В середине 1980-х гг. в СССР начался глубокий кризис, коснувшийся всех сторон жизни общества – политики, системы государственного управления, экономики, социальной сферы и т.д. Особую остроту в этот период сфера приобрела межнациональных отношений. Советская национальная идеологема, основанная на провозглашении единства советского народа и практическом завершении решения всех национальных вопросов в условиях социализма, при нарастании кризиса показала свою несостоятельность.
В этот период обнажились многие национальные проблемы, некоторые из которых привели к межнациональным конфликтам, включая и формы открытых вооруженных столкновений (в Нагорном Карабахе, Грузии, Молдавии, Азербайджане). Окончательным результатом системного кризиса в стране стал распад в 1991 года Советского Союза.
При актуализации национального вопроса в конце 1980-х – начале 1990-х гг. на всем советском пространстве начали формироваться национальные движения, выдвигавшие не только экономические, но и этнополитические, этнокультурные требования. Возникающие национальные организации направляли свои усилия на формирование программных документов, на выработку мер по укреплению национальной идентичности.
В Западной Сибири в этот период возникло татарское национальное движение. Оно было больше сосредоточено вокруг решения этнокультурных вопросов, проблем национального самосознания, сохранения родного языка, в том числе среди части татар Западной Сибири – сибирских татар. В него включились представители различных социальных слоев сибирских татар – ученые, преподаватели высших учебных заведений, учителя, работники государственных учреждений и культуры, рабочие, колхозники и др.
Первым президентом Всетатарского общественного центра стал М.А. Мулюков. Лидеры татарского национального движения на страницах периодической печати начали публиковать статьи на русском и татарском языках, посвященные различным аспектам возрождения татарского народа. Главным в них являлся призыв к сибирским татарам активнее действовать в направлении сохранения себя как самостоятельного этноса.
Особенно бурно эти процессы происходили в Тюменской и Омской областях. Еще в начале 1980-х гг. происходило формирование теории самостоятельного происхождения сибирско-татарского этноса, отличного от поволжско-татарского. Данная концепция была изложена в трудах Ф.Т. Валеева и Н.А. Томилова, которые научно продвигали идею сибирско-татарской самобытности.
Эта позиция наглядно видна в тезисе, изложенном Ф.Т. Валеевым: «Современные коренные татары представляют собой самостоятельный этнос с присущими такой исторической общности устойчивыми признаками, как язык, этническая территория, этническое самосознание, конфессиональная общность, эндогамия, а в прошлом – социально-политическая общность, связанная с существованием Сибирского ханства».
Данная тенденция была подхвачена сибирско-татарской общественностью. В 1980-е гг. такие общественные деятели, как Б.В. Сулейманов, А.Г. Гаитов и другие, основываясь на концепции самостоятельного происхождения сибирско-татарского этноса и его этнокультурной самобытности, отстаивали идею необходимости национально-территориальной автономии сибирских татар. В итоге это движение сибирских татар совпало со всплеском национального самосознания народов СССР, исторически связанным с происходившими в стране демократическими реформами.
В 1988–1990 гг. в Тюменской области возник ряд татарских общественных объединений: Региональное подразделение «Татарского общественного центра» (ТОЦ), «Татарский культурный центр» (г. Тюмень), Объединение «Идегей», несколько татарских клубов (в гг. Тобольске и Ялуторовске).
В 1988 г. по инициативе татарской общественности был создан «Комитет национального возрождения сибирских татар» (далее – КНВСТ) из 10 человек во главе с Булатом Сулеймановым и Анасом Гаитовым. Он был зарегистрирован 28 сентября 1990 г., уже после участия его лидеров в работе I съезда ТОЦ в г. Казани 17–18 февраля 1989 г. В результате участия руководителей КНВСТ на данном форуме, в решениях ТОЦ было констатировано существование у сибирских татар (наряду с астраханскими и литовскими) «языковых, культурных, и исторических особенностей». При этом в программном документе ТОЦ говорилось о необходимости создания в районах компактного расселения татар национальных районов, а также автономных округов (областей), что в последнем случае подразумевало учет требований именно сибирских татар.
КНВСТ, исходя из постулата о самоопределении народа и приверженности СССР к предоставлению народам – большим и малым, автономии, ставила целью своей деятельности создание на территории Западной Сибири, где компактно проживают сибирские татары, административно-территориального образования в виде автономной республики.
Достижение данной цели предполагалось путем государственных законодательных актов, референдумов, политических дискуссий, санкционированных митингов и демонстраций. Главной задачей данной организации было заявлено получение юридического признания и включение в список народов СССР сибирских татар как самостоятельного народа, обладающего особым происхождением, языком, культурой, традицией и бытом.
КНВСТ предполагал активную работу по возрождению этнокультурных ценностей и языка путем широкой просветительской работы среди населения; подготовку совместно с государственными организациями и учреждениями учебников на «языке сибирских татар»; введение преподавания на родном языке в школах области; активное сотрудничество с другими народами, проживающими в регионе; решение вопроса о функционировании Тобольского татарского педучилища и создании факультетов татарской филологии в некоторых ВУЗах области.
В 1989 г. в г. Тобольске, а затем и в г. Тюмени, прошли «Круглые столы», на которых обсуждалась стратегия работы по предоставлению сибирским татарам статуса коренного народа Сибири и национально-территориальной автономии в рамках Российской Федерации, основанной на концепции самостоятельного происхождения сибирско-татарского этноса и его этнокультурной самобытности.
Одним из главных результатов данного этапа движения стало создание в конце 1980-х гг. в г. Тобольске «Центра сибирско-татарской культуры» (первоначальное название – «Досуг»). В июне 1990 г. в г. Тобольске прошла научно-практическая конференция, в заглавие которой впервые был выставлен этноним «сибирские татары» («Сибирские татары: история и современность»). Участниками конференции стали ученые (Ф.Т. Валеев, С.М. Исхакова, А.В. Головнев, Х.Ч. Алишина, З.А. Гафурова и др.), общественные деятели сибирских татар (Б.В. Сулейманов, А.Г. Гаитов, Р.Н. Яхина), представители общественности, интеллигенция города. По определению одного из организаторов конференции – А.В. Головнева, ныне члена-корреспондента РАН, «пожалуй, впервые сибирские татары провели самостоятельный форум, на котором их собственные проблемы излагались с их собственных позиций...».
29 сентября 1990 г. в г. Тюмени на учредительной конференции был создан оргкомитет «Ассоциации татар Тюменской области» (далее – АТТО). К этому времени уже имелся опубликованный проект программы «Ассоциация татар Сибири «Сыбыр». 24 ноября 1990 г. в печати появились проекты Устава и программы АТТО. В дальнейшем состоялось заседание оргкомитета АТТО, на котором был избран председатель оргкомитета (Р.М. Насибуллин). Был рассмотрен вопрос о сроках проведения нового съезда. Делегатами форума стали лица, выбранные на официальных собраниях, конференциях, проведенных до 10 декабря 1990 г. на предприятиях и организациях в городах, селах и деревнях области. Одновременно было опубликовано сообщение о принятом 13 ноября 1990 г. оргкомитетом АТТО решении созвать свой съезд в г. Тюмени 14–15 декабря 1990 г. (норма представительства – 1 делегат от 100 человек).
Данный форум прошел в обозначенные сроки при участии 207 делегатов (из них 48 – с высшим образованием). На съезде были приняты ряд документов: резолюция о создании АТТО; Обращение к Верховному Совету СССР; Обращение к населению Тюменской области. В «Обращении к Верховному Совету СССР» содержались пункты о признании за сибирскими татарами статуса коренного населения, о фиксации сибирских татар в графе «национальность» в паспортах как «сибирских татар».
В резолюции I съезда было определено: «этническая общность татар, формирование которой произошло на данной территории… отличается от крымских и казанских татар по происхождению, способу хозяйствования, культуре и языку. Это дает основание поставить вопрос перед Верховными Советами РСФСР и СССР о признании самостоятельного этноса – «Сибирские татары» (сыбыры)». Одновременно съезд отказался от первоначального требования относительно создания для сибирских татар национального округа, ограничившись пунктом о формировании национальных сельских советов и районов. В итоге на данном форуме возникли существенные разногласия между сибирскими и другими группами татар.
Постепенно в Тюменской области начинают активизироваться учреждения культуры, появляются новые коллективы татарской художественной самодеятельности, начинается вещание на радио, телевидении на татарском языке. Были созданы Центры национальной культуры в г. Тюмени и г. Тобольске. Появляются татарские общественные организации и во многих районах области, в том числе в городах Тюменского севера (гг. Нижневартовске, Нефтеюганске, Сургуте). Все они стали выдвигать этнополитические требования.
Так, в 1992 г. представители Ялуторовской татарской общественной организации и участники Ялуторовской районной конференции татарской интеллигенции говорили о необходимости изменения культурно-образовательной политики и учете администрацией района «специфических интересов 7-тысячного сибирскотатарского населения региона».
Наряду с этнополитической деятельностью татарские общественные организации Тюменской области большие усилия прилагали и к решению этнокультурных проблем. В г. Тюмени в 1990 г. инициативная группа (Б. Сулейманов, А. Гаитов, Г. Ниязова, И. Шарапов, И. Рафиков и др.) при поддержке администрации области начала издавать газету «Янарыш» («Обновление»). Материалы на страницах данного издания печатались на татарском (в том числе на языке сибирских татар) и русском языках. В этом же году было издано «Положение об общественных организациях Тюменской области», на основе которого было принято решение о создании единой организации, объединяющей все общественные силы региона и регулирующей их деятельность.
С начала 1990-х гг. начинают издаваться на татарском и русском языках газета «Искер», журнал «Аккалфак», начинают транслироваться областные и местные радио- и телепрограммы на татарском языке «Очрашулар», «Себер иле», «Себер дарьясы» и др.
В 1990 г. были созданы областная общественная организация «Идегей» (председатель Г.М. Ниязова), Ялуторовская татарская общественная организация «Чулпан» (председатель Р.Т. Яхин), Общественная организация национального возрождения сибирских татар Усть-Ишимского района Омской области, которая являлась филиалом Комитета возрождения Тюменской области (председатель Р.Н. Яхина).
В программном документе АТТО Сибирь объявляется «единственным местом в мире, где могут сохраняться и развиваться как этнос сибирские татары, их язык и культура». Понятия «татары и сибирские татары» в программе расходятся.
Так, с одной стороны, указывается, что в Сибири «...среди множества других народов заметное место по численности и значимости занимает татарский народ, вобравший в себя и представителей Поволжья, Средней Азии, а также коренной народ... – сибирских татар», но с другой подчеркивается необходимость признания Верховными Советами СССР и РСФСР «статуса коренной национальности сибирских татар». Одновременно отмечается необходимость «создания государственного образования в качестве гарантии национального самоопределения сибирских татар».
На первом этапе предполагается образование национальных сельсоветов и районов, а также «предоставление... национально-культурной автономии татарам, выходцам из других регионов», в «национальных сельсоветах, районах, должен соблюдаться принцип двуязычия», а «вопросы, затрагивающие интересы жителей» – решаться «местными органами самоуправления».
В Программе выдвигается положение о «признании юга Тюменской области зоной преимущественного развития традиционных промыслов сибирских татар». Причем в рамках сельсоветов, районов «исключительное право на установление границ освоения и решения об освоении имеют сельские исполкомы (сход граждан)». Когда интересы коренной национальности в использовании земли «пересекаются» с интересами ведомств, «предпочтение отдавать первым».
В социальной сфере отмечается необходимость обеспечения нетрудоспособного татарского населения «прожиточным минимумом», в условиях перехода к рынку предлагается выплачивать компенсации малоимущим «семьям, престарелым, студентам татарской национальности, поднимается вопрос о гарантиях для многодетных семей татар, в т.ч. и через оплачиваемый отпуск – по уходу за ребенком до 3-х лет. Отдельно ставится проблема удовлетворения спроса на товары народного потребления и на «малогабаритную механизацию».
В целом делается вывод о том, что для решения вопросов социального общежития «считать необходимым разработку комплексной программы социально-экономического и культурного развития» до 2000 г. и далее, на всех уровнях (сельсоветы, районы).
Острота проблем духовного развития сибирских татар фиксируется следующим образом: «современный этап ... делает проблематичным само этническое существование сибирских татар, со свойственным этому этносу традиционным укладом, языком и культурой». Отсюда делается вывод: выработать среди прочих и программу культурного возрождения сибирских татар, которая должна включать следующие пункты:
1) создание подлинной истории сибирских татар;
2) восстановление татарских национальных школ, обеспечивая обучение на родном языке от детского сада до производства; во всех высших, средне-специальных учебных заведениях готовить кадры татар-специалистов, способных вести работу во всех сферах;
3) введение двуязычия в «национальных образованиях»;
4) расширение теле- и радиовещания на татарском языке (вплоть до создания независимых теле-, радиостанций);
5) создание издательства на татарском языке;
6) обеспечение издания сибирско-татарского фольклора; выпуск пластинок с сибирско-татарскими песнями и баитами;
7) организация музеев и выставок с экспозициями быта и культуры сибирских татар;
8) возрождение и развитие татарского театра, ансамбля народной музыки, современных эстрадных коллективов; создание лекторских групп, выступающих на языке сибирских татар.
В Программе АТТО отмечается, что возрождение самобытной культуры и национального самосознания сибирских татар, создание условий для развития культуры всех групп татар Тюменской области, возможно только на основе «экономических и политических преобразований». Поэтому, кроме перечисленных моментов, в Программе говорится о том, что «при формировании ежегодных бюджетов области, городов, районов» необходимо направлять «определенную долю ... на развитие татарской культуры в соответствующих регионах».
Наконец, в Программе подчеркивается, что Ассоциация «выступает с позиции защиты и уважения национальных культур», за «достижение единогласия при решении вопросов межнациональных отношений».
По видимому, параллельно были сделаны некоторые обращения в адрес академических учреждений по поводу институционализации языка сибирских татар. Это видно из ответа на такое обращение директора Института языкознания АН СССР, члена-корреспондента В.М. Солнцева в адрес Министерства образования РСФСР (декабрь 1990 г.), где со ссылкой на мнения «основных специалистов» по этнографии и истории сибирских татар Н.А. Томилова и Ф.Т. Валеева, признававших сибирских татар «отличным от казанских татар безписьменным этносом», а также на мнения лингвистов-тюркологов Р.Э. Тенишева, М.З. Закиева, Д.Г. Тумашевой о том, что, несмотря на «более или менее удовлетворительное обслуживание казанско-татарским литературным языком» сибирских татар, последние «не являются близкими» в языковом отношении к казанским татарам.
В начале 1990-х гг. взаимодействие лидеров сибирских татар с центральным ядром татарского национального движения в лице ТОЦ (ВТОЦ), продолжалось. На II съезде ВТОЦ в программном документе, принятом 16 февраля 1991 г. в г. Казани, отмечено стремление к созданию в Западной Сибири и некоторых других регионах «территориальных национальных образований» с указанием на то, что общенациональное татарское движение поддерживает идею предоставления сибирским татарам прав создания «национальных сельсоветов, районов и округов». Более того, в программном документе ВТОЦ сказано, что «движение признает за сибирскими татарами право на национальное самоопределение в форме своей государственности на основе волеизъявлении сибирских татар». Как видим, демократическое общенациональное движение татар поддерживало устремление сибирских татар по их самоопределению, видимо, полагая, что оно не противоречит общенациональной консолидации.
В январе 1994 г. было создано еще одно общественное объединение татар региона – Тюменская областная общественная организация «Ак калфак» (председатель Б.Н. Сабирова). В основе создания и деятельности данной организации лежала идея «консолидация татарской нации путем сохранения национальной семьи, семейных традиций, содействие оздоровлению быта, а также повышение роли семьи в воспитании детей, общественно – политической жизни общества, сохранение родного языка и культуры».
Для достижения этой цели организация ставила перед собой следующие задачи: выступать за общечеловеческие ценности, за гуманное и демократическое устройство общества; добиваться становления татарского языка в качестве основного средства общения в семье; оказывать содействие в становлении татарских школ, внедрении в процесс воспитания народной педагогики, создании гимназий, татарских школ, воскресных школ, курсов по изучению родного языка; выступать за укрепление дружбы и равноправия между народами при сотрудничестве с различными международными и зарубежными организациями, работающими по укреплению семьи и семейных традиций; содействовать развитию народной педагогики, народной дипломатии.
В 1997 г. в г. Тобольске была учреждена общественная организация «Общественно-политическое движение «Всетатарская Ассамблея Тюменской области» для участия татарской общественности в политической жизни региона. Инициатором движения выступил С.Ф. Ильясов. Устав организации был зарегистрирован Управлением юстиции Тюменской области. Одной из главных задач деятельности этой организации было указано участие татарской общественности в политической жизни региона. Основными целями стала консолидация сибирских и поволжских татар, формирование и отстаивание их гражданских прав, политических, экономических, социальных духовных интересов; возрождение и развитие культуры сибирских татар; сохранение их национального (родного) языка, традиций и обычаев; развитие политической активности и самоорганизации граждан для участия в управлении государственными и общественными делами.
Аналогичные процессы создания татарских общественных организаций проходили и в других регионах Западной Сибири. Так, 18 августа 1993 г. было созвано учредительное собрание татар Новосибирской области, на котором было принято решение о создании «Татарского общественного центра» (далее – ТОЦ – З.Т., Д.И.). Первым председателем ТОЦ стал Р.А. Бадритдинов. Активно участвовали в движении Н.Г. Маликов, Э.Х. Гимади, М. Ахметова, Н. Измайлова, Ф.Ф. Вахитов, Р.Х. Османов и др.
По инициативе ТОЦ Новосибирской области в 1998 г. в г. Новосибирске состоялось открытие «Городского центра национальных культур» при библиотеке им. А.П. Чехова. Большую роль в жизни татар Новосибирской области играет Татарский культурный центр, первым руководителем которого был Х.З. Касимов. В настоящее время данный Центр возглавляет Р.Ш. Тихомирова. Важнейшими направлениями его деятельности являются сохранение татарской культуры, языка, историко-культурного наследия. В 1991 г. в области был создан татарский ансамбль песни и танца «Тургай» (руководитель – Ф.Х. Шагимуллин), который пользовался огромной популярностью у татарского населения Новосибирской области. В составе ансамбля работал известный артист З. Шагбан.
С принятием в 1996 г. Закона Российской Федерации «О национально-культурных автономиях» в регионах Тюменской области стали образовываться вертикальные структуры НКА. Их развитию способствовала деятельность региональной власти, реализующей национальную политику через Комитет по делам национальностей Правительства Тюменской области. Основным документом региональной политики является «Концепция национальной политики Тюменской области», в которой в числе приоритетных выделена задача взаимодействия с национально-культурными автономиями, поддержка их этнокультурной деятельности. Значение НКА предопределяется тем, что они являются юридически оформленными институтами, признаваемыми и поддерживаемыми властями в качестве представителей интересов соответствующих национальных групп.
Таким образом, признавалось, что национально-культурные организации, в форме национально-культурной автономии, выступают как посредники между властями и различными народами, от лица которых они действуют.
В 1998 г. в результате появления Федерального закона «О национально-культурной автономии» была создана «Национально-культурная автономия сибирских татар и татар, проживающих на территории Тюменской области» (председатель – А.Х. Каюмов), учредителями которой выступили местные национально-культурные автономии.
Основными задачами общественной организации объявлялись: создание учреждений национальной культуры: театра, культурных центров, музеев татарского творчества, ремесел, библиотек, клубов, студий, архивов и других учреждений культуры и науки, обеспечение их функционирования; организация творческих союзов, коллективов профессионального и самодеятельного искусства, кружков по изучению национального культурного наследия и достижений татарской культуры; принятие мер по изучению и сохранению языка, культуры, истории, духовных ценностей, традиций, образа жизни и обрядов сибирских татар; проведение культурных и просветительных мероприятий (фестивали, конкурсы, смотры, выставки, народные праздники, семинары, конференции и другие мероприятия); расширение контактов, культурных и деловых связей с татарами, проживающими в регионах РФ и за рубежом, их организациями, с представителями интеллигенции, бизнеса, религии; налаживание и расширение культурных и деловых связей с национальными объединениями народов Тюменской области.
В 1996 г. в г. Новосибирске также была создана «Городская татарская национально-культурная автономия» (ТНКА), инициаторами образования которой стали Э.Х. Гимади, Р.А. Бадритдинов, Н.Г. Маликов, Р.Х. Дериглазова и др. Первым руководителем был избран Э.Х. Гимади.
В марте 1998 г. была учреждена общественная организация «Региональная татарская национально-культурная автономия Омской области «Маданият». Первым руководителем автономии был Х.К. Садыков. С 2008 г. автономию возглавляет Р.О. Забиров. В Уставе организации указано, что ее целями являются: «Возрождение и популяризация татарской национальной культуры, традиций и обычаев; гармонизация межнациональных отношений в регионе, развитие межрегиональных культурных связей; содействие в реализации прав и государственных гарантий, законодательно установленных для национально-культурной автономий; обеспечение непосредственного участия татар, проживающих в Омской области, в решении национально-культурных проблем на местном, областном и международных уровнях; представление ООРТНКА ОО «Маданият» интересов татар, проживающих в Омской области, в органах власти различных уровней в порядке, установленном законом».
В настоящее время в состав организации входят: ансамбль песни и танца «Алмаз», Центр образовательной деятельности «Магариф», Татарский молодежный центр, Детская студия татарского искусства, районные центры татарской культуры Большереченского, Колосовского, Муромцевского, Тарского, Тевризского, Усть-Ишимского районов Омской области.
Татарские общественные национальные организации, расцветавшие до середины 1990-х гг., затем пережили полосу упадка. Это было вызвано как внутренними перипетиями вокруг национальных центров, так и политическими проблемами. С одной стороны, начались центробежные процессы в татарской и мусульманской среде Западной Сибири, а с другой, татарские организации втягивались в политическую деятельность местного истеблишмента. Все это привело к угасанию некоторых общественных организаций и художественных коллективов и росту недовольства части национальных активистов и татарского населения.
Властные структуры в последние годы предпочитали работать с НКА, но в связи с тем, что органы власти в реальности были мало заинтересованы в решении этнокультурных проблем татар региона, в том числе и касающихся сибирских татар, к настоящему моменту многие НКА превратились в официозные, косные структуры, которые перестали быть поддерживаемыми основной массой населения, а активные общественные деятели из сибирских татар начали искать пути создания новой организации, более полно отражающей их чаяния.
Во второй половине 2000-х гг. в Западной Сибири снова происходила активизация татарского национального движения. В феврале 2005 г. на собрании татарской общественности Вагайского, Тобольского районов и г. Тобольска была учреждена региональная татарская общественная организация «Наследие» по Тюменской области (председатель – Л.А. Шамсутдинова). Цель организации – решение вопросов сохранения самобытности, развития родного языка, образования, национальной и духовной культуры, обычаев и обрядов татар, и, в отдельности, сибирских татар. Первоочередной задачей организации является сохранение культурного наследия татарского населения области.
При этом под культурным наследием членами организации понимались не только светские (народные, фольклорные, сохранение языка), но и религиозные элементы – восстановление и охрана святых мест – астана, установление мусульманских символов и пр. Территориальные рамки деятельности «Наследия» охватывают, прежде всего, Тобольский район (в мононациональных поселениях сибирских татар) Тюменской области.
Одним из первых публичных действий новой организации было проведение конференции «Ислам в Сибири» (декабрь 2005 г.) совместно с татарским отделением Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева и лабораторией социально-исторических исследований Института проблем освоения Севера СОРАН.
В марте 2006 г. была проведена научно-практическая конференция «Татарское национальное образование: проблемы и перспективы», посвященная татарскому национальному образованию, в 2008 г. – на тему: «Выдающиеся деятели тюрко-мусульманского мира», посвященная 90-летию Ф.Т. Валеева. В течение нескольких лет, начиная с 2007 г. по настоящее время, проводятся «круглые столы» и конференции «Историческая судьба Искера». Ежегодно РТОО «Наследие» по Тюменской области проводится международный фестиваль историко-культурного наследия «Искер-джиен».
Главной задачей данной организации признается работа по созданию национального историко-мемориального комплекса «Искер».
В условиях кризиса в Тюменской области региональной татарской НКА, разобщенности татарских общественных объединений в апреле 2007 г. была зарегистрирована Тюменская региональная общественная организация «Конгресс татар Тюменской области» (КТТО). Президентом «ТРОО «Конгресс татар Тюменской области» был избран крупный бизнесмен Н.Г. Саттаров, председателем исполкома другой известный бизнесмен – Р.Х. Насыров.
Основными целями КТТО были объявлены: консолидация татарского народа, его общественных и культурно-просветительских организаций для сохранения исторического и культурного наследия татар, содействие социально-экономическому и духовному развитию татар Тюменской области; деятельность по возрождению, сохранению и развитию татарской культуры; разработка и содействие реализации целевых, общественно-значимых программ в области национально-культурного развития – науки, образования, культуры, языка, исторического наследия, народной педагогики, демографии и т.д.
В течение нескольких лет КТТО проводит конкурсы «Себер йолдызы», «Татар егет», а также другие мероприятия этнокультурной направленности. Данная организация тесно сотрудничает с Исполкомом ВКТ. Однако с течением времени стало ясно, что тесно ассоциированные с местными властями состоятельные лидеры КТТО не обращают должного внимания на решения острых этнокультурных и языковых проблем татарского населения Тюменской области, в особенности, сибирских татар.
С конца 1990-х гг. в Тюменской области активизировалось татарское молодежное движение. Была создана самостоятельная татарская молодежная организация «Яшь буын» («Молодое поколение») (председатель М.А. Сагидуллин), несколько позже «Дулкын». Создавались и специальные комиссии, отделы по работе с молодежью при областных татарских общественных объединениях.
В сентябре 2008 г. молодежные татарские объединения «Яшь буын» и «Дулкын» совместно приняли решение о создании молодежной организации «Союз татарской молодежи Тюменской области», целью которой стало укрепление регионального культурного сотрудничества, национальных традиций, повышение интереса татарской молодежи к истокам этнической культуры, поддержка молодежных инициатив. Важной задачей деятельности «Союза» являлось формирование общественного мнения по национальным проблемам, в том числе через средства массовой информации, организация досуга молодежи, активизация и развитие творческих способностей молодежи.
Молодежная организация «Яшь буын» пытается содействовать татарской молодежи в реализации творческого потенциала. Стоящая ныне перед этой организацией основная задача – это расширение своего влияния в обществе. Некоторые члены «Яшь буын» вели пропагандистскую и просветительскую деятельность на страницах национальных и общегражданских СМИ.
В 2000–2001 гг. проводился молодежный лагерь «Половецкий стан» (в 2001 г. – до 20 участников). Татарские молодые активисты сотрудничают с «Объединением тюркской молодежи».
В мае 2009 г. на учредительном собрании была создана Тюменская региональная общественная организация «Молодежный культурно-деловой центр татар Тюменской области» (председатель Ю.В. Мухамедьярова). Основные цели организации: поддержка, развитие и сохранение этнической культуры, традиций, родного языка и национального самосознания среди татарской молодежи, создание и реализация социальных программ, пропаганда здорового образа жизни, организация сотрудничества с молодежными и другими общественными организациями России и других стран, создание условий для деятельности молодежи в области науки, художественного и технического творчества, физической культуры и спорта, гражданских инициатив, милосердия и благотворительности, защита прав и интересов татарской молодежи.
Молодежное общественное движение «Союз татарской молодежи Тюменской области» (МОД СТМТО или «Движение») (председатель Р.Р. Мамеев), образованное в 2008 г., являлось добровольным объединением молодежи, созданным в результате свободного волеизъявления и объединяющее молодых граждан РФ с активной жизненной позицией и прогрессивными взглядами, которые основываются на традициях, культуре и многовековой истории татарского народа. Основными направлениями деятельности данного объединения является поддержка, развитие и сохранение этнической культуры, традиций, родного языка и национального самосознания среди татарской молодежи, пропаганда здорового образа жизни, создание условий для работы молодежи в области науки, художественного и технического творчества, культуры и спорта.
Если по данным регистрирующих органов в 2004 г. в Тюменской области насчитывалось около 20 национальных татарских организаций, то в настоящее время их число сократилось почти в 2 раза. Татарские организации действуют в гг. Тюмени, Тобольске, Ялуторовске, Ярково, Нижней Тавде и Вагае. В их число входят две женские, одна молодежная организации. Действует три фонда, аккумулирующие средства для реализации различных проектов в татарской среде. Кроме того, в Тобольске и Тюмени функционируют Центры татарской культуры. В городских Центрах национальных культур есть отделы татарской культуры (в Ялуторовске – татаро-башкирской культуры). Работа таких отделов построена на тесном взаимодействии с национальными организациями. Эти организации ставят перед собой разные цели, но в большинстве случаев – культурно-просветительские: сохранение традиционной культуры и родного языка, народных обычаев и среди татарского населения региона.
Национально-культурные и просветительские задачи решают и такие народные коллективы как «Ахтямушки» (8 чел.), ансамбль «Дуслык» (33 чел.), связанная с ним и созданная в 2001 г. театральная группа, городской детский тюркский центр «Этнос», городской «Центр татарской культуры» г. Тюмени.
В Новосибирской области с 2006 г. президентом Региональной татарской НКА был избран А.Г. Гареев. Данная организация совместно с областным «Татарским культурным центром» проводит национальные праздники, самым ярким и масштабным из которых является традиционный Сабантуй, а также конкурсы, фестивали, научно-практические конференции, организует курсы татарского языка. Новосибирские татарские общественные организации активно сотрудничают с Исполкомом Всемирного конгресса татар.
В татарской среде Тюменской области кроме национально-культурных задач в 2000-х гг. важное место продолжали занимать и этнополитические вопросы. Среди них – стремление добиться признания сибирских татар коренным народом Западной Сибири на официальном уровне. Как считают некоторые лидеры местного татарского национального движения, это создаст благоприятные политико-организационные условия для дальнейшего развития, самостоятельного, как они полагают, сибирско-татарского этноса.
Тем не менее, прошедшие в 2002 и в 2010 гг. Всероссийские переписи населения выявили не слишком большую популярность идей этих лидеров. Так, во время общероссийской переписи 2002 г. сибирскими татарами записались 9611 человек, из которых около 7800 – жители Тюменской области (из общего числа проживающих в области – 242325 татар). А во время последней переписи 2010 г. сибирскими татарами записалось 6779 человек из 239995 представителей татарского населения Тюменской области.
В ходе указанных переписей в татарской среде всего региона шла активная пропаганда за сохранение татарами, идентифицирующими себя с локальной татарской этноисторической традицией, общенационального этнонима «татары». Часть сибирско-татарской интеллигенции и национальных активистов призывали своих «единоплеменников» записываться «сибирскими татарами».
В настоящее время татарское национальное движение находится в состоянии трансформации. В 2008 г. была образована, отчасти как реакция на бездействие Региональной татарской НКА и КТТО, Местная НКА татар г. Тюмени «Себер татарлар». Ее деятельность осуществляется при участии интеллигенции и молодежных активистов из сибирских татар. Отдельные инициативы данной организации в 2013 г. были поддержаны Комитетом по делам национальностей Администрации Тюменской области.
На конец ноября 2015 г. назначено проведение съезда НКА (их сейчас несколько) сибирских татар, где предполагается принятие нового программного документа и учреждение фактически новой организации. На данном съезде среди важнейших будут стоять несколько вопросов: а) относительно самостоятельности народно-разговорных диалектов сибирских татар и использовании их в школьном образовании;
б) о выработке отношения к КТТО и ВКТ как организациям общенационального характера.
Что касается первого вопроса, то к настоящему времени проведена определенная подготовительная работа по институционализации сибирско-татарских диалектов как самостоятельного языка. В частности, филологом М.А. Сагидуллиным были подготовлены и изданы «Фонетика и графика современного сибирскотатарского языка» (2008), «Русско-сибирскотатарский словарь» на 15 тыс. слов (2010).
Издается также, хотя и весьма ограниченными тиражами, литература на этих диалектах, а также двуязычная газета «Вестник/К?б?рце» (малотиражное издание, издаваемое в г. Тюмени спорадически энтузиастами). Кроме того на сибирскотатарских диалектах функционирует в Интернете портал Sybyrtel.com. По инициативе некоторых татарских активистов Международный Летний институт лингвистики (SIL International), являющийся некоммерческой организацией, занимающейся языками и консультирующий ЮНЕСКО и ООН, недавно присвоил сибирско-татарскому код самостоятельного языка (iso 639-3 sty; у татарского языка код iso 639-3 tat).
Исходя из складывающейся ситуации, на указанном съезде, скорее всего, следует ожидать обсуждения проблем использования в сфере школьного образования диалектного языка наряду с литературным татарским языком. Вопрос о вхождении вновь создаваемой организации сибирских татар, прежде всего, в состав Всемирного конгресса татар (отношения с КТТО, скорее всего, будут выстраиваться как договорные), будет зависеть от отношения большинства делегатов рассматриваемого форума к сотрудничеству с Республикой Татарстан и общенациональной организацией татар в лице ВКТ.
Как нам известно, предварительные переговоры по этому пункту с лидерами сибирских татар уже проводились и в ходе диалога сторон условия сотрудничества были обозначены. Остается ждать решений съезда. Наконец, следует отметить, что региональные национальные организации татар Западной Сибири активно сотрудничают с межрегиональными объединениями. Татарские организации области входят в «Ассоциацию национально-культурных автономий татар» Уральского федерального округа, Федерацию национально-культурных автономий татар России, Всемирный конгресс татар.
Источник: Зайтуна Тычинских, Дамир Исхаков. «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.