Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Когда пастухов много, овцы дохнут. (татарская)

Первые государства-княжества на территории Беларуси.

Назад

 

Зарождение феодальных отношений, социально-экономическое развитие белорусских земель в V  – середине XII вв.

Белорусы – древнейший народ Европы, более чем в два раза древнее всех славян. Мы имели разные имена: от гутов и гепидов  (IV по VIII) – до ятвягов и кривичей (с VIII века по 1220 год), затем литвинов (1220- 1840 годы) и с 1840 года белорусов (название изобретено русским царизмом).

Наши истоки столь древние, что память о них просто не сохранилась. Но народ остался таким же: генетически  и антропологически  идентичными  нашим пращурам (это доказали  антропологи и генетики), которые жили на нашей территории будущей Беларуси еще во  времена  строительства  египетских пирамид, до  возникновения Древней Греции и Древнего Рима.

В V- XII вв. у  западных (славянизированных) балтов складывается феодальный уклад (в связи с возникновением частной собственности и имущественного неравенства). Земля, бывшая прежде во владении сельской общины, переходит в частную собственность отдельных общинников (старейшин, вождей…). Из них формируется   сословие феодалов. А ранее свободные крестьяне общинники («люди») попадали в феодальную зависимость и выполняли в пользу землевладельцев различные повинности. Существовали такие группы зависимых крестьян: челядь(служили при дворе феодала), смерды (полусвободные крестьяне), холопы (почти рабы, полностью потеряли личную свободу), закупы (попадали в зависимость за долги), рядовичи (попадали в зависимость по договору).

Феодалы, захватывая общинные земли, обращали их в свою собственность – феод, который мог даваться дружинникам на время службы. Феодал-князь вместе со своей дружиной собирал с подвластного населения дань – полюдье (натуральный налог продуктами). Помимо этого крестьяне платили сбор в пользу церкви – «десятину». Феодалу принадлежали деревни, которые он мог подарить, обменять, завещать. Дружинники феодала-князя (позже их стали называть боярами, а мелких дружинников – «дети») могли получить от него право на кормление (право сбора доходов с определенной территории). Они также были феодалами, но находились в вассальной зависимости от своего князя.

Существовала 2 формы феодального землевладения:

-вотчинное (с правом продажи, раздела, передачи по наследству);

-поместное (с правом временного пользования за службу у князя).

В V - XII вв. на территории Беларуси происходило возникновение городов. Причины: отделение ремесла, требовавшего особых навыков, от земледелия; поселение ремесленников в местах, близких к источникам сырья, необходимого для их занятий; развитие обмена продуктами на товары и торговли. Города как центры ремесла и торговли возникали на перекрестках дорог и особенно на берегах рек, являвшихся основными путями сообщения и обмена. Немаловажную роль в возникновении городов сыграла необходимость защиты от врагов. Поэтому города часто строились на возвышенностях и пригорках.

 Города превратились в центры ремесленного производства. Наиболее распространенные: кузнечное, гончарное, кожевенное, бондарское, прядение и ткачество.

Города являлись также центрами торговли. Через территорию Беларуси проходил путь «из варяг в греки» : из Балтийского моря по Заподной Двине далее волоком в Днепр и по Днепру в Черное море. Из Беларуси везли меха, воск, мед. Завозили ткани, стеклянную посуду, специи, украшения, оливковое масло.

Город состоял из нескольких частей. Укрепленный валами, рвами, стенами центр города назывался «детинец». Поселения ремесленников и торговцев, которые возникали около укрепленного центра, назывались посадами. Обычно воле детинца на берегу реки располагался рынок или торг. Раннефеодальные города были невелики: от нескольких сотен до нескольких тысяч жителей. Жилища простых горожан представляли собой деревянные срубы. Церкви обычно строились из дерева, камня и кирпича. Княжеские терема (дворцы) строились в несколько этажей. Улицы (они назывались «концы») были узкими, отходили в разные стороны от центра.

В работах древних ученых отмечается высокая степень организации жизни наших предков. Так, византийские историки в VI веке писали о том, что в общественной организации cлавянизированных  балтов имеется несколько групп, руководимых племенной знатью во главе с одним человеком, что живут они в народоправстве и их нельзя склонить к рабству или подчинениям.

Источником сведений о форме древних городов-государств, их функционировании и развитии в целом, являются дошедшие до нашего времени летописи, хроники и другие письменные источники: «Повесть временных лет», Ипатьевская, Лаврентьевская, Супрасльская летописи, «Кроника литовская и Жмойтская», Хроника Быховца и другие.

При описании событий XI-XII веков в них упоминается свыше 35 городов, которые являлись торгово-ремесленными, военными, административными, культурными центрами, что свидетельствует об интенсивном их развитии. Так, каждый крупный город с прилегающими сельскохозяйственными землями представлял собой самостоятельное государство. На территории древней Беларуси таких небольших государств-княжеств было несколько десятков. Наиболее крупными среди них были: Полоцкое, Туровское, Пинское, Витебское, Брестское, Минское, Новогородское, Слуцкое.

В IX веке начался процесс объединения мелких княжеств в более крупные государства, продолжавшийся до XI века. Среди них особенно выделялись Полоцкое и Турово-Пинское, в зависимости от которых находились многие небольшие княжества.  

Полоцкое княжество было первым государством, которое сформировалось на белорусских землях. Большая роль в его образовании принадлежала географическому, этническому и социально-экономическому фактору.  Во второй половине X века летописи упоминают первого полоцкого князя Рогволода, который пришел из-за морей, «трымау, валадарыу i княжыу Полацкую зямлю».

Определение, которое дали летописцы полоцкому князю, свидетельствует о завершении первого этапа в установлении полоцкого государства: появление границ, утверждение политической системы, упорядочение внутренних управленческих отношений.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что Полоцкое княжество в IX-XIII веках было крупным европейским государством.

О Туровском княжестве упоминания встречаются реже. Его основу составила территория союза дреговичей.

Туровское княжество образовалось в пределах расселения дреговичей – в южной Беларуси, бассейне реки Припять. Столица княжества – Туров. Первое упоминание и события 988 года, когда были обозначены границы Туровской земли, свидетельствуют о том, что Туровщина с самого начала развивалась как самостоятельная государственная единица с наличием всех соответствующих институтов.

Социально-политические, культурные и экономические отношения, связывающие различные княжества, расположенные на территории Беларуси, стали причиной становления и развития белорусской народности и государственности.

         В IX-XII веках основная масса белорусских государств-княжеств по форме правления были ограниченными монархиями, так как власть переходила по наследству, но не была безграничной. Так, система органов государственной власти в государствах-княжествах на территории древней Беларуси представляла собой совокупность трех основных институтов: князь, совет (рада) и вече (сойм).

Князь являлся главой государств и главным должностным лицом во всей системе управления, ему предоставлялось право решать все текущие вопросы государственного управления, осуществлять правосудие, представлять княжество во внешних отношениях. В распоряжении князя имелась небольшая дружина, состоящая зачастую из наемников-иностранцев.

Ученый-историк В.М. Игнатовский считает, что законодательная власть принадлежала вече, которое собиралось в главнейшем городе волости княжества. Вече приглашало князя, а когда князь нарушал поставленные ему условия, оно «показывало князю путь», иначе говоря отнимало у князя власть. Также вече выдавало различные постановления для населения волости, назначало служащих на должности. Также вече объявляло войны и договаривалось о союзах с соседями. Из всех волостей наисильнейшим было вече в Полоцке. Тут оно существовало с незапамятных времен и вело свою законодательную деятельность до конца XV века (1498 года), когда городу было даровано Магдебургское право.

Существовали и органы центрального управления, функции которых выполняли отдельные должностные лица: посадник, тысяцкий, ключник, подвойский, тивун, мытники и другие. Однако количество и название должностных лиц в разных княжествах несколько отличались.

Активное участие во всей политической жизни государства и общества принимало духовенство, которое также занималось вопросами образования, опекой над нищими и больными.

«Повесть временных лет» указывает на то, что княжества «имели свои обычаи, и законы предков своих, и заповеди». Огромное влияние на идеологическую основу жизни княжества оказывала языческая религия. Часто путем различных предсказаний и гаданий жрецы навязывали свою волю вечевым собраниям и отдельным должностным лицам.

Однако постепенно право становится все более традиционным социальным регулятором, к которому все чаще начинают прибегать как должностные лица, так и население.

В древних белорусских княжествах действовала система неписаных правил поведения людей – обычное право, которое складывалось и развивалось по мере возникновения государственных органов. Оно определяло форму власти, порядок вступления на княжеский престол, компетенцию высших должностных лиц государства, местных органов власти, судов (копных и других), устанавливало права и обязанности различных слоев населения.

В древних государствах характерной чертой обычного права была идея равноправия свободных граждан  и полного бесправия рабов (холопов, челяди невольной).

Характерной особенностью обычного права являлась его разобщенность, то есть в каждом государстве-княжестве действовало свое обычное право.

Постепенно стало появляться писаное право, которое не отменяло обычаев, а только дополняло их, а также и систематизировало, придавая им общегосударственный характер.

Только в период проведения первой общей кодификации законодательства ВКЛ применение обычного права ограничивается (Статут 1529 года), а во время подготовки второго свода законов и вовсе запрещается (Статут 1566 года).

До наших времен  сохранилась лишь незначительная часть исторических памятников права. Самыми древними из них являются дошедшие до нас договоры, касающиеся отношений Полоцка и Витебска с Ригой и немецкими купцами. Из этих грамот и договоров видно, что в XIII-XV веках существовали устойчивые торговые и дипломатические связи между белорусскими и немецкими государствами и купцами, основанные на равноправных отношениях.

Договор 1229 года, который был заключен между Смоленским, Витебским и Полоцкими княжествами, с одной стороны, и Ригой и Годским берегом –  с другой стороны, позволяет говорить о дипломатических отношениях между западными и восточно-европейскими народами.

В этом договоре предусматривалось утверждение мирных отношений, определялся объем ответственности за уголовные преступления, порядок и очередность взыскания долга купцами, порядок судопроизводства и другое. Таким образом, он включал нормы различных отраслей законодательства. Даже находясь в составе ВКЛ, полоцкий князь иногда самостоятельно заключал подобные договора (например, договор 1309 года о мирных отношениях с Ригой).

Все это свидетельствует о переходе на качественно новый этап развития белорусской государственности.  Существенное развитие получили органы государственного управления. Наряду с обычным правом стали использоваться писаные нормы права. Особенно я хотел бы отметить многосторонние договоры (например, договор 1229 года), которые свидетельствуют о признании со стороны других государственных образований.

Важную роль сыграло появление первой исторической особы – князя Рогволода.  Белорусский историк Микола Ермолович считает, что были и другие князья до Рогволода. Свое мнение он подтверждает летописью, датированной 907 годом про города, среди которых был и Полоцк. Там говорится, что в них «седяху велиции князьи под Ольгом сущи».

Полоцкое княжество

Образование Полоцкого княжества

Существуют упоминания  о Полоцке  в  середине первого тысячелетия нашей эры, о большом столичном городе на Двине у скандинавов. В «Деяниях датчан» Саксона Грамматика (рубеж XII-XIII вв.) повествуется о взятии Полоцка в V-VI веках, конунгом Фродо I, сыном Хадинга, который прибегнув к военной хитрости убивает полоцкого царя Веспасия, ибо «силой города не победить: «Только с немногими свидетелями он тайно отправился в уединённое место и приказал объявить повсюду, что он умер, чтобы тем самым усыпить врага. Для убедительности был совершён обряд погребения и сооружён погребальный курган. К тому же воины, сознательно изображая скорбь, проследовали в процессии за якобы умершим вождём. Услышав об этом, царь города Веспасий, почти уже одержавший победу, так пренебрёг обороной, что, дав возможность врагам ворваться в город, был убит среди игр и развлечений».

В  «Повести прошедших лет» впервые Полоцк был упомянут в 862 году: «В лѣто 862 приіа власть Рюрикъ и раздаі  мужемъ своимъ градъі: вому Полотескъ, вому Ростовъ, другому Бѣло зеро».

Город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки», выгодное место положение способствовало быстрому росту Полоцка и превращению его в крупный центр ремесла и торговли.  Первым летописным князем считается Рогволод балтского происхождения.

         Около 970-980 гг. к Рогнеде посватались Новгородский и Киевский князья. Она предпочла Ярополка (Киевского князя). Оскорбленный Владимир напал на Полоцк. Силой взял Рогнеду. Увез к себе (Владимир дал Рогнеде новое имя Горислава). Она стала одной из наложниц, поэтому она пыталась убить Владимира, но он проснулся и выхватил нож. Сын Изяслав спас мать. Тогда Владимир собрал боярский совет для решения проблемы. Рогнеду отпустили назад, т.к. Владимир принял христианство и отказался от многоженства.

Рогнеде и Изяслав были высланы в Полоцкое Княжество в Заславль, что позволило восстановить полоцкую княжескую династию. Несколько первых лет столицей был город Изяславль, построенный Владимиром. Позже Изяслав отстроил разрушенный Полоцк, перенеся город на более высокое и неприступное место в устье р. Полоты, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была Рогнеда Рогволодовна.

 В конце жизни Рогнеда ушла в монастырь под именем Анастасия и умерла в 1000г. Изяслав распространял христианство и письменность на территории Беларуси. Умер в 1001г.

Согласно исландским сагам, Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в  городах Восточной Балтики»

Возвышение Полоцкого княжества

Возвышение Полоцкой земли, превращение её в самостоятельное княжество фактически началось уже при  князе Изяславе. В это время Полоцкая земля уже занимала достаточно большую территорию Северо-Западной Руси, располагаясь в бассейне рек Западная Двина, верховьях рек Березина и Неман. Близость Верхнего Днепра и среднего течения Западной Двины обеспечивали удобную транспортировку товаров с Чёрного моря в Балтийское, что давало большие выгоды Полоцкому княжеству; процветанию его во многом способствовали земледелие, охота, рыболовство, а также железоделательное производство, сырьём для которого в изобилии служили местные болотные и озёрные руды.

После смерти Изяслава в Полоцке княжили его сыновья и внуки. При князе Брячиславе (1001-1044гг.) и Всеславе Чародее (1044-1101 гг.) расширились границы княжества. Оно занимало территорию теперешней Витебской области, северную часть Минской и несколько соседних районов. В вассальной зависимости от княжества были земли, которые простирались по нижнему течению Западной Двины, где находились города Кукенойс и Герцике. Полочане контролировали торговый путь «из варяг в греки», собирали дань с балтских племен.

Правление Всеслава

Наибольший расцвет Полоцкого княжества приходится на правление Всеслава Брячиславича (1044-1101).Вопреки политике отца, Всеслав первое время княжения жил в согласии с Ярославичами и в 1060 году участвовал вместе с ними в походе на торков. Но позже он стал успешно продолжать политику своих предшественников, ведя активную борьбу с Киевом за гегемонию в Северо-Западной Руси. В 1065 году Всеслав неожиданно напал на Псков. Потерпев неудачу, он в 1066 или 1067 год совершил опустошительный набег на Новгород, но при возвращении был настигнут и разбит в битве на реке Немига под Минском Изяславом Ярославичем. Тем не менее удалось избежать пленения, и киевские князья предложили Всеславу мирные переговоры, гарантировав ему безопасность присягой на кресте. Он отправился на переговоры вместе с двумя сыновьями, однако, нарушив клятву, Ярославовичи схватили его под Оршей и отвезли в Киев.
В 1068 году началось нашествие половцев во главе с ханом Шаруканом. Проиграв битву на реке Альте Изяслав с братьями бежал, оставив Киев без защиты. 15 сентября 1068 года киевляне, разграбив дом и подворье Изяслава, освободили Всеслава и провозгласили его великим князем. Когда Изяслав вернулся с польской помощью, Всеслав тайком бежал в Полоцк (апрель 1069 года). Изяслав, овладев Киевом, выгнал Всеслава из Полоцка и посадил там своего сына Мстислава (вскоре умершего и замененного братом Святополком). Всеслав бежал, по-видимому, к вожанам, набрал из них войско и 23 октября того же года появился у Новгорода, но был разбит.
В 1071 году он овладел Полоцком и удержался там, даже проиграв Изяславичам сражение у Голотическа. К 1073 году стало заметно сближение между Изяславом и Всеславом. Братья Изяслава, Святослав и Всеволод, сочли себя в опасности и изгнали Изяслава из Киева. К 1077-1078 годам относится упорная борьба Всеслава с Всеволодом Ярославичем. Владимир Мономах совершил в 1083 году новый опустошительный поход на Полоцк.
Распад княжества на уделы

Время с начала ХII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. Феодальная раздробленность - это процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Этот процесс был обусловлен экономическими и политическими причинами: а) развитие феодальных отношений, укрепление власти местных феодалов, б) рост значения экономических и политических центров.

Ещё при жизни Всеслав, опасаясь борьбы за земельный передел, был вынужден разделить «отчину» между сыновьями, которые, в свою очередь, начали дальнейшее перекраивание территории, что неизбежно привело к раздроблению дотоле единого и мощного княжества. В результате Полоцкое княжество раздробилось сначала на 6, а затем и больше уделов. Собственно Полоцк получил старший из сыновей, Давыд.

Первым выделилось Менское княжество (князь – Глеб, сын Всеслава; в результате военного поражения был захвачен в плен и в 1119г. умер в Киеве). Оно постепенно выходило на передний план, играло более важную роль. Также были Витебское, Друцкое, Браславское, Логойское, Оршанское, Лукомльское княжества. Этот период характеризуется многочисленными военными действиями, поэтому на протяжении 1120гг. все удельные княжества полоцкой земли были захвачены, а их князья были отправлены в почетную ссылку в Византию.

В 1127 году киевский князь Мстислав Владимирович Великий послал огромное войско в Полоцкую землю, опустошил её и заставил полочан покориться.  В 1129 году Мстислав  посадил в Полоцке своего сына Изяслава. Этот период характеризуется многочисленными военными действиями,  все удельные княжества полоцкой земли были захвачены, а их князья были отправлены в почетную ссылку в Византию. Назад вернулись только Василий и Иван и восстановили полоцкую княжескую династию.

Правление сыновей Мстислава в Полоцке продолжалось недолго. Уже в 1132 году в Полоцке снова появился представитель полоцкой линии Василько Святославич. После смерти Василько Святославича началась борьба за Полоцк между представителями трех линий потомков Всеслава Чародея - Витебской, Минской и Друцкой. С этого времени сведения о правителях Полоцка отрывочны, а после 1186 года и вовсе практически пропадают. В это время Полоцкое княжество постепенно слабело и все больше дробилось; со временем оно начало подпадать под влияние смоленских князей. Часть полоцких городов в конце концов отошла к Смоленску.

Во второй половине XII века на территорию современных государств Балтии  стали проникать крестоносцы. Предки латышей и эстонцев к этому времени не имели своей государственности и были язычниками. Северная опасность со стороны немецких крестовых орденов была замаскирована миссионерской деятельностью. В 1186г. полоцкий князь Владимир разрешил немцу Мейнарду вести христианскую работу среди подчиненных Полоцку ливов. Крестоносцев интересовало не столько миссионерство, сколько завоевание новых земель на территории  современных государств Балтии.

В 1201 г. при епископе Асберте (с разрешения полоцкого князя) была построена крепость Рига. В 1202 г. здесь был создан при помощи римского папы орден меченосцев, который в 1237 г. стал называться Ливонским. Появление немецких крестоносцев на территории стран Балтии стало угрожать полоцким князьям потерей этих земель. Поэтому летом 1203 г. дружина Полоцкого князя Владимира Всеславича осадила немецкие крепости Икскюль и Гольм. Но этот поход был неудачным. В 1208 г. крестоносцы захватили Кукенойс, в 1209 г. разграбили и сожгли Герцике.

Чтобы противостоять опасности, Полоцк и Витебск установили связь с Новгородской землей, что позволило им нанести поражение шведам на Неве в 1240 года, и 5 апреля 1242 года разбить немецких крестоносцев на Чудском озере и  на озере Дурбе в 1260 году. Таким образом, коалиции всех сил северной части Европы удалось отстоять свою независимость.

В 1270-1280-х годах полоцким князем был Константин. По булле папы Климента V от 19 июля 1310 года, не имея наследников, Константин оставил княжество рижскому архиепископу. Однако в 1307 году войско великого князя Витеня, по просьбе полочан, вытеснило из города рыцарей. С этого времени в Полоцке сидел брат Витеня Воин, а затем сын Воина - Любарт, погибший в одной из стычек с рыцарями.

После гибели Любарта Полоцк получил старший сын Ольгерда - Андрей. Андрей участвовал в нескольких походах против Ордена, но после смерти отца в августе 1377 года был вынужден бежать в Псков. Новый великий князь Литовский Ягайло отдал Полоцк своему родному брату, Скиргайло, принявшего в православии имя Иван. В 1386 году Скиргайло был назначен наместником Ягайло (ставшего королём Польши под именем Владислав II) в Литве, а в Полоцке опять сел Андрей Ольгердович. Позже Андрей выступил против Кревской унии в союзе с Орденом и Смоленским княжеством, но был разбит Скиргайлой и попал в плен.

Скиргайло Ольгердович - последний формально самостоятельный полоцкий князь. С 1392 года Полоцкое княжество стало административной единицей в составе Великого княжества Литовского, управлявшейся наместниками. В 1504 году княжество преобразовано в Полоцкое воеводство.

 

                   Туровское княжество

         Вторым крупным раннефеодальным княжеством на территории Беларуси было Туровское, образовавшееся в конце IX века. Первое упоминание в исторических летописях об этом городе, который находится в самом сердце белорусского Полесья, относится к 980 году. Тогда же здесь начинают возводить оборонные укрепления на Замковой горе. Первый летописный князь – Тур.

Археологические исследования свидетельствуют о том, что уже в V-VIII вв. земли современной Беларуси населяли славянизированные балтские племена - полоцкие кривичи, дреговичи, радимичи и другие. Дреговичи занимали территории между Припятью и Западной Двиной, т. е. и территорию современного района, земли которого к концу X века вошли в состав Туровского (Турово-Пинского) княжества.

Во времена Рогволода Туровская волость принадлежала Полоцку. Владимир Киевский, победив Рогволода, приобщил Туров с его землями к Киеву как отдельную волость великокняжеского владения. Понятно, что местные туровские князья потеряли свою независимость. Туров имел обширные торговые связи с Киевом, Северным Причерноморьем, Ближним Востоком, Средней Азией, Прибалтикой и Волынью, был одним из важнейших культурно-ремесленных центров, где успешно развивались железообрабатывающее, ювелирное, костерезное, деревообрабатывающее, сапожное, гончарное ремесла.

Туров обратил на себя внимание киевских князей как бывшая волость Полоцка. Кроме того, Туров располагался на Припяти, которая являлась водным путем на Запад, Западное влияние чувствовалось в Турове благодаря таким рекам, как Западная Двина, Неман и Припять. Что касается Киевщины, то она имела чисто византийское направление культурного и духовного развития.

Анализируя западное влияние на развитие Туровского княжества, мы понимаем, почему киевские князья держали на туровском престоле заместителями своих старших сыновей. Так было и во времена Владимира. Заместителем здесь сидел Святаполк Владимирович, он должен был, согласно умыслу отца, проводить в жизнь в Турове южновизантийское влияние. Но Святополк, как свидетельствуют летописи, не оправдал ожиданий отца. Женившись на дочери польского короля Болеслава, католички по вероисповеданию, он сам стал подпадать под западное влияние. Вместе с ней в Туров приехал западный епископ Рэйнберг, который, сблизившись со Святополком, стал подстрекать его выступить против Владимира.

Опираясь на туровцев, которые хорошо помнили о независимости Туровской земле от Киева, а также надеясь на военную помощь своего тестя, короля польского Болеслава, Святополк задумал отделиться от Киевщины. Владимир, догадавшись о враждебных намерениях своего старшего сына, неожиданно напал на Святополка, схватил его, его жену и епископа Рэйнберга и всех бросил в темницу. После того как в 1015 г. умер Владимир, Святополк как старший в роду получил право занять киевский великокняжеский престол. Это не могло понравиться его братьям, которые начали с ним борьбу. Дело закончилось тем, что братья во главе с Ярославом победили Святополка. Он оставил Русь и погиб где-то на чужбине.

После княжения Святополка Окаянного (988 – 1015), как называли его летописцы, Туровское княжество было включено Ярославом Мудрым в состав Киевского княжества. В XII в. Туровская земля вместе с Киевом переходила то к суздальским, то к волынским князьям. Только во второй половине XII века там установилась самостоятельная княжеская династия.

С 1158 года Туровское княжество стало независимым от Киева и здесь закрепилась династия Юрия Ярославича, внука великого князя Святополка Изяславича. Уже в 60-70-х гг. XII в. он разделил княжество между сыновьями на Туровское, Пинское и Дубровицкое. Это время относительного спокойствия на Туровщине; в летописях нет известий о междоусобных войнах и сварах.

С конца XII века ослабленные междоусобицей удельные княжества Турово-Пинской земли долгое время находились под влиянием галицко-волынских и литовских князей. Но и сами турово-пинские князья нередко пользовались помощью одних в борьбе против вторых, чтобы таким способом сохранить свои владения и политическую независимость.

В конце XII – начале XIII века на территории Туровского княжества образовался ряд мелких феодальных,  княжеств – Туровское, Пинское, Слуцкое, Клецком, Дубровицкае.

Культура белорусских земель в IX – середине XIII вв. Распространение христианства на территории Беларуси

Принятие христианства.

Распространение христианской веры па белорусских землях началось с X века.  В 992 года  князь Изъяслав основал в Полоцке епархию – церковный округ. Рогнеда и Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство с IX по XIII века существовало вместе с язычеством (многобожием). После официального принятия веры стали создаваться епархии (религиозно-христианские округа). В 992г в Полоцке, Витебск, Менск, Орша, Заславль, Браслав,Логойск), в 1005г – в Турове.

 Религиозно-просветительные деятели:

Ефросинья Полоцкая. Осознанный жизненный выбор сделала в 12-летнем возрасте дочь полоцкого князя Предслава, внучка знаменитого Всеслава Чародея. Узнав о намерении отца обручить ее с княжичем, она выбрала служение Богу и тайно сбежала из дома в женский монастырь, где постриглась под именем Евфросинии. Позже она основала женский и мужской монастыри. В них переписывались церковные книги, что было в те времена делом очень трудным. Евфросиния стала первой известной нам женщиной-книгописцем. Уже на склоне жизни она совершила религиозный подвиг – отправилась в далекое и тяжелое путешествие в Святую землю – Иерусалим, где и умерла в1167 году. Мощи Ефросинья Полоцкай покоились в Киево-Печерской Лавре, а 1910г их перенесли в Полоцкий Спасо-Ефросиневский монастырь.

Евфросиния Полоцкая одна из первых женщин среди восточных славян, которую православная церковь объявила святой. Верующие спилки ее небесной заступницей белорусской земли и каждый год 5 июня отмечают день ее памяти.

В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 - не позднее 1182 гг.). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Сохранилось тридцать молитв, восемь «слов», три поучения, два канона, написанных К.Туровским. За выдающееся ораторское искусство современники называли его «Златоустом». По желанию горожан и князя Юрия Кирилл стал туровским епископом.

Рукописные книги

Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание. Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное  XI  веке Туровское евангелие, украшенное заставками – разноцветными заглавными буквами. Материалом для рукописных книг в то время служил пергамент – специально выделанная телячья кика. Обложкой служили две доски, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки.

Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет». Продолжением ее явились местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская, Суздальская. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое распространение получила каноническая литература, жития и поучения:  «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелие», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского», «Слова Кирилла Туровского: «Притча о душе и теле», «Про слепого и хромого» и др.

О распространении письменности на Беларуси свидетельствуют надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава, знаменитом кресте Ефросиньи Полоцкой, каменных пряслицах XII в., найденных в Витебске, Друцке, Пинске. В Бресте обнаружен самшитовый гребень с вырезанным алфавитом (буквы от «А» до «Л»), берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Памятниками письменности Беларуси являются надписи на камнях-валунах («Борисовы» и «Роговолодов» камни).

Зодчество.

Существовали Полоцкая и Гродненская архитектурные школы.Памятником каменного зодчества (строением, возведенным из камней и кирпича, скрепленных раствором) является построенный в середине XI в. в Полоцке при князе Всеславе Чародее Софийский собор. Слово «София» обозначает «Божья мудрость», которая, по представлению верующих, управляла Вселенной. Это был третий храм такого типа, построенный на землях  славян после Киевской и Новгородской Софий.

При строительстве собора использовался плоский кирпич – плинфа. Внутренняя поверхность храма была украшена фресками – росписями красками, разведенными водой, по свежей штукатурке. За свою историю Полоцкая София несколько раз разрушалась, перестраивалась и дошла до нас в значительно измененном виде. В течение XII века в Полоцке было возведено десять каменных однокупольных культовых построек. Одной из них была Спасо-Преображеиская церковь, построенная по заказу Евфросинии Полоцкой зодчим Иоанном (Иваном) за 30 недель. В этой церкви хранятся сегодня мощи (останки) святой Евфросинии Полоцкой.
В XII в. была построена Каложская (Борисоглебская) церковь в Гродно.

Стены церкви украшены вставками из постного полированного камня и керамическими плитками, которые образуют рисунок. Особенностью церкви является большое количество голосников – глиняных кувшинов, вмурованных в стены для того, чтобы было хорошо слышно молитву и голос священника.

Памятником оборонительного зодчества является пятиярусная, высотой в 30 метров, Каменецкая башня, построенная в XIII в. на Брестчине из желтого и коричневого кирпича.

 Мировым достижениям соответствовало строительство храмов, их архитектура, роспись, убранство. Шедевром древнего искусства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали ма­стером Бокшей (в крещении Лазарем) по заказу Евфросинии Полоцкой в 1161 г. Крест изготовлен из кипарисовой доски. Его лицевая и оборотная стороны обложена золотыми, а бока – серебряными пластинами с выбитыми на них надписями кириллицей. На золотых пластинах помещены изображения святых, выполненные разноцветными эмалями. В кресте находились частички дерева от креста, на котором был распят Иисус Христос, мощи святых. Крест Евфросинии Полоцкой считается культурно-исторической ценностью белорусов.

Храмы были не только культовыми сооружениями, в них размещались архивы, государственная казна, библиотеки, школы. В XI века по инициативе князя Всеслава был построен в Полоцке Софийский собор. В начале XII века в Бельчицах (близ Полоцка) сооружена Борисоглебская церковь, а в 1161 года в Сельце Спасо-Преображенский собор, известный также под названием Спасского или Спасо-Ефросиньевского. До наших дней сохранилась Борисоглебская, или Коложская, церковь в Гродно. В Каменце в конце XIII века была возведена вежа (Белая вежа), памятник военного зодчества в Беларуси.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии, однако ремесленники вносили в него и местные черты. Изделия из дерева, кости, металла украшались резьбой, инкрустацией в виде различных орнаментов (геометрические фигуры, фантастические звери и птицы). О высоком художественном мастерстве говорят следующие предметы: каменные иконки, украшенные тончайшей резьбой, шахматные фигурки из кости и камня, найденные в Гродно, Волковыске, Лукомле. Ювелиры создали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой. Все это свидетельствовало о высоком уровне развития культуры на территории Беларуси. Большинство памятников культуры древней Беларуси погибло во времена многочисленных войн.

Происхождение славян и их язык

Славяне (полабцы, чехи, ляхи) с момента своего рождения являлись воинственной нацией. Славяне образовались  в ходе походов готов в Европу,  они сумели подчинить себе обширные территории Центральной и Восточной Европы, неся туземцам свой язык. Славяне «заставляли» соседей (сарматов, балтов, финнов ) принимать свой язык. Своих соседей славяне  стали называть   «словенами» (понимающие  язык славенов).

 Язык славян это синтез языков западных балтов и  германцев. Если иначе сформулировать, то славянский язык- всего лишь диалект западных балтов в готском  языке. Славянский язык – служил средством межэтнического общения между варягами-готами и варягами-балтами.

Одно из значений слова «Русь»- это земля, с которой варяги собирали дань. Термин «Русь» -  от животного - рысь, тотемный зверь у славян, которому поклонялись славяне.


Источник: http://istorik-al.narod.ru/index/0-5
Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2025 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов