Кыр-Еланская волость (Кыр-Иланская волость) — волость в составе Казанской даруги Уфимсккой провинции, в последней трети XVIII века Казанская даруга вошла в состав Уфимского уезда.
С введением деления на уезды в 1781 году на территории Казанской даруги были образованы Белебеевский уезд, ч. Бирского уезда, Бугульминский уезд, Бугурусланский уезд, Мензелинский уезд, ч. Сергиевского уезда. Казанская даруга окончательно упразднена после введения кантонной системы управления.
Кыр-Еланская волость занимала земли по рекам Ик, Сюнь, Базы, Нугуш. Ныне земли этой волости находятся в составе Чекмагушевского, Шаранского, Илишевского, Туймазинского, Ермекеевского районов.
Еланская и Кыр-Еланская волости
По Р. Г. Кузееву, племя Елан - древнейшее образование на территории Башкирии.
Название этнонима от змеи: по Ибн-Фадлану, еще в 921 г. башкиры поклонялись и змеям.
В XIII-XIV вв. еланцы составляли часть (род) кипчаков («мы еланы - кипчаки», - говорили старожилы-информаторы). Упоминается в источниках народ Елан. Еланы - потомки одного из древнетюркских племен, которые включались в состав кипчаков еще на ранней стадии их истории миграции на запад.
Роды еланцев: еланы, кыр-еланы, эске-еланы, которые в свою очередь подразделяются на тюбы (аймаки) как уразай, тугузлар, лаяшлы, сырым.
Башкиры-вотчинники Кыр-Еланской и Байлярской волостей владели вотчинными землями на основе царских грамот, полученных ими в XVI-XVII вв.; в частности, выше уже говорилось о том, что байлярцы из д. Бавлы имели грамоту 7166 (1658) г. Башкиры Кыр-Еланской волости (д. Исергапово, Кызыльярово) являлись владельцами вотчинных угодий по грамоте от 23 февраля тоже 1658 г. Известно ее содержание. «Лета 7166 (1658)-го февраль 23-го дня били челом великому государю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и Малыя и Белыя России самодержецу Уфимского уезду Казанской дороги д. Тынламас ясачные бобыли (бывшие башкиры-вотчинники) Кошайко да Урмаметко да Уразлыйко Бакшилдины да Уразбахтка, Уразлея, Багишка да Уразметка да Тиметка Башаевы дети да Скейка Шихмаметев, а на Уфе в съезжей избе стольнику и воеводе Алексею Ивановичу Головину подали челобитную, а в челобитной писано: вотчина де у них старинная дедов и отцов их в Уфимском уезде по реке Ик, а вверх по той Ику реке нижний рубеж выше Дымского устья, а верхний рубеж по Ику Кандыкское устье по обе стороны Ику и степной стороне по Бугульминской дороге, а по другую сторону и лесу с устья Напыща речки верхний рубеж Рямское устье по обе стороны и с теми речками и с вершинами, которые речки и вершины впали в те речки, по речке Белебея по обе стороны Белебея речки и которые речки впали в ту Белебея речку и с теми речками по Усень речку по устье Бишинды речки, что впали речки Нюгуша, что впала в Усень речку Агырзы и по Агырьязу (?) и меж речки Юнкогуша и ниже Агырзи словет Черный лес Ямады и в тех угодьях озеро Большое да Меньшее Бавла до Большое да меньшее Чюты и в тех де речках и озерах рыбные ловли и с ыстоками и в тех де урочищах бортные деланыя деревья и звериные ловли и всякие угодья и от той де вотчины платят они в казну ясаку по 12 алтыну по 2 деньги, да на Уфу з земли бобыльскаго ясака «платят по 16 куниц на год».
Несмотря на наличие грамот в середине XVIII в. разгорелся спор о земле между владельцами вотчин двух волостей, который был разрешен третейским и вышестоящим судами, решившими владеть спорной землей «пополам». Кроме того, у байлярцев была грамота на владение землей от 7082 (1574) г.
Кыр-Еланцы выделились из общей Еланской волости, тем не менее они продолжали пользоваться общей вотчиной материнской волости.