В связи с тем, что в литературе существуют разные толкования по вопросам расселения западных башкир и переселенцев республики, есть смысл кратко ознакомить читателей с ранней историей сел и деревень Благоварского района. Это тем более необходимо перед переписью населения, так как проблема очень характерна для нашего района.
Во время завоевания Иваном Грозным Казани в XVI веке административное деление Башкирии состояло из четырех даруг. «Даруга» в переводе с монгольского означает «начальник», а в современном значении - область. Территория нашего района была в составе Ногайской и Казанской дорог. Граница между ними проходила приблизительно по реке Кармасан. Население, находящееся по правой стороне Кармасан, было под властью Ногайского ханства, а по левой -Казанского. В состав Ногайского ханства входили нынешние территории Балышлинского, Ямакаевского, Удрякбашевского, часть Благоварского и Кашкала- : шинского сельсоветов. Остальная территория была под властью Казанского ханства.
По правой стороне реки Кармасан, в бассейне реки Дема с ее левыми притоками, на реках Балышлы, Удряк, Слак, Карамалы, Яман Удряк, Уза и других, жили мин-чубиминцы и кыркулиминцы. По левой стороне нижней части реки Кармасан кочевали башкиры племени Каршин. По реке Чермасан обширную территорию занимали башкиры канлинцы (кальнин-цы-канлы). Во владениях канлинцев обосновались такие старинные башкирские деревни района, как Ста-ро-Абзаново (впервые упоминается в печати в 1755 г.), Санны-Ильчимбетово (1795 г.), Агарды (1727 г.), Улы-Аряма (1724 г.), Янышево (1765 г.), Шарлыково (1750 г.), Дюсметово (1715 г.), Сынташево (1794 г.), Тюркеево (1728 г.), Кугульи др.
В административном отношении и по землепользованию деревни Кучербаево и Янышево частично обосновались на территории Дуванской волости. На этих территориях башкиры были исконными жителями, население района было однонациональным.
Однако после завоевания Иваном IV Казани в 1552 году началась массовая миграция татар, мишарей и других в Башкирию. До начала переселения нерусских крестьян в Башкирию населенные пункты коренных жителей были однонациональными.
В результате массовой колонизации края татарскими, мишарскими, марийскими, чувашскими, удмуртскими крестьянами в XVIII веке башкирские деревни становились этнически смешанными, что можно увидеть наглядно по материалам ревизии начиная с 1795 года, т.е. 5-й народной ревизии. Доля смешанных деревень возрастала и позднее. Численность башкир в Уфимском уезде по 5-й ревизии 1795 г. составляла 8409, по Белебеевскому уезду - 17280 человек. Башкирские и смешанные по населению деревни в Белебеевском уезде составляли 54, в Уфимском уезде - 32,14%. Численность и соотношение башкир, тептярей и татар в смешанных деревнях в Белебеевском уезде было: башкир - 66,5 %, тептярей - 24,5, татар - 9,0; в Уфимском уезде башкир, - 67,8%, тептярей - 11,2 и татар -21,0% (Ватандаш. 2002. №2).
Но в последующем припущенники всех видов (теп-тяри, татары, мишари, государственные и удельные крестьяне и др.) численно преобладали над башкирами-вотчинниками. Так, в Белебеевском уезде башкиры-вотчинники, по 7-й ревизии (1816 г.), составляли 12 772, а припущенники - 24 522 души мужского пола, в Уфимском уезде соответственно башкиры-вотчинники - 4 989 и припущенники - 5 097.
Для наглядности приведем таблицу о численности и соотношении башкир, тептярей и татар в смешанных деревнях в 1795 году на территории нынешнего Благоварского района.
В 1795 году в деревне Старые Балышлы проживали башкиры — 51 человек мужского и 48 человек женского пола. Деревня входила в состав Чубиминс-кой волости команды старшины Алибая Мурзагуло-ва (ЦГАДА СССР, ф.1355, оп.1., ед. хр. 1884). В той же переписи была взята на учет одна тептярская семья, перешедшая из команды старшины Исламгула Шарыпова из деревни Усманово Бирского округа. Главе семьи Кильчуре Уразметову было 80 лет, он умер в 1807 году в возрасте 92 лет. Его женатому сыну Абдра-химу Кильчурину - 39 лет. Данные о женах и дочерях отсутствуют. У Кильчуры зафиксировано еще три сына: Абдулвагап (30 лет), Абдулменяф (8), Абусагит (20). У Абдрахима - сын Абдулвахит 22-х и Абдул-латиф — 3 лет. В последующем во всех переписях их потомки будут включены в списки по деревням Балышлы и Сарайлы-Муталыпово.
В материалах 6-й ревизии (1811 г.) берутся на учет тептяри команды Яхъи Ишемгулова, среди них Мах-мут Якупов (впоследствии Махмутовы), Уразаевы, Бикбулатовы и др. В материалах 7-й ревизии (1816 г.) появляются перешедшие из команды старшины Ел-
даша Ижбулдина из деревни Аитово Белебеевского округа, а также Муксиновы, Иткины, Асановы, Шарыповы и др. В Балышлинском сельсовете Вахитовы, Халиковы, Вагаповы, Амирхановы, Нигматуллины и некоторые другие являются потомками Кильчуры Уразметова и перешедших после него тептярей.
В 1834 году в деревне Балышлы башкир было 210 душ, тептярей - 162; в 1850 году в 19 дворах проживало 218 тептярей (мужчин —- 113, женщин -105); в 1859 году - 102, в 1870 году - 10 тептярей. Из них только Махмутовы переселились в другое место - в деревню Ново-Усманово Чишминского района, часть населения ассимилировалась, основная масса отделилась и обосновала деревню Новобуляк.
Здесь, видимо, будет уместно разъяснить, кто такие тептяри. Тептярь - не этнос, не национальность, а сословие. Среди ученых нет согласованного определения. Во-первых, они припущенники (от слова припускать, приходить), т.е. безземельные крестьяне. Безземельные башкиры также назывались при-пущенниками. Например, один безземельный башкир деревни Староусманово Ахматша Ахмадуллин (переселенец из деревни Сарайлы) в сельхозпере-писи 1917 года даже свою национальность назвал «припущенником». Таких примеров много. С началом народной колонизации институт припущенни-ков получает дальнейшее развитие. Тем самым усложняется их национальный состав. В ряды башкир-припущенников влились представители безземельных татарских, мишарских, марийских, мордовских, удмуртских и чувашских крестьян. По прошествию времени многие из них причисляли себя к татарам.
Происхождение социального термина «тептярь» толкуют по-разному. Некоторые связывают его со словом «дэфтэр», т.е. безземельные крестьяне, занесенные в журнал - «дэфтэр»; другие, к примеру А.З. Асфандияров, доказывают версию о происхождении данного слова от татаро-башкирского «тип» — пинать, отвергать, притеснять, т.е. вытесненные и вышедшие из своих общин по какой-то причине. Бывший учитель истории пенсионер Шарифьян Ганиев из деревни Шарлыково приводил на этот счет свою версию: когда Иван Грозный насильно начал крестить мусульман, в одной деревне, отвергая насильственное крещение, якобы начали пинать христианский крест. Таким образом, совершенно ясно, что «тептярь» не этнос, не национальность, а сословие, образованное из нескольких этносов.
В конце XVII и начале XVIII века мишари начали заселять наши края, пользоваться башкирскими вотчинными землями. Заселение деревни Балышлы также относится к первой четверти XVIII века. Они обосновались на земле, купленной по договору у башкир Чубиминской волости в вечное владение. Имеются письменные сообщения о том, что 9 семей поселились самовольно. А тептяри деревни, объединенные к тому времени в 3-ю команду (1816 г.), имели землю по договору от башкир-вотчинников Куркульминской волости. Имели план и межевую книгу из Оренбургской межевой конторы от 1837 года, владели землей совместно с мещеряками-однодеревенцами.
По данным 7-й ревизии (1816 г.) мещеряков команды старшины Гибетуллы Муртазина при 63 дворах было 524 (270 и 254), а в 1834 году - 698 (352 и 346) душ. По переписи 1850 года, в деревне Балышлы у мишарей наличных хозяйств было 69, в них — 724 (387 и 337) жителя. Здесь указан походным старшиной зауряд есаул Мухаметзян Мухаметгалеев Асаев. Ему 61 год. Походный старшина Ибатулла Муртазин умер, у него остался сын Рахматулла. Распространенные фамилии в деревне - Бахтияровы, Гумеровы, Салиховы, Амирхановы и др.
Начиная с 1859 года в документах о численности, национальности и сословной категории национальность •, определена, видимо, исходя из численного преобладания. Так, в 1859 году в деревне Балышлы взято на учет 540 башкир и 102 тептяря из татар, мишарей, марийцев и башкир. По данным 1870 года, в Уфимском уезде в деревне Балышлы 125 дворов, 846 (435 и 411) душ мужского и женского пола. Из них 836 башкир. Основная масса тептярей переселилась в другие населенные пункты. В деревне имеются 2 мечети. Население, кроме традиционного крестьянского труда (земледелие и животноводство), занималось пчеловодством и плетением лаптей.
В 1902 году эта категория населения приписана к военному званию (мужчин - 398 душ). Имеют 741 десятину надельной земли. В 1906 году отмечается наличие татарской школы, 2 мечетей, водяных мельниц, хлебозапасных магазинов, в 226 дворах проживают 1423 (мужчин - 710 и женщин - 713) души. В 1917 году - 1922 души, в 1920-м - 1827, 1959-м -1304. В 1979 году в официальных документах национальный состав определен как башкиры, а в 1989 -татары.
Деревня ШАМЕЕВО (переселенцы в основном из деревни Балышлы). Первоначально носила название Новые Балышлы и Мунакатово. Тогда деревня располагалась на речке Удряк. При повторном переселении между речками Удряк и Курай (Корай) деревню назвали Шамеево, по имени инициатора переселения Шами. Жили они на земле, купленной по договору у башкирцев Куркулиминской волости в вечное владение по записи 29 января 1723 года. Более тысячи десятин была отведена из участка деревень Балышлы и Удрякбашево.
По данным 5-й ревизии 1795 года, здесь проживало башкир-вотчинников 37 душ. Деревня входила в состав Чубиминской волости команды старшины Али-бая Мурзагулова (ЦГАДА СССР, ф.1355, оп.1, ед. хр. 1884). По данным 7-й ревизии (1816 г.) в деревне Но-вошамеево мещеряки были в составе команды Гибе-туллы Муртазина (мужчин — 35 и женщин — 34). В 1834 году в этой команде (3-й мишарский кантон) числилось 45 душ мужского пола.
В 1850 году всего населения было 113 душ. Бывшему Юртовому есаулу Фатхулле Сейфуллину в 1834 году было 55 лет, он уже в отставке. Начальником команды был Юртовый сотник Яхъя Бурханов. У него имеется сын по имени Сейфутдин.
В 1870 году в деревне 22 двора, 131 (72 и 59) житель - башкиры. В 1917 году количество дворов - 56, жителей - 331, в 1920 году соответственно 64 и 329, в 1959 — количество жителей 197 душ.
БАШКИРСКИЕ ТИРМЫ - один из древнейших населенных пунктов района, центр чубиминских башкир. Правда, первое официальное упоминание в печати приходится лишь на 1768 год. От нее отпочковались деревни Муталыпово, Сарайлы-Муталыпово, Кучумово, Верхнее, Нижнее, Среднее Хозятово и некоторые другие башкирские деревни. По сведениям 7-й ревизии, деревня входила в состав 8-го башкирского кантона Уфимского уезда команды старшины Даута Ахмерова Курбангулова. Проживало 167 душ обоего пола (мужчин - 85, женщин - 82), башкиры-вотчинники.
Кроме них в том году проживали 2 семьи мещеря-ков-припущенников. Семья Нигматуллы Амитева в количестве 12 душ была в составе команды Абдулна-сыра Адзитарева, другая семья, также из 12 душ (мужчин - 7, женщин - 5) - в команде Абдулгани Рахим-кулова. Это дает основание предполагать, что были они припущены башкирами с разных мест.
По договору от 1815 года вотчинники припустили к своей земле мишарей (мужчин - 13, женщин - 9) и башкир (мужчин - 6, женщин — 2). С мишарями куплю-продажу земли оформили на срочные годы. Всего башкир в 1834 году было в деревне 273 души (мужчин - 126, женщин - 147), из них 98 ревизских душ жили на собственной земле, 28 - на правах припу-щенников.
По сведениям 1850 года, в деревне было 295 башкир, из них мужчин - 159, женщин - 136, в 1859 году -357 башкир.
В 1870 году в деревне было 60 дворов, в них 372 (мужчин - 190, женщин - 182) души, из них тептярей -одна семья из трех человек. В деревне имеется мечеть. В 1902 году ревизских душ - 131; в 1906 году при 52 дворах мужчин - 141 и женщин -137 душ.
В 1917 году представители Временного правительства взяли на учет 189 душ башкир и 142 мишарей. В 1920 году при 68 дворах - 325 душ башкир. После этого наблюдается отток населения: отделяется новая деревня Слакбаш, несколько семей переселяются в соседние населенные пункты.
САРАЙЛЫ-МУТАЛЫПОВО - старинная башкирская деревня, потомки Дистана, младшего сына Кан-зафар-бия, предводителя минских башкир (башки-ры-припущенники). Они по неизвестным нам обстоятельствам потеряли право на свои вотчины. В раздельном письме минских башкир к Великому князю царю Алексею Михайловичу в 1671-1672 годах указываются границы земель Дистана: «Еще я, Дистан, взял по Деме реке с Чупараклинского устья вверх до Ярышинского устья, по Деме реке по обя стороны, а которые впали в Уршак реку в малыя речки не вступаться». Отсюда совершенно ясно, что у них вотчины были. Однако после того, когда они потеряли свои вотчины, их припустили к своей земле по обоюдному согласию чубиминские башкиры - потомки князя Ка-даша, другого сына Канзафар-бия.
Есть предание, якобы в деревне Сарайлы первым поселился человек по имени Дистан, младший сын Канзафар-бия. Дистан жил во второй половине XVI века, они пересилились из деревни Башкирские Тир-мы в начале XVIII века. Поэтому Дистан никак не мог обосновать деревню, ее обосновали потомки Дистана, в частности человек по имени Моталып. С именем Дистана действительно связано многое. Земли, принадлежащие (приобретенные) населению Сарайлы, Ба-лышлы, Удрякбаш, Шамеево относились к Дистано-вой тюбе Сарайлинской волости. Шамеевцы отделились от Балышлов в 1723 году. Долгое время потомки Дистана носили его имя как фамилию.
В 1672 году сын Дистана Ахмуд (Махмуд) вместе с сыном князя Кадаша Янбакты уже в преклонном возрасте ездили в Москву к Великому князю и царю Алексею Михайловичу с раздельным письмом от одиннадцати родов минцев.
Предание о том, что в 1565 году земельная грамота была выдана на имя Дистана, остается пока загадкой. Оно затем вошло в текст шежэрэ, переписанного и дополненного муллой Нигматзяном Курбангалеевым в 1861-1864 годах.
Академик Р.Г. Кузеев пишет, что минцы явились в Предуралье — в Белебеевскую возвышенность в XIII-XIV веках. До этого они кочевали в степях между Аралом и Каспием (Башкирские шэжэре / Под ред. Р.Кузеева. Уфа, 1960. ). Об этом рассказывают и многочисленные народные предания; в частности, о том, что наши предки жили в этих местах более 200 лет назад, еще до вхождения в состав Русского государства; или предание внучки Даута о том, что она является 25-м коленом от первого поселенца - нашего предка, который явился сюда из Средней Азии, а ее (Ху-майри) внучка Лейля - 27-м. А Лейля Уразаева (урожденная Ишбулатова) из деревни Староусманово сама сейчас является бабушкой, стало быть, можно вести речь о 29-м или 30-м колене.
Минцы — башкиры. Это все признавали — и Иван IV, и историки-исследователи. Все исторические документы оформлены на имя минцев-башкир. Имеется письменное сообщение о том, что 40 дворов сарали-минцев Мензелинского уезда переселились в бассейн реки Дема (МИБ. Т. IV, ч.1. С. 349). Отсюда и двойное название деревни - Сарайлы-Муталыпово. Муталып - основатель двух деревень - Староусманово и Сарайлы (Са-райли; название башкирского рода — Саралы-Мец).
Согласно ведомостям башкирских и мишарских кантонных начальников и земских исправников о численности башкир, мишарей и тептярей по 8-й ревизии (1841-1842 годов), мишари этой деревни жили на земле, купленной по договору у Куркулиминской волости в вечное владение. Кроме того, в 1809 году по договорному письму от башкирцев-вотчинников 3-я команда тептярей (68 ревизских душ) также имели припуск. За ними было закреплено 1020 десятин земли. Таким образом, население деревни по составу становится смешанным.
Еще в 1795 году в Сарайлы-Муталыпово проживали в 13 дворах 114 (мужчин — 60, женщин — 54) душ башкир, в 11 дворах 69 (39 и 30) тептярей, две семьи (7 и 5) мишарей.
По сведениям 7-й ревизии (1816 г.), деревня Сарайлы-Муталыпово входит в состав 8-го башкирского кантона Уфимского уезда Оренбургской губернии команды старшины Даута Ахмерова Курбангулова. В команде от сарайлинцев было 125 душ башкир обоего пола. Мещеряки были в команде Гибетуллы Мурта-зина (42 души).
В 1834 году в деревне башкир было 237 (мужчин -127, женщин 110), мишарей — 39 (22 и 17), тептярей — 68 ревизских душ. В 1850 году при 8 дворах - 44 мишарей.
По сведениям 10-й ревизии (1859 г.), деревня входила в состав 24-го башкирского кантона, 13-й юрты из башкир. В том году в 89 семьях взято на учет 561 (мужчин - 305, женщин - 256) житель деревни.
В 1870 году по тем временам деревня уже довольно крупная - 95 дворов, 632 жителя, в т.ч. 444 башкира и 188 тептяря. В деревне имелись мечеть, училище (мэдресе). В 1902 году 295 ревизских душ приписаны к военному званию. А в 1906 году зафиксировано наличие земского училища, мечети, водяной мельницы, 2 кузниц, 2 хлебозапасных магазинов, 2 бакалейных лавок. Количество дворов - 205, численность населения - 1147.
Учет 1917 года зафиксировал проживание в деревне 1109 башкир, в последующие годы численность населения уменьшается, однако национальный состав остается неизменным. В 1920 году при 194 дворах проживали 974 человека.
Деревня УДРЯКБАШЕВО известна с начала XVIII века. В национальном отношении она была смешанной: жили мишари и башкиры-припущенники. Считается, что мишари — выходцы из деревни Эткино Бирского уезда (Иткинеево — нынешний Янаульский район). А их предки переселились из Касимовского ханства. Инициаторами переселения в наш район были Ижбулатовы. Один из них - Жигангир Ижбулатов впоследствии был начальником 24-го башкирского кантона. Они купили землю у башкир Куркулиминской волости в вечное владение. Согласно ведомости, составленной в 1841-1842 годах, мишари относились к 1-й юрте III кантона, а башкиры - к 1-й юрте VIII кантона. Башкиры также жили на правах припущенни-ков, т.е. как и мишари - на условиях уплаты оброка по 10-25 копеек в год башкирам-вотчинникам. Команды и юртовые старшины мишарей и башкир числились отдельно.
Башкиры в основном потомки одной семьи - Назы-ра (Назира). В некоторых местах русские писари писали «Назар». Это - сегодняшние Назыровы, Ардува-новы, Базикеевы, Миндеевы, Башировы, Вахитовы, возможно, одной ветви Насыровых.
Население в основном занималось земледелием и скотоводством, кроме того, плетением лаптей, В 1870 году в деревне зафиксировано наличие 2-х мечетей, училища (мэдресе), 2-х водяных и столько же конных мельниц, по пятницам организовывались базары.
Анализ сведений ревизских сказок и других учетных документов показывает, что деревни расширялись и численность населения росла. Так, в 1795 году мещеряков при 40 дворах - 276, а башкир в 2-х семьях — 11 душ. В 1816 году всего наличных душ 455, в т.ч. мужчин - 242, женщин - 213. В 1834 году - 805 душ, в т.ч. башкир — 72. В 1850 году - 925 дуги, из них -464 мужчины и 461 женщина. Количество дворов -63. В том году по всей юрте список составлен хорун-жием Ижбулатовым, 1806 душ взято на учет, в т.ч. мужчин - 933. Из 933 душ мужского пола 923 подлежали к плате повинностей. Десять человек освобождены, в т.ч. офицеров - 1, офицерских детей - 2, зау-ряд чиновников - 7 человек.
В 1859 году в деревне проживало 1143 человека (мужчин - 587, женщин - 556), отмечено преобладание башкир. В 1870 году - 210 дворов, численность населения - 1215, все башкиры.
По данным подворной переписи 1912-1913 годов, всего населения 2665 человек (мужчин - 1325, женщин - 1340), ревизских душ - 565. Преобладающая национальность - башкиры.
В 1902 году ревизских душ 564 , у них надельной земли - 1036 десятин, население приписано к военному званию. В 1906 году количество крестьянских дворов доходит до 348, население - 2117 душ. В деревне имеются 3 мечети, училище (мэдресе), 5 бакалейных лавок, 2 водяные мельницы, кузница.
В 1917 году представителями Временного правительства было взято на учет 2974 башкира, в 1920-м -2832. После 20-х годов в деревне количество дворов и численность населения убывают. Это связано и с тем, что отсюда выделились такие крупные населенные пункты, как Куллекулово (70 дворов), Хайдар (40), Таллыкул, Бузавлык, Яланкул, Тугарак Тугай.
Старинные башкирские деревни Старо-Амирово, Ново-Амирово и Санны-Ильчембетово расположены на земле башкир Канлинской волости Казанской дороги. Деревня Старо-Амирово носит имя первого своего основателя Амира. В документах 1795 года значится имя Баязита Амирова, сына первого основателя. Баязиту в 1795 году было 47 лет, умер в 1804 г. Его сын - Абдулсалих (1769-1802 годы). Сыновья Аб-дулсалиха - Абдулсамат 1797 года рождения и Аб-дулгани 1800 года рождения.
Деревня СТАРО-АМИРОВО расположена на реке Чермасан. В 1739 году башкиры-вотчинники Канлинской волости припустили к себе 57 ревизских душ тептярей. В деревню НОВО-АМИРОВО на основании той же записи, совершенной в Уфимской провинциальной канцелярии, было припущено 107 душ мужского пола. В обоих случаях землей владели совместно с башкирами-вотчинниками.
Переселение в Старо-Амирово из других мест продолжается и в XIX веке. Так, в архивных материалах от 1876 года имеется прошение поверенного от башкир деревни Старо-Амирово Мухаметлатыпа Губай-дуллина Баширова, которым проситель ходатайствует о скорейшем рассмотрении дела относительно переселения доверителей его из деревни Кардиново в Старо-Амирово. Предание местных старожителей гласит о том, что группа тептярей сюда переселилась из деревни Новой (Янавыл) Буздякского района.
В 1795 году в деревне Старо-Амирово тептярей 28 душ, в 1811-м - 36. В 1834 году - 52 башкира, в 1902 году дворов — 28, мужчин - 81, в т.ч. ревизских душ — 43. Надельная земля составляла 308 десятин. В 1906 году - 33 двора, численность населения - 171. А в 1870 году при 6 дворах проживало 32 (мужчин -15, женщин - 17) башкира.
Расцвет деревни приходится на 20-30-е годы XX века. В деревне было три улицы, посредине - величавая деревянная мечеть. Жителей - 239 башкир, в 1959 году - 125, 1989-м - 24.
Деревня САННЫ-ИЛЬЧЕМБЕТОВО относилась к 12-му башкирскому кантону Белебеевского уезда. Название Санны (Сын) означает фигуру, изваяние, Ильчембет - антропоним, имя первого основателя. Предание гласит, что деревню обосновали башкиры племени канглы (канлы) в первой половине XVIII века, однако первое официальное упоминание в печати относится к 1795 году. Называют и другие даты.
Деревня Санны-Ильчембетово первоначально башкирами закладывается при речке Куязе. А затем, когда башкиры-вотчинники припустили к себе, согласно Указу Уфимской провинциальной канцелярии от 19 июля 1738 года, 153 ревизских душ тептярей, последние обосновали свою деревню в стороне у речки Санны. Со временем деревни объединились.
Башкиры и тептяри живут вместе. Количество земли у тептяр неизвестно. Башкиры — собственники земли, но пользовались землей совместно. Впоследствии от деревни отделяются Ново-Санны, Шарлыкуль, Урняк и деревня называется только Санны.
По сведениям 1870 года, в деревне 97 дворов, 554 души (мужчин - 272, женщин - 282), в том числе 515 -башкир, 39 татар. В деревне имеются мечеть, училище (мэдресе), водяная мельница. Кроме традиционного земледелия и скотоводства, население занимается пчеловодством, извозничеством и торговлей мясом. В 1902 году было 154 двора, мужчин - 474, ревизских душ - 233. Имеют 1750 десятин надельной земли. Категория населения относится к военному званию и бывшим государственным крестьянам. Деревня расширяется, население растет. В 1906 году насчитываются 164 двора, 941 житель. Открыта министерская школа, существуют мечеть и при ней училище (мэдресе). В 1920 году - 909 башкир, 1959-м - 399 и т.д.
Население деревни Санны с уважением и достоинством относилось к определению своей национальности, к своим корням и памяти предков. Данные по книге основных производственных показателей хозяйств колхозников, заполненные по Саннинскому сельскому Совету, могут служить в определенной степени подтверждением этому (1940 г.)
Мне известны случаи, когда мишарь, проживающий в башкирской деревне, наряду с другими был записан башкиром и, наоборот, башкир, попав в среду мишарей, превращался в татарина. Этого не скажешь в отношении населения деревни Санны. Здесь все выверено. Если переписчик допустил неточность, то она аккуратно вычеркнута одной чертой и внесены достоверные данные.
По переписи 1989 года, когда в районе башкирские и смешанные в национальном отношении деревни превратились в татарские, численность башкирского населения в районе снизилась до 7,8%, т.е. до уровня немецкого населения, которое проживает компактно на территории только одного сельсовета. В деревнях Санны и Старо-Амирово в 1989 году без искажений отмечено проживание башкир и татар. Так, в деревне Санны (сельхозартель им. Марата) в 1940 году проживали: Муфазалов Шагисултан Бадыхшанович, I860 г.р. - башкир, его жена Минизиган (1886 г.р.) -татарка, Исмагилов Шагимухаммет Шагимарданович (1895 г.р.) - башкир, жена Фагиля - татарка; Дав-летбаев Шайбак (1907 г.р.) - башкир, жена Магния -татарка; Гайсин Рахматулла Гайсинович (1882 г.р.) -башкир, его жена Минивафа (1877 г.р.) и дети - башкиры. Фахретдинов Фарзетдин (1904 г.р.) - татарин, жена Юзлибика (1910 г.р.) - башкирка. В селе Шай-бековы, Макаримовы, Мустафины, Кагировы, Хаки-мовы, Фатхуллины, Валитовы, Хубайбуллины, Каримовы, Салиховы, Ахмадуллины, Нугумановы, Га-фаровы, Каюмовы, Тимергалины, Биктимеровы, Ша-кировы, Мулюковы, Ахсановы и многие другие - башкиры, а Газзалиевы, Хабибуллины, Исхаковы, Мух-таруллины и другие - татары (Архив Благоварского района, ф.9,оп.2, ед.хр.1).
Аналогичны данные и других населенных пунктов, отпочковавшихся от деревни Санны.
Как видно из вышеприведенных данных, заселение большинства мишарских деревень на территории района приходится на первую четверть XVIII века. Результатом действия множества факторов, влияющих на развитие межэтнических процессов в районе, явилось сближение местных коренных башкир с мишарями, татарами, и в конечном счете их ассимиляция. В первую очередь это относится к языку. В этом смысле башкирский и татарский народы - самые близкие. В повседневном тесном общении между собой представители двух народов не нуждаются в услугах толмачей. Издавна обучение детей в башкирских мек-тебах и мэдресе велось сначала на языке «тюрки» как межнациональном для всех тюркоязычных, а затем -на татарском. Во всех министерских и земских школах района, открытых как «русско-башкирские» или «башкирско-русские» (классы при мэдресе), обучение велось на татарском. Такие школы работали в Сан-ны-Ильчембетово (русско-башкирская), Кучербаево (русско-башкирская), Ново-Каргалах (русско-башкирская), Сарайлы-Муталыпово (башкирская), Агардах (башкирская), Янышево (русско-башкирская), Шей-халах (русско-башкирская), Кашкалашах (русско-башкирская).
В отдельных случаях башкиры сохранили свою этническую самостоятельность, хотя подвергались языковой ассимиляции. Однако необходимо признать, что взаимодействие этносов проходило обоюдно, в двух направлениях. Проживание на одной территории способствовало передаче друг-другу хозяйственного опыта, традиций и обычаев, культуры. Свободно, беспрепятственно заключались смешанные браки. В большинстве случаев обосновывались единые деревни, землей пользовались совместно; была общая религия — все это объединяло и создавало взаимное влияние.
Смешанные браки между мишарями, тептярами и башкирами - довольно распространенное явление. Пока автор не сумел установить причины, однако анализ материалов ревизских сказок, учета населения, содержание старинных преданий показывают, что во второй половине XVIII и первой половине XIX века очень четко прослеживается взаимная заинтересованность в заключении браков между мишарями, татарами, тептярями и башкирами. Мишари охотно выдавали своих дочерей за башкир, а те с достоинством брали, и наоборот. Затем, в конце XIX и в XX веке, этот процесс сглаживается, становится незаметным. Видимо, уже глубоко смешались, разницы не осталось. При смешанных браках обычно первое поколение лиц, поселившихся в другой этнической среде, сохраняло свою прежнюю этническую принадлежность на протяжении всей жизни. А их внуки и дети, рожденные в смешанном браке, могли рассчитывать только на этническую адаптацию и ассимиляцию. В результате этого некоторые почему-то стали считать, что от смешанного брака башкира и мишаря рождается татарин, от башкира и тептяря из черемисов, т.е. мари, также получается татарин. А где башкир? Башкира нет. Иногда и башкир должен рождаться, не так ли? Гены-то общие, равные. А ведь признаем, что взаимодействие, влияние - обоюдное. Однако окружение, среда, язык большинства оказывают давление на численное меньшинство. Вдобавок к этому в ход пускается распространение различных брошюр и литературы, искажающих историю и культуру башкирского народа. Таким образом на этническое самосознание башкир давление еще усиливается.
Интересную информацию из истории своей семьи дал житель деревни Шарлыково Ганиев Шарифьян Садыкович, 1924 года рождения. Его предок на пятом колене тептярь из черемис по имени Яркай явился в эти края в поисках лучшей жизни. По вероисповеданию он был язычником. Принял ислам и женился на местной девушке. Сына-первенца назвали Кильму-хамметом, связывая с именем пророка, т.е. приезжий принял веру Мухаммета. От него родился сын Гани, который женился на девушке-башкирке из деревни Кучербаево. Их сын Садык, 1883 года рождения, записан по национальности башкиром. Сын Садыка Шарифьян также башкир. Шарифьян женился на девушке, которая родилась от смешанного брака (отец -башкир, мать - татарка). Дети Шарифьяна и его жены Шагиды пишутся по-разному: сыновья - башкиры, дочери - татарки. Подобных примеров можно привести множество. Мы должны знать свое происхождение и ранние корни.
Считаю, что полностью отвергать двусторонее взаимное влияние этносов нет оснований. Начиная с переписи и учета 1850 года (1859-й, 1870-е годы), численность башкир увеличивается. Различные колебания численности связаны, видимо, с идеологическим давлением.
Процесс ассимиляции башкир татарами усиливался множеством сходных социально-экономических, культурно-бытовых отношений. Башкиры Казанской дороги и граничащей с ней Ногайской даруги нашего района, как и татары, в XVIII веке жили оседло, занимаясь земледелием, сочетавшимся с животноводством. Исключение составляли разве башкиры-вотчинники деревни Башкирские Тирмы, которые в первой половине XIX века летом выходили на жайляу, однако имели уже многоотраслевое хозяйство.
На межэтнические процессы влияла и религия. Для тесных контактов и сближения между башкирами и татарами не было религиозных преград, все они мусульмане. В значительной мере влиял и демографический фактор, т.е. возрастание численности за счет припущенников-мишарей и уменьшение доли башкир. Татары и тептяри численно преобладали почти во всех смешанных деревнях на территории района. Однако, несмотря на это, многие сохранили свою этническую самостоятельность, самобытность, но, к сожалению, не все.
В районе имеется несколько деревень, которые изначально были основаны на земле вотчинников раздельно от башкир только мишарями и татарами, затем с течением времени они стали смешанными. Одна из таких деревень - КАШКАЛАШИ. Ее обосновали касимовские мишари еще до 1736 года. На почтовом тракте Уфа-Казань было отмерено из расчета по 15 десятин земли из дач чубиминских и каршинских башкир-вотчинников в вечное владение на 230 ревизских душ. Затем они припустили к себе 5 семей (8 душ) служилых татар (данные 1811 года).
Позднее в материалах ревизии и переписи отмечается проживание здесь и башкир, т.е. деревня становится в этническом отношении смешанной. Откуда появились башкиры? На том же участке земли минских башкир, отведенном мишарям, была башкирская деревня Узыбашево, отмеченная на карте И.А. Голуб-цова за 1730-1750 годы. Затем башкирская деревня Узыбашево «исчезает», в материалах 5-й ревизии (1795 года) ее нет. Они переселились в деревню Каш-калаши. Деревня Узыбашево вновь появляется уже как татарская лишь в 20-х годах XX столетия, отпочковавшись обратно от деревни Кашкалаши.
В дальнейшем деревня Кашкалаши развивалась очень быстрыми темпами. Так, по сведениям 7-й ревизии 1816 года, население ее составляет 606 человек при 89 дворах. Мещеряки деревни были в составе 3-го мещерякского кантона. Юртовой старшиной служил Абдулнасыр Адзитаров, Указный мулла деревни - Абдулвагап.
В 1834 году численность населения составляет 876 душ, в 1850 году при 144 дворах наличного населения -1074 человека. Урядником из мещеряков был Абдул-зяпар Алмаев. Перепись населения провел хорунжий Ижбулатов из деревни Удрякбашево.
В 1859 году башкиры деревни были в составе 17-й юрты 24-го башкирского кантона, кантонным начальником был Жигангир Ижбулатов.
В 1870 году число дворов в деревни доходит до 175, где проживают 577 душ мужского пола и 600 женщин, в том числе соответственно башкир 569 и 594, татар - 8 и 6 душ. В деревне имелись мечеть, училище (медресе), по средам проходили шумные базары, торговлей занимались в 13 лавках.
В начале XX века деревня интенсивно растет, расширяется, строится вторая мечеть, открывается четырехгодичная русско-башкирская школа с одним учителем, где преподавание ведется на татарском языке. По средам также работают базар, хлебозапасной магазин, три бакалейные лавки. Количество дворов в деревне 297, численность населения - 1561 человек. В 1920 году в деревне при 415 дворах зафиксировано 2114 человек.
Были и другие случаи, когда мишари припускали к себе припущенников-башкир, т.е. тептярей-башкир из других уездов. Так, деревню Балышлы изначально обосновали касимовские мишари рядом с башкирской деревней Сарайлы-Муталыпово. Сарайлы-Муталы-пово расположена по левой стороне речки Балышлы, а деревня Балышлы — по правой. Затем в деревню припущены в разное время несколько групп из теп-тярей. Одна группа была из башкир, другая - из черемис и т.д. Кроме того, в 1759 году большая группа (около 50 дворов) из разных деревень Бирского уезда переселилась в деревни Уфимского уезда (Салихово, Ибрагимово и др.), в том числе в деревню Балышлы. Материалы переписей поздних лет (1969 и 1979) показывают, что эти переселенцы (деревни Начарово, Тимкино, Сайтяк, Имай-Утарово, Кундаш-лы, Уразаево, Калмаш, Кулоево (современные Бал-тачаевский, Бураевский, Дюртюлинский районы)), являлись башкирами.
Имеется немало других объективных факторов, способствующих разному толкованию национальной принадлежности населения отдельных деревень нашего района. Один из них — наличие в районе в прошлом крепостных крестьян из башкир. К таким относятся деревни Кугуль, Агарды, Тюрюштамак и Ломо-во (Ламу), где помещиками были татарские мурзы, а их подданые - башкиры. А национальность населения иногда записывали и по принадлежности боярина. Между прочим, данный фактор характерен не всем районам республики. Так, деревня Кугуль является родовым поместьем потомственных дворян из татарских мурз Давлеткильдиевых. Аксакалы тех деревень сохраняют в памяти предания о своих корнях. Их предки, крепостные крестьяне, были переселены сюда в качестве приданого, когда один из мурз Давлеткильдиевых взял в жены девушку из дворян. Дело было так: мирза Салигаскар одному богатому боярину продал охотничью собаку. Подружились. Влюбился он там в красавицу-девушку. Поженились. Боярин в качестве приданого подарил своей дочери крепостных крестьян. В первое время деревню называли даже «Собачьей» - «Эт авылы». Об этом подробно информировали автора в 1997 году Булатов Габдулла Таш-тимерович, 1918 г.р., и Мавлютова Сахибьямал Фат-хетдиновна (урожденная Вагапова), 1912 г.р., также пенсионер Наиль Сафаргалиевич Махмутов. Отец Са-хибьямал-эбей - Фатхетдин, 1873 г.р., был репрессирован и сослан в Сибирь на 5 лет. Сахибьямал хорошо помнит рассказы отца. По его словам, их предки в прошлом были горными башкирами.
Габдулла Таштимерович подтверждал то же самое. Он хорошо знает свою родословную: отец - Таш-тимер, 1897 г. р., дед - Булат (1872 г.р.), прадед -Бикбулат (1850 г.р.), прапрадед - Тимербулат (1825 г.р.), до него - Кутлубулат. В 1863 году, во время подписания Уставной грамоты деревни Кугуль об освобождении крестьян от крепостной зависимости, присутствовали в качестве представителей Тимербулат
Кутлубулатов, также Сеитбаттал Сюндюков, Бикти-мер Гадельшин, Давлетша Кимашев, Мухаметгали Мухамадияров, Габит Мазитов. Вообще, Габдулла-ага Булатов рассказывал, что из бассейна Иж сюда прибыли пять родов (биш ара): Булатовы, Гаделыни-ны, Башировы, Гималетдиновы, Абдуллины. Все эти фамилии сегодня там сохранились.
В 1811 году деревня Кугуль принадлежала помещице-майорше княгине Катерине Осиповой (Осиповна), дочери Осипа Тевкелева (по мужу Черкасская). Осип - сын Кутлумухамета Тевкелева, после крещения -Алексей Иванович ( -? -1766) - переводчик Петра I, генерал-майор, помощник Оренбургского генерал-губернатора Неплюева). В собственности помещицы Катерины Черкасской имелись пять душ дворовых людей: Шафи Шабаев, Кутлуяр Ишмуратов, Муста-фа Мрясов,Тимербай Тимербулатов и Тимербай Кал-маметов, а также 11 семей крепостных крестьян численностью 14 душ мужского пола. Среди них Алма-метов, Абдрафиков, Абдулкаримов, Амиров, Юлаев, Габдюшов, Кучумов, Рахматуллин и другие. В 1912 году в деревне было 42 двора с населением 229 душ, в 1917 году жителей было 240 душ.
Деревня АГАРДЫ является коренным поселением башкир. Первое упоминание в печати приходится на 1727 год. Она состояла из двух частей - Верхней и Нижней. В Верхних Агардах в годы отмены крепостного права и оформления Уставных грамот (1861-1863) помещиком был сотник Шейхл-Ислам Муха-мет-Рахимович Султанов (в народе - Ислам Султанов), который известен жестокостью и коварством. В некоторых документах деревня проходит под двойным названием - Агарды-Султанаево.
В Нижних Агардах в 1811 году правила помещица княгиня Магитап Мухаметгареевна Бекович-Черкас-екая.
Мурад Аджи в своей книге «Полынь половецкого поля» (М., 1994) пишет, что князья Черкасские происходят от ханского рода Инала. «В знак подданства, -записано в их родословной, - отправил к государю сына своего Салтмана и дщерь княгиню Марию, которая потом была в супружестве за царем Иоанном Васильевичем, а Салтман по крещению назван Михаилом и пожалован в бояре». В роду Тевкелевых и Давлеткильдие-вых также были и крещенные, и мусульмане.
У княгини Магитап Черкасской в собственности две семьи дворовых — 26-летний Абдулхамит Юсупов и его сын Абдулфаттах (2 года). Зафиксированный в ревизии 1795 года Хамитов Аберменов (с «ов» написано в документах, умер в 1804 году). Его сыновья Темирбай (22 года), Балтимер (19 лет) являются собственностью боярыни.
Пять семей подданных помещицы — крестьяне. Это 17 дуги мужского пола. Женщин в учет не брали. Среди них семья Ермухамета Юсупова (50 лет), его сыновья Абдулвахит (11 лет), Абдулсагит (8), Шамутдин (5), Абдулла (3 года). Следующий - Абдулмен Юсупов (31 год), в единственном числе. Третья семья -Сейфуллы Адилева, ему 50 лет. Его два сына, учтенные предыдущей ревизией, Сейфулмулюк и Гайнул-ла умерли. Три сына: Зайнулла (15 лет), Хабибулла (10 лет), Емадиттин (4 года) учтены. Их потомки в настоящее время проживают в районе.
Главе четвертой семьи - Рахматулле Исмагилову -42 года, у него 2 сына - Минлибай (17 лет) и Загитул-ла (7 лет).
Пятая семья - Абдулгазия Юнусова (61 год). Сыновья — Абдулахат (20 лет), Биктимер (5 лет) и Бай-тимер (1 год от роду).
Крепостных крестьян и дворовых работников родственные бояре часто перечисляли из одной деревни в другую - Кугуль, Сабаево, Тюрюштамак, Агарды и др. Так, в 1859 году в Нижних Агардах осталась только одна семья крепостных, состоящая из 10 душ (мужчин - 7, женщин - 3). Остальные - перечислены в другие деревни. Поэтому проследить динамику развития деревни и определить численность населения того периода трудно, тем более, что деревня Агарды находилась в руках двух бояр - Султанова и Черкасских.
Две части деревни, видимо, объединены после отмены крепостного права.
В 1863 году у помещика Ш. Султанова, по данным 10-й народной ревизии 1859 года, числилось дворовых 14 и крестьян 126 душ. Из них в 1860 году крестьянин Абдулмазит Нигматуллин и его сын Абдулга-фар сосланы в Сибирь, а из дворовых 2 человека после ревизии отпущены на волю. Во время распределения земли 10 крестьян отказались от надела. Земельный надел делили между 116 крестьянами. Однако Уставную грамоту о распределении земли и условиях выхода из крепостной зависимости крестьяне подписывать отказались, требуя возвращения невинно посланного в Сибирь крестьянина Абдулмазита и его сына, проявляя своеобразное противостояние.
В 1870 году в деревне Верхние Агарды 47 дворов, 226 душ. Имеется мечеть. В 1906 году при 70 дворах числится 592 (мужчин - 299, женщин - 293) души.
По данным 1912 года в деревне наличных хозяйств было 136, всего населения — 734 души. В последующие годы количество дворов продолжает увеличиваться, однако численность населения остается почти на одном уровне. К 1925 году в деревне существовало 164 хозяйства.
ТЮРЮШТАМАК. Ревизские сказки 1795 года и учет 1803 года зафиксировали деревню Тюрюштамак как вновь заведенную князя Арсланбека и его жены Анны Черкасской. В собственности помещиков учтено 163 (мужчин - 87, женщин - 76) души крепостных крестьян. Есть предположение, что часть земли была приобретена отцом князя Арсланбека мурзой Мусой Еникеевым в 1778 году и потом перешла ему по наследству, а часть — была собственностью жены Анны Черкасской. Своих крепостных они интенсивно перемещали из одной деревни в другую.
В 1902 году при 13 дворах - 38 душ мужского пола. По данным 1870 года в деревне имеются мельница, хлебозапасной магазин, при 18 дворах -97 душ (мужчин — 51, женщин - 46).
ЛОМОВО (ЛАМУ). Крестьяне деревни Ломово фактически также были поддаными этих помещиков. В 1862 году Уставная грамота села Тюрюштамак и деревни Ломово оформлена в одном документе. Крепостные крестьяне являлись собственностью помещицы Екатерины Осиповны Бекович-Черкасской, состояли под опекой Александра (Салимгарея) Тевкелева (1805-1885 годы). С 1865 по 1885 год он служил муфтием Центрального Духовного Управления мусульман. Родовое поместье Тевкелевых находилось в селе Килим нынешнего Буздякского района.
По сведениям 1870 года, в деревне Ломово была мечеть. При 25 дворах проживали 157 (мужчин - 71, женщин — 86) душ, национальность записана татары. В 1906 году в деревне открыт хлебозапасной магазин, количество дворов увеличилось до 50, численность жителей - 310 (мужчин — 150, женщин - 160) душ. Рядом с деревней находятся хутора Питца и Ишмаево.
В 1917 году национальный состав населения деревни смешанный — башкиры и татары. По переписи 1920 и 1959 годов - татары. В 1979 году - башкиры, в 1989 - татары.
Помещики Тевкелевы, Давлеткильдиевы, Черкасские очень тесно сплетены между собой родственными нитями. Среди них были прославившиеся жестокостью (Алексей Иванович), благородством (Салим-гарей Шангареевич). Некоторые вели двойной образ жизни: исповедовали христианство, а в то же время выполняли мусульманские обряды, помогали строить мечети, учебные заведения, оказывали благотворительную помощь. Особенно выделился муфтий Салим-гарей, который помогал сиротам, дарил детским приютам и мечетям земельные участки и т.д. В центр (в Москву и Петербург) отчеты и бумаги подписывали русским именем, сами писались татарами, подда-ных своих - башкир — также оформляли татарами.
КУЧЕРБАЕВО _ один из старинных населенных пунктов района. «Деревня Кучербаево расположена на земле башкир Тукбаевой тюбы Дуванейской волости»,- говорится в архивных документах. В этническом отношении — смешанная деревня. Проживали татары, мишари и башкиры. Мишари были припущены по договорной записи башкир от 1717 и договора 1731 годов.
В 1795 году в деревне Кучербаево Дуванейской волости Белебеевского уезда было всего 12 домов, взято на учет 57 душ, в том числе мужчин — 32, женщин — 25. Из них 11 семей являются служилыми татарами и один двор - башкирский. В семье башкира мужчин было трое и одна женщина. В 1803 году служилых мурз из татар - 55 (мужчин - 27, женщин - 28).
Сведения ревизских сказок разных лет дают основание утверждать, что деревня росла быстрыми темпами. Материалы 7-й ревизии 1816 года хранятся в нескольких единицах хранения. В одном документе указывается проживание 2-х семей мишарей - Аб-дулханнана Амирова и Амирхана Давлетшина. Всего 11 душ (мужчин - 9, женщин - 2). В другом источнике указывается проживание еще 5-ти семей, 32 душ мишарей. В третьем, видимо, основном, мишари зафиксированы с 1-го по 52-й порядковый номер, 53-й двор _башкирский. Глава семьи башкир — Юлбарис
Юлдашев. Ему 39 лет. Кроме него в семье живет его брат Мавлют (33 года), его сын Абдулназар (1 год), племянник и др. Семья состоит из 10 душ (мужчин -4, женщин - б). Итого по деревне показано 474 души, в т.ч. мужчин - 244, женщин - 230.
А в 1859 году во дворах с 1 по 102-й порядковый номер национальность населения отмечена как мещеряки-башкиры, а 103-й двор - башкирский. В семье башкира 17 душ (мужчин - 10, женщин - 7). Всего в том году наличного населения взято на учет 1088 (мужчин — 592, женщин - 496) душ.
Ясную картину расположения этносов и сословий населения деревни Кучербаево дает «Сборник статистических сведений Уфимской губернии» за 1898 год. Там говорится, что вотчинники расположились на крутом берегу речки Чагыл; припущенники - в сторону юга на высоких возвышенностях; их земли граничат с юга речкой Чагыл-Бердаш, с севера - Шар-Тукмак; государственные крестьяне - со стороны юга; мещеряки расположились на возвышенностях на левом берегу речки Чагыл.
«Алфавит селений Уфимской губернии» за 1902 год сообщает, что население деревни Кучербаево Тюрю-шевской волости Белебеевского уезда состояло из башкир-вотчинников, припущенников, бывших государственных крестьян. Тогда в деревне было 383 двора, 584 ревизских душ, а мужчин всего - 1151. Надельной земли у них было 4264 десятины.
По сведениям 1870 года, в деревне 196 дворов, мужчин — 682, женщин — 599. В деревне имеются мечеть, училище (медресе), водяная мельница. В 1906 году в деревне имеются уже 3 мечети, хлебозапасной магазин, 3 бакалейные лавки, по средам собирается большой базар. Количество дворов в деревне доходит до 415, мужчин - 1226 и женщин - 1283.
В 1917 году деревня находилась в составе Тюрю-шевской волости Белебеевского уезда Уфимской губернии. Деревню тогда именовали Кучербаево Старое и Новое. Кроме того, в 8 км от села Языково существовали Кучербаевские отруба в составе Новоселов-ской волости.
В Старом и Новом Кучербаево проживало 3095 душ при 524 хозяйствах. Из них 2745 человек назвали себя башкирами, 309 — татарами и 41 - мишарями. Посевные площади составляли более 3223 десятин, рабочих лошадей — 718 голов. 26 крестьянских хозяйств не имели посевов, в то же время 35 хозяйств сеяли более 15 десятин на двор.
А по сведениям переписи 1912 года, деревню называли Кучербаево Новое и Старое-1, -2, -3, -4.
В Новом и Старом-1 Кучербаево проживали баш
киры-вотчинники. В 1912 году в селе их было 108.
Наличных хозяйств — 18. Из них 2 арендовали землю
единолично (88,73 дес). Всего скота у них 254 головы,
в т.ч. лошадей - 38, крупного рогатого скота - 73, овец
- 135, коз — 8 голов. Два человека из двух хозяйств
занимались промыслами на стороне.
В селе имелась школа.
В Новом и Старом-2 Кучербаево проживали татары — бывшие государственные крестьяне. Всего жителей в 1912 году было 281 человек при 49 наличных хозяйствах, надельной земли — 634 десятины. 22 хозяйства арендовали землю (162,63 дес), 8 хозяйств сдавали надельную землю в аренду (42,92).
Всего скота было у них 450 голов, из них лошадей -82, крупного рогатого скота - 89, овец - 158, коз - 61. Восемь человек занимались промыслами на стороне.
В Новом и Старом-3 Кучербаево - проживали баш-киры-припущенники. В 1912 году жителей было 628 человек, наличных хозяйств - 106. Всего надельной земли - 684 десятины. 81 хозяйство арендовали землю единолично (394,70), а четыре хозяйства сдавали надельную землю (47,09 дес.) в аренду.
Всего скота было 1081 гол., из них 198 лошадей, 350 крупного рогатого скота, 486 овец, 47 коз. 39 человек из 39 хозяйств занимались промыслами на стороне.
В Новом и Старом-4 Кучербаево также проживали башкиры-припущенники. В 1912 году в деревне было 1650 человек при 292 наличных хозяйствах. Надельной земли было 3695 десятин. 43 хозяйства купили землю товариществом (283,70 дес), 175 хозяйств арендовали землю единолично (762,10 дес). Всего скота в деревне было 2754 головы, в т.ч. 512 лошадей, 615 крупного рогатого скота, 1056 овец, 282 козы. Девять человек занимались пчеловодством — держали 43 улья. 70 человек из 70 дворов занимались промыслами на стороне. Кроме того, недалеко от них находился населенный пункт Исмагиловский, где проживали башкиры-припущенники. Всего жителей было 74 души, наличных хозяйств - 14. Земля у них находилась в общем владении с деревнями Новое и Старое Кучербаево.
В начале XX века в деревне Кучербаево происходит большой пожар, после этого часть населения переселяется ниже речки Чагыл и обосновывает деревню Ахметово. 36
В «Реестре и описании Башкирских волостей», составленном в 1730 году, о Канлинской (Кальнинской) волости говорится, что обширная территория Кальнинской волости занимает верхний бассейн реки Чер-масан. Местность характеризуется как ровная, леса -дубравы и смешанные, почвы — черноземы. На средней части реки Чермасан расположены наши старинные башкирские деревни Дюсметово, Улы-Аряма, Сынташево, Сынташтамак и др.
Начиная со второй половины XIX века эти населенные пункты находились в составе Бакаевской волости. В начале XX века (1906 год) на территории Бакаевской волости было 22 селения, население — 14 180 душ обоего пола. Крестьяне занимались производством сельхозпродукции. Из 22 населенных пунктов 9 приходится на современный наш район. В них было 902 двора, 4888 (мужчин - 2469, женщин - 2419) душ обоего пола, в том числе:
в Дюсметово - 65 дворов, 352 души, мужчин и женщин поровну;
в Ново-Сынташево - 70, 423 (213 и 210);
в Письмян Мусино - 62, 359 (182 и 172);
в Старо-Сынташево - 32, 109 (55 и 54);
в Сынташтамаке - 81,506 (255 и 251);
в Такчуре - 93, 470 (240 и 230) - переселенцы из деревни Янышево, нач. XX в.
в Улы-Аряме - 86, 454 (231 и 223);
в Шарлыке - 183, 767 (386 и 381);
в Янышево - 230, 1457 (731 и 722).
Во всех этих деревнях, кроме Такчуры, были хле-бозапасные магазины, мечети. Кроме того, в Шарлыке и Янышево - по две мечети; в Сынташтамаке, Улы-Аряме, Шарлыке и Янышево - бакалейные лавки, в Янышево по воскресеньям проходили базары. Затем центр волости был переведен в Янышево, а в двадцатые годы XX века в Топорнино (современное Кушна-ренково).
В период кантонной системы управления (1798-1865 годы) башкиры этих населенных пунктов были в составе 9-го башкирского кантона 2-й юрты, мишари - 3-го мишарского кантона, а тептяри - в отдельной тептярской команде. В некоторых документах деревни Дюсметово и Улы-Аряма показаны вместе.
Пятая ревизия (1795 г.) зафиксировала проживание в деревне ДЮСМЕТОВО 7 (мужчин - 4, женщин - 3) душ ясачных татар. По записи 1715 и 1835 годов, переселенцы-мишари купили у башкир земли, и по Указу Правительствующего Сената от 23 ноября 1836 года эти земли были им отведены. В 1834 году башкир - 14, а мишарей было 186 душ. В 1850 году числились две семьи башкир — Юсупа и Фагигуллы Зубаировых, всего 25 душ, мужчин — 13 и женщин — 12.
К 1859 году деревня выросла до 48 дворов, где проживали башкиры и мишари — 303 души (мужчин - 155, женщин — 148). В 1870 году в деревне 45, дворов, 284 жителя, из них башкир — 235 и тептярей - 49. Содержат водяную мельницу, при мечети имеется училище (медресе). Кроме земледелия и скотоводства крестьяне занимаются и пчеловодством. По данным 1917 года - 443 башкира, 1920-го - 414, 1959-го - 153 башкира.
УЛЫ-АРЯМА. По сведениям 8-й народной переписи 1834 года, в деревне Улы-Аряма было много отставных и действующих чиновников. Так, здесь жил зауряд есаул Кагарман Баязитов (1783-1848 годы), зауряд есаул Сеитбаттал Баязитов (1774-1845), зауряд сотник Мугутисам Абдулхакимов (1780-1847), зауряд есаул Абдулвахит Абдулкасимов (1766-1844), в 1850 году - 52-летний отставной зауряд хорунжий Аллагул Абдулкасимов Худайдатов и др.
Духовными наставниками были 42-летний Указный мулла Шарафутдин Сеитбатталов и 57-летний Указный азанчий (моэзин) Абдулсаттар Абдулна-сыров.
В 1850 году в деревне всего наличного населения — 147 человек при 24 дворах, в том числе зауряд чиновник - один. В деревне кроме башкир жили 14 душ государственных крестьян, из них мужчин - 5 и женщин - 9 душ.
В 1859 году наличного населения было 275 душ, из них башкир - 204 души, остальные — мишари и тептяри. Помощником кантонного начальника был зауряд хорунжий Арсланов Кагарманов (в документах так: «ов»). А старшиной 2-й юрты служил его брат Сальман Кагарманов из башкир. Ему было 35 лет.
Жену его звали Зулейха Мустахимова, ей 32 года. У них растут 2 сына - Сарваретдин и Саубан, а также 7-летняя дочь Фасахат. У Арслана Кагарманова имелась мачеха Гульзямал Шагимуратова, ей 40 лет.
В 1795 году в деревне проживали - тептярей 21 душа, а в 1811 году - 11. В 1840 году, по данным ведомостей земских исправников, проживали 12 душ мужского пола тептярей по припуску башкир-вотчинников Канлинской волости. Им принадлежали 500 десятин земли, но документов не было. Землей пользовались совместно с башкирами - односельчанами. Из ведомости, составленной в 1841 году на основании данных 8-й ревизии, видно, что землей пользовались башкиры, тептяри, ясачные татары совместно по Указу Уфимской провинциальной канцелярии. Из 68 ревизских душ башкир мужского пола 64 были вотчинниками, четверо жили на правах припущенников.
В 1917 году переписчики Временного правительства взяли на учет 337 башкир, 212 мишарей и тептярей. Учет 1920 года отмечает проживание 528 башкир, в 1959 году - 232 башкир, в 1979 году отмечены все как башкиры и в 1989 году - 140 татар.
СЫНТАШ — поселение башкир-вотчинников на реке Сынташ. С конца XVIII века население деревни становится в этническом отношении смешанным. Так, 5-я ревизия (1795 года) брала на учет башкир, тептярей и мишарей. Башкиры были в составе 2-й юрты 9-го башкирского кантона, мишари — 3-го мишарского кантона. В 1803 году в деревню припустили одну семью из трех душ (мужчины - 1, женщины - 2) служилых мурз из татар.
В начале XIX века башкиры деревни уже не кочевали. Имели деревянные дома, хлев для содержания скота и другие сносные хозяйственные постройки. В 1834 году в деревне проживало 147 душ обоего пола, в том числе башкир - 85, из них 38 ревизских душ жили на собственной земле, а 9 башкир - на правах припущенников. Земельные отношения между вотчинниками и припущенниками были оформлены в 1794, 1806, 1810, 1818 годах по договорам и любовным сделкам, данным от башкирцев на вечные и срочные годы владения. По землевладению деревня относится к Тукбаевой тюбе Канлинской волости.
В 1850 году башкир в деревне проживало 17 семей, 126 душ (мужчин — 66, женщин - 60). Зарегистрировано несколько чиновников, в том числе отставной зауряд сотник из башкир Мавлют Мухаметрахи-мов, 51 год (1799-1858), зауряд хорунжий Губайдул-ла Ишмухаметов (57 лет), Муллой служил Искак Мухаметрахимов (74 года).
Семьи были в основном многочисленными. Например, семья Мухаметгарея Мухаметрахимова (1809-1851) состояла из 14 душ. Сам глава семьи, его 4 сына, две дочери, женатый родной брат 37-летний Шара-футдин, еще не женатый 24-летний брат.
У Шарафутдина Мухаметрахимова две жены: первая жена Мухупзямал Сеитбаева (33 года), вторая -Бадрниса Сулейманова (40 лет). У них три дочери: Бибимарзия (12 лет), Мархуба (3 года), Фархиниса (2 года).
В 1859 году наличного населения в деревне было 330 человек обоего пола (мужчин - 164, женщин - 166). В этническом отношении: башкир - 23 двора, мишарей - 29, тептярей - 5 дворов.
По сведениям 1870 года, количество дворов остается почти на уровне более десятилетней давности — 58. В численном отношении население растет. В деревне проживают 376 душ. Имеются мечеть, училище (медресе) при мечети. Однако в начале XX века население деревни постигает несчастье. От большого пожара деревня почти полностью сгорает. После этого происходит разделение. Мишари и тептяри отделяются и обосновывают новое- поселение и называют его Ново-Сынташево. Башкиры остаются на старом месте.
Архивные данные 1902 года показывают, что в Старо-Сынташево осталось 35 дворов, 59 ревизских душ, наличного мужского пола — 97 душ, надельной земли - 855 десятин. В Ново-Сынташево количество дворов - 81, ревизских душ - 100, наличного мужского населения — 226, надельной земли приходится 723 десятин.
К 1906 году в обеих деревнях построили мечеть, открыли хлебозапасные магазины. В Ново-Сынташево при 70 дворах было 423 (мужчин - 213, женщин -210) души. В Старо-Сынташево при 32 дворах - 109 (мужчин — 55, женщин - 54) душ.
Численность населения и национальность по годам переписи XX века:
СЫНТАШТАМАК - смешанная в этническом отношении деревня, где проживали с начала XIX века башкиры, мишари и тептяри. Более ранними сведениями автор не располагает. Деревня расположена в устье речки Сынташ, отсюда и название Сынташ-тамак (сын - фигура, фигурный камень, таш - камень, тамак - устье). Второе название - Сынташ и Турна. Турна (Торна) - журавль. В официальных русских источниках второе название Турна трактуется как «Журавлевка». Однако в разговорной речи нигде, никогда, ни от кого не слышал, чтобы Сынташтамак называли Журавлевкой, называют просто Торна.
По сведениям 1834 года, первое упоминание об этой деревне в печати относится к 1802 году. В 1802, 1811, 1813и1817годах мишари и тептяри составляли с башкирами договоры на право пользования землей на срочные годы. Земли были в собственности башкир Канлинской волости. Мишари деревни были в составе 3-го мишарского кантона Белебеевского уезда. Всего жителей было 253 души.
По сведениям 1840 года, 36 душ мужского пола тептярей по договору с башкирами Канлинской волости от 27 апреля 1811 года также пользовались 800 десятинами земли совместно с односельчанами-мещеряками.
По переписи 1816 года в деревне было 20 дворов мишарей. На момент переписи мужского пола 9 и женского пола - 7, всего 16 душ. А было до этого 148 душ. Стало быть, шло интенсивное передвижение населения.
В 1850 году было 44 двора мишарей, 7 дворов тептярей. В 1859 году всего башкир, мещеряков и тептярей было 339 душ. Деревня Сынташтамак входила в состав 2-й юрты 24-го башкирского кантона. В семье Мухаметгарея Резяпова 13 душ, Ахметвалея Муха-метова - 3 человека, зауряд хорунжия из мещеряков Мухаметхафиза Бикбаева - б человек, Султангарея Мухаметхафизова - 4 души и т. д.
В 1870 году в деревне 57 дворов, 377 жителей, в том числе численность башкир — 316 и тептярей - 61. Имеется мечеть, при мечети училище (медресе). В дальнейшем деревня бурно развивается, в 1902 году количество дворов доходит до 102, ревизских душ -159, наличного мужского пола - 329. Надельной земли составляло ИЗО десятин. Население приписано к воинскому званию. Идет интенсивное движение населения, к 1906 году количество дворов уменьшается до 81, численность населения составляет 506 душ. В деревне имеются две бакалейные лавки, хлебозапасной магазин. В административном отношении деревня входит в состав Бакаевской волости Уфимского уезда.
Перепись 1917 года берет на учет 659 душ башкир, мишарей и тептярей, в 1920-м - 595, в 1959 году -191 башкир. В 1979 году все записались башкирами, а по переписи 1989 года все 164 человека -татары.
ШАРЛЫК - смешанное в этническом отношении поселение на земле канлинцев и дуванейцев. Согласно ведомости, составленной в 1841-1842 годах кан-тонным начальником о численности башкирского и ми-шарского населения по 8-й ревизии, число мишарей в деревне - 41 ревизская душа (женщин - 39). Они имели землю в вечном владении, выданную по договору от башкирцев Канлинской волости в 1750 году.
А тептяри деревни по договору с башкирцами-вотчинниками пользовались землями Дуванейской волости. Численность тептярей была 162. Количество земли - неизвестно. Из-за неопределенности земельных отношений башкиры и тептяри из черемис состояли междусобой в споре.
По сведениям 1816 года, в деревне чиновником был юртовый есаул Алмухамет Аликаев, духовным отцом-наставником - Указный мулла Абдулхалик Аб-дулханнанов. В деревне взято на учет всего 7 дворов мишарей. Наличного населения тоже 7 человек (мужчин - 5, женщин - 2). А было в предыдущем учете 29 мужского и 24 женского пола душ. Остальные выбыли. Стало быть, движение населения нестабильное. Об этом говорят и предания аксакалов деревни. Здесь сохранились следы черемисов, удмуртов, чувашей и других тептярей. В деревне имеются три старинных, закрытых в настоящее время, кладбища разных этносов.
В 1859 году деревня входила в состав Оренбургской губернии Уфимского уезда 24-го башкирского кантона юрты номер один. Всего наличного населения -583, в т. ч. мужчин - 304, женщин - 279 душ. Проживали в 70 дворах тептяри из черемисов и в 21 дворе - мещеряки.
С середины XIX века деревня стабильно развивается, расширяется. Передвижение населения более-менее стабилизируется. В 1870 году деревня была крупным населенным пунктом из 110 дворов с численностью населения 625 человек, в т. ч. башкир -177, тептярей - 381, черемисов - 67 душ. В деревне имелись мечеть, училище (медресе), ветряная мельница.
В 1902 году в деревне 178 дворов, наличного мужского населения - 513, из них ревизских душ - 269. Количество надельной земли составляет 1654 десятины. В 1906 году количество дворов в деревне доходит до 183, жителей - 767 душ. В деревне работает мечеть, торгуют 2 бакалейные лавки, имеется хлебоза-пасной магазин.
Данные переписи XX века таковы:
1917-й год - 1026 башкир,
1920-й - 1130 башкир,
1959-й - 694 башкира,
1979-й - башкиры,
1989-й год - 506 татар.
ЯНЫШЕВО - старинная башкирская деревня. Первое упоминание в печати приходится на 1765-й год. Правда, местное предание гласит о возникновении деревни гораздо раньше. Вполне возможно. 1765-й -год припуска башкирцами на свои вотчины мишарей. Точно установить дату основания деревни не всегда удавалось, так как это никакими документами не регистрировалось.
Впервые мишари этой деревни на землях Канлин-ской волости поселились по Указу Уфимской провинциальной канцелярии от 11 ноября 1765 года. Впоследствии припуск мишарей продолжался. Так, имеются договора на пользование землей, данные от башкирцев Канлинской волости 1778, 1793, 1802 годов. Из них договор 1793 года оформлен на срочные годы, остальные - на вечное владение.
А тептяри договорились с башкирами Дуванейс-кой волости и обосновались рядом. Количество земли, отведенной им, неизвестно. Однако землей пользовались башкиры, мишари и тептяри совместно. Об этом нам стало известно по материалам 8-й ревизии 1834 года. В 1834 году в деревне было 100 душ башкир (мужчин - 56, женщин - 44). Из них 54 ревизских душ жили на собственной земле, 2 — на правах при-пущенников. Тептярей было 144 души мужского пола, мишарей - 315 (мужчин - 174, женщин - 141).
Проживание здесь тептярей зафиксировано еще ревизией 1795 года. Тогда их было 74 души. В 1811 году в 20 семьях тептярей перепись прошли 92 души. Среди них Валиша, Адельша, Валит Мансуровы и др.
По данным 1816 года, в деревне мещеряки жили при 41 дворе, наличное население составляло 283 человека (мужчин - 141, женщин - 142). Они были в команде Резяпа Абдикеева. Хирамша Адилбаев был Указный муктасип, Масгут Мунасыпов — Указный мулла. Перечислим несколько глав семей. Это Зюга-фар Юнусов, Сабит Сагитов, Сейфулла Аитов, Аши-ров, Тлякбердин, Надыршин, Кильдияр Асанов, Ха-лилов и др.
В 1850 году, по сведениям 9-й народной переписи, в деревне Янышево проживало 133 души при 19 дворах (мужчин - 60, женщин - 73). Здесь зарегистрированы Рахматулла Бектимеров, Фаткулла Бикташев, Боя-зит Зиякаев, Мухаметлатиф Абубакиров, Абдулкадыр Идрисов, Абдулхасян Субханкулов, Хамидуллин, Ги-лязетдин Бадретдинов, Myстай Гумеров и др.
По итогам 10-й ревизии (1859 год) видно, что в деревне проживало 193 семьи, в т.ч. 26 - из башкир,
167 — из мещеряков. Переписали башкир и мишарей отдельно: в начале списка писали все башкирские дворы, затем той же нумерацией продолжали перепись мишарских дворов. Итого наличного населения 1098 душ, в т.ч. мужчин - 561, женщин — 537; башкир -150 (69 и 81). В другом списке зафиксировано в том числе 54 двора тептярей.
К 1870 году количество дворов в деревне составляло 208, в них жителей — 1136 души. Из них башкир — 759, тептярей - 377.
В деревне имеются две мечети, училище (медресе), водяные и ветряные мельницы.
В 1902 году в деревне 361 двор, наличного мужского населения - 1118, в том числе ревизских душ -548. Они имеют надельной земли 4393 десятины.
Данные последующих переписей:
1917 год - 241 башкир, 1243 мишарей, 282 тептя-ря; 1920 год - 1783 башкира; 1959-й - 989 башкир; 1979-й - все башкиры, 1989-й год - 348 душ татар.
ТЮРКЕЕВО. Деревня расположена на левом берегу реки Чермасан. Поселение обосновали припущен-ники башкиры и мишари на земле Канлинской волости, Тукбаевой тюбе. Земля ими приобретена по купчей крепости 1728 года. В 1816 году на сходе граждан деревень Тюркеево и Баширово юртовой старшиной избрали Фатхуллу Мавлютова. В 1834 году численность населения 95 (мужчин - 50, женщин - 45) душ мишарей и 58 душ башкир. В 1859 году - 22 семьи башкир, численность - 174 (мужчин - 85, женщин - 89).
К 1870 году деревня расширяется до 40 дворов, численность населения — 221 душа (мужчин — 108, женщин - 113). Все башкиры. Имеется мечеть, водяная
мельница. Постепенно деревня расширяется, население увеличивается. В 1906 году появляется хлебозапасной магазин, количество дворов доходит до 47, численность населения - 321 (мужчин - 150, женщин - 171).
В последующих переписях численность населения и этнический состав следующий: 1917-й год -357 башкир, 33 мишаря, 1920-й - 377 душ башкир, 1959-й -башкиры, 1979-й - башкиры, 1989-й год - 123 души татар.
СТАРО-АБЗАНОВО - первое официальное упоминание в печати относится к 1755 году. В академической литературе второе название деревни приводится как «Битново». Однако автор этому подтверждения не наглел. Возможно, «Биглово», просто допущена орфографическая ошибка.
Дата основания деревни в основном совпадает с народным преданием и шэжэрэ деревни, составленной Исмагилом (1907 г. р.). Его отец - Вильдан (1863 г. р.). Отцом Вильдана был Шаймардан (Шагимардан), а его отец - Шарафутдин. А Шарафутдин - сын Файзул-лы, Файзулла является сыном Асылгарея - первого основателя деревни. Асылгарей - 1715 года рождения. Башкиры деревни размножались от Файзуллы. Его сыновья: Ахметша, Вахит, Ахметдин, Шамсутдин, Габдулла, Шарафутдин.
Современные распространенные фамилии в деревне, кроме Бигловых и Сакаевых, свои корни берут от Файзуллы. Некоторые пытаются представить, что якобы существует разногласие в определении национальности нынешних жителей деревни. Никакого разночтения в отношении этнического происхождения населения этой деревни никогда не существовало.
Поправка
На стр. 50 последние два предложения следует читать: «Определенное время были в составе Бугульминского уезда. А мишари с численностью 7 (5 и 2) душ—-5 мишарского кантона».
Такую версию распространяют заинтересованные круги, которые хотят в искаженном виде показать происхождение башкир. Изначально башкирская деревня к концу XVIII века становится в этническом отношении смешанной. Разнообразный этнический и сословный состав населения четко виден из материалов 5-й (1795 года) ревизии. По данным той ревизии, в деревне 3 двора башкир, 28 душ (мужчины и женщины поровну). Они вотчинники. Мурзы - 10 домов (32 и 25), князей - 2 дома (4 и 7 душ), ясачных татар - 8 (27 и 30) душ и один двор мещан из 7 (3 и 4) душ.
Документально известно, что Темниковские татарские мурзы Бигловы и Сакаевы приобретали земли по купчей крепости у этих башкир в 1778 году. Четвертую ревизию татарские мурзы прошли уже здесь (1782 год).
В конце XVIII и в начале XIX века припущенники продолжают прибывать. Движение населения в этот период очень интенсивное. Так, в 1803 году дополнительно учтено 23 (11 и 12) души ясачных татар, 89 (43 и 46) душ служилых мурз из татар. В то же время в 1804 году из Уфимского купечества выключено 9 мужчин, со второй половины 1809 года - еще 2 человека.
По данным 1834 года башкиры численностью
65 человек (мужчин - 32 и женщин - 33) имели соб
ственную землю, в административном отношении от
носились к 12-му башкирскому кантону Белебеевско-
го уезда. До этого рпределенное время были в составе
5-го мишарского кантона, жили как припущенники
без всяких прав.
В 1859 году в деревне башкирских дворов всего 11, наличного населения 112 (мужчин - 54 и женщин -58) душ. Деревня входит в состав 8-й юрты 21-го башкирского кантона Белебеевского уезда.
В 1870 году наличного населения 660 душ, в том числе 125 башкир и 535 татар.
В начале XX века от нее отделяется дочерняя деревня Ново-Абзаново, где было бывших государственных крестьян 30 дворов, наличного населения 210 душ. В деревне построена мечеть, открыт хлебозапасной магазин и т. д., а в деревне Старо-Абзаново к этому времени работали уже 2 мечети, был хлебозапасной магазин, бакалейные лавки, насчитывалось 70 дворов.
Данные переписей XX века таковы:
* * *
В заключение еще раз хочу обратить внимание на то, что современное население района, как и всего Башкортостана, является многонациональным. Кроме башкир - коренного населения района, живут русские, татары, чуваши, мари, мордва, украинцы, белорусы, поляки и представители других народностей.
Однако есть необходимость более конкретно уточнить время и годы их переселения. В выступлениях отдельных официальных лиц, на страницах местной печати в последнее время появляются искажения исторических фактов. Так, на семинаре перед главами администраций районов один из ораторов, пользуясь справкой, составленной автором данной брошюры, дополнил свое выступление высказыванием: «Здесь спокойно кочевали башкирские племена - минцы, каршинцы, кан-линцы, оседло проживали татары, тептяри, мордва». Далее эта цитата звучит в других выступлениях, в местной печати. На первый взгляд, ничего обидного в данном заявлении нет. Но если обратиться к источникам, увидим, что впервые мишари и тептяри, в основном из Касимовского ханства и Темниковского княже— ства, а также из других районов Среднего Поволжья, Прикамья переселились в эти края в первой четверти XVIII века. Имеются многочисленные документы, подтверждающие, что к тому времени башкиры проживали оседло. Приведу один из примеров. «А той де Ногайской дороги все башкирцы, - сказано в сказке иноземцев, ездивших в 1675 году в башкирские волости с торговыми целями, — пашню пашут и хлеб сеют, по старым своим зимовьям и хоромы строят» (Материалы по истории Башкирской АССР. Отд.П, №71. ДАИ, т.VIII, с.35). Из общего содержания документов выясняется, что это известие одинаково относится как к башкирам Минской, так и Бурзянской волостей. А население Казанской дороги раньше их перешло на оседлый образ жизни.
Такого характера дезинформация происходит, скорее всего, от незнания исторических фактов.
Совместная созидательная жизнь башкир и мишарей в течение около трех столетий привело к сближению и слиянию народов. Однако тенденциозно настроенные представители части интеллигенции из татар пытаются противопоставить эти братские народы. Пропагандируют, что башкирами являются те, кто владеет башкирским языком. Нет необходимости драматизировать этот факт, когда в результате совместного проживания в течение длительного исторического периода башкиры, по не зависящим от них обстоятельствам, были лишены возможности владеть своим языком и подвергались определенному влиянию культуры, языка близкого себе народа.
Демократические завоевания последних лет дают право каждому гражданину получить достоверную информацию о своем национальном и социальном происхождении, своих предках, о прошлом своей малой Родины.
Мы живем в многонациональной Республике Башкортостан, в политически наиболее стабильном субъекте Российской Федерации. На ее территории в дружной семье проживают представители 100 наций и национальных меньшинств. Это, безусловно, результат мудрой национальной политики, которую проводит руководство суверенной республики.
Курбангулов Раис Гайнисламович