Католицизм в Грузии или Католическая церковь в Грузии является частью всемирной Католической церкви. Численность католиков в Грузии составляет около 100 тысяч человек (2 % от общей численности населения). Католицизм в Грузии представлен верующими Римско-Католической и Армянской Католической церквей. Грузинские католики в основном проживают в больших городах и в южной части страны.
Христианство укрепилось на территории сегодняшней Грузии после обращения иберийского царя святого Мириана III и его жены Наны. В 337 году Мириан III провозгласил христианство государственной религией. Расцвет грузинской государственности и христианства в Грузии также связано с именем святой царицы Тамары.
Первые связи грузинской церкви с Римом начинаются с VII века, когда католикос Кирион I обратился к папе римскому Григорию I по вопросу ереси монофизитства.
После разделения Вселенской церкви в XI веке связи грузинской церкви с Римом сразу не прекратились. В XIII веке папа римский Гонорий III пригласил грузинского царя участвовать в Крестовом походе. В 1240 году папа римский Григорий IX послал в Грузию миссионеров из монашеского ордена францисканцев и доминиканцев. 1 апреля 1318 года папа римский Иоанн XXII издал буллу «Redemptor noster», которой учредил епархию в Тбилиси в составе митрополии Сольтание. В 1330 году епископом этой епархии был назначен доминиканец Иоанн из Флоренции.
8 ноября 1632 года верующие католического вероисповедания, проживавшие в Грузии, были подчинены епископу Исфахана.
В XVII веке некоторые католики приняли активное участие в борьбе с Персией и в культурном возрождении страны. Инициатором борьбы с персами стал князь Бидзина Чолакашвили, который был католиком. В 1629 году в Риме католический священник Никифор Ирбах (Николай Ирабакидзе-Чолакашвили) издал первый печатный текст на грузинском языке, которым был текст Лоретанской литании. Им же был издан первый печатный Грузинско-итальянский словарь. Значительную роль в связях грузинской церкви с Римом сыграл грузинский общественный деятель, священник и баснописец Сулхан-Саба.
В XVIII веке началось постепенное отчуждение между грузинской церковью и Ватиканом. В 1740-х годах католические епископы Исфахана пытались воссоздать епархию в Тбилиси, но их попытки не увенчались успехами. В 1755 году грузинский царь Теймураз II начал гонения на католиков. Из Грузии были изгнаны многие католические миссионеры.
После вхождения Грузии в состав Российской империи состояние Католической церкви несколько укрепилось. В Грузии стали строиться католические храмы в Тбилиси, Батуми. С 1850 года грузинские римо-католики находились в юрисдикции католической Тираспольской епархии (в настоящее время — Епархия Святого Климента в Саратове). Согласно каталогу Тираспольской епархии «Directorium Officii Divini et Missae sacrificii, ad usum utriusque clerri Dioecesis tiraspolensis in Annum Domini MDCCCLXV editum» от 1864 года тифлисский приход насчитывал 5932 прихожан. С середины XIX века стали возникать общины грузинских католиков, придерживавшихся византийского обряда, однако их деятельность не была поддержана Святым Престолом. Самым известным был приход грузинских греко-католиков в Стамбуле, который был организован в 1861 году и просуществовал до 1974 года. Подобные греко-католические грузинские приходы были также в Константинополе и во Франции.
В 1921 году, когда была в Грузии захватили власть большевики, католики стали подвергаться гонениям. В стране действующей осталась только церковь святых Петра и Павла в Тбилиси. Почти все католические священнослужители были арестованы и репрессированы. Многие из них отбывали заключение на Соловках. Среди Соловецких заключённых наиболее известен апостольский администратор для католиков в Грузии священник Шио Батманишвили. До 1990-х годов деятельность Католической церкви в Грузии почти полностью прекратилась.
С приходом советской власти деятельность Католической церкви сосредоточилась в католических грузинских приходах вне территории советской Грузии.
После воссоздания грузинской государственной независимости в 1991 году Католическая церковь получила свободу в своей деятельности. 24 мая 1992 года папа римский Иоанн Павел II выпустил бреве «Quo plenius confirmentur», которым учредил Апостольскую администратуру для Грузии, которая 30 декабря 1993 года была преобразована в апостольскую администратуру Кавказа, объединяющую Азербайджан, Армению и Грузию. В 1993 году функции апостольского администратора исполнял нунций Жан-Поль Гобель. С 1997 года обязанности апостольского администратора исполнял священник Джузеппе Пазотто. В это время власти передали Католической церкви ранее закрытые храмы. В начале 90-х годов в Грузию прибыли монахини из ордена Сёстры — миссионерки любви. С 1991 года в Тбилиси действует община «Неокатехуменальный путь».
8 ноября 1999 года Грузию посетил с пастырским визитом папа римский Иоанн Павел II, а 30 сентября 2016 года папа римский Франциск.
6 января 2000 года апостольский администратор Джузеппе Пазотто был рукоположен в епископа в тбилисском соборе святых апостолов Петра и Павла с полномочиями апостольского администратора Кавказа.
В настоящее время в Грузии действует одна Апостольская администратура Кавказа, 27 приходов. В Грузии также действует Армянская Католическая церковь со своими церковными структурами (юрисдикция Ординариата Восточной Европы) и небольшие общины Халдейской католической церкви.
В 2012 году в городе Ахалцихе рядом с отстроенном из руин храмом Богоматери Розария был открыт первый в Грузии католический созерцательный монастырь, в котором проживают четыре итальянские бенедиктинки.
В Сухуме действует единственный на территории Абхазии католический приход, который подчиняется Апостольской администратуре Кавказа.
Католицизм в Абхазии или Римско-Католическая Церковь в Абхазии — христианская деноминация на территории Республики Абхазия, являющаяся частью Римско-Католической Церкви.
В XIII—XIV веках в Абхазию прибывали генуэзские торговцы, которые основывали здесь свои торговые предприятия. Вместе с генуэзскими торговцами в Абхазию прибывали миссионеры из различных католических монашеских орденов, которые занимались здесь миссионерской деятельностью.
Присутствие Католической церкви в Абхазии тесно связано с историей католицизма в Грузии. В 1240 году Римский папа Григорий IX направил к грузинской царице Русудан миссионеров из монашеского ордена францисканцев. По некоторым данным в 1288 году в Себастополисе проживали два францисканца, которые были здесь убиты греками. Хорошее отношение грузинского монарха с западным миссионерам позволило доминиканцам построить в Себастополисе свой монастырь, который стал центром миссионерской деятельность Католической церкви на Кавказе.
1 апреля 1318 года Римский папа Иоанн XXIII издал буллу «Redemptor noster», которой учредил архиепархию в Себастополисе в составе митрополии Сольтание. Существует письмо себастопольского епископа Пьера Жеро (Pierre Géraud) от 1330 года, в котором он обращается к английским священникам и описывает свою жизнь в Абасгии. В этом письме он описывает невольнический мусульманский рынок в Себастополисе, на котором продавались рабы-христиане и сожалеет, что не может вмешаться в существующий порядок. Благосклонность грузинского царя позволила Пьеру Жеро построить в городе небольшую церковь и основать католическое кладбище, но местные греки, мусульмане и евреи, как он пишет, трижды разрушали этот храм. Архиепархия просуществовала до 1445 года, когда в Турин возвратился последний архиепископ Георгий из Регибуса.
8 ноября 1632 года католики, проживавшие на территории Абхазии, были присоединены к юрисдикции архиепископа Исфахана. В XVI веке на территории Абхазии стали селиться армяне-католики, которые находились под опекой Армянской католической церкви. В 1626 году в Грузию прибыли миссионеры из монашеского ордена театинцев, которые пробыли здесь до 1700 года.
После присоединения Грузии в 1783 году к Российской империи российским правительством были изгнаны кармелиты, которые находились в Грузии с 1661 года. С 1850 года католики Абхазии находились в юрисдикции Тираспольской епархии. Во второй половине XIX века, после восстаний в Польше, в Абхазию стали прибывать ссыльные поляки, которые основали здесь многочисленную католическую общину. Согласно каталогу Тираспольской епархии «Directorium Officii Divini et Missae sacrificii, ad usum utriusque clerri Dioecesis tiraspolensis in Annum Domini MDCCCLXV editum» от 1864 года сухумский приход насчитывал 2759 прихожан. В 1908 году ими был построен небольшой католический храм в честь св. Симона Кананита, который сохранился до нашего времени.
После установления в Грузии в 1921 году советской власти католики Абхазии подверглись жестоким гонениям. Многие верующие были репрессированы. Сухумский храм был закрыт. В нём до 1993 года находился государственный архив.
После Абхазской войны 1993 года сухумская католическая община из-за невозможности обслуживания священниками из Грузии была передана на попечение епархии святого Климента в Саратове. Настоятелем католического прихода в Сухуме был назначен настоятель сочинского прихода святых апостолов Симона и Фаддея священник Богдан Северин, который совершал периодические поездки в Сухум для совершения богослужений и оказания благотворительной помощи местным католикам. Католические богослужения в это время проводились в клубе Сухумского ботанического сада.
В 1996 году уцелевший костёл был передан католической общине. С этого времени в нём стали совершаться регулярные богослужения.
В настоящее время (2011) католическая община Абхазии насчитывает 150 человек (80 человек проживают в Сухуме). Большинство из них составляют армяне и поляки. Существуют немногочисленные группы католиков в Гагре и Пицунде. В Сухуме действует католическая благотворительная организация «Каритас». После частичного признания независимости Абхазии канонический статус католической общины в Сухуме не определен. В настоящее время католический приход в Сухуме входит в Апостольскую администратуру Кавказа.
Абхазию дважды в октябре 2005 года и 4 января 2006 года с официальным визитом посещал папский нунций Гуджеротти, который встречался с абхазским руководством.
В 2011 году решением Правительства Абхазии католической общине во имя святого апостола Симона Кананита в Сухуме было передано в безвозмездное пользование здание костёла, входящее в число объектов историко-культурного наследия Абхазии. Настоятелем католического прихода в Сухуме является священник Пётр Войнар.
Между Ватиканом и Абхазией не существует дипломатических отношений.