Секретно
... Разговоры о петербургской стачке сделались единственной темой среди рабочих, между которыми значительно увеличилось число сочувствующих ей и находящих, что время было бы путем такой же стачки обеспечить теперь же увеличение поденной платы и сокращение рабочего дня.
Местная группа социал-демократов, по сведениям, получила указания из Центрального Комитета Российской социал-демократической рабочей партии о необходимости устройства теперь же на Юге, в Ростове, Екатеринославском районе и Николаеве, всеобщих мирных стачек с предъявлением предпринимателем требований, аналогичных с требованиями петербургских рабочих, с некоторыми лишь изменениями в зависимости от местных условий.
Таким образом, ставка в Ростове подогревалась с двух сторон, и агитационная деятельность сосредоточивалась главным образом на Главных мастерских Владикавказской ж. д.
13 января местной социал-демократической группой была сделана первая попытка к массовой сходке, но она собралась в крайне ограниченном числе, а загородние патрули из конной полиции заставили ее быстро разойтись. 17-го ночью состоялась вторая сходка под руководством трех интеллигентов, которые предложили требовать рабочим: 8-часовой рабочий день, увеличение поденной платы, прекращение войны, свобода союзов, стачек, сходок, печати и избрание Учредительного собрания. После этого был обсужден способ, как начать стачку, причем общее мнение было, что стачка должна начаться непременно утром 18-го числа одновременно на заводах Нитнера и Пастухова и в Главных Владикавказских мастерских. Наибольшее внимание должно быть обращено на последние...
В 6 часов утра 18 же числа начали появляться к мастерским первые рабочие, известные отделению как подстрекатели к стачке и быстро стали разбрасываться листки прилагаемого воззвания. Заарестование ночью оратора и утром наиболее выдающихся из организованных рабочих успокоило рабочих мастерских, которые после завтрака снова приступили к работам.
По получении первоначальных сведений о приготовлениях в Главных мастерских Владикавказской ж. д. было собрано совещание под председательством ростовского градоначальника: из меня, местного помощника жандармского управления, полицмейстера, начальника гарнизона и начальника железнодорожного жандармского отделения подполковника Иванова. На совещании этом решено было изъять из среды рабочих наиболее деятельных подстрекателей к стачке, а в случае забастовки и проявления беспорядков принять самые решительные меры, применяясь к циркуляру Департамента полиции от 12 августа 1897 г.
за № 7587...
Ротмистр Аплечеев
ГАРО, ф. 826, оп. 1, д. 32, лл. 17-18.