Севастополь (по-гречески – знаменитый) – русская крепость 3-го класса, на юго-западном берегу Крыма (44° 37sanitized_by_modx& #39 с. шир. и 51° 11sanitized_by_modx& #39 з. долг.).
Место это было заселено издревле; лет за 500 до Р. X. здесь основана греческая колония Херсонес.
За 112 л. до Р. X. она завоевана Митридатом Эвпатором, а по разделении Римской империи вошла в состав её восточной части и в течение нескольких столетий служила центром управления византийских владений в Тавриде. Как город промышленный и торговый, Херсонес издавна был известен и русским, под именем Корсуня (см. Владимиры).
Военно-стратегическое значение Ахтиарской (будущей Севастопольской) гавани еще до присоединения Крыма привлекло внимание русских моряков, которые в 1782 г. сделали первый промер глубин. 14 декабря 1782 г. Екатерина II указывала в своем секретном рескрипте князю Г. А. Потемкину о необходимости присоединить Крымский полуостров, а в случае мирного поведения Турции ограничиться овладением выгодной для мореходства Ахтиарской гаванью: «Присоединение сей гавани поставляем Мы выше всякого сомнения или спора с чьей бы то стороны не было» (см.: Сб. РИО. Т. 27. С. 221-225). Эпоха татарской владычества в Крыму закончилась 1783 г., при императрице Екатерине II. В это время татарская деревушка Ахтиар были обращена в город Севастополь.
См. статью: "Манифест Екатерины II об облегчении торговли в Херсоне, Севастополе, Феодосии и об открытии их для всех дружественных народов с приглашением иностранцев, желающих поселиться в городах и селениях Таврической области".
В 1787 г. русская государыня посетила этот город и осмотрела флот (3 корабля и 12 фрегатов). В 1789 г. сформировано тут портовое управление. Затем, с назначением Ушакова начальником флота и порта, приступлено было к постройке казарм, магазинов и разных портовых сооружений, притом почти без пособий от казны, кроме содействия флотской команд.
Пороховых погребов в то время не имелось, и порох хранился в прибрежных инкерманских пещерах. При входе же в залив, на северном и южных мысах, возле города, построены были довольно сильные каменные батареи.
В 1797 г., по повелению императора Павла, Севастополь снова переименован в Ахтиар, но потом название это перешло к части города, проектированной по восточную сторону Южной бухты (позже – Корабельная сторона).
30 апреля 1809 г., по ходатайству маркиза де-Траверсе, главнокомандующего черноморским флотом, разрешено было поднимать в Севастопольской крепости флаг и укрепить город с сухопутного пути.
В 1818 г. порт укреплён батареями и шанцами, возведёнными без системы, по указанию флотской начальников. Систематическое же укрепление Севастополя ("Исторический очерк состояния крепостей к 1855 г.») началось с 1834 г., по утверждении императором Николаем проекта усиления обороны рейда и города с сухопутного пути. Оборонительная линия должна была состоять из 7, расположенных на высотах, земляных бастионов, замкнутых с горжи сводчатыми казармами и соединенных между собою стенами с бойницами.
Укрепления эти предполагалось примкнуть левым флангом к рейду, позади Ушаковой балки, а правым – к береговой батарее № 8. При личном обозрении Севастополя 1837 г., император Николай признал необходимым несколько изменить проект 1834 г., именно: левый фланг ограды решено вынести перед Ушаковой балки, а вместо 7 бастионов возвести 8 (4 – на Корабельной стороне, 4 – на Городской); длина проектированной линии – 7 вер.
Ассигнованные затем денежные средства были обращены на приморские укрепления, а потому в 1854 г. они находились уже в законченном виде (см. ниже, оборона Севастополя), но с сухопутной стороны Севастополь вовсе не был обеспечен.
Перед крымской кампанией число жителей в Севастополе доходило до 46 т. чел.; домов считалось более 2? т. (в том числе казенных жилых – 170, лавок и магазинов – 130).
Уничтожение адм. Нахимовым турецкой флота на Синопском рейде (см. Синоп) заставило англичан и французов двинуть свой флот в Черном море против русского (см. Восточная война 1853-56 г.), и после сражения на р. Альма союзники подступили к городу. Затем началась осада его, продолжавшаяся 349 дн., превратившая Севастополь в развалины и почти уничтожившая наш черноморский флот.
Вид Севастополя после Крымской войны. Гаспар Гобо (Gaspard Gobaut 1814 - 1882). Акварель.
|
По заключении парижского мира 1856 г., город стал вновь отстраиваться, приобрел торговое значение, и в 1863 г. в нем учреждена 1-классная таможня. В начале 70-х годов, но отмене статьи парижского трактата о нейтрализации Черного моря, высочайше повелено были восстановить значение Севастополя, как места для главной стоянки Черноморского флота. Русско-Турецкая война 1877/8 г. застала город совершенно не укреплённым, а потому в 1876 и 77 гг. пришлось построить временные батареи.
В 1885 г., в ожидании разрыва с Англией, начаты исправления приморской батарей и приняты меры по обеспечению Севастополя с сухопутного пути, а по возрождении Черноморского флота приступлено к замене временных батарей постоянными и к сооружению сухопутных укреплений.
Высочайшем повелением 17 мая 1890 г. Севастополь причислен к разряду крепостей 3-го класса, а 30 апреля 1891 г. в нем поднят крепостной флаг.