Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Доброму человеку помочь — не убыток.

История духовной семинарии в Полоцко Витебской епархии.

Назад

 

История духовной семинарии в Полоцко Витебской епархии (pdf)

Священник Владимир Горидовец.

 

У истоков создания духовной семинарии в Полоцко-Витебском крае стоял митрополит Греко-униатских Церквей, архиепископ Полоцкий Ирак­лий (Одровонж-Лисовский). Он родился в семье небогатого помещика Ле- пельского уезда Витебской губернии и был крещен в римско-католическом исповедании. Но с детства он проявил любовь к славянскому богослужению и в воскресные и праздничные дни посещал базилианскую монастырскую цер­ковь. После принятия монашества по чину базилианского ордена Ираклий завершил свое образование в высшем училище этого ордена при полоцком Софийском кафедральном соборе[1] [2].

Будучи архимандритом Онуфриевского монастыря Мстиславского уезда Могилевской губернии, а затем и архиепископом Полоцким, Ираклий про­явил себя последовательным приверженцем Греко-славянского богослужения и обряда. В 1785 г., в начале своего архипастырского служения, он обратился к папе Римскому с просьбой восстановить унию в ее первоначальной чистоте и отменить все нововведения, вошедшие в богослужение через базилиан после 1595 г., и по его поручению даже составил славянский Служебник. Не до­ждавшись в своих начинаниях помощи из Рима, архиепископ Ираклий с целью ослабления влияния ордена базилиан в Полоцкой епархии решил об­ратиться за поддержкой к русскому правительству. Орден был весьма влия­тельным: его членами являлись помещики, ему принадлежали громадные имения, из его членов назначались высшие духовные лица, а помимо этого орден ведал образованием юношества. Чтобы вывести греко-униатскую молодежь из-под влияния базилиан, архиепископ Ираклий стал ходатайство­вать об учреждении в Полоцке духовной семинарии[3].

В базилианском ордене его деятельность, естественно, не приветство­валась. В 1795 г. противостояние достигло апогея, когда архиепископ Ирак­лий, поручив епархию своему единомышленнику архипресвитеру Полоцкой кафедры Иоанну Красовскому, удалился в Иерусалим искать духовной по­мощи. Он вернулся через год, имея облик православного священнослужителя: с бородой, длинными волосами, покрытыми белой скуфьей, в одежде, похо­жей на рясу православного духовенства, только с узкими рукавами. В таком виде он пребывал до своей смерти 30 августа 1809 г.[4]

Первоначально инициативы Ираклия не принесли результата. В 1763 г. на капитуле базилиан в Витебске он предложил открыть семинарию при ви­тебском базилианском монастыре на базе имевшейся там церковно-приход­ской школы, но из-за отсутствия средств план был отложен. В 1798-1799 гг. решением Юстиц-коллегии под семинарию отвели полоцкий базилианский Борисоглебский монастырь, оказавшийся на деле финансовым банкротом, в результате чего началось судебное расследование, и семинария не откры­лась. Помог случай: в 1802 г. стараниями архиепископа Ираклия при посред­стве преданных лиц в «потаенных шкафах» архива Полоцкой духовной кон­систории[5] была обнаружена грамота от 23 апреля 1673 г. великого князя литовского Михаила Вишневецкого, завещавшего, как оказалось, семинарии Полоцкой епархии до 1 тыс. дворов в Лепельском уезде Витебской губернии. Поскольку это наследство в действительности было обращено в доход ордена базилиан, архиепископ Ираклий добился высочайшего решения о возвраще­нии имений Судиловичи и Черствяты Полоцкой кафедре для содержания семинарии[6]. Наконец, в 1804 г. представители брачного греко-униатского ду­ховенства, симпатизировавшего его начинаниям, получили равное предста­вительство в римско-католической коллегии с представителями католичес­ких епархий, что привело к ослаблению власти базилиан в Греко-униатской Церкви. Это проявилось 23 октября 1806 г., когда 2-й (униатский) департа­мент Петербургской римско-католической Духовной коллегии одобрил идею создания епархиальной семинарии в Полоцке для детей белого униатского духовенства (при условии ее зависимости в воспитательных и образователь­ных вопросах от Главной семинарии при Виленском университете)[7]. В итоге 16 декабря 1806 г. было получено разрешение на открытие Белорусской гре­ко-униатской духовной семинарии[8] при Полоцкой униатской кафедре, а за­нятия в ней начались уже в феврале 1807 г.[9]

К началу занятий уездные протопресвитеры доставили 15 юношей, в чис­ле которых был Василий Лужинский — будущий архиепископ Полоцкий и Витебский. Впоследствии к ним присоединились еще 6 юношей из архие­рейского хора[10].

Семинария должна была располагаться при полоцком кафедральном Софийском соборе, но поскольку соборные здания занимал военный госпи­таль, то пришлось разместить ее в архиерейском имении Струнь, в 6 верстах от Полоцка. Впоследствии семинария неоднократно переезжала: в 1808 г. в здания при полоцком Софийском соборе; в 1812 г.— в имение Судиловичи Лепельского уезда Витебской губернии; в 1821 г.— в Полоцк, а в 1856 г.— в Витебск[11]. В 1823 г. Белорусская греко-униатская духовная семинария была преобразована в семинарию из 2 отделений — высшего и низшего, с отдель­ным низшим трехклассным училищем при ней[12]. В 1828 г. семинария стала трехклассной, а низшее училище при ней — двухклассным, с двухгодичным курсом обучения в каждом классе училища и семинарии. Каждый класс имел свое название: низший — «риторика», средний — «философия», старший — «богословие»[13]. В 1840 г. учебное заведение было переименовано в Полоцкую духовную семинарию, а в 1871 г.— в Витебскую духовную семинарию[14].

Изначально существование семинарии сопровождалось финансовыми затруднениями. Еще архиепископ Ираклий столкнулся с примером незакон­ного использования семинарских денежных сумм, вернуть которые получи­лось только частично, по суду, в 1790 г. после пятилетних безрезультатных переговоров с держателями этого капитала и открытого игнорирования не­желания папского нунция в Варшаве предавать огласке исчезновение денег белорусского униатского духовенства[15]. С 1806 г. семинария финансирова­лась за счет имений и денежных сумм, изъятых у базилиан государственной казной. В 1808 г. архиепископ Ираклий определил ежегодное финансирова­ние в 5 тыс. рублей и бесплатное питание для 50 учащихся из бедных семей и сирот[16]. В связи с закрытием высшего пиарского училища, указом импера­тора Николая I от 22 апреля 1828 г. средства, собираемые с бывших иезуитс­ких имений, были переданы семинарии для учреждения при ней высших клас­сов — духовной академии[17]. Имения сначала находились под управлением Полоцкого архиепископа; в 1830-1833 гг. семинарское правление было вы­ведено из материальной зависимости от епархиального архиерея и стало са­мостоятельно распоряжаться доходами от фундушевых семинарских имений Гутово, Дзвонь, Мягели, Новый Двор, Судиловичи и Черствяты. В 1842 г. все семинарские имения перешли в казну, а взамен семинария получила государ­ственное финансирование своей деятельности по установленным штатам[18].

После 14 июля 1812 г., когда Полоцк заняли французские войска и на­чался массовый грабеж, решением униатского архиепископа Иоанна Красов­ского семинария была перемещена в имение Судиловичи Лепельского уезда. Французские власти заявили архиепископу Иоанну: «Ты креатюра Москов­ская», с него сорвали сапоги и шейный галстук, после чего он, спасая свою жизнь, покинул покои в имении Струнь, переоделся в крестьянское платье, отрастил бороду, переправился через Западную Двину и отправился за 35 верст в Лепельский уезд, в имение Черствяты. Затем он разослал по всей епар­хии своих доверенных лиц «дабы возродить во всех слабых и колеблющихся дух истинного верноподданничества к законному, пекущемуся о соблюдении веры и благоденствия, нашему правительству». После изгнания французов архиепископ Иоанн пришел к следующему выводу: «Я потерял почти все, но удержал и соблюл мою верность к Всероссийскому престолу и ныне с радос- тию взираю, что все так точно совершилось, как я думал, желал и предве- щал»[19].

В имении Судиловичи во вместительном деревянном доме с 1813 г. во­зобновились семинарские занятия. Так продолжалось 9 лет. В 1821 г. особым предписанием учебное заведение было возвращено Софийскому собору По- лоцка[20]. Длительное время он являлся одновременно и семинарским хра­мом. Здесь учащиеся ежедневно прослушивали «читанную мшу[21]», дважды в день — католические молитвословия, произносили проповеди, все на поль­ском языке[22].

Семинария располагалась в неприспособленных для образовательного процесса ветхих старых зданиях. Только в 1830-1833 гг. при архиепископе Иакове (Мартусевиче) было построено новое двухэтажное здание, которое, впрочем, оказалось неподходящим для занятий. На протяжении почти по­лувека семинария располагалась в Полоцке в здании, некогда построенном униатским митрополитом Флорианом Гребницким и имевшем в плане вид заглавной литеры его фамилии на латинском языке «Н». С 1830 г. учебные классы размещались в специально сооруженном отдельном двухэтажном зда­нии, называвшемся «квадратик», замкнувшим собой пространство внутрен­него двора главного здания, обращенного к Софийскому собору. В главном здании размещались: домовая церковь, правление, квартиры ректора, инспек­тора, учителей и эконома, ученические спальни, столовая, больница, аптека, хозяйственные службы. Ученические спальни были просторными, окна в них большей частью выходили в сад, но учащиеся спали в деревянных ящиках с постелями, днем закрывавшимися крышкой и служившими скамьями[23]. Квартиры ректора и инспектора были обращены окнами в сторону Двины[24]. В 1845 г. на Двине оборудовали купальню для учащихся[25].

Еще в 1844 г. Святейший Синод передал в распоряжение семинарии зда­ния бывшего Витебского базилианского монастыря на Успенской горке, но губернские учреждения, расположившиеся в них, не спешили выезжать, не­смотря на ходатайство в Святейший Синод епископа Василия (Лужинского) 4 февраля 1849 г. В 1850 г. митрополит Иосиф (Семашко), принимая во вни­мание крайнюю ветхость полоцкого здания семинарии, принял решение о переводе ее в Витебск. В 1852 г. ректор семинарии архимандрит Поликарп (Пясецкий) констатировал аварийное состояние семинарского здания[26] и хо­датайствовал перед архиепископом Василием (Лужинским) о перемещении семинарии в Витебск, но только летом 1856 г. семинарское имущество погру­зили на речные суда и перевезли вверх по Двине на новое место[27]. Витебское здание не давало учащимся того простора и удобств, какие были в Полоцке, преподаватели утратили возможность иметь казенные квартиры, здание при­шлось несколько раз увеличивать пристройками. В 1876 г. духовное ведом­ство приобрело для семинарии двухэтажный корпус по соседству, постро­енный в 1803 г. для мужской гимназии. В 1867 г. начался большой ремонт главного корпуса семинарии, но многие недостатки остались не устранены: очень небольшое помещение для семинарской больницы в главном корпусе, отсутствие изолятора для заразных больных, неудобные спальни и учебные комнаты[28].

Во главе семинарии стоял ректор, он же был и председателем правления семинарии. С 1867 г. состав правления по педагогическим делам входили: ректор, инспектор, один профессор и члены из духовенства. С 1870 г. все пре­подаватели семинарии вместе с 3 членами от духовенства составляли пе­дагогическое собрание, а распорядительное собрание состояло из ректора, инспектора, преподавателя и двух членов от духовенства. С 1892 г. состав правления вновь изменился: в него вошли ректор, инспектор, 2 преподава­теля, секретарь и 2 члена от духовенства. К 1907 г. в состав педагогического собрания входили все преподаватели и 2 члена от духовенства, а распоряди­тельное собрание состояло из ректора, инспектора, преподавателя по назна­чению местного епископа, секретаря, члена от духовенства и эконома[29].

Преподавательский штат при открытии семинарии был невелик — один преподаватель богословия. Постепенно число преподавателей увеличивалось. В воспоминаниях архиепископа Василия (Лужинского) упоминаются 3 учителя:

Венедикт Родзевич, Иеремия и Кондратий Мальчевские. Более точные све­дения о преподавательской корпорации собирались только с 1824 г. Извест­но, что с этого времени число преподавателей составляло 8-13 человек[30], од­нако только 4 преподавателя имели ученую степень магистра богословия и звание профессора. До 1839 г. большинство преподавателей являлись вы­ходцами из высшей Виленской греко-униатской семинарии. С 1829 г. на пре­подавание русской гражданской истории и русской словесности начали назначать выпускников православных духовных академий. С 1835 г. все пре­подавательские должности стали активно замещаться выпускниками Санкт- Петербургской духовной академии. Как правило, каждый преподаватель вел несколько предметов в семинарии и духовном училище при ней, что вызы­вало перегрузку. В таких случаях в помощь преподавателю назначались луч­шие ученики из высшего отделения семинарии со званием лекторов. Они ис­полняли свои ученические обязанности, а в свободное время занимались с учениками низших отделений. Из числа преподавателей замещались долж­ности помощника ректора, второго инспектора, вице-инспектора и помощ­ника инспектора. На должности домашних надзирателей и помощника эко­нома приглашали вольнонаемных лиц. С 1867 г. преподаватели выбирались правлением семинарии после 3 пробных лекций, это требование сохранялось и при переходе преподавателя с одного предмета на другой. На время болезни преподавателя его учебная нагрузка распределялась на всех преподавателей и был случай, когда преподавателю физики и математики, кандидату есте­ственных наук, поручалось преподавание Священного Писания[31].

Материальное содержание преподавателей было достаточно скудным. До 1835 г. их денежное содержание оставалось меньшим, чем это полагалось по штату. Из государственного казначейства оплачивался труд только пре­подавателей русской гражданской истории и русской словесности. До 1834 г. все преподаватели пользовались готовыми квартирами и столом от архи­епископа, дополнительно выдавалось 25 аршин холста на белье. Позже эту льготу упразднили и стали выплачивать денежную компенсацию на квар­тирные и столовые расходы. Материальные трудности заставляли препода­вателей искать возможность дополнительного заработка, что зачастую мешало исполнению прямых обязанностей. Преподаватели в сане священника ста­новились настоятелями сельских приходов, куда ездили для исправления обязанностей в каникулярное время. Другие преподаватели искали дополни­тельный приработок на государственной службе — в Полоцком дворянском училище (Ильдефонс Говорский), Витебском центральном архиве для древ­них актовых книг (Ксенофонт Говорский). Даже при наличии дополнитель­ных доходов семьи преподавателей жили бедно, а в случае потери кормиль­ца оказывались за чертой бедности. Подобная ситуация сложилась в 1833 г. в семье профессора Хруцкого, которого из-за отсутствия средств хоронили за казенный счет, а ведь он в дополнение к профессорскому окладу получал дополнительный доход от настоятельства в Спасо-Друйской церкви[32].

В 1837 г. митрополит Иосиф (Семашко) по вопросу воссоединения униа­тов с православными заручился поддержкой большинства семинарской пре­подавательской корпорации, не принявший эту идею инспектор семинарии священник Адам Томковид был замещен протоиереем Фомой Малишевским, племянником епископа Василия (Лужинского). До акта воссоединения пе­решли в православие профессор священник Игнатий Коссович (1835 г.), пре­подаватель Феликс Лукашевич (1837 г.), а также несколько семинаристов. В 1838 г. их примеру последовали трое учеников из Вербиловского духов­ного училища[33].

После открытия семинарии преподавание в ней осуществлялось на поль­ском языке, не изучались ни греческий, ни церковно-славянский языки. Прав­да, еще при Ираклии (Лисовском) преподавание учебных предметов все-таки перевели на русский язык, только Библейская история в миссионерских це­лях излагалась на польском. Тогда же было введено изучение церковного пе­ния, в особенности партесного[34]. Богословским предметам уделялось недо­статочное внимание, делался упор на изучение естественных наук, математики и латинского языка. До 1830 г. обучение велось по латинским учебникам: цер­ковная история — по книге Даненмайера[35]; катехизис — по Альбетранди[36]; при изучении Священного Писания использовался Vulgata[37] — латинский пере­вод Библии[38].

Учебный процесс изначально выстраивался по образцу училища при Толочинском базилианском монастыре: четкий учебный план отсутствовал, в старшем классе наряду с богословием могли преподавать метафизику, фи­зику, химию, высшую математику. Предметы преподавались по учебникам и конспектам лекций из высшей Виленской греко-униатской семинарии. Из­начально курс обучения был рассчитан на 6 лет, после 5 лет учебы для окон­чательного завершения образования выпускники поступали в Полоцкую иезуитскую академию. Образование, получаемое в семинарии, в целом соот­ветствовало уровню подготовки в базилианских и латинских школах Бело­руссии. В 1823 г. в семинарии преподавались следующие предметы: Священ­ное Писание; догматическое, нравственное и пастырское богословие (на латинском языке); всеобщая, русская, церковная и естественная история;

логика; проповедническое красноречие; поэзия; греческий, еврейский, латин­ский, немецкий, французский, польский и славянский языки; каноническое право; математика; физика; химия (заменена минералогией); русский язык с словесностью и литературой; пение. Всего в состав семинарского курса вхо­дило до 28 предметов, распределявшихся между 9-10 преподавателями[39]. Имелись случаи цензурирования содержания лекций преподавателей бого­словских предметов со стороны правящего архиерея, что приводило к одно­значному, но бездоказательному изложению катехизических истин[40].

  • 18 сентября 1828 г. указом Греко-униатской коллегии в семинарии был введен устав, положенный для Греко-российских духовных семинарий, что повлекло изменение плана преподавания предметов. В частности, из него ис­ключались такие предметы, как минералогия, химия, астрономическая гео- графия[41]. Особое внимание уделялось изучению русского языка, на котором теперь следовало преподавать всеобщую и русскую историю. Использовался и польский язык, изучение которого прекратилось в 1834 г., что стало одним из этапов подготовки к воссоединению униатов с православными. При изу­чении канонического права акцент делался на Правилах Греческой Церкви, что, впрочем, не препятствовало изучению Правил Греко-униатской Церкви. В учебный план теперь входили следующие предметы: христианская рели­гия, польская религия, пастырское богословие, писание, догматическое бого­словие, каноническое право, церковная история, математика, всеобщая исто­рия, российская история, география, русский язык и его словесность, логика, естественная история, красноречие, немецкий, французский, латинский, ев­рейский и греческий языки. С 1840 г. добавились история Русской Церкви и литургика, в это же время учащиеся под контролем ректора после окончания занятий практиковались в танцах под музыку, для чего из города приглаша­лись девушки. В начале 1850-х гг. учащиеся могли ежедневно играть летом в мяч около семинарских стен на берегах Западной Двины и Полоты[42].

В 1829 г. в семинарии насчитывалось 135 воспитанников, 95 из них на­ходились на казенном содержании, а в 1833 г. воспитанников было уже 168, в 1834 г.— 208 человек. Большинство учащихся находились на фундушевом (епископском) содержании и пример здесь подавал архиепископ Иоанн (Кра­совский), содержавший из своих личных средств сверх положенных штатов до 30 учащихся[43] (впоследствии этому примеру последовал епископ Серафим (Мещеряков), в 1907 г. содержавший на свои средства троих учащихся семи­нарии[44]). В семинарском здании проживали фундушевые учащиеся, а свое­коштные — на квартирах в городе. На казенное содержание учеников прини­мали при наличии удостоверения о бедности. Казеннокоштным семинаристам полагались суконные сюртук и брюки — один раз в 2 года, более простая нанковая одежда — один раз в год, теплое пальто не выдавалось вовсе за исключением учеников-певчих[45]. До 1834 г. ученикам полагалось 3 блюда за обедом и 2 за ужином, а потом, соответственно, по 2 блюда при условии обя­зательного разнообразия меню. Только в 1840 г. для учащихся сделали одно­типные громоздкие кровати с тюфяками и занавесками, которые через 5 лет признали негодными для употребления. Вся мебель была заменена, и за ис­пользование постельных принадлежностей назначена плата в 3 рубля за год. Своекоштные ученики находили в худшем положении: им помимо учебы за­частую приходилось работать, например, прислугой в Софийском соборе, получая за это казенное жалованье[46].

С 1834 г. семинаристы были обязаны произносить проповеди не на поль­ском, а на русском языке. Ежедневное посещение учащимися «читанных мшей» заменялось на обязательное еженедельное присутствие на литургии. По пред­писанию Святейшего Синода в 1853 г. для лучших воспитанников открылось миссионерское отделение, где преподавали ректор архимандрит Фотий, его помощник иеромонах Иоасаф и профессор Ксенофонт Говорский. Здесь не изучались латинский, греческий и еврейский языки, но добавлялись история и статистика русского раскола, практические наставления миссионерам, обо­зрение сочинений, написанных как раскольниками, так и против них. Эти предметы преподавались дважды в неделю, одновременно с основным учеб­ным курсом. С 1869 г. миссионерские предметы преподавались всем учащимся, кроме того, излагались основы научного ведения сельского хозяйства[47].

В 1867 г. в рамках преобразования семинарии был издан новый устав, предполагающий избрание ректора путем голосования членов семинарского правления, а преподаватели стали шире использовать учебники вместо кон­спектов лекций собственной разработки. В 1872 г. устав вновь подвергся изменениям. Если раньше экзамены проводились 2 раза в год — в декабре и июле, то теперь — только в июле. Новые языки преподавались своими пре­подавателями. Лучшим воспитанникам после экзаменов выдавались похваль­ные листы и книги[48].

При семинарии функционировали физический и минералогический кабинеты, библиотеки, читальный зал, с 1861 г.— воскресная школа. Фунда­ментальная библиотека формировалась постепенно, в ее состав вошли книги Жидичинской и Радомышльской библиотек, полоцкого Софийского собора, архиепископа Иоанна (Красовского), иезуитской Ужвалдской библиотеки, Лядунского духовного училища, Поддубийского базилианского монастыря, Мархировской Покровской церкви. Многие книги приобретались из суммы, ежегодно выделяемой на содержание семинарии. Большинство составляли книги богословского содержания и на латинском языке, в то время как книг на русском и греческом языках было мало. Представляют интерес стати­стические сведения о количестве книг в библиотеке в отдельно взятые годы: в 1829 г.— 1803 экземпляров, в 1869 г.— 6 тыс., в 1870 г.— 5 тыс. в 1888 г.— 7 тыс. экземпляров. В декабре 1900 г. большая часть книг этой древней биб­лиотеки (около 10 тыс. томов) была передана Киевской духовной академии[49].

С 1862 г. действовала и ученическая библиотека, достаточно бедная по количеству книг: в 1865 г. в ней имелись лишь единичные экземпляры Биб­лии, учебников по иностранным языкам. Имелись и журналы «Отечествен­ные записки», «Современник», сочинения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонто­ва, В. А. Жуковского, пользовавшиеся особой популярностью и поэтому часто не возвращавшиеся читателями на библиотечные полки[50]. Первоначально библиотека размещалась в спальне учащихся, затем был открыт ученический читальный зал. Книги для нее приобретались на пожертвования духовен­ства — по 50 копеек с прихода, а с 1904 г.— по 100 рублей ежегодно. Из ученической библиотеки периодически изымалась так называемая нигили­стическая литература (книги В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Пи­сарева[51]) и передавалась в фундаментальную семинарскую библиотеку[52].

В 1865 г. распорядок жизни семинаристов был следующим: в 6 часов — подъем, в 7 — молитва и завтрак; в 8 начинались занятия; в 14.30 — обед; с 17 до 21 — самостоятельные вечерние занятия; в 21 час ужин и молитва[53]. Ученики семинарии пели «Царю небесный», читали с трисвятого по «Отче наш», пели Символ веры, читали по очереди каждый день одну из первых трех больших молитв в последовании, пели по нотному обиходу положенные на этот день стихиры на «Господи, воззвах» и одну стихиру на стиховне или догматик[54]. Иногда после вечерней молитвы читались с листа (с последую­щим разбором содержания) образцовые проповеди отечественных авторов — митрополитов Платона[55], Филарета[56] и Иннокентия[57]. Перед началом урока назначенный ученик читал молитву «Царю небесный» и полагавшийся на этот день евангельский отрывок. Дополнительно учащимся сообщались и ос­новные правила светского этикета[58].

Воспитание нравственного поведения учащихся возлагалось на инспек­тора. Он контролировал поведение учеников через своего помощника, назна­чаемого в полоцкий период существования семинарии из числа преподава­телей, классных надзирателей и старших учеников. В 1840-1850-х гг. из числа старших учеников назначались недельные, следившие за дисциплиной уче­ников в течение недели, а также дневальные, наблюдавшие за порядком приня­тия пищи в столовой в течение дня. Из лучших учеников высшего класса на­значались так называемые «старшие» для начального и среднего классов — от 2 до 4 человек на класс. «Старшие» сопровождали закрепленный за ними класс в столовой, спальне, во время подготовки домашних заданий; из их чис­ла назначался недельный дежурный по семинарии, который единолично сле­дил не только за соблюдением правил внутреннего распорядка, но и за каче­ством питания учащихся. После перевода в Витебск должности помощника инспектора и надзирателя не совмещались с другими занятиями. Основными методами воздействия были увещание, убеждение и возбуждение стыда: еже­месячно для учеников устраивались дисциплинарные собрания, на которых нарушители дисциплины получали назидания от ректора и инспектора, а рев­нители дисциплины удостаивались похвалы. Случаи исключения учащихся почти не встречались. Из наказаний практиковались внушение, предупреж­дение, внесение в книгу поведения, порицание в присутствии всей семина­рии, а в начале полоцкого периода — лишение отпуска, карцер, ограничение питания до хлеба и воды, понижение в разрядном списке. В 1840-х гг. велась борьба с курением учащихся: младшим за этот проступок полагалось 10-25 ударов розгами, а старшим — замена обеда на хлеб и воду или препровож­дение в карцер — комнату без мебели и отопления — на 3-4 часа зимой и до одних суток летом. В итоге в семинарии сложилась традиция безукоризнен­ного поведения учащихся[59].

В начале 1860-х гг. скромные, общительные, воспитанные и музыкально одаренные семинаристы стали настоящим открытием в культурной жизни Витебска, завоевав симпатии местного населения, и практически каждый день после окончания занятий, за исключением великопостного времени, при се­минарии проводились музыкальные и танцевальные вечера. Помимо этого в праздничные дни в городских храмах учащиеся старших классов семина­рии стали произносить проповеди, выделявшиеся основательной подготов­кой темы, что также вызывало уважение населения. Облеченные доверием администрации, семинаристы свободно перемещались по городу, показывая при этом примерное поведение. В итоге, в первые годы после переезда в Ви­тебск семинария приобрела совершенно оригинальный облик, отойдя от при­вычного бурсацкого духа в отношениях между учащимися и администрацией, став удачным примером организации миссионерской направленности в сред-

нем учебном заведении, причем без ущерба духовному образованию. Эта уни­кальность едва не привела к закрытию семинарии в 1861 г. и только заступ­ничеством Московского митрополита свт. Филарета (Дроздова) Святейший Синод позволил Витебской семинарии продолжить свою деятельность[60].

После 1861 г. стал стремительно изменяться состав преподавателей: на смену уроженцам Полоцко-Витебского края пришли выпускники других ду­ховных школ, не применявшиеся к этно-национальным, религиозным и куль­турным особенностям тогдашнего населения Витебской губернии. К 1865 г. накопились серьезные проблемы в учебной, экономической и организацион­ной сторонах семинарской деятельности, что отметил Витебский генерал-гу­бернатор К. П. Кауфман в своем письме епископу Василию (Лужинскому). Епископ в ответ создал особую комиссию для улучшения содержания уча­щихся, действовавшую в 1865-1867 гг. В семинарию были назначены новые ректор и инспектор, уволен эконом[61].

В 1866-1868 гг. семинарский домовой храм, исторически посвященный прп. Онуфрию Великому (в память об учебных классах, созданных Ираклием (Лисовским) в мстиславльском Онуфриевском монастыре), был отремонти­рован и в миссионерских целях заново освящен в честь святых равноапос­тольных Кирилла и Мефодия, из прежнего полоцкого семинарского храма в церковь были перенесены алтарные двери и 8 почитаемых икон, а семинар­ский хор насчитывал 150 человек, разделенных на 2 клироса. В это же время серьезное внимание уделялось укреплению телесного здоровья учащихся: здание было оборудовано вентиляционной системой, устанавливалось обя­зательное проветривание помещений, на запущенном пустыре около семи­нарского здания стараниями ректора архимандрита Никанора (Бровковича) для обязательных пеших прогулок был высажен образцовый сад. В саду ус­тановили гимнастические принадлежности: гигантские шаги, шесты, веревоч­ные лестницы, столбы, круги, на которых учащиеся упражнялись на пере­менах и в послеобеденное время. Позже, в 1894-1895 гг., в сад был превращен и бывший гимназический двор[62].

В сентябре 1866 г. архиепископ Василий (Лужинский), назначенный в Санкт-Петербург постоянным членом Святейшего Синода, в последний раз посетил свою родную духовную школу, отслужил литургию в семинарском храме, попрощался с преподавателями и учениками, предостерегая послед­них от увлечения нигилистическими теориями, и пожертвовал в фундамен­тальную библиотеку все свои книги[63]. В 1867 г. в семинарии впервые была учреждена должность надзирателя, в обязанности которого входило по­стоянное присутствие среди учеников на занятиях, в столовой, на общей мо­литве и ночные проверки присутствия учеников. Первым эту должность за­нял И. М. Довгялло (отец историка и архивиста Д. Довгялло)[64].

В 1888-1890 гг. в семинарии произошел первый ученический бунт, со­провождавшийся шумом и битьем стекол, вызванный суровыми распоряже­ниями ректора протоиерея Иоанна Пичеты. После этого протоиерей Иоанн был перемещен на должность ректора в другую семинарию, а инспектор П. Дружиловский вышел в отставку после 16 лет пребывания в этой долж­ности[65]. В 1901-1902 гг. в семинарии начался новый ученический бунт про­тив отдельных правил внутреннего распорядка, закончившийся примирением учащихся с ректором архимандритом Кириллом (Якубовским)[66].

В декабре 1906 г. в 1-м Полоцком благочинническом округе прошли юби­лейные торжества, посвященные 100-летию со дня издания указа об открытии в Полоцке Белорусской греко-униатской семинарии[67]. Молитвенно по­минался архиепископ Ираклий (Лисовский), повышенное внимание к лич­ности и просветительской деятельности которого было инициировано опубликованным накануне очерком по истории семинарии, подготовленным Д. И. Довгялло. Центром торжеств стал Крестовоздвиженский храм села Струнь Полоцкого уезда — как бывшая кафедра униатских епископов По­лоцкой епархии, ставший усыпальницей для многих из них. Всеобщий ин­терес заставил искать здесь забытую почти всеми могилу защитника право­славия Ираклия (Лисовского). Обнаружить ее помогли местные старожилы. 15 декабря в Струнском храме состоялось заупокойное богослужение, на ко­тором кроме духовенства Полоцкого уезда присутствовали представители Витебской духовной семинарии — ректор протоиерей Евграф Овсянников, преподаватели Богданович и Муравьев. В конце богослужения молящиеся почтили память учредителя семинарии земным поклоном и направились для осмотра исторического поместья полоцких униатских епископов, где в зда­нии, отведенном к 1906 г. под центральную тюрьму, началась учебная жизнь новоучрежденной семинарии в 1806 г.[68]

К вечеру 15 декабря желающие поклониться семинарским древностям добрались до Полоцка, где посетили развалины конвикта (общежития) ря­дом с Софийским собором. На следующий день в соборе протоиерей Евграф Овсянников в сослужении священника Дмитрия Гнедовского и других со­вершил литургию. На торжественный молебен собралось духовенство По­лоцка во главе с благочинным — священником Василием Барщевским[69]. По­сле литургии собравшиеся на праздник еще раз посетили «священные руины». Директор Полоцкой учительской семинарии К. И. Тихомиров предложил со­обща выкупить из частного владения участок земли с остатками семинар­ского здания и передать в духовное (или другое заинтересованное) ведомство с целью сооружения приюта для одиноких престарелых заштатных клири­ков, приюта для вдов церковнослужителей, церковно-учительской и цер­ковно-певческой школ. Тихомиров же первым внес солидную сумму на этот проект, его примеру последовали собравшиеся, и юбилейный день соединил прошлое семинарии с благими планами ее развития в будущем. 17 декабря, на 3-й день празднеств, после литургии, отслуженной протоиереем Евграфом Овсянниковым в полоцком Николаевском соборе, на квартире одного из пре­подавателей местного духовного училища собрался кружок единомышлен­ников из педагогов и представителей духовенства, до самого вечера обсуж­давших актуальные вопросы церковной жизни и реформу школы[70].

17 февраля 1907 г. празднества переместились в Витебск. В домовой церкви святых Кирилла и Мефодия была отслужена литургия и панихида по усопшим основателям, благодетелям, наставникам и воспитанникам Ви­тебской духовной семинарии. Помянув усопших деятелей духовной школы, 18 февраля епископ Полоцкий Серафим (Мещеряков) возглавил служение литургии и благодарственного молебна в семинарской церкви. Преподаватель семинарии В. В. Богданович произнес слово, в котором подчеркнул просве­тительское значение Витебской семинарии для Белорусского края. После молебна в здании образцовой школы состоялся юбилейный акт, на котором в числе прочих гостей присутствовали: начальник губернии барон Б. Б. Гер- шау-Флотов, предводитель дворянства П. А. Ренгартен, городской голова П. Ф. Коссов, полицмейстер Н. Н. Браун, директор народных училищ В. С. Еленевский, инспектор народных училищ Д. Т. Никифоровский, зако­ноучитель Полоцкой учительской семинарии священник Михаил Дубров­ский, смотритель Витебского мужского духовного училища В. Н. Тычинин, Н. Я. Никифоровский, А. П. Сапунов, Д. И. Довгялло и др.[71] Преподаватель Н. Н. Богородский сделал доклад о судьбах семинарии за 100-летний период ее существования. Хор учащихся исполнил юбилейную песнь (кантату), спе­циально написанную для этого случая преподавателем Н. Ф. Слезкиным[72], затем были зачитаны приветственные адреса и более 50 телеграмм. В одной из телеграмм 10 студентов Петербургского университета желали духовной школе не дожить до ее 150-летия. Тем не менее была прочитана и эта теле­грамма, правда с соответствующим комментарием в стиле баснописца И. Кры­лова — о свинье, подрывающей корни кормильца-дуба[73]. Далее перед собрав­шимися выступили епархиальный поэт священник Михаил Толстохнов, наизусть прочитавший написанную для этого случая «Песнь привета родной семинарии»; хор воспитанников, исполнивший гимн просвещению на музыку Брянского и государственный гимн Российской империи «Боже, царя хра­ни». 20 февраля торжества в семинарии закончились общим обедом и сер­дечной беседой учащихся, преподавателей и делегатов епархиального съез­да, сопровождавшейся благодарственными речами и практическими советами в учебной жизни[74].

После окончания учебы лучшие выпускники семинарии продолжали учебу в духовных академиях, а остальные либо определялись на службу (для казеннокоштных выпускников это было обязательным в течение установлен­ного промежутка времени) в синодальные и светские учреждения, либо про­должали обучение в университетах. Наиболее распространенными вариан­тами были карьера учителя, работа в органах местного самоуправления, получение юридического образования[75].

После начала Первой мировой войны эвакуация семинарии не прово­дилась, но семинарские здания (кроме домовой церкви) перешли 2-му свод­ному госпиталю (объединившему 3 военных госпиталя: № 387, 388, 389)[76]. В 1915 г. предпринял попытку освободить от «госпитальной повинности» род­ную духовную школу ее влиятельный выпускник — директор канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода тайный советник В. И. Яцкевич, ини­циировавший рассмотрение этого вопроса Святейшим Синодом, указом которого в сентябре 1914 г. в здание семинарии временно переводилось Ви­тебское мужское духовное училище[77]. Для 265 семинаристов (81 человек в 1 классе), находившихся в Витебске, учебный год начался 1 октября, 2­11 октября занятия проходили в помещении параллельных классов семинар­ского здания. Начиная с 12 октября занятия проходили вечером в Александ­ровской гимназии. Общежитие для казенных учащихся было устроено в доме председателя приходского попечительства Ильинской церкви М. М. Мочало по адресу: улица Набережная, 42. Там разместились все семинарские служ­бы, кроме канцелярии, находившейся на Рождественской улице в доме Бржо- зовского[78]. Часть учащихся в 1914-1915 учебном году продолжили обучение в Ярославской, Пензенской, Астраханской, Симбирской, Владимирской, Дон­ской и Тульской духовных семинариях. К началу ноября 1915 г., когда почти все семинаристы вернулись в Витебск, здание семинарии все еще занимало военные ведомство, и занятия в 2 смены возобновились в арендованном доме М. М. Мочало на Набережной улице, где было обустроено ученическое об­щежитие на 30 человек. Из-за вынужденной приостановки в 1914 г. учебного процесса, на первых трех курсах вводились параллельные классы[79].

Осенью 1917 г. при 5 и 6 классах семинарии открылись двухгодичные курсы для подготовки кандидатов в священство на переселенческие приходы в Сибирь. Без экзаменов на них принимались диаконы, псаломщики, учителя. Все остальные желающие должны были выдержать экзамен на звание учителя народного училища. Предполагалось принять в 5 класс до 10 человек[80].

В 1917-1918 гг. ректор семинарии протоиерей Сергий Артоболевский, преподаватели Н. Н. Богородский и Н. К. Махаев принимали активное учас­тие в устроении органов управления епархией, организации приходской жизни, издании епархиального печатного органа[81]. В марте 1917-1919 гг. в составе коллегии Витебского губернского отдела народного образования работал выпускник Витебской семинарии 1907 г. И. В. Вожик[82].

23 января 1918 г. Совет народных комиссаров РСФСР принял «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», которым не допус­калось «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются об­щеобразовательные предметы»[83], вследствие чего духовное образование в По­лоцко-Витебской епархии, и так уже находящееся в упадке после начала войны 1914 г., когда учебные здания повсеместно передавались госпиталям, лишалось законных оснований для своего существования в сложившейся системе учебных заведений. Поэтому в течение 1918 г. преподавательский со­став семинарии предпринимал попытки постепенной адаптации к новым реалиям внешней формы существования духовной школы (реорганизация в советскую трудовую школу), при сохранении прежнего состава учащих и учащихся.

В 1-м полугодии еще сохранялся прежний уклад семинарской жизни. 25 января 1918 г. в Витебске, в архиерейском доме, состоялось собрание ро­дителей воспитанников Витебской духовной семинарии под председатель­ством ректора семинарии протоиерея Сергия Артоболевского. Обсуждался вопрос о невозможности проведения занятий после рождественских кани­кул 1918 г. по причине недополучения средств из государственной казны на содержание семинарии с ноября 1917 г. Было принято решение приступить к занятиям с 15 февраля 1918 г., но ввести взнос за обучение для всех уча­щихся, кроме сирот[84].

2 мая 1918 г. в Витебской духовной семинарии состоялся последний вы­пуск. Вечером этого дня все выпускники собрались в Витебском кафедральном

Николаевском соборе на благодарственный молебен[85], который отслужил ректор протоиерей Сергий Артоболевский[86]. 11 мая 1918 г., в день памяти свя­тых равноапостольных Мефодия и Кирилла, на который приходился храмо­вый праздник Витебской духовной семинарии — торжественное богослуже­ние состоялось в Успенском соборе Витебска, поскольку здание духовной семинарии было занято польскими легионерами, которые впоследствии раз­грабили не только семинарию, но даже и домовой храм святых Кирилла и Мефодия при ней[87].

1 июня 1918 г. по ордеру Витебской ГубЧК прошли обыски в редакции журнала «Витебская церковно-общественная жизнь» и у преподавателей семинарии — членов редакционного комитета, недавно избранных на эти должности епархиальным съездом. 15 июня всех их арестовали. Протоиерей Сергий Артоболевский после допроса был освобожден в тот же день, а Н. Бо­городский и Н. Махаев заключены в тюрьму и освобождены только 6 июля[88].

В июне 1918 г. союз педагогов Полоцкой епархии отправил в Москву делегацию в составе преподавателя семинарии А. А. Красковского, А. А. Но­викова, Н. Г. Цитовича, встретившихся с Патриархом Тихоном, представите­лями Комиссариата народного просвещения и различных духовных учреж­дений. Выяснилось, что вопрос о передаче духовных учебных заведений в ведение Комиссариата народного просвещения будет рассматриваться только 20 июля (н. ст.) 1918 г. и до решения вопроса в центре он не может решаться на местах. Сохранялась возможность работы духовных образова­тельных учреждений в статусе частных школ[89].

29 июня 1918 г. Витебский губернский совет депутатов принял решение о передаче имущества церковных школ и училищ городскому отделу образо- вания[90]. До 2 июля 1918 г. Полоцкий епархиальный училищный совет (Ви­тебск) должен был выполнить требование местного отдела народного обра­зования о передаче всех церковно-приходских школ в ведение государства. В июле 1918 г. состоялось объединение деятельности Витебской духовной семинарии и Успенского собора, которое предполагалось еще в 1914 г.[91]

5 июля 1918 г. Витебский губернский отдел народного образования вы­звал на совместное совещание педагогический состав витебских семинарии, мужского и женского духовных училищ для совместного обсуждения вопроса о дальнейшем существовании этих учебных заведений[92]. В августе 1918 г. решением отдела по народному просвещению в Витебске были признаны негодными для педагогической службы ректор семинарии протоиерей Сер­гий Артоболевский и преподаватель Н. Махаев как антисоветские деятели, находящиеся под судом и следствием[93].

На 2 сентября 1918 г. намечалось празднование 25-летия со дня откры­тия Витебского церковного древлехранилища, которым заведовал препода­ватель семинарии Н. Н. Богородский[94], хотя официальным юбилейным днем следовало считать 27 октября 1920 г. Витебское церковно-археологическое общество в тот момент не определилось в выборе даты празднования[95]. Пред­полагалось использовать древлехранилище для научных и просветительских целей, разместив его экспонаты в галерее вокруг алтаря Успенского собора в Витебске[96].

7 сентября 1918 г. постановлением исполкома советов Витебской губер­нии ранее уволенный преподаватель семинарии Н. Махаев был принят на работу делопроизводителем школьно-санитарного подотдела отдела народ­ного здоровья губисполкома. Вечером того же дня, узнав о назначенном мест­ным советом депутатов на 9 сентября расстреле протопресвитера Георгия Шавельского, в тот момент проживавшего на хуторе Шеметово под Витеб­ском, принял участие в подготовке его бегства за пределы РСФСР. 30 сен­тября 1918 г. Н. Махаев был уволен от службы «как не стоящий на платформе советской власти»[97].

7 октября 1918 г. решением Витебского губернского отдела народного образования Витебская духовная семинария была преобразована в советскую трудовую школу 2-й ступени[98] и переведена в здание Витебского мужского духовного училища, которое осталось там же в виде школы 1-й ступени. Впо­следствии номера и адреса школ в Витебске неоднократно изменялись. В этом вихре перемен была утрачена возможность вернуть после госпитального по­стоя мужскому духовному училищу его здание на Суворовской улице — бо­лее новое, лучше оборудованное и значительно отличавшееся в лучшую сто­рону от семинарского здания на Успенской горке.

С октября 1918 г. на протяжении трех десятилетий в комплексе зданий Витебской духовной семинарии размещались образовательные и культурные учреждения: механико-энергетический техникум; 1-я и 2-я промышленно­экономические школы; вечерние политехнические и сельскохозяйственные курсы; лесотаксаторские и землемерные курсы[99]; 29-я советская трудовая школа 1-й ступени[100] (преемница бывшего Витебского мужского духовного училища) и многие другие.

10 октября 1918 г. отдел народного образования при Витебском совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов потребовал удалить из учеб­ных классов школ иконы и другие предметы религиозного культа[101]. Не­смотря на это, при деятельном участии архиепископа Иннокентия (Ястребо­ва) в витебских школах продолжалось преподавание религиозных предметов. В 1919 г. при Николаевском кафедральном соборе Витебска под руководством священника Николая Околовича начала действовать пастырская школа. Читались лекции по Закону Божию в советских трудовых школах 2-й сту­пени и для взрослых. Лекторами были священник Николай Околович и быв­ший ректор Витебской духовной семинарии протоиерей Сергий Артобо-

левский[102].

Учащиеся бывшей духовной семинарии продолжили обучение в 4-й Ви­тебской единой трудовой школе 1-й и 2-й ступеней, образованной в 1918 г. на базе Витебского реального училища, покинувшего свой первоначальный адрес по улице Гоголевской, дом 27[103]. Поскольку повсеместно вводилось со­вместное обучение, к декабрю 1918 г. коллектив учеников-юношей из семи­нарии объединили с более подходящим им по возрасту коллективом учениц- девушек из епархиального училища[104]. В 1919 г. 4-я советская трудовая школа

  • 1- й и 2-й ступеней размещалась в бывшем здании Алексеевской гимназии, а в составе педагогов присутствовали семинарские преподаватели: А. А. Крас- ковский был председателем президиума школьного совета, В. К. Кашире- нинов — секретарем[105]. В этом же здании помещалась и 5-я школа 1-й и
  • 2- й ступеней[106]. В 1920 г. 4-я школа находилась в уже знакомом бывшим семинаристам доме М. М. Мочало. Но вскоре 4-я и 5-я витебские школы 2-й ступени переместились на Рождественскую улицу: 5-я школа — на домашний адрес ее директора А. А. Новикова[107] в дом № 12, а 4-я школа — в соседний дом № 13, где также проживал ее директор Ф. В. Ланге[108].

На какое-то время преемницей духовной семинарии стала витебская 11-я школа 2-й ступени (Пушкинская улица, дом 3, здание бывшей Алек­сандровской гимназии), руководил которой в 1923 г. кандидат богословия

К. И. Тихомиров, а преподавали в ней бывший помощник смотрителя муж­ского духовного училища Т. И. Жудро, преподаватель семинарии Н. Н. Бо­городский, Н. А. Крачковский[109], преподаватель гимназии И. Р. Неруша, и С. Н. Успенский[110].

К 1925 г., после очередной реформы системы школьного обучения, ви­тебская 4-я школа-семилетка вернула себе право преемственности учебной деятельности после духовной семинарии, включив в себя 11-ю школу 2-й сту­пени, 38-ю и 39-ю школы 1-й ступени. Разместилась она вновь в бывшем зда­нии Алексеевской гимназии, ее педагогический состав был сформирован из бывших преподавателей духовных учебных заведений[111]: из семинарии — Н. В. Полозова, А. А. Лебедева, из женского духовного училища — А. А. Но­викова, церковного старосты и опытного педагога Н. А. Крачковского[112]. К 1935 г. 4-я витебская образцовая школа находилась на улице Кирова (быв­шая Вокзальная), дом 6[113].

В предвоенные десятилетия научно-педагогический потенциал витебских духовных школ был востребован. Так, в 1929 г. в Витебском государствен­ном культурно-историческом музее из 4 штатных работников трое имели от­ношение к дореволюционному духовному образованию: Н. Н. Богородский[114] ранее преподавал в Витебской семинарии, И. И. Щеглов[115] — в Витебском мужском духовном училище, В. В. Добровольский был сыном преподавателя Витебской духовной семинарии. Н. Богородский, с 1908 г. заведовавший цер­ковным древлехранилищем, в 1928-1931 гг. работал заместителем директора, в 1931-1936 гг.— заведующим отделом древней истории Витебского исто­рического музея. Кроме этого, Н. Н. Богородский длительное время пре­подавал в школе 2-й ступени на станции Витебск Риго-Орловской железной дороги, Белорусском педагогическом техникуме (Витебск) и Витебской сов- партшколе[116].

Даже в годы Великой Отечественной войны верующие Витебска считали необходимым помнить о духовном образовании: с 12 июля 1942 г. в церквах Витебска проводились занятия с детьми по изучению Закона Божия. 12 июля 1943 г. состоялось открытие пастырских курсов Витебского окружного бла- гочиннического управления и с 13 июля начались учебные занятия[117] в поме­щении Церковного управления на Сенной площади Витебска, где жил заве­дующий отделом культуры Витебской городской управы Д. Т. Денисевский[118]. Курс обучения был рассчитан на 3 месяца. Слушатели набирались из лиц зрелого возраста, преимущественно духовного происхождения или ранее свя­занных с Церковью. Их количество не превышало 20 человек. Заведовал пас­тырскими курсами и преподавал на них П. В. Пороменский[119]. Кроме него пре­подавателями были В. Н. Еленевский[120], игумен Модест (Павлов), священник Борис Чикильдин, священник Дмитрий Григорьев, регент хора Покровской церкви А. А. Александров, псаломщик Г. И. Никифоровский[121].

Осенью-зимой 1943 г. пастырские курсы переместились в Полоцк. Их работу финансировала сама Церковь за счет дохода от реализации церков­ных свечей. С января 1944 г. предполагалось возобновление работы Полоцких пастырских курсов, очередной выпуск планировался к Пасхе 1944 г.[122] Впо­следствии многие выпускники пастырских курсов после окончания Великой Отечественной войны служили на приходах Минско-Белорусской епархии[123].

Только через 5 десятилетий, 18 ноября 1996 г., решением Священного Си­нода Белорусской Православной Церкви при Витебском епархиальном уп­равлении открылись курсы для подготовки псаломщиков, преобразованные позже в духовное училище. 30 мая 2011 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви Витебская духовная семинария была возрож­дена на базе Витебского духовного училища[124].

Из числа выпускников Витебской семинарии четверо получили епископ­ский сан — Василий (Лужинский), Антоний (Зубко), Филарет (Малишев- ский)[125], Павел (Гальковский)[126]. Ректор семинарии в 1879-1882 гг.— магистр богословия и бывший законоучитель Полоцкой военной гимназии вдовый протоиерей Алексей Добрадин[127] — в 1882 г. принял монашеский постриг с именем Анастасий, был возведен в сан архимандрита, а затем рукоположен во епископа и назначен на Выборгскую кафедру. В 1901 г. бывший ректор семинарии архимандрит Константин (Булычев)[128] был рукоположен во епис­копа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Преподаватель ос­новного, нравственного и догматического богословия в 1917-1918 гг. про­тоиерей Владимир Шевалеевский в 1928 г. был рукоположен во епископа, получив в монашестве имя Серапион[129]. Ректор семинарии профессор Ксе­нофонт Говорский был в числе основоположников исследования истории По­лоцкого края[130]. Выпускник семинарии 1888 г. Д. И. Довгялло[131] стал извест­ным историком-архивистом, членом Витебской ученой архивной комиссии, ученым секретарем Археографической комиссии, научным сотрудником Ин­ститута истории АН БССР. Автором серии научных исследований по исто­рии родного края стал выпускник 1895 г. военный врач и эпидемиолог, док­тор медицины П. М. Красавицкий. В. И. Яцкевич, окончивший семинарию в 1882 г., в 1910 г. был назначен директором канцелярии обер-прокурора Свя­тейшего Синода, организовывал перенесение мощей прп. Евфросинии По­лоцкой из Киева в Полоцк, обеспечивал подготовку проведения Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., став его членом. Вы­пускники 1899 г. священник Александр Стальмашевский и В. В. Богданович также были избраны членами Поместного Собора. Преподаватель Витебской семинарии в 1903-1907 гг. В. В. Богданович в 1919 г. занял должность рек­тора Виленской духовной семинарии, в 1922-1939 гг. он состоял православ­ным членом Сената Речи Посполитой. Протопресвитером военного и мор­ского духовенства стал выпускник 1891 г. Георгий Шавельский, в 1915­1917 г. состоявший членом Святейшего Синода, а в 1917-1918 гг.— товари­щем председателя Поместного Собора и членом Высшего церковного совета Российской Православной Церкви[132].

Четыре воспитанника Витебской Духовной семинарии были прославлены в лике святых: в 2003 г. протоиерей Михаил Околович, выпускник 1910 г.; в 2005 г. протоиерей Василий Малахов, выпускник 1894 г.[133] В лике святых Белорусской Православной Церкви в 2007 г. был прославлен протоиерей Ни­колай Околович, выпускник 1883 г. и в чине исповедника веры — Владимир Еленевский, выпускник 1896 г.[134]

Литература

Богородский Н. Н. Историческая записка о состоянии Витебской духов­ной семинарии за минувшее столетие ее существования (февраль 1807 — фев­раль 1907). Витебск, 1907.

Горидовец В. В. Витебский мартиролог. Витебск, 2008.

Горидовец В. В. Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990). По страницам архивных документов (Электронный ресурс: witebsk.orthodoxyru/i2/mir/i/spravochnik_2012.zip; дата обращения: 1 фев­раля 2016 г.).

Горидовец В. В. Судьбы православного и униатского духовенства Витеб­ской губернии в контексте событий 1812 года (Электронный ресурс: witebsk. orthodoxy.ru/i2/publ/002.html; дата обращения: 1 февраля 2016 г.).

Горидовец В., свящ. Хроника событий жизни Полоцко-Витебской епар­хии в 1917-1918 гг. // Вестник церковной истории. 2016. № 1/2(41/42). С. 299-331.

Горидовец В., свящ. Церковная жизнь на территории Полоцко-Витебской епархии в период немецкой оккупации в 1941-1944 годах // Вестник церков­ной истории. 2008. № 2(10). С. 279-284.

Довгялло Д. И. Витебская духовная семинария (1806-1906 гг.): Заметки и воспоминания. Витебск, 1907.

Житие святого исповедника Христова Владимира / Сост. иерей В. Гори- довец. Витебск, 2007.

Житие святого священномученика Николая, пресвитера Витебского / Сост. иерей В. Горидовец. Витебск, 2007.

Журналы заседания Священного Синода от 30 мая 2011 года (Электрон­ный ресурс: www.sedmitza.ru/news/2213723.html; дата обращения: 4 сентября 2011 г.).

Кароткая адрасна-даведачная кшга г. Вщебска. Мшск, 1935.

Полоцкие епархиальные ведомости. 1907. № 1, 6, 7; 1908. № 2, 3, 4; 1915. № 52; 1917. № 17-18, 38, 44.

Советский справочник Витебской губернии. Витебск, 1921.

Церковно-общественное слово (орган духовенства и мирян Полоцкой епархии). 1918. № 3.

Шавельский Г. Из былого almamatris. Витебск, 1906.

УДК 271.2=161.1(045)»311"(476.5)(=1-82)-058.239 ББК 86.372.24-3 Аннотация. В данной статье предпринимается попытка восстановления истории функционирования духовной семинарии Полоцко-Витебской епархии в 1806-1918 гг. на основании сведений из местных печатных изданий и фондов Государственного ар­хива Витебской области. Систематизация фактов произведена по хронологическому принципу, анализ фактов из церковной истории был соотнесен общей канвой собы­тий заявленного временного периода. Ключевые слова: Полоцк, Витебск, христианство, православие, церковная уния, духовная семинария.

Summary. This work is an attempt to restore the history of the seminary Polotsk- Vitebsk diocese in 1806-1918 on the basis of information from the local press and the funds of the State Archives of the Vitebsk region. Ordering of the facts made in chronological order, the analysis of the facts of church history was correlated general outline of events stated time period. Keywords: Polotsk, Vitebsk, Christianity, Orthodoxy, church union, theological Seminary.


© Горидовец В., свящ., 2016

Автор выражает благодарность сотрудникам Государственного архива Витебской области за помощь в написании статьи.

[2]   Богородский Н. Н. Историческая записка о состоянии Витебской духовной семинарии за ми­нувшее столетие ее существования (февраль 1807 — февраль 1907). Витебск, 1907. С. 214.

[3]      Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 215.

[4]      Там же.

[5]      Там же. С. 221.

[6]      Довгялло Д. И. Витебская духовная семинария (1806-1906 гг.): Заметки и воспоминания. Ви­тебск, 1907. С. 4-5.

[7]      Там же. С. 5.

[8]      Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 214.

[9]      Там же. С. 217.

[10]    Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 217-218.

[11]     Там же. С. 218.

[12]    Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 14.

[13]     Там же.

[14]     Там же. С. 1.

[15]     Там же. С. 3.

[16]     Там же. С. 8.

[17]     Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 222.

[18]     Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 223.

[19]    Горидовец В. В. Судьбы православного и униатского духовенства Витебской губернии в кон­тексте событий 1812 года (Электронный ресурс: witebsk.orthodoxy.ru/i2/publ/002.html; дата обращения: 1 февраля 2016 г.).

[20]    Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 11.

[21]     Католическая обедня, месса.

[22]    Шавельский Г. Из былого almamatris. Витебск, 1906. С. 11.

[23]    Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 39-41.

[24]     Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 219.

[25]     Там же. С. 247.

[26]     Там же. С. 219-220.

[27]    Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 41.

[28]     Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 219-220.

[29]     Там же. С. 224.

[30]     Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 223.

[31]     Там же. С. 224-225.

[32]     Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 245-246.

[33]     Там же. С. 253.

[34]    Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 10.

[35]     Шавельский Г. Указ. соч. С. 12.

[36]     В начале ХХ в. епископ Альбетранди упоминался в качестве первого председателя Варшав­ского общества любителей наук (1800-1832 гг.), активного пропагандиста польской нацио­нальной идеи и автора стихотворных произведений в жанре политической сатиры, высмеи­вающих действия Российской империи на европейской политической арене (Русский архив. 1909. № 5).

[37]      Вульгата — латинский перевод Библии (382-405 гг.), осуществленный блж. Иеронимом Стридонским и авторитетный для Римско-католической Церкви.

[38]     Шавельский Г. Указ. соч. С. 12.

[39]     Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 248.

[40]     Полоцкие епархиальные ведомости. 1908. № 4. С. 83.

[41]     Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 248.

[42]     Там же. С. 249.

[43]     Там же. С. 246.

[44]     Полоцкие епархиальные ведомости. 1907. № 6. С. 258.

[45]     Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 249.

[46]     Там же. С. 247-248.

[47]     Там же. С. 249-250.

[48]     Там же. С. 250.

[49]     Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 250-251.

[50]     Полоцкие епархиальные ведомости. 1908. № 4. С. 85.

[51]     Там же. 1908. № 2. С. 32.

[52]     Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 251.

[53]     Полоцкие епархиальные ведомости. 1908. № 3. С. 57.

[54]    Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 57.

[55]     Платон (Левшин; 1737-1812 гг.), 10 октября 1770 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа, с 21 января 1775 г. архиепископ Москов­ский, с 15 ноября 1775 г. директор Славяно-греко-латинской академии. 29 июня 1787 г. воз­веден в сан митрополита Московского и Коломенского. С 13 июня 1811 г. на покое. Знаме­нитый церковный деятель, проповедник, педагог, писатель.

[56]     Филарет (Дроздов; 1783-1867 гг.), свт., 5 августа 1817 г. хиротонисан во епископа Ревель­ского, 15 марта 1819 г. возведен в сан архиепископа с переводом в Тверскую епархию, на­значен членом Святейшего Синода. С 26 сентября 1820 г. архиепископ Ярославский и Рос­товский; с 3 июля 1821 г. архиепископ Московский, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры и присутствующий в Московской Синодальной конторе. 22 августа 1826 г. возведен в сан митрополита.

[57]     Иннокентий (Вениаминов; 1797-1879 гг.), 15 декабря 1840 г. хиротонисан во епископа Кам­чатского, Курильского и Алеутского, с 21 апреля 1850 г. архиепископ. С 5 января 1868 г. митрополит Московский и Коломенский.

[58]    Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 59.

[59]     Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 251-252.

[60]    Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 42-43, 46, 51-52.

[61]     Там же. С. 53-54.

[62]     Там же. С. 60.

[63]     Полоцкие епархиальные ведомости. 1908. № 3. С. 60.

[64]    Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 64.

[65]    Дявгялло Д. И. Указ соч. С. 74.

[66]     Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 252.

[67]     Полоцкие епархиальные ведомости. 1907. № 1. С. 36.

[68]     Там же. С. 40.

[69]     Там же. С. 41.

[70]     Полоцкие епархиальные ведомости. 1907. № 1. С. 42-44.

[71]     Там же. 1907. № 6. С. 226-227.

[72]     «Собраться! В торжественный час юбилея // Свою alma mater почтим // И, нежное чувство лелея, // Мы песнь эту ей посвятим. // Да здравствует школа свободной // От всяких пре­пятствий и бед // Под стягом ума благородным // Храня свой исконный обет. // Смотрите: из пыли архивной // Пред нами он вдруг возсиял // Красою великой и дивной, // Какою он раньше пленял. // Будь поле ученья широко, // Как царство ума широко // И, пашню взре­зая глубоко, // Плуг света пойдет далеко. // Наука своими корнями // Мы верим, всех нас укрепит // Своими живыми водами // Нас жаждущих всех напоит. // Да здравствует эта наука! // Пусть свет она вечно свой льет; // Не страшны ей злоба и мука: // Она к идеалу зовет. // Но вспомним теперь и о Крае, // В котором мы все возросли, // И Белую Русь вспоминая, // Поклонимся ей до земли» (Там же. С. 230).

[73]     Полоцкие епархиальные ведомости. 1907. № 7. С. 255.

[74]     Полоцкие епархиальные ведомости. 1907. № 7. С. 257.

[75]     Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 252.

[76]     Полоцкие епархиальные ведомости. 1917. № 44. С. 839.

[77]     Там же. 1917. № 38. С. 420.

[78]     Там же. 1917. № 44. С. 840.

[79]     Там же. 1915. № 52. С. 895.

[80]     Полоцкие епархиальные ведомости. 1917. № 17-18. С. 476.

[81]     Горидовец В., свящ. Хроника событий жизни Полоцко-Витебской епархии в 1917-1918 гг. // Вестник церковной истории. 2016. № 1/2(41/42). С. 300, 305, 309, 311, 312, 320.

[82]     Статистические сведения о духовенстве и приходах Полоцко-Витебской епархии // Горидо­вец В. В. Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990). По страни­цам архивных документов (Электронный ресурс: witebsk.orthodoxy.ru/i2/mir/i/spravochnik_ 2012.zip; дата обращения: 1 февраля 2016 г.).

[83]     Горидовец В. В. Хроники Витебского мужского духовного училища (Электронный ресурс: witebsk.orthodoxy.ru/i2/vmdu/i/vmdu.zip; дата обращения: 23 января 2016 г.).

[84]     Церковно-общественное слово (орган духовенства и мирян Полоцкой епархии). 1918. № 3. С. 15.

[85]     Церковно-общественное слово (орган духовенства и мирян Полоцкой епархии). 1918. № 3. С. 16.

[86]     Протоиерей Сергий Артоболевский (f 1920 г.), выпускник Московской духовной академии, родной брат сщмч. Иоанна Артоболевского. В 1919 г. преподавал катехизис и богословие в витебских советских трудовых школах 2-й ступени.

[87]     Церковно-общественное слово. 1918. № 3. С. 16.

[88]     Горидовец В., свящ. Хроника событий жизни Полоцко-Витебской епархии... С. 320-321.

[89]     Там же. С. 323.

[90]     Государственный архив Витебской области (далее — ГА ВО), ф. 1737, оп. 1, д. 2.

[91]     Горидовец В., свящ. Хроника событий жизни Полоцко-Витебской епархии. С. 323.

[92]     ГА ВО, ф. 1737, оп. 1, д. 2.

[93]     Горидовец В., свящ. Хроника событий жизни Полоцко-Витебской епархии... С. 327-328.

[94]     Горидовец В. В. Витебский мартиролог. Витебск, 2008. С. 57.

[95]     Горидовец В., свящ. Хроника событий жизни Полоцко-Витебской епархии. С. 319.

[96]     Витебское церковно-общественное слово. 1918. № 10/11. С. 9.

[97]     ГА ВО, ф. 56, оп. 1, д. 1.

[98]     Там же, ф. 246, оп. 5, д. 1.

[99]    Советский справочник Витебской губернии. Витебск, 1921.

[100]  ГА ВО, ф. 246, оп. 3, д. 4.

[101]   Горидовец В. В. Хроники Витебского мужского духовного училища. (Электронный ресурс: witebsk.orthodoxy.ru/i2/vmdu/i/vmdu.zip; дата обращения: 23 января 2016 г.).

[102]   Житие святого священномученика Николая, пресвитера Витебского / Сост. иерей В. Гори­довец. Витебск, 2007. С. 7.

[103]   ГА ВО, ф. 1737, оп. 1, д. 6.

[104]   Там же, д. 2.

[105]   Там же, ф. 246, оп. 2, д. 155.

[106]   Там же, ф. 1737, оп. 1, д. 12.

[107]   Алексей Андреевич Новиков, в 1917 г. занимал должность инспектора классов Полоцкого женского епархиального училища в Витебске, в 1918 г. член Витебского епархиального управления.

[108]   Филипп Васильевич Ланге (1883 г.— ?), воспитанник Витебских мужского духовного учи­лища и духовной семинарии, кандидат богословия, выпускник Московской духовной ака­демии 1908 г., бывший делопроизводитель епархиального училищного совета и преподава­тель семинарии, родной брат военного священника Е. Ланге, вместе с которым в 1923 г. вошел в состав Витебского епархиального совета.

[109]   Горидовец В. В. Витебский мартиролог. С. 61.

[110]   ГА ВО, ф. 1737, оп. 1, д. 39.

[111]   Там же, д. 59.

[112]   Николай Антонович Крачковский (7 декабря 1869 — апрель 1942 г.), в 1919-1922 гг. ста­роста витебского Николаевского собора, в 1926-1929 гг. кандидат для рукоположения в сан епископа для патриарших приходов Полоцкой епархии, в 1930-х гг. преподавал в Ленин­граде.

[113] Кароткая адрасна-даведачная кшга г. Вщебска. Мшск, 1935.

[114]   Николай Николаевич Богородский (2 июня 1877 — 3 января 1938 г.), с 1904 г. преподава­тель латинского языка в Витебской духовной семинарии, с 1908 г. заведующий церковно­археологическим древлехранилищем Полоцко-Витебской епархии, организатор кружка цер­ковных древностей (1910 г.) при Витебской духовной семинарии, член комиссии по охране памятников истории и искусства (1919-1924 гг.), член-корреспондент Института белорус­ской культуры (1927 г.), научный сотрудник Северо-Белорусского отделения Белорусского центрального архивного управления (1932 г.).

[115]   Иван Иванович Щеглов (3 июня 1878 — после 1942 г.), с 1903 г. преподавал в Витебском мужском духовном училище, доцент Витебского государственного ветеринарного института (1926 г.), в 1942 г. научный сотрудник Витебского краеведческого музея.

[116]   Статистические сведения о духовенстве и приходах...

[117]   Горидовец В, свящ. Церковная жизнь на территории Полоцко-Витебской епархии в период немецкой оккупации в 1941-1944 годах // Вестник церковной истории. 2008. № 2(10). С.281-282.

[118]   Статистические сведения о духовенстве и приходах...

[119]   Горидовец В. В. Витебский мартиролог. С. 63.

[120]   Житие святого исповедника Христова Владимира. С. 9.

[121]   Горидовец В., свящ. Церковная жизнь на территории Полоцко-Витебской епархии. С. 282.

[122]   Там же.

[123]   Статистические сведения о духовенстве и приходах.

[124]   Журналы заседания Священного Синода от 30 мая 2011 года (Электронный ресурс: www.sed mitza.ru/ news/2213723.html; дата обращения: 4 сентября 2011 г.).

[125]   Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 252.

[126]   Статистические сведения о духовенстве и приходах.

[127]   Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 69.

[128]   Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 79.

[129]   Статистические сведения о духовенстве и приходах...

[130]   Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 253.

[131]   Горидовец В. В. Витебский мартиролог. С. 59.

[132] Статистические сведения о духовенстве и приходах.

[133]   Статистические сведения о духовенстве и приходах.

[134]   Житие святого священномученика Николая, пресвитера Витебского. С. 3.


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов