Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Готовь сани с весны, а колеса с осени.

Доклад председателя Чистопольского уисполкома Н. Барышева председателю Казанского губисполкома И. И. Ходоровскому о ходе крестьянского восстания в волостях Чистопольского и Мензелинского уездов (3 марта 1920)

Назад

 

Настоящим докладом я намереваюсь дать самое краткое, далеко неполное, сухое описание фактов и обстоятельств, так или иначе связанных с восстанием. В смысле глубокого и детального обследования восстания Чистопольским у исполкомом предпринята особая работа, результаты которой будут представлены впоследствии.

4 февраля с.г. я был вызван к прямому проводу Шереметьевским райпрод-комиссаром т. Кузнецовым, который мне донес, что несколько волостей Мензелинского уезда, прилегающих к нашему уезду, именно: Афанасовская, Заинская, Багряшская, Акташевская и др., охвачены восстанием, в котором уже разбиты несколько карательных отрядов, высланных из Мензелинска, часть из них была разоружена и перебита, другая разбежалась, и третья - перешла на сторону повстанцев.

Тов. Кузнецов указал, что события серьезны, восстание носит не чисто крестьянский, а организационный характер с опытными руководителями, располагающими большими силами и даже вооружением. Один из отрядов повстанцев стоял уже в 7 верстах от Шереметьевки Чистопольского уезда и имеет намерение двигаться на эту последнюю, и дальше в глубь нашего уезда. В тот же день президиум Чистопольского уисполкома выслал по направлению к Шереметьевке, к границам Мензелинского уезда, отряд в 95 человек, в том числе 45 кавалеристов, во главе с уездвоенкомом т. Вакатовым и комиссаром 24-го запасного полка т. Егоровым. Одновременно был отдан приказ всем продотрядам в уезде (их было в каждой волости по одному) привести себя в боевую готовность и ввести в волостях осадное положение. Но на другой день мною были получены сведения, что повстанцы у Мензелинского уезда уже продвинулись в виде нескольких отрядов в три волости нашего уезда - Ерыклинскую, Ново-Шемшинскую и Кутеминскую, где застали врасплох много безоружных коммунистов, членов сельских и волостных советов, которых начали зверски убивать (один уполномоченный по выкачке хлеба был убит в больнице, будучи больным тифом).

По тем донесениям и разным сведениям, которые имеются из этих волостей, работа повстанцев там заключалась в следующем. Их центр сразу наметился в пригороде Ново-Шемшинске, как в крупнейшем в этом районе пункте. Придя сюда, они сразу начали проводить мобилизацию всего населения от  16 до 50 лет, которая у них проходила очень туго. Неоднократно им приходилось ходить по дворам и силой выгонять все население в приемную комиссию, которую они неизвестно как образовали и которая работала при медицинском освидетельствовании одного фельдшера, захваченного ими силой и принужденного работать с ними. Из мобилизованных они составляли плохо организованные роты, часть которых разбежалась и таким образом порождалось у них «дезертирство», против чего они отчаянно боролись, ловили десятки и сотни крестьян, сажали их в кутузки и избивали как изменников. Население Ново-Шемшинской волости в массе было совершенно пассивным, и нашлось только 30 - 40 человек определенных и старых ненавистников Советской власти, которые оказывали самую активную организационную и чисто боевую помощь повстанцам. Власть свою повстанцы называли «крестьянской властью» и армию - «народной армией». Для бодрости и поднятия своего духа повстанцам приходилось распространять миллионы провокационных слухов о том, будто бы в Уфе у них стоит 40-тысячная армия, также в Самаре; в Чистополе будто бы весь гарнизон восстал и перебил всех коммунистов; из Бугульмы будто бы в Ново-Шемшинск должен прийти полк народной армии, который они ждали со дня на день, даже приготовляли помещения и т. д., и тому подобное. В Ново-Шемшинске стоял повстанческий штаб. К деятелям этого штаба относится некий Седов, бывший офицер, один инструктор всевобуча, фамилии не помню, некто Иванов - левый эсер, Клементьев - левый эсер, провокатор, дело о котором имеется в губчека и который все время скрывался в подполье от преследования Советской власти, два последних убиты одним нашим отрядом.

В указанных волостях активнее, чем в других местах, поддержала кулацкая часть крестьянства повстанцев. Здесь были сформированы большие повстанческие отряды с преобладающим татарским составом, хотя во многих селениях масса крестьянства сохраняла упорный нейтралитет. Чем дальше в глубь нашего уезда продвигались повстанческие отряды, тем этот нейтралитет делался значительно шире и задерживал движение. Повстанцы дальше продвигались и в виде отрядов, и в виде делегаций, которые ехали из села в село, из волости в волость с приказом от повстанческих штабов, и, пожалуй, в большинстве волостей и сел на эти приказы отвечали крестьяне первоначально, а в некоторых местах по несколько раз отказом, но по прибытии отрядов начиналась принудительная мобилизация, которая с каждым днем увеличивала численность повстанцев. Численность эта была весьма неустойчива, ибо сегодня мобилизовали, завтра они разбегались. Затем снова мобилизовали и т. д.

Через несколько дней после занятия повстанцами указанных трех волостей, при активной помощи населения, их повстанческим движением в большей или меньшей степени были охвачены 12 - 14 волостей Чистопольского уезда. В настоящее время в распоряжении Чистопольского учека [имеются] документы и материалы, донесения и пр. почти из всех этих волостей, из которых видно, что в каждом селе повстанцами назначался особый военный комендант. В одной или двух волостях имеются даже списки военных комендантов. Эти коменданты исполняли все приказы и распоряжения различных повстанческих штабов, которые имели места во многих пунктах. Единства руководства повстанческим движением не замечалось, но есть основание думать, что оно было, и не появлялось только вследствие общего хаоса и беспорядка, который царил в повстанческих кругах.

Нами из Чистополя до прибытия казанских отрядов было выслано более 500 человек (в том числе и отряд коммунистов в 100 человек) разными мелкими отрядами по разным направлениям. Эти отряды не могли нанести решительного сокрушительного удара повстанческим силам потому, что, во-первых, [427] они были мелки, во-вторых, почти не вооружены (на все отряды был всего один пулемет). И только более или менее внушительной силы [был] отряд в 150 человек, который мы сосредоточили в Билярсе, что в 50 верстах юго-западнее Чистополя, почти на самой границе Спасского уезда, сыграл роль упорного заслона от передвижения повстанцев в Спасский уезд. Наступление повстанцев на Билярс было решительно отбито этим отрядом.

По прибытии казанских отрядов и по организации хорошего военного руководства всеми нашими отрядами, которое начал осуществлять оперативный штаб Реввоенсовета Запасной армии во главе с т. Епанешниковым, повстанческое движение начало сразу спадать так же быстро, как оно развивалось. В настоящее время окончательно ликвидировано, с довольно значительными жертвами, как человеческими, так и в виде многих материальных имущественных ущербов, которые понесли местные крестьяне. Убитых, приблизительно, 300 - 500. Сожженных домов 80 - 100.

По многим данным, есть основания предполагать, что восстание было подготовлено заранее определенной контрреволюционной организацией, местопребывание которой находилось в Мензелинском уезде. Организация имела широкие, в территориальном смысле, связи. Первоначальные ее живые силы образовались из многочисленных кучек злостных дезертиров, как простых красноармейцев, так и бывших офицеров, а также и из кучек попавших под преследование Советской власти разных контрреволюционных элементов деревни, в том числе и левых эсеров, которые давно группировались в Мензелинском уезде, где на этот счет имеются вполне благоприятные условия вследствие весьма слабой политической и всякой другой работы в мензелинских партийных и советских органах. Замечается в высшей степени подозрительное участие в восстании частей всевобуча как в лице самих досрочнйков-красноармейцев, так и в лице отдельных их руководителей.

После чисто военной ликвидации восстания предстоит большая работа по ликвидации разных последствий восстания, которая отчасти нами начата.

Прежде всего необходимо устранить тот тяжелый осадок, который остался вследствие как самого восстания как такового, так и вследствие отрицательных действий отдельных присланных Запасной армией китайских и мадьяровских частей, или, вернее, отдельных красноармейцев и групп из этих частей.

Имеются случаи грабежей, насилий, поджогов, убийств с целью грабежа, убийств без всякой цели и других самых нетерпимых преступлений со стороны отдельных мадьяр и китайцев. Следственные власти ведут в этом отношении работу, но, разумеется, этого недостаточно. Нужна широкая политико-агитационная работа, которая бы вместе с тем содействовала разрешению того недоумения, которое осталось сейчас в настроении крестьян вследствие всего происшедшего. Затем необходимо усилить работу ЧК и, главным образом, развить тайную агентуру, для чего послать в Чистопольский и Мензелинский уезды опытных работников в этой области. Кроме того, в целях хотя бы неполной ликвидации материальных ущербов, понесенных крестьянами, необходимо выработать ряд мер и, прежде всего, израсходовать особые ассигнования из Центра для оказания помощи сиротам, ограбленным, погоревшим и пр.

До настоящего времени Чистопольским уисполкомом и уездкомом партии приняты следующие меры: 1) во все волости посланы ответственные уполномоченные уисполкома для политической работы, для восстановления партийной и советской работы; 2) даны распоряжения соответствующим волисполкомам об оказании немедленной помощи всем сильно пострадавшим за счет бежавших с повстанцами зажиточных крестьян; 3) даны распоряжения о немедленном зачислении на государственный паек всех граждан, у которых сгорел весь хлеб; 4) выработана инструкция для волисполкомов по проведению полного  и детального обследования всего восстания в целом и отданы распоряжения об этом обследовании.

Председатель Чистопольского уездисполкома Барышев


 

Текст воспроизведен по изданию: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 426 - 429.

Источник: http://illuminats.ru/component/content/article/29-new/2360-report1920


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов