№ 18. ВОЗЗВАНИЕ СОВЕТА РАБОЧИХ ДЕПУТАТОВ, ДОНКОМА РСДРП И ЦЕНТРАЛЬНОГО РОСТОВСКОГО БЮРО К РАБОЧИМ И ГРАЖДАНАМ РОСТОВА-НА-ДОНУ
13 декабря 1905 г.
Совет рабочих депутатов
Товарищи рабочими граждане!
И. д. ростовского-на-Дону градоначальника опричник Макеев (Макеев 12 декабря приступил к исполнению обязанностей градоначальника) призывает ростовское население приступить «немедленно» к восстановлению порядка и спокойствия. Трусливый и безграмотный полковник требует от рабочих, взявшихся за оружие для защиты народной свободы, сдаться в его руки, которые только что обагрились народной кровью.
Кто нарушил порядок и спокойствие? Кто стремится восстановить мирное течение жизни?
Правительство манифестом 17 октября обещало обеспечить народу завоеванную им политическую свободу. В течение 2 месяцев оно нагло нарушало свое обещание.
Рабочие объявили 7 декабря всеобщую политическую забастовку, требуя созыва всенародного Учредительного собрания, которое только одно может установить свободу и порядок в России. Сам народ, и только он один, должен решить свою судьбу.
Мирно и спокойно протекала политическая забастовка в Ростове-на-Дону. Многотысячные митинги рабочих заканчивались в полном порядке. Никаких насилий над имуществом и жизнью граждан не совершалось.
Бессильные представители бессильного самодержавного правительства г-да Макеев, Прокопович (Вр. и. д. градоначальника до назначения на эту должность Макеева) и Кo первые нарушили порядок и спокойствие. Больше того - они нарушили закон. Они лишили нас права собираться и мирно обсуждать вопросы нашей жизни. Когда мы не испугались их угроз, они с одобрения Ростовской-на-Дону городской думы начали расстреливать нас. Без всякого предупреждения, трусливо и подло, они расстреляли шрапнелью мирно расходящихся с митинга рабочих.
Напоив царской водкой казаков, они разрешили им расстреливать мирных граждай на улицах Ростова. Шесть дней Темерник бомбардируется артиллерией, жизнь мужчин, женщин и детей, их имущество отданы г-ном Макеевым в распоряжение пьяной орды.
И после этого г-н Макеев имеет наглость призывать население к спокойствию и порядку. После позорного поражения и трусливого поведения подчиненных ему войск он требует сдачи оружия у героев-рабочих.
Еще ни одна пядь земли не отнята у нас врагом, ни одного трофея не удалось им получить. Бодрость и дисциплина царят в рядах вооруженного пролетариата, трусость и растерянность охватили защитников умирающего самодержавия. Не нам сдавать свое оружие, не нашему врагу предписывать нам условия мира.
Мы прекратим военные действия только при следующих условиях:
1. Должно быть снято положение чрезвычайной охраны в Ростове и Нахичевани-на-Дону.
2. Казаки должны быть выведены из Ростова и Нахичевани-на-Дону.
3. Наши арестованные товарищи должны быть освобождены.
4. Никто из защитников народного дела не должен пострадать. Товарищи рабочие, вы клялись продолжать забастовку до снятия положения чрезвычайной охраны. Никто из вас не имеет права приступить к работе. Помните, что ваши товарищи стоят на Темернике с оружием в руках и защищают вашу жизнь и свободу.
Граждане, ваша обязанность поддержать борьбу рабочих. Помните, что наше поражение поведет к вашему разорению. Ваша жизнь и имущество будут отданы в полное распоряжение пьяных казацких орд.
Да здравствует революционный народ!
Да здравствует революция!
Исполнительная комиссия железнодорожного бюро, Донской комитет Российской социал-демократической рабочей партии
Печатано по распоряжению Исполнительной комиссии Совета рабочих депутатов.
Партархив Ростовского обкома КПСС, ф. 12, оп. 7, д. 298, л. 1,
№ 19. ТЕЛЕГРАММА ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА ПОЛИЦИИ НАЧАЛЬНИКУ ДОНСКОГО ОХРАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ РАСПРАВЫ НАД УЧАСТНИКАМИ ВОССТАНИЯ
21 декабря 1905 г.
Необходима крутая безотлагательная расправа с бунтовщиками; при самом подавлении мятежей истребление казаками задержанного с поличным террориста не может быть поставлено в вину; следует поддерживать бодрое настроение войск и полиции, а не гасить, отнюдь не дозволяя неуместных придирок, роняющих их энергию («Безотлагательная» расправа была проведена. В январе 1906 г. начальник Донской охранки сообщал: «Аресты продолжаются... К полному уничтожению организацш Совета рабочих депутатов и связи массы с революционными комитетами принимаются самые решительные меры путем изъятия из фабрик и заводов нежелательного элемента... В последнее время выслано 574 человека, из коих 82 - в Олонецкую губернию»).
Директор Вуич
ГАРО, ф. 826, оп. 1, д. 55, л. 74.
КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
№ 20. ДОНЕСЕНИЕ ПОМОЩНИКА НАЧАЛЬНИКА ДОНСКОГО ЖАНДАРМСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ О ВОЛНЕНИЯХ КРЕСТЬЯН СЛ. БОЛЬШЕКРЕПЙНСКОЙ И ДЕР. ФЕДОРОВКИ
10 июня 1905 г. Секретно
5 июня крестьяне сл. Больше-Крепинской, Таганрогского округа, выгнали своих лошадей для подножного карма на сенокос местного землевладельца Г. И. Мазаева. Когда из экономии об этом дано было знать местному уряднику Ставицкому, последний с объездчиками г-наМазаева и с десятским отправился на сенокос, но толпа крестьян до 100 человек, окружив своих лошадей, с цепами, дубинами и камнями приготовилась к встрече и при приближении урядника раздались крики: «Лови урядника, убьем его». Урядник Ставицкий выстрелил в толпу из охотничьего ружья, никого не ранив, из толпы посыпались на него камни, вследствие чего объездчики ускакали, а урядник Ставицкий принужден был спасаться бегством. При погоне за урядником среди толпы крестьян раздавались крики: «разгромим Мазая!», но к экономии последнего крестьяне не подходили.. На следующий день к воротам квартиры местного заседателя 7-го участка была прибита записка следующего содержания: «Ваше высокоблагородие, просим вас, передайте уряднику, пусть он, проклятая его душа, больше не ездит до Мазая объездчикувать, а то все равно застрелим не в поле, так дома из-за куста, и бог простит, а не то дожидайте бунта до Мазаева».
Ввиду этих обстоятельств по распоряжению окружного начальника в сл. Больше-Крепинской был собран сельский сход, на котором крестьянам разъяснена беззаконность их поступка и они предупреждены, что при повторении подобных явлений для усмирения их будет вытребована воинская команда.
За последние дни волнений среди крестьян сл. Больше-Крепинской не наблюдалось, но замечено брожение среди крестьян дер. Федоровки, Мыс-Добронадеждинской волости, Таганрогского округа, по следующему поводу: крестьяне означенной деревни арендуют землю от экономии Полякова по 25 руб. за десятину, причем половину арендной платы вносят при распашке, а другую половину-при уборке хлеба; в настоящем году вследствие бывшего бездорожья поля крестьян этой волости в очень плохом состоянии, и они просили управляющего экономией Полякова г-на Доманского не взимать с них вторую половину арендной платы, на что он не согласился и заявил, им, что он не позволит увозить хлеб с полей, раз все деньги не будут внесены. Крестьяне намереваются убрать хлеб силою, и при уборке хлеба весьма возможно возникновение беспорядков.
О вышеизложенном доношу Департаменту полиции.
Ротмистр Попов
ГАРО ф. 829, оп. 1, д. 1139, лл. 93-95.
№ 21. ИЗ ГАЗЕТНОГО СООБЩЕНИЯ О ВЫНЕСЕНИИ КРЕСТЬЯНАМИ пос. ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОГО ПРИГОВОРА С ТРЕБОВАНИЕМ ПЕРЕДАТЬ ЗЕМЛЮ В «РАСПОРЯЖЕНИЕ ВСЕГО НАРОДА»
27 июля 1905 г.
...В притворе Крестьян Екатериноелавекого пос., Донецкого округа, Донской области, читаем: «Обсудив свое собственное бедственное положение, мы пришли к единогласному заключению, что, кроме изложенного (речь шла о необходимости политических реформ), причинами нашей бедности, невежества и угнетения являются малоземелье и та высокая арендная плата, которую взимают с нас землевладельцы за одно позволение обрабатывать их землю. Необходимо уничтожить частную собственность на землю и передать все частновладельческие, казенные, удельные, монастырские и церковные земли в распоряжение всего народа. Землею должен пользоваться только тот, кто своей семьей или в товариществе, но без батрацкого труда будет ее обрабатывать, и в таком количестве, сколько он в силах обработать».
Газ «Приазовский край» № 178, 1905 г.
№ 22. СООБЩЕНИЕ УЧАСТКОВОГО ЗАСЕДАТЕЛЯ ТАГАНРОГСКОГО ОКРУГА О ВОЛНЕНИЯХ КРЕСТЬЯН СЛ. ГОЛОДАЕВКИ
16 августа 1905 г.
Г-ну судебному следователю 1-го участка Таганрогского округа
...Сегодня около 10 часов 30 минут утра крестьяне сл. Голодаевки, собравшись около 150 человек, предъявили требование экономии генерала-от-кавалерии А. Д. Мартынова о понижении арендной платы на землю; управляющим было объявлено им, что с такой просьбой они должны обратиться к самому владельцу. Будучи не удовлетворены таким ответом, крестьяне ушли и, подойдя к моей квартире, требовали, чтобы мной предписано было местному волостному старшине выдать им
(В печатном варианте книги отсутствуют страницы № 373-374)
участковому судебному следователю приступить к производству следствия.
2. 6 августа в 9 часов вечера неизвестно кем был совершен поджог в экономии Точиловского, отстоящей от слободы Успенской в 3 верстах, причем сгорело 5 скирд сена, соломы и половы...
...4. 16 августа в сл. Артемовне местные крестьяне большою толпою направились к экономии Жердева, разграбили 70 мешков хлеба, а затем сожгли экономию.
Запасные нижние чины в сл. Федоровке разбили и разграбили лавку торговца Дергача.
5. 16 августа в пос. Дубровском, Голодаевекой волости, большая толпа местных крестьян в сопровождении запасных нижних чинов разгромила дом и контору экономии Байбуса, а также разграбила имущество и сожгла амбар, в котором хранилось более 1 тыс. четвертей зернового хлеба и другие экономические постройки...
Для прекращения беспорядков в распоряжении окружного начальника находились одна рота пехоты и две с половиной сотни казаков. Но так как волнение охватило весьма большой район, то мною сделано распоряжение о командировании в Таганрогский округ еще двух сотен казаков из города Новочеркасска...
Об изложенном доношу вашему превосходительству.
Подлинный за надлежащими подписями.
Верно: и. д. столоначальника капитан
ЦГВИА, ф. 4, оп. 72, д. 89, лл. 3-6.
№ 24. ПОКАЗАНИЕ СЕЛЬСКОГО СТАРОСТЫ ПОС. МИХАЙЛОВСКОГО О СБОРЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ КРЕСТЬЯНАМИ ДЛЯ ВОССТАВШИХ РАБОЧИХ РОСТОВА В ДЕКАБРЕ 1905 г.
6 марта 1908 г.
В декабре месяце 1905 г. во время службы моей в пос. Михайловском сельским старостою во время сельского схода в Михайловское сельское правление явился крестьянин пос. Ильинского Василий Андреев Ляпин и привез с собою какую-то бумагу от партии бастующих рабочих в г. Ростове-на-Дону с просьбою оказать им помощь съестными припасами.
По прочтении Ляпиным сельскому сходу привезенной им с собою бумаги и по разъяснении таковой на словах бывшие на сходе крестьяне стали сносить в сельское правление разные съестные припасы, а затем с угрозами потребовали от меня, чтобы я засвидетельствовал с привезенной Ляпиным бумаги копию и таковую послал бы на подводах в ближайшие владельческие хутора для сбора пожертвований и там, что мною было исполнено ввиду сильного возбуждения собравшихся на сход крестьян и делаемых ими мне угроз.
Копию с привезенной Ляпиным бумаги написал служивший в нашем поселке помощник учителя Митрофан Лукьянов, а я, как неграмотный, приложил к ней печать; копию эту под влиянием угроз подписал и сельский писарь Дмитрианко.
Всего было собрано всех съестных припасов на 6 или 7 подвод, которые затем были отвезены в Кущевку для отправки по принадлежности...
Бывший Михайловский сельский староста
Гомезов
ГАРО, ф. 98, оп. 1, д. 7411, л, 5, № 25
№ 25. ВЫПИСКА ИЗ ЖУРНАЛА ОБЛАСТНОГО ПРАВЛЕНИЯ О ПЕРЕПОЛНЕНИИ ТЮРЕМ В ОБЛАСТИ И ПРЕДСТОЯЩИХ АРЕСТАХ УЧАСТНИКОВ «АГРАРНЫХ БЕСПОРЯДКОВ»
12 января 1906 г.
Слушали: прокурор Новочеркасского окружного суда отношением от 5 сего января за № 49 сообщил Областному правлению, что ввиду крайнего переполнения тюрем области арестантами и предстоящих в ближайшие дни арестов обвиняемых по делам об аграрных беспорядках в Донецком округе он, прокурор, просил войскового наказного атамана сделать распоряжение об отводе помещения для содержания подследственных арестантов в полицейских тюрьмах в новом и старом зданиях полиции, приблизительно на 125 человек, на что его сиятельство изъявил свое согласие.
Ввиду этого прокурор Новочеркасского окружного суда просит Областное правление принять меры к снабжению упомянутых помещений постелями, парашами и другими предметами тюремного обихода, ассигновав для этого в распоряжение лица, коему будет поручено новочер-касаким полицмейотером ближайшее заведывание означенными местами, необходимые денежные средства...
За старшего помощника войскового наказного атамана
ГАРО, ф. 301, оп. 8, д. 1847, л. 19
ВОЛНЕНИЯ В АРМИИ И ВЫСТУПЛЕНИЯ КАЗАКОВ ПРОТИВ МОБИЛИЗАЦИИ
№ 26. СООБЩЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА ДОНСКОЙ ОХРАНКИ КОМАНДИРУ 3-ГО БАТАЛЬОНА ФЕОДОСИЙСКОГО ПОЛКА ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КРУЖКА В 1-й РОТЕ
17 июня 1905 г. Совершенно секретно
По имеющимся у меня негласным сведениям, в 1-й роте расположенного здесь батальона Феодосийского полка образовался кружок из нижних чинов, руководимый каким-то рядовым. Пропаганда в кружке большей частью ведется для убеждений нижних чинов, чтобы в случае вызова их для подавления беспорядков они не употребляли бы в действие оружие, что, по негласным сведениям, будто бы уже и достигнуто пропагандистом, так что в случае вызова 1-й роты для прекращения беспорядков, нижние чины этой роты не намерены подавлять таковые, а скорее всего склонны будут сами перейти на сторону толпы. Такая пропаганда проникает и в другие роты батальона... (Отмечая усиление революционной пропаганды в армии, начальник Донской охранки в ноябре 1905 г. сообщал в Департамент полиции: «Можно ожидать весьма серьезных осложнений... в 4-й батарее 42-й артиллерийской бригады и в 196-м Заславском пехотном полку. Нижние чины этих частей посещают митинги, и пропаганда в их среде ведется совершенно открыто. (Кроме того, начинается пропаганда среди казачьих частей» (ГАРО, ф. 826, оп. 1, д. 42, лл. 106-107))
Ротмистр Аплечеев
ГАРО, ф. 826, оп. 1, д. 25, л. 59.
№ 27. РАПОРТ ОКРУЖНОГО АТАМАНА ВОЙСКОВОМУ АТАМАНУ О ВОЛНЕНИЯХ МОБИЛИЗОВАННЫХ КАЗАКОВ 3-ГО ДОНСКОГО СВОДНОГО ПОЛКА
7 декабря 1905 г.
14 ноября мобилизованный сводный из 19, 20, 21, 22, 23 и 24-й отдельных второочередных штен полк окончательно был сформирован и передан назначенному командующим этим полком войсковому старшине Попову...
2 декабря в 9 часов вечера я получил от полицейского пристава хут. Фролова телеграмму такого содержания: «Казаки полка бунтуют, бьют станцию, отказываются грузиться», и в 11 часов вечера того же 2 декабря я выехал в хутор Фролов, куда и прибыли около 9 часов 3 декабря... Казаки заявили, что их хотели отправить, не отслуживши молебна, отправляют нести полицейскую службу - охранять помещиков и купцов, а их семьи - жены и дети, остаются без работников. Нести службу они желают на границе или где-либо в другом месте, но не в полиции. На все увещания мои исполнить свой долг - идти куда прикажут они упрямо твердили, что не хотят полицейской службы и не пойдут служить. Те же голоса раздавались из толпы, окружавшей нас и состоявшей в большей части из родных казаков. Наконец мои убеждения как будто и подействовали на казаков, и они согласились грузиться, и их прямо с площади повели на платформу, где был приготовлен поезд; туда же отправилась и толпа.
Только что я собрался ехать на посадку сотни, как ко мне явился командующий полком и доложил, что успели погрузить только три вагона, более же и сами казаки и толпа из родственников и казаков других сотен не позволили грузить, а вывели даже и тех лошадей, которых уже погрузили и с криком «домой, домой» разъехались по хутору...
Как я узнал при расспросах некоторых лиц, 2 декабря произошло следующее.
С 4 часов вечера была назначена погрузка 21-й сотни и с 5 - 22-й. 21-я сотня явилась на платформу только с одним командиром сотни, младшие же офицеры ее, подъесаул Авраамов и хорунжий Рудаков, отсутствовали; также не было при этом и командира полка. Прибывшей сотне пришлось около часу ждать, пока подали поезд, а в это время стало уже темнеть, и собралась, как объяснил командир сотни есаул Воинов, толпа из рабочих, человек до 70, и стала кричать, шуметь, и, наконец, просто отгонять казаков и лошадей от вагонов, и не позволила, таким образом, произвести посадку сотни, которая и ушла в хутор.
Когда подошла 22-я сотня, то возбуждение толпы было уже очень сильное и слышались угрозы. Как сообщил хорунжий Жилин, прибывший на посадку с 22-й сотней, из толпы раздавались крики; «Братцы, не садись в вагоны, 21-я сотня не села!» - и толпа не позволила произвести посадку и этой сотни...
Подписали: генерал-майор Филинков и старший адъютант подъесаул Попов
ЦГВИА, ф. 4, л., оп. 74, д. 81, лл. 34-36.
№ 28. ИЗ ПРОТОКОЛА ОБЛАСТНОГО ПРАВЛЕНИЯ ОБ ОТКАЗЕ КАЗАКОВ СТ. КАМЕНСКОЙ НЕСТИ ПОЛИЦЕЙСКУЮ СЛУЖБУ
23 декабря 1905 г.
...После обнародования высочайшего манифеста от 17 октября сего года жалобы казаков перешли в ропот, и они стали нести службу небрежно и неохотно, причем еженедельно полицейскому приставу приходилось уговариватъ каждую смену казаков идти на службу. 20 же ноября казаки недельного караула под давлением станичного сбора вовсе отказались нести службу по ст. Каменской и не пошли на полицейские посты и, таким образом, станица осталась без полицейского надзора...
4 и 5 декабря окружной атаман сряду два раза был на станичном сборе, который в его присутствии наотрез отказал в назначении наряда казаков для полицейской службы и самые полицейские службы и самые полицейские посты закрыл, несмотря на его вразумление и разъяснение о неправильности их действия и грозящей ответственности, а также и о том, что в случае постановления на этот счет каких-либо приговоров, последние не могут иметь какой-либо законной силы впредь до рассмотрения их областным правлением, а до того недельные казаки обязаны нести полицейскую службу. Но станичный сбор категорически отказал в высылке казаков...
Старший помощник войскового наказного атамана генерал-лейтенант Греков
Советники:
ГАРО, ф. 301, оп. 8, д. 1833, лл. 628-629.