Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Доброму ночь не в убыток.

От поселения Солдатского (Благодарного) до наших дней

Назад

 

Легенда поселения Солдатского - Благодарного
Владимир Пузиков
Глава из рукописи «От поселения Солдатского (Благодарного) до наших дней»

На Северном Кавказе свои интересы искали многие соседние страны и народы. В Х Веке в эти края совершили походы киевские князья Игорь и Святослав, на Тамани они создали Тмутараканское княжество. Однако раздробленность княжеств и монголо-татарское иго не позволили закрепиться Киеву в степях и предгорьях Кавказа. 

Только в XI-м Веке Московское государство стало налаживать и укреплять связи с горскими народами, оказывать им помощь в защите от внешних врагов, создавать городки-укрепления стрельцов и казаков.

В 1722 году царь Петр I , побывавший на Кавказе во время персидского похода, дал распоряжение срыть устаревшие терские укрепления и поставить по берегам рек Терека и Сулака новые крепости. В 1735 году город Кизляр стал военно-административным центром на Северном Кавказе.

Однако сильная Турция стремилась вытеснить Россию из региона. Для этого использовалось все: кровавые и разорительные набеги своих и крымских отрядов на селения горцев, угрозы, подкуп, привлечение на свою сторону мусульманского духовенства, горской феодальной знати.

Турцию поддерживали западные державы Англия и Франция, которые хотели иметь выгоды на Северном Кавказе. В противовес им, а также в целях обороны своих южных границ в 1777 году Россия приступила к сооружению большой укрепленной Азово-Моздокской линии.

Активная военная колонизация Северного Кавказа в 70 – 80-х годах XVIII-го века создала условия для закрепления на новых землях. За военной – последовала гражданская колонизация. 
Старинный мудрый завет гласил: «…Одними крепостями, редутами никакую землю не завоюешь. Рядом с казаком, с солдатом надобен мужик с сохой, серпом и доброй песней». Плотная сеть казачьих и крестьянских селений вдоль пограничной полосы – залог надежного щита России.

Царица Екатерина II 22 декабря 1782 года подписала Высочайший Указ, по которому право переселения на Кавказ получили государственные, экономические и удельные крестьяне. Через два года это право было распространено и на однодворцев.

Новыми поселенцами становились и отставные солдаты. По царскому Указу им выдавались деньги на обзаведение, покупку лошади, коровы, постройку дома, холостым разрешалось жениться на арестантках.

1782 год официально признан годом основания села Благодарного. Первоначально поселение на речке Мокрая Буйвола получило название – Солдатское, которое исходило от категории поселенцев – солдат. 

Священник Василий Белоградский в 1868 году писал: «…лет за 120 с небольшим вся местность по реке Буйволе была пуста и по временам там и сям занимаема была кочующими: то калмыками, то трухменами. Правительство распорядилось водворить на этом самом месте отставных семейных солдат, около 20 семей. На этом самом месте, говорим, потому, что оно было уже знакомо начальству тем, что тут был, вероятно, сторожевой редут, или пост, состоящий из военных людей, огороженный каменной стеною и укрепленный окопами; следы редута и доселе видны».

Первоначально отслужившие солдаты с домочадцами поселились в землянках, поскольку добрели сюда только к осени, на следующий год поставили хатки-мазанки. Расположили их подковой вокруг балки с многочисленными ключами. Насыпали вокруг села трехметровый земляной вал, по гребню вкопали частокол заточенных бревен – оборудовали маленькую крепостцу. Опыт у отставников был – многие отслужили по 25 лет. 

Опасения новоселов были не напрасными – не единожды приходилось отбиваться от набегов горцев и степных кочевников, промышлявших угоном людей в полон, продажей их в рабство, захватом чужого скота и других ценностей.

Калмыки и туркмены, которые кочевали на этих землях, не мирились с образованием нового поселения и называли его ругательски – Солдутским (Солдус). 

Поселение Солдатское на речке Мокрая Буйвола стало быстро расти за счет живших в округе беглых крепостных крестьян и вновь прибывающих переселенцев. Жизнь людей налаживалась. 

«…Водворенным солдатам весьма понравилось житье на этом месте, ибо воды было много (вблизи протекала речка, в которой водилась рыба), леса в изобилии, пажити роскошные, и земледелие пошло удовлетворительное».

Однажды, как гласит народное предание, с инспекторской целью по крепостям, станицам и селам проезжал областной начальник, возможно, генерал-губернатор. Заехал он и в поселение Солдатское. 

Жители встретили генерала с хлебом-солью, поблагодарили за хороший надел земли, преподнесли подарки, на что он ответил: «Не надо мне, господа служивые, ваших подарков, живите себе на здоровье. А за то, что вы благодарны, пусть селение ваше называется Благодарное».

Иногда приводится другая дата основания поселения – 1764-й, и даже 1762-й год, но документально эта дата не подтверждена и официального признания не получила.

Однако любители истории города не оставляют надежд отыскать в архивах г. Астрахани документы об упоминании поселения Солдатского в более раннее время, чем 1782 год.

После Указа царицы в Кавказскую губернию стали пребывать переселенцы из Харьковской, Калужской, Пензенской, Воронежской, Орловской, Курской, Тамбовской, Тульской, Ярославской, Нижегородской губерний.

Переселением крестьян занимались три ведомства: министерства государственных имуществ, финансов и внутренних дел. 

«…Сенат поручил министерству государственных имуществ, через казенные палаты внутренних губерний, готовить крестьян к переселению: выдать документы, помочь продать по сносной цене недвижимое имущество; министерству финансов – взыскать недоимки, выдать по 20 рублей на семью, на новом месте вписать в окладные книги для налогов и повинностей; министерству внутренних дел – через земских исправников и полицию следить, чтобы в каждой переселенческой партии был староста, не чинились воровство, не устраивались бунты».

Необходимость материальной поддержки переселенцев объяснялась тем, что «приходящие столь скудны», что без выделения им пособия «большая часть от беспокрышки (т.е. из-за отсутствия жилья) и хлеба померли б». 

На карте губернии появились новые селения: Малка, Незлобное, Государственное, Обильное, Высоцкое, Покойное, Благодарное, Белый ручей, Надежда, Пелагиада, Михайловское.

Управление Кавказской губернии имело в то время свои особенности. Военная, гражданская и судебная власть объединялась в одном лице – главнокомандующего, который одновременно являлся и генерал-губернатором Саратовским и Кавказским. В мае 1785 года на эту должность был назначен генерал-поручик Павел Сергеевич Потемкин, который имел практически неограниченные полномочия. 

Указом Правительственного Сената от 17 марта 1786 года П.С. Потемкину предписывалось заселить места вдоль дороги от Царицына до Черкасска через Кавказскую линию. 

Потом из Петербурга последовало указание наместнику: в первую очередь заселять тракты от Царицына до Линии и от Линии до Черкасска – столицы войска Донского. На этих трактах, Маджарском и Черкасском, построить почтовые станции через каждые 15 – 20 верст. Иметь на станциях постоялые дворы для отдыха воинских команд, караванов с военным грузом, господ, едущих на Линию и дальше в Закавказье.

В Черкасске и Царицыне были созданы пункты сбора переселенцев. Там встречали и направляли людей в уже обозначенные места. Не всех, а лишь те семьи, в которых четверо и более взрослых, не менее двух лошадей и телега. Ведь переселенцы привлекались к перевозке почты, грузов и вещей воинских команд и арестантских партий. Крестьяне также должны выполнять дорожную повинность, содержать в исправности мосты и переправы. 

На Кавказ двинулись огромные партии однодворцев, экономических и дворцовых крестьян.
«…Не колонны в сто-двести подвод, как было до этого, а настоящее половодье оборванных, обездоленных, истосковавшихся по земле мужиков с домашним скарбом и живностью катилось по дорогам на юг, будто вся Россия поднялась искать счастье.

Большие семьи с какой-то особой, трепетной готовностью и неистовым тщанием брались возводить подворья на отведенных участках, словно боясь, что они не успеют. Как грибы после хорошего дождичка, выросли села Медвежье, Преградное, Летницкое, Безопасное, Ново-Троицкое, Донская Балка, Ореховка, Грушевская.

Когда при отборе переселенцев земская полиция, проверив документы, отделяла малосемейных и однолошадных и направляла их в Благодарное, Покойное, Прасковею, Нину, Новозаведенное – подальше от почтовой, дорожной и постойной повинности, они обидчиво воспринимали это, навзрыд плакали, прощаясь с односельчанами и родственниками, полагая, что больше не свидятся. Но, приехав на отведенное место, так рьяно брались за постройку, что тут же, забывали о своем горе».

Процесс освоения Предкавказья шел сравнительно гладко. К 1790 году в Кавказской губернии было уже тридцать четыре поселения с общим числом душ около сорока тысяч. В Надежде, Михайловском, Пелагиаде, Марьевском, Сергеевском, Калиновском, Новоселицком жило более двух тысяч человек в каждом.

Новый главнокомандующий на Кавказе генерал Гудович, заменивший Потемкина, который пожелал отправиться в действующую армию под Очаков – помогать воевать троюродному брату Григорию Александровичу Потемкину, ставшему генерал-фельдмаршалом и президентом Военной коллегии, подал Екатерине II доклад об экономических выгодах переселения государственных крестьян.

Если раньше фураж, муку, мясо, жиры, кожи завозили из центральных губерний России, то теперь все это закупается на месте и по низким ценам. Только на снабжении войск армейская казна сэкономила полмиллиона рублей. Генерал Гудович просил увеличить поток переселенцев. И императрица повелела снять все ограничения.

Первое межевание земель и составление планов земельных участков в уездах Кавказского наместничества проводились в 1788 – 1789 годах. По его результатам был составлен список населенных мест Кавказской губернии.

В «Ведомости казенных и партикулярных сел, слобод и деревень в Кавказской губернии» от 18 декабря 1789 года по шести уездам значится 44 населенных пункта.
В том числе:
Александровский уезд: Село Благодарное – 131 душа мужского пола и 94 души женского пола (главным образом однодворцы). 

Наши предки, проживавшие на территории Новогригорьевского, затем Благодарненского уезда Ставропольской губернии, в основном исповедовали православие. Общины и секты других религий широкого распространения не получили. 

В конце XIX века в селе Благодарном лишь около десятка человек принадлежали к секте поповцев. В 1909 году зарегистрированы сектанты: хлысты – 23, прыгуны – 5 человек.

Первым каменным строением в селе стал храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана, воздвигнутый на пожертвования прихожан и освященный в 1835 году. 

По сведениям А. Твалчрелидзе "...первая старейшая, каменная, крытая железом церковь построена в 1835 году и обошлась обществу в 22 000 рублей. В 1890 году при церкви построили колокольню, стоившую 6 000 и ограду – 3 000 рублей». (Л 40) 

В состав причта входили священник с жалованием в 135 рублей, диакон и псаломщик – по 45 рублей. Священник жил в церковном доме, диакон – в квартире при церковно-приходской школе. В школе обучалось до 60 детей. 

В 2011 году благодарненцам стало известно: в 1895 – 1896 годах служил в Космодамиановском храме священник Андрей Филиппович Ковалев. Он родился 12 августа 1871 года в станице Кореновской Кубанской области в семье мещан. В 1892 году Андрей окончил Ставропольскую духовную семинарию. С июня служил псаломщиком в Петропавловской церкви на Кубани. 

Владыкой Агафодором 12 Апреля 1895 года Андрей Ковалев был переведен в Космодамиановскую церковь села Благодарного. 15 июля 1896 года был положен в сан диакона, а через 5 дней – в священника и направлен в Казанскую церковь села Удельного Ставропольской губернии.

В июле 1901 года утвержден в должности члена Александровского отделения Ставропольского училищного Совета, в сентябре 1907 года –окружного миссионера 12-го благочиния.

С ноября 1909 года отец Андрей служил в Вознесенской церкви станицы Кущевской, с сентября 1910 года преподавал закон Божий в женской одноклассной школе министерства народного просвещения. 

В сентябре 1913 года А. Ковалева утвердили законоучителем мужской одноклассной школы, преобразованной с 1 сентября 1915 года в двуклассное училище. В 1916 году Священный Синод наградил его крестом, как особым знаком церковного отличия.

После 1917 года священник Андрей был переведен в Краснодар членом правления свечного завода. Батюшку арестовали 21 сентября 1921 года по обвинению в поджоге завода и в агитации против советской власти. В ходе расследования властям не удалось доказать вину священника. 

Однако они вынесли следующий приговор: «…Принимая во внимание тревожный момент в связи с нападением банд на ст. Динскую и с предположением напасть на Краснодар, и для поддержания общей политической ситуации в городе, как элемент, враждебный советской власти, - расстрелять». Приговор был приведен в исполнение 23 сентября 1921 года, в час ночи. 

Постановлением от 26 декабря 2003 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века священника Андрея Ковалева, причислив его к лику святых. 

Космодамиановский храм разрушили в период «богоборчества» в 30-е годы. На месте храма поставили автостанцию. 
Одноименный храм в городе Благодарном построен в 2000-е годы.

***

Второй храм села Благодарного – Сретенский. Об этом храме В.М. Забелин приводит следующие сведения: «…Каменная церковь была построена в 1864 году и обошлась обществу в 29 000 рублей. В ней два престола: первый - в честь Сретения Господня (отсюда и название - Сретенская церковь), второй - в память святителя и чудотворца Николая. 

В состав причта входили два священника (жалованье 130 р.), диакон и два псаломщика (жалованье 45 р.). Оба священника помещались в церковных домах, диакон в здании церковно-приходской школы. Школа находилась в церковном здании, и обучалось в ней до 45 учеников». (Л 11)
Советы разрушили Сретенский храм, сегодня на его месте – кинотеатр «Мир».

***

В 1884 году в селе построили величественный храм имени святого Александра Невского, который и сегодня является выдающимся творением зодчества, архитектурным памятником, гордостью благодарненцев. 

Храм воздвигнут в память 25-летия царствования Государя императора Александра Николаевича и посвящен тезоименитому ему святому Александру Невскому. 

Святой благоверный князь Александр Невский прославлен в лике Святых за благочестие своей жизни, ратные подвиги в защиту веры и государства Российского. Строительство храма обошлось обществу в 57 000 рублей. 

Директор Благодарненского районного музея Т.И. Бочарова в сентябре 2010 года писала:
«…Храм Святого благоверного князя Александра Невского отличался своим внутренним убранством, вызолоченным иконостасом в пять рядов с более чем 60 иконами, многочисленными резными вызолоченными киотами, где находились иконы хорошего письма живописцев из Ставрополя и Москвы. Многопудовые колокола на высокой звоннице своим звоном были слышны на десятки верст вокруг». 

При церкви имелось 297 десятин земли. Притч состоял из священника, диакона и псаломщика. Священник жил в церковном доме. Прихожан числилось около 3 000 человек. В 1909 году кружечный доход притча составил 2 434 рубля. В этом же году было зарегистрировано 218 рождений, 37 браков, 151 смертей. 

Церковно-приходская школа располагалась в церковной сторожке. В период коллективизации храм использовался под зернохранилище. Вновь был открыт в годы Великой Отечественной войны.

В храме два престольных праздника. Ежегодно 12 сентября отмечается праздник и проводятся особые богослужения в честь перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя храма. Второй престольный праздник проводится в честь «…Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

18 сентября 2010 года в храме собралось множество горожан и жителей района. 
Благочинный церквей Благодарненского округа протоиерей Тимофей Гриценко в районной газете писал: 

«…Выражаю искреннюю благодарность всем за молитвы. После совершения Божественной Литургии и крестного хода состоялась праздничная трапеза, которую приготовили прихожане Александро-Невского храма благодаря пожертвованиям добрых людей: Е.И. Захарченко, Е.Е. Секриеру, Т.А. Секриеру, Р.А. Бабаян, С.И. Пикаловой, Л.Н. Вихляевой, А.М. Еременко, А.Н. Еременко, Л.Н. Тишевской, В.И. Попову, В.И. Водолазскому, В.И. и Н.Н. Зацариным, А.А. и С.И. Василенко, А.Г. Янюк и Т.А. Янюк, В.В. Муровятниковой, В.А. и Н.Н. Гольтяпиным, Б.Н. и Л.В. Гориным, А.Б. Уваровой, Н.А. Будущевой, В.М. Шальневу, С.А. Лобкаревой, Д.С. Назаренко, М.К. Клычеву, Л.П. Серовой, Н.А. Булгаковой, М.В. Волкову, Т.В. Кожиной, И.М. Щеглову, В.С. Куликову, В.А. и Г.А. Фатневым, С.Э. и А.С. Ледневым, Э.А. Оганесяну, А.А. Оганесяну. Благодарю всех, кто оказал помощь в организации и проведении Престольного праздника». 

***

Был в селе Белокаменный храм староверов, при нем кладбище «двуперстников». Храм и кладбище снесены в 1930 году. На их месте построили городскую баню, которую затем реконструировали под магазин № 22 и квартиры для работников райпотребсоюза.

***

В селе Александрии в 1840 году была построена деревянная церковь с двумя престолами, названная в честь святых Димитрия Солунского и Алексия, Человека Божия. Строительство обошлось обществу в 15 000 рублей.

Каменная церковь в честь Вознесения Господня построена в 1891 году, и обошлась обществу в 51 000 рублей. В состав причта входили священник, диакон и псаломщик. Диакон помещался в здании церковно-приходской школы. Здесь были мужская и женская церковно-приходские школы. Первая имела собственное здание, а вторая размещалась в церковной сторожке.

В пользовании духовенства находилось 199 десятин церковной земли. Население в селе православного вероисповедания, но существовали и секты поповцев и хлыстов (44 человека).

В 1905 году в селе сооружена каменная церковь с каменным забором. Названа она Димитриевской. В церкви имелся придел во имя св. Алексия, Человека Божия. В состав причта входили священник, диакон и псаломщик.
В церковном здании размещалась церковно-приходская школа и квартира для учителя.

***

Село Алексеевское было основано в 1905 году. Уже в 1907 году здесь построили молитвенный дом из самана, без ограды. Позднее алексеевцы купили у казаков Поволжья походную Казанскую церковь и привезли ее в Алексеевское. Известно, что 1 сентября 1909 года в селе началась постройка храма. 

В действующем храме в состав причта входили священник и псаломщик. Для помещения священника общество нанимало крестьянскую избу, а псаломщику выделялось 60 рублей квартирного пособия.

Алексеевскому храму Казанской иконы Божией Матери в 2010 году исполнилось 170 лет. В этом же году трудами настоятеля, священника (иерея) Алексея Гошуновича, секретаря политсовета Благодарненского местного отделения партии «Единая Россия» И.А. Ерохина, депутата Государственной Думы России М.В. Игнатовой осуществлена реконструкция кровли храма.

***

В селе Бурлацком каменная церковь в честь св. Митрофания была построена в 1877 году. Здание церкви обошлось обществу в 30 000 рублей, а иконостас в 5 000 рублей. В состав причта входили священник, диакон и псаломщик. Псаломщик помещался в общественном доме, а остальные члены причта в собственных. Церковно-приходская школа находилась в собственном здании, построенном в 1905 году за 3 000 рублей на средства церкви и губернского Училищного совета по народному образованию. На содержание школы общество выделяло 100 рублей. (Л 11)

В советские времена храм был разрушен, а в 1995 году на пожертвования прихожан и спонсоров в селе Бурлацком воздвигли новый храм Святителя Митрофана епископа Воронежского. 

В 2010 году на праздник Рождества здесь устроили новый вертеп. В углу храма соорудили макет темной пещеры, в которой были расположены настоящие карликовые елочки, душистое сено, гипсовые овечки и картонная коровка, гипсовые фигуры Святого семейства, пастухов и волхвов, сверкающая звезда. На праздник в храме собралось более 80 человек, в том числе 29 детей в возрасте от 4 до 13 лет, сотрудники церкви, включая причт, певчих, служащих и механизаторов.

Службу вел настоятель храма протоирей Ириней Лукьянов. Певчие исполнили сначала тропарь и кондак Рождества Христова, а затем рождественские колядки на русском и украинском языках. 62 человека получили подарки. Каждый одариваемый прикладывался к иконе праздника и получал из рук настоятеля иконку Рождества Христова и кулек со сладостями. В завершение праздника все сфотографировались на память.

Владыка Ставропольский и Владикавказский Феофан в 2003 году высоко оценил деятельность протоиерея Иринея Лукьянова. Он сказал: «…Стараниями настоятеля храма во имя святителя Митрофана Воронежского Иринея Лукьянова в небольшом селе Бурлацком организованы постройка прекрасного храма, обработка большого участка церковной земли, что помогает обеспечивать нужды прихода».

***

В селе Елизаветинском в 1864 году была построена каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь). Жители православные, сектанов-хлыстов 111 человек обоего пола.

В состав причта входили священник, диакон и псаломщик. Священник жил в общественном доме, псаломщик получал от общества 30 рублей квартирных, а диакон проживал в квартире, находящейся в церковноприходской школе. Школа располагалась в здании, пожертвованном прихожанами.
При церкви имелось 99 десятин земли.

***

В селе Мирном, основанном в 1905 году, уже на следующий год была построена деревянная Рождественско-Богородицкая церковь. Рядом на каменных столбах стояли колокола. В состав причта входили священник и псаломщик.

***

Село Сотниковское имело две церкви. Каменная церковь в честь Архангела Михаила (Михаило-Архангельская церковь) построена в 1878 году. На постройку было затрачено 37 000 рублей. При церкви находилось 99 десятин земли.

В состав причта входили священник с жалованием в 132 рубля, диакон и псаломщик с жалованием по 45 рублей. Священник получал от общества квартирные, в сумме 100 рублей. Церковно-приходская школа открыта в 1893 году и располагалась в собственном здании. 

Позднее, в 1905 году была построена Николаевская церковь. В состав причта входили священник и псаломщик. Для помещения священника имелся общественный дом, а псаломщик получал от общества квартирные - 35 рублей. Церковно-приходская школа помещалась в церковной сторожке.
В селе были сектанты-поповцы – 20 человек.

***

По сведениям А. Твалчрелидзе в селе Спасском каменная церковь в честь Казанской Божьей Матери (Казанская церковь) была сооружена в 1872 году из местного камня, обошлась обществу в 27 000 рублей. Население православное, за исключением двух семей – поповцев.

В состав причта входили священник, диакон и псаломщик. Священник и псаломщик жили в общественных домах, диакон при церковно-приходской школе, находившейся в церковном здании.

***

В селе Шишкино службы проводились в деревянной церкви в честь святого Иоанна Богослова (Иоанно-Богословская церковь), построенной в 1849 году за 20 000 рублей. Население православное, секта хлыстов – 8 человек обоего пола. Церковной земли 66 десятин.

В состав причта входили священник с жалованием 225 рублей и псаломщик – 98 р. 90 к. Священник и псаломщик помещались в общественных домах. Была в селе церковно-приходская школа.

***

Причт церквей состоял, как правило, из священника, диакона и псаломщика. Численность их определялась практической необходимостью. Все они получали казенное жалованье: священник 130-135 рублей, диакон и псаломщик по 45 рублей. В случае необходимости местные общества доплачивали квартирные, если не могли обеспечить их жильем.

Диаконы жили в церковно-приходских школах, в которых и пре-подавали. Сами школы находились как в церковных строениях, так и в самостоятельных зданиях. Постройка церковно-приходских школ велась за счет средств общества и церквей.

Каждая церковь имела по 99 десятин причтовой земли (за исключением Иоанно-Богословской - 66 дес.), которую сдавали в аренду для получения дохода. Эти земли находились на расстоянии от 4 до 10 верст от населенных пунктов.

***

В 1988 году праздновалось 1000-летие принятия Русью христианства. В этом же году исполнилось 70 лет со дня принятия ленинского декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

К тому времени в районе действовали всего четыре православных церкви: Александро-Невская в г. Благодарном, Казанская – с. Спасском, Николаевская – с. Сотниковском, Казанская – с. Алексеевском.

Доходы всех церквей в 1986 году составили 113 726 рублей, в 1987 году – 93 830 рублей. Расходы, соответственно, 113 666 и 92 150 рублей.

Верующие активно участвовали в миротворческой деятельности. Только за 1986 – 1987 годы ими было перечислено в фонд мира 17 540 рублей. 

Кроме того, средства перечислялись на охрану памятников истории и культуры, в частности, на реконструкцию Свято-Даниловского монастыря, который стал духовно-административным центром Русской православной церкви. 

Оказывалась финансовая помощь гражданам, пострадавшим от Чернобыльской аварии и от наводнения в Грузии.

КЛАДБИЩА

И.А. Иванов – житель города, любитель истории собрал сведения о кладбищах села Благодарного:

«…В нашем селе до 1930 года было пять погостов. Кладбище по улице Московской обслуживалось православной церковью святого Александра Невского. Кладбище закрыто по решению Благодарненского сельисполкома, протокол № 33 от 11 декабря 1968 года. Председателем исполкома тогда работал Алексей Иванович Щептев. 

Кладбище, расположенное по улице Чапаева, обслуживалось православной церковью Косьмы и Дамиана.

Сельской властью был закрыт погост в районе верхней автозаправочной станции (АЗС). 

С 1968 года и до начала 2000-х годов захоронение горожан проводили только на одном кладбище в южной части города, около мельницы»

1914 г. Александрийский бунт
Владимир Пузиков
Глава из рукописи «От поселения Солдатского до наших дней».

В сентябре 1957 года в селе Александрии Благодарненского района состоялась встреча молодежи с ветеранами первой мировой и гражданской войн. 

На встрече присутствовал и выступил легендарный человек – участник александрийского восстания 1914 года Терентий Филиппович Кулев. 

Он вспоминал: «…Разоренные жестокими налогами жители села восстали против земской управы. Убили урядника, приехавшего для усмирения бунта. Власти вызвали отряд казаков. Приехал в село сам губернатор. Восстание было жестоко подавлено: 4 человека казнены, 30 приговорены к различным срокам каторги». 

Терентий Кулев получил 18 лет каторги. Сначала он содержался в Бутырской пересылочной тюрьме, а затем отправлен этапом в далекую Сибирь. Только февральские события 1917 года дали ему возможность освободиться.

Мне удалось ознакомиться с событиями в мятежном, революционном селе Александрии, откуда родом мои прадеды и деды, благодаря научным изысканиям кандидата исторических наук, уроженца г. Благодарного Владимира Михайловича Забелина. В 2010 году он издал сборник статей «Страницы Благодарненской истории». Издание выпущено ограниченным тиражом.

Так вот, в 1914 году в Благодарненском уезде крестьяне выступили с протестами против политики Столыпина, который сделал ставку на развитие сельской буржуазии, уничтожение крестьянских общин и бедных хозяйств.

Главная цель реформы – власть на селе отдать в руки земских учреждений, в состав которых войдет в основном имущий класс: зажиточные крестьяне-кулаки, ссыпщики зерна, скотопромышленники, лавочники. 

Особенно мощным восстание оказалось в селе Александрии, к которому подстрекали возвратившиеся с войны раненые запасные нижние чины Семен Шальнев и Семен Зуев. 

Возглавили восстание Архип Коршунков, Степан Шуваев, Андрей Алныкин. Главными зачинщиками беспорядков власти посчитают 9 человек.

Когда в 6 часов утра 23 ноября к сельской тюрьме, находящейся при волостном правлении, подали подводу, чтобы отвезти арестованных в село Благодарное, этому воспрепятствовали десятки жителей Александрии. 

Особенно активно вели себя Максим Затонский, Митрофан Нерушев и Карп Никитенко, которые держали лошадей и не позволяли увозить арестованных.

Когда, все же подвода в сопровождении пристава, урядника и десятского выехала в сторону Благодарного, ее догнали крестьяне верхом на лошадях, вооруженные вилами и палками, и освободили своих товарищей.

Затем были избиты волостной старшина Дутов и полицейский урядник Удовикин, разгромлены дом и магазин члена Благодарненской земской управы Акима Лелекова, подожжены магазин и здание земской школы.

Пристав Прошкин бежал из села, затем вернулся с подмогой, шестнадцатью вооруженными стражниками и урядниками. Они взяли под охрану волостное управление и дом Лелекова.

24 ноября беспорядки возобновились с применением оружия с обеих сторон. 

Был ранен полицейский урядник Павел Тенищев, убиты крестьяне села Александрии Филипп Волчанский, Емельян Подстрешный, крестьянин села Шишкино Ефим Матюшенко. 

Ранения получили александрийцы Алексей Евглевский, Евстарий Севрюков, Моисей Найденов, Архип Лелеков, Андрей Вдовенко, Абрам Каверин, Егор Нерушев (скончался), Стефан Криворотько и шишкинец Яков Гужвинский. 

Следствие по делу вел судебный следователь по важнейшим делам Соколов. Участие в расследовании принимал волостной судья Иван Переверзев.

Ставропольский губернатор дал распоряжение, чтобы в начале марта 1915 года из Александрии угнали скот, принадлежавший крестьянам этого села, не пожелавшим платить земских налогов, и продали в Ставрополе на аукционе.

Распоряжение это было отдано с целью сломить упорство крестьян и через продажу получить земские сборы за 1914 год.

При этом прогон по территории губернии скота, по мнению губернатора, должен был послужить уроком для крестьян и таким образом «гарантировать на будущее время исправное поступление земских налогов». 

4 марта скот в количестве 36 коров и 11 лошадей, принадлежавший крестьянам села Александрии, не пожелавшим платить земские налоги, был пригнан в город Ставрополь и 6 марта продан с аукционного торга. 

По пути следования стражникам, сопровождавшим скот, было запрещено под угрозой гибели останавливаться на ночлег в селах. 

Суд над участниками событий состоялся лишь в январе 1916 года. Военно-окружной суд в селе Благодарном приговорил крестьян села Александрии к следующим наказаниям: 4 - к смертной казни через повешение, с ходатайством о помиловании; 1 - к бессрочной каторге; 14 - к каторге на разные сроки; 21 - к заключению в тюрьме и в арестантские роты.

Персонально список приговоренных выглядел так: 
- к смертной казни - А. Чечелев, Л. Кучменко, П. Евглевский и М. Золотарев; 
- к каторжным работам - П. Евглевский без срока; 
- на 20 лет - Е. Скороходов, Н. Кузнецов, Ф. Кучменко, А. Лелеков; 
- на 18 лет - Т. Кулев, П. Уваров; 

- на 15 лет - Ф. Колесников, А. Затонский, Т. Беззаконов, С. Золотарев, И. Севрюков, В. Затонский, Н. Прохоров;
- на 6 лет - И. Кофанов; 

- к арестантским отделениям на 3 года - Ф. Нерушев, М. Найденов, Ф. Харин, К. Найденов, М. Найденов, И. Мищенко, М. Колесников, Г. Беззаконов, В. Богданов, Ф. Золотарев, А. Подстрешный, П. Волчанский, А. Вдовенко, Я. Гужвинский, Н. Черевков;

- на полгода - А. Соколов, Ф. Шалимов, И. Ященко, И. Гладких, Ф. Подстрешный, И. Сычев; 
- к тюремному заключению на 2,5 года - Э. Подстрешный; 
- на один год - Т. Зайцев; 
- на 8 месяцев - Е. Найденов;

- на 6 месяцев - Ф. Малофеев, А. Мищенко, В. Ноздренко, С. Ноздренко, Е. Ноздренко;
- на 4 месяца - И. Козлов и И. Кучменко. 

Впоследствии смертная казнь была заменена десятилетней каторгой, а каторжные работы сократили на 1/3. 

Везти в Ставрополь осужденных для исполнения приговора не рискнули через села Шишкино, Медведское и другие, а повезли через Бурлацкое и Сотниковское в город Святой Крест, а оттуда по железной дороге в губернский город.

Так выглядели события в селе Александрии, восстановленные по документальным источникам.

Находясь в эмиграции, бывший министр юстиции вооруженных сил юга России В.М. Краснов обратил особое внимание на бунт в селе Александрии и описал его в воспоминаниях о событиях гражданской войны на Северном Кавказе. В его рассказе показаны причины, ход бунта, а также дана оценка и роль в последующих государственных и общественных событиях. 

В частности он писал следующее:
«…В 1916 году в селе Благодарном, большом уездном селе Ставропольской губернии началось слушанием дело об антиземских беспорядках.

Дело это слушалось в выездной сессии военно-окружного суда; обвинялось 67 крестьян, в том числе двое раненых, только что прибывших с фронта солдат, с применением ко всем 279 ст. воинского устава о наказаниях, угрожающей обвиняемому смертной казнью.

На суду, длившемся около месяца, мало по малу развернулась картина этого необычного дела, изобилующего такими эпизодами, как разгром магазина и квартиры члена управы, поджог земской школы, истязание толпой старшины. 

Земство только перед войной было введено в губернии, только что приступило к попыткам улучшить жизнь на началах самоуправления, и через 2 года разгорающиеся в эпидемию беспорядки с разгромом школ и т. д.

Судебное следствие военного суда приподняло лишь краешек завесы над этой деревенской драмой, но и того, что было приоткрыто, было достаточно, чтобы над этим призадуматься».


Январь 2011 г. г. Благодарный


Источник: http://forum.vgd.ru/post/788/37333/p952128.htm#pp952128
Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов