другой близ дер. Кивгоды. По величине своей они издали довольно приметны, но для судопромышленников и рыболовов не опасны.
Священник Алексей Бордюговский.
Декабря 20 дня, 1883 года.
К оглавлению.
17) Церковь св. Николая в Кобоне.
Село Кобона находится в 104-х верстах от Петербурга, в 45-ти от Новой Ладоги, на Ладожском канале у речки Кобоны, в 150-ти саженях от Ладожского озера, на ровном болотистом месте.
По преданию здесь прежде была деревянная, пятиглавая, с деревянною колокольнею, церковь, сгоревшая в св. четыредесятницу, 1815 года, от неосторожности церковного сторожа. Она была во имя св. Николая, с приделами Петра и Павла. В конце 1815 г. служили в деревянном дворце, который был устроен для отдыха императрицы Анны Иоанновны, во время копания Ладожского канала. Чрез 6 лет, при усердии священника Стефана Алексеева, выстроен на сборные деньги нынешний каменный храм, во имя св. Николая, с приделами Петра и Павла и Параскевы Пятницы. Постройкой распоряжался с.петербургский купец Филатов. На окончательную отделку храма было выдано из комиссии духовных училищ 10 тыс. руб. без процентов, с уплатою в течении 5-ти лет. Постройка церкви стоила 19 тыс. руб. Когда церковь обветшала и стала тесна, то, по указу консистории от 13-го июня 1860 г. за № 3153, сняты боковые приделы 15-го августа 1861 года, и вся церковь обновлена по смете архитектора Щурупова, насумму в 2,924 р. 39 к. сер. Из этих денег 613 р. 50 коп. было собрано по книжке, а остальные от церкви.
В церкви достопримечательны: напрестольный сребропозлащенный крест, приношение графов Мусиных-Пушкиных, и остатки оловянных священных сосудов, найденные, в 30-х годах, одною крестьянкою в колодце, среди поля. На месте находки устроена священником Алексеевым деревянная часовня, в которой есть деревянный крест и туда ежегодно, 14-го сентября, бывает из церкви крестный ход.
До 1814 года причт составляли: священник, дьячок и пономарь; просвирнею была вдова-крестьянка. В ведомостях 1815 года показан диакон Алесей Степанов, сын местного священника, произведенный из пономарей. Кроме Степана Алексеева, бывшего при устроении церкви, известны: о. Илья, предшественник его, и о. Феодор Боголюбов поступивший на место Алексеева в 1839 году. По переходе Боголюбова в Усть-Ижору, поступил священник Разумовскгй; чрез 2 года он переведен в село Ивановское (шлиссельб. уезда) и на его место поступил, служащий ныне, Николай Розанов.
До штатов причт пользовался доходами за поминальные обедни и за исправление треб. Доходов получалось до 300 р. Кроме того собиралось масла и, в счастливые годы, рыбы, на 10 р. сер. В Пасху и в храмовые праздники получалось по одному хлебу с семьи. Всего собиралось до 60 пуд. на 50 р. сер.; в великом посту давалось каждым исповедником по 3 коп. С 1843 года причт, во 4му разряду, получает жалованья 340 р. сер.
Земли при церкви 33 дес. Из них сенокосной 12 дес., пахатнои 8 дес., неудобной, поросшей мелким лесом и под дорогами 12 дес.
Причт живет в собственных домах.
Приход граничит с востока, мызою Матовою — Верольского прихода, с запада - Ладожским озером, с севера - приходом села Черного, с юга - Лукинским приходом шлиссельбургского уезда. Приход составляют: 1) село Кобона — при Ладожском озере и при канале; 2) деревня Лава на канале, отчисленная в 1853 г. от Лукинского прихода; 3) Леднево при озере и при канале; 4) Низово и 5) Ручьи. Кроме крестьян в приходе есть мещане и солдаты. Всего в приходе 893 муж. пола и 1,000 женск.
Мимо Лавы и Ручьев проходит почтовый архангельский тракт.
Жители, кроме земледелия, занимаются заготовкою дров и рыбной ловлей.
Грамотных до 350-ти человек. Обучением детей занимается причт, с 1850 года крестьянами занимается учитель, получая, за каждого учащегося, от 50 до 75 к. сер. в месяц. Прихожане храм посещают усердно и кроме общих праздников празднуют тем святым, которым посвящены деревенские часовни. Крестные ходы бывают: 23-го апреля — в Кобоне, 29-го мая и 15-го июля — в Ледневе, в память скотского падежа; 13-го июля там же, в память холеры, в первую пятницу Петрова поста — в Низове, к чудотворной иконе Параскевы; 30-го июня — в Низове в память холеры и 31-го июля сюда же, в честь святого патриарха Модеста; 20-го июля — в Лаву в память скотского падежа, 28-го июля — в Низово, по тому же случаю; 15-го августа — в дер. Ручьи; 11-го сентября — в часовню близь Кобоны.
Кладбище одно, при церкви, близь Ладожского озера. Часовен шесть. Из них — две в Кобоне и, по одной в Низове, Лаве, Ледневе и Ручьях.
К оглавлению.
18) Николаевская церковь в Вероле.
Село Верола находится в 110 верстах от Петербурга и в 36 от Новой Ладоги, при реке Кобонке, в версте от Архангельского тракта, среди болот, большею частию залитых водой и служащих резервуаром для Ладожского канала. Название села, несомненно, Карельское.
Старожилы деревни Бор и др. деревень говорят, что их предки переселены сюда из России помещиками, каковы были напр. князья Мещерские, княгиня Голицына, Лупандина,и их преемники - Грушевский и Окунева. Но рассказ о переселении должно относить только к некоторым крестьянам, так как селение Верола и др. соседние деревни упоминаются в писцовых книгах. Там сказано: «в Городенском погосте Великого князя волости за бояры и за детьми боярскими и за служилыми детьми в поместьи, Волость Великого князя Бобядище и Верола». Дальше перечисляются деревни, известные в настоящее время, как напр. Маруя, Лемосарь, Кобона, Бор, Вирола, Выстав, Митола. О церкви в писцовых книгах ее говорится. Не было ее и в 16 и 17 веках. Первая церковь построена была здесь около 1750 г. и скоро сгорела. На место ее в 1759 г. перевезена была деревянная церковь из усадьбы Стуглева Ильинского прихода. По надписи на кресте, висевшем в алтаре, видно, что церковь во имя Введения освящена при Елизавете Петровне, по благословению архиепископа Димитрия, Староладожского Иванского монастыря игуменом Феодосием, в 1759 году 27го сентября. Храм этот, к 1830 году, обветшал, и потому, указом Консистории, от 9-го августа 1845 г. за № 3577, разобран. Нынешняя же каменная церковь построена в 1838 г. помещиком генералом-лейтенантом Максимом Константиновичем Крыжановским. Не успев достроить ее, за смертью, Крыжановский оставил на это некоторую сумму, купившему у него поместье, полковнику артиллерии, Михаилу Аполлоновичу Майкову, который и достроил храм при участии причта. Храм построен по плану архитектора Висконти. Он посвящен св. Николаю. Антиминс его освящен митрополитом Никанором 2-го декабря 1851 г. Храм освящен 24-го сент. 1838 г. Новоладожским протоиереем Михаилом Грузинским, при священнике Павле Приморском.
В храме достопримечательны две старинные, Греческого письма, иконы: Николая "с деяниями" и Введения, и оловянный ковчег, хранящийся в ризнице.
С 1811 г. ври церкви имеется дом, купленный за 400 р. на средства церкви у священника Игнатия Вознесенского. В нем живет священник. Церковной земли 33 дес. Капитал церковный — в 1,000 р. Из позднейших жертвователей на церковь достойны упоминания местные землевладельцы гг. Штальман и Рожнов.
С 1810 по 1844 год причт составляли: священник, диакон, дьячок и пономарь. В 1844 г. диаконская вакансия закрыта. Из прежних священников известны: Михаил, из крестьян дер. Глажево, умерший в 1780 г. Косма Петров из здешнего причта, умер в 1812 г. Нестор Федоров, сын дьячка, умер в 1830 г.; Павел Герасимов Приморский, сын Петербургского дьячка, выбывший, в 1844 г., на др. место; Игнатий Иванович Вознесенский, сын диакона села Помялова, выбывший, в 1877 г., в Васильково; Николай Васильев Белявин, сын священника села Гавсари, служит в настоящее время.
С 1844 г. причт причислен к 4му классу. Ныне священник получает 196 руб., псаломщик 68 р. 60 к. Из церковной земли большая часть под болотом, оврагами и мелким кустарником. Из 33 десятин при церкви находится 20 дес., а 13 — в 4х верстах, за рекою Кобонкою. Часть пахотной земли отдается крестьянам дер. Бор для обработки, за "пятый сноп", а луговая часть вытравляется крестьянским скотом.
С 1869 г. причт получает проценты с капитала в 1,500 р., завещанного помещиком Вихляевым на поминовение Алексия и Евгения.
В 1878 г. получен еще билет в 150 рублей за поминовение "Феофана" от неизвестного.
Соседние приходы: Кобонский, Сарский, Гавсарский и Теребужский. Чрез деревни Колосарь, Выстав, Лемосарц Сухое и Маруя проходит почтовой Архангельский тракт. В приходе есть 4 поместья: Маикова, Жандр, Рожнова и Барановского. Деревень в приходе восемь: Лемосар, Сухое, Митола, Выстав, Бор, Мостовая, Маруя и Колосарь. Последняя деревня перечислена к здешнему приходу от Теребужского в 1865 году. Всех прихожан мужск. 796 и 814 женск. пола. Они занимаются хлебопашеством, зимою заготовкой дров. Грамотных одна 5-ая часть. Школа только одна в деревне Выстав, содержимая крестьянами, с участием земства.
Сельские праздники суть следующие: в деревнях: Сухом, Лемасари и Маруи празднуют св. Николаю, в Митоле - Преображению и Введению, в Выставе — Покрову и Введению, в Мостовой и Бору - Параскеве, в Колосари - Казанской Б. М. Некоторые постятся пред днем Покрова и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Крестные ходы бывают: в Мостовую и Выстав - 29го июня, в деревню Бор — в Тихвинскую; в Лемасарь и Колосарь - 8го июля; в Марую — в Ильин день, в Сухое — в Успеньев день, в Митолу - 3го июля — в день муч. Иакинфа.
По одной часовне находится в Бору, Мостовой, Маруи и Колосори; две — в Выставе. Одна из часовен деревни Выстав находится в ¼ версты от деревни, на Архангельском тракте. Об этой часовне есть предание, что она выстроена крестьянами на месте общей могилы, будто бы вырытой во время сильного мора. Когда мор был весьма силен и некому было хоронить, то больные сами приходили к могилам, ложились на доску на краю могилы и здесь умирали. Следующий пришедший сюда больной спихивал своего предшественника в могилу и ложился на его место, чтобы, в свою очередь, умереть. При часовне в дер. Колосарь есть остатки кладбища с надгробными, вросшими в землю, плитами. В селе Вероле - три кладбища: одно старое, на месте прежней церкви, уже давно поросшее кустарником, другое при нынешней церкви и третье — в ¼ версты от церкви. На последнем хоронят в нынешнее время.
Священник Николай Белявин. 1883 г. ноября 20го.
К оглавлению.
19) Церковь Пророчицы Анны в Веготе.
Деревня Вегота находится в 122 вер. от Петербурга и в 21 версте от Новой Ладоги, на проселочной дороге, у озера, на местности несколько возвышенной над соседними болотами.
Церковь освящена 30 декабря 1853 г. во имя Анны Пророчицы. Она деревянная, на каменном фундаменте, о 5 главах, обшита тесом, внутри оштукатурена, покрыта железом и окрашена медянкою. Построила ее княгиня Анна Иоанновна Волконская, урожд. княжна Варшавская; антиминс освящен еписк. Христофором 1853 года июня 19 и подписан митр. Никанором. Иконостас — в 5 ярусов. В числе предметов церковной утвари более замечательны: иконы Нерукотворенного Спаса и Владимирской Божией Матери ; плащаница, дарохранительница, священные сосуды, венцы и пр. Все это хорошей работы и для деревенской церкви чрезвычайно ценны. Так киоты для икон стоят 300 р. с. плащаница160 р. с., венцы - 72 р.; в дарохранительнице серебра 2 ф. 38 зол.
Причт составляют: священник, дьячок, пономарь и просвирня. С основания церкви священником был Матфий Григорьев Розанов; по переходе его к новоладожскому Никольскому собору поступил, в 1872 году, Всеволод Ив. Лебедев; после него служили: Михаил Григорьев Лебедев, Иоанн Михайлов Каменский. Ныне служит Александр Кондратов Колумбов. По штату причт причислен к 4 классу и получает 350 р. Есть еще проценты с капитала в 750 р. О прихода собирается на причт до 3 пудов масла и до 300 яиц. Хлеба собирается в Пасху до 15 пудов. Доходы за требы до 500 руб. Земли у причта 34 дес. 563 кв. саж. В этом числе пахотной земли 18 дес.; перелога с лесом и кустарником 9дес. 400 саж.; соснового лесу 1 дес. 1,425 саж.; под дорогою — 1,050 саж.; сенокосу 5 дес. 88 саж.
Княгинею Волконскою построены три дома для причта и 1 для сторожа. До 1872 г. приход состоял из 11 деревень В 1872 г. деревни: Выдрино, Гнилки, Монастырек и Голтово отошли к Теребужскому приходу. Ныне к приходу принадлежат: Вегота (12 дв.) у церкви, Сюря (64 дв.) и Черноушево (69 дв.) в 3 верстах, Лавния (73 дв.) в 7 верстах, Чаплипо (53 дв.) в 5 вер., Нурма (34 дв.) в 8 вер и Паля (25 дв.) в 10 верстах.
Приход находится среди болот и лесов. Ближайшие к нему приходы: Дубенский, Песоцкий и Теребужский. Прихожан м. п. 626, женск. 795.
Сообщение деревень с погостом весьма затруднительно. По болотам положены бревна, которые, расплываясь в осеннее и весеннее половодье; во все остальное время лежат как попало; в других местах бывает топь непроходимая. Деревни здешние прежде принадлежали к приходам: Песоцкому, Гавсарскому, Дубенскому и Теребужскому. Когда княгиня Волконская купила поместье и построила церковь, тогда составился особый приход.
В приходе есть два озера: Раикатское, в 3х верстах и Веготское — в версте от церкви. Они лежат в болотах.
В приходе пролегает одна почтовая дорога — Новоладожская.
Жители занимаются земледелием, извозом, гонят смолу и деготь, делают уголья; в деревне Сюрьи делают кирпичи и глиняные горшки.
Раскольников-Федосеевцев в приходе муж. пола 279 и 373 женск. Больше всего их в деревнях: Лавнии, Полях, Чаплине и Черноушевой. Моленная, бывшая в Лавнии, в 1856 году запечатана. Особенно сильное влияние на раскольников имели крестьяне деревни Лавнии — Моисей Григорьев, Иларион Марков и Симеон Иоаннов; исправляя по домам требы, они не прочь были увлечь православного. При открытии здешнего прихода раскольники были весьма скромны и, хотя наружно, исполняли обряды православной церкви. Но с шестидесятых годов стали открыто чуждаться и вполне укоренились в расколе.
Прихожан грамотных едва 5-я часть. Школ постоянных нет; по деревням есть грамотные, которые берут детей в ученье; учебным занятиям причта препятствует отдаленность многих деревень от церкви.
В праздники многие прихожане посещают церкви ближайших приходов. В обыкновенные праздники в церкви бывает около 10-ти человек.
Местные праздники следующие: в Веготе празднуют Покрову, в Лавнии, — св. Николаю, в Черноушевой - Георгию, в Сюрье, Нурме и Полях - пророку Илии, в Чаплине - Преображению. Крестные ходы бывают следующие: в Сюрью - 23го июня, в Чаплино - 26го июня, в Ветоту - 1го октября и в первое воскресенье после Петрова дня, в Черноушево - 8го июля, в Нурму - 10го июля, в праздник «Положения Ризы Господней». Большая часть крестных ходов установлена в память спасения от сибирской язвы, бедствия, слишком часто постигающего здешнюю местность.
Из обычаев над умершими та особенность, что, после поминок, близкие родные покойника кланяются в ноги причту и, с причитаниями, благодарят духовенство за поминовение и молитвы.
В святки молодые люди поют «коляду», впрочем не столько из уважения к обычаю, а скорее в видах получения подарка или денег на пряники.
В числе народных рукописей, ходит во рукам известный "сон Богородицы" . Еще в одном раскольническом доме найдено рукописное сказание о консисторском увещании одному раскольнику Мартину.
В приходе есть 6 деревянных часовен, соответственно сельским праздникам. В них есть старинные деревянные кресты, с обычным указанием, когда в этой часовне праздновать.
К оглавлению.
20) Церковь св. великомученика Феодора Стратилата в погосте
Песоцком.
Песоцкий Федоровский погост находится в 131 версте от Петербурга, в 20 от Новой Ладоги и в 8 от Старой. Ближайшая к нему пароходная пристань находится в Старой Ладоге, почтовая же станция — в 10 верстах, в деревни Черноушевой, на Новоладожском тракте. Церковь стоит на правом гористом берегу речки Песчанки и окружена полями и домами причта.
Что в старину была здесь церковь во имя великомученика Феодора и погост назывался Песоцким Федоровским еще в иб веке, это видно из следующих слов "писцовой книги воцкия пятины письма Дмитрия Васильевича Китова, да Никиты Губы Семенова сына Моклакова". "Погост Феодоровский Песоцкий, на погосте церковь Феодор святой, на погосте церковные земли девять коробей ржи в поле, сена тридцать копен". Чрез 267 лет, эту ли или другую, позднее выстроенную, деревянную церковь, во имя св. великомученика Феодора Стратилата, грамотою 1768 г, данною архиепископом Гавриилом, приказано было, за ветхостью, разобрать и употребить для печения просфор, а вместо оной построить нынешнюю церковь в тоже имя с приделом Нерукотворенного Спаса. В грамоте повелевалось церковь заложить, с надлежащим, по чиноположению церковному, молитвословием, священнику Терентию Никифорову. Главный храм освящен июня 7-го 1771 г., а придел - 8го июня, что видно по надписям на подпрестольных крестах. Храм освятил протоиерей Новоладожского собора Георгий Моисеев с другими священниками. В 1858 г. вместо колокольни, стоявшей отдельно от церкви, построена новая высокая и красивая, составившая одно здание с храмом. Из прежней колокольни сделан сарай для церковных дров. В 1877 году храм покрыт, на церковную сумму, железной кровлей. Иконостасы в храме старинные; лики на многих иконах стерлись, позолота почернела или совершенно исчезла. В церкви 11 окон. Высота храма 2 сажени; высота колокольни около 12ти сажень; длина главного храма с алтарем - 8 саж.; длина придела 5 саж. Антиминс главного храма освящен епископом Христофором 1853 г., 19-го июня. Антиминс придела, на белом канифасе, освящен Гавриилом архиепископом с.петербургским и ревельским 1770 г., июня 6-го.
В храме достопримечательны: 1) икона св. Николая Чудотворца, и в ней: перст, на который “капнула кровь Господня” и частицы моищей Николая Чудотворца, апостола Андрея, Иоанна Предтечи, Феодора Стратилата и трех святителей вселенских. В 1879 г. священник Михаил Дмитриев, с причтом и церковным старостою, по резолюции Гермогена епископа ладожского, вынули эти частицы из иконы и вложили в особый ковчежец. Ширина иконы 13 вершков и длина 1 арш. и 1 вершок. Икону пожертвовала в декабре 1850 г. петербургская почетная гражданка Мария Андреева Иконникова. Подле иконы, в рамке, перечислены находящиеся здесь святыни и потом написано: «означенные частицы, находящиеся в иконе Святителя и Чудотворца Николая, находились на сбережении в Воскресенском соборе города С.-Петербурга и, по исправлении, положены мною обратно, на прежнее место в иконе. 1850 года, октября 22-го, означенного собора протоиереи Николай Раевский". 2) Оловянные священные сосуды, с принадлежностями, находящиеся здесь около 120 лет. 3) Евангелие, изд. в Москве в 1751 г., при Елизавете Петровне. При изображениях евангелистов имеются следующие стихи.
У Матфея: Матфей род Христов плотски родословит; Разны языки к вере в него ловит. О Матфеева предобрая милостыня! Како судию стяжа неумытна?
У Марка: О святый Марко! коль сердце ти жарко! По Христе Бозе во страдании мнозе В проповедь слово завета Егова Труд положившу, тем мир просветившу.
У Луки: Лука врач внешних скорбей быв искусен И святых икон писатель не гнусен, Скорбей душевный лучший врач явися Чтущ сего книги духвне целися.
У Иоанна: Кто ин, яко же Иоанн, нов Моисей Бога слова в Бозе сказа в мудрости мнозе От девы нетленны воплощенна под веки Плотски же распята, да спасет человека.
Евангелие обложено темно-зеленым бархатом с украшениями из серебра. 4) Служебник в полулиста, изд. в 1676 г. По листам, начиная с 71 — и написано: "Лета 1679 г., октября в 3й день дарю сию книгу служебник. Софейского дому казначей иеромонах..." (дальнейшие слова заклеены бумагой). 5) Храмозданная грамота, подписанная архиепископом Гавриилом и выданная в 1768 г. из Свято-Троицкого Александра-Невского монастыря, из архиерейского дома. 6) План и фасад церкви и местности. 7) Копия с подлинного геометрического специального плана и 8) межевая книга на церковную землю, выданная из Новоладожского нижнего земского суда в 1780 г., за № 14, с приложением государственной печати.
С 1843 г. причт составляли: Священник, дьячок, пономарь и просвирня. Из прежних священников известны. Никифор Иоаннов + 1773 г.; Терентий Никифоров, упомянутый выше + 1779 г.; Симеон Трифонов + 1828 г.; Иоанн Симеонов + 1849 г. Двоюродный брат последнего, Алексей Дмитриев Песоцкий, определенный сюда сперва на год, потом на полгода; впоследствии был послан в Зеленецкий монастырь, где и скончался; Евфимий Долоцкий служил с 1844 по 1876 год; потом, до 1881 года служил Михаил Дмитриев, переведенный отсюда в село Заднево (Новоладожск. уезда). С июля 1881 года священствует Николай Лебедев.
Причт сперва содержался доходами от треб, а в 1843 г. отнесен к 4 классу; ныне священник получает 220 р. в год, дьячок - 70 р. Доходу получается до 400 р. в год на, всех. Кроме того причт пользуется процентами с капитала в 1,000 р. положенного на вечное поминовение дочерью статск. советника Мариею Алексеевною Васильевою. Церковной земли 215 дес. Из них усадебной 2 дес., пахотной 47 1/2 дес. сенокосной 15 дес., а 150 дес. под кустарниками. Петровшины собирается около пуда масла и около 200 яиц; осеншины около 1 пуда льну и до 3 четвериков гороху.
Причт помещается в 2 церковных домах. Дом для священника куплен в 1882 г за 600 р. у прежнего священника Михаила Дмитриева. Для дьячка дом построен в 1883 г. за 350 р. Есть еще сторожка и сарай для дров.
Церковь содержится приношениями прихожан и процентами с капитала в 500 р., пожертвованного тою же Васильевою. Ныне церковного капитала 842 р. 21 коп.
Приход состоит из 9 деревень Песоцкой волости. Это суть: Соловьево, в 4 верстах от церкви; Черневщина, у церкви; Кисельна, при речке Песоцкой, в версте от церкви; Селиверстово, при ручье Романовском, в 3 вер.; Новая при р. Елене, в 4 вер.; Угол, при той же речке, в 5 вер; Кипуя, при р. Кипуйке, в 7 вер., Винная речка, при ручье Винном, в 10 вер.; Кути,при р. Елене, в 8 вер. Всего прихожан муж. пола 627, женск. — 659.
Кроме земледелия прихожане заняты - летом, тягою судов на каналах, а зимою, взвозом в Петербурге и рубкою леса. Грамотных в приходе мало. С 1855 года была школа в церковной сторожке и в ней у священника Евфимия Долоцкого, училось до 20 человек. В 1876 г. учреждена земская школа, бывшая сперва в Черневщине, близь церкви, а с 1879 г. переведенная в Кипую, в 7 верстах. В 1883 г., по согласию крестьян Черневщины и Кисельны, устроена земством, в Черневщине школа грамотности. В обеих школах учат воспитанники земской учительской семинарии; закону Божию учит священник; за уроки в Кипуйской школе он получает 30 р. в год, в школе грамотности преподает безплатно. Попечителем Кипуйской школы состоит старшина Песоцкой волости Феодор Исидоров/
Молящихся в праздничные дни бывает от 50 до 100 человек. Малочисленность объясняется близостью Новой Ладоги, куда крестьяне ездят, в праздничные дни, на базар.
Местные праздники суть следующие: Феодору Стратилату празднуют: Черневщина, Кисельна, Новая, Угол и Селиверстово; Пророку Илии - Соловьево, Параскеве - Кути; св. Николаю - Кипуя и Винная речка.
Крестные ходы, кроме 6 января и 1 августа на речку Песоцкую, бывают: 9 мая и 23 июня — в Кипую, 8 июня и 1 августа — в Кисельну, 10 июля и 16 августа — в Черневщину, 4 и 20 июля — в Соловьево, 29 июня — в Селиверстово, 15 июля в Винную речку, в Ильинскую пятницу в Кути. Крестные ходы установлены в память скотских падежей.
Кладбище одно, обнесенное, в 1882 г. каменною, из булыжника, оградою.
Часовен три: в Кутях имя Параскевы, в Кипуе во имя св. Николая Чудотворца и в Соловьево имя Пророка Илии.
1883 г. ноября 29 дня. Священник Николай Лебедев.
К оглавлению.
21) Георгиевская и Успенская церкви в Теребужском погосте.
Теребужский погост находится в 118 вер. от Петербурга и в 35 вер. от Новой Ладоги, на р. Теребужке, в 2 вер. от Староладожского шоссе.
Что церковь существовала здесь уже в 16 веке, видно из следующих слов писцовых книг: "На погосте церковь Великий Егорей, на погостеж... двор поп Андрей, двор дьяк церковный Захария, двор проскурница Овдотка, двор сторож церковный Федотко". По преданию, здесь, кроме упраздненной ныне Георгиевской церкви, существовала другая церковь Казанской Божией Матери, построенная помещиком кн. Мещерским. Из указа духовной консистории, от 27 мая 1809 г. за № 1687, данного Новоладожскому духовному правлению, вследствие прошения священника Иакова Иванова о дозволении строить колокольню и поправить Георгиевскую церковь, видно, что церковь пострадала от пожара. В прошении священник Иванов писал: "сего 1809 г. марта 27 дня, пополудни в 5 часов, по случаю выкинутия, у второго священника Иоанна Лукианова, из трубы огня, сгорели все священно-церковно-служительские дома и церковь упраздненная, Казанския Богородицы, — также и колокольня, другая же церковь, св. великомученика Георгия, хотя спасена от пожара собравшимся народом, однако, при выносе церковного имения и иконостаса, претерпела многие повреждения, как-то: в иконостасе, кровле и разломании крыльца, ведущего в коридор в церковь, почему просит позволения поправить на оставшуюся, от 1808 года, сумму кошельковую 40 р. и свечную 150 р.; а на постройку сгоревшей колокольни выдать сборную книгу". Начальство дозволило израсходовать кошельковую сумму, не касаясь свечной.
Надпись на кресте, висящем в алтаре, показывает, что Георгиевская церковь освящена "при царстве благочестивейшия... Елизаветы Петровны всея России и при наследнике ея, внуке Петра Первого, благоверном Государе великом князе Петре Феодоровиче и обрученной невесте его благоверной государыне, великой княжне Екатерине Алексеевне, по благословению... преосвящ. Амвросия архиепископа Великоновгородского и Великолуцкого, в лето 1744 индикта 10 месяца ноемврия 11 числа, на память святых Мины, Виктора и Викентия и преподобномученицы Стефаниды, Новые Ладоги, Николаевского собора священником Иоанном Евдокимовым соборне". Храм построен на средства прихожан; упразднен в 1870 г. по указу консистории от 16 сентября за № 4196.
Нынешний храм (кроме колокольни), по указу духовной консистории от 29 января 1858 г. за № 90построен в 1869 году по плану архитектора Сычева на церковную, сборную и пожертвованную прихожанами сумму. Колокольня построена в 1879 г. по указу духовной консистории от 29 июля 1877 г. за № 2610, на церковную сумму. Постройка церкви с колокольнею, без иконостаса и икон, стоила 14,517 р. 48 коп. Церковь освящал 28 июля 1869 г протоиерей церкви села Василькова Александр Белявин.
Храм св. Георгия, с приделом Петра и Павла, деревянный, с одной главой. Антиминс главного алтаря, полотняный, освящен Феофаном архиеп. Новгорода и Великих Лук, в 1733 г. мая 2. Антиминс придела освящен митр. Никанором в 1853 году.
Храм Успения каменный, пятиглавый, однопрестольный. Антиминс его освящен преосв. Палладием 1868 г. февраля 25. Длина храма 19 ½ саж., ширина 12 саж., высота 5 1/2 саж.; высота колокольни 13 саж.
В храме достопримечательны: 1) два напрестольных сребропозлащенных креста. В одном вложены частицы св. мощей, в другом часть древа Креста Господня и 33 частицы мощей. На нем написано, что он пожертвован в 1865 г. Верою Керстен, урожд. Рымлевой. 2) колокол, найденный 80 лет тому назад в лесу, весом в 3 пуда, на нем по-польски написано имя жертвователя и время пожертвования.
Сперва причт составляли: два священника, диакон, два дьячка, два пономаря и просвирня. С 1843 года причт состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни; по штату 1876 г причт составляют священник и псаломщик. Из прежних священников известны: Иаков Иванов, погребенный в селе Черном, на Ладожском канале; Иоанy Лукианов, погребенный здесь; Михаил Горанович, неизвестно куда перешедший; Константин Зеленецкий, переведенный в село Песье (Гдовского уезда), Иоанн Миролюбов, умерший в Петербурге, в 1851 г. от холеры; Феодорь Миролюбов, перешедший в 1854 г. в военное ведомство; Иаков Покровский, умерший в 1877 г в Петербурге; Александр Лебединский, переведенный в 1876 г. в Шлиссельбург, а ныне служащий при Воскресенском Новодевичьем монастыре, в Петербурге. Ныне священствует Антоний Дубровицкий.
Церковь содержится на кошельковые суммы; своего капитала имеет 142 рубля.
До штатов причт содержался доходами за требы, доходами от земли, сбором петровщины и крестовиков. С 1854 г. священник получает жалованья 220 р., дьячок 70 р., пономарь 60 р., просвирня - 80 р. в год.
Церковной земли 54 дес. 741 саж. Из них пахотной 21 дес. 1,900 саж, сенокосной 26 дес. 1,000саж. Из этого количества на долю священника выходит 24 дес. 250 саж, дьячку и пономарю по 9 дес. 94 саж., просвирне - 6 дес. 62 саж. Земля подле церкви, почва суглинистая.
Священник живет в деревянном, приобретенном прихожанами доме, причетники в собственных домах.
Соседние приходы: Веготский, Сарский, Хотовский, Верольский и Васильковский. Он состоит из 20 деревень и одного Сойкинского караульного дома. Эти деревни суть следующие: Лужа (65 дв.), Гнори (26 дв.), Ратницы (26 дв.) и Карпово (25 дв.) — в 2 вер. от церкви; Горгала (33 дв.) — в 5 вер., Кильтово (5 дв.) — в 7 вер., Дусьево (8 дв.) — в 12 вер., Горка (28 дв.), Войбокала (20 дв.) — вь 8 вер., Рындило (20 дв.) — в 7 вер., Валдом (20 дв.) — в 5 вер., Остров (8 дв) и Сопели (6 дв) — в 4 вер, Пурово (10 дв.) — в 10 вер., Голтово (28 дв), Монастырек (4 дв.), Выдрино (14 дв.) и Гнилки (19 дв.) — в 4 вер. от церкви. Деревня Пурово перечислена сюда в 1861 г. от Песоцкого прихода; Голтово и Монастырек перечислены в 1872 г. от Веготского прихода. В приходе есть речки: Теребужка, Лужа, Горгала, Шум и Пейчала; лес, дровяной, имеется у 5 помещиков. Дорога одна, шоссейная, от Старой Ладоги до Шальдихи.
Прихожан, по клир. ведомости 1883 г. значится: муж. пола 1,163 д. жен 1,322, всего 2,566. Жители занимаются земледелием, а некоторые извозом, в Петербурге.
Раскольников 8 д. м. п. и 21 д. ж. п. Они живут в Голтове и Выдрине. Молельня и кладбище их находятся в деревне Лавнии, Веготского прихода.
В деревне Луже существует, с 1877 года, земское народное училище, в котором учится 45 детей обоего пола. Закон Божий преподает священник.
Крестные ходы совершаются: 23 апреля — в Горгале и Карпове, 11 июня и в Троицын день — в Гнори, 12 июня — в Рындиле и Войбакале, июня 10 — в Луже и Острове, 24-го в Сопели, 26-го — в Корбове, 28-го — в Горке и Горгале: в первое воскресенье после Петрова дня — в Ратницах, 8 июля в Луже, 6 августа — в Дусьеве, 18 августа — в Горке, сентября 21 — в Горгале. С 1861 г. по случаю скотского падежа установлены следующие крестные ходы: июля 3 — в Сопели, Острове, Валдоме, Рындиле и Войбакале, в пятницу пред 8 июля — в Малой Горгале, 10 июля — в Луже; в первое воскресенье после Троицы и 15 июля — в Голтове; в первое воскресенье после 8 июля — в Гнилках, 29 июня — в Выдрине.
У прихожан особенно уважается самородный колодезь, в 80 саж. от церкви. По рассказам старожилов, а особенно — диакона Петра Дмитриева, служившего здесь 40 лет, водою этого колодезя исцелились: 1) девица Вера, дочь помещицы Рымлевой, исцелившаяся от слепоты в 1871 году; 2) Новоладожская мещанка девица Евфимия Ильина, 18 лет от роду, исцелившаяся от расслабления и немоты; 3) сын дьяческой вдовы Анны Капицкой, исцелившийся от слепоты. Поэтому причт испросил у начальства разрешения совершать на колодезь крестный ход и служить молебны в дни, назначенные для водоосвящения.
Кладбище одно, при церкви. Часовен 9: в деревне Луже, во имя Казанской Божией Матери, в Горгале и Горке - во имя Николая Чудотворца, в Дусьеве — Преображения, в Рындиле — Покрова, в Пурове - во имя Рождества Богородицы, в Голтове - Воскресения Христова, в Гнилках и Монастырьке - во имя Николая Чудотворца.
Попечительство существует с 1871 г. Собранные в течении 10 дет 112 р. пошли, частию, на поправку церковной ограды и на пособие бедным. В пожертвованиях участвовали помещики; в последние два года пожертвования оскудели, за смертью благотворителей; от остальных прихожан собирается не более 5 рублей в год.
Священник Антоний Дубровицкй.
К оглавлению.
22) Сарская Покровская церковь.
Село Сари находится в 102 верстах от Петербурга, в 47 от Новой Ладоги, Церковь стоит отдельно от погоста, окружена кладбищем и полями причта. Погост расположен на берегу реки Сари, в полуверсте от шоссейной дороги из Шлиссельбурга в Новую Ладогу. В 7 верстах от погоста находится болото, которое тянется на несколько десятков верст. Название погоста финское, от слова Саари (остров).
Первая здешняя церковь, деревянная, сгорела в конце прошлого столетия. Вместо нее, сооружен, в 1794 г., тщанием помещика Бригадира Гурьева, нынешний каменный храм, по плану архитектора Василия Моргана; храм был посвящен Покрову и имел приделы Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского. В 1876 году, по случаю увеличения прихода, для расширения церкви, приделы уничтожены. Высота храма, от фундамента до креста 12 1/2 саж. длина 15 саж. ширина 5 1/3 саж. Сперва колокольня и купол были деревянные, а в 1847 г. усердием Анны Петровны Ильиной, дочери строителя храма, колокольня и купол сделаны каменные.
В храме достопримечательны: 1) икона Покрова, особенно чтимая, как сохранившаяся от пожара и отысканная невредимою среди обгоревшей утвари. На иконе серебряная риза весом более 10 фунтов; икона находится пред правым клиросом; 2) икона 40 мучеников Севастийских, архидиакона Стефана, младенцев избиенных от Ирода, Никиты, Иоанна и Евфимия Новгородских и Николая Чудотворца. В ковчежце находятся частицы мощей этих святых. Икона и мощи пожертвовала сюда помещица Антонина Степановна Ильина. 3) Евангелие (М, 1744) в сребропозлащенном окладе; 4) Евангелие (М. 1685) в малиновом окладе.
Причт состоит из священника и псаломщика. Из прежних священников известны: Петр Андреев (18021806), Василий Кириллов (1807 - 1821), Иоанн Григорьев Сытенский (умер 1828), Захария Димитриев Солнцев до 1842 года; Феодор Смирнов, сдавший, в 1847 г.место, племяннице и поступивший в монастырь; Иоанн Александров Белявин (умер 1875). Ныне служит Иоанн Яковлев Цветков.
Церковной земли, отмежеванной в 1781 г., 33 десятин. Кроме земли есть церковный дом и 2400 р. капиталу. Из посторонних жертвователей достоин упоминания генерал-маиор Алексей Афиногенович Ильин, пожертвовавший разных священных предметов почти на 500 р.; казенного жалованья причту 320 рублей.
Ближайшие приходы - Теребужский и Васильковский. Приход состоит из 13 деревень, в которых мужск. 709 и 756 жен. пола; они расположены в одной и до шести верст от церкви. Эти деревни суть следующие: Шум, Пельгала, Феликсово, Пиргала, Конец, Бобаново, Речка, Канза, Опсола, Овдакюля, Тобино, Падрула и Сибола. Жители занимаются хлебопашеством и заготовкой дров. Прежде была здесь приходская школа; в 1873 году в дер. Шум открыта земская, перешедшая, в 1883 г. в ведение министерства. В ней учится до 85 человек. Ученики участвуют в церковном чтении и пении.
Молящихся в большие праздники бывает до 700 человек. Кроме обычных крестных ходов соблюдаются следующие: в Вознесенье — в дер. Пелгалу, 24-го июня — в дер. Конец, 26-го июня — в Тобино, 29-го июня в Овдоколу и Шум, 30-го июня в Пиргалу, 1-го июля — в Феликсово, 8-го июля в Овдакулу, Сиболу и Феликсово; в Ильинскую Пятницу в Падрулу, 15-го августа - в Опсалу и 16-го августа — в Шум.
Сельские праздники суть следующие: пророку Илии празднуются в Сиболе, Концах, Бобанове, Речке и Канзе, Флору и Лавру — в Тобине и Пиргале, 21-го сентября — в Бобанове и Речке; Покрову - почти весь приход, Параскеве — в Тобине, Рождеству Христову — в Концах, Анисии — в Сиболе.
Попечительство существует с 1873 г. Ежегодно собирает оно до 150 руб. и тратит оные на отопление храма и церковного дома и на училищные нужды.
Священник Иоанн Цветков.
К оглавлению.
23) Святотроицкая церковь в селе Василькове.
Церковь села Василькова находится от г. С.Петербурга в 90 вер., от Новой Ладоги в 60 вер. и от почтовой станции, в деревне Шальдихе, в 10 вер., на Староладожской шоссейной дороге при реке Лаве, которая отделяет Шлиссельбургский уезд от Ладожского, и впадает в Ладожское озеро при д. Лаве в 7 вер. от Василькова.
В селе Василькове сперва была деревянная церковь во имя Св. Троицы, разобранная в 1833 году; построена она была иждивением помещика князя Петра Мышецкого в 1721 году; вторая деревянная, построенная в 1781 году помещиком князем Михаилом Григорьевичем Мышецким, ныне обветшала и служба в ней не производится.
Настоящая церковь, каменная, во имя Св. Троицы, построена в 1833 году помещиком Павлом Ивановичем Сахаровым, на сборную сумму, по плану архитектора Висконти, и под наблюдением благочинного, местного священника Александра Белявина. Освящена протоиереем Новоладожского собора Михаилом Грузинским 26 августа того же 1833 года.
Длина церкви с колокольнею 10 саж., шириною 5 саж. и вышиною внутри 3 сажени. Антиминс освящен 1782 г. сентября 30 дня, а в деревянной Покровской церкви, в марте 1771 года, оба - преосвящ. митр. Гавриилом.
Метрические и исповедные ведомости хранятся с 1803 г. Приходо-расходные с 1809 года.
При сей церкви находились священниками: до 1794 года Василий Димитриев, а с сего года по 1800 г. Петр Афанасьев. С 1800 г. по 1806 г. служил Василий Андреев и выбыл на флот. С 1807 г. был священником Федор Иванов, поменявшиеся местами в 1818 г. с священником села Мотохова Александром Никитиным Белявиным, который, по перемещении сюда, 34 года состоял благочинным, и в сане протоиерея 23 января 1879 г., по преклонности лет (92), вышел за штат. Белявин живет при сей церкви, получая 130 руб. в год пенсии. По прошению его в 1842 г. перемещен сюда зять его - Озерской Покровской церкви, Гдовского уезда священник Игнатий Вознесенский.
Церковь, имея до 250 руб. в год дохода, едва в состоянии приобретать на эту сумму необходимые для богослужения предметы. В крайней нужде помогает церкви единственный наследник прежних помещиков тайный советник Андрей Феодорович Зубарев. Прихожане же едва могут нанять сторожа и отапливать церковь.
Для помещения причта имеются, приобретенные на церковный счет, три деревянные дома, подобные крестьянским избам; в одном живет заштатный протоиерей, в другом священник и в третьем - псаломщик. Доходы причта, от 245 душ муж. пола бедных прихожан, ничтожны (225 р. в год). От казны священник получает 235 р. 20 к. и псаломщик 78 р. 40 коп. в год, и имеют земли пахотной 12 дес., сенокосной 13, и до 5 дес., болотной под мелким кустарником.
Соседние приходы: Лукинский, Шлиссельбургского уезда — в 2-х и Сарский, Новоладожского уезда, в 12-ти верстах. Из дорог шоссейная староладожская идет мимо самого села Василькова. Четыре усадьбы, бывшие прежде помещичьи, ныне ветхие и запущенные, арендуются крестьянами. Деревень в приходе 5; Городище в 1 версте, Желанная в 2 верстах, Сассора, Шлиссельбургского уезда, в 2 верст., Серакаска в 4 верст. и Войпала в 6 верстах. Прихожане все православные великорусы; в деревне Сассоре исстари живут до 7-ми дворов лютеран — чухон. Землю обрабатывают преимущественно старики с малолетками; взрослые же уходят на заработки, и только немногие приходят для уборки сенокоса. Число всех прихожан в настоящее время 251 душа мужского и 246 женского пола.
Школа устроена прихожанами, с помощью от земства, с 25 учениками и учителем, из воспитанников учительской семинарии. Закон Божий в сем училище до 1882 г. преподавал местный священник, а с сего времени, за старостью и болезненным положением, передал законоучительство соседнему священнику села Лукинского. Ученики старшого класса и несколько из окончивших курс во праздникам поют и читают в церкви под руководством учителя и псаломщика.
Храм посещают, кроме больших праздников, очень немногие и больше женский пол. Нравственность прихожан добрая. Вредных поверий и обычаев не замечается, только вечерние собрания или беседы молодых людей обоего вола приносят большой вред молодому поколению. Сельские праздники:Живоначальной Троице, Сретению, Покрову, Казанской Божией Матери, пророку Илии и Святителю и Чудотворцу Николаю справляют с крестным ходом для освящения воды и окропления людей и скота.
Священник Игнатий Вознесенский.