Памятник наскального искусства, известный как Тутальская писаница, расположен на правом берегу реки Томь, напротив г. Юрга, у дер. Поломошная (Яшкинский район Кемеровской области).
Впервые «писаный камень» с изображениями лосей и оленей (плоскость 5 по современной индексации памятника) в окрестностях дер. Поломошной был обнаружен Н. Я. Овчинниковым в 1906 г. Сообщение об этой находке, сопровождаемое зарисовками изображений и общего вида скалы, сделанными автором по собственным фотографиям, появилось в 10-м томе издаваемого в Барнауле «Алтайского сборника» [1910г.]. В 1967 г. экспедицией Лаборатории археологических исследований Кемеровского педагогического института под руководством А. И. Мартынова Тутальские скалы обследуются вновь. Была не только скопирована плоскость, обнаруженная Н. Овчинниковым, но и найдена другая – огромная многофигурная композиция с изображениями бегущих лосей (плоскость 1), находящаяся на большой высоте, практически недоступная. Для того, чтобы её сфотографировать и скопировать, пришлось изготовить специальное сооружение – строительную люльку – и подвесить на канатах сверху. Результаты этой работы были опубликованы в монографии А. П. Окладникова, А. И. Мартынова «Сокровища Томских писаниц» в 1972 г. В 1993 г. экспедицией Музея-заповедника «Томская Писаница» снова проведено обследование скал на берегу Томи в этом районе, благодаря которому удалось найти и документировать ещё четыре плоскости (4, 6, 7 и 8 по современной индексации) с изображениями лосей, антропоморфных фигур и неопределённых животных. В 2002 г. И. Д. Русакова обнаружила очень интересную плоскость с изображениями лосей, хищных животных и антропоморфных фигур, у одной из которых от головы отходят «лучи» (плоскость 3). Очевидно, что она представляет собой лишь остаток от некогда большой многофигурной композиции, верхняя и правая части которой полностью разрушились. В 2005 г. по инициативе И. В. Ковтуна (Лаборатория археологии и этнографии Института экологии человека СО РАН) было предпринято новое обследование памятников наскального искусства на р. Томь, в том числе с помощью альпинистов и специального оборудования заново скопирована на микалентную бумагу и сфотографирована плоскость 1 Тутальской писаницы, и рядом с ней выявлена ещё одна небольшая плоскость с остатками изображений двух лосей. В 2010–2012 гг. по заданию Музея-заповедника «Томская Писаница» сотрудниками ГосНИИ Реставрации (г. Москва) и кафедры археологии Кемеровского государственного университета проводилось обследование состояния сохранности, документирование повреждений и выработка рекомендаций по консервации петроглифов Тутальской писаницы.
В настоящее время исследователи относят к этому памятнику 8 плоскостей, рассредоточенных на протяжении 2-х км на значительном удалении друг от друга. Нумерация плоскостей ведётся с северо-запада на юго-восток. Рисунки нанесены на вертикальные плоскости сероватого тонкослоистого алевролита, местами покрытого тонкой плёнкой окислов и гидроокислов железа, придающих камню коричневатый оттенок. Изображения выполнены в технике выбивки, с применением прошлифовки и гравировки. В книге «Сокровища томских писаниц» утверждается, что на Тутальских скалах есть и изображения, выполненные охрой, в одном из них авторы книги даже увидели фигуру палеолитической лошади, однако это не соответствует действительности: выполненного краской изображения на плоскости 1 нет.
Основной образ тутальских петроглифов – бегущий лось с широко раскинутыми в беге и перекрещивающимися ногами, характерный для памятников Притомья. Рисунки выполнены, чаще всего, контурно, хотя встречаются и силуэтные фигуры. Все лоси изображены без рогов, головы у них показаны силуэтно, при этом невыбитыми оставлены глаза и ноздри, что придаёт изображениям особую выразительность. У многих фигур показаны поперечные линии на шее, пересекающиеся линией «аорты», которая заканчивается изображением «сердца». В тех же композициях встречаются образы хищников, скорее всего, медведей. Особенно выразителен медведь с плоскости 5: туловище его показано контурно, заполнено горизонтальными полосами, морда и ноги выбиты силуэтно, на лапах тонкими гравированными линиями прорисованы когти. Выявлено и несколько антропоморфных фигур, одна из которых, видимо, представляет «солнцеголового» персонажа. Стиль и иконография всех этих изображений позволяет соотнести их с искусством южносибирских культур «окуневского круга»; по всей вероятности, они относятся к самусьской культуре, во всяком случае, к эпохе ранней бронзы (кон. III – нач. II тыс. до н. э.). Более схематичные изображения, представленные на плоскостях 6 и 7, по-видимому, относятся к эпохе поздней бронзы (кон. II тыс. до н. э.).
Состояние сохранности тутальских скал нельзя назвать удовлетворительным: большинство из них сильно разрушены и продолжают активно разрушаться. Обнаруженные восемь плоскостей почти все представляют собой фрагменты композиций, и это, очевидно, лишь очень небольшая часть того ансамбля изображений, которые были нанесены на прибрежные скалы Томи около 4-х тысяч лет назад.