Алтайский государственный университет
(Россия, Барнаул)
Иркутский государственный технический
университет (Россия, Иркутск)
Омский филиал Института археологии
и этнографии СО РАН (Россия, Омск)
Омский научный центр СО РАН (Россия, Омск)
Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского (Россия, Омск)
Нанкинский университет
(Китайская Народная Республика, Нанкин)
Павлодарский государственный университет
(Казахстан, Павлодар)
Ховдский государственный университет
(Монголия, Ховд)
Сборник научных трудов
Altai State University
(Russia, Barnaul)
Irkutsk State Technical University
(Russia, Irkutsk)
Omsk Division of Institute of Archaeology
and Ethnography of the SB RAS (Russia, Omsk)
Omsk Research Center of the SB RAS (Russia, Omsk)
Omsk F. M. Dostoevsky State University
(Russia, Omsk)
Nanjing University
(People’s Republic of China, Nanjing)
Pavlodar State University
(Republic of Kazakhstan, Pavlodar)
Khovd University
(Mongolia, Khovd)
Integration
of archaeologic
and ethnographic
research
Collection of ProceedingsБарнаул, Омск
Издательский дом «Наука»
Barnaul, Omsk
Publishing house “Nauka”
2015
УДК 930.26+39 ББК 63.40+63.50 И73
И73 Интеграция археологических и этнографических исследований : сборник научных
трудов / гл. ред. Н. А. Томилов ; отв. ред. : М. А. Корусенко, А. А. Тишкин, К. Н. Тихомиров, М. Н. Тихомирова, Н. Н. Серегин. - Барнаул ; Омск : Изд. дом «Наука», 2015. - 362 с.
ISBN 978-5-98806-211-0
Сборник научных трудов подготовлен на основе материалов исследователей - участников XXI Международного научного симпозиума «Интеграция археологических и этнографических исследований», проведенного в Барнауле 6-8 октября 2015 г. Симпозиум посвящен 130-летию со дня рождения С. И. Руденко и 200-летию со дня рождения А. Ф. Миддендорфа.
В сборнике представлены работы ученых: археологов, этнологов, антропологов, экологов и других специалистов из Азии, Европы, посвященные изучению проблем интеграции археологических и этнографических исследований по следующему кругу проблем: историографические аспекты взаимодействия археологических и этнографических исследований (личности, авторские подходы, опыт и проблемы интеграции); этноархеологические исследования (источники, методика и теория); проблемы исследования кулайской историко-культурной общности Западной Сибири; научные результаты практических работ в области интеграции археологии, этнографии, других гуманитарных и естественных наук.
Сборник рассчитан на специалистов в области археологии, этнологии, этноархеологии, истории, культурологии и других наук.
This collection of proceedings were assembled from the original scientific research of participants of the 21th International symposium “Integration of Archaeologic and Ethnographic Research”, which took place in Barnaul on October 06-08, 2015. The symposium dedicated to the 130th anniversary of the birth of S. I. Roudenko and 200th anniversary of the birth of A. F. Middendorf.
The proceedings collects the work of archaeologists, ethnologists, anthropologists, ecologists and other experts from Asia, Europe, devoted to studying the problem of how to integrate archaeologic and ethnographic research. The following themes are addressed: Historiographic aspects of interaction of archaeologic and ethnographic research (personalities, original approaches, experience and problems of integration); Ethnoarchaeologic research (sources, methodology and theory); Problems of researching Koulay historical-cultural entity in Western Siberia; Practical research results in the sphere of integration of archaeology, ethnography and other humanities and natural sciences.
The proceedings will be of interest to experts in the field of archaeology, ethnology, ethnoarchaeology, history, cultural science and other sciences.
УДК 930.26+39 ББК 63.40+63.50
Рецензенты:
д-р ист. наук Ю. Ф. Кирюшин, Барнаул; канд. ист. наук Б. А. Коников, Омск
Редакционная коллегия:
канд. ист. наук М. А. Корусенко (отв. ред.), академик, д-р ист. наук А. П. Деревянко, канд. ист. наук К. Н. Тихомиров (отв. ред.), канд. ист. наук М. Н. Тихомирова (отв. ред., уч. сек.), канд. ист. наук Н. Н. Серегин (отв. ред., уч. сек.), д-р ист. наук Н. А. Томилов (гл. ред.), д-р ист. наук А. А. Тишкин (отв. ред.)
Симпозиум проведен в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России, проект
№ 33.1684.2014/К «Алгоритмический анализ динамики социокультурных систем народов Северной Евразии
в XVIII-XXI веках»
© Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, 2015 © Алтайский государственный университет, 2015
ISBN 978-5-98806-211-0 © Оформление. ООО «Издательский дом “Наука”», 2015
Леонтьев В. П. Средневековый могильник многослойного поселения Усть-Кова на Ангаре / В. П. Леонтьев, Н. И. Дроздов // Гуманитарные науки в Сибири. - 1996. - № 3. - С. 39-46.
Лысенко Д. Н. Погребения по обряду трупосожжения могильника Усть-Тасеева / Д. Н. Лысенко, Ю. А. Гревцов // Археология, этнология, палеоэкология северной Азии и сопредельных территорий. - Красноярск, 2006. - Т II. - С. 47-48.
Мандрыка П. В. Новая археологическая культура раннего железного века в южнотаежной зоне Средней Сибири // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2008. - № 3 (35). - С. 68-76.
Мошинская В. И. Археологические памятники севера Западной Сибири. - М. : Изд-во Ин-та археологии АН СССР, 1965. - 90 с. - (Археология СССР: свод археологических источников ; вып. Д 03-08).
Новиков А. В. Гребни в культуре тюркоязычного населения Южной Сибири конца I тыс. н. э. (по материалам погребальных памятников) / А. В. Новиков, Ю. К. Сергеева // Культура как система в историческом контексте: опыт Западно-Сибирских археолого-этнографических совещаний. - Томск, 2010. - С. 215-216.
Новиков А. В. Гребни Западной Сибири эпохи раннего железа - средневековья (опыт классификации и семантического анализа) / А. В. Новиков, Ю. К. Сергеева // Древнее искусство в зеркале археологии. К 70-летию Д. Г. Савинова. - Кемерово, 2011. - С. 101-116. - (Тр. Сиб. ассоц. исследователей первобытного искусства ; вып. VII).
Савинов Д. Г. Верхнее Приобье на рубеже эпох (басандайская культура) / Д. Г. Савинов, А. В. Новиков, С. Г Росляков. - Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2008. - 424 с.
Сенотрусова П. О. Проблемы культурной принадлежности средневековых памятников Северного При- ангарья // Тр. VI (XX) Всерос. археол. съезда в Казани. - Казань, 2014. - Т III. - С. 535-537.
Тишкин А. А. Алтай в Монгольское время (по материалам археологических источников). - Барнаул : Азбука, 2009. - 208 с.
А. В. Матвеев1, Г. Х. Самигулов2
Россия, Омск, государственный университет им. Ф. М. Достоевского,
2Челябинск, Южно-Уральский государственный университет
К ВОПРОСУ О ЮГО-ЗАПАДНЫХ ГРАНИЦАХ СИБИРСКОГО ХАНСТВА
(ДАННЫЕ ТОПОНИМИКИ И КАРТОГРАФИИ)
Archaeologists and ethnographers studying the history of the Siberian khanate of the XVI century, are interested in the question of the limits of this state and, accordingly, areas on which to focus their research. In the publication the authors on the basis of integration of written sources, the data toponymy and cartography offer their vision of the South-Western boundary of the Siberian khanate.
Археологи и этнографы, занимающиеся историей Сибирского ханства XVI в., заинтересованы решением вопроса о пределах этого государства и, соответственно, территории, на которой необходимо сосредоточить свои изыскания. Цель публикации - уточнить юго-западные границы Сибирского ханства на основании интеграции письменных источников, данных топонимики и картографии.
Различные версии расположения пределов Сибирского ханства на юго-западе в свое время представили К. Н. Сербина , Р. Г. Скрынников , М. Абдиров , К. К. Данияров , Г. Л. Файзрахманов , Д. М. Исхаков , В. В. Николаев , В. И. Соболев , Д. В. Поздняков , Г. Х. Самигулов , А. В. Матвеев и С. Ф. Татауров . Наше исследование основано на картографировании ряда исторических фактов:
а) мест кочевания детей и внуков хана Кучума в 1600-1630-х гг., когда они проживали на территории своего государства, на максимальном удалении от первых русских городов, полноправно получая поддержку подданных;
© Матвеев А. В., Самигулов Г. Х., 2015
б) ряда волостей Южного Урала, население которых утверждало о своем прежнем существовании в пределах государства хана Кучума.
Некоторые важные сведения о юго-западных границах Сибирского ханства были почерпнуты из чертежей С. У. Ремезова конца XVII - начала XVIII в.
Места кочевания детей и внуков хана Кучума.
Обага река - современная река Обаган, правый приток Тобола. Поход вдоль ее берегов на расстояние 1 дня лыжного пути не мог превышать 30 км. Уй-река - правый приток Тобола, расположенный западнее и выше по течению от устья реки Обаган. К сожалению, топоним «Терегеч бор» сейчас нам ни о чем не говорит. Расстояние в 20 дней от Уфы - слишком неопределенный отрезок, чтобы его возможно было точно просчитать. Тот факт, что кочевье царевича Каная было обнаружено «в тобольской вершине, меж тобольские и ишимские вершины», говорит нам о том, что кочевал он восточнее верховий Тобола, возможно, в верховьях все той же Обаган-реки, расположенной как раз между Тобольскими и Ишимскими вершинами. Тем более любопытно, что Канай велел искать его далеко на западе от этих мест - на Арал-карагае, который мы локализуем в верховьях Тобола - на территории современных Брединского и Кваркенского районов Челябинской области. Там и сейчас есть остатки бора, а одна из малых речек, приток реки Синташты, называется Арал-Карагай. Камай- Карагай, или Хамакарай, Хама-Карагай, Хаман-Карагай, - бор, который начинался выше впадения реки Куртамыш в Тобол и продолжался вверх по Тоболу , включая и место впадения реки Уй .
География кочевания Каная и Азима в этой части исторического документа также достаточно очевидна: междуречье Обагана и Ишима, на расстоянии примерно 150-200 км от устья реки Обаган. Местонахождение Алея выглядит менее явственным, приблизительно в 250-380 км северо-восточнее братьев, в направлении Тобольска.
меж Ишима речки и Тобола» .
К сожалению, установить речку Чарлак нам пока не представляется возможным. Здесь необходимы краеведческие изыскания. Тот факт, что кочевье Алея вновь оказывается в междуречье Ишима и Тобола, добавляет нам уверенности в том, что эти территории прочно входили в состав Сибирского ханства, и местонахождение Алея здесь не носит временный и случайный характер.
Под названием «Ератабынь» явно подразумевается волость племени табын, причем это могло быть искаженное при записи слово «Каратабын», т. е. Каратабынская волость, а могло быть и выражение «Ерак табын», т. е. «дальние табын» - вспомним выражение «Каратабынская дальняя волость» . В целом фраза «за два днища от Уфинской волости от Ератабыни» с большой долей вероятности может быть истолкована как «от Уфимского уезда Каратабынской волости». Это очень важная фраза, поскольку и в процитированном выше документе 1600 г. расстояние до кочевий кучу- мовичей измеряется от Каратабынской волости, и в приведенном в рамках настоящего абзаца тоже. Определение «дальняя» указывает на пограничный характер этой волости в рамках Уфимского уезда. Ну а измерение расстояния от ее границ лишь подтверждает это наше предположение. Таким образом, юго-восточные границы Уфимского уезда в первой трети XVII в. не доходили до верховий Тобола, а «прижимались» к восточным склонам Уральского хребта. Вспомним приведенные выше слова о том, что царевичи «наезжать себя велели на Тоболе реке, на Арал Карагае, от Каратабын- ские и от башкирские волости езду пять днищ» . Арал-Карагай реально находится не на Тоболе, а к западу от него. В 1623 г. калмыки и царевич Ишим кочуют в двух днях пути от границ Уфимского уезда и Табынской волости. Можно заключить, что кочевья Кучума, а впоследствии его потомков на Тоболе находись вовсе не на самой окраине территорий, подчинявшихся им. Очевидно, что реки Тогузак, Синташта, Миасс и Уй в нижнем и среднем их течении также входили в земли «царевичей».
С. У. Ремезов и его сыновья на 111-м листе своей «Хорографической чертежной книги» 1697— 1711 гг. зафиксировали Итык камень в глубине правобережной террасы реки Ишим. Здесь из Итык камня в реку Ишим впадает река Чаглык. На рисунке присутствует надпись «Камень Итык ходу 4 дня», по всей видимости указывающая на то, что от реки Ишим до Итык камня 4 дня пути, и надписи «слуда» и «медная руда» .
Мы не согласны с исследователями, отождествляющими горы Итык с горой Едыге в Центральном Казахстане . Мы полагаем, что гора Итык связана с одной из гор Кокшетаусской возвышенности. Крупное озеро Чагалытенгиз, ныне расположенное на границе Аккайынского и Тайыншинского районов Северо-Казахстанской области Республики Казахстан, река Шагалалы, вдоль левого берега которой и расположен низкогорный массив Еликты (каз. Елгктг) в Зерендинском районе Акмолинской области Республики Казахстан, представили для нас достаточный топонимический ряд, определивший и главного претендента на наименование «Итык камень». Было бы интересно узнать, добывали ли в горе Еликты слюду и медную руду, что стало бы окончательным доводом в нашем топонимическом исследовании. Расстояние от горы Еликты до реки Ишим по прямой линии составляет около 140 км, что также вполне соответствует означенному С. У. Ремезовым «ходу 4 дня».
Сведения о племенах бикатин, сынрян (сырян) и табын, ушедших к Кучумовичам.
В уже цитированной «Отписке уфимского воеводы Михаила Нагого тюменскому воеводе князю Луке Щербатому о сношениях с царевичами Алеем, Азимом, Кубеем и Канаем» 1601 г. есть такие сведения: «.с ними, з двема царевичи (Канаем и Азимом. - А. М., Г. С.), человек с 150, а все табын- цы...», «.а с ним (Алеем. - А. М., Г. С.) де кочуют братья их меньшие и сырянцы и мякотинцы, а сказывают де с ним человек до 300 и больше», «.пришли де от Кучумовых детей в тое Каратабынс- кую волость 20 семей башкирцев с женами и с детьми; а бывали де, господине, оне прежде того тое же Каратабынские волости ясашные же башкирцы, были с Кучумом» . Попробуем рассмотреть, где же располагались волости этих племен. Правда, информация, имеющаяся в нашем распоряжении, датируется не началом, а концом XVII в. Однако представляется, что это не критично, по крайней мере, у нас нет документальных данных об изменении местоположения этих племен на протяжении XVII в.
Мулдыбыик по речке Миясу и горе Укне-Имякне и на озеро Идрязи; поворот от оного на речку Тикюс и по оной до брода Кармали, со оного по речке Сумляне и до брода Буракая, лежащего через реку Миас, до устья реки Уя и до степи, состоящей за рекою Тоболом, до озера Юбелея и от оного до вершины реки до Черного тока и до местечка Акиар-Гиргу, от коего поворот до Чюрика-Икая» . Если перевести на современные названия ориентиров, то от реки Ай по реке Миасс до озера Арга- зи либо Ирдязи, затем, очевидно, до реки Теча, оттуда до брода в районе впадения реки Чумляк (Сумляне) в Миасс и далее на устье реки Уй и за Тобол - огромная территория. Эти данные в значительной степени подтверждаются документами XVIII в. Надо добавить, что и верховья Яика (Урала) входили в Каратабынскую волость - Верхо-Яицкая пристань, нынешний Верхнеуральск, была поставлена на землях именно этой волости. Означенные нами границы Табынской волости, очевидно, установилась после того, как прекратилась «традиция» зимовок Кучумовичей и калмыцких тайшей на Тоболе и прилегающих к нему территориях. Это случилось после того, как идея возрождения Сибирского ханства умерла, последствием чего и стал в 1660-1661 гг. массовый исход из степи тюркского населения на прежние места проживания - на Южный Урал и в Зауралье.
Если принять, что табын, бикатин и сынрян поддержали Кучума и впоследствии его сыновей в силу того, что являлись подданными Сибирского ханства, тогда встает другой вопрос: почему практически не известны сообщения о присутствии в «кочевьях» Кучумовичей представителей других племен Зауралья? Однако и здесь все непросто, в 1661 г. из степи вернулось много «выходцев» - людей, которые как раз таки кочевали с Кучумовичами, а возвратились домой, очевидно, из- за бесперспективности дальнейшей поддержки «царевичей» и абсолютного преобладания калмыков. Об их количестве говорит подслушанная русским толмачом информация: «...говорили де при мне те выходцы и хвалятца идти войной на Катайский острог и на Далматову пустыню во штистах, а в четыр де ста отпустим наперед себя в свою землю з женами и з детьми и со скотом» . Причем значительная часть «выходцев», как следует из приведенного фрагмента, до ухода в степь жила на Исети. На это есть и более конкретное указание, одна из групп «выходцев» «... били челом великому государю, чтоб им жить на старых своих жилищах на Исети реке от Тюмени в 5-ти днищах» .
Территории, подвластные хану Кучуму, по данным чертежей С. У. Ремезова конца XVII - начала XVIII в.
В 2001 г. В. Д. Пузанов обратил внимание на один из документов - фрагмент наказа, который получили в 1586 г. приставы Е. Ржевский и Г. Васильчиков, направленные для встречи польского посла . В наказе есть такие строки: «А ясаку положил на Сибирское царство и на Конду Большую, и на Конду Меньшую, и на Туру-реку, и на Иртышь-реку, и на Иргиское государство, и на Пегие колмаки, и на Обь великую реку и на все городки на сибирские, на девяносто и на четыре городы з году на год имати на государя по 5 тысяч сороков соболей, по 10 тысяч лисиц черных, да по 500 тысяч белков ебольших, сибирские и илетские» . Илетские белки - это белки из Илетского бора (Илет-карагай). Остатки этого лесного массива, сохранившиеся близ устья реки Ик, сегодня называют Илецко-Иковским бором. Он прекрасным образом изображен на «Чертеже крайних слобод по доезду драгунского полковника» Мейна 1700 г., на листе 53 «Служебной чертежной книги» С. У. Ремезова . Можно предположить, что эта территория, т. е. междуречье Миасса и Уя, входила в состав Сибирского ханства.
На 23-м листе «Чертежной книги Сибири» 1701 г. содержится «Чертеж и сходство наличие земель всей Сибири Тобольского города и всех розных городов и жилищ и степей». Он подробно показывает расселение народов Сибири и прилегающих регионов. Места обитания выделены на карте цветом, помимо этого, каждый ареал пронумерован от 1 до 92. Чертеж отражает этнические характеристики, соответствующие расселению племен на несколько десятилетий ранее времени составления атласа. Центральное место на чертеже занимает «Великая Тартария», под которой С. У. Ремезов, вероятно, понимал Сибирское ханство. Поскольку чертеж исполнен на географической основе «Чертежа всех Сибирских городов и рек и земель» 1701 г., с которой удалены все надписи, не имеющие отношения к этнографии, возможно уточнение южных и юго-западных границ «Великой Тар- тарии». На юге ее граница проходила от верхнего течения реки Ишим (не включая ее истоки) на запад к истокам реки Тобол, затем на север в верхнее течение реки Теча, от нее на север в верхнее течение реки Исеть и далее в верховья Пышмы. Стоит обратить внимание на тот факт, что в череде земель и народов С. У. Ремезов обозначил «Кучумовскую землю». Она на юге примыкает к «Великой Тартарии» и включает в себя истоки и верхнее течение реки Ишим, откуда направляется на юг по обе стороны реки Нор-Ишим (современная Нура), охватывая со всех сторон озеро Кургалчин. Это озеро сегодня называется Коргалжын и находится в Коргалжынском районе Акмолинской области Республики Казахстан. Западная граница владений заканчивается у истока левого притока реки Сарысу - Киныр. Южные - в истоках рек Сарысу, Чюй. Юго-западная часть «Кучумовской земли» обозначена номером 27 - «Гурленская земля» .
Таким образом, анализ и систематизация данных письменных и изобразительных источников позволяют прийти к выводу: юго-западная граница Сибирского ханства совпадала с границей «Великой Татарии», показанной на карте С. У. Ремезова «Чертеж и сходство наличие земель всей Сибири, Тобольского города и всех розных городов и жилищ и степей». Она проходила от верховий Сары-су на северо-запад в район современного Державинска на среднем Ишиме, затем через верховья реки Тобол в район Брединского района Челябинской области, где располагался лесной массив Арал-кара- гай. Отсюда граница поворачивала на север и шла в районе современных Магнитогорска, Миасса, Кыштыма, Каслей, Снежинска, Екатеринбурга в район верховий Исети. На основании наших исследований была подготовлена карта на ресурсе «Яндекс. Карты», где отмечены все исторические упоминавшиеся локации .
Абдиров М. Хан Кучум // Простор. - 1993. - № 9. - С. 207-223.
Буканова Р. Г. Уфимский уезд / Р. Г. Буканова, Р. Р. Фазылов // Башкирская энциклопедия : в 7 т. - Уфа, 2010. - Т 6. - С. 500.
ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092.
Данияров К. К. История Сибирского ханства. О книге А. Дж. Тойнби «Цивилизация перед судом истории» применительно к Казахстану. - Алматы : , 2003. - 216 с.
Древняя культура Центрального Казахстана / А. Х. Маргулан, К. А. Акишев, М. К. Кадырбаев, А. М. Ораз- баев. - Алма-Ата : Наука, 1966. - 435 с.
Исхаков Д. М. Тюрко-татарские государства XV-XVI вв. - Казань : Татар. кн. изд-во, 2009. - 142 с.
Малышев В. Н. Загадки Чигирима // Коркина слобода. Историко-краеведческий альманах. - Ишим, 2001. - Вып. 3. - С. 9-11.
Маслюженко Д. Н. Была ли татарская крепость «Царево городище» на месте города Кургана, или Об одном спорном моменте в региональной историографии // Историческая судьба Искера. - Тобольск, 2013. - С. 67-78.
Матвеев А. В. Юго-западная граница Сибирского ханства / А. В. Матвеев, Г. Х. Самигулов // Яндекс. Карты : . - URL: https://maps.yandex.m/?um=is-tVBchh5pTuxp60skz2Q5Ld6x6-sBq&n=60.435795%2C5. 892387&spn=3.757324%2C1.635598&z=8&l=map (дата обращения: 23.03.2015).
Матвеев А. В. Сибирское ханство: военно-политические аспекты истории / А. В. Матвеев, С. Ф. Татау- ров. - Казань : Изд-во «Фэн» АН РТ, 2012. - 260 с.
Материалы по истории Башкирской АССР / отв. ред. А. Чулошников. - Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1936. - Ч. I. - 631 с.
Миллер Г. Ф. История Сибири. - 2-е изд., доп. - Москва : Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - Т. II. - 630 с.
Миллер Г. Ф. История Сибири. - Москва : Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2005. - Т. III. - 598 с.
Николаев В. В. Присоединение Сибирского ханства к России. Поход Ермака (1582-1585 гг.), 2004 : // Хронос. Всемирная история в Интернете : . - URL: http://www.hrono.ru/proekty/ostu/rus_siberia.gif (дата обращения: 23.02.2015).
ОГАЧО. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 6; 7.
Поздняков Д. В. Сибирское ханство // Сибирь. Атлас Азиатской России. - Новосибирск ; Москва : Феория,
Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII века / отв. ред. М. В. Нечки- на. - Москва : Наука, 1972. - 392 с.
Пузанов В. Д. Военно-политические факторы колонизации Приисетья. - Шадринск : ПО «Исеть», 2001. -
46 с.
Ремезов С. У. Хорографическая чертежная книга 1697-1711 гг. // Harvard University Librar : . - URL: http://pds.lib.harvard.edu/pds/view/18273155?printThumbnails=no&action= jp2pan&imagesize=1200&x=74&y=59 &jp2Res=0.5&rotation=0&n=135&op=j&thumbnail.x=73&thumbnail (дата обращения: 23.03.2015).
СамигуловГ. X Тюрки Южного Зауралья в конце XVI - первой половине XVIII в.: консолидация/разде- ление - к постановке вопроса // История экономика и культура тюрко-татарских государств Западной Сибири. - Курган, 2011. - С. 127-131.
Самигулов Г. X. О границе Ногайской орды и Сибирского ханства в Южном Зауралье // Средневековые тюрко-татарские государства. - Казань, 2012. - Вып. 4. - С. 126-130.
Сербина К. Н. Карта Сибири XVI-XVII вв. (до 1618 г.) // Миллер Г. Ф. История Сибири. - Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1937. - Т. I. - Вкладыш.
Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. - Новосибирск : Наука, 1982. - 254 с.
Служебная чертежная книга. Семен Ремезов и сыновья. Т. 2. Текст рукописи. Комментарии. - Тобольск : ОБФ «Возрождение Тобольска», 2006. - 170 с.
Соболев В. И. История сибирских ханств (по археологическим материалам). - Новосибирск : Наука,
Таймасов С. У. Башкирско-казахские отношения в XVIII веке. - Москва : Наука, 2009. - 344 с. Файзрахманов Г. Л. История сибирских татар (с древнейших времен до начала ХХ века). - Казань : ФЭН, 2002. - 488 с.
Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 г. Исследования. Перевод. Комментарии. Указатели. - Москва : ОБФ «Возрождение Тобольска», 2007. - Т. II. - 207 с.
В. Е. Медведев
Россия, Новосибирск, Институт археологии и этнографии СО РАН
О ФУНКЦИОНАЛЬНОМ НАЗНАЧЕНИИ ЖЕЛЕЗНЫХ СКОБОК У ЧЖУРЧЖЭНЕЙ
ПРИАМУРЬЯ И НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ШАМАНИЗМА
This article analyses iron brackets beaded with rings which are usually found in the burials of Jurchen epoch (late 1st - early 2nd Mill. AD) in Amur River Basin and neighboring regions. It was found that the brackets with rings were attached to the wooden shell inside the shaman drum and served as noise elements.The analyzed materials evidence the existence of the most important attribute of shaman - a drum - already in the Early Middle Ages of this region. Observations and conclusions can be confirmed by ethnographic examples.
Нередко этнографические свидетельства являются единственной возможностью интерпретировать те или иные археологические материалы. Примером служат представленные в статье результаты выяснения принадлежности скобковидных предметов (скобок), встречающихся при раскопках средневековых памятников на юге Дальнего Востока.
© Медведев В. Е., 2015