№ 27. 1905 г. сентября ранее 4. — Приговор крестьян д. Ильиной Ковровского уезда Владимирской губернии
Мы, нижеподписавшиеся крестьяне деревни Ильиной, Всегодической волости, Ковровского уезда, Владимирской губернии, быв сего числа на сходе, признали, что имеющаяся у нас школа грамоты не удовлетворяет назревшим потребностям и не дает нашим детям тех знаний, на которыя они имеют право, будучи детьми великой страны.
Владимирская губерния после великой реформы 19-го февраля 1861 года очутилась в особом положении против прочих местностей России, с одной стороны, благодаря песчаной, а потому мало плодородной почве, а с другой — пустячным наделам земли. Вследствие сказаннаго положения, крестьяне, чтобы уплачивать выкупную ссуду, взыскание которой производится с энергией, достойной лучшей участи, за землю, которая не оплачивает даже ссуды и которую многие крестьяне вынуждены держать, лишь благодаря круговой поруке, выдуманной недобрыми людьми. Вот благодаря этих причин и того еще, чтобы не умереть с голода, крестьяне нашей местности вынуждены издавна прибегать к побочным источникам дохода, в то же время не бросая земли, благодаря все той же связавшей нас по рукам и ногам круговой поруке.
Побочные доходы составляют портновское ремесло и торговля, Торговцев из ковровскаго уезда можно встретить всюду: в Польше, Малороссии, на Кавказе, на Амуре и проч.
Вследствие усилившегося сношения торговцев с другими странами, благодаря удобствам и дешевизне по железным дорогам и того, что нашим детям, хотя и в качестве приказчиков, приходится иметь конкурентами немцев, англичан, японцев и друг, народов. Кроме того, владимирская губерния имеет множество фабрик, завод и проч. коммерческих предприятий, но и тут в центре России главные обязанности до сих пор занимают иностранцы, а нам местным жителям, и детям нашим приходится довольствоваться обязанностями чернорабочих с такой платой, чтобы только не умереть с голода. Исполнять лучшие работы нас не научили.
В виду сказаннаго, даже и нам, мужикам, сдается, что мы живем, как будто, не так, как должны жить люди великой страны. Мы мужики, хотя смутно, но все таки сознаем, что земли в нашей стране много, так много, как нигде, но пахать народу нечего; лесов много, так много, как нигде, а зимой народу топить печи нечем и дети мерзнут в худо отопленных полуразвалившихся избах; хлеба много, так много, как нигде, а народ так худо питается, как нигде.
Что-то странное происходит в нашей русской земле. Все эти соображения приводят к тому выводу, что вся бедность наша, все неустройство земли русской происходит от нашего невежества. Кто истинный виновник нашего невежества, — пусть того судит Бог. Признавая просвещение так же для нас необходимым, как воздух, мы сим постановили: 1-е уполномочить нашего однообщественника, крестьянина Петра Ефимова Шмандина возбудить ходатайство пред надлежащей властью и общественными учреждениями, если он найдет нужным, по ниже-писанным вопросам; 2-е передать нашу школу грамоты тому ведомству, которое он найдет более подходящим; 3-е настоятельно ходатайствовать пред правительством об открытии у нас в деревне такого учебного заведения, воспитанники котораго по окончании курса могли бы смело вступить в мирное соревнование в торговле и ремеслах с прочими образованными народами. Название такому учебному заведению должно быть «народный университет»; 4-е просить через господина министра внутренних дел соизволения Его Императорскаго Величества присвоение новому и первому народному университету имени Алексеевскаго, в честь наследника престола, да будет этот непорочный младенец истинным покровителем народа. Избрана дер. Ильина для постройки такого учебного заведения по следующим соображениям: Ильина, в силу географическаго положения, как нельзя более соответствует такому назначению, лежит на большой дороге, в центре множества других селений, при следующих расстояниях: дер. Коромыслово в 1 версте, дер. Смехра в 1 вер., дер. Артемово в 1 вер., дер. Душилово в 1 1/2 вер., дер. Зыбкино в 2 вер., и т. дал. Чему будут учить наших детей, мы определять не беремся, но знаем одно, что нужно учить больше и лучше того, чем теперь. Немало найдется на Руси образованных, истинно любящих свою родину людей, которые и дадут нелицемерный совет, чему учить детей наших. Конечно, люди эти не земские начальники, которые за все свое многолетнее существование принесли такую пользу, качество которой пусть определит их собственная совесть и совесть тех, кто нам дал их.
Средств на постройку такого учебнаго заведения у нас нет, но мы даем дом, купленный нами за 950 руб., в котором помещается школа, готовы отвести десятину или даже две принадлежащей нам земли. Уполномочиваем Шмандина исхлопотать разрешение на сбор пожертвований в пользу университета; сами соберем между собою, что можем; уповаем, что найдутся люди, готовые откликнуться на наш призыв. Недостающие средства, а также и содержание учебного заведения, так как учение должно быть бесплатно, просить принять на счет казны.
К вышеизложенному постановлению присоединяются крестьяне других селений, которые прилагают руки.
Следует 171 подписей крестьян и печать сельского старосты.
Газ. «Право» 1905. 4 сентября.
№275 1907 г. марта ранее 10. — «Прошение» крестьян д. Быковка Ковровского уезда Владимирской губернии во II Государственную Думу
В Государственную Думу общества крестьян
Владимирской губернии Ковровского уезда
Лежневской волости дер. Быковка
* Неразборчиво.
Прошение
При освобождений нас от крепостной зависимости в 1861 году, нас наделяли землей по 2 1/4 десятины надушу. В настоящее время население удвоилось, и земли приобрести мы до настоящего времени нигде не могли; смежно с нашей землей находится казенная земля в пустоше Лукино, в количестве 58 десятин. 10 лет тому назад наше общество обратилось к казне с просьбой купить эту землю, 10 лет идут переговоры между нами и казной о покупке этой земли. Но до настоящего времени делу не видно конца, и чиновники, ведущие эти переговоры только тянут с нас взятки, не давая делу окончательного решения.
Признавая, что от современного чиновничества нельзя добиться никакого дела, мы порешили обратиться к Государственной Думе с просьбой в лице народных представителей войти в положение крестьян и выработать и утвердить закон о передаче казенных, удельных, монастырских и церковных земель в пользование крестьян, а, где таковых нет, то приступить к принудительному отчуждению и частновладельческих земель по земской оценке.
Надеясь, что Государственная дума не оставит нашей просьбы, мы твердо ждем решения Государственной думы и в надежде на ее работу мы и подписуемся...
Следует 87 подписей. РГИА. Ф. 1278. On. 1. 1907. Д. 787. Л. 65. Рукописный подлинник.