В своем развитии Буинский район и его центр – город Буинск (Буа) прошли долгий путь. Позади столетия, отмеченные бурными событиями. Позади годы тяжких испытаний, преобразований и перемен…
Как известно, в далеком прошлом территория, которую ныне занимает Буинский район, входила в состав Казанского ханства. В своей статье "Селения Казанского ханства" Е.И.Ч ернышев приводит список поселений Казанского ханства, среди которых есть села, расположенные на территории нынешнего Буинского района. Это – Карланга (Кырлангы), Старые Лощи (Лашчы), Черкен, Верхний Наратбаш, Килдураз, Чечкаб, Ст.Студенец (Суыксу), Ст.Тинчали. Сюда следует включить еще одно селение, которого нет в списке Е.И.Чернышева, но которое упоминается в русских источниках. Речь идет о Кият (Кыят). Это селение, которое населяла мордва, надо думать, берет свое начало также со сремен Казанского ханства. В "Сборнике исторических и статистических материалов Симбирской губернии" читаем: "Предание говорит, что близ села Кияти было сражение войск царя Иоанна Васильевича Грозного с войсками хана Казанского и указывается место, где происходило, будто бы, сражение, что оно покрыто насыпями, похожими на насыпи для батарей".
После взятия Казани 2 октября 1552 года войсками Ивана Грозного Казанское ханство прекратило свое существование и все Среднее Поволжье было присоединено к России. С этого года начинается новая история Буинского района и Буинска.
В административном отношении район входит в новое образование – Свияжский уезд "князя Ишеева сотни" и частично "князя Аклычева сотни". Опираясь на свою администрацию на местах, царское правительство стремилось "…сдерживать в повиновении покоренные племена, привить к ним православие и русскую гражданственность". Этим целям служили: возведение в покоренном крае городов или крепостей, основание епархии и переселение сюда русских, "из внутренних областей государства".
Особенно большое внимание уделялось обращению инородцев в христианство. Уже в первые годы завоевания Казани крещено было много людей, которых называли потом "старокрещенами".
Не менее важное значение, чем обращению в христианство, придавала царская администрация сооружению "засечных линий". "Засечная линия" - это система оборонительных сооружений, которые служили как для защиты границ, так и в качестве опоры при наступлении.
"Засечные черты" состояли из лесных завалов – засек, которые дополняли естественные препятствия на местности, чередующиеся с частоколами, надолбами, земляными валами в безлесных промежутках. Засеки делились на мелкие звенья для надзора и охраны. В местах пропуска населения через черту у больших дорог сооружались деревянные и земляные форты с башнями, острогами, частоколами. На посту у пропускных ворот стояли служилые люди, а также крестьяне ближних деревень, с 10 дворов по человеку. Крестьяне должны были по очереди выходить на засеку с пищалями и саблями.
Первая большая засечная линия, сооруженная после взятия Казани, проходила через Тетюши, шла по южному берегу реки Карлы до Сурского леса. Строительство этой черты было начато в 1555 году и завершено в 1556 году.
В исторической литературе "засечную линию, идущую от Свияги по южному берегу реки Карлы до Сурского леса", принято называть "Карлинским валом". Жители города и окрестных деревень Мещеряки, Тингаши, Альшихово ежедневно встречались с остатками этого вала. В наше время земляной вал местами совершенно исчез, и только отдельные звенья сохранились как исторический памятник прошлых эпох. Правда, в отличие от подобных валов, построенных позже, отличались простотой устройства. Хотя и на Карлинском валу были удвоенные, утроенные, расходящиеся и сходящиеся рвы и насыпи, служившие прикрытием для стрельцов. Кроме того, на валу возле нынешней деревни Мещеряково, по обеим сторонам дороги, идущей из Буинска в Ульяновск, стояли ворота в виде башни и рядом располагалась еще одна глухая башня, носившая название "Башня князя Аклычева". В "Сборнике исторических и статистических материалов Симбирской губернии" говорится: "К достопримечательностям Буинска можно отнести земляной вал со рвом, начинающийся в 3-х верстах от города за рекой Карлы… Предание гласит, что вал этот возведен по взятии царства Казанского… на нем видны в северной стороне два бугра, называющиеся Глухою и Проезжею башнями, где в давние времена были селитряные варницы".
Следует сказать, что одновременно с сооружениями засечных линий царская администрация щедро раздавала завоеванные земли в собственность князьям-боярам и монастырям. "Как велик был интерес в приобретении имений в новом крае… - читаем мы в "Сборнике… материалов Симбирской губернии", - почти все сильные люди, стоящие во главе государственного управления со времен царя Михаила Федоровича до Екатерины II, владели вотчинами в этом крае".
Конечно же, и земли нынешнего Буинского района не остались тогда без внимания бояр. Владельцами обширных земельных угодий здесь стали Ивашев, Теренин, Литвинов, Посольцев, Костливцева, А.Толстой, В.Есипов…Из них Ивашев в 1682 году даже обосновал вместе со своими крепостными крестьянами деревню и назвал ее Ивашевкой. Теренин хозяйничал в Кияти, Есипов – близ деревень Рунга и Альшихово.
Не в обиде были и служилые люди. Правда, сначала только русских людей, но затем и инородцев из указанного сословия стали наделять земельными угодьями. Им давали участки близ засечной черты, чтобы занимались не только хлебопашеством, но и были опорой администрации.
Так возникла 7 августа 1662 года деревня Байбулат (с 1859г. – Мещеряки). Основали ее вернувшиеся со службы в царской армии служилые татары в количестве 40 человек во главе с Байбулатом. На правом берегу реки Карлы возникло еще три населенных пункта: в 1669г. – деревня служилых татар Тингаши, в 1672г. – чувашская деревня Алших (Альшихово) в 1684г. – Ташкичу (Каменный Брод), в которой одновременно обосновались 20 человек рейтаров.
В 17-ом столетии освоение свободных земель на территории нынешнего Буинского района почти завершается. В 1638 году начинает свою биографию село Бикмураз (Бикмуразы). Основатель ее – Туктамыш и его товарищи – всего три семьи. Они выбрали место для жительства на берегу озера Бикей Йомрасы, от которого и происходит название села.
В 1641 году основано село Борындык (Бурундуки). Первыми ее жителями были новозаписные служилые татары в количестве 100 человек. Село назвали по имени его жителя – Бурундука Байсубина.
Наконец, в 1655 году возникает еще одна деревня. Ее основал Толымбай. Это был человек с развитым национальным самосознанием. Он был горячо предан национальным традициям, любил свой родной язык, решительно отвергал насилие, принуждение. Из-за своего непримиримого характера он вынужден был со своим другом Илбаем скитаться по миру. После долгих мытарств они, по совету оборотчика Нюнепа Чураева, решили осесть на земле и выбрали для этого место на берегу озера Иркуль, положив тем самым начало селу, которое ныне называется Адав-Толымбай (Адав-Тулумбаево). В 1666 году рядом с этим населенным пунктом появляется новое поселение – Сиушево. Известны первые ее жители. Это – Суэш Анисимов, Айтуган Дельбышев, Урмет Бикбульдин, Мишка Баракаев, Юлдаш Сарбаев, Юлдаш Тимкиев. В 1896 году эти деревни объединяются и для них общим названием становится Сиушево, которое после образования Татарской АССР сменяется на Адав-Тулумбаево.
В 1674 году Чурачка Шихмурзин со своими товарищами (всего 5 человек) выбирает место для жительства на левой стороне реки Карлы напротив Алших. В результате возникает Рунга – деревня ясашных чуваш. Крестьяне боярина В.Есипова в 1675 году дают начало селу Кайрово.
Наконец, в 1781 году основывается деревня Кугальна. Ее первые жители – это русские крестьяне, освободившиеся из-под власти помещика деревни Русская Карланга.
Таковы некоторые штрихи появления новых деревень и сел на территории Буинского района после 1552 года.
Были изменения и другого плана. О них сообщает "Сборник исторических и статистических материалов Симбирской губернии": "С завоеванием Казани началось русское движение на юго-восток. Занятие и обрусение Симбирской губернии привело к такому итогу, что теперь недоумеваешь, точно ли эта земля, на которой в течение долгих времен обитали народы, которые господствовали над всем востоком Европы. Такое впечатление испытали мы, когда приехали в первый раз в приволжский край 25 лет назад. Мы тщетно искали некогда могущественный татарский народ, о котором так много слышали в школе и которого мы не находили ни по сю сторону Волги, ни за Волгою, ибо рассеянные между русскими и обрусевшим населением татарские деревни казались нам слишкомм слабым остатком того, что мы ожидали встретить".